Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1514
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Олиференко Людмила, Шульга Татьяна

В последнее время государство многое делает для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако проблема их социальной адаптации всё ещё не утратила своей актуальности. В статье, которую мы предлагает, рассмотрены теоретические аспекты этой сложнейшей проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Олиференко Людмила, Шульга Татьяна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Orphans Social Adaptation And The Adaptation Of Children, Living Without Parents

The article is devoted to theoretical sides of orphans social adaptation and the adaptation of children, living without parents.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»



итгздотя

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В последнее время государство многое делает для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако проблема их социальной адаптации всё ещё не утратила своей актуальности. В статье, которую мы предлагает, рассмотрены теоретические аспекты этой сложнейшей проблемы.

• дети-сироты • социальная адаптация • дезадаптация несовершеннолетних • социальная реабилитация

О

Людмила Олиференко,

профессор, доктор педагогических

наук

Татьяна Шульга,

доктор педагогических наук

Зарубежные исследователи считают, что к разработке теории и практики социализации молодёжи должны привлекаться философы, социологи, педагоги, социопсихологи, психологи, медики, политологи. Необходимость привлечения такого широкого круга специалистов объясняется чрезвычайной сложностью и разнообразием вопросов, которые необходимо решать на пути к достижению конкретных результатов по социальной адаптации подрастающего поколения.

Одним из первых понятие «социализация» ввёл в терминологию педагогических наук французский социолог и педагог Эмиль Дюркгейм, рассматривавший процесс воспитания в качестве «планомерной социализации молодого поколения». Уже многие годы на зарубежные концепции социализации основное влияние оказывают представители нескольких, дополняющих друг друга и направленных на разработку определённых аспектов социализации, школ. Так, представители школы структурно-функционального анализа исследуют и обосновывают идейные устои политической социализации (Т. Парсонс, У. Митчёл, К. Лэнгтон и др.). Кон-

О

цепция конфликтов (Р. Дарендорф) разрабатывает проблемы воспитания «критически мыслящей» личности. Школа символического интеракцио-нализма претендует на первенство в разработке аспектов собственно механизма осуществления социализации, принятия личностью социальных ролей в соответствии с требованиями и ожиданиями общества. Концепции школ культурной антропологии в наше время становятся самыми популярными. Культурная антропология в целом рассматривает социализацию в качестве процесса передачи «культуры» — нормативно-оценочной системы общества — от одного поколения другому.

Как правило, все концепции социализации опираются на основные положения фрейдизма, которые получили развитие в работах психологов-педагогов — Р. Сиарса, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского. Наибольшее практическое применение за рубежом нашли теории и построенные на их основе методики Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

Тщательно разработанная система целенаправленной социализации подрастающего поколения — один из важнейших способов стабилизации общества, государства.

Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек формируется как общественное существо. Успешная социализация предполагает решение таких задач:

— эффективная адаптация человека в обществе;

— формирование способности человека преодолевать общественные тенденции, мешающие его развитию и реализации как личности.

Социальная адаптация, по мнению психологов, — это интеграция человека в общество, в результате которой формируется личность, её самосознание и ролевое поведение, способность к овладению собой. Социальная адаптация является взаимодействием двух взаимно адаптирующихся систем — личности и социальной среды. Обе эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определённой мере адаптирует к себе личность.

Традиционно процесс социализации состоит из интеграции молодёжи в мир основных общественных, государственных, идеологических, социальных и нравственных ориентиров, ценностей, норм, верований, представлений, убеждений и мотиваций, а также подготовки, в том числе и психологической, к выполнению социальных ролей гражданина общества. Эта подготовка обязательно должна быть практической и комплексной.

Для подготовки полноценного гражданина необходимо, чтобы у каждой личности сложились определённые социальные свойства и навыки «критичес-

Традиционно процесс социализации состоит из интеграции молодёжи в мир основных общественных, государственных,

идеологических, социальных и нравственных ориентиров, ценностей, норм, верований, представлений, убеждений и мотиваций, а также подготовки, в том числе и психологической, к выполнению социальных ролей гражданина общества. Эта подготовка обязательно должна быть практической и комплексной.

