СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Бабенкова Е.В., Пигалова Л.В.
РЕГУЛЯЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу по профилактике агрессивности несовершеннолетних, вызывающих эти опасные явления.
Проблемы детской агрессивности в психологии и педагогике нашли свое отражение в работах Г. М. Андреевой, К. Бютнера, И. А. Фурманова и др. [1, 3, 9], рассматривавших агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт. Это состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Опыт работы с агрессивными детьми группы риска позволил выделить различную природу их агрессивности.
Такое поведение принимает разнообразные формы. В психологии выделяют вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются в высказываниях в виде жалоб, крика, агрессивных фантазий. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение ущерба другому через непосредственные физические действия [9].
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого («детские» формы такой агрессии: дразнилки и оскорбления). Прямая физическая агрессия — это нападение и причинение физической боли, унижения. Она принимает две формы — символическую и реальную. Символическая — угрозы и запугивание, реальная агрессия — физическое нападение. Среди особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, часто выделяется: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками. Агрессивные дети острее и напряженнее переживают «недооцененность» своих достоинств, часто эти переживания не соответствуют реальности. А тяжелые переживания вызваны не действительным положением в коллективе, а субъективным восприятием отношения к себе [7]. Агрессивный ребенок, враждебные намерения — эта проблема лежит в сфере отношений со сверстниками.
А.Ш. Гусейнов считает [4. С. 8], что подросток может стать самостоятельным и независимым, лишь включаясь в разнообразные виды деятельности, в которых он
35
ISNN 1029-3338
должен быть не только реально успешен, но и может приобрести чувство собственной компетентности. Проявляя активность во многих видах деятельности, подросток неизбежно сталкивается с конфликтными ситуациями и с людьми, вызывающими агрессию, его не всегда понимают даже значимые для него люди. Родители часто воспринимают подростка как маленького ребенка, учителей интересует учебная деятельность и примерное поведение, а сверстники — одновременно являются и друзьями, и конкурентами, поскольку перед ними стоят те же задачи — выделиться и завоевать авторитет в своей среде.
Спорт способен помочь в развитии таких качеств личности, как умение преодолевать трудности, доверие, эмоциональность, коммуникабельность, дружба и взаимопомощь и др. Образовательный и воспитательный потенциал физической культуры и спорта, изначально заложенный в них огромный профилактический потенциал, не может быть эффективно реализован без создания социальных условий и использования педагогических физкультурно-профилактических технологий, определения содержания, форм физкультурно-спортивной работы, направленных на социализацию детей и подростков, профилактику их возможного асоциального поведения [5]. В практике физического воспитания детей сегодня недостаточно представлены и реализуются программы, связанные с использованием популярных в молодежной среде видов двигательной активности [8].
Работы, посвященные проблемам профилактики формирования различных видов девиантного поведения средствами физической культуры и спорта, встречаются редко. При этом анализ работ по данной проблеме показывает высокую эффективность их использования как альтернативы различных видов деструктивного поведения подрастающего поколения.
Применение системного подхода и средств физической культуры, по мнению Е. А. Байер [2. С. 8], позволит добиваться конкретных положительных изменений как в физической, так и в психологической сферах. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельностью детей. При использовании сопряженного воздействия физических упражнений создаются предпосылки для последующего развития физических качеств, параллельно воздействующих на психологическую сферу. Поэтому необходима разработка специальной программы по своевременной психологической и физической коррекции здоровья средствами физической культуры.
Причинами агрессивности несовершеннолетних могут быть: психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах) и социально-психологические факторы.
Правильно организованная двигательная активность — важный фактор формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, для которых процессы роста и развития являются морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно важно. А разумно организованная, динамичная деятельность несовершеннолетних служит инструментом организации их досуга, что определяет их устойчивость к стрессам, агрессии, негативным коммуникативным установкам и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органе опеки и попечительства Октябрьского района Челябинской области, имеют учебно-педагогические проблемы — 10 чел.: стойкую неуспеваемость — 6 детей, пропуски занятий без уважительной причины — 2 ребенка, пропускает
36
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012
отдельные предметы без уважительной причины — 2 чел. Психологические (поведенческие) проблемы имеют все дети: нарушение поведения — 39 детей группы риска, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и опекунами — 58 детей, повышенная тревожность — 73 ребенка, табакокурение — 37 детей, токсикомания — 1 чел., гиперактивность — 69 несовершеннолетних (рис. 1).
Создание для ребенка атмосферы полной защищенности и доброжелательности, обретенное им чувство собственной ценности и достоинства, ответственности, его удовлетворенная потребность быть нужным другому позволят ему избавиться от чувства ненужности, а взаимный обмен детей опытом, знаниями, поведенческими моделями самоутверждения, развития самосознания и снижения агрессивных проявлений явится результатом эффективно оказанной психолого-педагогической помощи.
Для профилактики негативных проявлений у несовершеннолетних необходим комплекс упреждающих и своевременных мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения [1].
