Научная статья на тему 'Научнотеоретические основы комплексного психологопедагогического и медикосоциального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей'

Научнотеоретические основы комплексного психологопедагогического и медикосоциального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
441
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / оставшиеся без попечения родителей / orphans

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артемьева Л. О., Сергеева Г. И., Артемьева Т. А.

В статье рассмотрены концептуальные подходы к комплексному медикосоциальному и психологопедагогическому сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей. Предложена модель службы медикосоциального и психологопедагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, построенная на системном, комплексном, личностноориентированном подходе и здоровьесберегающих принципах. Значимая роль отведена организации проведения систематического мониторинга здоровья, личностного развития и адаптации детейсирот. Подчеркивается целесообразность использования компьютерных технологий при разработке индивидуальной электронной карты мониторинга здоровья и личностного развития детейсирот, а также коррекционнореабилитационных, оздоровительных, развивающих и обучающих программ для детей и приемных родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Артемьева Л. О., Сергеева Г. И., Артемьева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approach to the complex psychological, pedagogical, medical and social accompaniment of orphans is presented.

Текст научной работы на тему «Научнотеоретические основы комплексного психологопедагогического и медикосоциального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

удк

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

© л. О. АРТЕМЬЕВА, Г. И. СЕРГЕЕВА, Т. А. АРТЕМЬЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра

Межвузовский центр содействия укреплению здоровья обучающихся и развития информационных технологий e-mail: kazakov@spu-penza.ru

Артемьева Л.О., Сергеева Г.И., Артемьева Т.А. - Научно-теоретические основы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 120-127. - В статье рассмотрены концептуальные подходы к комплексному медико-социальному и психолого-педагогическому сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей. Предложена модель службы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, построенная на системном, комплексном, личностно-ориентированном подходе и здоровьесберегающих принципах. Значимая роль отведена организации проведения систематического мониторинга здоровья, личностного развития и адаптации детей-сирот. Подчеркивается целесообразность использования компьютерных технологий при разработке индивидуальной электронной карты мониторинга здоровья и личностного развития детей-сирот, а также коррекционно-реабилитационных, оздоровительных, развивающих и обучающих программ для детей и приемных родителей. Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей

Artemjeva L.O., Serggeva G.I., Artemjeva T.A. - Pedagogical basis of complex psychological, pedagogical, medical and social accompaniment of orphans // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 120-127. - Conceptual approach to the complex psychological, pedagogical, medical and social accompaniment of orphans is presented. Keywords: orphans

Социально-экономические, политические, а также идейно-нравственные преобразования российского общества вызвали трансформационные процессы во всех его сферах, структурах, институтах, в том числе и в институте семьи, вызвав нарушения ее структуры и функций. Появились такие негативные тенденции, как снижение уровня доходов семей, рост числа разводов, снижение числа детей в семье, отказы от детей, психологические и эмоциональные стрессы взрослых членов семьи и, как следствие, алкоголизм, наркомания, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и т.д. Эти проблемы способствовали возникновению рисков для детей, вплоть до полного их вымещения из семьи. Главным последствием неустойчивого положения российской семьи стал стабильный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

На всей территории России рождаемость ниже черты естественного прироста населения, число детей-

сирот, напротив ежегодно увеличивается, и составила в 2004 г. около 700 тыс. человек [6, 7, 10]. При этом 95% детей-сирот имеют родителей. При этом те либо лишены родительских прав, либо сами отказались от собственных детей в связи с тяжелой болезнью ребенка; около 20% отказов - результат трудного материального положения и бытовых условий в семье. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Статистика свидетельствует, что по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находятся в зоне социального риска: дети-сироты (около 700 тыс.), социальные сироты (662,5 тыс.); беспризорные и безнадзорные дети (около 2 млн.). В неполной семье воспитывается каждый седьмой ребенок [9, 10]. Рост социального си-

ротства, беспризорности и безнадзорности можно объяснить причинами социального характера: бедностью, нищетой, безработицей, алкоголизмом родителей и т.д. Однако многие народы, переживая экономические и политические кризисы, не знали такого роста числа детей, оставленных родителями.

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Л.М. Шипицына [11] выделяет три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; причины биологического характера (физически или психически больные родители, отягощенная наследственность у детей, наличие в семье детей с задержкой развития или детей-инвалидов). Можно констатировать, что истинная причина неблагополучного детства - критическое положение российской семьи.

