Научная статья на тему 'Регуляция агрессивных проявлений у детей через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий'

Регуляция агрессивных проявлений у детей через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1121
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРЯЖЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ / TENSIONS ADOLESCENTS / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / LEVEL OF PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабенкова Е.В., Пигалова Л.В.

В обществе появилось большое количество детей с высокой степенью напряженности. В этой связи рассматриваются проблемы снятия агрессивных проявлений детей специалистами управлений социальной защиты населения через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабенкова Е.В., Пигалова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS AT CHILDREN THROUGH SYSTEM OF SPORTS AND IMPROVING ACTIONS

Emergence in the society of a large number of children with high degree of intensity set the task of specialists of Managements of social protection of the population, removal of aggressive manifestations of children through system of sports and improving actions.

Текст научной работы на тему «Регуляция агрессивных проявлений у детей через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Бабенкова Е.В., Пигалова Л.В.

РЕГУЛЯЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу по профилактике агрессивности несовершеннолетних, вызывающих эти опасные явления.

Проблемы детской агрессивности в психологии и педагогике нашли свое отражение в работах Г. М. Андреевой, К. Бютнера, И. А. Фурманова и др. [1, 3, 9], рассматривавших агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт. Это состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Опыт работы с агрессивными детьми группы риска позволил выделить различную природу их агрессивности.

Такое поведение принимает разнообразные формы. В психологии выделяют вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются в высказываниях в виде жалоб, крика, агрессивных фантазий. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение ущерба другому через непосредственные физические действия [9].

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого («детские» формы такой агрессии: дразнилки и оскорбления). Прямая физическая агрессия — это нападение и причинение физической боли, унижения. Она принимает две формы — символическую и реальную. Символическая — угрозы и запугивание, реальная агрессия — физическое нападение. Среди особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, часто выделяется: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками. Агрессивные дети острее и напряженнее переживают «недооцененность» своих достоинств, часто эти переживания не соответствуют реальности. А тяжелые переживания вызваны не действительным положением в коллективе, а субъективным восприятием отношения к себе [7]. Агрессивный ребенок, враждебные намерения — эта проблема лежит в сфере отношений со сверстниками.

А.Ш. Гусейнов считает [4. С. 8], что подросток может стать самостоятельным и независимым, лишь включаясь в разнообразные виды деятельности, в которых он

35

ISNN 1029-3338

должен быть не только реально успешен, но и может приобрести чувство собственной компетентности. Проявляя активность во многих видах деятельности, подросток неизбежно сталкивается с конфликтными ситуациями и с людьми, вызывающими агрессию, его не всегда понимают даже значимые для него люди. Родители часто воспринимают подростка как маленького ребенка, учителей интересует учебная деятельность и примерное поведение, а сверстники — одновременно являются и друзьями, и конкурентами, поскольку перед ними стоят те же задачи — выделиться и завоевать авторитет в своей среде.

Спорт способен помочь в развитии таких качеств личности, как умение преодолевать трудности, доверие, эмоциональность, коммуникабельность, дружба и взаимопомощь и др. Образовательный и воспитательный потенциал физической культуры и спорта, изначально заложенный в них огромный профилактический потенциал, не может быть эффективно реализован без создания социальных условий и использования педагогических физкультурно-профилактических технологий, определения содержания, форм физкультурно-спортивной работы, направленных на социализацию детей и подростков, профилактику их возможного асоциального поведения [5]. В практике физического воспитания детей сегодня недостаточно представлены и реализуются программы, связанные с использованием популярных в молодежной среде видов двигательной активности [8].

Работы, посвященные проблемам профилактики формирования различных видов девиантного поведения средствами физической культуры и спорта, встречаются редко. При этом анализ работ по данной проблеме показывает высокую эффективность их использования как альтернативы различных видов деструктивного поведения подрастающего поколения.

Применение системного подхода и средств физической культуры, по мнению Е. А. Байер [2. С. 8], позволит добиваться конкретных положительных изменений как в физической, так и в психологической сферах. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельностью детей. При использовании сопряженного воздействия физических упражнений создаются предпосылки для последующего развития физических качеств, параллельно воздействующих на психологическую сферу. Поэтому необходима разработка специальной программы по своевременной психологической и физической коррекции здоровья средствами физической культуры.

Причинами агрессивности несовершеннолетних могут быть: психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах) и социально-психологические факторы.

Правильно организованная двигательная активность — важный фактор формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, для которых процессы роста и развития являются морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно важно. А разумно организованная, динамичная деятельность несовершеннолетних служит инструментом организации их досуга, что определяет их устойчивость к стрессам, агрессии, негативным коммуникативным установкам и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органе опеки и попечительства Октябрьского района Челябинской области, имеют учебно-педагогические проблемы — 10 чел.: стойкую неуспеваемость — 6 детей, пропуски занятий без уважительной причины — 2 ребенка, пропускает

36

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

отдельные предметы без уважительной причины — 2 чел. Психологические (поведенческие) проблемы имеют все дети: нарушение поведения — 39 детей группы риска, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и опекунами — 58 детей, повышенная тревожность — 73 ребенка, табакокурение — 37 детей, токсикомания — 1 чел., гиперактивность — 69 несовершеннолетних (рис. 1).

