Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Староверова Ольга Валентиновна

Рассмотрены вопросы применения цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов. Выявлены существующие на сегодняшний день проблемы применения цифровых технологий в налоговой отрасли, которые заключаются в дефиците компетентных кадров; отсутствии систематизации налогового документооборота, его большом объеме; низком уровне информационного обмена между ведомствами. Поэтому несмотря на устойчивую практику внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых органов спорным остается вопрос о путях повышения эффективности данной практики при реализации контрольно-надзорной деятельности. Решение перечисленных проблем заключается в основном в совершенствовании налогового законодательства и системы автоматизации, а также своевременном выявлении проблем функционирования цифровых технологий. Внедрение цифровых технологий в контрольно-надзорную деятельность налоговых органов позволит создать комфортные условия как для самих налоговых органов, так для налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES

The article deals with the use of digital technologies in the control and supervisory activities of tax authorities. The current problems of the use of digital technologies in the tax industry, which are the lack of competent personnel, have been identified; lack of systematization of the tax document flow, its large volume; low level of information exchange between departments. Therefore, despite the steady practice of introducing digital technologies into the activities of tax authorities, the question of ways to increase the effectiveness of this practice in the implementation of control and supervisory activities remains controversial. The solution to these problems lies mainly in the improvement of tax legislation and the automation system, as well as the timely identification of problems in the functioning of digital technologies. The introduction of digital technologies in the control and supervisory activities of the tax authorities will create comfortable conditions for both the tax authorities themselves and taxpayers.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-315-319 NIION: 2003-0059-1/23-596 MOSURED: 77/27-003-2023-01-795

Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов

Староверова Ольга Валентиновна

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы применения цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов. Выявлены существующие на сегодняшний день проблемы применения цифровых технологий в налоговой отрасли, которые заключаются в дефиците компетентных кадров; отсутствии систематизации налогового документооборота, его большом объеме; низком уровне информационного обмена между ведомствами. Поэтому несмотря на устойчивую практику внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых органов спорным остается вопрос о путях повышения эффективности данной практики при реализации контрольно-надзорной деятельности. Решение перечисленных проблем заключается в основном в совершенствовании налогового законодательства и системы автоматизации, а также своевременном выявлении проблем функционирования цифровых технологий. Внедрение цифровых технологий в контрольно-надзорную деятельность налоговых органов позволит создать комфортные условия как для самих налоговых органов, так для налогоплательщиков.

Ключевые слова: цифровые технологии, налоговые органы, система налогового администрирования, налоговый контроль

Для цитирования: Староверова О. В. Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 315-319. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-315-319.

Original article

The use of digital technologies in the control and supervision activities of tax authorities

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The article deals with the use of digital technologies in the control and supervisory activities of tax authorities. The current problems of the use of digital technologies in the tax industry, which are the lack of competent personnel, have been identified; lack of systematization of the tax document flow, its large volume; low level of information exchange between departments. Therefore, despite the steady practice of introducing digital technologies into the activities of tax authorities, the question of ways to increase the effectiveness of this practice in the implementation of control and supervisory activities remains controversial. The solution to these problems lies mainly in the improvement of tax legislation and the automation system, as well as the timely identification of problems in the functioning of digital technologies. The introduction of digital technologies in the control and supervisory activities of the tax authorities will create comfortable conditions for both the tax authorities themselves and taxpayers.

Keywords: digital technologies, tax authorities, tax administration system, tax control

For citation: Staroverova O. V. The use of digital technologies in the control and supervision activities of tax authorities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):315-319. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-315-319.

В настоящее время проблема повышения эффективности применения цифровых технологий налоговыми органами недостаточно разработана, однако, существуют различные точки зрения, отмечающие необходимость применения цифровых технологий в налоговом администрировании. Так, мы в след за А. С. Никоновой, К. С. Черноусовой [9, 11], считаем, что огромный потенциал цифровых технологий в системе налогового администрирования

проявляется в снижении издержек на функционирование налоговых органов и организации их контрольной работы, оптимизации системы налогового контроля.

Е. И. Гнатышина и Е. А. Губар [5; 6] прямо указывают на то, что цифровизацию налогового администрирования и контроля можно рассмотреть через призму риск-ориентированного подхода, что позволяет, с одной стороны, не идеализировать практику

© Староверова О. В., 2023

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

применения цифровых технологий, а, с другой стороны, видеть перспективу развития системы налогового администрирования в целом.

