Научная статья на тему 'Роль духовно-нравственного воспитания в формировании коллектива воспитанников сиротского учреждения'

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании коллектива воспитанников сиротского учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / УРОВЕНЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА СИРОТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ORPHANS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / A PROGRAM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / THE LEVEL OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / THE FORMATION OF COLLECTIVE OF ORPHANAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Евгения Васильевна

В проблеме совершенствования воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очевидны два аспекта. Первый связан с недостаточной разработанностью педагогической теории, а также отсутствием специальной литературы. Другой аспект обусловлен необходимостью формирования коллектива воспитанников с целью дальнейшей социализации детей в обществе. Решение второй проблемы видится в активном ведении работы по духовно-нравственному воспитанию детей в сиротских учреждениях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмакова Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the problem of improving the upbringing of orphans and children without parental care there are two aspects. The first is the lack of elaboration of pedagogical theory, and the lack of literature. Another aspect is due to the necessity of forming the collective of students to further socialization of children in society. Solution of the second problem lies in the active conduct of work on spiritual and moral education of children in orphanages.

Текст научной работы на тему «Роль духовно-нравственного воспитания в формировании коллектива воспитанников сиротского учреждения»

2. Потребность в самосовершенствовании никогда не удовлетворяется полностью. Личность не останавливается в своем развитии, открывая новые, более высокие цели, которые приближают ее к идеальному стилю жизни и психическому здоровью.

3. Способность к рефлексии, устоявшаяся ценностная система и креативность являются необходимыми условиями для самоактуализации личности.

Таким образом, к существенным характеристикам личности, влияющими на продуктивность профессионального становления будущих специалистов, относятся: способность к рефлексии, устоявшаяся ценностная система и креативность на фоне развертывающейся самоактуализации личности.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В. и Кроз М.В. Самоактуализационный тест (CAT) Psyperm.narod.ru: «Психология. Пермь» научно-познавательный журнал для психологов и педагогов. Пермь, 2003-2011. URL: http://www.psyperm.narod.ru/T40.htm. [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.06.2011).

2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 432 с.

5. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 416 с.

УДК 376.64:37.034

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ВОСПИТАННИКОВ СИРОТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Шмакова Евгения Васильевна, ассистент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, shmakova731@rambler.ru,

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск

В проблеме совершенствования воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очевидны два аспекта. Первый связан с недостаточной разработанностью педагогической теории, а также отсутствием специальной литературы. Другой аспект обусловлен необходимостью формирования коллектива воспитанников с целью дальнейшей социализации детей в обществе. Решение второй

проблемы видится в активном ведении работы по духовно-нравственному воспитанию детей в сиротских учреждениях.

Ключевые слова: дети-сироты, духовно-нравственное воспитание, программа духовно-нравственного воспитания, уровень духовно-нравственного воспитания, формирование коллектива сиротского учреждения.

In the problem of improving the upbringing of orphans and children without parental care there are two aspects. The first is the lack of elaboration of pedagogical theory, and the lack of literature. Another aspect is due to the necessity of forming the collective of students to further socialization of children in society. Solution of the second problem lies in the active conduct of work on spiritual and moral education of children in orphanages.

Keywords: orphans, spiritual and moral education, a program of spiritual and moral education, the level of spiritual and moral education, the formation of collective of orphanages.

Российское общество находится в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса. Духовный вакуум, образовавшийся вследствие разрушения прежних идеалов и духовных ценностей, ведет к моральной и физической деградации личности, к появлению разнообразных форм антисоциального или социально-деструктивного поведения - рост количества наркоманов, разного рода экстремистских организаций, религиозных и квазирелигиозных сект, национально-сепаратистских движений, паранаучных обществ и т.д.

