Научная статья на тему 'Схема физкультурно-оздоровительной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Схема физкультурно-оздоровительной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурно-оздоровительная работа / обеспечение безопасности / просвещение / формирование морально-волевых качеств / социализация воспитанников / physical culture and health work / security / education / development of moral and volitional qualities / socialization of the pupils

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколов Сергей Вячеславович, Андреев Алексей Анатольевич

В статье рассказывается о схеме физкультурно-оздоровительной работы в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающей в себя организационный, морально-волевой, документационный, просветительский компоненты, а также блок обеспечения безопасности; раскрыты суть и значение каждого из блоков; авторами физкультурно-оздоровительная работа рассматривается не как совокупность проведённых соревнований, а как одно из направлений работы по социализации воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The plan of physical culture and health work in the organization for orphans and children left without parental care

The article describes the scheme of physical culture and health work in the organization for orphans and children left without parental care, which includes organizational, moral-volitional, documentation, educational components, as well as a security unit. The essence and significance of each of the blocks are revealed. The authors consider physical culture and health work not as a set of competitions, but as one of the directions of work on the socialization of pupils.

Текст научной работы на тему «Схема физкультурно-оздоровительной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Pedagogy

УДК 37

DOI 10.21661/r-118850 С.В. Уколов, А.А. Андреев

Схема физкультурно-оздоровительной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аннотация

В статье рассказывается о схеме физкультурно-оздоровительной работы в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающей в себя организационный, морально-волевой, документационный, просветительский компоненты, а также блок обеспечения безопасности; раскрыты суть и значение каждого из блоков; авторами физкультурно-оздоровительная работа рассматривается не как совокупность проведённых соревнований, а как одно из направлений работы по социализации воспитанников.

I

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение безопасности, просвещение, формирование морально-волевых качеств, социализация воспитанников.

S.V. Ukolov, A.A. Andreev

The plan of physical culture and health work in the organization for orphans and children left without parental care

Abstract

The article describes the scheme of physical culture and health work in the organization for orphans and children left without parental care, which includes organizational, moral-volitional, documentation, educational components, as well as a security unit. The essence and significance of each of the blocks are revealed. The authors consider physical culture and health work not as a set of competitions, but as one of the directions of work on the socialization of pupils.

I

Keywords: physical culture and health work, security, education, development of moral and volitional qualities, socialization of the pupils.

О необходимости повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, много шло речи. Актуальность темы обусловлена неудовлетворительной статистикой. «Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших классов - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания» [5, с. 84]. «...у 80% детей-сирот наблюдаются тенденции отставания результатов в показателях физического развития, двигательной и физической подготовленности от аналогичных данных семейных детей. Отмеченная тенденция существенно ограничивает возможно-

сти ребенка в освоении предметно-культурной среды, а также успешность в освоении учебно-профессиональной деятельности» [4, с. 120.]. Часто сами учреждения активно привлекают различные спортивные организации для проведения соревнований, праздников физкультурной направленности, спортивных фестивалей. Но в большинстве случаев эти акции носят разовый характер, и в силу этого отношения с подобными организациями не способствуют повышению уровня самой физкультурно-оздоровительной работы в учреждении. Авторы статьи, исходя из народной мудрости о том, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», разработали и предлагают к внедрению модель физкультурно-оздоровительной работы, включающую

