«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» 202 / PEDAGOGICAL SCIENCES
31
Хайдарова Шахло Нарзуллаевна
Навоийский государственный педагогический институт,
Узбекистан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К
СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Khaidarova Shahlo Narzullaevna
Navoi State Pedagogical Institute, Uzbekistan
PEDAGOGICAL APPROACH TO PREPARATION OF CHILDREN IN AN ORPHANAGE FOR
FAMILY LIFE
Аннотация.
В статье подчеркивается, что социальная адаптация детей-сирот и их подготовка к семейной жизни является одной из важнейших задач государства и общества.
Abstract.
The article emphasizes that the social adaptation of orphans and their preparation for family life is one of the most important tasks of the state and society.
Ключевые слова: детские дома, бездомный ребенок, социальная защита, семейная жизнь, законный представитель, квалиметрический анализ.
Keywords: Orphanages, homeless baby, social protection, family life, legal representative, qualimetric analysis.
Сегодня большое внимание уделяется самореализации подрастающего поколения, его гармоничному во всех отношениях развитию. Тот факт, что нация воспринимает себя в результате таких созданных условий, придает ей уверенности и дает основания смотреть в перспективное будущее
Как известно, роль детских домов в развитии человека безгранична. Но никакой детский дом не заменит семью. Некоторые дети вынуждены расти в детских домах волей судьбы или из-за людей, недостойных имени некоторых родителей. Сиротство - это божественная судьба, которая предписана человеку. В самом деле от судьбы не убежишь и такая судьба приводит сироту в детский дом.
Впервые детские дома появились в 1918 году как сиротские дома. В связи с тем, что в этот период многие семьи были разрушены по разным причинам, были созданы деткие дома для того, чтобы накормить сирот и безнадзорных детей и воспитать их как преданных обществу людей. В годы Второй мировой войны были открыты специальные детские дома, в которых воспитывались дети разных национальностей из Украины, Беларуси, Литвы, Латвии, Эстонии, Москвы, Ленинграда и других городов. За годы независимости, по инициативе Первого Президента республики Узбекистан И.А. Каримова, детские дома получили название «Дом доброты». Целью детских домов является защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их здорового развития, реализация их прав при особой помощи и заботе со стороны государства.
В последние годы в нашей стране проводится масштабная работа по предупреждению социального сиротства, пропаганде ответственного подхода к построению здоровой семьи среди населения
и молодежи, формированию духовно-нравственного отношения к семейным ценностям. Многие законы нашего государства, направленные на воспитание подрастающего поколения, способны полностью защитить уязвимые слои нашего общества.
Принятие сегодня соответствующих нормативно-правовых актов в этой сфере таких как Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» принятый 14 сентября 2016 года, Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 «О стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан», Постановление Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О выборе альтернативных форм размещения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, укреплении института семьи и мерах по совершенствованию системы профилактики социального сиротства» от 30 сентября 2019 года, Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 г. статья 54 «Образование и полное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родителей или других законных представителей», обеспечивается за счет государственного бюджета Республики Узбекистан», является примером заботы нашего государства о подрастающем поколении. Принятые в указах и постановлениях меры позволят значительно сократить количество детских домов и детей, лишенных родительской опеки.
Совершенствуются механизмы государственной поддержки детей-сирот, созданы широкие возможности для их социальной адаптации, для воспи-
32
РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУУШШШУМ-ЛШУГМак» 2021
тания физически здорового и духовно развитого поколения и подготовки их к общественной семейной жизни.
Организация таких благородных дел в детских домах служит полноценному развитию воспитанников. Поэтому дети Дома Милосердия гордятся своей Родиной, народом, правительством и заботой президента. Именно эти чувства гордости вдохновляют воспитанников любить Родину и семейную жизнь.
Особое внимание в мире уделяется подготовке детей-сирот к семейной жизни, в частности, развитию их способностей к общению с окружающими, способностей к учебе и труду, а также к самосовершенствованию и организации их адаптации к здоровому образу жизни. [4, 69] В частности, первостепенное значение имеет разработка универсальных моделей совершенствования педагогической системы подготовки воспитанников детских домов к семейной жизни.
В частности, опыт зарубежных стран, таких как британская система защиты детей «Приемный ребенок», Американское общество содействия развитию детей (совместное планирование), понская система спонсорства «Поезд сирот», кэмбоджий-ские ограниченные спонсорские услуги «Дети в семьях», система защиты детей в Финляндии, защита прав детей-сирот в Республике Беларусь, свидетельствует о том, что в настоящее время существует необходимость совершенствования модели педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни. [1, 53]
Сегодня социальная адаптация детей-сирот и их подготовка к семейной жизни - одна из важнейших задач государства и общества. Особое внимание следует уделить совершенствованию педагогической системы взаимодействия государственных и социальных учреждений, повышению профессиональной компетентности работников социальной сферы, модернизации системы образования в учреждениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их подготовки к семейной жизни.
В нашей стране, в соответствии с Целями развития тысячелетия (ЦРТ) ООН и реализацией прав детей, особое внимание уделяется совершенствованию системы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни, применению инновационных образовательных технологий на основе национального и мирового опыта. При этом важное значение имеют повсеместное внедрение личностно-ориентирован-ных образовательных технологий в детских домах, укрепление института семьи, разработка профилактической системы предупреждения социального сиротства, патронатного воспитания, а также совершенствование педагогических условий подготовки детей к самостоятельной жизни.
