Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ЛИШЕННЫМИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ, В УЗБЕКИСТАНЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ЛИШЕННЫМИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ, В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПОСТАНОВЛЕНИЯ / МЕРЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хакимова Ф. Т.

в статье рассмотрены принятые дополнительные меры и внедрение кардинально обновленной системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хакимова Ф. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ЛИШЕННЫМИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ, В УЗБЕКИСТАНЕ»

3. Обновить специальный инвентарь, которым можно будет заниматься.

4. Вносить разнообразие в учебный план проведения занятий.

5. Проводить занятия соревновательно-игровым методом обучения.

6. Дать учащемуся проявить себя.

Активный интерес к занятиям физической культурой возникает в результате внутренней мотивации. Внутренняя мотивация взаимосвязана с чувством удовлетворения от самого процесса занятий физическими упражнениями. Слишком трудные, либо слишком легкие режимы внешней мотивации влекут за собой не удовлетворительный результат, внутренняя мотивация и интерес не формируются, появляются тревожность и неуверенность в своих силах в первом случае, и эмоции скуки и равнодушия во втором. При благоприятной реализации мотивов и целей, занимающийся удовлетворен результатом, вдохновлен успехом и желает продолжать занятия по собственной инициативе, в связи с этим, формируется интерес к занятиям, а следовательно, и внутренняя мотивация. Помимо этого внутренняя мотивация образуется, когда занимающийся получает удовлетворение от самого процесса занятия, от характера взаимоотношений с преподавателем и другими занимающимися.

Было определено что, для повышения мотивации студентов к регулярным самостоятельным занятиям физической активностью нужно предоставить достаточный объём информации о методах и средствах физической культуры. Повысить интерес к физическим упражнениям позволит показ социальной значимости физической культуры, как для общества в целом, так и для отдельной личности.

Для роста образовательного уровня в области оздоровительной культуры необходимо привлекать студентов к самостоятельным занятиям вне учебного процесса. Учащиеся, занимающиеся самостоятельно физической культурой, должны опираться на помощь кафедры физического воспитания. Самостоятельные занятия могут быть спланированы при участии педагогов по физической культуре и медиков.

Список литературы

1. Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у

студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Саратов:

ООО Издательский центр «Наука», 2009. № 2. С. 6.

2. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание:

образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //

Теория и практика физической культуры, 2003. № 5. С. 19-22.

3. Коледа В.А. Физическая культура в формировании личности студента / В.А.

Коледа. Минск: БГУ, 2004. 167 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ЛИШЕННЫМИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ, В

УЗБЕКИСТАНЕ Хакимова Ф.Т.

Хакимова Феруза Тошпулатовна - преподаватель, кафедра военно-патриотического, духовного воспитания и социальной работы с молодежью, Университет общественной безопасности Республики Узбекистан г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены принятые дополнительные меры и внедрение кардинально обновленной системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, постановления, меры, здоровый образ жизни.

За последние годы в стране осуществлена масштабная работа по предотвращению социального сиротства, пропаганде среди населения и молодежи ответственного отношения к созданию здоровой семьи, формированию духовно-нравственного отношения к семейным ценностям.

Принятые меры способствовали существенному сокращению количества воспитательных учреждений и воспитываемых в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].

Вместе с тем, требуется принятие дополнительных мер по широкому внедрению семейных и других альтернативных форм устройства детей, особенно принятию их в семью на воспитание (патронат), а также созданию благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни.

В целях дальнейшего сокращения социального сиротства, совершенствования механизмов государственной поддержки воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания широких возможностей для их ускоренной социальной адаптации, улучшения работы воспитательных учреждений, а также укрепления роли семьи в воспитании физически здорового и духовно развитого поколения

Совершенствование порядка передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, а также раннего выявления потенциальных родителей, в том числе предусматривающего:

- создание необходимых условий для социальной адаптации и профессиональной ориентации данной категории детей;

- определение категории детей, принимаемых на полное государственное обеспечение;

- разработка и утверждение правил этического поведения для работников домов «Мехрибонлик», детских городков, домов «Мурувват» и домов ребенка;

- обеспечение прав несовершеннолетних детей граждан Республики Узбекистан в возрасте до 3 лет, оставшихся без попечения родителей за рубежом, посредством их возврата в Республику Узбекистан и т.д.

Для повышения эффективности воспитательного процесса в детских воспитательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были предприняты меры:

1. Организация в домах «Мехрибонлик» учебных курсов («Домашняя академия») для дальнейшей социальной адаптации воспитанников и успешного выбора профессии, привития социальных и жизненных навыков, с обеспечением необходимой материально-технической базой.

