Научная статья на тему 'Перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики'

Перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая политика / цифровая экономика / инструменты налогового стимулирования / tax administration / digitalization / tax system / digital tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

Представлены перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики; проанализированы инструменты налогового стимулирования; и предложены пути совершенствования налоговой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of tax policy as a mechanism for regulating the digital economy

The prospects for the development of tax policy as a mechanism for regulating the digital economy are presented; the tools of tax incentives are analyzed; and ways to improve the state's tax policy are proposed.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-220-223 EDN: https://elibrary.ru/qezemi NIION: 2003-0059-1/24-975 MOSURED: 77/27-003-2024-01-174

Перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Представлены перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики; проанализированы инструменты налогового стимулирования; и предложены пути совершенствования налоговой политики государства.

Ключевые слова: налоговая политика, цифровая экономика, инструменты налогового стимулирования Для цитирования: Староверова О. В. Перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 220-223. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-220-223. EDN: QEZEMI.

Original article

Prospects for the development oftax policy as a mechanism for regulating the digital economy

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University ofEconomics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The prospects for the development of tax policy as a mechanism for regulating the digital economy are presented; the tools of tax incentives are analyzed; and ways to improve the state's tax policy are proposed. Keywords: tax administration, digitalization, tax system, digital tools

For citation: Staroverova О. V. Prospects for the development oftax policy as a mechanism for regulating the digital economy. Bulletin of the Moscow University ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia. 2024;(l):220-223. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-220-223. EDN: QEZEMI.

Под налоговым регулированием принято принимать какие-либо действия, главной целью которых является реализация налоговой политики государства посредством использования различных инструментов и механизмов. Обеспечивать успешное осуществление налоговой политики можно только с помощью таких инструментов как: налоговые ставки, налоговые базы и, непосредственно, сами налоги.

Как правило, государство использует вышеперечисленные инструменты в трех различных направлениях, а именно стимулирование, поддержка и дестимулирование населения, которые и являются налогоплательщиками. В большинстве случаев государственная власть пытается повысить желание граждан в участии и осуществление тех действий, которые бу-

дут полезны всему обществу, что будет являться стимулированием [2; 3]. Так государство может использовать различные налоговые льготы на деятельность в тех сферах производства, которые стратегически важны для государство, тем сам предлагая населению принять в них участие по более выгодным условиям. Налоговые льготы могут быть использованы, как и в аспекте доходов населения, так и их расходов. Если говорить про первый тип льгот, то, как правило, государственная власть уменьшает налоговую ставку или освобождает определенную социальную группу от уплаты какого-либо налога, что приводит к тому, что у населения появляются свободные финансовые ресурсы, которые оно может потратить на приобретение товаров и услуг, тем самым повышая спрос на товары

© Староверова О. В., 2024

ECONOMIC SCIENCE

или услуги на потребительском рынке. Но если посмотреть на данную ситуацию со стороны государства, то оно не накладывает на лицо никаких обязательств и, соответственно, не получает с него доходовых поступлений, и по этой причине налоговые льготы могут оказаться и вовсе неэффективными для общества.

В период цифровой экономики налоговая политика нашего государства обладает четкой фискальной направленностью, что затрудняет развитие и увеличение объема инвестиционной деятельности, по этой причине государственной власти необходимо применять в данной сфере именно различные налоговые инструменты, которые помогут сформировать благоприятные условия для производственного процесса, тем самым увеличив эффективность реального инвестировании экономических субъектов. При налоговом стимулировании инвестиционной деятельности за-действуется регулирующая функция налогов, которая в данном случае будет заключаться в том, что помимо поддержки различных организаций и домашних хозяйств в области инвестиций, государство обладает возможностью по перераспределению доходных поступлений, полученных от инвестиционной деятельности, между субъектами такой активности и непосредственно самим государством [5; 6].

В качестве другого примера неэффективного использования налогов можно привести ситуацию, происходящую в стране на рубеже данного тысячелетия. В то время малые предприятия обладали достаточно большим количеством налоговых льгот, но самой отличительной и значимой из них являлось сначала полное освобождение от уплаты налога в течение первых двух лет, а далее частичное освобождение. После истечения данных льгот было проведено исследование, в ходе которого было выяснено, что когда предприятия, функционирующих в стратегически важных для государства сферах, не платили налог вообще, они производили достаточно большой объем продукции, но в процессе появления части данных налогов, они уменьшали количество производимых товаров и услуг, увеличивали издержки и, соответственно, у них в итоге снижалась получаемая прибыль [8]. Естественно, применение данной налоговой льготы оказалось неэффективным для государства, а было скорее неудачным и невыгодным в тот временной период. Для того, чтобы решить данную проблему, государство могло, к примеру, минимальный объём производства и другие важные критерии для малых фирм, при несоблюдении которых они бы лишались налоговой льготы. В таком бы случае, возможно удалось бы вывести экономическую систему Российской Федерации на новый уровень.

