Научная статья на тему 'Развитие цифровых сервисов ФНС России'

Развитие цифровых сервисов ФНС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговое администрирование / цифровизация / цифровые сервисы / цифровые технологии / tax administration / digitalization / digital services / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полина Сергеевна Белова

Статья посвящена цифровым сервисам Федеральной налоговой службы России. Рассмотрены вопросы применения и развития цифровых сервисов в работе ФНС России, выявлены положительные и негативные аспекты внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование, предложены основные перспективы развития сервисов ФНС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of digital services of the federal tax service of Russia

The article is devoted to digital services of the Federal Tax Service of Russia. It considers the issues of application and development of digital services in the work of the Federal Tax Service of Russia, identifies positive and negative aspects of the introduction of digital technologies in tax administration, and proposes the main prospects for the development of services of the Federal Tax Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие цифровых сервисов ФНС России»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 171—174. Audit journal. 2023;(4):171 —174.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-1 71 -1 74 NIION: 201 7-0074-4/23-1 79

EDN: https://elibrary.ru/VFWZKO MOSURED: 77/27-021-2023-04-379

Развитие цифровых сервисов ФНС России

Полина Сергеевна Белова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, belpolina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена цифровым сервисам Федеральной налоговой службы России. Рассмотрены вопросы применения и развития цифровых сервисов в работе ФНС России, выявлены положительные и негативные аспекты внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование, предложены основные перспективы развития сервисов ФНС России.

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровизация, цифровые сервисы, цифровые технологии

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя О.В. Староверову, доктора юридических наук, кандидата экономических наук, доцента, профессора РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Для цитирования: Белова П.С. Развитие цифровых сервисов ФНС России // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 171-174. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-171-174. EDN: https://elibrary.ru/VFWZKO.

TAXES AND TAXATION

Original article

Development of digital services of the federal tax service of Russia

Polina S. Belova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, belpolina@mail.ru

Abstract. The article is devoted to digital services of the Federal Tax Service of Russia. It considers the issues of application and development of digital services in the work of the Federal Tax Service of Russia, identifies positive and negative aspects of the introduction of digital technologies in tax administration, and proposes the main prospects for the development of services of the Federal Tax Service of Russia.

Keywords: tax administration, digitization, digital services, digital technologies

Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser O.V. Staroverova, doctor of law, candidate of economic sciences, associate professor, professor of Plekhanov Russian University of Economics.

For citation: Belova P.S. Development of digital services of the federal tax service of Russia // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):171—174. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-171-174. EDN: https://elibrary.ru/VFWZKO.

Цифровые технологии являются актуальным глобальным трендом, который изменяет окружающую реальность и внедряет современные способы взаимодействия людей, компаний и государства. По причине

© Белова П.С., 2023

общего тренда цифровизации ФНС России придает большое значение развитию интернет-сервисов с целью облегчения процесса взаимодействия с налогоплательщиками. В настоящее время разработано более 60 электронных сервисов ФНС России, которые способствуют предоставлению государственных услуг в дис-

танционном режиме. Отметим, что при переводе сервисов в электронный формат заметны преимущества цифровой среды перед традиционными методами взаимодействия с налогоплательщиками. Для каждой категории налогоплательщиков (юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели) были созданы специализированные услуги. Цифровые сервисы соответствуют требованиям и потребностям налогоплательщиков, позволяют сэкономить их время, а также создают благоприятные условия для взаимодействия с налоговым органом.

Можно выделить несколько факторов, повлиявших на перевод налоговых сервисов из очного формата в цифровой. Прежде всего, у налоговых органов возникают сложности в работе из-за повышенной нагрузки и ограниченности ресурсов для осуществления качественных проверок всех налогоплательщиков, поэтому внедрение электронных сервисов позволило автоматизировать и облегчить данный процесс. Перевод сервисов в онлайн-формат способствовал снижению операций, которые раньше выполнялись работниками ФНС России вручную. В результате цифрови-зации вероятность ошибок была снижена, а обработка данных ускорена. Третьим из факторов, который способствовал переходу сервисов ФНС России в дистанционный формат, являются коррупционные действия работников государственных органов и злоупотребление должностными полномочиями с их стороны. Электронные сервисы способствуют предотвращению налоговых правонарушений, сокращая возможность манипуляций и повышая прозрачность схемы взаимодействия с налогоплательщиками. Кроме того, пандемия COVID-19 также стимулировала автоматизацию и цифровизацию налоговых сервисов. Ограничения на передвижение и контакт между людьми сделали обслуживание в очном формате невозможным во многих случаях, поэтому использование интернет-сервисов стало необходимостью для продолжения работы налоговой службы.

