• социальное сиротство • дети-сироты
• организация для детей-сирот • психолого-педагогическое сопровождение
Создание реабилитационного пространства для детей-сирот «Мы будем счастливыми»
Евгения Никитична Лямцева,
директор КГОУ «Коррекционный детский дом № 3» г. Хабаровска
Лариса Владимировна Нименок,
научный руководитель проекта
Елена Ивановна Денисова,
педагог-психолог
Ольга Александровна Жгулева,
воспитатель
Ольга Анатольевна Чулкова,
социальный педагог
Современный кризис, охвативший все сферы жизни в Российской Федерации, представляет серьёзную проблему для нормального развития человека. При этом самой ранимой и уязвимой частью населения становятся дети, особенно оставшиеся без родительского попечения, воспитывающиеся в специализированных учреждениях.
Сиротство как негативный фактор разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие нарушения умственного, физического, психического и социального развития (И. Лангмейер, 3. Матейчек, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.А. Коробейникова, Л.М. Шипицына и др.).
При этом известно, что контингент детей, оставшихся без попечения родителей, совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник». Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой детского дома: конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребёнка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведённые российскими и зарубежными учёными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей порождают серьёзные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эти проблемы проявляют себя в низком уровне социальной активности и компетентности, которые выражаются в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации.
Среди воспитанников детских домов 60% имеют серьёзные проблемы со здоровьем, многие из них связаны с центральной нервной системой (ЗПР и умственная отсталость), 55% воспитанников отстают в физическом развитии. Только 4,7% воспитанников детских домов квалифицируются как здоровые.
Заболеваемость этих детей в два раза выше, чем у их сверстников, проживающих в семьях. (Т.В. Чернова, 1990; B.C. Мухина, 1991; В.И. Сиваков, 1993; Е.Л. Мартынова, 1994; О.А. Барабаш, 1997; М.С. Леонтьева, 1998; О.А. Борисова, 1999 и др.). В детский дом поступают дети с высокой отягощённо-стью по биологическому, генеалогическому, социальному анамнезам, с некоторыми функциональными морфологическими изменениями, хроническими заболеваниями или врождёнными патологиями.
Наблюдение за воспитанниками нашего детского дома подтверждает факторы пагубного влияния социального сиротства и показывает, что почти у всех имеются нарушения физического, психического и социального развития. Актуальным и предельно понятным становится то, что нужно изменять условия проживания и сопровождения таких детей.
Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в существующих государственных учреждениях не удовлетворяют изменившееся общество. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, образование и профессиональную подготовку. В действительности, выпускники государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чаще своих сверстников оказываются жертвами или участниками преступлений, с большим трудом устраиваются на работу, теряют принадлежащее им жильё, с трудом создают семью. Вхождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь не всегда проходит успешно, так как соп ряжено с со ци аль но-эко но ми че-скими и психолого-педагогическими сложностями. Государственная социальная помощь оказывается на практике малоэффективной — выпускники детских домов чувствуют себя социально и психологиче-
ски незащищёнными и неподготовленными к самостоятельной жизни.
Система социально-педагогической и психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требует качественных изменений, совершенствования форм, методов и технологий работы. Однако, в целом, социальная адаптация и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях и их вхождения в социум не носят системного и практико-ориентированного характера.
В теории и практике социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время имеется ряд противоречий:
• между социально-экономическими, психологическими, политическими требованиями сегодняшнего дня к подрастающему поколению, с одной стороны, и недостаточной степенью готовности воспитанника детского дома адаптироваться к условиям современного социума — с другой;
• между необходимостью обеспечения социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и слабой разработанностью теоретических представлений о механизмах, условиях и факторах адаптации ребёнка при его помещении в институт социализации (детский дом, интернат, приют), что затрудняет практическое обеспечение адаптации и реабилитации таких детей;
• между потребностью в гуманизации работы педагогов и специалистов детского дома с воспитанниками и отсутствием профессионального взаимодействия с ними, что затрудняет успешную адаптацию и реабилитацию ребёнка в стенах детского дома и вне его.