Если же налогоплательщики помогают своими действиями государству в осуществлении намеченных целей, то руководство страны может компенсировать им потери, к примеру, в виде уменьшения налоговой суммы в следующих месяцах или предложении

отсрочки на выплату какого-либо налога. Стоит рассмотреть данный случай более подробно, так как в нем у государства есть определенная гарантия того, что люди будут принимать участие и содействовать тем производственным сферами, которые стратегически важны для развития всей страны. Еще необходимо рассмотреть одно достоинство данного метода использования налоговых льгот, которое заключается в том, что государство может выдавать льготы не на все экономические процессы, а только на определенные сферы, которые также будут являться приоритетными для того, чтобы повысить покупательский спрос на данный товар или услугу. Другими словами, государству в данном случае не придется изменять налоговое законодательство о процессе предоставления льгот, как в первом случае с малым бизнес, оно имеет возможность определенный промежуток времени, в течение которого население может получить налоговую льготу и также приостановить ее выдачу, если цель в данной экономической сфере уже была достигнута. Таким образом, как мы считаем, значительно увеличить экономический уровень Российской Федерации возможно только при использовании целевых налогов льгот в отношение расходов, совершаемых населением, которое и является основным и главным налогоплательщиком.

Иногда граждане могут совершать нежелательные действия, которые только ухудшают состояние экономики, и к таким людям государственная власть, как правило, применяет сдерживающие или дестиму-лирующие инструменты. Отличным примером такого явления могут послужить повышенные акцизы на определенные группы товарам, что в итоге приведет к тому, что производителям будет невыгодно выпускать данную продукцию и фирме придется сократить производство или вовсе остановить его. Стоит отметить, что все эти налоговые инструменты можно использовать абсолютно во всех направлениях, то есть они не прикреплены к какому-либо одному и могут по-разному влиять на экономические процессы в зависимости от того, как их использовать [1].

На наш взгляд, значительно модернизировать экономическую сферу жизнедеятельности нашего государства можно только в случае формирования новой, более эффективной и качественной налоговой политики, за активной реализацией которой будет установлен тщательный и строжайший контроль. Собственно, только новая налоговая политика сможет стимулировать различные экономические субъекты участвовать в модернизации и инновационном процессе, иначе у государства просто не будет гарантии того, что дополнительные денежные средства, которое оно предоставляет населению и предприятиям, будут использованы в нужном направлении.

Стоит также остановиться на том, что государство может использовать различные методы косвенного воздействия для того, чтобы оказать воздействие на

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

поведение населения. К примеру, государственная власть посредством использования качественной и эффективной налоговой политики может изменить в большую сторону спрос потребителей на какой-либо товар или услугу, которые будут производиться в той сфере, являющиеся наиболее перспективными для развития. В таком случае проводимая налоговая политика должна обеспечивать рост денежных средств граждан не только путем снижения налоговой нагрузки, но и с помощью перераспределения доходу между различными классами и слоями граждан. В данном случае у государство получиться увеличить покупательский спрос, уменьшая при этом риск возникновения рецессии, то есть снижения экономики. Необходимо отметить, что если государству не удастся продумать грамотную налоговую политику, главной целью которой будет являться уменьшение доходных поступлений граждан, то это ни в коем случае не приведет к экономическому росту, а, наоборот, население будет приобретать меньше различных товаров и услуг и, соответственно, возникнет, как минимум, рецессия экономики.

В качестве примера такой ситуации можно привести ситуацию, сложившуюся на территории Российской Федерации в 2019 году. До этого государство предпринимало меры, стремление которых было направлено на увеличение налогового бремени российских граждан. В те времена были достаточно сильно увеличены акцизы на разнообразные товары, начиная с бензина и заканчивая табачной и алкогольной продукции, и повышена налоговая ставка на налоги, связанные с имуществом населения. Нельзя не отметить про то, что с начала две тысячи девятнадцатого года также был увеличен налог на добавленную стоимость, который стал на тот момент составлять двадцать процентов.

В итоге экономический рост достаточно сильно замедлился, но на это повлияла не только некачественная и неэффективная налоговая политика, но и множество других различных факторов. Только в этом случае государственный бюджет сможет увеличиться в несколько раз, что позволит усилить экономическую сферу жизнедеятельности социума в разы [4; 7]. Возможно, стоить создать отдельную налоговую политику как механизм регулирования цифровой экономики, которая будет осуществляться в условиях кризиса и дефицитного состояния бюджета, которое наблюдается в современном мире.

