Научная статья на тему 'К проблеме взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

К проблеме взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ДЕТИ-СИРОТЫ / INTERACTION MODEL / PEDAGOCS-PSYCHOLOGISTS / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Ольга Викторовна, Халина Валентина Егоровна

В статье представлена модель взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербина Ольга Викторовна, Халина Валентина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Interaction of Educational Psychologists Educational Institutions to Support Orphans and Children Left without Parental Care

In article the model of interaction of teachers-psychologists of educational establishments on support of children-orphans and children who have stayed without care of parents is submitted.

Текст научной работы на тему «К проблеме взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК370

О.В. ЩЕРБИНА

Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры

E-mail: [email protected]

В.Е. ХАЛИНА

Информационно-методический центр работников образования (г. Мурманск)

E-mail: [email protected]

К проблеме взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье представлена модель взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: модель взаимодействия, педагог-психолог, дети-сироты.

O.V. TCHERBINA, V.E. HALINA To the Problem of Interaction of Educational Psychologists Educational Institutions to Support Orphans and Children Left without Parental Care

In article the model of interaction of teachers-psychologists of educational establishments on support of children-orphans and children who have stayed without care of parents is submitted.

Key word: interaction model, pedagocs-psychologists, children left without parental care.

В Российской Федерации проживают 29 млн детей. К числу наиболее уязвимых сегодня относят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно официальным статистическим данным, на начало 2007 г в России насчитывалось 748 тыс. детей, относящихся к данной группе1. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является решение проблем детства и, в частности, обеспечение и создание благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей и семей, где они воспитываются, а также их интеграция с обществом.

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Независимо от формы устройства детей и подростков, государственной или семейной, воспитанники в большинстве своем оказываются не готовы к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, создания полноценной семьи, определения своего места в жизни. Воспитанники детских домов, интернатов все этапы раз-

вития проходят с искажениями, так как часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих возрасту или индивидуальным особенностям детей. Такую ситуацию развития называют социальной депри-вацией, определяемой как отсутствие или ограничение возможности для установления самостоятельной социальной роли, осуществления адекватного социального функционирования. Тяжесть последствий социальной депривации и трудность ее компенсации зависят от возраста, в котором ребенок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру, трудностью формирования социально приемлемых форм поведения, сформированностью защиты в виде дезадаптированных ролей и отклоняющегося поведения, неразвитостью коммуникативной компетентности, нарушением умственного развития, затруднениями в адаптации в обществе. Одной из причин дезадаптации этих детей и подростков является их иждивенческая позиция, отсутствие у

© Щербина О.В., Халина В.Е., 2011

них жизненного самоопределения, в том числе профессионального, и несвоевременная коррекционно-реабилитационной работа.

В связи с этим одной из эффективных мер помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, является создание системы взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений разных типов и видов по сопровождению развития. Сопровождение здесь понимается как система мер, включающая в себя:

проведение комплексной углубленной индивидуальной диагностики, направленной на выявление способностей и особенностей развития детей и подростков;

выработка программы согласованных действий педагогов-психологов различных образовательных учреждений и других специалистов по индивидуальному сопровождению развития воспитанников;

психолого-педагогическое обеспечение реабилитации детей и подростков независимо от формы его жизнеустройства;

психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в соответствии с их возрастом, интересами и способностями.

В основу психолого-педагогического и социального сопровождения закладывается целостное видение ребенка в процессе его развития, связанное с выявлением для него зоны ближайшего развития, а также с организацией социально-педагогического сопровождения, позволяющего выработать более адекватные жизненные ориентации. При этом важнейшими условиями вовлечения ребенка в специально организованное психолого-педагогическое сопровождение является изменение его самооценки и формирование мотивации развития.

