Научная статья на тему 'Исследование эффективности применения программ по физкультурной реабилитации'

Исследование эффективности применения программ по физкультурной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПРОГРАММА ПО ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ / THE SOCIALIZATION FACTOR / THE PROGRAM ON SPORTS REHABILITATION / CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / NON-STANDARD FORMS AND METHODS OF WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егоров Д. А.

В статье представлены результаты исследования эффективности фактора физкультурной реабилитации в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Егоров Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the rehabilitation programs effectiveness for athletics

The article introduces the research results of effectiveness of sports reha-bilitation factor in the process of orphaned children and children without parental care socialization in an orphan home.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности применения программ по физкультурной реабилитации»

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

Д. А. Егоров, аспирант, кафедра социальной работы и теологии, Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск, Россия, shifushinco@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММ ПО ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

На сегодняшний день существует огромное количество программ, технологий и методов, ориентированных на социализацию детей, социально уязвимых групп, находящихся в условиях детского дома. Однако способы, разработанные около 20-40 лет назад, рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.

В нашей стране, в условиях радикальных преобразований общества, смены приоритетов нормо-ценностного регулирования, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказались наиболее слабым звеном в социальной структуре общества. Ситуация на сегодняшний день такова, что сам факт пребывания таких «особенных детей» в детском доме не способствует их успешной социализации. Другими словами, социальная среда сиротского учреждения не обеспечивает необходимые условия с учетом особенностей воспитанников.

Образование и воспитание как факторы, традиционно призванные минимизировать последствия социальной и пространственной изоляции и родительской депривации в детских домах, наряду с их явными преимуществами, не обеспечивают позитивной атмосферы для успешной социализации ребенка. Приспособление воспитанника к школьным нормам и требованиям школьного коллектива — процесс противоречивый, он в известной степени ограничивает и нивелирует личность, подгоняя разнообразие детских личностей под

стандарт среднего ученика. Педагогическое воздействие на детей, с использованием прямых методов обучения и побуждения не всегда эффективно. Ограниченное, преимущественно групповое общение с взрослыми в учебно-воспитательном процессе, не предоставляет ребенку должной самостоятельности: строгий режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение. Включение подростка в систему социальных отношений должно послужить отправной точкой для повышения мотивации детей на успешность, на участие в общественно-полезной и социально-значимой деятельности. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в детском сиротском учреждении, то именно здесь должна быть создана развивающаяся среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации. Образование и воспитание как факторы, определяющие содержание социализации детей в условиях детского дома, нуждаются в разнообразии, дополнении, новой обстановке и формах социальной жизни.

Детям, лишенным родительского внимания, необходимы дополнительные мощные факторы социализации, которые бы в силу своей специфичности, обладали всеми функциями, присущими отсутствующим в детских домах социальным институтам.

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Потребность в программах, по которым можно эффективно работать с детьми, а также взаимодополнять традиционно сложившиеся в сиротских учреждениях институты социализации, созрела уже давно. Богатый опыт такой работы накоплен в развитых странах, где она ведется довольно продолжительное время. В нашей стране, сотрудничая с сиротскими учреждениями, общественные организации и реабилитационные центры посредством специальных программ активизируют разнообразные поиски как теоретического, так и практического характера по внедрению инновационных реабилитационных технологий, например, таких как физкультурная реабилитация.

На основе уже имеющегося опыта Мурманской областной общественной организации «Перспектива» (МООО «Перспектива»), автором была разработана соответствующая физкультурно -реабилитационная программа. Эффективность фактора физкультурной реабилитации в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 9-15 лет, изучалась на базе СКОШИ № 1, где в период с 2007 по 2010 г. внедрялась эта программа.

Целью физкультурно-реабилитаци-онной программы являлась минимизация последствий факторов, определяющих содержание социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома (социальной и пространственной изоляции и родительской де-привации), повышение уровня социальной адаптированности, формирование более совершенных навыков общения, расширение знаний о социальном мире, социальных ролях, освоение социальных отношений, способов взаимодействия с социальной средой, а также формирование собственной системы нравственных ценностей.

