Научная статья на тему 'Международный опыт цифровизации налогового администрирования'

Международный опыт цифровизации налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / цифровизация информационных и коммуникационных технологий / цифровые технологии налогового администрирования / tax administration / digitalization / of information and communication technologies / digital technologies of tax administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

Статья посвящена международному опыту развития методов цифровизации налогового администрирования, изучению международного опыта формирования и развития цифровых инструментов совершенствования налогового администрирования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of the digitalization of tax administration

The article is devoted to the international experience in the development of methods for digitalization of tax administration; studying international experience in the formation and development of digital tools for improving tax administration in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Международный опыт цифровизации налогового администрирования»

УДК 336

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-216-220 EDN: https://elibrary.ru/zhmqnk NIION: 2015-0066-3/23-739 MOSURED: 77/27-011-2023-03-938

Международный опыт цифровизации налогового администрирования

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена международному опыту развития методов цифровизации налогового администрирования, изучению международного опыта формирования и развития цифровых инструментов совершенствования налогового администрирования в современных условиях.

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровизация информационных и коммуникационных технологий, цифровые технологии налогового администрирования

Для цитирования: Староверова О. В. Международный опыт цифровизации налогового администрирования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 216-220. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-216-220. EDN: ZHMQNK.

Original article

International experience of the digitalization of tax administration

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the international experience in the development of methods for digitalization of tax administration; studying international experience in the formation and development of digital tools for improving tax administration in modern conditions.

Keywords: tax administration, digitalization, of information and communication technologies, digital technologies of tax administration

For citation: Staroverova O. V. International experience of the digitalization of tax administration. Bulletin of economic security. 2023;(3):216-20. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-216-220. EDN: ZHMQNK.

Одной из наиболее заметных тенденций нашего времени является все более стремительное внедрение цифровых технологий в разные сферы деятельности. Не является исключением и экономическая сфера, в том числе и такой важный ее сектор, как налоговая система, играющая важнейшую роль в процессе развития экономики и достижения стабильности жизнедеятельности любого государства. С этой точки зрения, сложно переоценить важность налоговых органов, поскольку именно их успешное функционирование служит залогом предоставления высокого качества услуг и комфортных условий для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса. А как общеизвестно, дефицит бюджета негативно отражается на уровне жизни насе-

© Староверова О. В., 2023

ления, так как происходит сокращение отчислений на социальную сферу, образование и здравоохранение [1].

Цифровизация - это трансформация разнообразной информации в цифровую форму и, как следствие, более эффективная работа с ней [2, с. 86]. По оценке Boston Consulting Group, наша страна занимает далеко не передовые позиции в процессе цифровой трансформации, уступая таким развитым странам, как Великобритания, Норвегия, Нидерланды и Южная Корея [3]. Однако в области цифровизации налогового администрирования Россия занимала ведущие позиции еще на ранних этапах этого процесса.

Очевидно, что цифровизация открывает новые интересные возможности, которые, с учетом новизны данного направления, только начинают изучаться, однако в то же время она является источником новых вызовов и

проблем. Использование информационных технологий коренным образом изменяет парадигму налогового администрирования. С этой точки зрения, процесс импле-ментации цифровых методов и технологий неотъемлем от процесса осмысления и изучения международного опыта на практическом примере тех стран, что уже освоили данную сферу. Это объясняет актуальность данной работы и избранной тематики, которая обусловлена необходимостью изучения международного опыта формирования и развития цифровых инструментов совершенствования налогового администрирования в современных условиях.

С точки зрения подавляющего большинства ученых, процесс цифровизации налоговых отношений несет в себе положительные стороны - такие, как оптимизация деятельности налоговых органов, экономия времени и упрощение процедур подачи и получения необходимой информации, а значит, и снижение административной нагрузки. Федеральная налоговая служба трансформируется в цифровую сервисную компанию, обеспечивает надежное и эффективное администрирование и оказание услуг по самым высоким стандартам. Следовательно, цифровизация способствует повышению эффективности работы налоговой системы, что подтверждается на практике. Исследование Е. А. Трофимовой и др. «Современные тенденции в налогообложении» [4] доказывает, что выявление основных аспектов внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в налоговые процедуры. Исследование базируется на методах индукции и дедукции, описания и сравнения, анализе нормативно-правового материала, а также историко-системном методе. Один из принципиально важных вопросов, который подчеркивают авторы, - значимость цифровых методов налогового администрирования с точки зрения необходимости роста налоговых поступлений. В результате проведенного исследования авторы заключают, что цифровизация налогового администрирования способствует росту эффективности налоговой системы РФ и, как следствие, устойчивому росту экономики.