На начальном этапе цифровой трансформации налогового администрирования была разработана автоматизированная информационная система (АИС) «Налог», целью которой было создание единой системы цифровых ресурсов и сервисов, формируемых ФНС России, а также автоматизация деятельности данного налогового органа [7].

За последние несколько лет ФНС России активно развивается в направлении автоматизации и цифровизации процессов администрирования налогообложения. На данный момент уже создана мощная цифровая платформа — интернет-сайт ФНС России, которая постоянно развивается и дополняется различными электронными сервисами, такими как личный кабинет налогоплательщика, налоговый калькулятор, меры поддержки и др.

Следует подчеркнуть, что одним из преимуществ применения цифровых сервисов ФНС России стало упрощение процесса взаимодействия с налогоплательщиками, что отразилось на стремлении граждан добровольно соблюдать требования налогового законодательства. Так, один из наиболее востребованных электронных сервисов ФНС России — «Личный кабинет налогоплательщика» — предназначен для использования физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Данный онлайн-сервис доступен и понятен в использовании, поэтому облегчает взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами. Он дает возможность получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, наличии переплат и задолженностей, а также позволяет оплачивать налоги и подбирать оптимальную систему налогообложения, обращаться по вопросам подачи отчетности и т.п.

Технологии обработки больших массивов данных имеют важное значение для обеспечения прозрачности налоговых отношений и являются основой развития интерактивных сервисов. Одним из значимых нововведений в налоговой системе стал запуск Единого налогового счета (ЕНС) в России с 1 января 2023 г., позволяющего физическим и юридическим лицам, а также ИП производить уплату налогов с помощью одного платежного поручения. Далее налоговый орган самостоятельно распределяет средства в соответствии с обязательствами на основании деклараций, уведомлений и прочих документов. Таким образом, теперь налогоплательщикам доступен удобный способ уплаты налогов, который минимизирует ошибки при заполнении расчетных документов и позволит использовать переплату по налогам в счет исполнения налоговых обязательств. Стараясь уменьшить административную нагрузку на налоговые органы, ФНС России также разработал автоматизирован-

ную упрощенную систему налогообложения (АУСН) — новый специальный налоговый режим, благодаря которому расчет налогов происходит автоматически при почти полной отмене отчетности. Его могут применять организации и ИП с численностью до пяти человек и годовым доходом до 60 млн руб. Система начала действовать с 1 июля 2022 г. в течение следующих пяти лет в четырех регионах страны — в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.

Однако внедрение прогрессивных технологий в работу налоговых органов имеет не только преимущества, но и недостатки. Одним из отрицательных моментов электронных сервисов ФНС России является возможность сбоев и ошибок в работе 1Т-систем, что может создать неудобства для налогоплательщиков и спровоцировать задержки в осуществлении налоговых операций. Кроме того, переход в онлайн-формат также может повысить риски кибератак и утечки данных налогоплательщиков. Это может привести к серьезным последствиям, включая финансовые потери и угрозу конфиденциальности. Поэтому требуется обеспечение информационной защиты данных при их передаче и хранении.

Можно выделить еще одну сложность в работе с цифровыми системами: недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров ФНС России, а также технологическую неграмотность пользователей. Таким образом, люди сталкиваются с проблемами в обучении использованию новых 1Т-техно-логий и электронных сервисов, что затрудняет взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Следует отметить, что минусом является также высокий уровень затрат на построение высокопроизводительных систем, их ресурсное обслуживание для обработки объемных массивов цифровых данных для эффективной работы автоматизированных информационных инструментов. Кроме того, с преобразованием и расширением использования прогрессивных цифровых технологий уменьшится потребность в человеческом труде, сократится количество рабочих мест, в том числе и в ФНС России. Такая тенденция негативно повлияет на уровень занятости населения и национальную экономику в целом.

В условиях высокотехнологичного мира и ускорения цифровизации налоговые органы вынуждены совершенствоваться и подстраи-

ваться под инновационные технологические процессы, поэтому предложим основные перспективы развития цифровых сервисов налогового администрирования Российской Федерации. В первую очередь, это расширение возможностей цифрового налогового администрирования, создание и развитие новейших автоматизированных систем, а также использование прогрессивных технологий. Дальнейшее совершенствование онлайн-сервисов ФНС России позволит упростить сферу налоговых отношений, т.е. уплату налогов, улучшить обслуживание налогоплательщиков и облегчить взаимодействие граждан с налоговыми органами, например, за счет создания удобного интерфейса электронных сервисов, разработки мобильных приложений, предоставления достоверной информации по поводу требований налогового законодательства или повышения квалификации сотрудников ФНС России в сфере цифровых технологий. Совершенствование электронных сервисов ФНС России позволит сократить бумажную волокиту, систематизировать документооборот, облегчить исполнение налоговых обязательств гражданами, повысить точность и эффективность работы налогового органа за счет автоматизации информационного обмена между ведомствами.

