Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Бабенкова Е.В.
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ НАПРЯЖЕННОСТИ
Здоровый образ жизни как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека и в физической культуре личности. Одним из важных социальных факторов формирования здорового образа жизни выступают физическая культура и массовый спорт. Физическая культура - главное условие здорового образа жизни. Процесс формирования физической культуры тесно связан с объективными факторами образа жизни: экономикой, наличием свободного времени, экологией, условиями труда, жилищно-бытовыми и др., а также условиями физкультурно-спортивных занятий.
Человек, систематически занимающийся спортом, легче переносит тяготы жизни, более инициативен в работе и общественной жизни, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше активность, общительность, уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия (учебная, общественная, производственная деятельность). Активная роль физической культуры в реализации здорового образа жизни несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. Л. П. Матвеев отмечает, что физическая культура, являясь основным видом общечеловеческой культуры, приводит к оптимизации физического состояния и развитию индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями [3].
Физкультура имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решает вопросы сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. В последнее время у детей проявляются нарушения осанки, они больше страдают от плоскостопия и других заболеваний двигательной системы. Причиной является - недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни (сидят на уроках, над
51
ISNN 1029-3388
домашними заданиями, у компьютера и т.д.). Для того, чтобы детский спорт стал массовым, он должен быть общедоступен [2].
Обязательным условием при организации занятий физической культурой является медицинский осмотр. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения (рисунок 1).
□ Анемия
■ Когнитивные и эмоциональные расе тройства
□ Заболевании глаз
□ Заболевания зубов
■ О норн о-,1 он гаге .1 ь н ы н айна рат
□ Нарушения слуха
■ Нарушение речи
□ Мочсвыделнтсльнан система
■ Органы дыхания
Рисунок 1 - Диаграмма видов заболеваний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Октябрьского муниципального района Челябинской области
Правильно организованная двигательная активность - важный фактор формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, для которых процессы роста и развития являются морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно важно. А разумно организованная, динамичная деятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служит инструментом организации их досуга, что определяет их устойчивость к стрессам, одиночеству, негативным коммуникативным установкам и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных, биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний, поэтому обходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.
Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства детей отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная
52
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая, как мы сказали, может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника [1].
Оптимальный двигательный режим несовершеннолетнего должен складываться из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах (для детей младшего школьного возраста), уроков физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. Систематические занятиях физической культурой и спортом непрерывно совершенствуют органы и системы органов несовершеннолетнего. В этом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья
[4].
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порог стрессоустойчивости крайне низок, они легко возбуждаются, выходят из себя, в некоторых случаях ведут себя неадекватно. А занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям.
Уровень спортивной активности заметно снижается - это является следствием недостаточной мотивации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к этому виду деятельности. Учитывая важнейшее значение этого фактора для укрепления здоровья несовершеннолетних, в этом направлении требуются новые педагогические и социально-психологические разработки, способные поднять уровень интереса к занятиям, способствуя здоровьесбережению детей.
Решение проблемы оптимального двигательного режима становится важным гигиеническо-медицинским и социально-экономическим вопросом, поскольку дети подвержены влиянию гиподинамии. Именно поэтому непременным условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность [5].
Решение проблемы оптимальной физической активности специалисты видят в широком использовании комплекса физических упражнений, способствующих удовлетворению потребности несовершеннолетних в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности.
Одним из средств повышения двигательной активности являются физкультминутки в течение урока, но большую значимость приобретают внеклассные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, занятия в секциях и кружках, военно-спортивные игры «Орленок», «Зарница», внешкольные спортивные мероприятия и спортивные игры с использованием мяча, скакалок, теннисных ракеток и прочего спортивного инвентаря.
Возможность овладения новыми социальными ролями в процессе физкультурно-оздоровительных занятий происходит, когда ребенок начинает себя осознавать участником коллектива, ответственно относящегося к собственному
53
ISNN 1029-3388
здоровью. Вера в позитивные силы, совместная деятельность обязательна на коллективных занятиях, в команде, вовлеченность в тренировку обеспечивает развитие этого навыка. Позитивные установки развиваются при получении наглядного эффекта от занятий, а самопознание на раскрытие настойчивости, целеустремленности во время занятий. Физкультурно-оздоровительные занятия могут быть использованы как средство личностного роста, самореализации. Физическая активность улучшает самочувствие, поднимает настроение. Двигательная активность - средство повышения умственной, мыслительной работоспособности, процессов познания, гармонизации эмоционального состояния, эффективный тренажер качеств, необходимых для любой человеческой деятельности.
