Научная статья на тему 'Современные тенденции в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике Российской Федерации'

Современные тенденции в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная политика / налоговая политика / расходы федерального бюджета / национальные проекты / таможенно-тарифная политика / budget policy / tax policy / federal budget expenditures / national projects / customs and tariff policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

Рассматриваются современные тенденции в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике Российской Федерации, а также последние изменения бюджетной политики; даны основные характеристики федерального бюджета и проанализированы некоторые инструменты фискальной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in the budget, tax and customs tariff policy of the Russian Federation

The current trends in the budget, tax and customs tariff policy of the Russian Federation, as well as recent changes in budget policy are examined; the main characteristics of the federal budget are given and some instruments of the fiscal policy of the state are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике Российской Федерации»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-281-286 EDN: https://elibrary.ru/vfdais NIION: 2003-0059-6/23-878 MOSURED: 77/27-003-2023-06-077

Современные тенденции в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике Российской Федерации

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университетимени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются современные тенденции в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике Российской Федерации, а также последние изменения бюджетной политики; даны основные характеристики федерального бюджета и проанализированы некоторые инструменты фискальной политики государства.

Ключевые слова: бюджетная политика; налоговая политика; расходы федерального бюджета; национальные проекты; таможенно-тарифная политика

Для цитирования: Староверова О. В. Современные тенденции в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 281-286. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-281-286. EDN: VFDAIS.

Original article

Current trends in the budget, tax and customs tariff policy of the Russian Federation

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University ofEconomics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The current trends in the budget, tax and customs tariff policy of the Russian Federation, as well as recent changes in budget policy are examined; the main characteristics of the federal budget are given and some instruments of the fiscal policy of the state are analyzed.

Keywords: budget policy, tax policy, federal budget expenditures, national projects, customs and tariffpolicy For citation: Staroverova О. V. Current trends in the budget, tax and customs tariffpolicy of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):281-286. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-6-281-286. EDN: VFDAIS.

Бюджетно-налоговая политика является набором экономических, политических и юридических инструментов государства, направленных на сбор доходной части бюджета и последующее использование средств в расходной части бюджета. Поступательное экономическое развитие государства, а также решение проблем общества в социальной сфере являются главными целями фискальной политики.

Общеизвестно, что для выбора необходимых инструментов и методов при проведении фискальной политики Правительство Российской Федерации формулирует концепцию налогово-бюджетной политики. В Российской Федерации, согласно Федеральному конституционному закону от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ

«О Правительстве Российской Федерации», правительство составляет и предоставляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 15 сентября текущего года, а также разрабатывает и применяет налоговую политику. Министерство финансов Российской Федерации подготавливает и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете Правительству Российской Федерации, согласно статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) [1]. Для исполнения принятой фискальной политики Министерству финансов Российской Федерации подчинены: Федеральное каз-

© Староверова О. В., 2023

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

начейство (транзакционная и контрольная роль при исполнении федерального бюджета), Федеральная налоговая служба (контрольная и надзорная роль при исполнении налогового законодательства), Федеральная таможенная служба (контрольная и надзорная роль при исполнении таможенного законодательства).

В период 2020-2021 гг. Российской Федерацией реализовывались краткосрочные задачи фискальной политики по поддержанию экономики в условиях пандемии, а также усиливались меры социальной защиты граждан. Основными проблемами были уровень доходов и занятости населения, улучшение системы здравоохранения и поддержание пострадавших отраслей экономики. Снижение деловой активности во 2 и 3 квартале 2020 года, а также повышение уровня безработицы до 6,5 % потребовало принятий антикризисных мер в размере 4,5 % ВВП. В бюджет-

14 12 10 8 6 4 2 0

Самый сильный всплеск инфляции приходится на 2014 год, тогда основной причиной стало обрушение рубля и санкции. Кроме того, как ни странно, резко выросли цены на подакцизные товары - бензин, алкоголь и табак. В это же время США и ЕС ввели санкции против России, на что РФ объявила контрмеры и ввела эмбарго для ЕС, США и Канады [6].

