Научная статья на тему 'Особенности развития цифровых налоговых сервисов ФНС России'

Особенности развития цифровых налоговых сервисов ФНС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровые сервисы / налоговый контроль / налоговые проверки / налогоплательщики / налоговое администрирование / digital services / tax control / tax audits / taxpayers / tax administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексей Алексеевич Дудаков

Статья посвящена особенностям цифровых налоговых сервисов ФНС России; описаны преимущества и недостатки внедрения прогрессивных цифровых технологий, а также выделены основные перспективы развития налоговых сервисов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of digital tax services of the Federal Tax Service of Russia

The article is devoted to the peculiarities of digital tax services of the Federal Tax Service of Russia; the advantages and disadvantages of the introduction of progressive digital technologies are described, and the main prospects for the development of tax services in the Russian Federation are highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности развития цифровых налоговых сервисов ФНС России»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 193—196. Audit journal. 2023;(4):193—196.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-1 93-1 96 NIION: 201 7-0074-4/23-1 83

EDN: https://elibrary.ru/VQELGY MOSURED: 77/27-021-2023-04-383

Особенности развития цифровых налоговых сервисов

ФНС России

Алексей Алексеевич Дудаков

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, Dudakov.aa@rea.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям цифровых налоговых сервисов ФНС России; описаны преимущества и недостатки внедрения прогрессивных цифровых технологий, а также выделены основные перспективы развития налоговых сервисов Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровые сервисы, налоговый контроль, налоговые проверки, налогоплательщики, налоговое администрирование

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя О.В. Староверову, доктора юридических наук, кандидата экономических наук, доцента, профессора РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Для цитирования: Дудаков А.А. Особенности развития цифровых налоговых сервисов ФНС России // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 193-196. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-193-196. EDN: https://elibrary.ru/VQELGY.

TAXES AND TAXATION

Original article

Features of the development of digital tax services of the Federal Tax Service of Russia

Alexei A. Dudakov

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, tranphuocthinh14072001@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of digital tax services of the Federal Tax Service of Russia; the advantages and disadvantages of the introduction of progressive digital technologies are described, and the main prospects for the development of tax services in the Russian Federation are highlighted.

Keywords: digital services, tax control, tax audits, taxpayers, tax administration

Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser O.V. Staroverova, doctor of law, candidate of economic sciences, associate professor, professor of Plekhanov Russian University of Economics.

For citation: Dudakov A.A. Features of the development of digital tax services of the Federal Tax Service of Russia // Auditor-skiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):193—196. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-193-196. EDN: https://elibrary.ru/VQELGY.

В настоящее время налоговыми органами реализовано порядка 60 цифровых сервисов, размещенных в сети Интернет и, как следствие, доступных для налогоплательщика. Цифровой сервис представляет собой комплекс услуг, который обеспечивает

© Дудаков А.А., 2023

пользователю возможность удаленной работы с информационными ресурсами ФНС России.

Перечень цифровых сервисов ФНС России представлен на официальном сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы»: • личные кабинеты (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица);

• справочные сервисы о мерах поддержки (проверка права на продление сроков платежей по УСН и страховым взносам, представление перечня доступных мер поддержки по ИНН и т.д.);

• сервис «Государственная онлайн-реги-страция бизнеса»;

• сервисы по формированию платежных документов (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица);

• сведения из реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕРСМП, Федеральная информационная адресная система и т.д.);

• сервисы электронного документооборота (представление налоговой и бухгалтерской отчетности, проверка корректности заполнения счета-фактуры, создание и проверка доверенности в электронной форме и т.д.)

• аналитические сервисы (сервис «Прозрачный бизнес», налоговые калькуляторы и т.д.)1.

Вместе с тем необходимо отметить, что значительное количество цифровых налоговых сервисов, с одной стороны, обеспечивает сокращение административной нагрузки на налогоплательщиков, так как большую часть обязанностей, связанных с начислением и уплатой налогов, налогоплательщик теперь выполняет онлайн, с другой стороны, использование указанных сервисов требует от налогоплательщика определенного уровня квалификации, а с учетом количества таких цифровых сервисов — еще и знаний о том, какие функции можно выполнить, с помощью каких сервисов и каким именно образом это можно сделать. При этом налогоплательщик по-прежнему должен обладать определенными знаниями налогового законодательства, что становится сложнее с учетом постоянных поправок, в том числе обусловленных внедрением цифровых сервисов и налогообложением цифровых видов предпринимательской деятельности [4; 5].

Одним из сервисов, доступных для налогоплательщиков и обеспечивающих прозрачность взаимоотношений представителей бизнеса, реализованных ФНС России в рамках цифровой трансформации налогового администрирования, стал государственный информационный ресурс бухгалтерской отчет-

1 Официальный сайт ФНС России // [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/

ности — ГИР БО, в котором отражается информация о бухгалтерской отчетности всех организаций, за исключением организаций государственного сектора, организаций, отчитывающихся в Центральный банк Российской Федерации, религиозных организаций, а также организаций, бухгалтерская отчетность которых относится к сведениям, составляющим государственную тайну. Сервис позволяет бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Пользователям предоставлена также возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС России. При этом в сервисе реализован функционал обратной связи, позволяющей налогоплательщикам при обнаружении ошибок в представленной в сервисе отчетности оставить соответствующее обращение, в дальнейшем рассматриваемое налоговым органом [2; 6; 7].