Научные исследования последних лет, как в России, так и за рубежом доказывают важную роль цифровиза-ции. Мы вслед за авторами [5] считаем, что существует три ключевых тенденции в современном налоговом администрировании. Об интересном, главным образом зарубежном опыте использования главных направлениях развития государственного налогового менеджмента в зарубежных странах, пишут авторы публикации, изучая цифровизацию документооборота и работу налоговых органов, применяя индивидуальный (клиентоориенти-рованный) подход в работе с налогоплательщиками и переход на институциональные методы борьбы с теневой экономикой. Авторами также выявлены позитивные и негативные результаты изменений и их роль в формировании прозрачной и устойчивой налоговой системы.

В своей статье А. А. Анисимова [6] дает рекомендации по совершенствованию отечественного налогового

администрирования (в частности, выявление направлений самообслуживания на основе мониторинга и анализа данных, клиентоориентированный подход при разработке новых услуг, внедрение цифровизации на базе принятия соответствующих законодательных норм или предоставления стимулов при использовании онлайн-услуг, направление и удержание налогоплательщиков на предпочтительные цифровые каналы.

Другая работа этого же автора - «Качество налогового администрирования в условиях цифровизации экономики: мировой опыт» [7] - нацелена на определение понятия качества применительно к налоговому администрированию и выявлению способов его оценки в условиях цифровизации; опираясь на анализ и синтез мирового опыта автором представлены способы и причины его оценки со стороны налоговых органов, международных организаций и отдельных исследователей.

Изучению международной практики применения цифровых средств и методов налогового администрирования в США, Великобритании, Китае, Бразилии и Эстонии посвящена, и работа Е. В. Федониной и Ф. К. Туктаровой «Цифровизация налогового администрирования в России и зарубежных странах» [8], в которой уделено внимание инновационным средствам налогового контроля, способствующим повышению эффективности работы налоговых органов и перспективам их развития.

На наш взгляд, прежде всего, должна быть поддержана идея работы системы налогового мониторинга и ее эффективности посредством корреляционного анализа и формализации, а также методов синтеза и системного подхода. Одними из инициаторов этой идеи были -Д. А. Медведниковой и О. Е. Пироговой [9]. Можно согласить и с их утверждением о наличии корреляции между увеличением числа участников налогового мониторинга и ростом налоговых отчислений в бюджет. Важным моментом является наличие интереса со стороны фирм к новым методам налогового администрирования. Помимо этого, авторами названы основные преимущества внедрения системы налогового мониторинга как для организаций и налоговых органов, так и экономики страны в целом.

Но еще более остро стоит вопрос о рисках налогового администрирования при использовании цифровых технологий. Согласимся с мнением Е. С. Тищенко, Ю. А. Клейменова и К. И. Тлий [10], которые провели анализ влияния киберпреступлений на финансовое состояние российских компаний и считают возможным прогнозирование возникающих рисков, что служит дальнейшим мерам по их избежанию или минимизации.

Аналогичного мнения придерживается О. А. Си-ненко [11], считая, что необходимо идентифицировать и систематизировать налоговые риски, и предлагая разработать критерии их оценки с применением практик внедрения цифровых технологий в целях минимизации налоговых рисков.

