итгздотя
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последнее время государство многое делает для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако проблема их социальной адаптации всё ещё не утратила своей актуальности. В статье, которую мы предлагает, рассмотрены теоретические аспекты этой сложнейшей проблемы.
• дети-сироты • социальная адаптация • дезадаптация несовершеннолетних • социальная реабилитация
О
Людмила Олиференко,
профессор, доктор педагогических
наук
Татьяна Шульга,
доктор педагогических наук
Зарубежные исследователи считают, что к разработке теории и практики социализации молодёжи должны привлекаться философы, социологи, педагоги, социопсихологи, психологи, медики, политологи. Необходимость привлечения такого широкого круга специалистов объясняется чрезвычайной сложностью и разнообразием вопросов, которые необходимо решать на пути к достижению конкретных результатов по социальной адаптации подрастающего поколения.
Одним из первых понятие «социализация» ввёл в терминологию педагогических наук французский социолог и педагог Эмиль Дюркгейм, рассматривавший процесс воспитания в качестве «планомерной социализации молодого поколения». Уже многие годы на зарубежные концепции социализации основное влияние оказывают представители нескольких, дополняющих друг друга и направленных на разработку определённых аспектов социализации, школ. Так, представители школы структурно-функционального анализа исследуют и обосновывают идейные устои политической социализации (Т. Парсонс, У. Митчёл, К. Лэнгтон и др.). Кон-
О
цепция конфликтов (Р. Дарендорф) разрабатывает проблемы воспитания «критически мыслящей» личности. Школа символического интеракцио-нализма претендует на первенство в разработке аспектов собственно механизма осуществления социализации, принятия личностью социальных ролей в соответствии с требованиями и ожиданиями общества. Концепции школ культурной антропологии в наше время становятся самыми популярными. Культурная антропология в целом рассматривает социализацию в качестве процесса передачи «культуры» — нормативно-оценочной системы общества — от одного поколения другому.
Как правило, все концепции социализации опираются на основные положения фрейдизма, которые получили развитие в работах психологов-педагогов — Р. Сиарса, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского. Наибольшее практическое применение за рубежом нашли теории и построенные на их основе методики Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.
Тщательно разработанная система целенаправленной социализации подрастающего поколения — один из важнейших способов стабилизации общества, государства.
Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек формируется как общественное существо. Успешная социализация предполагает решение таких задач:
— эффективная адаптация человека в обществе;
— формирование способности человека преодолевать общественные тенденции, мешающие его развитию и реализации как личности.
Социальная адаптация, по мнению психологов, — это интеграция человека в общество, в результате которой формируется личность, её самосознание и ролевое поведение, способность к овладению собой. Социальная адаптация является взаимодействием двух взаимно адаптирующихся систем — личности и социальной среды. Обе эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определённой мере адаптирует к себе личность.
Традиционно процесс социализации состоит из интеграции молодёжи в мир основных общественных, государственных, идеологических, социальных и нравственных ориентиров, ценностей, норм, верований, представлений, убеждений и мотиваций, а также подготовки, в том числе и психологической, к выполнению социальных ролей гражданина общества. Эта подготовка обязательно должна быть практической и комплексной.
Для подготовки полноценного гражданина необходимо, чтобы у каждой личности сложились определённые социальные свойства и навыки «критичес-
Традиционно процесс социализации состоит из интеграции молодёжи в мир основных общественных, государственных,
идеологических, социальных и нравственных ориентиров, ценностей, норм, верований, представлений, убеждений и мотиваций, а также подготовки, в том числе и психологической, к выполнению социальных ролей гражданина общества. Эта подготовка обязательно должна быть практической и комплексной.
О
кого мышления». Это способствует становлению абсолютно уверенного в своих принципах и взглядах и не допускающего сомнений в их истинности человека. Поэтому в качестве задачи и одного из средств социализации рассматривается формирование так называемой позитивно-критической личности, считающей себя свободной и наделённой демократическими правами.
Достижению этих задач подчинена деятельность всех воспитательных и общеобразовательных государственных институтов: школы, семьи, групп сверстников, детских и молодёжных организаций, средств массовой информации, то есть государства в целом, а также церкви. Причём приоритетность этих институтов периодически изменяется.
Претерпевает изменение и влияние семьи как института социализации. В последние годы в США всё больше внимания уделяется вопросам именно семейного воспитания, подготовке подрастающего поколения к созданию полноценных семей. Большое распространение получила концепция так называемого сексизма, суть которой состоит в решении вопроса: как вырастить из мальчика полноценного мужчину, мужа, отца, а из девочки — женщину, мать, жену.