Программа по физкультурной реабилитации была создана на основе программ «приключений», действующих уже более 30 лет во многих западных странах как сред-

ство социализации и комплексной реабилитации детей и подростков. Подобные программы «приключения» пользуются у детей огромной популярностью в силу того, что они связаны с риском, дают возможность ребенку испытать себя, и главное — это тренинг действия, в котором основы социально приемлемого поведения прививаются не чтением морали и разговорами, а путем преодоления препятствий, нередко значительных волевых и физических усилий1.

Обратившись к исследованиям различных культурных практик развития и совершенствования телесной природы человека (Д. О. Труфанова, Д. Э. Симонова, И. А. Воронова, О. А. Куликовой, А. В. Гась-кова, А. Е. Павлова, И. В Марковца, А. В. Гавриловой и др.), автор использовал в качестве основного средства реабилитационные и спортивные направления Ушу (традиционно сложившиеся в Китае виды боевых искусств). Очень важно связать занятия физической культурой с информационными, мотивационными и деятельностными компонентами, составляющими социализацию человека.

Таким образом, программа по физкультурной реабилитации включала в себя два взаимосвязанные между собой блока:

1. Занятия физической культурой. Занятия по Ушу проходили 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по 1,5-2 часа. Схема занятий состояла из следующих тренировочных методов:

— общей физической подготовки (ОФП);

— спортивно-технической подготовки;

— специальной физической подготовки2.

Тренировочная часть (или 1 блок) физ-культурно-реабилитационной программы основывается на испытании, предполагающем проявление сильных сторон характера ребенка. Суть этого подхода заключается в том, что процесс преодоления препятствий как физического, так и социально-психо-

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций

логического характера, приводит к изменениям и повышению социального и социометрического статуса отдельных ее членов в группе, участвующих в данных физкультурных мероприятиях. Наряду с прямым положительным эффектом, значительно снижается воздействие негативных факторов социальной среды детского дома.

2. Помимо физических упражнений, служащих скелетом любого физкультурно-реабилитационного процесса, важными его составляющими являлись информационные, мотивационные и деятельностные компоненты социализации.

— информационный компонент включает в себя духовное развитие ребенка, расширение знаний об окружающем его социальном мире, социальных ролях и т. д. Во время небольших перерывов на занятиях, а также встречах, во внетренировочное время, проводились так называемые «философские беседы» (тематические вечера). Посредством «философских бесед» происходило освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме. Беседы проводились в свободной форме (например, во время чаепития), как правило, 1-2 раза в неделю (вторник, четверг, субботу или воскресенье).

Во время таких встреч, помимо бесед, проходила демонстрация видеоматериалов (учебных или художественных фильмов), призванных расширить кругозор занимающихся и повысить их интерес к последующим занятиям. Благодаря активному содействию МООО «Перспектива», программа так же включала социально-ориентированные походы — посещение различных оздоровительных мероприятий (например, аквапар-ка). Ребята имели возможность расширить свой кругозор вне стен детского дома, сформировать знания об окружающей действительности;

— мотивационный компонент. Цель — освоение социальных отношений, способность действовать адекватно условиям, кор-

ректировать свое поведение, а также максимально мотивировать детей к последующим занятиям. Мотивационный компонент реа-лизовывался посредством: игр с элементами соревнований — наподобие «веселых стартов», но с выполнением, вместо традиционных упражнений, тренировочных методов Ушу. Например, на скорость пройтись по скамейке в низких позициях (стойках) и т. д. А также «туй шоу» (дословно с кит. — «толкающие руки») — парные упражнения, призванные способствовать невербальному общению со сверстниками в своей группе. Данное упражнение позволяет чувствовать и предугадывать действия своего партнера, действовать с ним как единое целое (своего рода командная работа). Отличительная черта «туй шоу» заключается в том, что если ребенок не желает взаимодействовать — упражнение не получится;

— деятельностный компонент. Цель — освоение способов социального взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям. Например, участнику (как правило, занимающемуся по физкультурно-реабилитационной программе более 3 месяцев) предоставлялась возможность самостоятельно провести определенную часть тренировочного занятия (разминку) и т. д.