При построении работы следует учитывать, а именно: симптоматику, отношение ребенка к своему поведению — эффективным средством коррекции выступают физкультурно-оздоровительные мероприятия. В вопросе нивелирования агрессивного поведения большое значение имеет приобщение и вовлечение подростков в сферу физкультурно-спортивной профилактической деятельности. Данный вид работы в системе первичной профилактики как альтернативы различным моделям аддиктивного поведения является наиболее доступной и эффективной сферой, способной сформировать надежные и устойчивые ценностные позиции ребенка.
Рис. 1. Диаграмма психолого-поведенческих проблем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Октябрьского муниципального района Челябинской области
37
ISNN 1029-3338
Теперь перейдем к методам исследования. Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны любые релаксационные упражнения и игры как на физиологическое состояние покоя, так и на полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий. Упражнения, позволяющие научиться расслаблению, являются одной из составляющих работы с детской агрессивностью. Успокоение и восстановление обеспечивается постепенным формированием у ребенка способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние. Это состояние запускается спонтанно глубоким и полным мышечным расслаблением при наличии трех условий — достаточного уровня утомления, благоприятных для расслабления внешних условий, отсутствия психологических источников активности.
Специалистом управления социальной защиты населения была создана группа детей, на базе которой проводилась экспериментальная работа с несовершеннолетними, имеющими высокий уровень агрессивности.
В работе мы рассматривали три направления: развитие интеллекта, физических качеств и возможностей, эмоционально-волевой сферы. Все направления обеспечивают коррекцию агрессивного поведения детей. Акцент был поставлен на игровую деятельность в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. В процессе работы использовалась игровая деятельность на мероприятиях физкультурнооздоровительной направленности (развитие мышления, памяти, внимания и др.; физические упражнения; упражнения на развитие воображения, зрительной и тактильной памяти; словесные игры, релаксационные комплексы и др.). Внеклассные занятия развивают навыки самостоятельной работы несовершеннолетних. Мероприятия включают в себя различные виды деятельности, причем используется переключение с одного вида деятельности (интеллектуальной) на другой (физические упражнения), что способствует повышению интеллектуальной активности, укреплению здоровья и физическому развитию детей.
Для снятия излишнего мышечного напряжения использовались игры, способствующие релаксации, в три этапа: восстановление и углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; парные упражнения, способствующие расширению «открытости» по отношению к партнеру,— способности чувствовать и принимать его; групповые упражнения через организацию совместной деятельности, дающие ребенку навыки взаимодействия в коллективе. Состояние расслабленности возникает у подростка после снятия напряжения, релаксация может проводиться как в начале, так и в конце занятия. Она необходима для настройки на предстоящее занятие, а в конце занятия для интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, вспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Это дает возможность для рефлексии ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятий.
Для помощи детям легально выразить вербальную агрессию использовалась игра в «Обзывалки». Опыт, полученный нами при экспериментальной работе, показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения специалиста негативные эмоции, а вслед за этим услышать что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Доступным способом выразить гнев, а специалисту — беспрепятственно провести мероприятие — может так называемый «Мешочек для
38
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012
криков». Перед началом занятий каждый ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Так он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками оставляют содержимое «Мешочка» взрослым на память. Есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева, но не всегда дети ограничиваются вербальной реакцией на события. Часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях необходимо научить детей справляться со своей физической агрессией. Видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», организуются спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Все зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований проводится групповое обсуждение, во время которого каждый сможет рассказать о чувствах, сопутствовавших его при выполнении задания. Проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно, и тогда можно использовать подручные средства: легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые можно пинать; резиновые молотки, которыми можно колотить по стене и полу; газеты, которые можно комкать и швырять. Все эти действия способствуют снижению эмоционального и мышечного напряжения.
Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Ворвись в круг».
Часто конфликтные ситуации возникают на переменах, и тогда здесь эффективны групповые игры. Хотелось бы отметить, что гнев не всегда приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.
Мы приводим пример групповой игры, которая называется «Тух-тиби-дух» (К. Фопель). Цель игры: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить, глядя в глаза человеку, стоящему перед вами. В этой игре заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они уже не могут не смеяться.
Можно использовать и другие игры, например: «Попроси игрушку» (Н.В. Карпова, Е.К. Лютова), «Прогулка с компасом» (Е.В. Коротаева), «Два барана» (Н.Л. Кряжева) и др.
Очень важным является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Часто агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Он в глубине души уверен в обратном — это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда адекватно оценивают свое состояние и состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивных детей скуден, они с трудом называют основные эмоциональные состояния, а о существовании других и не предполагают. Поэтому им сложно распознать свои и чужие эмоции. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний мы использовали разрезные шаблоны, этюды М.И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н.Л. Кряжевой, а также рисунки и плакаты с изображением различных
39
ISNN 1029-3338
эмоциональных состояний. Перед началом мероприятия несовершеннолетние подходят к нему и указывают свое состояние, даже если их не просят об этом, т. к. каждому приятно обратить на себя внимание взрослого. Проводилась и обратная процедура: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате человечков. Дети указывали, в каком настроении находятся забавные человечки.