Социализация представляет собой единство сложных процессов — адаптации к существующим социальным условиям, присвоения социальной информации и реализации полученного социального опыта, творческого преобразования и развития своей социальной среды. С одной стороны, социализация включает целенаправленное воспитательное воздействие общества на индивида для привития ему определённых знаний, умений, навыков, с другой стороны — его социальную деятельность. Таким образом, социальная адаптация — это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в структуру социальной среды путём стандартизации ситуации, что даёт возможность успешно развиваться, посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.
Понятие адаптация наделено социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик. В общественных науках это понятие употребляется сравнительно недавно, а в биологии оно имеет вековую историю. На протяжении жизни человек попадает во множество различных адаптивных ситуаций (поступление в школу, вуз, перемена места жительства, выход на пенсию и др.), которые характеризуются изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. В новой среде привычные стереотипы и шаблоны поведения, мышления, восприятия, эталоны, установки и ориентация личности становятся малоэффективными, а иногда и невозможными. Понятие адаптация (от adaptatiо — приспособление) было первоначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса — приспособления человека к социальным условиям жизни.
Во взаимодействии «личность — социальная среда» биологический тип адаптации сменяется социальным, характеризующимся сознательным
и творческим характером. В этом процессе следует выделить наиболее важные аспекты:
• человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;
• только человек способен сознательно готовить к процессу социальной адаптации молодое поколение, используя средства воспитания;
• только человек создаёт специальные приспособления (определённые социальные институты, нормы, традиции), облегчающие процесс его адаптации в данной среде.
С помощью сознания человек целенаправленно контролирует и регулирует процесс своей адаптации, варьирует своё поведение при изменении условий. В отличие от всех живых существ, человек должен овладеть возможностью адекватно реагировать на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные формы поведения для данной ситуации.
Сегодня такое явление, как семейная, школьная и социальная дезадаптация, стало социально значимой проблемой. Возросшую частоту нарушений адаптации многие учёные связывают с резким увеличением стрессовых ситуаций, тяжестью социально-экономических проблем, снижением здоровья подрастающего поколения.
Нарушенная адаптация или дезадаптация — это реакция ребёнка на неадекватные для его развития, для его личностной активности условия жизни.
Наиболее негативные последствия для ребёнка имеет семейная дезадаптация, так как именно семья — естественная среда его жизнеобеспечения.
Особое внимание психологи, социальные педагоги должны уделять семьям, где с раннего возраста дети становятся свидетелями недостойного поведения родителей. У детей, проживших в таких семьях даже короткий промежуток времени, как правило, отмечается нарушение социальной адаптации.
Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов, сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет или делает невозможной их перестройку методами традиционной педагогики. Работа с такими детьми требует применение методов, связанных с внушением, самовнушением и т.д.
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания разные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами как трудно-воспитуемость. Трудновоспитуемость — сопротивление ребёнка целенаправленному педагогическому воздействию — может быть вызвана самыми разными причинами, включая педагогические просчёты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера и другие личностные характеристики. Именно трудновоспитуемость зачастую становится причиной дезадаптации — патогенной, психосоциальной, социальной.
Причиной патогенной дезадаптации являются отклонения, патологии психического развития и нервно-психические заболевания. К этой категории относят психогенную дезадаптацию, которая проявляется в виде фобий, навязчивых дурных привычках, энурезе и т.д. Именно она вызывается неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребёнка, которые обусловливают его нестандартность, трудновоспитуемость. Наиболее устойчивыми её формами можно считать различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-по-знавательной сферы: эмпатийность, индифферентность интересов, низкую познавательную активность и т.д. Труд-новоспитуемость детей, опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, проявляется в несдержанности, эгоизме, зазнайстве, пренебрежительном отношении к сверстникам.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок.
В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.
Стадия школьной социальной дезадаптации наблюдается у педагогически запущенных учащихся. Как правило, к ним относят воспитанников детских домов, для которых характерно хроническое отставание по ряду школьных предметов, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков).
Более глубокая стадия социальной дезадаптации характерна для социально запущенных подростков. Социальная запущенность проявляется в глубоком отчуждении подростков от семьи и школы как основных институтов социализации. Их формирование проходит в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, которым свойственна глубокая деформация ценностно-нормативной сферы (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство).Социально запущенные подростки, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.
Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, российская философская антропология, современные данные человекознания. Основные понятия социально-педагогической деятельности — социальная адаптация, социальная реабилитация.
В.А. Никитин считает, что социальная адаптация — процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой со-
Социальная запущенность проявляется в глубоком отчуждении подростков от семьи и школы как основных институтов социализации.
