Научная статья на тему 'Оценка основных мер бюджетной и налоговой политики в рамках регулирования налоговой нагрузки'

Оценка основных мер бюджетной и налоговой политики в рамках регулирования налоговой нагрузки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоги / бюджетная политика / налоговая политика / налоговая нагрузка / инструмент государственного регулирования / taxes / budget policy / tax policy / tax burden / instrument of state regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алена Александровна Егорова

В статье рассматриваются основные методы и подходы к анализу мер бюджетной и налоговой политики, применяемых для регулирования налоговой нагрузки на экономические субъекты Российской Федерации. Исследование включает статистический анализ методов для оценки эффективности инструментов регулирования налоговой нагрузки. Результаты исследования могут служить основанием для рекомендаций по оптимизации бюджетной и налоговой политики, направленной на регулирование налоговой нагрузки, с целью ее совершенствования и стимулирования экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алена Александровна Егорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the main measures of budgetary and tax policy in the framework of tax burden regulation

This article discusses the main methods and approaches to the analysis of budgetary and tax policy measures used to regulate the tax burden on economic entities of the Russian Federation. The study includes statistical analysis and the use of econometric methods to assess the effectiveness of tax burden management tools. The results of the study can serve as a basis for recommendations on optimizing budget and tax policy aimed at regulating the tax burden in order to improve it and stimulate economic growth.

Текст научной работы на тему «Оценка основных мер бюджетной и налоговой политики в рамках регулирования налоговой нагрузки»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 177—181. Audit journal. 2024;(2):177—181.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-177-181 NIION: 2017-0074-2/24-057

EDN: https://elibrary.ru/LHXCIV MOSURED: 77/27-021-2024-02-257

Оценка основных мер бюджетной и налоговой политики в рамках регулирования налоговой нагрузки

Алена Александровна Егорова

Российский экономической университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, alyonaegorova03@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и подходы к анализу мер бюджетной и налоговой политики, применяемых для регулирования налоговой нагрузки на экономические субъекты Российской Федерации. Исследование включает статистический анализ методов для оценки эффективности инструментов регулирования налоговой нагрузки. Результаты исследования могут служить основанием для рекомендаций по оптимизации бюджетной и налоговой политики, направленной на регулирование налоговой нагрузки, с целью ее совершенствования и стимулирования экономического роста.

Ключевые слова: налоги, бюджетная политика, налоговая политика, налоговая нагрузка, инструмент государственного регулирования

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя О.В. Староверову, доктора юридических наук, кандидата экономических наук, доцента, профессора РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Для цитирования: Егорова А.А. Оценка основных мер бюджетной и налоговой политики в рамках регулирования налоговой нагрузки // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 177—181. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-177-181. ЕР1\1: https://elibrary.ru/LHXCIV.

TAXES AND TAXATION

Original article

Assessment of the main measures of budgetary and tax policy in the framework of tax burden regulation

Alyona A. Egorova

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia, alyonaegorova03@mail.ru

Abstract. This article discusses the main methods and approaches to the analysis of budgetary and tax policy measures used to regulate the tax burden on economic entities of the Russian Federation. The study includes statistical analysis and the use of econometric methods to assess the effectiveness of tax burden management tools. The results of the study can serve as a basis for recommendations on optimizing budget and tax policy aimed at regulating the tax burden in order to improve it and stimulate economic growth.

Key words: taxes, budget policy, tax policy, tax burden, instrument of state regulation

Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser O.V. Staroverova, doctor of law, candidate of economic sciences, associate professor, professor of Plekhanov Russian University of Economics.

For citation: Egorova A.A. Assessment of the main measures of budgetary and tax policy in the framework of tax burden regulation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):177—181. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-177-181. EDN: https://elibrary.ru/LHXCIV.

