ECONOMIC SCIENCE
Научная статья ■УДК 336:342
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-193-197
https://elibrary.ru/clgvzy N11014: 2015-0066-5/23-833 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-05-032
Некоторые аспекты трансформации налоговой системы Российской Федерации для поддержки бизнеса в современных экономических условиях
Михаил Евгеньевич Косов1, Ольга Валентиновна Староверова2
1,2 Российский экономическийуниверситет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена трансформации налоговой системы РФ для поддержки бизнеса в современных экономических условиях. Рассмотрены меры, направленные на поддержку и дальнейшее развитие отечественного бизнеса в условиях нестабильного функционирования российской экономики на фоне внешних шоков. Систематизированы изменения, вводимые с целью поддержки российского бизнеса. Сформулирована оценка результативности применения нововведений в налоговом администрировании, и отражены последствия внедрения налоговых новшеств для деятельности организаций. Итоги исследования помогут финансовому сектору, экспертам, читателям в их будущих исследованиях проводимой налоговой политики, касающейся функционирования российского бизнеса.
Ключевые слова: налоговая система, автоматизированная упрощенная налоговая система, единый налоговый платеж, налоговая поддержка бизнеса
Для цитирования: Косов М. Е., Староверова О. В. Некоторые аспекты трансформации налоговой системы Российской Федерации для поддержки бизнеса в современных экономических условиях II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 193-197. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-193-197. ЕБ№ СЬС^Х.
Mikhail Е. Kosov1, Olga V. Staroverova2
12 Plekhanov Russian University ofEconomics, Moscow, Russia 1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to the transformation of the tax system of the Russian Federation to support business in modern economic conditions. The measures aimed at supporting and further developing domestic business in the context of unstable functioning of the Russian economy against the background of external shocks are considered. The changes introduced to support Russian business are systematized. An assessment of the effectiveness of the application of innovations in tax administration is formulated, and the consequences of the introduction of tax innovations for the activities of organizations are reflected. The results of the study will help the financial sector, experts, and readers in their future research of the tax policy related to the functioning ofRussianbusiness.
Keywords: tax system, automated simplified tax system, single tax payment, business tax support For citation: Kosov M. E., Staroverova О. V Some aspects of the transformation of the tax system of the Russian Federation to support business in the current economic conditions. Bulletin of economic security. 2023;(5):193-7. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-193-197. EDN: CLGVZY.
© Косов M. E., Староверова О. В., 2023
Original article
Some aspects ofthe transformation ofthe tax system ofthe Russian Federation to support business in the current economic conditions
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Прибыль организаций
ю s а с
40 30 20 10
I
2018
lili
2019 2020 2021
год
2022
Источник: Росстат; https://rosstat.gov.ru/
Рис. 1.
В 2022 году страны Евросоюза ввели ряд небывалых санкций в отношении Российской Федерации. Их введение и ответные меры со стороны России потребовали изменений в проводимой экономической политике. В результате использования вторичных данных, полученных на основании информации статистической налоговой отчетности (рис. 1), можно видеть резкое снижение прибыли российских организаций в 2022 году, что связано с введенными ограничениями. Так, в 2022 году прибыль составила 19,8 трлн рублей, в то время как в
2021 она составила 29,4 трлн руб. Такая тенденция говорит о важности государственного вмешательства с целью помощи пострадавшим организациям.
Одним из самых весомых и значительных изменений является введение АУСН {автоматизированной упрощенной налоговой системы). Автоматизированная упрощенная система налогообложения - это налоговый режим, при котором налоги рассчитываются автоматически, а отчетность почти полностью упраздняется [7]. Такой режим призван упростить жизнь бизнесу. Этот специальный налоговый режим начал функционировать в форме экспериментальной методики с 1 июля
2022 года в нескольких субъектах РФ: Москве, Московской области, Калужской области и республике Татарстан. С 1 января 2023 года и остальные представители бизнеса - индивидуальные предприниматели и юридические лица - исходя их собственного желания смогут перейти на режим автоматизированной упрощенной налоговой системы.