О

кого мышления». Это способствует становлению абсолютно уверенного в своих принципах и взглядах и не допускающего сомнений в их истинности человека. Поэтому в качестве задачи и одного из средств социализации рассматривается формирование так называемой позитивно-критической личности, считающей себя свободной и наделённой демократическими правами.

Достижению этих задач подчинена деятельность всех воспитательных и общеобразовательных государственных институтов: школы, семьи, групп сверстников, детских и молодёжных организаций, средств массовой информации, то есть государства в целом, а также церкви. Причём приоритетность этих институтов периодически изменяется.

Претерпевает изменение и влияние семьи как института социализации. В последние годы в США всё больше внимания уделяется вопросам именно семейного воспитания, подготовке подрастающего поколения к созданию полноценных семей. Большое распространение получила концепция так называемого сексизма, суть которой состоит в решении вопроса: как вырастить из мальчика полноценного мужчину, мужа, отца, а из девочки — женщину, мать, жену.

Социализация представляет собой единство сложных процессов — адаптации к существующим социальным условиям, присвоения социальной информации и реализации полученного социального опыта, творческого преобразования и развития своей социальной среды. С одной стороны, социализация включает целенаправленное воспитательное воздействие общества на индивида для привития ему определённых знаний, умений, навыков, с другой стороны — его социальную деятельность. Таким образом, социальная адаптация — это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в структуру социальной среды путём стандартизации ситуации, что даёт возможность успешно развиваться, посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.

Понятие адаптация наделено социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик. В общественных науках это понятие употребляется сравнительно недавно, а в биологии оно имеет вековую историю. На протяжении жизни человек попадает во множество различных адаптивных ситуаций (поступление в школу, вуз, перемена места жительства, выход на пенсию и др.), которые характеризуются изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. В новой среде привычные стереотипы и шаблоны поведения, мышления, восприятия, эталоны, установки и ориентация личности становятся малоэффективными, а иногда и невозможными. Понятие адаптация (от adaptatiо — приспособление) было первоначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса — приспособления человека к социальным условиям жизни.

Во взаимодействии «личность — социальная среда» биологический тип адаптации сменяется социальным, характеризующимся сознательным

и творческим характером. В этом процессе следует выделить наиболее важные аспекты:

• человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

• только человек способен сознательно готовить к процессу социальной адаптации молодое поколение, используя средства воспитания;

• только человек создаёт специальные приспособления (определённые социальные институты, нормы, традиции), облегчающие процесс его адаптации в данной среде.

С помощью сознания человек целенаправленно контролирует и регулирует процесс своей адаптации, варьирует своё поведение при изменении условий. В отличие от всех живых существ, человек должен овладеть возможностью адекватно реагировать на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные формы поведения для данной ситуации.

Сегодня такое явление, как семейная, школьная и социальная дезадаптация, стало социально значимой проблемой. Возросшую частоту нарушений адаптации многие учёные связывают с резким увеличением стрессовых ситуаций, тяжестью социально-экономических проблем, снижением здоровья подрастающего поколения.

Нарушенная адаптация или дезадаптация — это реакция ребёнка на неадекватные для его развития, для его личностной активности условия жизни.

Наиболее негативные последствия для ребёнка имеет семейная дезадаптация, так как именно семья — естественная среда его жизнеобеспечения.

Особое внимание психологи, социальные педагоги должны уделять семьям, где с раннего возраста дети становятся свидетелями недостойного поведения родителей. У детей, проживших в таких семьях даже короткий промежуток времени, как правило, отмечается нарушение социальной адаптации.

Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов, сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет или делает невозможной их перестройку методами традиционной педагогики. Работа с такими детьми требует применение методов, связанных с внушением, самовнушением и т.д.

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания разные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами как трудно-воспитуемость. Трудновоспитуемость — сопротивление ребёнка целенаправленному педагогическому воздействию — может быть вызвана самыми разными причинами, включая педагогические просчёты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера и другие личностные характеристики. Именно трудновоспитуемость зачастую становится причиной дезадаптации — патогенной, психосоциальной, социальной.