Психолого-педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы помочь ребенку понять самого себя, свое окружение и вселить надежду на изменение сложившейся трудной жизненной ситуации. Первые шаги в этом направлении делает педагог-психолог детского дома, отмечая не только проблемы и недостатки ребенка, но, прежде всего, те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая и раскрывая их значения в качестве ресурсов решения проблемы. Педагогу-психологу необходимо донести полученную информацию о ребенке до всех специалистов, которые работают или будут работать в

дальнейшем с ним, и в частности до педагога-психолога того образовательного учреждения, где будет обучаться или обучается ребенок-сирота.

Только взаимодействуя друг с другом, педагоги-психологи образовательных учреждений различных типов и видов постоянно будут держать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в поле своего зрения, обладать полнотой знаний об их психическом и физическом здоровье, помогать ребенку преодолевать «школьные кризисы», направлять свои силы и силы других специалистов на преодоление жизненных трудностей ребенка-сироты, оптимально выбирать психолого-педагогическую стратегию, позволяющую ему полностью реали-зовывать свои способности, воссоздать его способности к жизни и адаптации в социуме, обеспечить условия для принятия и понимания ребенком-сиротой законов социального мира и помочь ему найти и занять свое, соответствующее развитию его личности, место в обществе. Коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую работу с такими детьми необходимо строить с опорой на их внутренние ресурсы, не связанные с семьей. В связи с этим основной целью специалистов является организация помощи ребенку в формировании позитивного самоотношения через специальным образом организованное взаимодействие со взрослыми. Необходимо, создавая условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях. Такое взаимодействие может быть осуществлено в рамках разработанного проекта «Модель взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений различных типов и видов по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Вместе с тем сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. В

связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечения его оптимального психолого-педагогического сопровождения, в частности, остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного знания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов и врачей.

Теоретической базой построения проекта являются труды отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие особенности психологического развития личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, где показано, что в условиях неблагополучной семьи или детского учреждения интернатного типа чаще формируется депривированная личность без структурированного психологического будущего, характеризующаяся несформированностью внутреннего психического плана действий3.

Вместе с тем анализ литературы подтверждает, что проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно изучены. Прежде всего, это касается вопроса о совместном, едином психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот в условиях школы, интерната и детского дома. Несмотря на повышенный интерес к мероприятиям по социальной реабилитации таких детей, в педагогической практике данные задачи решаются на интуитивно-эмпирическом уровне. Как показывает анализ действующих учебных планов и программ учреждений для детей-сирот, их социальная адаптация не рассматривается как основной результат всей учебно-воспитательной работы. Школы, интернаты и детские дома все еще ориентированы на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета значения их для социальной адаптации. Отсутствие целостных программ подготовки к самостоятельной жизни снижает эффективность данной работы. Итоги анализа специальной научной, методической литературы и публикаций, основанных на практическом опыте, также свидетельствуют об этом. Все это позволяет выделить ряд устойчивых противоречий между:

необходимостью и возможностью решения задач социализации личности ребенка-сироты средствами психолого-педагогического сопровождения и недостаточно

эффективным их использованием в совместной деятельности школы, интерната и детского дома;

педагогическим потенциалом совместной работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в школе, интернате и детском доме и недостаточной научно-теоретической, методической и практической разработанностью организационно-содержательных условий такой деятельности;

потребностью в изменении подходов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и готовностью педагогов-психологов и других специалистов, осуществляющих эту деятельность в школе, интернате и детском доме, к реализации новой модели данного сопровождения.

Осмысление вышеуказанных противоречий и недостаточная изученность вопроса позволили определить проблему нашего проекта, заключающуюся в разработке адекватной современным требованиям научно обоснованной его модели. При разработке проекта были изучены и проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие права и обязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом мы опирались на их основные положения, цели и задачи по обеспечению развития, обучения и интеграции детей-сирот в общество.