Общеизвестно, что под цифровизацией в современной экономике понимается планомерное внедрение и применение цифровых технологий в конкретной области производства и управления с целью автоматизации производственных или управленческих процессов, экономии времени и увеличения прибыли [9]. Применительно к сфере деятельности налоговых органов внедрение цифровых технологий (специализированного программного обеспечения, каналов связи) способствует усиленной профилактике налоговых правонарушений, упрощают схему взаимодействия с налогоплательщиками.

В свою очередь, для налогоплательщиков цифровые технологии призваны упростить задачу по получению информации от налоговых органов, подачу документов в налоговую инспекцию, сократить время на формирование запроса и ожидание ответа на него.

Согласно ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль — это контрольная деятельность уполномоченных органов (налоговых органов), направленная на соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов, а также полноту и своевременность их уплаты [1]. Надо согласиться с мнением М. Е. Косова, который пишет, что «налоговое администрирование следует рассматривать как системную деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на обеспечение поступления налоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, укрепление налоговой дисциплины и упорядочение налоговых отношений путем планирования, организации, контроля и применения мер ответственности, основанных на совершенной системе нормативно-правового регулирования» [13]. Что касается налогового администрирования, то данный процесс представляет собой комплексную систему налоговых правоотношений — взаимосвязей между органами налогового контроля и налогоплательщиками.

Нельзя не согласиться с мнением авторов [9], что цифровые технологии в сфере налогового контроля и администрирования предполагают, среди прочего, и возможность контролировать налоговые правоотношения дистанционно, чему способствует автоматизация соответствующих процедур. Так, например, авто-

матизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета (АСК НДС), применение которой позволяет налогоплательщику самостоятельно предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС в электронном виде.

Внедренное в работу налоговых органов еще в 2013 г. программное обеспечение было полностью обновлено в 2018 г. до новейшей версии, позволяющей полностью автоматизировать процедуру проверки налоговых деклараций, отслеживать движение налоговых поступлений от физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4]. Так, АСК НДС в автоматическом режиме сверяет представленные данные в декларации по НДС с базой контрагентов налогоплательщика. Если возникают расхождения, то АСК НДС формирует требование о даче пояснений в установленный срок по выявленному факту расхождения сведений. В случае отсутствия ответа с пояснениями, в системе АСК НДС формируется требование об уплате недоимки в бюджет и штрафе [5]. Таким образом, вследствие наличия недоимки у плательщика НДС, выявляемой ВСК НДС, доходная часть бюджета увеличивается за счет начисляемого этой программой штрафа, а как известно статистически, НДС образует более 80 % доли бюджета федерального уровня.

До внедрения АСК НДС плательщик НДС подавал уточненную декларацию, отказываясь от ранее требуемой с налогового органа суммы возмещения по НДС. Помимо контроля налоговой отчетности, своевременности и полноты уплаты налогов, АСК НДС позволяет выявлять недобросовестных налогоплательщиков в лице, главным образом, фирм-однодневок [5]. Например, с 2015 по 2021 г. число выявляемых фирм-однодневок сократилось с 1,7 млн единиц до 0,850 единиц. Одновременно с этим увеличилась и доходность бюджета за счет снижения числа недобросовестных налогоплательщиков [3].

В продолжение темы пополнения бюджета за счет автоматизированного администрирования НДС необходимо упомянуть еще один цифровой инструмент — «НДС-офис интернет-компаний», функционирующих с 2017 г., с целью постановки на налоговый учет в Российской Федерации зарубежных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации [3]. В рамках работы с цифровым сервисом у названных лиц имеется возможность подачи заявлений в налоговые ор-

ECONOMIC SCIENCE

ганы, предоставляется канал электронной связи с должностными лицами органов налогового контроля. Таким образом, цифровые технологии «НДС-офис интернет-компаний» позволяют налоговым органам контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений из иностранных государств.