Причиной патогенной дезадаптации являются отклонения, патологии психического развития и нервно-психические заболевания. К этой категории относят психогенную дезадаптацию, которая проявляется в виде фобий, навязчивых дурных привычках, энурезе и т.д. Именно она вызывается неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребёнка, которые обусловливают его нестандартность, трудновоспитуемость. Наиболее устойчивыми её формами можно считать различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-по-знавательной сферы: эмпатийность, индифферентность интересов, низкую познавательную активность и т.д. Труд-новоспитуемость детей, опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, проявляется в несдержанности, эгоизме, зазнайстве, пренебрежительном отношении к сверстникам.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной социальной дезадаптации наблюдается у педагогически запущенных учащихся. Как правило, к ним относят воспитанников детских домов, для которых характерно хроническое отставание по ряду школьных предметов, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков).

Более глубокая стадия социальной дезадаптации характерна для социально запущенных подростков. Социальная запущенность проявляется в глубоком отчуждении подростков от семьи и школы как основных институтов социализации. Их формирование проходит в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, которым свойственна глубокая деформация ценностно-нормативной сферы (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство).Социально запущенные подростки, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.

Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, российская философская антропология, современные данные человекознания. Основные понятия социально-педагогической деятельности — социальная адаптация, социальная реабилитация.

В.А. Никитин считает, что социальная адаптация — процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой со-

Социальная запущенность проявляется в глубоком отчуждении подростков от семьи и школы как основных институтов социализации.

циальной среды (например, детский дом или среднее учебное заведение, куда попадает ребёнок по выходу из детского дома), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства), а также характерных для неё форм деятельности. По его мнению, социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения (т.е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на неё.

На наш взгляд, показатели успешной социальной адаптации такие: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворённость ею (пример — удовлетворённость условиями жизни в детском доме).

Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (к примеру, побеги из детских учреждений, бродяжничество), отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от характеристик индивида. Наибольшее значение для социальной адаптации индивида имеют его образование и возраст.

Понятие «реабилитация» используется, по мнению В.А. Никитина, в разных аспектах. Медико-социальная реабилитация — комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате болезней и травм возможностями.

В своей работе мы используем такие понятия: психологическая реабилитация — комплекс психологических мероприятий, направленных на психологическое развитие и его восстановление у детей и подростков, диагностика и психокоррекция различных форм детско-подростковой дезадаптации.

Социально-педагогическая реабилитация — комплекс мер социальной, педагогической поддержки, выполняющей функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).

Социально-реабилитационная педагогическая деятельность направлена на создание условий для нормальной, полноценной жизнедеятельности детей, их обучения и развития. Начинается она с социально-бытовой реабилитации, когда детей учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели на простынях и т.д. Затем медико-социальная реабилитация — детей лечат, избавляют от социальных болезней, например педикулёза.

Психоэмоциональная реабилитация — это создание комфортных условий проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы: игротерапия, сказкоте-рапия, психотерапевтический театр и др.

В зависимости от характера дезадаптации в социальной реабилитации доминируют психолого-педагогические и диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных социальных установок.

При психосоциальной дезадаптации важное место отводится психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации — программам по включению в систему новых социальных отношений, выполняющих функции институтов ресоциализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.

Наибольшие трудности, как правило, вызывает реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обусловлено это тем, что нередко для такого ребёнка, подростка характерно проявление сразу нескольких форм дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, и социальную. В этом случае диагностико- кор-рекционные программы последовательно ориентированы на все перечисленные формы дезадаптации.

Человек — существо социальное. Эта тривиальная истина приводит к понятию социальной системы как способа организации множества взаимодействующих индивидов в единое целое. Постулат о том, что целое не равно сумме частей, его составляющих, требует от социологов, социальных педагогов и социальных психологов организации и координации социального взаимодействия, обеспечиваемых совокупностью отношений между стабильными элементами социальной структуры — социальными позициями.