Анализ педагогической практики показывает, что разработка отдельных мероприятий по социально-педагогической реабилитации, не затрагивающих глубинных причин явления, оказывается малоэффективной, а отсутствие авторских вариативных моделей организации жизнедеятельности детей в условиях детского дома, созданных силами педагогического коллектива, затрудняет решение задач их успешной социализации.
Таким образом, сегодня необходима разработка проекта создания реабилитационного пространства в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель проекта: создание реабилитационного пространства в детском доме, которое позволит воспитаннику обрести личностную целостность и успешно интегрироваться в современном обществе, стать его полноценным, конкурентоспособным членом.
Мы полагаем, что социальная адаптация и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме и вне его стен может быть успешной при следующих педагогических условиях:
• наличие социально-педагогической среды, создание которой необходимо в условиях детского дома;
• реализация индивидуальной программы для каждого воспитанника, основанной на результатах диагностики его физического, психического и социального здоровья;
• использование воспитательных возможностей микро- и макросоциума при формировании ценностных ориентаций и жизненных установок воспитанников;
• помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из неблагополучных социальных условий в комфортные условия детского дома, которые обеспечивают качество индивидуального развития ребёнка и его возможность более интенсивного развития.
Создание указанных условий обеспечивается через решение следующих задач:
1. Создание социально-педагогической реабилитационной среды.
2. Разработка и внедрение вариативных коррекционно-реабилитационных программ.
3. Содействие педагогическому коллективу детского дома в создании комплекса условий, способствующих формированию современной личности.
4. Повышение квалификации персонала учреждения, пропаганда и внедрение современных технологий образования, воспитания, здоровьесбережения.
5. Мониторинг успешности воспитания и развития детей.
6. Укрепление ресурсной базы детского дома.
Модель детского дома
Настоящий проект предполагает, что создание реабилитационного пространства будет способствовать тому, чтобы:
У Наш выпускник обладал:
• Базовым уровнем образования;
• Необходимым уровнем психического и физического здоровья, навыками здорового образа жизни;
• Сформированными целостно-смысловыми ориентирами (здоровье, мораль, семья, нравственность, гражданственность);
• Потребностью продолжать обучение, честно трудиться на благо общества и себя;
• Правовыми знаниями;
• Желанием создать благополучную и крепкую семью;
• Умением ставить перед собой цели и достигать их цивилизованными способами;
• Умением строить конструктивные отношения с окружающими людьми.
В процессе реализации проекта мы предполагаем получить:
Обучающий эффект:
• Создание благоприятных условий для формирования учебных компетентностей воспитанников, разностороннего развития их личности.
• Получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний и умений воспитанников в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, правовых норм, поведения в сложных жизненных ситуациях.
Воспитательный эффект:
• Воспитание интеллектуальной, нравственной, эстетической готовности воспитанников к эффективной социализации в обществе, к патриотическому и гражданскому поведению.
• Формирование понимания необходимости вести здоровый образ жизни.
• Формирование навыков культуры общения, коллективизма.
Социальный эффект:
• Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек — наркомании, табакокурения, алкоголизма, использования ПАВ.
• Профилактика правонарушений, преступности, безнадзорности и беспризорности.
• Отвлечение подростков от асоциальной деятельности.
• Расширение круга социальных контактов за счёт сотрудничества с общественными организациями.
Оздоровительный эффект:
• Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
• Эффективное оздоровление, развитие физических качеств.
• Профилактика и коррекция нарушения осанки, зрения и других соматических отклонений средствами физической культуры и спорта.
Развивающий эффект:
• Активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека.
• Формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.
