Научная статья на тему 'Актуальность исследования нетрадиционных средств физкультурной реабилитации'

Актуальность исследования нетрадиционных средств физкультурной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / ИНСТИТУТ БОЕВЫХ ИСКУССТВ / ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ / КОМПЛЕКСНОЕ ПОНИМАНИЕ И ГРАМОТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / NON-TRADITIONAL METHODS OF PHYSICAL TRAINING REHABILITATION / MARTIAL ARTS INSTITUTE / SOCIALIZATION FACTOR / COMPLEX COMPREHENSION AND LITERATE USAGE / SOCIOLOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егоров Д. А.

Автор статьи обращает внимание на проблему узкой медико-спортивной направленности исследований, проводящихся в области физкультурно-реабилитационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actuality of non-traditional methods of physical training rehabilitation research

The author of the article brings to notice the problem of limited medical sporting trend of researches carried out in the field of physical training rehabilitation technologies.

Текст научной работы на тему «Актуальность исследования нетрадиционных средств физкультурной реабилитации»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Д. А. Егоров, аспирант, кафедра социальной работы и теологии, Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск, Россия, shifushinco@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

На сегодняшнийдень в области физкультурной реабилитации написано немало научных работ. Однако проводятся исследования только в рамках узкой медико-спортивной направленности и занимаются этим, как правило, специалисты в области медицины или физического воспитания. Согласно Д. М. Рогозину1, авторы редко выходят на взаимоотношения компонентов физической культуры и других социальных явлений (например, сиротства). В связи с чем реабилитационные средства физической культуры рассматриваются лишь как профилактика и лечение различных заболеваний, травм и их последствий. При этом недооцениваются большие потенциальные возможности средств физкультурно-реабилитационного процесса в работе с более широким контингентом социально уязвимых категорий населения (детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и т. д.).

Анализ работ российских и зарубежных исследователей указывает на недостаточную научную разработанность данной проблемы. Уже сегодня необходимо взглянуть на физкультурную реабилитацию с позиции качественно нового знания — приоритета духовности, одухотворения физического. Важно понимать не только физическую составляющую развития реабилитируемого, абсолютизацию его телесно-физических характеристик, но и ее социологическую, духовную роль. Исследование и анализ опыта применения физкультурной реабилитации в единстве духовного и физического может способствовать не только восстановлению

утраченных двигательных способностей спортсменов и инвалидов, но и, например, успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

Необходимость кардинального изменения мышления общества относительно сущности физкультурно-реабилитационных технологий вызвала в последнее время обращение исследователей к различным нетрадиционным практикам развития и совершенствования телесной природы человека, которые могут быть использованы уже сегодня.

Особое внимание обращает на себя рост популярности различных форм и методик физической культуры, сформированной в контексте древних культур Дальнего Востока. В настоящее время в нашей стране в большом количестве представлены различные виды боевых искусств — начиная с традиционных и заканчивая спортивными. Об этом свидетельствует появление многочисленных школ, центров, клубов, федераций России по боевым искусствам. Многие выступают в качестве общественных организаций и создаются на базе общеобразовательных школ и детских учреждений закрытого типа (детских домов). Школы объединяются в городские, региональные и международные федерации и обладают достаточно широким радиусом социального воздействия.

Являясь широкомасштабным общественным явлением, институт боевых искусств, будучи вплетенным в ткань социального взаимодействия, заслуживает по праву

№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011

С \

Специфика боевых искусств как нетрадиционных средств физкультурной реабилитации заключается, прежде всего, в работе с духовным миром ребенка — его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным состоянием, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением посредством

двигательной деятельности. ч__

пристальное внимание социологов и ученых многих отраслей научного знания (психологов, философов, педагогов и т. д.). И не только потому, что в социальных взаимодействиях в рамках данного института задействовано огромное количество людей (по статистике МВД, только в России более 10 млн.), но и потому, что большинство занимающихся — дети и молодежь — люди, которые в будущем станут во главе государства, будут определять судьбу страны2.

На сегодняшний день использование боевых искусств в реабилитационных целях далеко не редкость. На практике во многих общественных организациях и реабилитационных центрах России, таких как «Перспектива» (г. Мурманск), «Хорс» (г. Москва), «Надежда» (г. Петрозаводск), «Рустам» (г. Уфа), «Гармония», «Возвращение» (г. Саратов), «Преодоление» (г. Москва), «Родник» (г. Петрозаводск), НВ-центр (г. Томск) и многих других, различные виды боевых искусств используются как активные, пассивные и психорегулирующие средства физкультурной реабилитации.

Специфика боевых искусств как нетрадиционных средств физкультурной реабилитации заключается, прежде всего, в работе с духовным миром ребенка — его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным состоянием, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением посредством двигательной деятельности.

Исторически первостепенной задачей любого боевого искусства являлось не создание «универсальных солдат», а практические потребности в полноценной подготовке людей к совместной общественной жизни, в социализации ее подрастающего поколения и интеграции в обществе, формировании социально приемлемой, «здоровой» личности. Все это свидетельствует о высокой социальной ценности института боевых искусств как фактора социализации молодежи и всестороннего развития личности.