В связи с кризисом геополитических противоречий, обострившемся в 2022 году экономические условия значительно ухудшились. Беспрецедентное количество финансовых и экономических санкций оказывали влияние на дестабилизацию финансовой системы и сокращение экономического потенциала страны. В рамках бюджетной политики для стабилизации финансового сектора были применены следующие инструменты: распределение резервов, полученных в результате «бюджетных правил» (перераспределение выручки от нефтегазовых доходов и ограничение расходов бюджета), сбалансированная денежно-кредитная политика, а также национальная система пла-

но-налоговой политике использованы: повышение пособий и единовременные выплаты на детей для населения; налоговые отсрочки, субсидии для пострадавших отраслей и снижение налогов для малого и среднего бизнеса для корпоративного сектора. Таким образом, сбалансированность принятых мер позволила поддержать экономику; эффективность принятой фискальной политики отразилась в положительном темпе роста ВВП в 1 полугодии 2021 года. Российская Федерация заняла 4 место по этому показателю среди стран С-20. Вторая половина 2021 года активно способствовала восстановлению экономики. Так первичный структурный дефицит бюджета сократился в 2 раза по сравнению с 2020 годом. Основной фокус фискальной политики был направлен на достижение целей национального развития и повышение благосостояния граждан.

тежных карт и расчеты в национальных валютах [3]. Для содействия в переориентации экономики введены антикризисные программы для увеличения доступности финансовых ресурсов, а также поддержке уязвимых категорий граждан и пострадавших отраслей экономики. Особенностью экономической ситуации в этот период стал резкий разрыв производственных цепочек. Это повлекло за собой резкое удорожание логистики и дефицит ликвидности для компаний, а также резкий рост инфляции в марте-апреле 2022 года.

Инфляция в 2022 г. была ниже прогнозов из-за трех факторов. Во-первых, укрепление рубля и параллельный импорт привели к тому, что цены на электронику оказались ниже, чем год назад. Во-вторых, построенная с 2018 г. система демпферов по нефтепродуктам сдержала цены на топливо, например, стоимость автомобильного бензина почти не изменилась за год. В-третьих, рекордный урожай привел к тому, что инфляция в продовольствии оказалась ниже остальных товаров в потребительской корзине [7].

Динамика инфляции в России по годам 12,91

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. Динамика инфляции в России по годам

Источник: подготовлено по данным Росстата [5]

ECONOMIC SCIENCE

Рис. 2. Уровень инфляции в РФ по месяцам в 2022 году, %

Источник: подготовлено на основе данных Росстата [6]

Антикризисная программа согласно фискальной политике государства включала в себя: отраслевые субсидии, обнуление ввозных пошлин, снижение налогов для отрасли высоких технологий и гостиничного бизнеса, отсрочку налогов для компаний, а также нулевой НДФЛ по депозитам, индексация МРОТ, пенсий, минимального размера оплаты труда и пособия на детей для граждан. Также было приостановлено действие бюджетного правила, так как большая часть дополнительных расходов была оплачена с помощью возросших нефтегазовых доходов. С одной стороны, эти меры позволяют нормализовать экономику и финансовый сектор, с другой создают дополнительные риски из-за повышения зависимости от курса рубля.

В рамках бюджетной политики 2022 года были введены следующие изменения:

1) привязка уровня цен товаров в горно-металлургической отрасли к мировым, что приведет к более справедливому перераспределению прибыли через бюджет;

2) увеличение финансирование национальных проектов в бюджете 2022-2024 года на 70 % по сравнению с 2020 годом;

3) налоговый вычет по НДПИ на нефть в Ханты-Мансийском автономном округе и Иркутской области для поддержки нефтехимических производств;

4) отсрочка уплаты страховых взносов, налогов по УСН для пострадавших отраслей;

5) снижение налога на прибыль для ИТ-отрасли, обнуление НДС для сферы туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания;

6) отмена НДФЛ с доходов от вкладов и реализации золота, а также НДС по операциям с драгоценными металлами и алмазов;

7) развитие ОЭЗ;

8) меры по деофшоризации экономики;

9) обнуление таможенных пошлин для критиче-

ского импорта и на ряд товаров для промышленности.

В 2023 году фискальная политика государства продолжила развиваться по уже устоявшемуся сценарию. Дефицит бюджета продолжит сохраняться и финансироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Для минимизации рисков дестабилизации экономики запланировано возвращение к бюджетным правилам в среднесрочной перспективе с корректировкой их значений к текущим экономическим условиям. Так, в 2023-2024 году превышение уровня расходов составит 2,9 и 1,6 трлн. рублей. Налоговая политика продолжит фокусироваться на стимулирующей функции, а также продолжит улучшение качества администрирования. В рамках облегчения налоговой нагрузки для граждан с 1 января 2023 года введен единый налоговый счет [8]. Налогоплательщик перечисляет деньги на единый налоговый счет, с которого потом списываются все налоги. Данный механизм обеспечивает высокую скорость взаимодействия, прозрачность и информативность налоговых сборов для обеих сторон. Помимо этого, ЕНС теперь позволит налогоплательщику понимать, сколько денежных средств он тратит на уплату всех налогов. По мнению Василия Колташова [1], это повысит финансовую грамотность граждан и осознание их значимости в формировании бюджета. Вследствие этого, налогоплательщики повысят свои социальные требования к бюджетным программам правительства. В налоговой политике будет продолжен план по повышению справедливости распределения природной ренты между недропользователями и гражданами. Повышение ставки НДПИ в газовом, горно-металлургическом и нефтяном секторах.