Ресурсный эффект:
• Оснащение образовательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями в соответствии с требованиями государственного стандарта к оснащению образовательного процесса с целью обеспечения повышения качества, эффективности и информатизации образования с учётом принципов здоровьесбережения.
• Обеспечение образовательного процесса программным и методическим обеспечением и модернизация материально-технической базы ОУ в части создания единого информационного образовательного пространства на основе ИКТ.
• Обеспечение материально-технической базы в части создания безопасных и комфортных условий функционирования ОУ.
Концептуальное обоснование проекта
В качестве теоретического обоснования направленности работы по социальной адаптации и реабилитации воспитанников детского дома мы исходили из основных положений гуманистической психологии о том, что
для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребёнка. Пребывание в условиях детского дома приводит к недостаточному удовлетворению ряда важнейших потребностей воспитанников, обеспечивающих фундамент для нормального, полноценного психического развития ребёнка. Депривация этих потребностей ведёт к появлению ряда (комплекса) негативных личностных образований, которые закрепляются и делают невозможным успешное вхождение воспитанников в самостоятельную жизнь. Организация целенаправленного процесса по социальной адаптации и реабилитации воспитанников позволит активно влиять на развитие личности воспитанников и подготовить их к успешной самостоятельной жизни в открытом современном социуме.
Таким образом, создание реабилитационного пространства должно быть ориентировано на гуманизацию педагогического процесса и предполагать:
• ориентацию в воспитательной работе на личность ребёнка, коренное изменение характера общения с ним;
• разработку на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальный подход к детям, их всестороннее развитие;
• обеспечение заинтересованности воспитателя в результате своего труда;
• изменение характера подготовки и переподготовки педагогических кадров;
• взаимосвязь между всеми сферами социального становления ребёнка; формирование новых отношений между Учреждением и школой;
• демократизацию системы управления развитием детского дома.
При реализации проекта могут возникнуть риски:
7. Частая смена состава воспитанников в детском доме. В течение года в учреждение приходят дети из неблагополучных семей, родители которых лишаются родительских прав. Эти воспитанники оказывают негативное влияние на остальных детей, что отрицательно сказывается на ход воспитательного процесса.
8. Перегрузка воспитанников при работе с большим объёмом информации.
9. Недостаточность уровня подготовки участников воспитательно-обра зо ва тельного процесса.
10. Предыдущий социальный опыт каждого воспитанника и особенности индивидуального развития могут отрицательно влиять на результативность воспитательных мероприятий.
Стратегия реализации проекта
Один из путей создания реабилитационного пространства — организация развитой социальной и психологической службы. При планировании деятельности этой службы мы обратили особое внимание на такие направления работы, как:
1. Комплексное динамичное изучение особенностей психофизического и личностного развития детей (совместно с психологом, учителями и воспитателями).
2. Разработка программ, охватывающих в своём содержании этические, социокультурные, правовые и другие нормы поведения, принятые в обществе.
3. Помощь воспитателям в организации социальной адаптации воспитанников детского дома, учитывающей возрастные, индивидуальные психофизические и интеллектуальные особенности детей.
4. Организация общественно-социальных связей внутри и вне детского дома (друзья, товарищи, ролевое место в межгрупповых отношениях).
5. Систематический анализ возможных факторов, которые могут снизить результативность социальной адаптации в разных фор-
мах самостоятельной жизни воспитанника (здоровье, нетрудоспособность, отсутствие родных и близких, негативное влияние родственников, социально-материальная необеспеченность, индивидуально-личностные, патологические проявления и др.).
В процессе комплексного динамического изучения особенностей психофизического и личностного развития воспитанников были выявлены основные проблемы психосоциального развития отдельных воспитанников, которые затем были сгруппированы в целом по коллективу, и на их основании были определены цели и задачи работы.
Изучение особенностей психофизического и личностного развития воспитанников и анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Наблюдение за воспитанниками в учебное время и анализ анкет позволяет сделать вывод о том, что 64% иногда занимаются физкультурой и спортом, 45% нравятся уроки физкультуры, участвуют в спортивно-массовых мероприятиях в детском доме — 90% опрашиваемых воспитанников.