Рациональное комплексное понимание и грамотное использование средств физкультурной реабилитации уже сегодня позволяет многим ученым (А. В. Гаськов, А. Е. Павлов, И. В. Марковец, А. В. Гаврилов, О. А. Куликова, Д. Э. Симонов, И. А. Воронов и мн. др.) в своих исследованиях до-

биться положительных результатов, заслуживающих особого внимания.

В рамках анализируемой проблемы автором статьи было проведено исследование на тему «Значение фактора физкультурной реабилитации в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома».

В период с 2007 по 2010 г. на базе СКО-ШИ № 2 города Мурманска в ходе социологического эксперимента, вводным фактором которого являлось проведение занятий по нетрадиционным видам физической культуры (Ушу), исследовалась динамика комплексного воздействия физкультурной реабилитации на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 9 — 1 5 лет, в условиях детского дома. Обсуждая результаты проведенной работы, можно констатировать:

1. За указанный период наблюдается устойчивый рост по всем показателям социализации: уровень социальной адаптации, автономности, социальной активности и нравственности повысился почти на 100 % (данные получены при использовании опросника М. И. Рожкова «Методика изучения социализированности личности воспитанника»).

2. Сравнение результатов пре- и посттестирования детей экспериментальной группы, занимавшихся Ушу (дословно с китайского «боевое искусство»), и детей контрольной группы, занимавшихся физкультурной деятельностью, в рамках стандартной учебно-воспитательной программы детского дома, показало статистически достоверное преимущество первых. Если до эксперимента в обеих группах присутствовал низкий уровень социализированности — около 40 % (а по отдельным его показателям, например, автономности, доходил до 75 %), то после, в экспериместальной группе, появился значительный процент детей с высоким уровнем социализированности — около 65 % (рис. 1).

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ц. ГО 5 высоким д § %

о%

ГО £ средний

■ 33% бо%

<3 & й и низкий о% 4о%

1 высокий 1 ь 7о%

о%

0 £ 3о%

нс

о £ I -1 25%

< низкий о%

□ 75%

^ £ высокий I и бо%

о%

й 0

^ средний 4о% бо%

а ь о * „ ^ (с низкий о% 4о%

н ф А | 14%

а ¡а

'"и сс средний во э

1 53%

а I низкий о%

о 33°/о

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

О до эксперимента ■ после эксперимента

Рис. 1. Уровень социализации детей (экспериментальная группа)

на 10 % (рис. 2);

Го ГС высокий 5 § о% о%

^ ¡5 ГО £ средний § ®

7о%

&о%

и низкий

4о%

1 высокий о% о%

2 ь

оо средний Ш 1 4о%

зо%

< низкий

&о% 7о%

ГО £ высокий I и о% о%

Л о

ГО а средний | £ &о%

бо%

ок и ^ низкий

4о%

4о%

I высокий е

1о%

ш 0 средний го I

&о%

55% ъ

а низкий \ 2о% | 359 Ъ

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

О до эксперимента ■ после эксперимента

Рис. 2. Уровень социализации детей (контрольная группа)

№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011

Помимо методики М. И. Рожкова, данные пре- и посттеста включали специально разработанную автором анкету и записи дневника наблюдений.

При помощи анкеты у детей была выявлена ориентация на будущее, наличие социальных знаний, уровень самооценки, ценностных ориентаций, готовность к социальному функционированию вне стен детского дома. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) значительно расширялся объем социальных знаний, навыков и умений, повысилась социальная активность и актуализация собственного опыта, т. е. позитивно изменились фундаментальные основания социализации;

2) сформировалась положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя. Созданные в ходе эксперимента условия определили характер общения ребенка с окружающими (воспитателями, учителями и т. д.), его личные успехи способствовали формированию представления ребенка об окружающем мире, о самом себе и своих возможностях;

3) произошло изменение интереса к познанию социальных норм, своих прав и обязательств в социуме; увеличилась значимость собственных ценностных ориентаций: изменились сами ценности и их количественный показатель.

Результаты исследования показали положительную динамику влияния нетрадиционных средств физкультурной реабилитации (таких как Ушу) на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в условиях закрытого детского учреждения. Систематическое комплексное использование физкультурной реабилитации обеспечило существенное повышение уровня здоровья, оказало положительное воздействие на развитие психических процессов, повышение самочувствия, настроения, социальной активности, автономности и нравственного развития ребенка.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что дальнейшие исследования нетрадиционных средств физкультурной реабилитации способны послужить разработке и внедрению эффективных программ, технологий и методов, рассчитанных на более широкий контингент социально уязвимых категорий населения.

1. Рогозин Д. М. Социология спорта: история развития и современное состояние : Автореф. дис ... канд. социал. наук. М., 2004. С. 27 - 29.

2. Труфанов Д. О. Социологический подход к анализу современных единоборств // Сибирский социологический вестник. Прил. к межрегион. журналу «Образование и социальное развитие региона». 2005. № 1. С. 249 - 257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.