УДК 362.73
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
© Мария Георгиевна Моисеева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru
В статье рассматриваются основные подходы к использованию технологии социально-культурной анимации в работе с детьми-сиротами. Автор анализирует различные формы работы в образовательных учреждениях с детьми-сиротами, описывает авторскую программу, которая способствует созданию условий для социализации личности; раскрытию интеллектуальных, физических, творческих способностей детей; организации общественно-полезной занятости несовершеннолетних.
Ключевые слова: анимация; девиантное поведение; дети-сироты.
Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующая разработки и внедрения, новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения равных возможностей с другими группами населения. Значительную остроту данная проблема приобрела в связи с широким распространением в современной России такого явления, как «социальное сиротство», связанного с увеличением числа детей, родители которых отказываются от воспитания собственных детей, оказались в местах лишения свободы, лишены родительских прав
или погибли в силу особенностей своего социального поведения. Заботу о таких детях берет на себя государство.
Специалисты и ученые, исследующие особенности социализации детей и подростков, считают проблему социальной адаптации и интеграции в общество социальных сирот наиболее сложной. Для включения их в нормальную жизнь для приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Труднее всего подготовить социальных сирот за время жизни в интернатном учрежде-
нии к самостоятельному и ответственному решению собственных проблем с учетом того, что на этапе жизненного старта они не могут рассчитывать на поддержку семьи, а часто и родственников вообще.
Развитие в последние 15-20 лет сети учреждений в системе образования и социальной защиты, целенаправленно занимающихся решением проблемы социального сиротства, подтверждает прогноз о том, что в ныне живущем поколении число детей, воспитывающихся в сиротских домах на полном попечении государства, будет увеличиваться.
Социально-педагогическая поддержка
воспитанников детского дома требует в кратчайшие сроки дополнения такими психологическими и социально-педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволили бы существенно повысить уровень развития их личности и возможности последующей социальной адаптации и интеграции в общество.
На сегодняшний день, в российской практике сложилось несколько форм семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Однако жизнь показала, что эти формы заменяющей семьи не охватывают всех нуждающихся в семейном крове детей. Растет число воспитанников учреждений интернатного типа и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Опыт подтверждает неэффективность длительного содержания детей в стационарных условиях. Социальное и индивидуальное развитие воспитанников учреждений интернатного типа протекает с многочисленными изъянами, кроме того, они значительно переуплотнены и не могут принять всех нуждающихся в государственной опеке детей. С недавнего времени появилась новая форма воспитания детей, лишенных родительского попечения, - семейная воспитательная группа. Базой для создания такой группы является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет ее при активной поддержке последнего.
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и
социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социальнокультурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга.
Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» - оживлять, одушевлять. Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а также определяет психо-лого-педагогические подходы, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.
Учитывая научно-теоретический и практический опыт работы по исследуемой проблеме, основными формами работы в образовательных учреждения являются [1]:
- совершенствование образовательного процесса через содержание преподаваемых предметов (особенно через литературу, биологию, ОБЖ, химию, историю и т. п.);
- совершенствование педагогических технологий, обеспечивающих справедливое оценивание учащихся и включение их в успешную деятельность;
- включение учащихся в значимую для них деятельность во второй половине дня (одним из подходов может быть жизнь школы в режиме города);
- профилактика злоупотребления психоактивными веществами через классные часы;
- профилактика через введение в учебный процесс дисциплины (психология) по развитию социальных и общеучебных умений;
- организация специальной профилактики: тренинги противостояния давления
группы и т. п.;
- совершенствование работы по прекращению курения в школе, в т. ч. и педагогов.
На наш взгляд, действенным методом профилактики девиантного поведения детей-сирот является внедрение в образовательный процесс технологий анимационной деятельности.
Нами была разработана педагогическая программа «CONTROLE» направленная на
12Q
профилактику девиантного поведения подростков средствами анимационных технологий.
Разрабатывая программу, мы опирались на богатый и разносторонний опыт (исследования и практики), который накоплен в области социально-культурной деятельности, прежде всего, в нашей стране (Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Е.И. Григорьева, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.А. Попов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, В.В. Туев,
А.П. Усова, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий,
Н.Н. Ярошенко и др.).
Образовательный процесс в рамках программы строился с учетом модели процесса профилактики девиантного поведения детей-сирот на основе анимационных технологий.
Данная программа направлена на решение следующих задач:
- создание условий для социализации личности;
- раскрытие интеллектуальных, физических, творческих способностей детей;
- организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних;
- применение активных форм досуга;
- пропаганда здорового образа жизни среди школьников.
В основе решения перечисленных воспитательных задач лежат следующие принципы.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и подростков и уровня их психического и физического развития.
- Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, т. к. неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми и подростками правил социального поведения в обществе. Тогда они достаточно легко, без сопротивления, регулируют свое поведение. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
В рамках реализации программы нами были организованы и проведены мероприятия анимационной направленности. В числе групповых форм анимационной работы с
подростками использовались: лектории,
круглые столы, обучающие семинары, устные журналы и пр.; тренинги (тренинги общения, тренинги, направленные на развитие способностей). Игротерапия (конструирование новых вариантов поведения, выработка правомерных форм поведения); арттерапия (средствами изобразительного и музыкального искусства); туристические походы, спортивные соревнования, организован оздоровительный лагерь, который работал по профилактической программе «Галактика»; библиотерапия; театротерапия с элементами психодрамы и др. Немаловажным являлось использование форм творческой самореализации: театральные тренинги, интеллектуальные игры, профилактические мероприятия, объединение подростков в кружки и т. п.