Особенно подвержено этому пагубному процессу молодое поколение, в среде которого нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества, разрыв с историческими корнями своих предков. Ситуация усугубляется проникновением в среду так называемой «масскультуры», то есть наиболее безнравственной, затрагивающей низменные инстинкты человека. Не всякий взрослый человек может найти грамотный выход из непростой ситуации выбора, когда перед тобой множество соблазнов. А что происходит в душе ребёнка- Ребёнка, который не имеет жизненной опоры в лице любящих матери и отца. Ребенка, который не научен жить в коллективе, а чаще всего следует инстинкту самосохранения: в любой ситуации, даже самой безобидной для него, действует только для того, чтобы сохранить свою жизнь, оставаясь равнодушным к окружающим. Кроме того, для воспитанников сиротских учреждений характерны озлобленность, отчуждение, скрытность, что не способствует, а напротив, мешает, их вхождению в любой коллектив. На наш взгляд, решить эту проблему возможно путем ведения работы по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучением данной темы занимались многие ученые (В.В. Абраменкова,

Н.А. Алексеев, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.С .Леднев, И.Я. Лернер, А.Е. Лихачев, Н.Н. Никитина, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков,

В.С. Соловьев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Л. Франк, Е.И. Холостова, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шмелева, З. Шникендорф), большинство из которых давали собственное определение, исходя из научной позиции и целей исследования.

Отсутствие единого подхода к определению духовно-нравственного развития в науке, с одной стороны, и повышенное внимание общества и государства к данной проблеме, частые обсуждения этой темы на разных уровнях, с другой стороны, заставляют задуматься о том, каким содержанием в итоге наполнено это понятие для современного человека, насколько в его представлениях отражаются религиозный и светский аспекты.

Опыту в человеческом знании уделялось много внимания. В связи с пониманием всей сложности человека, теснейшего взаимовлияния его духа, души и тела требуется акцентировать внимание на тех видах опыта, в которых задействован весь человек, все его силы. Такому пониманию соответствуют личностный и духовный опыт.

По мнению Н.Н. Никитиной, важен учет современными педагогами духовного опыта как учащегося, так и учащего: духовный опыт - «опыт понимания себя и других, опыт экзистенциальной рефлексии, смыслообразования и смыслостроительства, опыт переживания высоких духовных состояний, ведущих его к обретению своей целостности» [3].

Современные представители российской педагогической мысли рассматривают духовность как доминанту нравственной зрелости личности. З. Шникендорф сделал следующий вывод: феномены нравственности анализируются в различных науках - этике, истории, социологии, социальной психологии. Общечеловеческие нравственные ценности

- это те ценности, которые сближают и роднят духовные цели разных народов и эпох. Понятие «нравственность» включает внутренние качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Многопланов вопрос взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность». Здесь мы придерживаемся утверждения Б.Т. Лихачева, что духовному совершенствованию личности способствует ответственность перед собственной совестью и нравственными принципами, основанными на общечеловеческих ценностях [2].

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе областного духовно-патриотического Центра «Арское» ведется на протяжении последних пяти лет. Сотрудниками Центра была составлена и апробирована Программа по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для сиротских учреждений Ульяновской области. Правовым основанием для составления Программы послужила резолюция областного

методического объединения заместителей руководителей сиротских учреждений Ульяновской области по духовно-нравственному воспитанию, созданного на базе Центра при поддержке Правительства Ульяновской области.

Программа базируется на следующих принципах.

1. Программа представлена интеграцией информационно-просветительского, ориентационно-трудового, психолого-педагогического, культурно-эстетического, спортивно-оздоровительного блоков, каждый из которых, выполняя собственные задачи, подводит к решению общей цели Программы.

2. Личностного подхода. Постоянное обращение к личному опыту ситуаций успеха и к личным интересам воспитанника как основополагающим, мотивирующим факторам, обеспечивающим эффективность занятий, предлагаемых мероприятий.

3. Взаимной ответственности и доверия. Все участники программы активно в ней участвуют, действия каждого озвучены и регламентированы. Успех той или иной деятельности зависит от характера ее выполнения, от тесного сотрудничества во всех сферах жизни сиротского учреждения.

4. Социализации. Организация целенаправленного системного воздействия на процесс становления личности ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении, с целью приобретения им социально одобряемого опыта жизнедеятельности, необходимого для входа в социум.