2. Разрушающее влияние на здоровье воспитанников оказывают вредные привычки (курение, употребление алкоголя). 40% воспитанников желает бросить пагубную привычку.
3. Учителя школы недостаточно полно оценивают особенности развития психических процессов воспитанников детского дома, что вызывает утомление, неверное и неполное восприятие учебного материала, появляются
Результаты диагностики психофизического состояния воспитанников (по Люшеру)
2007
2007
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА Оценка агрессивности по опроснику Басса-Дарки, в %
трудности в обучении, что влияет на нервно-психическое состояние детей.
По результатам диагностики тревожности Сирса установлено, что 52% детей имеют высокий уровень тревожности (проявляют значительную неуверенность в себе, в ответах скованны и напряжены, им трудно сосредоточиться на вопросах,они в значительной мере выражают негативный эмоциональный опыт); соответственно 36% детей имеют средний уровень тревожности
(дети напряжены, но в меньшей степени, в их ответах больше положительных эмоций) и лишь 12% детей — низкий уровень тревожности (практически во всех ситуациях демонстрировали положительный эмоциональный опыт).
Обработка карт наблюдения за состоянием воспитанника в школе и дома, подтвердила полученные результаты и позволила выделить группу «риска». В основном это дети, которые недавно поступили в детский дом,
Сводная таблица по результатам анкетирования
Группы Анкета тревожности Карта наблюдения в дет. доме Карта наблюдений в школе Самооценка по Кондашу Итог
1 5 4 4 3 5
2 3 4 2 4 4
3 5 4 4 3 5
4 3 4 2 4 4
итого 18
в возрасте 9 — 11 лет, имеющие негативный опыт проживания на улице, девиантное поведение, жестокость и насилие до поступления в детский дом.
Основными признаками, объединяющими этих воспитанников, являются трудности эмоционального характера: агрессивность, тревожность, конфликтность; трудности в общении там, где это общение произвольно. Полученные результаты доказывают, что эта группа детей более агрессивна, бесчувственна и нетерпима по отношению к своим сверстникам. В общении бесцеремонны, нарушают границы дозволенного и принятого, так как не имеют никакого представления о чувствах других людей, а к своим эмоциям их не приучили прислушиваться.
На основании диагностических данных были поставлены основные задачи воспитательной работы:
1. Способствовать становлению у воспитанников позитивной и адекватной самооценки.
2. Снижать уровень тревожности, враждебности.
3. Профилактика агрессивности и формирование толерантности.
4. Создавать мотивацию и формировать потребности в здоровом образе жизни.
Для минимизации проблем социализации ребёнка-сироты и прерывания деструктивных процессов в развитии разработаны реабилитационные и коррекционные программы, восстанавливающие и одновре-
менно формирующие его социальную и личностную идентичность. Мы считаем целесообразным использование как специальных методов обучения детей-сирот навыкам социальной компетентности, так и создание для них ситуаций, близких к семейному воспитанию и взаимодействию, а также включение их в разнообразную творческую и социально-значимую деятельность. Соблюдение данных условий, на наш взгляд, будет способствовать организации как стихийного, так и целенаправленного процесса социализации ребёнка в пространстве расширенного социума.
Социально-реабилитационная деятельность в детском доме осуществляется с помощью реализации авторских программ.
Была проведена работа по реализации подходов и рекомендаций в практической работе воспитателей детского дома.
В качестве конкретных методик и приёмов были рекомендованы и использованы:
1. Педагогические технологии общения, создания положительного психологического климата, педагогической реакции на поступок, создание ситуации успеха и т.п.
2. Метод социальной терапии. Это методика психологического воздействия, основанная на использовании социального принятия и признания, поддержки, социального одобрения и оценки ребёнка значимыми другими — взрослыми и сверстниками.