Другим сервисом является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) — федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах на территории Российской Федерации.

В рамках цифровой трансформации ФНС России реализуются как цифровые инструменты для использования сотрудниками налоговых органов, так и цифровые налоговые сервисы для упрощения взаимодействия с налогоплательщиками. Всего на текущий момент реализовано более 200 различных технологических процессов, а также порядка 70 интернет-сервисов и мобильных приложений, в том числе отдельных информационных интернет-ресурсов, предоставляющих для налогоплательщиков как определенные услуги, так и данные для необходимого анализа [1].

За исключением закрытого перечня, определенного в рамках налогового законодательства, указанные данные предоставляется в соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ. К таким сведениям относятся общедоступные сведения, в том числе с согласия налогоплательщика, сведения об идентификационном номер налогоплательщика, сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников организации за календарный год.

Помимо этого, в ведении ФНС России находится ряд информационных ресурсов, используемых в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг. К таким информационным ресурсам относятся: Единый государственный реестр налогоплательщиков, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства2.

Начиная с 2023 г. ФНС России стала предоставлять уполномоченным органам государственной власти информацию из Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» в данный реестр включаются следующие сведения о физическом лице: фамилия, имя, отчество, дата рождения и дата смерти, место рождения и место смерти, сведения о семейном положении, наличии гражданства Российской Федерации и иностранных государств и т.д. [3].

В рамках исполнения функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а именно за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов ФНС России формирует и публикует данные по формам статистической налоговой отчетности.

Данные в таких отчетах отражаются как на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и отраслей экономики в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД-2), так и в разрезе территориальных налоговых органов. Информация, представленная в статистической налоговой отчетности, включает в себя сведения о начислении и поступлении налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, агрегированные сведения о задолженности по налогам и сборам, налоговой базе и структуре начислений, результатах осуществления налогового и иных видов контроля, государственной ре-

2 Официальный сайт ФНС России // [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/

гистрации юридических и физических лиц и прочие сведения, используемые в рамках деятельности ФНС России.

Таким образом, на текущий момент ФНС России является одним из ключевых агрегато-ров данных, характеризующих экономику Российской Федерации, — доходов юридических и физических лиц, в том числе населения, прибыли и иных финансовых показателей, отраженных как в налоговой, так и в бухгалтерской отчетности, совокупных сумм налоговых платежей, налоговых расходов бюджетной системы, обусловленных применением налоговых льгот, сведений о населении и т.д.

Список источников

1. Приказ ФНС России от 30 апреля 2020 г. № ЕД-7-19/309@ «Об утверждении порядка формирования и ведения справочника сервисов ФНС России» // URL: http://www.con-sultant.ru/

2. Официальный сайт государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО) // URL: https://bo. nalog.ru/

3. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45594

4. Староверова О.В. Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 315—319.

5. Староверова О.В. Разработка модели цифровой трансформации деятельности налоговых органов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 287—290.

6. Староверова О.В. Цифровые технологии налогового администрирования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 266—269.

7. Синельников-Мурылев С.Г, Милоголов Н.С, Берберов А.Б. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски // Экономическая политика. 2022. Т. 17, № 2. С. 8—33.

References

1. Order of the Federal Tax Service of Russia dated April 30, 2020 No. ED-7-19/309@ "On approval of the procedure for the formation and

maintenance of the directory of services of the Federal Tax Service of Russia" // URL: http://www.consultant.ru/

2. The official website of the state accounting information resource (GIR BO) // URL: https://bo.nalog.ru /

3. Federal Law No. 168-FZ of June 8, 2020 "On the Unified Federal Information Register containing information about the population of the Russian Federation" // URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45594

4. Staroverova O.V. The use of digital technologies in the control and supervisory activities of tax authorities // Bulletin of the Moscow Uni-

versity of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 1. pp. 315-319.

5. Staroverova O.V. Development of a model of digital transformation of the activities of tax authorities // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 3. pp. 287-290.

6. Staroverova O. V. Digital technologies of tax administration // Bulletin of Economic Security. 2023. No. 1. pp. 266-269.

7. Sinelnikov-Murylev S.G., Milogolov N.S., Berberov A.B. Digitalization of tax administration in Russia: opportunities and risks // Economic policy. 2022. Vol. 17, No. 2. pp. 8-33.

Информация об авторе

А.А. Дудаков — студент Высшей школы финансов Российского государственного университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author A.A. Dudakov — Student of Higher School of Finance of Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 24.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted 24.10.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 24.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Исследование региональной системы молодежного предпринимательства и ее трансформация в инновационную модель, адекватную современным условиям: монография / [О.А. Борис и др.]; под ред. О.А. Борис. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 255 с. ISBN 978-5-238-03652-6

В монографии представлены результаты научного исследования, выполненного при поддержке гранта Президента Российской Федерации МД-2787.2021.2 «Трансформация региональной системы молодежного предпринимательства в инновационную модель, эффективно функционирующую в условиях цифровизации (на материалах Северо-Кавказского федерального округа)» в области развития бизнес-инициатив молодежи, разработки рекомендаций для органов власти и бизнес-сообщества, а также практической реализации в СКФО.

Для исследователей и специалистов в области молодежного предпринимательства, аспирантов и студентов, интересующихся данной научной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.