5. Комплексности. Вся программа представляет собой комплекс педагогического, духовно-нравственного, трудового, психологического воздействия.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для реализации воспитательного потенциала современного занятия, обеспечение эффективности усилий воспитателей для предоставления детям информации в процессе обучения, направленной не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовнонравственное становление личности. Воспитанники посещают молельную комнату, созданную при детском доме, где изучают Закон Божий, встречаются с представителями духовенства, имеют возможность пользоваться библиотекой молельной комнаты.

Система программных мероприятий обеспечивает целенаправленное формирование у детей опыта социально значимого, личностно-созидающего проведения досуга, организации и самоорганизации свободного времени; распространение эффективных форм, методов и технологий реализации досугового потенциала воспитанников.

По направлению досуг и художественно-эстетическое воспитание педагоги и воспитанники принимают участие в областном Рождественском фестивале «Возродим Русь Святую-» в с. Арское г. Ульяновска, «Арских чтениях» (цикл мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, включающий в себя конкурсы рисунков, стихотворений, плакатов), Фестивале Кирилла и Мефодия. На мероприятия приглашаются руководители детских домов и школ-интернатов всей области. По окончании мероприятия проводится круглый стол по теме «Роль православной литературы, обрядов, православных праздников в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».

Отношение к труду рассматривается в Программе как один из главных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Комплекс мероприятий Программы обеспечивает воспитание трудолюбия, получение опыта творческого и культурного самоопределения у детей и подростков, формирование у воспитанников готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к достижению профессионализма в избранной сфере профессионального самоосуществления, воспитание конкурентоспособной личности, согласующей свое поведение со стандартами профессиональной и общечеловеческой этики поведения.

По профориентации работа проводится по программе «Технология управления процессом профессионального самоопределения воспитанников детского дома». Детский дом обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач через организацию жизнедеятельности разновозрастной социальной семьи, создание гуманного и психологического климата на основе сотрудничества, творческой деятельности, рационального распределения различных видов труда между детьми разного возраста. Функционирует сеть кружков и секций по интересам.

На практике работа проводится в три этапа. Первый - педагоги детского дома проводят беседы и экскурсии на тему «Профессии, которые нас окружают, сюжетноролевые и дидактические игры, чтение и обсуждение рассказов о профессиях, конкурсы рисунков «Кем я буду-», трудовые десанты и субботники, посещают дни открытых дверей в вузах и ссузах, совершают экскурсии на предприятия и в учреждения. Второй этап -предварительная диагностика индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей в труде. Особое внимание на этом этапе уделяется коррекционной работе и психологической подготовке к выбору профессии. Третий этап - работа педагога с воспитанником по проектированию варианта собственной жизни, выбору профессии.

Экспериментальной базой исследования явились специализированные детские дома и школы-интернаты Ульяновской области: государственное образовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии «Орбита», государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Новоульяновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида «Парус», государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Белоозерский детский дом «Надежда», государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии «Гнездышко», государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии имени Г ероя Советского Союза А. Матросова, областное государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии «Дом детства», государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Базарносызганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.

Первый (констатирующий) этап характеризовался сбором информации о деятельности специализированных сиротских учреждений, состоянии нормативной правовой базы, регламентирующей воспитательный процесс в вышеобозначенных учреждениях, о начальном уровне духовно-нравственного воспитания воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов контрольной и экспериментальной групп.

В ходе констатирующего этапа эксперимента было организовано анкетирование 430 воспитанников специализированных учреждений в возрасте от 10 до 16 лет (215 -экспериментальная группа детских домов «Орбита», «Надежда», «Дом детства», школы-интерната «Парус» и 215 - контрольная группа детского дома «Гнездышко», Ивановского детского дома, Базарносызганской школы-интерната), а также проведены беседы с 60 воспитанниками (по 30 из экспериментальной и контрольной групп). Методами исследования на данном этапе были: анкетирование, наблюдение, беседы, ранжирование.