Создание для ребенка атмосферы полной защищенности и доброжелательности, обретенное им чувство собственной ценности и достоинства, ответственности, его удовлетворенная потребность быть нужным другому позволят ему избавиться от чувства ненужности, а взаимный обмен детей опытом, знаниями, поведенческими моделями самоутверждения, развития самосознания и снижения агрессивных проявлений явится результатом эффективно оказанной психолого-педагогической помощи.

Для профилактики негативных проявлений у несовершеннолетних необходим комплекс упреждающих и своевременных мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения [1].

При построении работы следует учитывать, а именно: симптоматику, отношение ребенка к своему поведению — эффективным средством коррекции выступают физкультурно-оздоровительные мероприятия. В вопросе нивелирования агрессивного поведения большое значение имеет приобщение и вовлечение подростков в сферу физкультурно-спортивной профилактической деятельности. Данный вид работы в системе первичной профилактики как альтернативы различным моделям аддиктивного поведения является наиболее доступной и эффективной сферой, способной сформировать надежные и устойчивые ценностные позиции ребенка.

Рис. 1. Диаграмма психолого-поведенческих проблем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Октябрьского муниципального района Челябинской области

37

ISNN 1029-3338

Теперь перейдем к методам исследования. Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны любые релаксационные упражнения и игры как на физиологическое состояние покоя, так и на полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий. Упражнения, позволяющие научиться расслаблению, являются одной из составляющих работы с детской агрессивностью. Успокоение и восстановление обеспечивается постепенным формированием у ребенка способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние. Это состояние запускается спонтанно глубоким и полным мышечным расслаблением при наличии трех условий — достаточного уровня утомления, благоприятных для расслабления внешних условий, отсутствия психологических источников активности.

Специалистом управления социальной защиты населения была создана группа детей, на базе которой проводилась экспериментальная работа с несовершеннолетними, имеющими высокий уровень агрессивности.

В работе мы рассматривали три направления: развитие интеллекта, физических качеств и возможностей, эмоционально-волевой сферы. Все направления обеспечивают коррекцию агрессивного поведения детей. Акцент был поставлен на игровую деятельность в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. В процессе работы использовалась игровая деятельность на мероприятиях физкультурнооздоровительной направленности (развитие мышления, памяти, внимания и др.; физические упражнения; упражнения на развитие воображения, зрительной и тактильной памяти; словесные игры, релаксационные комплексы и др.). Внеклассные занятия развивают навыки самостоятельной работы несовершеннолетних. Мероприятия включают в себя различные виды деятельности, причем используется переключение с одного вида деятельности (интеллектуальной) на другой (физические упражнения), что способствует повышению интеллектуальной активности, укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Для снятия излишнего мышечного напряжения использовались игры, способствующие релаксации, в три этапа: восстановление и углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; парные упражнения, способствующие расширению «открытости» по отношению к партнеру,— способности чувствовать и принимать его; групповые упражнения через организацию совместной деятельности, дающие ребенку навыки взаимодействия в коллективе. Состояние расслабленности возникает у подростка после снятия напряжения, релаксация может проводиться как в начале, так и в конце занятия. Она необходима для настройки на предстоящее занятие, а в конце занятия для интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, вспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Это дает возможность для рефлексии ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятий.

Для помощи детям легально выразить вербальную агрессию использовалась игра в «Обзывалки». Опыт, полученный нами при экспериментальной работе, показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения специалиста негативные эмоции, а вслед за этим услышать что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Доступным способом выразить гнев, а специалисту — беспрепятственно провести мероприятие — может так называемый «Мешочек для

38

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

криков». Перед началом занятий каждый ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Так он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками оставляют содержимое «Мешочка» взрослым на память. Есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева, но не всегда дети ограничиваются вербальной реакцией на события. Часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях необходимо научить детей справляться со своей физической агрессией. Видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», организуются спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Все зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований проводится групповое обсуждение, во время которого каждый сможет рассказать о чувствах, сопутствовавших его при выполнении задания. Проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно, и тогда можно использовать подручные средства: легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые можно пинать; резиновые молотки, которыми можно колотить по стене и полу; газеты, которые можно комкать и швырять. Все эти действия способствуют снижению эмоционального и мышечного напряжения.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Ворвись в круг».

Часто конфликтные ситуации возникают на переменах, и тогда здесь эффективны групповые игры. Хотелось бы отметить, что гнев не всегда приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

Мы приводим пример групповой игры, которая называется «Тух-тиби-дух» (К. Фопель). Цель игры: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить, глядя в глаза человеку, стоящему перед вами. В этой игре заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они уже не могут не смеяться.

Можно использовать и другие игры, например: «Попроси игрушку» (Н.В. Карпова, Е.К. Лютова), «Прогулка с компасом» (Е.В. Коротаева), «Два барана» (Н.Л. Кряжева) и др.