© Егорова А.А., 2024

Бюджетно-налоговая политика играет значимую роль в регулировании социально-экономического развития страны, одним из ключевых инструментов которого является налоговая нагрузка. Степень налоговой нагрузки напрямую воздействует на экономическую активность в рамках предприятий и организаций внутри страны, их дальнейшее развитие и инвестиционную привлекательность. В связи с меняющимися экономическими условиями и постоянной адаптацией мер бюджетной и налоговой политики к данным изменениям исследование и анализ основных мер, а также их влияния на налоговую нагрузку особенно актуальны. Целью данной работы является оценка основных мер бюджетной и налоговой политики и их влияния на регулирование налоговой нагрузки в динамике за анализируемый период 2018— 2022 гг. В ходе исследования были проанализированы основные показатели, характеризующие налоговую нагрузку экономические субъекты, и степень влияния определенных факторов, изучены основные инструменты бюджетного и налогового регулирования. На основе полученных результатов получена оценка эффективности мер, приведенных в налоговой и бюджетной политике, отмечены области развития данных инструментов.

Налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж рассматривается не

При анализе совокупности различных подходов можно сделать вывод, что экономические отношения организации-налогоплательщика и государства неразрывно связаны взаимообязанностью. Так, государство предоставляет услуги организации и создает наиболее благоприятные условия для ведения экономической деятельности субъектов экономики, в то время как организации ставят перед собой обязанность часть собственного

только с точки зрения источника доходов бюджета государства, но и с точки зрения одного из главных государственных регуляторов объемов национального дохода, произведенного обществом. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, налоговые льготы и источники налога, позволяют оценить эффективность налоговой политики в стране [9]. Немаловажным индикатором эффективности налоговой политики является налоговая нагрузка. Термин «налоговая нагрузка организации» имеет большое количество трактовок. В научных исследованиях чаще всего дается определение термина «налоговое бремя», которое зачастую считается тождественным, однако мнение о различиях этих двух понятий также присутствует в научном обществе по сей день. На законодательном уровне термины «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» не имеют определений, задокументированных в Налоговом кодексе РФ.

Исследователями было изучено как влияние налогов на отдельные экономические субъекты, так и степень тяжести налогообложения [7], поэтому сущность термина налоговой нагрузки организации рассматривается современными учеными с разных точек зрения. Наиболее распространенные подходы к трактовке налоговой нагрузки представлены в табл. 1.

дохода передавать на продолжение функционирования государственного аппарата. Важно отметить, что размер данной части прибыли, относящейся к уплате налогов, может варьироваться в зависимости от экономических и налоговых условий на отчетный период, а именно: от налогового режима, налоговых льгот, налоговых ставок, налогового периода и т.д., вследствие чего варьируется налоговая нагрузка организации. Именно эти элементы

Таблица 1. Классификация подходов к определению термина «налоговая нагрузка»

Определение Автор

Налоговая нагрузка с точки зрения воздействия налогов на хозяйственную деятельность организации О.В. Дерина, В. Карпова, В. Корнус

Налоговая нагрузка как соотношение суммы налогов с показателями хозяйственной деятельности организации Л.М. Архипцева, А.В. Бобров, Н.Г. Верстинина, В.В. Глухов, И.А. Дрожжина

Налоговая нагрузка как система показателей для характеристики налогообложения организации А. С. Бородина, Е.С. Вылкова, З.И. Кругляк

Налоговая нагрузка — это плата организаций за оказание государственных услуг П. Бечко, С. В. Барулин

Источник: составлено автором.