Деятельностный компонент физкуль-турно-реабилитационной программы был направлен на осознание ответственности за свои поступки, включение ребенка в самостоятельное творчество, осознанное отношение к тренировочному процессу как общественно и личностно значимой деятельности, направленность на передачу социальной информации.

Таким образом, в течение 3-летнего исследования была проведена колоссальная работа. Каждый блок и компонент физкультурно-реабилитационной программы был тесно взаимосвязан между собой, вновь приобретенные знания послужили основой для развития новых компонентов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Процесс преодоления препятствий как физического, так и социально-

психологического характера приводит к изменениям и повышению социального и социометрического статуса отдельных ее членов в группе, участвующих в данных физкультурных мероприятиях.

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Для принятия обоснованных выводов относительно эффективности физкультур-но-реабилитационной программы, мы обратились к экспертному опросу. В опросе принимало участие 75 специалистов. Это были сотрудники СКОШИ № 1 (воспитатели, учителя, социальные педагоги, детские психологи и т. д.), на базе которого проводилось исследование, а также руководители и активисты МООО «Перспектива».

Для наглядного представления результатов экспертного опроса было использовано процентное распределение ответов. Обобщив мнения специалистов, автор выделил следующие наиболее показательные экспертные формулировки:

1. Физкультурно-реабилитационная программа с использованием нетрадиционных средств, таких как Ушу, способствовала гармонизации личности воспитанников детского дома и повышению их возможностей в социальной адаптации. Если до использования программы у детей присутствовал низкий уровень социальной адаптации — около 40 %, то после появился значительно больший процент детей с высоким уровнем — около 67 %. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, стали более самостоятельны и быстрее адаптируются к режиму сиротского учреждения и группе сверстников.

2. У детей значительно улучшились успеваемость и поведение в школе. Навыки, приобретенные благодаря занятиям Ушу, успешно переносятся и на другие виды деятельности (учебу ребенка). Эксперты констатировали появление у воспитанников задатков эмоционально--волевых качеств. Дети научились проявлять волевое напряжение при выполнении определенных задач. По мнению специалистов, без этих качеств нельзя подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе.

3. Заметно улучшилось отношение к воспитателям, преподавательскому составу и к детскому дому в целом. У ребят возникли глубокие отношения дружбы, формирование более адекватной самооценки, более высокой мотивации к когнитивной деятельности, а также адекватному самоотношению. Развивается интерес к собствен-

ным психологическим переживаниям и переживаниям сверстников.

4. У детей значительно повысился показатель социальной активности — с низкого (40 %) уровня до высокого (60 %). 60 % экспертов констатировали: воспитанники стали проявлять устойчивый интерес ко всем событиям, происходящим в условиях детского дома. Участие в физкультурно-реабилитационной программе дало детям возможность увидеть и оценить результаты тренировочной деятельности других детей, сформировать умение представить свои полученные на занятиях навыки, дать интервью, рассказать о технологии выполнения тренировочных упражнений, о себе. По мнению сотрудников СКОШИ № 1, для ребят, находящихся в условиях ограниченного социума, это очень важно.

Ко всему, у детей сформировалось позитивное восприятие жизни. Ребята знают, кем хотят стать в будущем, смело высказываются по поводу предположительно заинтересовавшей их профессии (видят жизненную перспективу).

Таким образом, исследование показало, что используемые в физкультурно-реабилитационной программе методы развития личности воспитанника адекватны современным задачам повышения социальной компетентности и возможностей их последующей социализации, так как позволяют минимизировать последствия сиротства во всех основных сферах личности — коммуникативной, эмоциональной, интеллектуальной и различных сферах психологических защит от кризисных жизненных ситуаций, путем приобретения опыта эффективного поведения в социуме.

Использование нестандартных форм и методов работы, учитывающих особенности детско-подросткового возраста и девиант-ного поведения, позволяют эффективно использовать весь потенциал физкультурной реабилитации.

1. Ширгалин Б. Ш. Реабилитационная тренинговая программа для детей и подростков "Вызов" // Серия "Работа с детьми группы риска". 2000. № 5. С. 9.

2. Музруков Г. Н. Основы ушу: Учебник для спортивных школ. М.: Независимое издательство «Пик». 2001. С. 220-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.