Мы не ставим своей задачей анализировать все информационные системы, позволяющие усовершенствовать контрольно-надзорную работу налоговых органов. Детально остановимся лишь на некоторых из них, например, учетной цифровой системе — Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая позволяет снизить вероятность появления на российском рынке контрафактной алкогольной или спиртосодержащей продукции [8]. ЕГАИС содержит информацию о маркировке данной продукции, базовую информацию о производителях, получаемую после приема торговой сетью алкогольной продукции, при считывании специальных кодов с упаковки. Именно в результате консолидирования таких сведений в ЕГАИС учитывается каждая единица товара, подлинность которого покупатель может проверить при помощи сканирования специального QR-кода [11]. В результате применения ЕГАИС бюджет пополняется за счет акцизов на алкогольную продукцию. Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации определено, что с 1 июля 2018 г. каждый субъект рынка алкогольной продукции обязан предоставлять в налоговые органы сведения о факте приема или списания партионной (марочной) единицы продукции [2]. В настоящее время органами налогового контроля фиксируется высокая эффективность принимаемой меры, поскольку через год после ее внедрения доходность бюджета от акцизов возросла до 2,6 % [3].

В целях недопущения занижения налогооблагаемой прибыли торговыми сетями, пресечения монопольного завышения цен налоговыми органами применяется еще одна форма цифровых технологий — автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ); целью применения АСК ККТ является контроль учета выручки торговых сетей в рамках налоговых проверок, в том числе и дистанционно. Кроме того, АСК ККТ позволяет в полной мере автоматизировать процедуру регистрации контрольно-кассовых машин, а также систематизации данных, получаемых в процессе работы данных машин. Результаты

проведения контроля цен и размера НДС на социально значимые товары, товары для детей, медицинские препараты, дезинфицирующие средства и средства индивидуальной защиты позволили налоговым органам в период пандемии отслеживать в специализированной программе в дистанционном формате.

Есть все основания сказать, что использование налоговыми органами в своей деятельности цифровых технологий позволит увеличивать объемы доходной части бюджета.

Таким образом, с усовершенствованием инструментов цифрового налогового контроля возникает вероятность полной независимости налоговых проверок, что снижает служебную нагрузку на налоговых инспекторов, исключает коррупционный риск при проведении налоговых проверок, обеспечивает полную независимость контрольно-надзорных действий от человеческого фактора [12]. А сочетание цифровых технологий с использованием риск-ориентированного подхода позволит сохранить баланс между полной цифровизацией и сохранением непосредственного правоприменения [6].

При этом процесс внедрения цифровых технологий в контрольной работе налоговых органов сопряжен с развитием цифровой грамотности сотрудников налоговых инспекций, находящейся в прямой зависимости от осознания значимости цифровиза-ции своей контрольно-надзорной деятельности [7]. Поэтому возникает необходимость дополнительного профессионального образования сотрудников налоговых органов в целях повышения их квалификации и эффективности применения ими цифровых технологий.

Помимо недостаточности компетенции сотрудников налоговых органов в сфере применения в своей деятельности цифровых технологий на практике, в качестве базовой проблемы цифровизации сферы налогового контроля и администрирования выделяют отсутствие систематизации документов налогового контроля на фоне большого объема документооборота [10]. В целях снижения количества обрабатываемых налоговыми органами документов представляется целесообразным пересмотреть административные регламенты проведения контрольно-надзорных мероприятий, провести оценку их значимости и при необходимости оптимизировать их количество. Количественному снижению документо-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

оборота будет способствовать полный их перевод в электронный формат, отказ от бумажного носителя, практика которого уже внедряется в налоговые органы.

Недостаточный уровень информационного взаимодействия между органами государственной власти и налоговыми органами существенным образом замедляет процесс цифровизации, снижает пополнение доходной части бюджетов различных уровней [10]. Прежде всего, здесь речь идет о взаимодействии органов Россреестра с налоговыми органами относительно базы данных имущества физических лиц и организаций с целью налогообложения этого имущества, т. е. необходимо повысить уровень информационного обмена путем дополнительной информационной системы взаимодействия.

В настоящее время в работе налоговых органов применяется программное обеспечение высокого уровня, позволяющее оперативно осуществлять налоговый контроль и администрирование в соответствии с налоговым законодательством. Существующие на сегодняшний день проблемы применения цифровых технологий в налоговой отрасли заключаются в дефиците компетентных кадров; отсутствии систематизации налогового документооборота, его большом объеме; низком уровне информационного обмена между ведомствами. Решение перечисленных проблем заключается, в основном, в совершенствовании налогового законодательства и системы автоматизации, а также своевременном выявлении проблем функционирования цифровых технологий. Внедрение цифровых технологий в контрольно- надзорную деятельность налоговых органов позволит создать комфортные условия как для самих налоговых органов, так для налогоплательщиков.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28 июня 2022 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. II) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3341.