Для оценки эффективности педагогической деятельности в процессе использования анимационных технологий в работе с деть-ми-сиротами были разработаны следующие критерии: активность в освоении знаний, навыков и умений, предусмотренных программой; проявление самооценки в процессе работы и по ее окончании; формирование новых позитивных качеств, таких как социальная активность, стремление к участию в учебно-познавательной, художественно-творческой, рекреационной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; развитие интереса, нравственной устойчивости, самостоятельности, направленности на дело, ответственности, смелости, предприимчивости и т. д.; умение управлять своим поведением; умение наладить речевой контакт с организаторами досуга и сверстниками.
К ведущим параметрам уровня социальной активности подростка в процессе проведения анимационных мероприятий были отнесены: потребность детей в общении с участниками коллектива; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения; взаимная личностная аттракция (руководителя и участников); понимание участников, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; конструктивное решение межличностных противоречий; гуманизм и демократизм общения; потребности участников в достижении успеха; развитие волевых качеств.
Основным положением программы являлась опора на понимание того, что девиантное поведение сначала бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации и пр. он не может этого сделать.
Научные исследования ряда авторов показали, что основная задача в отношении де-тей-сирот с девиантным поведением на современном этапе заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовке к полноценной жизни в обществе, интеграции личности в социокультурное пространство.
На наш взгляд, альтернативой интересных, активных и действенных профилактических форм работы служит внедрение в воспитательный процесс анимационных технологий.
Анимационная деятельность выполняет следующие функции.
- Адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановке к свободной, досуговой [2].
- Компенсационная - освобождает человека от физической и психической усталости повседневной жизни.
- Стабилизирующая - создает положительные эмоции и стимулирует психическую стабильность.
- Оздоровительная - направлена на восстановление, развитие физических сил человека.
- Информационная - позволяет получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.
- Образовательная - позволяет приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире.
- Совершенствующая - приносит физическое и интелектуально6е усовершенствование.
Особенностью профилактики девиантного поведения детей-сирот средствами анимационной деятельности заключается в том, что во внеурочное время ребята включены в познавательный процесс способствующий снятию эмоционального напряжения и вклю-
чающий в себя идейно-нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Формы организации воспитательной деятельности: тимуровская работа, экскурсии, прогулки; фестивали, музыкальные гостиные, праздники, огоньки; социально-значимые и полезные дела, акции; уроки, семинары, факультативы; классные часы; ролевые игры, творческие отчеты; клубная работа, кружки, предметные недели; конференции, круглые столы; дискуссии, диспуты.
Активное включение детей-сирот в работу в культурно-досуговую и анимационную деятельность обогащает их эмоциональный и коммуникативный опыт, дает возможность определить позицию своего «Я» в разных микросоциумах.
Анимационная деятельность более благоприятна для детей-сирот не только в плане коммуникативных отношений, но и в плане их эмоционального развития. У них формируется чувство «хозяина», а не «гостя»; чувство собственного достоинства и желание показать себя и свою школу-интернат с самой лучшей стороны.
При изучении социально-культурного потенциала использования анимационной деятельности в процессе профилактики детей-сирот девиантного поведения мы можем сделать следующие выводы.
Анимация - это универсальная синтетическая форма культурно-досуговой деятельности, предполагающая активное участие в ней детей, занимающая одно из важных мест в системе образования подрастающего поколения, направленная на формирование их ценностных ориентаций, эмоциональных, этических, поведенческих качеств, использующая целый ряд компонентов технологий социально-культурной деятельности.
Профилактика девиантного поведения детей-сирот средствами социально-культурной анимации предусматривает разнообразные формы работы, среди которых лекции, тренинги, просмотр видеофильмов, спартакиады, благотворительные акции, конкурсы, фестивали.
При профилактике девиантного поведения детей-сирот образовательные учреждения используют различные анимационные технологии, направленные на расширение круга общения, усвоение правил поведения,
принятых в обществе, приобретение социально-бытовых знаний и навыков.
1. Колеченко А.К. Профилактика наркозависимости в классе. СПб., 2002.
2. Анимационный сервис. Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ / сост. И.М. Сидорова. Рыбинск, 2005. С. 15.
Поступила в редакцию 17.10.2010 г.
UDC 362.73
SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION AS MEANS OF PREVENTIVE MEASURES OF DEVIANT BEHAVIOR OF ORPHANS
Maria Georgiyevna Moiseyeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru
The article describes the main approaches to the use of technology of social and cultural animation in work with orphans. The author analyzes different forms of work in educational establishments with orphans, describes the author’s programme which helps to create the conditions for socialization of personality; development of intellectual, physical, creative abilities of children; organization of socially useful occupation of non-adults.
Key words: animation; deviant behavior; orphans.