регулируются бюджетно-налоговой политикой. Безусловно, при максимально высокой налоговой нагрузке организация отдает большую часть своей прибыли и, соответственно, теряет для себя выгоды. Поскольку главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, при условиях большого налогового пресса экономические субъекты не видят для себя выгоды вести экономическую деятельность и теряют мотивацию, что ведет к негативным последствиям [1]. К ним можно отнести сокращение ВВП, снижение экономического роста, потерю рабочих мест и увеличение безработицы. Все эти явления ведут к замедлению социально-экономического развития. Чтобы избежать подобного исхода событий, особенно важно

ориентироваться на оптимальную налоговую ставку как один из главных инструментов регулирования налоговой нагрузки с помощью налогово-бюджетной политики, что подтверждает кривая Лаффера (рис. 1) [3]. При высокой налоговой нагрузке увеличивается и доля теневой экономики, соответственно большое число экономических субъектов уклоняется от налогообложения, в противном случае — при максимально низких налоговых ставках налогообложение считается неэффективным, поскольку поступивший в бюджет государства объем налоговых доходов не покрывает должным образом определенную часть государственных расходов, отчего деятельность государства не будет приносить эффективного результата [8].

Тулой.

Тс С.ЪАхс-г;

ЧЛ» «уНО/}

ЙАГ ТЛх "

'¿■I рГИч <>Л л» '¿^х.

Рис. 1. Кривая Лаффера [3]

Деуепиа

Таким образом, стремление государства найти и определить оптимальную налоговую ставку, при которой будут максимальный объем налоговых доходов и минимальная доля теневой экономики и уклонения от налогов, остается актуальным, так как налоговая ставка играет важную роль в регулировании налоговой нагрузки организаций.

В рамках анализа динамики рассмотрим показатели налоговой нагрузки в совокупности и отдельно по отраслям, а также сумму налоговых поступлений и произведенный ВВП за период 2018—2022 гг. (табл. 2) [4].

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Наибольшая налоговая нагрузка сосредоточена в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, а также в отрасли добычи полезных ископаемых, так как наибольшая

часть ВВП сосредоточена в данных отраслях. В 2020 г. в период экономического кризиса, обусловленного пандемией коронавируса, в рамках государственной поддержки было принято решение о снижении налоговой нагрузки двух крупнейших отраслей. Так, налоговая нагрузка в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых сократилась на 4,4 п.п., в отрасли добычи полезных ископаемых — на 5,9 п.п. Это связано с рекордным сокращением добычи и экспорта [5]. Таким образом, для поддержки национальных отраслей государство было вынуждено изменить налоговую политику, а недополученные налоговые доходы компенсировать, вследствие чего возрастают госуцарствен-ные расходы. В целях сбалансированности бюджета государства снижение налоговой нагрузки в определенной отрасли влечет за собой повышение налоговой нагрузки иной отрасли, которая не была подвержена сильным изменениям ввиду экономического кризиса. Данная закономерность отражена на рис. 2.

Источник: составлено автором.

Годы Налоговые поступления, трлн руб. Произведенный ВВП, млрд руб Налоговая нагрузка — всего, % В том числе

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Обеспечение электрической энергией, газом Строительство Торговля оптовая и розничная Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

2018 21,2 128 912,2 11,0 4,1 52,5 43,5 7,1 6,7 10,4 2,7 10,1

2019 22,7 131 745,8 11,2 4,5 50,9 41,1 7,6 7,1 11,9 2,8 10,5

2020 21,0 128 249,7 10,0 3,8 46,5 35,2 8,1 7,3 10,7 3,0 10,3

2021 28,5 135 773,8 10,4 4,7 50,2 40,4 7,4 6,9 10,1 6,0 9,0

2022 33.6 134 080,6 10,7 4,1 53,0 42,2 6,8 6,7 11,1 3,7 9,6

Рис. 2. Динамика налоговой нагрузки по отраслям за 2018—2022 гг.

Источник: составлено автором.

Таким образом, можно сделать вывод, что меры бюджетно-налоговой политики направлены на рациональное регулирование налоговой нагрузки. В рамках антикризисных мер были подобраны грамотные инструменты, которые позволили уменьшить перегрузку значимых экономических сфер в целях долгосрочного развития и сохранения инвестиционной привлекательности.