В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации развития российского государства и общества очевидна необходимость обновления теории и практики управления процессом социализации детей-сирот. Обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной поддержки процесса социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, защита их прав - главная цель основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Действуют Постановление правительства РФ №409 от 20 июля 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей, детей в приемных семьях и детских домах семейного типа льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений, а также вводится должность специалиста по охране ребенка в штат органов местного самоуправления.

В последние годы в нашей стране ведется активный поиск новых форм жизнеустройства детей-сирот, воспитание в которых приближено к семейным условиям, а также мер, направленных на укрепление семьи как института детства для формирования устойчивого положения детей в семье и профилактики сиротства. При явной позитивности этих мер, они не приводят к уменьшению социального сиротства. Все это свидетельствует о том, что принимаемые меры не учитывают каких-то важных аспектов проблемы сиротства и поэтому не приводят к ощутимым результатам.

Воспитание детей-сирот в государственных учреждениях интернатного типа влечет за собой новые проблемы, связанные с нарушением их личностного и психического развития, деформацией процесса первичной социализации. В результате дети-сироты оказываются неспособными к успешной адаптации и интеграции в обществе. дети, воспитывающиеся в условиях интернатных учреждений, характеризуются отчетливо выраженной дезадаптацией. деформированная социализация, деформации психо-эмоциональ-ного и физического развития, поведения детей-сирот, вызванные психической, сенсорной, эмоциональной, материнской, социальной и др. депривациями, негативно сказываются на дальнейшем становлении личности и не способствуют успешной интеграции в общество. Основная причина деформации детства воспитанников сиротских учреждений связана с дефицитом доступа к ресурсам семьи (социальным, экономическим, воспитательно-образовательным и т.д.). Главным же последствием деформации становится то, что детям-сиротам не удается освоить весь комплекс необходимых социальных ролей и сформировать те личностные качества и свойства, которые необходимы для адекватного восприятия социальной реальности и успешной интеграции в ней [2].

Можно выделить три основные группы факторов, влияющих на решение проблемы сиротства: социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские [8]. В настоящее время основные усилия государства сосредоточены в социально-экономической сфере, где осуществляется широкая поддержка различных категорий населения вместо адресной помощи семьям группы риска по сиротству. Работа с психологическими и медицинскими факторами (выявление, ранняя диагностика, формы работы по преодолению проблем) практически не проводится.

В связи со сказанным, проблема воспитания и развития детей-сирот приобрела особую актуальность, острота которой обусловлена не только непрерывным ростом числа детей, поступающих под опеку государства, но и неэффективным функционированием существующей системы опеки и попечительства, которая, как и в прошлом, ориентирована в основном на учет первичных потребностей сирот. Кроме того, в большинстве сиротских учреждений сохраняется формальный подход к воспитанию и развитию детей, что усугубляет их социальную и личностную депривацию. Следует отметить и тот факт, что действия государственных и общественных структур, опекунских и приемных семей, специалистов разных профилей разрознены и потому реализуемые меры профилактики сиротства в целом носит неэффективный характер [11].

В современной социально-педагогической и медико-психологической науке разработаны теоретические концепции, которые могут быть положены в основу исследования проблемы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Это концепции социализации личности (А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, В.С. Мухина, Г.М. Андре-

разрешенной является проблема разработки стратегии и тактики комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, до сих пор отсутствуют методологические и общетеоретические обоснования организации целостного социально-педагогического пространства поддержки детства на региональном уровне.

Для реализации цели государственной социальной политики в области детского сиротства назрела необходимость разработки и теоретического обоснования научно-методологического подхода к психолого-педагогическому проектированию жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей; разработки адаптивной модели комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения развития личности детей в социально-педагогическом пространстве.

В этой связи представляется важной разработка концептуальной модели региональной системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и социальных сирот, включая модель воспитания и развития ребенка в условиях замещающей семейной заботы, апробацию и теоретическое осмысление наиболее эффективных ее форм [11].

В основу концепции положен личностно-ори-ентированный, комплексный, системный подход, который предполагает, что неотъемлемым условием успешной адаптации в социуме детей-сирот является процесс их социализации, развития личности и межличностного общения, подготовка к самостоятельной и семейной жизни, сопровождение в профессиональном самоопределении, т.е. интеграция в окружающий социум, в сообщество обычных людей, нормально развивающую среду сверстников.

Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение представляет собой, с одной стороны, систему организации различных видов деятельности, а с другой стороны, развернутый во времени процесс, включающий в себя ряд этапов. каждый этап имеет свое специфическое содержание и включает в себя соответствующую систему взаимодействия и профессиональную ответственность специалистов, включенных в медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение, а также цели, задачи и принципы.

Предлагаемая модель службы сопровождения состоит из взаимосвязанных компонентов: цели, принципов и технологии организации деятельности, уровней включенности в нее воспитанников, результата реализации модели. Цель модели службы сопровождения - создание здоровьесберегающей и здоровьесо-зидающей образовательно-воспитательной среды жизнедеятельности детей-сирот, функционирующей на принципах идеологии культуры здоровья и здорового образа жизни, способствующей позитивным индивидуально-личностным преобразованиям, социальной адаптации и продуктивной деятельности детей-сирот.

Модель комплексного сопровождения, включающая организационный (социально-педагогические

условия - служба сопровождения в структуре муниципальной, районной, областной администрации), структурный (программу, основанную на организации развития детей с учетом возраста, социально-психологических особенностей и критериев эффективности) и содержательный компоненты (формы, методы, технологии), позволит создать педагогическую саморазвивающуюся, сложную систему, принципы, содержание и организационную структуру, которой характеризует открытость, креативность, приемственность этапов. Созданная модель комплексного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, позволит создать многокомпонентное, открытое пространство для реализации личностного потенциала воспитанников, осуществления личностного роста, определит индивидуальный маршрут развития на основе сформированных адаптационных способностей в процессе обучения и воспитания, социальной адаптации и реабилитации.

комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Направления и функции деятельности комплексной службы сопровождения включают в себя:

- диагностическое (создание Электронной карты мониторинга здоровья и развития личности), целью которого является разработка критериев, определяющих зону актуального и ближайшего развития детей-сирот и их профессиональной направленности, обеспечивающих стратегию формирования личности;

- оказание помощи воспитанникам, имеющим проблемы в здоровье, поведении, общении, обучении, т.е. разработка индивидуальных здоровьесберегающих технологий;

- организацию индивидуального (и группового) медицинского и психологического консультирования на основе результатов комплексной компьютерной диагностики;

- проведение психологических тренинговых занятий с детьми, приемными родителями, целью которых является развитие уверенности в себе, социально-психологической совместимости, интеллектуальных способностей, коммуникативных и лидерских качеств, формирование мотивации на здоровый образ жизни и др.;

- обучение методам аутогенной тренировки, в том числе с помощью компьютерных технологий;

- проведение специальных занятий, направленных на формирование и развитие у детей-сирот высших психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи) с использованием здоровь-есберегающих информационных технологий;

- создание многоуровневой системы непрерывного сопровождения в профессиональном самоопределении воспитанников детских домов, интернатов и приемных семей, с учетом результатов комплексной компьютерной диагностики;

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.

га с детьми-сиротами: комплексная психодиагностика индивидуально-психологических свойств и особенностей личности; уровня развития когнитивной, мо-тивационно-потребностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной сфер и степени дезадаптации; психологическое консультирование и проведение психокоррекционных, психопрофилактических (профилактика эмоциональных нарушений и отклоняющегося поведения), психореабилитационных мероприятий и определение зоны актуального и ближайшего развития воспитанников (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательно-воспитательного процесса); организация и проведение тренинговых и учебных занятий.

7. Физкультурно-оздоровительные технологии, целью которых является формирование и укрепление физического здоровья путем систематического и рационального использования физических упражнений, дыхательной гимнастики, закаливающих процедур, участие в спортивных мероприятиях, в том числе в физкультурно-оздоровительных комплексах.

8. информационные и телекоммуникационные технологии, задачей которых является использование компьютерных средств и программного обеспечения при разработки индивидуальной электронной карты мониторинга здоровья и личностного развития детей сирот, а также коррекционно-реабилитационных, оздоровительных, развивающих и обучающих программ для детей и приемных родителей, с целью обучения их культуре здоровья и здоровому образу жизни.

9. Образовательные технологии, целью которых является диагностика уровня обучаемости и обучен-ности, уровня владения содержанием детской субкультуры; проектирование образовательно-воспитательного пространства и образовательных программ; составление расписания уроков и структурирование учебных занятий на здоровьесберегающих принципах.