В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан определены такие важные задачи, как «защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение социальной активности, улучшение жилищных
условий». Это показывает, что актуальна необходимость совершенствования педагогических механизмов подготовки воспитанников из детских домов к семейной жизни, разработка фасилитационной системы педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основной задачей детских домов является социализация воспитанников. Социализация и подготовка их к семейной жизни обеспечивается только тогда, когда воспитательная работа осуществляется согласованно, во взаимной координации. Для этого желательно организовывать мероприятия, которые по-своему отражают воспитательные и семейные отношения. В процессе такой воспитательной деятельности воспитанники должны научиться заботиться о взрослых и о маленьких; быть в уважительных отношениях со взрослыми; уметь уважать родителей; быть в искренних отношениях с родителями и старшими членами семьи; они должны уметь овладевать такими качествами, как взаимопонимание.
Своеобразной педагогической характеристикой при подготовке воспитанников детского дома к семейной жизни является также формирование у них навыков здорового образа жизни и соблюдение определенных его правил. Необходимо целенаправленно подходить к организации педагогической деятельности, направленной на достижение этой цели. Исходя из вышеизложенного, рекомендуется следующее:
- учитывать устойчивость этапов совершенствования педагогической системы подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни (мотивационно-эмоциональной, познавательной, активно-ценностной), а также показатели эффективности структурных основ социальной, волевой и эмоциональной (инициативности и поддержки самостоятельной деятельности);
-улучшение организационно-педагогических условий совершенствования педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни на основе органической взаимосвязи вертикальной и горизонтальной интеграции рефлексивных факторов (научно-педагогических, дидактических, технологических, диагностических и методических) с методической компетентностью; [3, 82]
- формирование формальной динамической структуры социальной адаптации к индивидуальной семейной жизни, критериев оценки системы подготовки воспитанников к семейной жизни (базовая, основная, продуктивная); качественный анализ результатов воспитательной деятельности;
-улучшение организационно-педагогических условий педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни;
-совершенствование информационно -методического обеспечения подготовки воспитанников из детских домов к семейной жизни;
- определить критерии и показатели оценки уровня совершенствования педагогической системы подготовки детей-сирот к семейной жизни, разработать научно-методические рекомендации,
«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #895)), 202 / PEDAGOGICAL SCIENCES
33
направленные на повышение эффективности данного процесса.
Подводя итоги, можно сказать, что в любой период и при любых обстоятельствах необходимо укреплять здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывать их в соответсвии с требованиями времени, формировать в их сознании навыки трудовой деятельности, создание условий для их физического развития, совершенствование системы подготовки к семейной жизни создадут широкие возможности для того, чтобы воспитанники детского дома выросли гармоничными личностями и нашли свое место в жизни.
Литература
1. Психическое развитие воспитанников детского дома. Дубровиной И.В., Рузской А.Г.-М., 1990 г.
2. Хайдаров И. Индивидуальные и социально-психологические особенности личности воспитанников домов милосердия, Автореф. дисс. канд. пед. наук. Т.-1996 г.
3. Эгамбердиева Н. Социальная педагогика. Учебник для вузов. Ташкент: Издательство Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои-2009.
4. Аскарова О. Система подготовки детей-сирот к общественной жизни. Тошкент-Фан. 2010.
5. Haydarova Shahlo Narzullayevna. MEHRIBONLIK UYI BOLALARININING IJTIMOIY HAYOTGA MOSLASHUV OMILLARI. "UzACADEMIA" SCIENTIFIC-METHODICAL JOURNAL. 30-DEKABR, 2020-YIL. 3-QISM. 163165.
6. Х,айдарова Шахло Нарзуллаевна. МЕХРИБОНЛИК УЙИ ТАРБИЯЛАНУВЧИЛАРИНИ ОИЛАВИЙ ХАЁТГА ТАЙЁРЛАШНИНГ ПЕДАГОГИК АСОСЛАРИ. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal. VOLUME #1, ISSUE #1, 2020/XI. 149-154.
7. Xaydarova Shaxlo Narzullaevna, (2021). Pedagogical Approach To The Preparation The Children Of The Orphanage For Family Life. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(02), 23-27.
8. Давлатова РД. МАТН ДЕЙКСИСИ ВА УНИНГ УЗБЕК ТИЛИДА ИФОДАЛАНИШИ. // СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2019. -С. 49.
9. Сурайё Бобоназаровна Санаева. Дата публикации. 2020. Журнал Colloquium-journal. Номер 3-4. Страницы 59-61. Издатель Голопристанський мюькрайонний центр зайнятосп= Голопристанский районный центр занятости.
10. Ermatova Gulnoz Pirimovna 2020. INNOVATIVE EXEMPLARY ABILITIES OF AMIR TEMUR IN THE ORGANIZATIONAL ABILITIES OF YOUTH FORMATION. European Scholar Journal. 1, 4 (Dec. 2020), 12-14.
11. Jabborova D. Object and subject of educational technology. // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. (EJRRES) - Great Britian, 2019. - Vol.7. No.12. -P.158-160. (13.00.00. №1).
12. Утамуродова Ш.М. ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Colloquium-journal, 52-54 2020
13. Davlatova R.H. STUDIES FUNC STUDIES FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD OF DEI TIC FIELD OF DEIXIS IN THE XIS IN THE UZBEK LANGUAGE. Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 2 : Iss. 3 , Article 77.
14. Азимова М. Педагогические основы использования различных народных культур в воспитании дошкольников. European science, 2020. 2-2 (51)