В настоящее время индивидуальные предприниматели и организации работают на упрощенной системе -УСН. Государство автоматизировало эти расчеты путем разработки АУСН. Теперь налоговая инспекция сама рассчитает сумму налога, который автоматически появляется в личном кабинете налогоплательщика. Такое нововведение даст возможность бизнесу сэкономить на услугах бухгалтера. На АУСН могут перейти организации, у которых соблюдены следующие условия - общее количество работников не должно быть более пяти человек; годовой доход составляет не более 60 млн рублей; зарплату выплачивают только в безналичной форме; не применяются другие специальные налоговые режимы; остаточная стоимость основных средств у организации
не превышает 150 млн рублей. К особенностям автоматизированной упрощенной налоговой системы относят обнуление тарифов взносов, сокращение отчетности. За такие послабления была повышена налоговая ставка, а именно по объектам налогообложения она составит 8% с «Доходов» (сумма налога уменьшается торговым сбором) и 20 % с «Доходы минус расходы». Контроль финансов бизнеса будет отражаться в кабинете налогоплательщика, поэтому владельцу бизнеса будет проще отслеживать расходы и доходы, а также сумму налога. Доходы и расходы определяются по данным контрольно-кассовой техники (ККТ).
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что введение автоматизированной упрощенной налоговой системы будет способствовать развитию МСП, так как создает условия для упрощения отчетной деятельности, исчисления и уплаты налогов, а также сокращения расходов на страховые взносы. Важно отметить, что при переходе на АУСН повышаются ставки, но «уходят» практически все страховые взносы [7]. Выгода будет зависеть от того, что окажется больше - экономия на страховых взносах или рост налога из-за повышенной ставки. Следовательно, далеко не всем организациям выгодно переходить на АУСН.
Следующим изменением в налоговой системе стало внедрение системы «единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя» для облегчения калькуляции расчетов налогоплательщиков с бюджетом [6]. С 2023 года радикально поменяется система уплаты налогов - все организации и предприниматели без исключения перейдут на ЕНП. Данный институт налогового воздействия подразумевает уплату налогов одной платежной операцией без уточнения вида налога, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы РФ и т. д., кроме того, дальнейший зачет перечисленных средств будет осуществляться налоговым органом в счет тех обязательств, которые на данный момент имеются у налогоплательщика. Если с 1 июля 2022 этот механизм работал в добровольном порядке, то с 2023 года алгоритм уплаты налогов представляет собой пополнение ЕНС (единого налогового счета) одним платежом и станет обязательным. Деньги с этого счета будут распределяться по налогам и сборам. Информация
0
ECONOMIC SCIENCE
об этом будет представлена в личном кабинете налогоплательщика. Особенность новой системы взимания налогов заключается в том, что невозможно будет иметь переплату по одному налогу и недоимку по-другому одновременно. Распределение долговых обязательств по неуплате налога будет распределяться пропорционально ме^ду налогами, калькуляция задолженности будет представлена в личном кабинете налогоплательщика. Преимущество такого взимания налогов заключается в том, что налогоплательщик вносит сумма на ЕНС, налоговая инспекция распределяет ее по назначению.
Введение ЕНП должно в значительной степени упростить деятельность бизнеса, так, например, станет гораздо меньше ошибок при заполнении платежных поручений по КБК и ОКТМО, деньги же распределяются налоговым органом самостоятельно. Также будет упрощен расчет с бюджетом, так как для перечисления ЕНП требуется только ИНН. Кроме того, отсутствует требование на уплату текущих налогов, ведь есть возможность регулярно перечислять ЕНП и наблюдать за его остатком. Наконец, благодаря вышеперечисленным аспектам снизится нагрузка на информационные системы. Помимо этого, организации должны будут направлять уведомление об исчисленных суммах не позднее чем за 5 рабочих дней до срока уплаты. Такое нововведение позволит снизить вероятность просрочки уплаты, сделает возможной упрощение процедуры уплаты налогов.
Немаловажными являются также меры отраслевой поддержки. Так, для стимулирования деятельности ГГ-бизнеса станут временно остановлены выездные налоговые проверки. ФНС России на время останавливает такой тип надзора как выездные (к ним относятся и повторные) налоговые проверки 1Т-организаций до 3 марта 2025 года включительно. Подобная мера была выработана и осуществлена в ходе системы государственной поддержки ИТ-бизнеса в результате введения экономических и финансовых ограничений. Кроме того, реализуется совокупность мер, нацеленных на обеспечение цифровой трансформации секторов национальной экономики. Для этого увеличивается количество налоговых льгот, целью которых является формирование условий для передового развития российских высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности ИТ-бизнеса. К таким мерам относятся: упразднение налога на прибыль для 1Т-компаний (ИТ-компании, которые платили налог на прибыль по ставке, которая составляет 3 %, всецело освобождаются от уплаты налога на прибыль начиная с 1 января 2022 года и заканчивая 2024 годом); упраздняются льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения. Кроме того, стимулирующие меры также окажут воздействие и на гостинично-туристический бизнес. Для гостиниц, других форм размещения вводится нулевая ставка процента по НДС на оказание услуг по предоставлению мест временного проживания сроком на 5 лет. Помимо этого, от НДС освобождаются услуги общепита, которые ока-
зываются через кафе, столовые, рестораны. Вышеперечисленные нововведения окажут благотворное влияние на развитие российского бизнеса, ведь представляют собой налоговые льготы, снижающие нагрузку налогового бремени на предпринимателей и организации.
