Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ '

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
детские дома / бездомный ребенок / социальная защита / семейная жизнь / законный представитель / квалиметрический анализ. / Orphanages / homeless baby / social protection / family life / legal representative / qualimetric analysis.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайдарова Шахло Нарзуллаевна

В статье подчеркивается, что социальная адаптация детей-сирот и их подготовка к семейной жизни является одной из важнейших задач государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL APPROACH TO PREPARATION OF CHILDREN IN AN ORPHANAGE FOR FAMILY LIFE

The article emphasizes that the social adaptation of orphans and their preparation for family life is one of the most important tasks of the state and society.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ »

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» 202 / PEDAGOGICAL SCIENCES

31

Хайдарова Шахло Нарзуллаевна

Навоийский государственный педагогический институт,

Узбекистан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К

СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Khaidarova Shahlo Narzullaevna

Navoi State Pedagogical Institute, Uzbekistan

PEDAGOGICAL APPROACH TO PREPARATION OF CHILDREN IN AN ORPHANAGE FOR

FAMILY LIFE

Аннотация.

В статье подчеркивается, что социальная адаптация детей-сирот и их подготовка к семейной жизни является одной из важнейших задач государства и общества.

Abstract.

The article emphasizes that the social adaptation of orphans and their preparation for family life is one of the most important tasks of the state and society.

Ключевые слова: детские дома, бездомный ребенок, социальная защита, семейная жизнь, законный представитель, квалиметрический анализ.

Keywords: Orphanages, homeless baby, social protection, family life, legal representative, qualimetric analysis.

Сегодня большое внимание уделяется самореализации подрастающего поколения, его гармоничному во всех отношениях развитию. Тот факт, что нация воспринимает себя в результате таких созданных условий, придает ей уверенности и дает основания смотреть в перспективное будущее

Как известно, роль детских домов в развитии человека безгранична. Но никакой детский дом не заменит семью. Некоторые дети вынуждены расти в детских домах волей судьбы или из-за людей, недостойных имени некоторых родителей. Сиротство - это божественная судьба, которая предписана человеку. В самом деле от судьбы не убежишь и такая судьба приводит сироту в детский дом.

Впервые детские дома появились в 1918 году как сиротские дома. В связи с тем, что в этот период многие семьи были разрушены по разным причинам, были созданы деткие дома для того, чтобы накормить сирот и безнадзорных детей и воспитать их как преданных обществу людей. В годы Второй мировой войны были открыты специальные детские дома, в которых воспитывались дети разных национальностей из Украины, Беларуси, Литвы, Латвии, Эстонии, Москвы, Ленинграда и других городов. За годы независимости, по инициативе Первого Президента республики Узбекистан И.А. Каримова, детские дома получили название «Дом доброты». Целью детских домов является защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их здорового развития, реализация их прав при особой помощи и заботе со стороны государства.

В последние годы в нашей стране проводится масштабная работа по предупреждению социального сиротства, пропаганде ответственного подхода к построению здоровой семьи среди населения

и молодежи, формированию духовно-нравственного отношения к семейным ценностям. Многие законы нашего государства, направленные на воспитание подрастающего поколения, способны полностью защитить уязвимые слои нашего общества.

Принятие сегодня соответствующих нормативно-правовых актов в этой сфере таких как Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» принятый 14 сентября 2016 года, Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 «О стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан», Постановление Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О выборе альтернативных форм размещения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, укреплении института семьи и мерах по совершенствованию системы профилактики социального сиротства» от 30 сентября 2019 года, Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 г. статья 54 «Образование и полное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родителей или других законных представителей», обеспечивается за счет государственного бюджета Республики Узбекистан», является примером заботы нашего государства о подрастающем поколении. Принятые в указах и постановлениях меры позволят значительно сократить количество детских домов и детей, лишенных родительской опеки.

Совершенствуются механизмы государственной поддержки детей-сирот, созданы широкие возможности для их социальной адаптации, для воспи-

32

РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУУШШШУМ-ЛШУГМак» 2021

тания физически здорового и духовно развитого поколения и подготовки их к общественной семейной жизни.

Организация таких благородных дел в детских домах служит полноценному развитию воспитанников. Поэтому дети Дома Милосердия гордятся своей Родиной, народом, правительством и заботой президента. Именно эти чувства гордости вдохновляют воспитанников любить Родину и семейную жизнь.

Особое внимание в мире уделяется подготовке детей-сирот к семейной жизни, в частности, развитию их способностей к общению с окружающими, способностей к учебе и труду, а также к самосовершенствованию и организации их адаптации к здоровому образу жизни. [4, 69] В частности, первостепенное значение имеет разработка универсальных моделей совершенствования педагогической системы подготовки воспитанников детских домов к семейной жизни.

В частности, опыт зарубежных стран, таких как британская система защиты детей «Приемный ребенок», Американское общество содействия развитию детей (совместное планирование), понская система спонсорства «Поезд сирот», кэмбоджий-ские ограниченные спонсорские услуги «Дети в семьях», система защиты детей в Финляндии, защита прав детей-сирот в Республике Беларусь, свидетельствует о том, что в настоящее время существует необходимость совершенствования модели педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни. [1, 53]

Сегодня социальная адаптация детей-сирот и их подготовка к семейной жизни - одна из важнейших задач государства и общества. Особое внимание следует уделить совершенствованию педагогической системы взаимодействия государственных и социальных учреждений, повышению профессиональной компетентности работников социальной сферы, модернизации системы образования в учреждениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их подготовки к семейной жизни.