3. Алексеева П. В., Черноусова К. С. Анализ эффективности выездных и камеральных проверок налоговых органов в России // Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. Т. 19. № 1. С. 107-109.

4. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. 2-е изд. М. : Магистр ; Инфра-М, 2019.

5. Гнатышина Е. И. Налоговое администрирование цифровой экономики: риск-ориентированный подход // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика». 2019. № 5. С. 12-17.

6. Губар Е. А., Житкова Е. М., Кумачева С. Ш., Томилина Г. А. Моделирование процессов воздействия информации о проверках на риск-статусы и уклонения налогоплательщиков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2019. Т. 15. № 2. С. 245-258.

7. Мигачева Е. В. Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Безопасность бизнеса. 2022. № 3. С. 37-43.

8. Никонова А.С., Черноусова К. С. Цифровиза-ция и влияние цифровых технологий на эффективности налогового контроля // Вопросы студенческой науки. 2020. № 12. С. 350-354.

9. Цифровые технологии налогового администрирования: монография с грифом НИИ образования и науки / И. А. Майбуров, Ю. Б. Иванов, С. А. Белозе-ров [и др.]; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

10. Челпанова М. М., Сапунова Т. Г. Основные проблемы налогового администрирования и перспективы их решения // Финансовое право. 2021. № 3. С. 28-31.

11. Черноусова К. С. Совершенствование форм налогового контроля на современном экономическом этапе развития в РФ // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 153-157.

12. Шаститко А. Е., Морозов А. Н. Амбивалентность цифровой трансформации в налоговом администрировании // Закон. 2021. № 4. С. 33-42.

13. Косов М. Е., Савельева Е. Н. Налоговый контроль как сфера налогового администрирования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 144-149.

References

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part I) of July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended. dated June 28, 2022) // SZ RF. 1998. No. 31. St. 3825.

ECONOMIC SCIENCE

2. Tax Code of the Russian Federation (Part II) dated August 5, 2000 No. 117-FZ (as amended. dated July 14, 2022) // SZ RF. 2000. No. 32. St. 3341.

3. Alekseeva P. V., Chernousova K. S. Analysis of the effectiveness of on-site and desk inspections of tax authorities in Russia // Izvestiya Institute of Management Systems SGEU. 2019. Vol. 19. No. 1. P. 107-109.

4. Aronov A. V., Kashin V. A. Tax policy and tax administration: textbook. stipend. 2nd ed. M. : Master ; Infra-M, 2019.

5. Gnatyshina E. I. Tax administration of the digital economy: a risk-oriented approach // Bulletin of the Volga State University of Service. The series «Economics». 2019. No. 5. P. 12-17.

6. Gubar E. A., Zhitkova E. M., Kumacheva S. Sh., Tomilina G. A. Modeling of the processes of the impact of information on inspections on risk statuses and taxpayer evasion // Bulletin of St. Petersburg University. Applied mathematics. Computer science. Management processes. 2019. Vol. 15. No. 2. P. 245-258.

7. Migacheva E. V. Legal regulation of the functioning of the tax system of the Russian Federation in the digital economy // Business security. 2022. No. 3. P. 37-43.

8. Nikonova A.S., Chernousova K. S. Digitalization and the impact of digital technologies on the effectiveness of tax control // Questions of student science. 2020. No. 12. P. 350-354.

9. Digital technologies of tax administration: a monograph with the stamp of the Research Institute of Education and Science / I. A. Maiburov, Yu. B. Ivanov, S. A. Belozerov [et al.]; edited by I. A. Mayburov, Yu. B. Ivanov. M. : UNITY-DANA, 2019.

10. Chelpanova M. M., Sapunova T. G. The main problems of tax administration and prospects for their solution // Financial law. 2021. No. 3. P. 28-31.

11. Chernousova K. S. Improving forms of tax control at the current economic stage of development in the Russian Federation // Business. Education. Right. 2020. No. 3 (52). P. 153-157.

12. Shastitko A. E., Morozov A. N. Ambivalence of digital transformation in tax administration // Law. 2021. No. 4. P. 33-42.

13. Kosov M. E., Savelyeva E. N. Tax control as a sphere of tax administration // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 5. P. 144-149.

Информация об авторе

О. В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

O. V. Staroverova — Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 26.01.2023; принята к публикации 09.02.2023.

The article was submitted 29.12.2022; approved after reviewing 26.01.2023; accepted for publication 09.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.