Педагогика

в себя несколько взаимосвязанных компонентов: организационный, просветительский, морально-волевой, документационный блок, блок обеспечения безопасности. Все эти элементы рассматриваются как составляющие одной системы, каждый из них связан с остальными, но лишь все вместе элементы способны привести к необходимому результату. Данная работа рассматривается не просто как вид профессиональной педагогической деятельности, а как действенный механизм социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физкультурно-оздоровительной работы. «...важнейшей задачей деятельности педагогов учреждений для детей-сирот является работа по социализации личности воспитанников, обеспечивающая их успешную .самореализацию в жизни» [3, с. 101.] Таким образом при рассмотрении подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в качестве итоговой цели социально-педагогической деятельности в учреждении, физкультурно-оздоровительная работа предстаёт как одно из направлений воспитательной работы (наряду с духовно-нравственным воспитанием, гражданско-патриотическим, экологическим, трудовым, художественно-эстетическим и т. д.), задача которого заключается в формировании здорового образа жизни, устойчивых навыков систематического занятия физкультурой, формирования морально-волевых качеств. «Выход из создавшегося положения возможен лишь при комплексном решении задач физического, нравственного и духовного воспитания» [3 с. 99.] Все указанные иные направления служат достижению исключительно своих определённых задач, решение которых должно будет привести к достижению итоговой цели - социализации ребёнка-сироты, которая предполагает «.определенный уровень сформированности личностной компетенции, в том числе и физической.» [2, с. 59.]

Важным показателем эффективной работы в данном направлении можно рассматривать то, как сами воспитанники реагируют на участие, победу или поражение в соревнованиях. В том случае, если темы разговоров в подростковой среде всё чаще и чаще затрагивают соревнования и всё, что сними связано, (кто победил, кто участвовал, кто и как болел за свой класс, как себя вели судьи и т. д.) можно смело утверждать о том, что физкультура стала частью жизни в учреждении.

Базовым элементом физкультурно-оздоровительной работы в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является сетка соревнований. Естественно, при составлении плана мероприятий следует учитывать контингент воспитанников, условия нахождения учреждения, степень материально-технической оснащённости организации, кадровые ресурсы, возможности по привлечение сторонних сил (волонтёры, студенческие отряды, спортивные клубы). В обязательный порядок учитывается сезонность и санитарно-гигиенические правила. Не следует сводить всю физкультурно-оздоровительную работу

лишь к проведению соответствующих мероприятий -это упрощённый взгляд на социально-педагогическую деятельность; как правило, это свидетельствует о недостаточно развитом методическом подходе к воспитательной работе. Кроме проведения самих соревнований организаторы физкультурно-оздоровительной работы преследуют различные вспомогательные, но не маловажные задачи, каждая из которых отражена в соответствующем блоке схемы физкультурно-оздоровительной работы в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И лишь осознание необходимости расширения границ воспитательной работы в этом направлении, необходимости полноценного решения каждой из задач, которые стоят перед организацией физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, позволит рассматривать данный вид деятельности, во-первых, как взаимосвязанный с другими направлениями воспитательной работы элемент, а, во-вторых, как существенную помощь в процессе социализации и подготовке к самостоятельной жизни.

Вопрос безопасности организации не отдельного физкультурного мероприятия, а всей работы в целом -это первая задача, с которой приходится сталкиваться инструкторам по физической культуре. В противном случае главная идея всего направлении работы - сохранение и преумножение здоровья ребят - ставится под вопросом еще до начала всех действий. Безопасность достигается неукоснительным требованием правил проведения соревнований, работы со спортивным инвентарём, организации страховки, оказания первой медицинской помощи и т. д. Это означает, что, во-первых, эти правила должны знать сами инструктора; во-вторых, воспитанники должны быть ознакомлены с данными нормативами под роспись (должно быть предусмотрено ознакомление с ними перед каждым соревнованием, без ознакомления допускать воспитанника до мероприятия недопустимо); в- третьих, данные правила должны выть вывешены на видном месте с целью беспрепятственного доступа каждого ребёнка. Дополнительный контроль за выполнением правил безопасности как педагогами, так и воспитанниками должны осуществлять сотрудники администрации, так как функция линейного контроля должна быть осуществлена в учреждении. Следует отметить, что недооценивать блок работы, связанный с обеспечением условий безопасности, совершенно не следует, так как действующим законодательством РФ за подобные нарушения предусмотрена различные виды юридической ответственности - в плоть до уголовной.