Права детей-сирот и обязанности государства по отношению к ним закреплены в: Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; федеральных законах «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи» и других. Практическая реализация государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основу которой положены эти обязательства, нашла свое отражение в президентской программе «Дети Росси», утвержденной Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 и продленной Указом от 21 марта 2007 г. № 172 на период 2007-2010 гг., а на региональном уровне — в долгосрочной целевой программе «Дети Кольского Заполярья» на 2007-2010 годы (Постановление Правитель-

ства Мурманской области от 13 июля 2006 г. № 274-ПП/7)4. Основными целями и задачами данной программы является последовательное осуществление в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей, реализация комплексных мер, направленных на создание условий для жизнедеятельности и улучшения качества жизни детей, укрепления их здоровья и полноценного развития, формирования системы выявления детей из неблагополучных семей. Одной из составляющих программы «Дети Кольского Заполярья» является подпрограмма «Дети-сироты». Ее цели: улучшение условий развития, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, социальная интеграция детей-сирот в общество.

Модель взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений различных типов и видов по сопровождению таких детей предназначена для оказания эффективной помощи данной категории при затруднениях в школьном обучении и социализации и строится с опорой на алгоритм системного сопровождения.

Цель модели взаимодействия — сопровождение развития социально адаптированной личности ребенка-сироты, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни. Задачи модели взаимодействия: предупреждение и преодоление проблем в обучении и поведении у ребенка-сироты; развитие социально компетентной личности.

Социальная компетентность понимается как готовность и способность к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, единство социальной адаптированнос-ти и мобильности; компоненты социальной компетентности: базовые ценности, личностные качества, социально-психологические знания, умения и навыки, коммуникативные способности.

В эти задачи также входят: формирование личности ребенка-сироты, способной к полноценной самостоятельной жизни в обществе, к профессиональному самоопределению и становлению; укрепление взаимодействия между педагогами-психологами образовательных учреждений различных типов и видов и других специалистов в рамках сопровождения ребенка-сироты в учебно-воспитательном процессе.

Предлагаемая модель характеризуется принципами системности, комплексности и интегративности. Системный принцип реализуется путем включения в процесс педагогов-психологов разных типов и видов образовательных учреждений. Комплексный характер определяется тем, что осуществляется одновременное воздействие на такие сферы деятельности ребенка, как: эмоционально-волевая, познавательная, учебная и социальных отношений. Интегративный характер заключается в интеграции различных направлений работы с детьми, использовании различных педагогических и психологических методов и технологий.

Модель взаимодействия педагогов-психологов образовательных учреждений различных типов и видов по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя четыре этапа:

1) диагностический этап — сбор информации о ребенке и заполнение социально-психологической карты. На этом этапе педагог-психолог детского дома заполняет социально-психологическую карту на ребенка-сироту, идущего в первый класс, и в начале учебного года передает ее педагогу-психологу образовательного учреждения (ОУ). На первой рабочей встрече психологов идет информирование психолога ОУ об особенностях развития ребенка, его способностях и возможных проблемах в обучении и поведении. Диагностический этап по времени занимает первую четверть обучения в школе. В это же время происходит разделение диагностических методик, которые используются психологами для дальнейшего изучения ребенка. Например, педагог-психолог детского дома исследует эмоционально-волевую сферу ученика 1-го класса, для психолога ОУ приоритетным является познавательная деятельность ребенка, готовность к обучению в школе и отклонения в развитии;

2) поисково-ориентировочный этап — сбор необходимой информации о путях и способах сопровождения ребенка, выработка единой стратегии по его индивидуальному сопровождению в образовательной среде, доведение этой информации до всех участников процесса, создание условий для осознания этой информации самим ребенком; построение прогноза эффективности сопровождения, распределение обязанностей по реализации выбранного маршрута, определение последовательности действий, сроков

исполнения и возможностей корректировки планов. Обсуждается и разрабатывается предполагаемая индивидуальная траектория развития личности ребенка-сироты на основе обобщенных данных исследований, проводимых психологами детского дома и ОУ в течение первой четверти; заполняется индивидуальная карта развития;

