Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ КАК СИСТЕМА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ КАК СИСТЕМА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
налоги / сборы / страховые взносы / налогоплательщики / налоговые агенты / предпринимательство / единый налоговый платеж / единый налоговый счет / преференции.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин А.Ю.

Предпринимательство в Российской Федерации является неотъемлемым элементом любой развитой экономики, так как осуществляют значительный вклад в научный прогресс, развитие конкурентной среды, увеличение количества рабочих мест и улучшение уровня жизни населения. Поэтому предпринимательству, а в особенности малому и среднему не обходима поддержка государства, в том числе путем налогового стимулирования. В статье раскрывается процедура введения единого налогового платежа и единого налогового счета, а также вопросы единого срока уплаты ЕНП, взыскания задолженности и ответственности за неуплату налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ КАК СИСТЕМА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-32-36 NIION: 2021-0079-1/23-4 MOSURED: 77/27-025-2023-01-4

ИЛЬИН Александр Юрьевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, e-mail: mail@law-books.ru

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ КАК СИСТЕМА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Предпринимательство в Российской Федерации является неотъемлемым элементом любой развитой экономики, так как осуществляют значительный вклад в научный прогресс, развитие конкурентной среды, увеличение количества рабочих мест и улучшение уровня жизни населения. Поэтому предпринимательству, а в особенности малому и среднему не обходима поддержка государства, в том числе путем налогового стимулирования.

В статье раскрывается процедура введения единого налогового платежа и единого налогового счета, а также вопросы единого срока уплаты ЕНП, взыскания задолженности и ответственности за неуплату налогов.

Ключевые слова: налоги, сборы, страховые взносы, налогоплательщики, налоговые агенты, предпринимательство, единый налоговый платеж, единый налоговый счет, преференции.

ILYIN Alexander Yuryevich,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor Departments of State and Legal and Criminal Law Disciplines Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov

UNIFIED TAX PAYMENT AS A SYSTEM OF TAX INCENTIVES FOR ENTREPRENEURSHIP

Annotation. Entrepreneurship in the Russian Federation is an integral element of any developed economy, as they make a significant contribution to scientific progress, the development of a competitive environment, an increase in the number of jobs and an improvement in the standard of living of the population. Therefore, entrepreneurship, and especially small and medium-sized businesses, need government support, including through tax incentives. The article reveals the procedure for introducing a single tax payment and a single tax account, as well as the issues of a single deadline for paying the unified tax, debt collection and liability for non-payment of taxes.

Key words: taxes, fees, insurance premiums, taxpayers, tax agents, entrepreneurship, single tax payment, single tax account, preferences.

Предпринимательская деятельность является фундаментом социально-экономического развития Российской Федерации в целом и её отдельных регионов. От уровня развития предпринимательства зависит благополучие экономически активного населения.

Роль предпринимательства объясняется, в первую очередь, его функциями. А именно малого и среднего предпринимательства служит основой формирования доходов населения. В следствие чего сокращается уровень социальной напряжённости, безработицы, так как создаются

новые рабочие места, и формируется средний класс.

История показывает, насколько важно для процветания субъектов предпринимательства отсутствие чрезмерной налоговой нагрузки, упрощение уплаты налогов и государственная поддержка в виде налогового стимулирования.

Поэтому основным ориентиром развития системы налогообложения должны быть не только фискальные интересы государства, но в первую очередь экономическая поддержка государством малого и среднего предприниматель-

ства. Если государство не в состоянии помогать финансово участникам предпринимательской деятельности, оно должно обратить внимание на снижение налоговой нагрузки и налоговое стимулирование, в первую очередь для малого и среднего предпринимательства.

Система налогового стимулирования предпринимательства реализуется через применение специальных налоговых режимов; применение налоговых каникул; снижение ставок по налогам при условии осуществления деятельности в определенных сферах (социальной, научной, сельскохозяйственной), на определенных территориях (ОЭЗ, ТОСЭР, РИП, федеральный и региональный СПИК); освобождение от обязанности уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере, упрощении механизма уплаты налогов и страховых взносов.

Согласно Основным направлениям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013-2030 годы, утверждённому Минэкономразвития России, налоговое стимулирование - это один из инструментов поддержки субъектов малого бизнеса, как одного из основных ресурсов для развития инновационного сектора экономики и развития регионов1.