Попутно заметим, что А. Н. Мельникова, Д. Р. Му-тагирова, Т. В. Зверева [12] считают, что цифровая трансформация названа фактором минимизации налоговых рисков, а деятельность Правительства Российской Федерации по внедрению цифровых инструментов является попыткой сделать не слишком комфортный процесс уплаты налогов гражданами и юридическими лицами максимально простым и удобным. Это достигается за счет устранения недобросовестных субъектов деятельности, запрета импорта товаров по заниженной стоимости, а также снижения количества проверок в отношении добросовестных субъектов внешнеэкономической деятельности. По справедливому замечанию А. П. Дмитриевой и Е. Ю. Сидоровой [13], «догоняющий» характер модификаций в отечественной налоговой сфере и общность стоящих перед мировым сообществом рисков обусловлен процессами цифровизации и компьютеризации.

И наконец, словно подведением итога, звучит разумная мысль А. М. Канкулова, З. Н. Ягумовой и Д. М. Губачиковой [14], которые пытаются выявить преимущества и недостатки внедрения современных цифровых технологий налогового администрирования, определить направления повышения его эффективности. При этом отмечая, что преимущества экономики нового типа, сопровождающейся быстрым ростом циф-ровизации, позволяющей решать широкий круг задач, но указывают и на возникающие угрозы, влияющие на информационную безопасность налогоплательщиков и налоговую безопасность государства.

Одновременно можно говорит о необходимости своевременно давать оценку влияния глобальных мега-тенденций цифровой эпохи (в частности, автоматизации процессов) на изменения в каналах коммуникации налогового администрирования. Так, Д. Игнатисинова [15] называет глобальные тенденции в области автоматизации, а также новые практические направления использования цифрового взаимодействия в режиме реального времени, исследуя методы количественного и качественного анализа (в частности, анализ развития и текущего состояния стратегий цифровой коммуникации, реализуемых в странах ОЭСР, сравнение методов цифровой коммуникации и анализ использования искусственного интеллекта в качестве новой информационной технологии в коммуникационной среде налогового администрирования).

Важность изучения зарубежного опыта и внедрения успешных практик цифрового налогового администрирования отмечает О. А. Ширинова [16], призывая к осторожности в этом процессе, указывая на значимость совокупности факторов, определяющих экономическую и политическую ситуацию, менталитет граждан, а также специфику налогового законодательства в каждой конкретной стране. Так, к примеру, в Австралии регистрация фирмы осуществляется электронным бесконтактным методом посредством веб-сайта в течение одного рабочего дня. В целом, отмечая революционный харак-

тер цифровизации, автор характеризует ее как фактор улучшения бизнес-среды.

Однако, в своей статье «National digital taxes -Lessons from Europe» [17] автор S. Geringer указывает отставание международного налогового права от процесса стремительного технологического развития как причину неравенства, возникающего между налоговым бременем традиционных и цифровых бизнес-моделей в Европейском Союзе. Ввиду этой ситуации, некоторые стран ЕС продвинулись вперед, введя односторонние меры в целях обеспечения стабильных налоговых поступлений. Недавно внедренные национальные цифровые налоги в ЕС были тщательно проработаны во избежание таких проблем, как двойное налогообложение, соответствие европейскому законодательству, глобальное и региональное влияние на конкуренцию, вклад в налоговые поступления и установление справедливых условий налогообложения. Национальные цифровые налоги, внедренные и предлагаемые на территории ЕС, можно классифицировать на 3 типа, включая тип налога (доход против потребления / гибридные налоги), сферу налогообложения (единая или несколько цифровых бизнес-моделей) и налоговую базу (валовые доходы по сравнению с чистой прибылью). В завершение произведенного анализа автор дает рекомендации по совершенствованию национальной и наднациональной налоговой политики, указывая на то, что основные проблемы, связанные со справедливым налогообложением в рамках цифровой экономики (например, схемы ухода от налогов, двойное налогообложение и торговые войны), еще не проявились в должной мере и продолжают изучаться.

Таким образом, на основе рассмотренной литературы можно утверждать, что цифровая экономика меняет традиционные бизнес-модели, упрощая осуществление операций посредством использования цифровых средств и технологий, делающих возможным анализ big data для последующего эффективного сотрудничества между налоговыми органами и налогоплательщиками. Статистика показывает, что сегодня 9 из 20 крупнейших компаний по капитализации являются цифровыми, в то время как всего 10 лет назад лишь одна из 20 компаний была цифровой. Цель деятельности налоговых органов заключается в обеспечении того, чтобы повысить эффективность использования инструментов налогового администрирования, направленных на мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и сборов и применению в сделках цен, соответствующих рыночным. Международный опыт многих стран подтверждает тот факт, что цифровые средства налогового администрирования могут сделать работу налоговых органов быстрее и качественнее, а также усилить ее эффективность как в минимизации злоупотреблений, так и в увеличении объемов налоговых поступлений.