2. Разработка методических пособий по: подготовке приемных родителей; учебно-воспитательной, духовно-нравственной работе и защите прав и законных интересов воспитанников; комплексной диагностике, профилактике, коррекционной работе, социальной педагогике и психологии в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также в этом году было принято Постановление Республики Узбекистан от 9 августа 2021 года № ПП-5215, в целях внедрения кардинально обновленной системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания условий, необходимых для формирования их в качестве гармонично развитого поколения и обеспечения социальной адаптации, а также обеспечения исполнения результатов обсуждений, проведенных с широкой общественностью по вопросам государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

53

родителей [2]. Предоставление Национальной гвардии, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента право пользования созданной информационной системой с формированием в ней полных данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, взятых под опеку и попечительство, в семью на воспитание (патронат).

Внедрены в практику новой системы воспитания воспитанников домов «Мехрибонлик», детских городков, детских домов семейного типа, а также Домов ребенка системы Министерства здравоохранения (далее - учебно-воспитательные учреждения), организации обучения их дисциплинам, информационным технологиям, иностранным языкам, профессии и предпринимательству, занятий начальной военной подготовкой и спортом.

Внедрена рейтингововая система учебно-воспитательных учреждений посредством оценки среди воспитанников учебно-воспитательных учреждений достигнутых ими результатов. Налаживание в Университете общественной безопасности повышения квалификации и переподготовки воспитателей учебно-воспитательных учреждений.

Организованны путешествия по Узбекистану (в Бухару, Самарканд, Хиву, Шахрисабз, Коканд, Ташкент, Термез и другие города) воспитанников учебно-воспитательных учреждений ежегодно не реже двух раз.

Организованны для воспитанников учебно-воспитательных учреждений спортивных секций по таким видам спорта, как единоборство, конный спорт, футбол, плавание, теннис, шахматы.

Обеспеченны взаимодействиями учебно-воспитательных учреждений с Университетом ИНХА в городе Ташкенте, Ташкентским университетом информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми, 1Т-парками, а также принятие мер по организации ими учебных курсов.

Организованны факультативные и секционные занятия, «круглых столов», предметных состязаний ведущих профессоров-преподавателей высших образовательных учреждений по организации обучения воспитанников домов «Мехрибонлик» и детских городков по таким предметам, как информационные технологии, иностранные языки, точные, естественные и другие науки. Обеспечение учебно-воспитательных учреждений необходимым спортивным инвентарем (с созданием всех условий для занятия детей спортом), по 20 современных компьютерных комплектов (с подключением к бесперебойной скоростной сети Интернет), необходимой материально-технической базой для кабинетов, специализированных на организации кружков по шитью, кулинарии, выпечке и другим направлениям, а также автобусами и микроавтобусами.

Произведён поэтапный охват домов «Мехрибонлик» проектом «Raqamli Avlod». При этом организовать в домах «Мехрибонлик» классы «Raqamli Avlod», ориентирующихся на современные профессии по информационным технологиям (1Т) и наладить занятия по программированию, 2D и 3D дизайну, робототехнике, цифровому медиа-маркетингу и фрилансингу.

И в заключении, были изучены состояния жилья 610 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были указаны как «получившие жилье в период до 2021 года», принятие мер по переселению в другое жилье на основе аренды детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в домах, не отвечающих установленным санитарным нормам и техническим нормативам и другим требованиям, предусмотренным в актах законодательства, а также выплате им компенсации на арендную плату за счет дополнительных источников местных бюджетов.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № ПП-4185.

2. Постановление Республики Узбекистан от 9 августа 2021 года № ПП-5215.

РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ Платунов А.И.

Платунов Андрей Игоревич - старший преподаватель, кафедра физвоспитания и спорта, Национальный Университет им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: благодаря нарастанию мотивационной составляющей у студентов, подростки начнут придерживаться здорового образа жизни, а соревнования и поощрения станут определённым катализатором для достижения поставленных целей учащихся. И студенческие спортивные клубы играют в этом процессе не последнюю роль.

Ключевые слова: спортивный клуб, роль, молодёжь, здоровый образ жизни.

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику. Так, в Финляндии 450 тыс. человек (34% населения), включая детей и молодежь, являются членами различных физкультурно-спортивных клубов рекреационной направленности. Модель массового спорта в Бельгии также реализуется через такого рода клубы. В Швеции отмечается увеличение процента активных членов физкультурно-спортивных клубов и снижение активности подростков, не являющихся членами данных клубов [1, 2, 3].

Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:

- в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

- в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

- в продлении активного творческого долголетия людей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.