Результаты констатирующего этапа показали, что работа по духовнонравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится недостаточно эффективно; существующая нормативно-правовая база деятельности специализированных учреждений не соответствует требованиям времени и сложившейся практике работы учреждений, необходимо ее совершенствование,

разработка современного научно-методического обеспечения в вопросе социализации воспитанников сиротских учреждений с учетом духовно-нравственного компонента воспитания как одного из важнейших факторов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На втором этапе исследования (формирующем) решались следующие задачи: определение возможности введения в план работы специализированных учреждений занятий по духовно-нравственному воспитанию, организация совместных с областным духовно-патриотическим Центром «Арское» города Ульяновска мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для получения более точных результатов и возможности сопоставления в ходе проведения исследования мы разработали вопросы для воспитанников.

Целью анкеты для воспитанников стало выявление уровня духовно-нравственного воспитания детей.

Анкета для воспитанников по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания

Инструкция: тебе предлагается ответить на пять вопросов. Если затрудняешься ответить на один из вопросов, не отчаивайся. Продолжай заполнять анкету. Вернись к этому вопросу позже.

Если друг тебя обозвал нехорошим словом, что ты скажешь ему в ответ: А) промолчу; Б) Вежливо продолжу разговор.

1. Оговариваешься ли ты, когда учитель или воспитатель делает тебе замечание-

2. Нужно ли уступать место старшим в транспортеЕсть ли у тебя обязанности в семье и ответственно ли ты с ними справляешьсяНравятся ли тебе православные праздники, которые организуются в детском доме-

В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты.

25% экспериментальной группы и 30% контрольной группы из опрошенных детей сказали, что они промолчат на обидные слова в свой адрес. 35% экспериментальной, 38% контрольной групп воспитанников ответили, что постараются вежливо продолжить общение с обидчиком. 15% экспериментальной и 20% контрольной групп ребят станут возмущаться, а 35% (экспериментальной) и 36% (контрольной) обзовутся еще более обидным словом.

Большинство воспитанников и экспериментальной, и контрольной групп ответили, что они оговариваются, когда кто-то из взрослых делает им замечание. Причем, многие отметили, что порой не замечают, что они оговариваются. И только после повторного

замечания понимают, что они сказали что-то лишнее. 15% экспериментальной и 20% контрольной групп воспитанников заметили, что оговариваются в том случае, если замечание сделано неоправданно. По словам 40% и в экспериментальной, и в контрольной группе воспитанников, они не оговариваются со своими учителями и воспитателями.

Чаще всего, в 55% случаев, воспитанники не уступают место в транспорте старшим. 25% из этих ребят сделали в ответе на этот вопрос пометку о том, что они даже не задумывались никогда прежде, зачем нужно это делать. 45% воспитанников уступают место старшим в транспорте.

Все опрашиваемые отметили, что у каждого из них есть определенные обязанности в семье. 45% воспитанников оценили отношение к своим обязанностям на «отлично». 35% детей отметили, что ответственно относятся только к тем обязанностям, выполнять которые интересно или за выполнение которых обязательно будет поощрение. Остальные 20% детей уверены, что у них не должно быть обязанностей, т.к. «еще успеют быть обязанными».

Больше половины воспитанников (65% экспериментальной и 60% контрольной групп) отметили, что им нравятся православные праздники, которые организуются в детском доме. 40% детей из ответивших на вопрос подобным образом нравится принимать участие в подготовке подобных мероприятий.

Таким образом, проведя анкетирование, мы могли сделать следующий вывод: уровень духовно-нравственного воспитания детей не только невысок, но и непостоянен. Очень многие ребята подолгу не могли ответить на вопросы анкеты, так как пытались узнать, а как нужно правильно отвечать, чтобы их не ругали.

Для подтверждения и уточнения результатов анкетирования была разработана методика наблюдения на занятиях в классе и в семьях.

Программа наблюдения на занятиях в классе

1. Реакция на замечания педагога (выполняет требования молча, оговаривается).

2. Отношения с ровесниками (дружеские, дерзкие).

3. Отношения со взрослыми (дружеские, дерзкие).

4. Готовность придти на помощь (всегда готов выполнить просьбу; выполнит; если это выгодно; никогда не помогает).