Структурно-функциональный анализ компонентов социальной системы, проведённый Т. Парсонсом, предполагает, что любая функционирующая система действия должна удовлетворительным образом решать четыре главные функциональные проблемы:

• адаптацию к окружающей среде;

• обеспечение реализации основных целей системы и мобилизацию средств для её достижения;

• интеграцию и координацию деятельности структурных элементов;

• поддержание господствующего в обществе ценностного образа и снятие напряжения внутри системы.

Указанный набор функциональных императивов применяется Т. Парсон-сом и к анализу основных подсистем действия — культуре, социальной системе, личности и биологическому организму. Каждая из этих систем, по мнению И.Н. Симаевой, специализируется на выполнении отдельной

В зависимости от характера дезадаптации в социальной реабилитации доминируют психолого-педагогические и диагностико-кор-рекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных социальных установок.

функции, и функции адаптации, в частности, обеспечивает биологический организм, личность же выполняет функцию целедостижения и т.д.

Несколько иной позиции придерживался канадский физиолог Г. Селье, известный своей теорией стресса. Он ввёл понятие общего адаптационного синдрома, проходящего три стадии формирования: первая — тревоги, вторая — сопротивления и третья — истощения. Селье трактует адаптацию как многократно повторяющийся в течение жизни человека процесс. При этом в случае успешной адаптации и достижения результата личность к концу фазы сопротивления овладевает ситуацией доступным ей способом. В случае дезадаптации наступает фаза истощения — депрессия.

Адаптация к деятельности в процессе социализации индивида непрерывно связана с его сознанием, с объёмом памяти — хранилищем прошлого опыта, социальной информации и знаний, образующих тезаурус. Тезаурус содержит, постоянно обновляя и дополняя, две информационные модели, отражающие среду, а также самого человека. Благодаря этому обеспечивается самоорганизация, самоконтроль, формируется целенаправленное поведение. Чем адекватнее информационные модели, тем точнее отображаются окружающие условия, обстоятельства, собственные возможности и цель, тем большего успеха в социальной адаптации достигнет индивид.

Процесс адаптации включает в себя все уровни взаимодействия:

• сенсерно-перцептивный;

• представлений;

• вербально-логический.

Причём всем этим уровням свойственно наличие антиципационных процессов, т.е. упреждение воздействия среды. Однако на сенсорно-перцептивном уровне антиципация ограничена рамками актуально текущего действия. На уровне представлений появляется антиципация потенциальных действий. И на вербально-логическом уровне она проявляется более полно, обеспечивая прогноз и планирование деятельности в целом, статусно-ролевых отношений. Возможности перехода от настоящего к будущему и так далее.

В результате этого выявляется, что отличительной чертой человека по сравнению с другими биологическими организмами является возможность появления отчётливых антиципационных изменений на когнитивном уровне, что вносит в процесс адаптации отчётливую психологическую доминанту.

Можно утверждать, что адаптация индивида в процессе его социализации не может быть ограничена только биологическим или биофизическим уровнем, как это утверждали Г. Селье, Т. Парсонс. Поэтому в процессе адаптации и реабилитации представляется необходимой целенаправленная работа социальных служб сопровождения детей-сирот над формированием антиципационных схем.

Основываясь на понятиях социальной адаптации и реабилитации, ещё В.П. Кащенко считал основным методом социального восстановления детей — синтез медико-терапевтических, учебно-образовательных и воспитательных приёмов. Он требовал, чтобы на практике любое дело, которое делает ребёнок, любое мероприятие, в котором он участвует, оказывали корректирующее воздействие. Например, даже детские праздники должны представлять рычаг коррективного воспитания, прежде всего слабых детей, наиболее трудных по характеру, застенчивых, наименее склонных к коллективной работе.

Одна из основных целей, которую ставят перед собой коллективы современных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — подготовка к самостоятельной жизни посредством создания условий для целенаправленной социализации детей.

Вряде исследований (К.А. Абульханова-Славская., Ф.В. Басин., В.Е. Рожнов) показано, что прочные фиксированные установки, которые формируются в раннем детстве, приводят к запечатлению у ребёнка характера эмоциональных отношений родителей с детьми, что определяет развитие эмоциональной сферы, чувства эмпатии. Помимо этого, запечатлеваются внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения, что затрудняет социальную адаптацию детей и подростков.