Цифровизация налогового администрирования представляет собой непростую задачу, требующую коренного перелома традиционной организации процесса

налогообложения. Зачастую переход налоговой администрации на данный способ взаимодействия приводит к негативным последствиям. Проблема в том, что налоговое администрирование стремится создать собственную электронную систему управления и информации. Ошибки возможны, если проектирование информационных систем доверено исключительно ИТ-специалистам и не включает специалистов налоговых органов или налогоплательщиков. Общепризнано, что налоговое администрирование не должно отставать в использовании новых технологий, но обязано находить подходящие решения, которые облегчали бы и защищали отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Таким образом, необходимо будет решить многие технические и юридические вопросы, такие, как проверка и защита электронных подписей, уникальный адрес электронной почты налогоплательщика, сборы и т. д.

Так, действующее налоговое законодательство не подходят для виртуальных компаний, работающих по всему миру. Это относится, в частности, к положениям международного налогового права, которые касаются разграничения налоговой юрисдикции между государствами. Сегодняшние нормативные акты основаны на парадигме территориальности, согласно которой государство имеет право облагать налогом определенный доход по источнику дохода или по месту жительства налогоплательщика. Однако парадигма территориальности теряет влияние, когда речь заходит о транзакциях, осуществляемых в Интернете.

Список источников

1. Якупов З. С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. 2018. Т. 14. № 7. С. 53-57.

2. Приходченко О. С. Цифровые технологии в стратегическом управлении регионом // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 1. С. 85-94.

3. Digitalisation of tax : international perspectives (2019 edition). URL: https://www.icaew.com/- /media/ corporate/files/technical/digital-tax.ashx?la=en.

4. Трофимова Е. А. Современные тенденции в налогообложении / Е. А. Трофимова, Т. А. Кольцова, Т. В. Бакунова, А. Е. Заборовская // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 1 (29). С. 307-330.

5. Максименко А. А., Поликанова Е. В., Полин-ская М. В. Мировые тенденции в налоговом администрировании // Эпомен, № 57, 2021. С. 24-29.

6. Анисимова А. А. Качество налогового администрирования в условиях цифровизации экономики : мировой опыт // Финансы и кредит. № 11(791), 2019. С. 2508-2520.

7. Анисимова А. А. Цифровизация в сфере налогового администрирования : мировой опыт совершен-

ствования онлайн-сервисов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 11 (380), 2019. С. 20152028.

8. Федонина Е. В., Туктарова Ф. К. Цифровизация налогового администрирования в России и зарубежных странах // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения (сборник статей XIII Международной научно-практической конференции).

2019. С. 59-62.

9. Медведникова Д. А., Пирогова О. Е. Цифро-визация налоговой системы Российской Федерации // Актуальные проблемы развития управленческой и сервисной деятельности в цифровой среде (Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции). 2020. С. 70-73.

10. Тищенко Е. С., Клейменова Ю. А., Тлий К. И. Проблемы налогового администрирования в условиях цифровой экономики // Бизнес. Образование. Право. № 3 (52), 2020. С. 229-233.

11. Синенко О. А. Налоговые риски в условиях цифровизации экономики // Азиатско-тихоокеанский регион : экономика, политика, право. № 3, 2020. С. 15-32.

12. Мельникова А. Н., Мутагирова Д. Р., Зверева Т. В. Цифровизация налогового администрирования Российской Федерации // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», № 7, 2020. С. 273-278.

13. Дмитриева А. П., Сидорова Е. Ю. Сравнительно-правовой анализ зарубежного и российского опыта налогового администрирования // Вопросы российской юстиции, №14, 2021. С: 610-616.