В современных условиях развития предпринимательства законодательство о налогах и сборах находится в постоянной динамике и направлено на стимулирование налогообложения, на оптимизацию уплаты налогов физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2022 N 263-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2023 года для налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов введен единый налоговый платеж (ЕНП) с использованием единого налогового счета (ЕНС).

Процедура введения единого налогового платежа существенно меняет процедуру уплаты налогов и страховых взносов, и приведет к неизбежным корректировкам в системе налогообложения и налогового контроля.

В рамках данной статьи разберем, что такое единый налоговый платеж и определим плюсы и минусы данного налогового инструмента.

1 См.: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // Минэкономразвития России: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/c00f2876ab0dd093b178ab9ee67e1b4a609f 34b6/ (дата обращения: 11.02.2020).

На основании ст.11.3. НК РФ, единый налоговый платеж (ЕНП) - это денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с НК РФ .

С введением единого налогового платежа у налогоплательщика возникает совокупная налоговая обязанность.

Статьей 11 НК РФ, совокупная обязанность определяется как общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ [5].

В качестве единого налогового платежа перечисляют:

- налог на прибыль;

- НДС;

- НДФЛ;

- страховые взносы. (кроме взносов на травматизм. Перечисляются в Социальный фонд России)

- налог на имущество;

- земельный налог;

- транспортный налог;

- акцизы;

- водный налог;

- НДПИ;

- НДД;

- налог на игорный бизнес;

- налог при УСН;

- ЕСХН;

- налог при выполнении соглашений о разделе продукции;

- налог при АУСН;

- налог при ПСН;

- госпошлину, на которую суд выдал исполнительный документ.

Возможно уплачивать отдельно, так и в виде ЕНП:

- сбор за пользование объектами животного

мира;

- сбор за пользование объектами водных биоресурсов;

- налог на профессиональный доход.

Отдельно от единого налогового платежа

уплачивают:

- фиксированный платеж, уплачиваемый иностранными гражданами, работающими по патенту на основании ст. 227.1 НК РФ;

- госпошлину (если выдан исполнительный

лист).

Для перечисления налогоплательщиками единого налогового платежа в Федеральном казначействе каждому налогоплательщику открывается единый налоговый счет, в целях упрощения порядка уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных НК РФ. При этом налоговый орган на основе имеющихся у него документов и информации будет самостоятельно засчитывать единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов. Данные о состоянии единого налогового счета и детализированная информация о распределении единого налогового платежа будут доступны в онлайн-режиме в личном кабинете налогоплательщика, через ТКС или в учетной системе налогоплательщика ^Р-си-стема).

Единый налоговый счет будет вестись индивидуально по каждому налогоплательщику. На едином счете налогоплательщика будут отображаться:

- денежные средства, которые перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;

- денежные средства, которые начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;

- денежные средства, которые должен возместить налоговый орган.(возмещаемый НДС, проценты на сумму излишне взысканных средств и ряд других сумм.

Сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года определит налоговый орган.

Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности. Сальдо по ЕНС может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Положительное сальдо - если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо по ЕНС не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента на основании заявления, представленного согласно абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ;

Отрицательное сальдо - если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) при-

знаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности;

Нулевое сальдо - если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, равна денежному выражению совокупной обязанности.

Сальдо по единому налоговому счету будет формироваться налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 263-ФЗ, в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений:

- о суммах неисполненных обязанностей организации, являющейся налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым агентом, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов (суммы неисполненных обязанностей);

- о суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП организации и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (излишне перечисленные денежные средства).

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

- суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания;

- суммы недоимок по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которых приостановлено по состоянию на 31.12.2022 полностью или в части в результате принятия судом мер предварительной

защиты (обеспечительных мер) либо принятия вышестоящим налоговым органом решения о приостановлении исполнения соответствующего решения.

Кроме того вводится единый срок уплаты налогов и взносов на единый налоговый счет- это 28-е число месяца.

По налогам, взносам, авансовым платежам, которые платят до подачи декларации либо без нее, нужно подать уведомление об исчисленных суммах. Срок - не позднее 25-го числа месяца уплаты. Форму, порядок заполнения уведомления, а также его электронный формат утвердила ФНС.

Особый срок предусмотрен для уведомления об НДФЛ, который будет удержан с 23 по 31 декабря, - последний рабочий день. Таким образом, в декабре 2023 года в части НДФЛ нужно направить 2 уведомления: одно не позднее 25 декабря, а второе - до 29 декабря включительно.