Экспериментальная работа с несовершеннолетними проводилась по методике занятий физической культурой с высоким уровнем напряженности. И включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Упражнения на растягивание нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса одна из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является причиной и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Гипотонус - это снижение психической и двигательной активности, длительный латентный период возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией, слабостью волевых усилий. Гипертонус проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушением сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференциацией двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может провоцировать синдром двигательной гиперактивности (СДВГ). Двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние раздражители у гиперактивного ребенка возникают быстро и быстро угасают. Они с трудом расслабляются. Именно поэтому с самого начала ребенок должен почувствовать свой тонус и показать на занятиях варианты работы с ним на простых упражнениях. «Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен - к пальцам ног (проксимодистальный закон)».
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нейропсихологическая коррекция строится на
54
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма приводит к нарушению психического развития несовершеннолетних. Дыхательные упражнения начинаются с выдоха. Необходимо, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении глубокого дыхания необходимо контролировать движение живота. Дыхание можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения.
Большая часть двигательной коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, глаз, которые формируют речь.
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятия синкинезий и мышечных зажимов. Развитие и «чувствование» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуются, миелинизируются нервные пути, связывающие полушария мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений активизирует вестибулярный аппарат и лобную долю мозга. Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувствительной сферы человека. В результате дети лучше чувствуют свое тело и осознают его, более адекватно могут выразить свои эмоции.
Функциональные упражнения проводятся по трем направлениям: развитие внимания, произвольности и самоконтроля, элиминация гиперактивности и импульсивности, элиминация агрессии и гнева. Гиперактивному ребенку невозможно быть сразу внимательным, неимпульсивным, спокойным, поэтому формировать функции необходимо по одной постепенно, прибавляя с каждым разом, с учетом сформированности первой. Для формирования произвольности необходимо команды с четкой и подробной инструкцией, чтобы «перекодирование» строилось с построением собственной программы исполнения. Кроме того, поочередное приписывание лидерства на занятии повышает степень доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.
55
ISNN 1029-3388
Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
1. Направлены на восстановление и углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать и принимать его.
3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами. Визуализация несуществующего объекта обеспечивает развития воображения и представление зрительных, слуховых, осязательных и обонятельных образов.
Релаксация или состояние расслабленности возникает у ребенка после снятия напряжения, может проводиться как в начале, так и в конце занятия. Она проводится с целью настройки, а в конце занятия с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятий.
Данная коррекционная работа включает в себя комплексы занятий для развития пальцев рук и ушных раковин, что является дополнительной афферентацией тела. Необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции. Работу с ними надо начинать с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходима индивидуальная тактика взаимодействия.
Обобщение и анализ данных, полученных нами после завершения эксперимента, позволил установить следующее: в начале педагогического эксперимента нами были выявлены определенные признаки, характеризующие развитие физических качеств детей группы риска, которые имеют различия статистически несущественные в большинстве случаев - (P > 0,05).
За время педагогического эксперимента произошло улучшение относительно исходного уровня по всем исследуемым показателям, характеризующим развитие физических качеств несовершеннолетних. При сравнении сдвигов по данным показателям, в целом, за указанное время (1 год) целенаправленного педагогического воздействия можно отметить высокий уровень статистической достоверности по большинству результатов тестовых заданий (P < 0,001).
56
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
Таблица 1. Динамика показателей уровня физической подготовленности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уровень физической подготовленности До эксперимента После эксперимента
Среднее квадратичное отклонение Квадратичный коэффициент вариации Среднее квадратичное отклонение Квадратичный коэффициент вариации
Высокий 1,34 0,424 1,37 0,295
Средний 0,75 0,072 1,25 0,150
Низкий 2,06 0,317 1,63 0,233
Результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы показали, что уровень физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп повысился, но в экспериментальной группе результаты тестирования показывают статистически значимые изменения.
Таким образом, целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на создание условий в отношении повышения уровня физической подготовленности детей, дает возможность эффективно решать задачи социальной реабилитации несовершеннолетних средствами физической культуры. Приобретенные знания, умения, навыки, сформировавшиеся положительные общекультурные, эстетические, творческие потребности могут быть реализованы в самых различных ситуациях, возникающих на протяжении всей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. / Теория и практика физической культуры. 2001. №8. C. 9 - 12.
2. Давыдов В.Ю., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры): учебно-методическое пособие. Уфа. 2003. 150 с.
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. - СПб.: Лань. 2003. 159 с.
4. Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности. - М.: Здоровье, 2007. 216 с.
5. Щеголев В.В., Соломатникова Н.Г. Внеклассная работа с учащимися 10-11-х классов. Общая физическая подготовка. - Калуга: Институт повышения квалификации работников образования. 2006. 44 с.
57