В нашей стране, в соответствии с Целями развития тысячелетия (ЦРТ) ООН и реализацией прав детей, особое внимание уделяется совершенствованию системы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни, применению инновационных образовательных технологий на основе национального и мирового опыта. При этом важное значение имеют повсеместное внедрение личностно-ориентирован-ных образовательных технологий в детских домах, укрепление института семьи, разработка профилактической системы предупреждения социального сиротства, патронатного воспитания, а также совершенствование педагогических условий подготовки детей к самостоятельной жизни.

В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан определены такие важные задачи, как «защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение социальной активности, улучшение жилищных

условий». Это показывает, что актуальна необходимость совершенствования педагогических механизмов подготовки воспитанников из детских домов к семейной жизни, разработка фасилитационной системы педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основной задачей детских домов является социализация воспитанников. Социализация и подготовка их к семейной жизни обеспечивается только тогда, когда воспитательная работа осуществляется согласованно, во взаимной координации. Для этого желательно организовывать мероприятия, которые по-своему отражают воспитательные и семейные отношения. В процессе такой воспитательной деятельности воспитанники должны научиться заботиться о взрослых и о маленьких; быть в уважительных отношениях со взрослыми; уметь уважать родителей; быть в искренних отношениях с родителями и старшими членами семьи; они должны уметь овладевать такими качествами, как взаимопонимание.

Своеобразной педагогической характеристикой при подготовке воспитанников детского дома к семейной жизни является также формирование у них навыков здорового образа жизни и соблюдение определенных его правил. Необходимо целенаправленно подходить к организации педагогической деятельности, направленной на достижение этой цели. Исходя из вышеизложенного, рекомендуется следующее:

- учитывать устойчивость этапов совершенствования педагогической системы подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни (мотивационно-эмоциональной, познавательной, активно-ценностной), а также показатели эффективности структурных основ социальной, волевой и эмоциональной (инициативности и поддержки самостоятельной деятельности);

-улучшение организационно-педагогических условий совершенствования педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни на основе органической взаимосвязи вертикальной и горизонтальной интеграции рефлексивных факторов (научно-педагогических, дидактических, технологических, диагностических и методических) с методической компетентностью; [3, 82]

- формирование формальной динамической структуры социальной адаптации к индивидуальной семейной жизни, критериев оценки системы подготовки воспитанников к семейной жизни (базовая, основная, продуктивная); качественный анализ результатов воспитательной деятельности;

-улучшение организационно-педагогических условий педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни;

-совершенствование информационно -методического обеспечения подготовки воспитанников из детских домов к семейной жизни;

- определить критерии и показатели оценки уровня совершенствования педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни, разработать научно-методические рекомендации,

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #895)), 202 / PEDAGOGICAL SCIENCES

33

направленные на повышение эффективности данного процесса.

Подводя итоги, можно сказать, что в любой период и при любых обстоятельствах необходимо укреплять здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывать их в соответсвии с требованиями времени, формировать в их сознании навыки трудовой деятельности, создание условий для их физического развития, совершенствование системы подготовки к семейной жизни создадут широкие возможности для того, чтобы воспитанники детского дома выросли гармоничными личностями и нашли свое место в жизни.

Литература

1. Психическое развитие воспитанников детского дома. Дубровиной И.В., Рузской А.Г.-М., 1990 г.

2. Хайдаров И. Индивидуальные и социально-психологические особенности личности воспитанников домов милосердия, Автореф. дисс. канд. пед. наук. Т.-1996 г.

3. Эгамбердиева Н. Социальная педагогика. Учебник для вузов. Ташкент: Издательство Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои-2009.

4. Аскарова О. Система подготовки детей-сирот к общественной жизни. Тошкент-Фан. 2010.

5. Haydarova Shahlo Narzullayevna. MEHRIBONLIK UYI BOLALARININING IJTIMOIY HAYOTGA MOSLASHUV OMILLARI. "UzACADEMIA" SCIENTIFIC-METHODICAL JOURNAL. 30-DEKABR, 2020-YIL. 3-QISM. 163165.

6. Х,айдарова Шахло Нарзуллаевна. МЕХРИБОНЛИК УЙИ ТАРБИЯЛАНУВЧИЛАРИНИ ОИЛАВИЙ ХАЁТГА ТАЙЁРЛАШНИНГ ПЕДАГОГИК АСОСЛАРИ. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal. VOLUME #1, ISSUE #1, 2020/XI. 149-154.

7. Xaydarova Shaxlo Narzullaevna, (2021). Pedagogical Approach To The Preparation The Children Of The Orphanage For Family Life. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(02), 23-27.

8. Давлатова РД. МАТН ДЕЙКСИСИ ВА УНИНГ УЗБЕК ТИЛИДА ИФОДАЛАНИШИ. // СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2019. -С. 49.

9. Сурайё Бобоназаровна Санаева. Дата публикации. 2020. Журнал Colloquium-journal. Номер 3-4. Страницы 59-61. Издатель Голопристанський мюькрайонний центр зайнятосп= Голопристанский районный центр занятости.

10. Ermatova Gulnoz Pirimovna 2020. INNOVATIVE EXEMPLARY ABILITIES OF AMIR TEMUR IN THE ORGANIZATIONAL ABILITIES OF YOUTH FORMATION. European Scholar Journal. 1, 4 (Dec. 2020), 12-14.

11. Jabborova D. Object and subject of educational technology. // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. (EJRRES) - Great Britian, 2019. - Vol.7. No.12. -P.158-160. (13.00.00. №1).

12. Утамуродова Ш.М. ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Colloquium-journal, 52-54 2020

13. Davlatova R.H. STUDIES FUNC STUDIES FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD OF DEI TIC FIELD OF DEIXIS IN THE XIS IN THE UZBEK LANGUAGE. Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 2 : Iss. 3 , Article 77.

14. Азимова М. Педагогические основы использования различных народных культур в воспитании дошкольников. European science, 2020. 2-2 (51)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.