Одним из элементов системы физкультурно-оздоровительной работы является блок документационного обеспечения: все мероприятия обеспечиваются Положениями о проведении конкретных соревнований, протоколами, таблицами результатов, объявлениям о проведении, поздравлениями и грамотами. Образцы этих документов должны быть разработаны, утверждены

78

Интерактивная наука | 4 (14) • 2017

Pedagogy

руководством, с ними должны быть ознакомлены воспитанники; бывали случаи, когда сами ребята вносили предложения по дополнению или изменению документов, связанных с проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий. Весь набор этих документов служит в том числе и для разрешения возникающих спорных ситуаций среди участников, спорных ситуаций между арбитрами, между организаторами соревнований; так, например, только согласно Положению о проведении лыжных гонок можно не засчитать результат участника соревнований, который пришел на финиш со сломанным инвентарём (в том случае, если это указано в Положении). Наличие данного компонента свидетельствует о более высоком методическом уровне физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, что, в итоге, должно способствовать решению задач физкультурно-оздоровительной работы и итоговой цели социально-педагогической деятельности в учреждении.

Также одной из задач физкультурно-оздоровительной работы является развитие морально-волевых качеств воспитанников: уважение к противнику, ответственность за свои поступки в командных видах спорта, стремление к преодолению и самосовершенствованию, дисциплинированность. Решение этой задачи возможно только при систематическом участии воспитанников в годовой сетке мероприятий; данным средством формируется такое качество, как целеустремлённость. Важным мотивационным фактором следует считать проведение перспективных конкурсов «Спортсмен года», «Команда года», «Спортсменка года», результат которых подводится в конце учебного года, что способно значительно стимулировать высокий уровень участия воспитанников в течение всего года.

Специалисты, проводящие физкультурно-оздоровительную работу с воспитанниками, должны стремиться к тому, чтобы развитие морально-волевых качеств у воспитанников в рамках проведения соревнований этими соревнованиями не ограничивались: данные навыки жизненно необходимы не только на спортивной площадке, но и в учебном классе, в воспитательных группах, в коллективе сверстников и т. д. С этой целью

инструктора по физической культуре активно привлекаются в общественную жизнь школьного класса, воспитательной группы, всего коллектива воспитанников и педагогов - они становятся участниками классных часов, индивидуальных бесед, культурно-массовых мероприятий, педагогических советов, методических совещаний. С позиции тренера, арбитра, болельщика они доносят до ребят те же идеи, что и классный руководитель, воспитатель, учитель-предметник, педагог-психолог. Таким образом осуществляется обратная связь в социально-педагогической практике между всеми членами педагогического коллектива учреждения.

Деятельность по просвещению в рамках физкультурно-оздоровительной работы предусматривает несколько направлений: санитарно-оздоровительное, направленное на распространение информации о гигиенических аспектах физкультурных мероприятий, о предотвращении различных заболеваний при занятии физической культурой; информационно-просветительское, связанное с приобщением ребят к миру спорта и физкультуры, к информации о проводимых в регионе, стране и мире соревнований, об известных спортсменах и достижениях, статистика показывает, что даже студенты плохо ориентируются в этой сфере: «.100% студентов абсолютно безграмотны в вопросах истории физической куль- туры и Олимпийских игр [1, с. 44]; также должна быть предусмотрена просветительская работа по активному привлечению воспитанников к физкультурно-оздоровительной работе в ходе индивидуальных бесед, выступлений на различных культурно-массовых мероприятиях т. п.

В качестве вывода следует отметить, что физкультурно-оздоровительная работа, рассматриваемая как средство социализации воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет большой педагогический потенциал; и не только потому, что данный вид работы очень тесно связан с иными направлениями воспитательной работы, но и в силу наличия скрытых ресурсов внутри данного направления педагогической деятельности. Выявить эти ресурсы и эффективно использовать в своей работе - в этом заключается задача современной педагогики.

Литература

1. Гуров А.Е. Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №8.

2. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1996.

3. Леонтьева М.С. Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами // Известия ТулГУ Физическая культура. Спорт. - 2013. - №1.

4. Прихожан А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика, 1990.

5. Эверт Д.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы // Вестник БГУ - 2009. - №13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.