3. Методика эмоционального принятия ребёнка. Условия пребывания в детском доме
Календарь программ и проектов
Наименование Годы реализации
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Программа «Шаги здоровья» + + + + + +
Подпрограмма «Волшебная страна чувств» + + + + + +
Подпрограмма «Дельфиненок» + + + + + +
Подпрограмма «Мы — одна команда» + + + + + +
Спорт-проект «Школа здоровья» + + + + + +
Программа «Семья» + + + + + +
Программа «Воспитатель» + + + + + +
Проект «В содружестве с законом» + + + + +
часто приводят к эмоциональной деприва-ции ребёнка. Одним из оптимальных способов нейтрализации этого может стать методика эмоционального принятия ребёнка.
Организация расширения общественно-социальных связей воспитанников детского дома внутри и вне учреждения осуществляется по нескольким направлениям.
1. Созданная в детском доме сеть кружков и спортивных секций позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. Создание эмоционально доброжелательной атмосферы способствует развитию способности находить выход из жизненных нестандартных ситуаций, общаться друг с другом, проявлять себя с разных сторон, устранению психологических, социальных и групповых барьеров. В процессе творческой самореализации идёт успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству.
2. Для организации занятий по интересам созданы и работают детские объединения: «Мастерская добрых дел», «Волшебный резец», вокальная группа « Весёлые нотки». Действуют спортивные секции: плавание, футбол, хоккей, шахматы. В детском доме есть компьютерный класс.
3. Поддерживается связь с различными организациями (спортивный клуб «Грань», байк-клуб «Рыси Амура», подростковый клуб «100%», воинская часть, отряды волонтеров ДВГГУ, промышленно-экономического техникума, Государственный комитет антинаркотического контроля). Ведётся работа по совместному плану с ПДН отделения милиции № 8. В воспитательное пространство детского дома включаются: средняя школа № 9, Дом культуры железнодорожников, стадион «Локомотив».
4. Достижения воспитанников в спорте — призовые места в соревнованиях по скалолазанию, пейнтболу, хоккею, гребному слалому, плаванию.
5. Успехи воспитанников в конкурсах детского творчества: конкурс «Спасибо за Великую Победу», международный конкурс рисунка «Рождественские фантазии»,
конкурс самодеятельного творчества «Росток надежды».
6. Систематический анализ возможных факторов, которые могут снизить результативность социальной адаптации в разных формах самостоятельной жизни воспитанника (здоровье, нетрудоспособность,отсутствие родных и близких, негативное влияние родственников, социально-материальная необеспеченность, индивидуально-личностные, патологические проявления.
Основная миссия детского дома заключается в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном открытом обществе. В настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. На низкую степень социальной адаптиро-ванности влияют недостаточный уровень общеобразовательной подготовки, слабая степень развития социально-бытовых навыков и отношений, особенности психического и физического развития воспитанников детского дома, негативное влияние родственников и знакомых.
Социальным педагогом и педагогом-психологом осуществляется анализ влияния пребывания в условиях детского дома на развитие личности воспитанников. У воспитанников могут проявляться разнообразные отрицательные личностные образования, происходят задержки и искажения разных сторон психического развития, что делает невозможной успешную социальную адаптацию воспитанников после выпуска из детского дома.
Эти данные влияют на планирование коррекционно-развивающей деятельности по социальной адаптации воспитанников. Содержанием этой работы является целенаправленная и систематическая деятельность по профилактике негативных отклонений и задержек и искажений в развитии личности воспитанников, вызываемых пребыванием в условиях детского дома, коррекция уже сформировавшихся негативных личностных образований и развитие требуемых для успешной самостоятельной жизни качеств и свойств. В работе с конкретными детьми учитываются особенности их развития и применяются разнообразные психолого-педагогические формы, приёмы, методы и техники воспитания, адекватные возрастным и личностным этапам развития.