Очень важным является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Часто агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Он в глубине души уверен в обратном — это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда адекватно оценивают свое состояние и состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивных детей скуден, они с трудом называют основные эмоциональные состояния, а о существовании других и не предполагают. Поэтому им сложно распознать свои и чужие эмоции. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний мы использовали разрезные шаблоны, этюды М.И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н.Л. Кряжевой, а также рисунки и плакаты с изображением различных

39

ISNN 1029-3338

эмоциональных состояний. Перед началом мероприятия несовершеннолетние подходят к нему и указывают свое состояние, даже если их не просят об этом, т. к. каждому приятно обратить на себя внимание взрослого. Проводилась и обратная процедура: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате человечков. Дети указывали, в каком настроении находятся забавные человечки.

Для правильной оценки своего состояния, а в нужный момент его управления, необходимо научить ребенка понимать себя, понимать ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: ребенок расскажет, какое у него настроение в данный момент и что он чувствует. Если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, он сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок знает возможные способы выплескивания гнева, то он может успеть принять правильное решение, предотвратив конфликт.

Кроме описанных способов обучения навыкам распознавания и контроля негативных эмоций использовались беседы с детьми, рисование и игра. Поиграв несколько раз в игры, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Игра «Камушек в ботинке» полезна для тревожных детей. Если ежедневно играть в нее, даже очень стеснительный ребенок постепенно привыкнет и начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность), во-первых. Во-вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности и обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Он начинает понимать, что не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную, ситуацию можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его, совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь. Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, происходит переход к следующему этапу работы. На первых этапах работы с агрессивными детьми подбирались и использовались игры и упражнения, с помощью которых дети могут выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш опыт, на первых порах ребенок, действительно, может стать агрессивнее, но через четыре-восемь мероприятий «агрессор» начинает вести себя спокойнее.

Психолог Я. А. Павлова рекомендует включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом специалист должен находиться рядом и, в случае возникновения конфликта, помочь разрешить его на месте. С этой целью организуется групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующий шаг — принятие совместного решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети расширяют свой поведенческий репертуар, а в процессе игры, видя, как другие дети избегают конфликтов и реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, понимают, что совсем необязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью использовались такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и др.

Спортивные соревнования (проверка физического потенциала в условиях максимальной интенсивности — духовность через общение, зрелищность, высокий эмоциональный фон, красочность, непредвиденная ситуация, уникальность), конкурсы «Здоровый образ жизни» (комплекс мероприятий под девизом «Жизнь в соответствии

40

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

с законами природы и нравственными нормами», спартакиады среди несовершеннолетних по пяти видам спорта, приобщение занимающихся к здоровому образу жизни, спортивные праздники, дни здоровья, туристические походы, пропаганда здорового образа жизни на классных часах) — такая работа была выстроена на принципах строгой индивидуализации, с учетом интересов, состояния здоровья и двигательных способностей детей. Для активизации детей использовались музыкально-подвижные игры («Музыкальная змейка», «12 стульев», «Чья композиция лучше?», «Чей голосок?», «Зеркало» и др.), игры-сказки физкультурно-оздоровительной направленности (например, «Королевство волшебных мячей»).

Для выявления показателей и форм агрессии на констатирующем и формирующем этапах использовалась методика диагностики А. Баса и А. Дарки, адаптация А. К. Ос-ницкого (табл. 1). Оценка результатов исследования производилась путем обработки результатов испытания по опроснику, свидетельствующих о показателях и формах агрессии: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины.

Таблица 1. Динамика показателей и форм агрессивного поведения несовершеннолетних группы риска, %

Этап исследования

Наименование показателя констатирующий формирующий

Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица) 5 0

Косвенная агрессия — агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная 10 5

Раздражение готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) 20 10

Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов 5 10

Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия 20 15

Подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред 10 5

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) 25 15

Чувство вины — возможное убеждение объекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести 5 0

Норма (не проявляют агрессию) 0 40

ИТОГО: 100 100

41

ISNN 1029-3338

Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия помогают снизить психическую напряженность и агрессивность детей, повысить их самооценку, укрепить их физическое и психическое здоровье, повысить уровень их физического развития и физической подготовленности, а также сформировать у них устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.

Библиографический список

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. М. : Изд-во МГУ, 1988. 243 с.

2. Байер, Е.А. Коррекция психологических и физических отклонений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их успешная адаптация средствами физической культуры [Текст] / Е. А. Байер // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2008. № 2 (59). С. 8.

3. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. М., 1991. 88 с.

4. Гусейнов, А.Ш. Протестное поведение как показатель дезадаптации личности в подростковом периоде [Текст] / А.Ш. Гусейнов // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2009. № 1 (63). С. 8.

5. Евсеев, С.П. Опыт внедрения системы профилактики наркозависимости подростов и молодежи [Текст] / С.П. Евсеев, А.Г. Грецов // Адаптивная физическая культура. 2008. № 1. С. 33-36.

6. Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева. Ярославль : Академия развития ; Академия холдинг, 2007.

7. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского. М. : Политиздат, 1990. 238 с.

8. Мугалимова, Н.Н. Первичная профилактика наркомании среди подростков различными видами двигательной активности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. / Н. Н. Мугалимова. Набережные Челны, 2010. 165 с.

9. Фурманов, И.А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. Минск : Ильин, 2006. 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.