В целом развитие сервисов ФНС России направлено на преобразование и автоматизацию налогового администрирования, усиление налогового контроля с использованием прогрессивных 1Т-технологий, применяемых в цифровой экономической среде. Развитие сервисов ФНС России в условиях тренда мировой диджитализации имеет положительное влияние на работу налоговой системы. Оно способствует упрощению процедур для налогоплательщиков, повышает качество и достоверность данных, облегчает контроль за налоговыми обязательствами и способствует эффективной борьбе с налоговыми правонарушениями, обеспечивает большую устойчивость государственного бюджета с минимальными издержками на администрирование. Более того, внедрение передовых цифровых технологий в бизнес-процессы приведет к повышению прозрачности управленческих процессов компаний и снижению издержек, связанных с соблюдением налогового законодательства и рисками налоговой ответственности.

Список источников

1. Кирова Е.А, Морозова Н.Г, Безверхий А. С. Трансформация налоговой системы России в условиях становления цифровой экономии-ки // Вестник ГУУ. 2019. № 7. С. 118-124.

2. Колчин С.П., Анисимова А.А. Развитие цифровых налоговых сервисов в России на фоне общемировых трендов // Налоги и налогообложение. 2020. № 2. С. 40—51.

3. Синельников-Мурылев С.Г., Милоголов Н.С, Берберов А.Б. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски // Экономическая политика. 2022. Т. 17, № 2. С. 8—33.

4. Староверова О.В. Цифровые технологии налогового администрирования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 266—269.

5. Староверова О.В. Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 315—319.

6. Сульженко С.А. Развитие налогового администрирования в условиях цифровизации // Финансовые исследования. 2020. № 3 (68). С. 71—81.

7. Никулина Е.М. Анализ проблем и последствий цифрового налогового администрирования // URL: https://mcoip.ru/blog/ 2022/05/19/analiz-problem-i-posledstvij-czifro-vogo-nalogovogo-administrirovaniya/?ysclid=lm u8wsd6v u953471537

8. Цифровую трансформацию ФНС России обсудили на научно-практической конференции Финансового университета при Правительстве РФ // URL: https://www.nalog. ru/rn77/news/activities_fts/10205704/

9. Федеральная налоговая служба // URL: https : //www.nalog .gov.ru/rn77/

References

1. Kirova E.A., Morozova N.G, Bezverkhiy A.S. Transformation of the tax system of Russia in the conditions of becoming a digital economy // Vestnik of GUU. 2019. No 7. P. 118-124.

2. Kolchin S.P, Anisimova A.A. Development of digital tax services in Russia against the background of global trends // Taxes and Taxation. 2020. No 2. P. 40-51.

3. Sinelnikov-Murylev S.G, Milogolov N.S., Berberov A.B. Digitalization of tax administration in Russia: opportunities and risks // Economic Policy. 2022. Vol. 17, No 2. P. 8-33.

4. Staroverova O.V. Digital technologies of tax administration // Bulletin of economic security. 2023. No 1. P. 266-269.

5. Staroverova O.V. Application of digital technologies in control and supervisory activities of tax authorities // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No 1. P. 315-319.

6. Sulzhenko S.A. Development of tax administration in the conditions of digitalization // Financial Studies. 2020. No 3 (68). P. 71-81.

7. Nikulina E.M. Analysis of problems and consequences of digital tax administration // URL: https://mcoip.ru/blog/2022/05/19/analiz-problem-i-posledstvij-czifrovogo-nalogovogo-ad-ministrirovaniya/?ysclid=lmu8wsd6vu953471537

8. Digital transformation of the Federal Tax Service of Russia discussed at the scientific and practical conference of the Financial University under the Government of the Russian Federation // URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activiti-es_ fts/10205704/

9. Federal Tax Service // URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn77/

Информация об авторе

П.С. Белова — студент Высшей школы финансов Российского государственного университета имени Г. В. Плеханова.

Information about the author P.S. Belova — Student of Higher School of Finance of Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.

The article was submitted 20.10.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.