Программа наблюдений в семьях

1. Отношения с младшими (оберегает; не обращает внимания; обижает).

2. Отношения с ровесниками (дружеские, пренебрежительные).

3. Отношение к обязанностям (выполняет; выполняет, если ожидает поощрения; не выполняет).

Наблюдение показало, что большая часть воспитанников и экспериментальной, и контрольной групп оговаривается с воспитателями и преподавателями - 65%. Отмечено также, что оговариваются и те воспитанники, которые в анкетах указали обратное. Мы видим, что для приукрашения своего имиджа ребята ответили на вопросы неискренно -так, как хотелось бы услышать взрослым.

Отношения с ровесниками и со взрослыми у воспитанников дружеские. Лишь в 1% случаев в экспериментальной группе и 3% в контрольной группе, когда было отмечено резко негативное отношение.

55% ребят экспериментальной и 50% контрольной групп готовы придти на помощь в любом случае. А вот 25% и экспериментальной, и контрольной групп помогут только тогда, когда им будет обещано вознаграждение.

Отношение к младшим у большинства трепетное. 75% воспитанников заботятся о младших в своих семьях, не дают их в обиду. Остальные 25% не обращают внимания, есть ли в их семье кто-то младший. Для них все равны. И младших обижают наравне со всеми, если вдруг они в чем-то провинились или помешали что-то сделать.

Выполняют добросовестно свои обязанности 35% из воспитанников. 45% ждут, когда им кто-либо из старших напомнит об этом, либо ждут, когда за выполнение того или иного дела им пообещают вознаграждение. Категорически отказываются выполнять свои обязанности 5% воспитанников, считая, что за них это должны делать окружающие -обслуживающий персонал.

Результаты наблюдения подтвердили результаты проведенного анкетирования. Необходимость введения программы по духовно-нравственному воспитанию стала явно острее. Кроме того, у большинства педагогов сиротского учреждения появилась идея открытия на базе учреждения православной комнаты, где будут проводиться специальные занятия.

На завершающем этапе опытно-практической работы мы вновь провели исследования: анкетирование воспитанников и наблюдение. В ходе анкетирования и наблюдения были отмечены положительные изменения в поведении воспитанников детских домов и школ-интернатов. В экспериментальной группе положительная динамика отмечалась гораздо чаще, чем в контрольной. Воспитанники стали дружелюбнее, активнее участвовали в коллективных делах, уделяли внимание тем людям, которые находятся рядом с ними. Следует отметить, что некоторые положительные изменения произошли и в

контрольной группе. Это связываем с тем, что вопрос о духовно-нравственном воспитании настолько актуален, что некоторые воспитатели, несмотря на невнимание руководства на данные вопросы, занимаются с детьми в направлении их духовнонравственного воспитания.

В ходе выполнения работы получены следующие результаты.

1. Выявлены корни проблемы формирования детского коллектива в сиротских учреждениях.

2. Разработана комплексная Программа по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявлены условия эффективности духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- в разработке и апробации комплексной Программы по духовно-нравственному воспитанию; в своевременном совершенствовании нормативного правового обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания в детских домах и школах-интернатах; в научно-методическом обеспечении процесса формирования детского коллектива сиротского учреждения.

Выводы и перспективы

Проведенное исследование показало, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, играет существенную роль в формировании коллектива воспитанников сиротского учреждения. А умение жить и взаимодействовать в коллективе - одно из направлений процесса социализации детей данной социальной группы.

На наш взгляд, работа в данном направлении является перспективной, требует дальнейшего изучения, апробирования и внедрения в практику детских домов и школ-интернатов.

Литература

1. Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.

2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. // Б.Т.Лихачев. М., 1995.

3. Никитина Н.Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Актуальные проблемы современного воспитания. Волгоград, 2005. С. 43.

4. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. С. 5-10.

5. Трухманова, Е.Н. Личностные особенности подростков сирот и подростков, оставшихся без родительского попечения, как фактор их дезадаптации / Е.Н. Трухманова Текст. М., 2004. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.