Безопасность детства — составная часть стратегии национальной безопасности России. Но сегодня в нашей стране большое число детей относится к группе социального риска; много сирот, социальных сирот, беспризорных, внебрачных, девиантных детей. В исследованиях (А.Л. Арефьев, Е.М. Рыбинский) отмечается, что подобного в России не было со времени Великой Отечественной войны. В своей работе доктор юридических наук А.М. Нечаева отмечает: «...в конце войны в России насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без родителей: 400 тысяч из них воспитывались в детских домах, 278 тысяч находились на воспитании в семьях.».

На решение этих проблем направлены законы и другие нормативные акты в поддержку детей России, которые принимаются в последние годы.

Приоритетные направления в этой области:

• совершенствование национального законодательства по охране прав детей для его полного соответствия Конвенции ООН «О правах ребёнка»;

• создание в каждом регионе сети социально-педагогических учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

• разработка и осуществление медицинских, правовых, социально-экономических мер для сдерживания роста числа детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития;

Одна из основных целей, которую ставят перед собой коллективы современных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — подготовка к самостоятельной жизни посредством создания условий для целенаправленной социализации детей.

• осуществление действенных мер по оздоровлению и досугу детей;

• уменьшение учебной нагрузки в начальной и базовой школах для сохранения психического и физического здоровья детей;

• развитие индустрии детского питания;

• осуществление мер по обеспечению права на образование детей-инвалидов, находящихся в специализированных домах-интернатах.

Несмотря на то что в последнее время была создана нормативно-правовая база по социальной защите детей, в отношении учреждений государственной поддержки принят один-единственный документ — «Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (приказ МО РФ от 19.07.95г., № 410). На основе данного постановления базируется вся работа детских домов, но проблема постинтернатной адаптации детей-сирот пока ждёт своего решения.

Отягощённая наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы становятся причиной различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что, конечно, затрудняет их социальную реабилитацию и адаптацию.

Научные исследования и практика показывают, что дети, лишённые родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Они не умеют общаться, что влечёт за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). У них наблюдаются серьёзные нарушения произвольной деятельности и саморегуляции поведения. Как правило, дети-сироты не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих, часто при желании создать семью терпят неудачу.

Для многих сирот характерно потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Таким образом, нарушения социально-психологической адаптации приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в асоциализации воспитанников детских домов, неприспособленности к жизни, школьной дезадаптации, а зачастую и в девиант-ном поведении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ практики работы детских домов показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и вос-

питанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.

При этом на одного воспитанника детского дома выделяется средств в 1015 раз больше, чем на ребёнка, взятого под опеку или в приёмную семью. Тем не менее, ни материальное благополучие, ни наполненность детских домов различными мероприятиями не обеспечивают успешную социализацию воспитанников детских домов.

Опыт работы в детских домах позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а социальные и психологические. Дети, живущие в детских домах, к сожалению, будут копировать ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно — контакты, основанные на подчинённости, жёсткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной системы. В данном случае мы не говорим о том, что в детских домах работают неграмотные, недобрые люди. Совсем нет, часто воспитатели любят детей, стараются заменить им семью, помочь стать полноправными гражданами страны. К сожалению, сама существующая система их работы ориентирует воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований взрослых. Активность же детей часто не находит отклика, так как отсутствуют условия её поддержания. Отсутствие похвалы за собственную деятельность формирует у воспитанников детских домов чувство вины, а постоянный контроль поведения заставляет их делать всё как надо, как требуют взрослые. Это создаёт атмосферу «холода», формализма, вызывает чувство тревоги, страха, проявление агрессии.

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих сегодня перед ребёнком-сиротой в плане его социальной адаптации, реабилитации, социализации и всестороннего развития личности, — одна из главных задач специалистов службы сопровождения, работающих в детском доме.

Службы сопровождения создаются для удовлетворения потребностей детей-сирот. Такие службы предусматривают реализацию конкретных мер по подготовке воспитанников детских домов к будущей самостоятельной жизни, интеграции в общество сверстников, имеющих родителей, в среду нормально развивающихся детей.

В следующем номере журнала будут рассмотрены модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.