циальной среды (например, детский дом или среднее учебное заведение, куда попадает ребёнок по выходу из детского дома), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства), а также характерных для неё форм деятельности. По его мнению, социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения (т.е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на неё.
На наш взгляд, показатели успешной социальной адаптации такие: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворённость ею (пример — удовлетворённость условиями жизни в детском доме).
Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (к примеру, побеги из детских учреждений, бродяжничество), отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от характеристик индивида. Наибольшее значение для социальной адаптации индивида имеют его образование и возраст.
Понятие «реабилитация» используется, по мнению В.А. Никитина, в разных аспектах. Медико-социальная реабилитация — комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате болезней и травм возможностями.
В своей работе мы используем такие понятия: психологическая реабилитация — комплекс психологических мероприятий, направленных на психологическое развитие и его восстановление у детей и подростков, диагностика и психокоррекция различных форм детско-подростковой дезадаптации.
Социально-педагогическая реабилитация — комплекс мер социальной, педагогической поддержки, выполняющей функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).
Социально-реабилитационная педагогическая деятельность направлена на создание условий для нормальной, полноценной жизнедеятельности детей, их обучения и развития. Начинается она с социально-бытовой реабилитации, когда детей учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели на простынях и т.д. Затем медико-социальная реабилитация — детей лечат, избавляют от социальных болезней, например педикулёза.
Психоэмоциональная реабилитация — это создание комфортных условий проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы: игротерапия, сказкоте-рапия, психотерапевтический театр и др.
В зависимости от характера дезадаптации в социальной реабилитации доминируют психолого-педагогические и диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных социальных установок.
При психосоциальной дезадаптации важное место отводится психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации — программам по включению в систему новых социальных отношений, выполняющих функции институтов ресоциализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.
Наибольшие трудности, как правило, вызывает реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обусловлено это тем, что нередко для такого ребёнка, подростка характерно проявление сразу нескольких форм дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, и социальную. В этом случае диагностико- кор-рекционные программы последовательно ориентированы на все перечисленные формы дезадаптации.
Человек — существо социальное. Эта тривиальная истина приводит к понятию социальной системы как способа организации множества взаимодействующих индивидов в единое целое. Постулат о том, что целое не равно сумме частей, его составляющих, требует от социологов, социальных педагогов и социальных психологов организации и координации социального взаимодействия, обеспечиваемых совокупностью отношений между стабильными элементами социальной структуры — социальными позициями.
Структурно-функциональный анализ компонентов социальной системы, проведённый Т. Парсонсом, предполагает, что любая функционирующая система действия должна удовлетворительным образом решать четыре главные функциональные проблемы:
• адаптацию к окружающей среде;
• обеспечение реализации основных целей системы и мобилизацию средств для её достижения;
• интеграцию и координацию деятельности структурных элементов;
• поддержание господствующего в обществе ценностного образа и снятие напряжения внутри системы.
Указанный набор функциональных императивов применяется Т. Парсон-сом и к анализу основных подсистем действия — культуре, социальной системе, личности и биологическому организму. Каждая из этих систем, по мнению И.Н. Симаевой, специализируется на выполнении отдельной
В зависимости от характера дезадаптации в социальной реабилитации доминируют психолого-педагогические и диагностико-кор-рекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных социальных установок.
функции, и функции адаптации, в частности, обеспечивает биологический организм, личность же выполняет функцию целедостижения и т.д.
Несколько иной позиции придерживался канадский физиолог Г. Селье, известный своей теорией стресса. Он ввёл понятие общего адаптационного синдрома, проходящего три стадии формирования: первая — тревоги, вторая — сопротивления и третья — истощения. Селье трактует адаптацию как многократно повторяющийся в течение жизни человека процесс. При этом в случае успешной адаптации и достижения результата личность к концу фазы сопротивления овладевает ситуацией доступным ей способом. В случае дезадаптации наступает фаза истощения — депрессия.
Адаптация к деятельности в процессе социализации индивида непрерывно связана с его сознанием, с объёмом памяти — хранилищем прошлого опыта, социальной информации и знаний, образующих тезаурус. Тезаурус содержит, постоянно обновляя и дополняя, две информационные модели, отражающие среду, а также самого человека. Благодаря этому обеспечивается самоорганизация, самоконтроль, формируется целенаправленное поведение. Чем адекватнее информационные модели, тем точнее отображаются окружающие условия, обстоятельства, собственные возможности и цель, тем большего успеха в социальной адаптации достигнет индивид.
Процесс адаптации включает в себя все уровни взаимодействия:
• сенсерно-перцептивный;
• представлений;
• вербально-логический.