3) деятельностный этап — обеспечение желаемого результата благодаря включению ребенка в коррекционно-развивающие занятия педагогов-психологов; взаимодействие педагогов, психологов и ребенка при реализации его индивидуальной программы развития. На этом этапе происходят: плановые встречи специалистов (один раз в четверть) для отслеживания происходящих изменений в развитии ребенка и корректировки выбранных программ, а также экстренные встречи, цель которых — быстрое и эффективное реагирование на нестандартные проблемные ситуации и их разрешение; групповые и индивидуальные занятия, проводимые психологами в зависимости от поставленных целей развития личности ребенка; включение его в школьную и досуговую деятельность, получение «обратной связи» от ребенка и педагогов, работающих с ним. Деятельностный этап длится в течение учебного года, начиная со второй четверти;

4) рефлексивный этап — период осмысления результатов сопровождения. Он может стать заключительным в решении проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции. Специалисты встречаются на последней в году рабочей встрече в мае, где обмениваются результатами контрольного диагностического исследования, отвечающими поставленным в начале учебного года задачам развития личности и выбранному маршруту индивидуального развития. На этой же встрече принимается решение о необходимости присутствия специалистов детского дома на итоговом психолого-педагогическом консилиуме в ОУ, посвященном анализу работы с ребенком-сиротой, эффективности результатов и принятии решения об изменении или продолжении работы с ним согласно выбранному индивидуальному маршруту.

Механизм модели заключается в совместных усилиях педагогов-психологов ОУ разных типов и видов. Формы взаимодействия:

рабочие встречи педагогов-псхологов: плановые — один раз в четверть, экстренные

— быстрое реагирование на возникшую проблемную ситуацию;

психолого-педагогический консилиум: два раза в год — в конце первой и четвертой четвертей.

Использование дополнительных совместных усилий педагогов-психологов образовательных учреждений позволит создать условия для формирования оптимального уровня адекватной социальной готовности выпускников к жизнедействию в социуме, готовности к полноценной самостоятельной жизни.

Критериями оценки готовности выпускников образовательных учреждений различных типов и видов к самостоятельной жизни будут выступать:

адекватное личностное и профессиональное самоопределение;

готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты;

соответствие поведения моральным нормам и требованиям общества;

использование личного опыта в изменяющихся условиях.

Выпускник образовательных учреждений различных типов и видов должен обладать следующими качествами и характеристиками: высоким уровнем самоорганизации и личностной самоактуализации;

системой знаний, умений и навыков, позволяющих постоянно накапливать «строительный материал» для собственного совершенствования;

способностью быстро и адекватно адаптироваться в сложных условиях изменчивого социума;

возможностью устанавливать деловые и межличностные отношения с людьми на диалогической основе;

толерантностью и эмпатией; умением конструктивно решать конфликты и личностные проблемы;

навыками работы «в команде»; стремлением к высоким духовно-нравственным началам;

пониманием условий реализации своих возможностей в конкретной профессиональной сфере;

социально-профессиональными качествами: осознанием ценности труда, трудовой мотивацией, готовностью к труду, инициативным поведением на рынке труда, планированием, возможностями профессионального и жизненного самоопределения, личностным ростом;

способностью организовать свою личную жизнь.

Методическое оснащение модели: психологическая карта обучающегося, пакет диагностических методик (диагностический инструментарий к карте); список программ, используемых в коррекционно-развивающих занятиях педагогами-психологами в зависимости от возраста ребенка и поставленных целей; список специальной литературы, методических пособий и рекомендаций для

педагогов-психологов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Таким образом, предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет создать условия для формирования оптимального уровня социальной готовности выпускников к жизне-действию в социуме.

Примечания

1 Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию. URL: http://www2.ed.gov.ru/ntp/fp/chii/docs (дата обращения: 02.09.2010).

2 Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы. URL: http://ed.informika.ru/ntp/fp/chii/ (дата обращения: 02.09.2010).

3 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986 ; ПрихожанА.М. Психология сиротства. СПб., 2005 ; Ос-лонВ.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.

4 Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию. URL: http://www2.ed.gov.ru/ntp/fp/chii/docs (дата обращения: 02.09.2010) ; Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы. URL: http://ed.informika.ru/ntp/fp/chii/ (дата обращения: 02.09.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.