Следующие изменения касаются налога на прибыль организаций. В первую очередь был увеличен список доходов, рассмотрение которых не предусматривается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Также продлено 50-процентное ограничение на учет убытков прошлых лет в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода вплоть до конца 2024 года. Наконец, была осуществлена детализация норм, затрагивающий налоговый учет расходов на модернизацию амортизируемого имущества. Такая мера позволит сократить налоговые споры в данном вопросе, а как следствие, и судебные разбирательства в этой области, затраты на них.
Расширение поддержки малого бизнеса в регионах также является значительной мерой поддержки бизнеса. Задача повышения экономической активности связана с необходимостью увеличения числа, занятых в МСП. До 1 января 2025 года для регионов была продлена возможность устанавливать ставку в размере 0 % («налоговые каникулы») для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, УСН, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научных сферах. Также снижаются страховые взносы для МСП в пределах структурных изменений налоговой системы. Необходимо отметить и упразднение для юридических лиц, которые применяют УСН, имеют объектом налогообложения доходы, а также организаций, использующих контрольно-кассовую технику (ККТ), обязанности представления в налоговые органы налоговой декларации. Вышеуказанные меры позволят активизировать малый и средний бизнес, привлечь новых работников в данную сферу, увеличив деловую активность в данном секторе.
Повышение качества налогового администрирования также сможет упростить деятельность юридических лиц, избавит от излишних бюрократических проволочек, тем самым сократит трату времени на формальные вопросы, а также освободит энергию организаций, которые в дальнейшем смогут направить ее на развитие бизнеса. На наш взгляд, целесообразность формирования справедливых конкурентных условий путем повышения качества налогового администрирования, например, формирование налогового мониторинга.
Следующим аспектом упрощения деятельности организаций является включение контроля за применением контрольно-кассовой техники в систему налогового контроля. Планируется ликвидация надзора за применением контрольно-кассовой техники как самостоятельной формы федерального государственного контроля. Данное мероприятие сможет обеспечить стимул для дальнейшего формирования бесконтактного налогового
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
администрирования, установления общих правил надзора за работой налогоплательщиков, осуществляющих фиксацию расчетов, а кроме того, уменьшит объем административной нагрузки на налогоплательщиков. Помимо этого, теперь налоговые органы обязаны заранее информировать налогоплательщика о предстоящем прекращении операций по его счетам в банках и переводов его денежных средств из-за непредъявленной налоговой декларации в соответствующем порядке.
Говоря о тенденции развития цифровизации в российской экономике, необходимо упомянуть о дальнейшем совершенствовании применения электронного документооборота в налоговой сфере, который подразумевает постепенный переход к созданию налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика без дублирования по почте на бумажном носителе. Немаловажно осознать, что это гарантирует безопасность и обеспечит своевременное получение налогоплательщиками налоговых уведомлений с требованием об уплате налогов. Гипотеза работы: модернизация налоговой системы - необходимое условие поддержки организаций в условиях нестабильной экономической ситуации в стране, подтверждается результатами проведенных вычислений и анализа полученных результатов.
В целом, исследование мер налоговой поддержки бизнеса, проведенные расчеты выявили как негативное, так и положительное влияние трансформации налогового режима на результативность деятельности организаций, что согласуется с выводами исследований [1; 2], в которых подчеркивается, что далеко не всегда введенный налоговый режим и присущие ему ставки будут снижать фискальную нагрузку организаций. Для разных организаций будут подходящими и разные режимы налогообложения. Налоговая политика в отношении организаций должна иметь гибкий подход для обеспечения результативности их деятельности. Важно учитывать особенности налогооблагаемой базы организации, организационно-правовую форму предпринимательской деятельности для обеспечения положительного результата применение той или иной ставка налога или налогового режима. Мы вслед за авторами [3; 4; 5] считаем, что тщательное планирование нововведений, их грамотная организация и реализация со стороны государства смогут сформировать бизнесу условия для его восстановления и дальнейшего развития. Кроме того, Смородина Е. А. утверждает, что снижение фискальной нагрузки даст возможность организациям сосредоточить свои силы в области повышения операционной эффективности функционирования, продуманного управления денежными средствами и потоками, увеличения прибыли за счет снижения затрат. Таким образом, снижение налогового бремени будет иметь стимулирующий эффект на предпринимателей, которые смогут сконцентрировать свое внимание на развитии своего бизнеса и его эффективности. Кроме того, важно отметить, что трансформация налоговой системы - комплексное понятие, целевая
система, которая должна охватывать не только изменение ставки налогообложения, но также иметь базу изменений в сфере законодательства [3].