Достижению целевого уровня роста инвестиций в основной капитал будет способствовать реализация широкого спектра стимулирующих налоговых и финансовых мер, в том числе:

• совершенствование стимулирующих налоговых льгот;

• создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса, за счет

улучшения администрирования доходов и внедрения новых информационных технологий;

• развитие международного налогообложения и Т. д. [10].

Таким образом, у всех существующих на данный момент налоговых инструментов есть свои определенные специфические достоинства и недостатки, которые необходимо заранее тщательно проанализировать для того, чтобы минимизировать всевозможные риски и реализовать налоговое стимулирование максимально эффективно за кратчайшие сроки [6]. И еще следует использовать различные налоговые механизмы на практике для их дальнейшего усовершенствования, так как именно налоговое стимулирование является лучшим вариантом для привлечения дополнительных инвестиций необходимых для повышения конкурентоспособности России на международной арене.

Список источников

1. Худяев П. В. Инструменты налогового регулирования в финансовом и реальном секторах экономики // Вестник университета. 2013. № 5. С. 104-107.

2. Ганусенка Е. В. Налоговая политика в механизме взаимодействия государства, права и экономики // Сибирский юридический вестник. 2017 № 1. С. 15-22.

3. Голуб Д. С. Новые тенденции в налоговой политике России // Вестник университета. 2017. № 3. С. 100-104.

4. Гончаренко Л. И., Малис Н. И. Налоговая политика государства : нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152-156.

5. Староверова О. Методологические основы управления развитием налоговой системы России // Закон и право. 2005. № 9. С. 65-67.

6. Староверова О. В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2023. Т. 12. № 1. С. 31-36.

7. Балихина Н. В., Косов М. Е. Бюджетно-налоговое регулирование инвестиционной активности российской экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 186-191.

8. Мишагина Ю. А. Изменение подхода к налоговому регулированию как средство преодоления бюджетного дефицита // Налоги. 2017. № 1. С. 15-17.

9. Пелих С. А., Байнев В. Ф., Орешин В. П. и др. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса. Минск : Право и экономика, 2010. 230 с.

10. Основные направления бюджетной, налоговой

ECONOMIC SCIENCE

и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утв. Минфином России // https://minfin.gov.ru/

References

1. Khudyaev P. V. Instruments of tax regulation in the financial and real sectors of the economy / PV. Khudyaev // Bulletin of the University. 2013. № 5. P. 104-107.

2. Ganusenka E. V. Tax policy in the mechanism of interaction between the state, law and economy // Siberian Legal Bulletin. 2017. № 1. P. 15-22.

3. Golub D. S. New trends in the tax policy of Russia // Bulletin of the University. 2017. № 3. P. 100-104.

4. Goncharenko L. I., Malis N. I. Tax policy of the state: is it necessary to change the model in the conditions of the current economic crisis // Economics. Taxes. Right. 2015. № 3. P. 152-156.

5. Staroverova О. V. Methodological foundations for managing the development of the Russian tax

system // Law and Law. 2005. № 9. P. 65-67.

6. Staroverova O. V. Tax incentives for investment activity // Scientific research and development. The economics of the firm. 2023. V. 12. № 1. P. 31-36.

7. Balikhina N. V., Kosov M. E. Budget and tax regulation of the investment activity of the Russian economy // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 11. P. 186-191.

8. Mishagina Yu. A. Changing the approach to tax regulation as a means of overcoming the budget deficit // Nalogi. 2017. № 1. P. 15-17.

9. Pelikh S. A., Bainev V. E, Oreshin V. P. etc. State regulation of entrepreneurship and small business. Minsk : Law and Economics, 2010. 230 p.

10. The main directions of budget, tax and customs tariff policy for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025, approved by the Ministry of Finance of the Russian Federation // https:// minfin.gov.ru/

Информация об авторе

О. В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

О. V. Staroverova — Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 10.01.2024.

The article was submitted 22.09.2023; approved afterreviewing 20.11.2023; accepted forpublication 10.01.2024.

Коммерческое право

УЧЕБНИК ПЯТОЕ ИЗДАНИЕ

Коммерческое право. 5-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Н.Д. Эриашвили. 671 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены понятие, принципы и субъекты коммерческого права, а также механизм правового регулирования коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Представлены особенности договорной политики коммерческих организаций, классификация договоров, отражающих взаимоотношения сторон при заключении коммерческих сделок, вопросы регулирования налоговых отношений, а также административной и уголовной ответственности за преступления в сфере коммерческой деятельности. Раскрыто участие нотариуса в юридических действиях общества с ограниченной ответственностью и его участников. Учтены последние юридические акты, относящиеся к коммерческой деятельности организаций.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических и юридических вузов, для предпринимателей и юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.