Для правильной оценки своего состояния, а в нужный момент его управления, необходимо научить ребенка понимать себя, понимать ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: ребенок расскажет, какое у него настроение в данный момент и что он чувствует. Если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, он сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок знает возможные способы выплескивания гнева, то он может успеть принять правильное решение, предотвратив конфликт.
Кроме описанных способов обучения навыкам распознавания и контроля негативных эмоций использовались беседы с детьми, рисование и игра. Поиграв несколько раз в игры, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Игра «Камушек в ботинке» полезна для тревожных детей. Если ежедневно играть в нее, даже очень стеснительный ребенок постепенно привыкнет и начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность), во-первых. Во-вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности и обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Он начинает понимать, что не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную, ситуацию можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его, совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь. Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, происходит переход к следующему этапу работы. На первых этапах работы с агрессивными детьми подбирались и использовались игры и упражнения, с помощью которых дети могут выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш опыт, на первых порах ребенок, действительно, может стать агрессивнее, но через четыре-восемь мероприятий «агрессор» начинает вести себя спокойнее.
Психолог Я. А. Павлова рекомендует включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом специалист должен находиться рядом и, в случае возникновения конфликта, помочь разрешить его на месте. С этой целью организуется групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующий шаг — принятие совместного решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети расширяют свой поведенческий репертуар, а в процессе игры, видя, как другие дети избегают конфликтов и реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, понимают, что совсем необязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью использовались такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и др.
Спортивные соревнования (проверка физического потенциала в условиях максимальной интенсивности — духовность через общение, зрелищность, высокий эмоциональный фон, красочность, непредвиденная ситуация, уникальность), конкурсы «Здоровый образ жизни» (комплекс мероприятий под девизом «Жизнь в соответствии
40
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012
с законами природы и нравственными нормами», спартакиады среди несовершеннолетних по пяти видам спорта, приобщение занимающихся к здоровому образу жизни, спортивные праздники, дни здоровья, туристические походы, пропаганда здорового образа жизни на классных часах) — такая работа была выстроена на принципах строгой индивидуализации, с учетом интересов, состояния здоровья и двигательных способностей детей. Для активизации детей использовались музыкально-подвижные игры («Музыкальная змейка», «12 стульев», «Чья композиция лучше?», «Чей голосок?», «Зеркало» и др.), игры-сказки физкультурно-оздоровительной направленности (например, «Королевство волшебных мячей»).
Для выявления показателей и форм агрессии на констатирующем и формирующем этапах использовалась методика диагностики А. Баса и А. Дарки, адаптация А. К. Ос-ницкого (табл. 1). Оценка результатов исследования производилась путем обработки результатов испытания по опроснику, свидетельствующих о показателях и формах агрессии: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины.
Таблица 1. Динамика показателей и форм агрессивного поведения несовершеннолетних группы риска, %
Этап исследования
Наименование показателя констатирующий формирующий
Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица) 5 0
Косвенная агрессия — агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная 10 5
Раздражение готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) 20 10
Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов 5 10
Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия 20 15
Подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред 10 5
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) 25 15
Чувство вины — возможное убеждение объекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести 5 0
Норма (не проявляют агрессию) 0 40
ИТОГО: 100 100
41
ISNN 1029-3338
Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия помогают снизить психическую напряженность и агрессивность детей, повысить их самооценку, укрепить их физическое и психическое здоровье, повысить уровень их физического развития и физической подготовленности, а также сформировать у них устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. М. : Изд-во МГУ, 1988. 243 с.
2. Байер, Е.А. Коррекция психологических и физических отклонений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их успешная адаптация средствами физической культуры [Текст] / Е. А. Байер // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2008. № 2 (59). С. 8.
3. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. М., 1991. 88 с.
4. Гусейнов, А.Ш. Протестное поведение как показатель дезадаптации личности в подростковом периоде [Текст] / А.Ш. Гусейнов // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2009. № 1 (63). С. 8.
5. Евсеев, С.П. Опыт внедрения системы профилактики наркозависимости подростов и молодежи [Текст] / С.П. Евсеев, А.Г. Грецов // Адаптивная физическая культура. 2008. № 1. С. 33-36.
6. Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева. Ярославль : Академия развития ; Академия холдинг, 2007.
7. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского. М. : Политиздат, 1990. 238 с.
8. Мугалимова, Н.Н. Первичная профилактика наркомании среди подростков различными видами двигательной активности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. / Н. Н. Мугалимова. Набережные Челны, 2010. 165 с.
9. Фурманов, И.А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. Минск : Ильин, 2006. 284 с.