Бюджетная политика в 2023 году аналогично предыдущему году будет сфокусирована на целях национального развития. Расходы на исполнения посланий президента увеличатся на 107 млрд. рублей. С 2023

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

года вводиться универсальное пособие малообеспеченным семьям с детьми (24 % от всех расходов). На реализацию национальных проектов по 14 направлениям предусмотрено 2869 млрд. рублей. По сравне-

нию с предыдущим годом общие расходы сократились на 311 млрд. рублей. Однако, большая пришлась на сокращение модернизации инфраструктуры, как наименее социально значимое направление.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета на Национальные проекты 2020-2024 гг.

Наименование 2020 2021 2022 2023 2024

НАЦПРОЕКТЫ 2 149,1 2 549,0 3 180,1 2 869,0 2 969,7

Демография 689,6 631,2 802,8 918,1 885,7

Здравоохранение 295,7 243,4 372,2 309,9 309,1

Образование 115,0 131,5 196,1 228,8 243,0

Жилье и городская среда 168,7 263,0 185,9 178,5 175,7

Экология 63,1 78,1 128,8 119,5 88,4

Безопасные качественные дороги 155,7 364,2 392,7 397,5 541,2

КПМИ 382,6 373,3 414,9 129,4 111,5

Производительность труда 4,1 4,8 5,5 5,1 6,0

Наука и университеты 40,3 80,1 125,3 144,8 154,7

Цифровая экономика 86,3 131,1 200,9 129,3 126,9

Культура 15,8 23,5 48,1 54,1 47,2

МСП и предпринимательство 61,7 62,7 84,9 79,5 74,7

Международная кооперация и экспорт 70,4 124,0 153,9 126,4 157,9

Туризм и индустрия гостеприимства - 38,3 68,1 48,2 47,7

Источник: по данным Министерства финансов Российской Федерации [9]

Для достижения национальных целей развития важную роль будут играть социально-экономические инициативы. Они будут разделены на 6 направлений: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Общие расходы по данным направлениям составят 1 трлн. рублей.

Основные характеристики федерального бюджета предполагают сокращение доходов федерального бюджета за счет сокращения нефтегазовых доходов. Данный показатель будет обеспечен изменением налоговой политики. Повышение налогов и пошлин для производителей и поставщиков энергоносителей, и снижение налоговой нагрузки для высокотехнологичных отраслей, а также поддержка туристической и других пострадавших отраслей.

Расходы федерального бюджета увеличатся на 1441 млрд. рублей по сравнению с 2022 годом. Больше всего выросли статьи: национальную безопасность и правоохранительную деятельность, социальная политика и национальная оборона. Остальные статьи не претерпели существенных изменений.

Думается, что основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации в период с 2020 по 2023 отвечали внутренним и внешним вызовам экономики, оставаясь сфокусированными на целях национального развития. Применяемые инструменты и методы фискальной политики обеспечивают ценовую и финансовую стабильность. Основным элементом концепции являются «бюджетные правила», которые в случае кризиса изменяются или вовсе приостанавли-

ECONOMIC SCIENCE

ваются. Этот механизм позволяет сохранять баланс между гибкостью проводимой политики и стабильностью всей экономической системы в целом. Проводимую бюджетно-налоговую политику критикуют, но в основном это касается отдельных ее элементов. Таких как административные трудности при реализации фискальной политики между муниципаль-

ными и федеральными властями [2] или проблемы в толковании законодательства в области расчета НДПИ в нефтегазовом секторе [4]. Однако большинство экспертов сходиться на мнении, что бюджетно-налоговая политика сформирована сбалансировано и отвечает задачам, стоящим перед Правительством Российской Федерации.

Расходы Федерального бюджета 2019-2025 гг.