14. Канкулов А. М., Ягумова З. Н., Губачикова Д. М. Налоговое администрирование в условиях цифровиза-ции экономического пространства // Электронный научный журнал «Вектор экономики», № 7, 2021.

15. Ihnatisinova D. Digitalization of tax administration communication under the effect of global megatrends of the digital age // January 2021SHS Web of Conferences 92(1):02022 [D0I:10.1051/shsconf/20219202022].

16. Ширинова О. А. Зарубежный опыт внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых органов // Вестник Академии знаний. № 39 (4). 2020. С. 447-450.

17. Geringer S. National digital taxes - Lessons from Europe // South African Journal of Accounting Research,

2020, p. 1-19. [https://doi.org/10.1080/10291954.2020.17 27083].

References

1. Yakupov Z. S. Modernization of tax control in the system of tax administration // Russian entrepreneurship. 2018. Vol. 14. № 7. P. 53-57.

2. Prikhodchenko O. S. Digital technologies in strategic management of the region // Proceedings of the Southwestern State University. Series : Economics. Sociology. Management. 2020. Vol. 10. № 1. P. 85-94.

3. Digitalization of tax : international perspectives (2019 edition). URL: https://www.icaew.eom/-/media/ corporate/files/technical/digital-tax.ashx?la=en.

4. Trofimova E. A. Modern trends in taxation / E. A. Trofimova, T. A. Koltsova, T. V. Bakunova, A. E. Zaborovskaya // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies. 2022. Vol. 8. № 1 (29). P. 307-330.

5. MaksimenkoA.A.,PolikanovaE.V.,PolinskayaM.V. World trends in tax administration // Epomen, № 57, 2021. P. 24-29.

6. Anisimova A. A. The quality of tax administration in the conditions of digitalization of the economy : world experience // Finance and Credit. № 11(791), 2019. P. 2508-2520.

7. Anisimova A. A. Digitalization in the field of tax administration: world experience in improving online services // National interests : priorities and security. № 11 (380), 2019. P. 2015-2028.

8. Fedonina E. V., Tuktarova F. K. Digitalization of tax administration in Russia and foreign countries // Science and innovation in the XXI century: topical issues, discoveries and achievements (collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference). 2019. P. 59-62.

9. Medvednikova D. A., Pirogova O. E. Digitalization of the tax system of the Russian Federation // Actual problems of development of management and service activities in the digital environment (Materials of the All-Russian Youth scientific and practical conference). 2020. P. 70-73.

10. Tishchenko E. S., Kleimenova Yu. A., Tliy K. I. Problems of tax administration in the digital economy // Business. Education. Right. № 3 (52), 2020. P. 229-233.

11. Sinenko O. A. Tax risks in the conditions of digitalization of the economy // Asia-Pacific region : Economics, politics, law. № 3, 2020. P. 15-32.

12. Melnikova A. N., Mutagirova D. R., Zvereva T. V Digitalization of tax administration of the Russian Federation // Scientific and educational journal for students and teachers «StudNet», № 7, 2020. P. 273-278.

13. Dmitrieva A. P., Sidorova E. Yu. Comparative legal analysis of foreign and Russian experience of tax administration // Questions of the Russian Justice, № 14, 2021. P. 610-616.

14. KankulovA.M. ,YagumovaZ.N., GubachikovaD. M. Tax administration in the conditions of digitalization of the economic space // Electronic scientific journal «Vector of Economics», № 7, 2021.

15. Ihnatisinova D. Digitalization of tax administration communication under the effect of global megatrends of the digital age // January 2021SHS Web of Conferences 92(1):02022 [D0I:10.1051/shsconf/20219202022].

16. Shirinova O. A. Foreign experience of introducing digital technologies into the activities of tax authorities // Bulletin of the Academy knowledge, № 39 (4), 2020. P. 447-450.

17. Geringer S. National digital taxes - Lessons from Europe // South African Journal of Accounting Research, 2020, p. 1-19. [https://doi.org/10.1080/10291954.2020.17 27083].

Информация об авторе

О. В. Староверова - профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O. V. Staroverova - Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 05.05.2023; принята к публикации 10.07.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 05.05.2023; accepted for publication 10.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.