10. Технологии оказания помощи детям-сиротам, оказавшимся в экстренных ситуациях и перенесших психотравмирующий стресс

11. Технологии оказания научно-методической помощи специалистам, работающим с детьми-сиротами и приемными семьями, (опекунам и попечителям) в организации жизнедеятельности детей (электронная карта мониторинга здоровья и развития личности и электронный научно-методический комплекс - методическое обеспечение).

По нашему мнению, использование комплексных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе будет способствовать успешной адаптации к учебной деятельности и к социуму, повышению уровня физической и умственной работоспособности, формированию организационных и коммуникативных умений и навыков, повышению уровня воспитанности и развития самостоятельности, познавательной активности, организованности, дисциплинированности, формированию мотивации на здоровый образ жизни, мобилизации ресурсов, т.е. повышению уровня обученности и обучаемости, умению прикла-

дывать полученные знания к обстоятельствам, умению самостоятельно выходить из зоны ближайшего развития, при этом внося свои коррективы в выполнение заданий. В целом критериями обучаемости, умений, знаний и навыков являются умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать; умение осуществлять самоконтроль в процессе учебной деятельности; правильная речевая деятельность, зрительно-пространственная ориентация; сфор-мированность моторики, выполнение полученного задания до конечного результата. Таким образом, используя комплексные компьютерные диагностические технологии в медико-социальном и психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот можно подобрать технологии организации учебно-воспитательного процесса на здоровьесберегающих принципах.

На третьем (контрольном) этапе осуществляется оценка полученных результатов, включающая в себя:

- Повторную комплексную компьютерную медицинскую, психологическую, социальную и педагогическую диагностику для оценки эффективности реализованных здоровьесберегающих технологий;

- Сравнительный анализ полученных данных в процессе мониторирования.

Эффективность реализации модели напрямую зависит от условий, в которых она реализуется. Выявление социально-педагогических условий организации исследуемой деятельности будет способствовать успешности совместной деятельности детей-сирот и специалистов службы сопровождения, направленной на достижение конечного результата. к ним относятся: наличие у ребенка интереса и положительного личного смысла участия в организуемом взаимодействии, целесообразное сочетание традиционных и инновационных, организационных форм (включая компьютерную диагностику, компьютерные воспитательные игры, тренинговые занятия), обеспечение педагогической поддержки воспитанников опытным педагогом, создание атмосферы творчества и свободного общения в разновозрастном коллективе. Применение компьютерного адекватного мониторинга здоровья и развития личности позволит выявить динамику уровня здоровья и развития личности, степень дезадаптации и уровень включенности воспитанников в продуктивную деятельность, определит совокупность внутренних и внешних индивидуально-личностных преобразований. Эффективность социально-педагогических условий организации и проведения здоровьесберегающих технологий позволит обеспечить максимально положительный результат в сохранении и укреплении здоровья, повышении уровня адаптивности и воспитанности детей-сирот.

Таким образом здоровьесберегающие технологии комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, заключаются в системе организации деятельности службы сопровождения на здоровьесберегающих принципах; разработке индивидуальной электронной карты мониторинга здоровья

и развития личности ребенка-сироты и на этой основе составление индивидуальных программ развития, коррекции и реабилитации и адаптации детей-сирот.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» проект № 3.1.2/5224.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощью -М.: Генезис, 2005. - 256 с. - (Неблагополучная семья: преодоление кризиса)

2. Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот/ автор. дисс. на соиск. уч. степени к.с.н., Екатеринбург - 2008.

3. Артемьева Л.О., Сергеева Г.И. Модель валеологи-ческой службы. Учебное пособие,- Пенза: Изд-во Пенз. Технол. Ин-та, 2002.

4. Боулби Дж. Привязанность/Пер. с англ. М., 2003.

5. ВыготскийЛ.С. Психологиявозраста//ВыготскийЛ.С. Собр. соч. Т.4. М., 1983.

6. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2002 год». М., 2002.

7. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2003 год». (Министерство труда и социального развития РФ). М., 2003.

8. Дубинко H.A. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопросы психологии. 2000. №1.

9. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984

10. Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в 2003 году// Вестник образования России. 2004. №16.

11. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. -628 с.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Пер. с англ. М., 1996.

13. Fairbairn W.R.D. Psychoanalytic studies of the personality. Leipzig, 1952.

14. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. New York, 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.