ФНС разьясняет, что без уведомления поступившие на единый налоговый счет денежные средства нельзя распределить по бюджетам, что приведет к начислению пеней.1 Но в 2023 году вместо уведомления организация или ИП вправе представить платежное поручение. По нему налоговая инспекция должна однозначно определить бюджет, в который направляются денежные средства, срок уплаты и иные необходимые реквизиты. Правило перестает действовать, как только налогоплательщик впервые подаст уведомление [2].

Введение единого налогового платежа и единого налогового счета с 1 января 2023 г. также изменят правила взыскания задолженности по налогам, сборам и страховым взносам. В качестве задолженности будет пониматься отрицательное сальдо по единому налоговому счету налогоплательщика. Когда налоговый орган обнаружит отрицательное сальдо, то он выставит требование об уплате. Статья 69 НК РФ с 1 января 2023 г. действует в обновленной редакции. Если налогоплательщик-организация или налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не выполнит требование об уплате в добровольном порядке, то налоговый орган будет размещать в специальном реестре решение о принудительном взыскании задолженности [4].

Взыскание должно производится в размере, не превышающем отрицательное сальдо ЕНС, с указанием в решении информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ.

Согласно п. 11 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драго-

1 https://www.nalog.gov.ru/rn77/ens/, раздел "Порядок и сроки начисления пеней".

ценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа (персонифицированного электронного средства платежа), используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Списание средств с единого налогового счета осуществляется на основании отчетности, уведомлений, судебных решений и других документов инспекция определит размер совокупной обязанности [6].

Деньги спишут в такой последовательности:

- недоимка (начиная с наиболее раннего момента выявления);

- налоги, авансовые платежи по ним, сборы, взносы (с момента возникновения обязанности по уплате);

- пени;

- проценты;

- штрафы.

Что касается ответственности за неуплату налога , страхового сбора, то все остается по прежнему, в рамках статьи 122 НК РФ, но следует обратить внимание на изменение содержания п. 4 ст. 122 НК РФ, в соответствии с которым не признается правонарушением неуплата или неполная уплата налога (сбора, страховых взносов) для всех налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов). Но только в случае, если у налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов) со дня, на который приходится установленный НК РФ срок уплаты налога (сбора, страховых взносов), до дня вынесения решения о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, непрерывно имелось положительное сальдо единого налогового счета в размере, достаточном для полной или частичной уплаты налога.

В конце следует отметить плюсы единого налогового платежа:

1. Внедрение единого налогового платежа позволит упростить механизм исполнения налоговой обязанности;.

2. Действие единого срока уплаты налогов, что позволит перечислять налоги один раз в месяц единым налоговым платежом;

3. Внедрение единого налогового платежа в сочетании с единым налоговым счетом обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом, и отпадет необходимость взаиморасчетов.

Список литературы:

[1] Беликова М. О едином налоговом платеже // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 12. С. 46 - 55.

[2] Егорова А.О. Поговорим о едином налоговом платеже и едином налоговом счете // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 11. С. 66 - 75.

[3] Какие специальные налоговые режимы применяют организации//СПС Консультант плюс.

2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Лермонтов Ю.М. Единый налоговый платеж // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2022. N 10. С. 20 - 25.

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в редакции от 28.12.2022, с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 01.01.2023.

[6] Урумова М.М. Правовое регулирование налогового контроля // Правовой альманах. 2022. № 6 (19). С. 46-51.

Spisok literatury:

[1] Belikova M. O edinom nalogovom platezhe // Uchrezhdeniya kul'tury i iskusstva: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2022. N 12. S. 46 - 55.

[2] Egorova A.O. Pogovorim o edinom nalogovom platezhe i edinom nalogovom schete// Oplata truda v gosudarstvennom (municipal'nom) uchrezhdenii: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2022. N 11. S. 66 - 75.

[3] Kakie special'nye nalogovye rezhimy primenyayut organizacii//SPS Konsul'tant plyus. 2023.

[4] Lermontov YU.M. Edinyj nalogovyj platezh // Finansovyj vestnik: finansy, nalogi, strahovanie, buhgalterskij uchet. 2022. N 10. S. 20 - 25.

[5] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya)" ot 31.07.1998 N 146-FZ, v redakcii ot 28.12.2022, s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupivshimi vzakonnuyu silu s 01.01.2023.

[6] Urumova M.M. Pravovoe regulirovanie nalogovogo kontrolya // Pravovoj al'manah. 2022. № 6 (19). S. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.