Таким образом, эволюционирование налоговой системы развития в условиях жесточайших санкций ЕС и США в 2022 году оказало прямое воздействие на финансовые результаты отечественных организаций, имея свои преимущества и недостатки. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что меры поддержки российского бизнеса, проводимые в рамках налоговой политики, окажут благоприятное воздействие на дальнейшее развитие данного сектора экономики в будущем. В условиях непростой экономической ситуации, сформировавшейся под воздействием влияния ограничительных мер западных стран, главнейшим направлением улучшения налоговой системы стали мероприятия по стимулированию капитальных вложений, государственной помощи в осуществлении модернизации производства. Изменение налоговой системы путем создания дополнительных налоговых льгот представителям малого и среднего бизнеса позволит увеличить занятость в этих сфере. Упразднение некоторых налогов, продолжение практики «налоговых каникул», создание новых налоговых режимов, а также законодательные изменения в налоговом администрировании, которые направлены на упрощение предоставления документации и сокращения бюрократизации в деятельности организаций, позволят организациям развиваться быстрее и интенсивнее.
Следовательно, гипотеза о том, что трансформация налоговой системы является крайне важным аспектом поддержания стабильного функционирования организаций в условиях сложной экономической ситуации, подтверждается, ведь именно реформирование налоговой политики создает условия для сосредоточения усилий предпринимателей на дальнейшем развитии их бизнеса.
Список источников
1. Митрофанова И. А. Совершенствование налогового инструментария планирования финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов // Налоги и финансовое право. 2020.
2. Трунина В. Ф., Горбунова А. А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения / В. Ф. Трунина, А. А. Горбунова // Международный научно-исследовательский журнал. № 4 (35). Ч. 2. Екатеринбург, 2019.
3. Смородина Е. А. Влияние методов налогового регулирования на развитие малого и среднего бизнеса в России // Вестник УрФУ 2019.
4. Зарипова Н. Д. Анализ влияния налогов на результаты деятельности организаций // Статистика и экономика. 2020.
5. Евстратова М. С. Влияние налогообложения на финансовые результаты деятельности предприятия // Символ науки. 2021.
ECONOMIC SCIENCE
6. Медникова Ю. А. Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации// Журнал прикладных исследований. 2022.
7. Малкова Ю. В. Об основных направлениях налоговой политики на 2022 год и на период 2023-2024 годов // Экономика. Налоги. Право. 2022.
References
1. Mitrofanova I. A. Improving the tax tools for planning the financial results of an economic entity / I. A. Mitrofanova, A. B. Tlisov // Taxes and financial law. 2020.
2. Trunina V F., Gorbunova A. A. Problems of taxation of subjects of small business in the Russian Federation and ways to solve them / V. F. Trunina,
A. A. Gorbunova // International Research Journal No. 4 (35) h 2. Yekaterinburg, 2019.
3. Smorodina E. A. The influence of tax regulation methods on the development of small and medium-sized businesses in Russia // Bulletin ofUrFU. 2019.
4. Zaripova N. D. Analysis of the impact of taxes on the performance of organizations // Statistics and Economics. 2020.
5. Evstratova M. S. The impact of taxation on the financial performance of an enterprise // Symbol of Science. 2021.
6. Mednikova Yu. A. The tax burden of an enterprise and ways to optimize it // Journal ofApplied Research. 2022.
7. Malkova Yu. V. On the main directions of tax policy for 2022 and for the period 2023-2024 // Economics. Taxes. Law. 2022.
Информация об авторах
M. Е. Косов - заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент;
О. В. Староверова - профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.
Information about the authors
M. E. Kosov - Head of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor of the Department of Public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;
О. V. Staroverova - Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.07.2023; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 27.10.2023.
The article was submitted 13.07.2023; approved afterreviewing 11.09.2023; acceptedforpublication27.10.2023.