Основные направления налогово-бюджетной политики в рамках регулирования налоговой нагрузки закреплены на законодательном уровне. На отчетный период и последующие два периода определены инструменты для манипулирования степенью налогового бремени, такие как налоговый режим, налоговая ставка. Так, перспективные и развивающиеся отрасли бизнеса активно поддерживаются государством путем снижения налоговой нагрузки для привлечения большего числа организаций и расширения экономиче-

ской деятельности, что способствует повышению ВВП и экономическому росту.

На 2024 г. определено применение налоговых льгот в целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для 1Т-бизнеса, в том числе: применение льготного размера ставки страховых взносов в размере 7,6%; обнуление налога на прибыль [2]. В связи с ужесточением санкций и ограничением импорта на технологии поддержка развития отечественного бизнеса информационных технологий была неизбежна, поэтому налоговая политика в рамках предоставления налоговых льгот и бюджетная политика в рамках государственных расходов позволит новой сфере адаптироваться в условиях российской рыночной экономики при низких обязательствах перед государством. Можно утверждать, что налогово-бюджетная политика использует инструменты регулирования

налогового бремени в оптимальных границах предоставления налоговых льгот, поддерживающих начинающие отрасли и не перегружающих уже существующие.

В рамках данного исследования были рассмотрены основные методы и подходы к оценке мер бюджетной и налоговой политики для регулирования налоговой нагрузки в Российской Федерации. Анализ показал, что бюджетная и налоговая политика являются важными инструментами государственного регулирования экономических субъектов, направленными на оптимизацию налоговой нагрузки и экономический рост, сопровождающий увеличение ВВП. Статистический анализ динамики позволил сделать вывод, что государство эффективно регулировало налоговую нагрузку даже во времена экономического кризиса. Важно понимать, что различия налоговой нагрузки в различных секторах экономики обусловлены объемом произведенного ВВП относительно каждого вида экономической деятельности. Результаты исследования указывают, что применяемые меры бюджетной и налоговой политики имеют потенциал для большей оптимизации и совершенствования. Так, дифференцированные налоговые ставки с учетом специфики каждого сектора экономики и его вклад в создание ВВП имеют право на развитие в условиях российской экономики, поскольку способствуют справедливому и равномерному распределению налоговой нагрузки относительно объемов производства.

Список источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 11 марта 2024 г.).

2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (утв. Минфином России).

3. Wanniski J. Taxes, Revenues, and the "Laffer Сш-ve" // The Public Interest. 1978. Vol. 50. P. 3-16.

4. Аналитический портал ФНС России // URL: https://analytic .nalog.gov.ru/

5. Новостной портал экономики РБК // URL: https://pro.rbc.ru/

6. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (ред. от 10 мая 2012 г.) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

7. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2014. 256 с.

8. Романенко Е.В. Теневая экономика и экономическая безопасность: метод. указания. Омск, 2022. 28 с.

9. Кожевникова А.Н. Налоговая система: учеб. пособие. М., 2023. 101 с.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of November 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on March 11, 2024).

2. The main directions of budget, tax and customs tariff policy for 2024 and for the planning period 2025 and 2026 (approved by the Ministry of Finance of the Russian Federation).

3. Wanniski J. Taxes, Revenues, and the "Laffer Surve" // The Public Interest. 1978. Vol. 50. P. 3-16.

4. Analytical portal of the Federal Tax Service of Russia // URL: https://analytic.nalog.gov.ru/

5. RBC Economics News Portal // URL: https: //pro .rbc.ru/

6. Order of the Federal Tax Service of Russia dated May 30, 2007 No. MM-3-06/333@ (ed. dated May 10, 2012) "On Approval of the Concept of the On-site Tax Audit Planning System".

7. Pushkareva V.M. The history of financial thought and tax policy: textbook. manual. M.: Finance and Statistics, 2014. 256 p.

8. Romanenko E.V. Shadow economy and economic security: method. instructions. Omsk, 2022. 28 p.

9. Kozhevnikova A.N. The tax system: textbook. manual. M., 2023. 101 p

Информация об авторе А. А. Егорова — студент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Information about the author A.A. Egorova — Student of the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.