Таблица 2

Показатель 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Всего 18 214,5 22 821,6 24 762,1 27 614,1 29 055,6 29 432,5 29 243,7

Общегосударственные вопросы 1 363,5 1 507,7 1 759,5 2 628,6 1 994,4 1 993,1 1 834,5

Национальная оборона 2 997,4 3 168,8 3 573,6 4 678,7 4 981,6 4 648,8 4 208,4

Нацбезопасность и правоохрана 2 083,2 2 226,6 2 335,9 2 788,4 4 417,1 4 332,1 4 344,2

Национальная экономика 2 827,1 3 483,9 4 356,6 4 317,5 3 514,1 3 555,0 3 591,3

ЖКХ 282,2 371,5 593,7 645,4 604,9 513,9 320,0

Охрана окружающей среды 197,6 260,6 405,1 355,1 342,1 318,1 262,0

Образование 826,5 956,9 1 064,4 1 319,2 1 392,8 1 428,5 1 234,2

Культура, кинематография 122,4 144,5 146,7 204,6 196,1 203,6 171,1

Здравоохранение 713,0 1 334,4 1 473,9 1 533,0 1 469,4 1 493,2 1 510,3

Социальная политика 4 882,8 6 990,3 6 675,8 6 453,3 7 343,1 7 299,4 7 152,8

Физкультура и спорт 81,4 75,3 70,9 89,5 68,0 62,2 53,8

СМИ 103,5 121,1 114,0 128,2 118,0 108,7 109,1

Обслуживание госдолга 730,8 784,2 1 084,2 1 403,4 1 519,3 1 625,2 1 878,3

МВТ общего характера 1 003,1 1 395,9 1 107,7 1 069,2 1 094,6 1 114,8 1 111,4

Источник: подготовлено согласно данным Минфина России [10]

Таким образом, согласимся с мнением вышеназванных экспертов, которые считают, что при тяжелых внутренних и внешних условиях хозяйствования и ведения бизнеса Правительство Российской Федерации минимизирует негативные последствия гораздо эффективнее, схожих западных экономик. В подтверждении этого, говорит успешный восстановительный рост после пандемии, а также 5 место в рейтинге стран ВВП по ППС на конец 2022 года; бесспорно, достижению таких результатов, безусловно, способствовала эффективная фискальная политика.

Список источников

1. Ашырова Л. Роль налоговой политики в экономике // Символ науки 2023. № 64. С. 45-49.

2. Пенькова И. Налоговые льготы как инструмент фискальной политики // Вестник науки 2023. № 80. С. 92-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Староверова О. В., Кулаков Е. В. Денежно-кредитная политика в Российской Федерации и за рубежом во время геополитической нестабильности // Российский экономический интернет-журнал. 2023. № 3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Юмаев М. Налоговая политика в отношении нефтегазового сектора // Экономика. Право. Налоги. 2023. № 29. С. 33-37.

5. https://rosstat.gov.ru/ps/inflation/

6. https://bankstoday.net/last-articles/inflyatsiya-v-rossii-v-2022-godu.

7. https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2023/01/13/959014-rosstat-otsenil-inflyatsiyu.

8. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

9. https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2023/01/main/BDG_23-25.pdf.

10. https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2022/ll/main/BG_2023.pdf.

References

1. AshirovaL. The role of tax policy intheeconomy // Symbol of Science 2023. № 64. P. 45-49.

2. Penkova I. Tax benefits as a tool offiscal policy // Bulletin of Science 2023. № 80. P. 92-98.

3. Staroverova O. V., Kulakov E. V. Monetary policy in the Russian Federation and abroad during geopolitical instability // Russian Economic online magazine. 2023. № 3.

4. Yumaev M. Tax policy in relation to the oil and gas sector //Economy. Right. Taxes. 2023. №29. P. 33-37.

5. https://rosstat.gov.ru/ps/inflation/

6. https://bankstoday.net/last-articles/inflyatsiya-v-rossii-v-2022-godu.

7. https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2023/01/13/959014-rosstat-otsenil-inflyatsiyu.

8. Federal Law № 263-FZ of July 14, 2022 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code ofthe Russian Federation» //LRS ConsultantPlus.

9. https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2023/01/main/BDG_23-25.pdf.

10. https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2022/ll/main/BG_2023.pdf.

Информация об авторе

О. В. Староверова - профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author О. V. Staroverova - Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate ofEconomic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 22.11.2023; одобрена после рецензирования 01.12.2023; принята к публикации 07.12.2023.

The article was submitted 22.11.2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 07.12.2023.

СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ

Налоговый процесс. Под ред. Н. Д. Эриашвили; под общ. ред. М. Е. Косова. 5-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Налоговый процесс

Пятое издание

Рассмотрены теоретические аспекты концепции налогового процесса, особенности процессуальных налоговых правоотношений, а также соответствующие аспекты деятельности налоговых администраций с учетом изменений в налоговом законодательстве.

Раскрыты элементы и формы регулирования налоговых правоотношений с учетом цифрового характера развития экономики страны. Детально выделены действующие нормы налогового процесса в механизме мероприятий налогового контроля и процессуальные аспекты принудительного исполнения налоговых обязанностей субъектов налоговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.