Причём всем этим уровням свойственно наличие антиципационных процессов, т.е. упреждение воздействия среды. Однако на сенсорно-перцептивном уровне антиципация ограничена рамками актуально текущего действия. На уровне представлений появляется антиципация потенциальных действий. И на вербально-логическом уровне она проявляется более полно, обеспечивая прогноз и планирование деятельности в целом, статусно-ролевых отношений. Возможности перехода от настоящего к будущему и так далее.
В результате этого выявляется, что отличительной чертой человека по сравнению с другими биологическими организмами является возможность появления отчётливых антиципационных изменений на когнитивном уровне, что вносит в процесс адаптации отчётливую психологическую доминанту.
Можно утверждать, что адаптация индивида в процессе его социализации не может быть ограничена только биологическим или биофизическим уровнем, как это утверждали Г. Селье, Т. Парсонс. Поэтому в процессе адаптации и реабилитации представляется необходимой целенаправленная работа социальных служб сопровождения детей-сирот над формированием антиципационных схем.
Основываясь на понятиях социальной адаптации и реабилитации, ещё В.П. Кащенко считал основным методом социального восстановления детей — синтез медико-терапевтических, учебно-образовательных и воспитательных приёмов. Он требовал, чтобы на практике любое дело, которое делает ребёнок, любое мероприятие, в котором он участвует, оказывали корректирующее воздействие. Например, даже детские праздники должны представлять рычаг коррективного воспитания, прежде всего слабых детей, наиболее трудных по характеру, застенчивых, наименее склонных к коллективной работе.
Одна из основных целей, которую ставят перед собой коллективы современных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — подготовка к самостоятельной жизни посредством создания условий для целенаправленной социализации детей.
Вряде исследований (К.А. Абульханова-Славская., Ф.В. Басин., В.Е. Рожнов) показано, что прочные фиксированные установки, которые формируются в раннем детстве, приводят к запечатлению у ребёнка характера эмоциональных отношений родителей с детьми, что определяет развитие эмоциональной сферы, чувства эмпатии. Помимо этого, запечатлеваются внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения, что затрудняет социальную адаптацию детей и подростков.
Безопасность детства — составная часть стратегии национальной безопасности России. Но сегодня в нашей стране большое число детей относится к группе социального риска; много сирот, социальных сирот, беспризорных, внебрачных, девиантных детей. В исследованиях (А.Л. Арефьев, Е.М. Рыбинский) отмечается, что подобного в России не было со времени Великой Отечественной войны. В своей работе доктор юридических наук А.М. Нечаева отмечает: «...в конце войны в России насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без родителей: 400 тысяч из них воспитывались в детских домах, 278 тысяч находились на воспитании в семьях.».
На решение этих проблем направлены законы и другие нормативные акты в поддержку детей России, которые принимаются в последние годы.
Приоритетные направления в этой области:
• совершенствование национального законодательства по охране прав детей для его полного соответствия Конвенции ООН «О правах ребёнка»;
• создание в каждом регионе сети социально-педагогических учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
• разработка и осуществление медицинских, правовых, социально-экономических мер для сдерживания роста числа детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития;
Одна из основных целей, которую ставят перед собой коллективы современных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — подготовка к самостоятельной жизни посредством создания условий для целенаправленной социализации детей.
• осуществление действенных мер по оздоровлению и досугу детей;
• уменьшение учебной нагрузки в начальной и базовой школах для сохранения психического и физического здоровья детей;
• развитие индустрии детского питания;
• осуществление мер по обеспечению права на образование детей-инвалидов, находящихся в специализированных домах-интернатах.
Несмотря на то что в последнее время была создана нормативно-правовая база по социальной защите детей, в отношении учреждений государственной поддержки принят один-единственный документ — «Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (приказ МО РФ от 19.07.95г., № 410). На основе данного постановления базируется вся работа детских домов, но проблема постинтернатной адаптации детей-сирот пока ждёт своего решения.
Отягощённая наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы становятся причиной различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что, конечно, затрудняет их социальную реабилитацию и адаптацию.
Научные исследования и практика показывают, что дети, лишённые родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Они не умеют общаться, что влечёт за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). У них наблюдаются серьёзные нарушения произвольной деятельности и саморегуляции поведения. Как правило, дети-сироты не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия.
Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих, часто при желании создать семью терпят неудачу.
Для многих сирот характерно потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.
Таким образом, нарушения социально-психологической адаптации приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в асоциализации воспитанников детских домов, неприспособленности к жизни, школьной дезадаптации, а зачастую и в девиант-ном поведении.
Анализ практики работы детских домов показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и вос-
питанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.
При этом на одного воспитанника детского дома выделяется средств в 1015 раз больше, чем на ребёнка, взятого под опеку или в приёмную семью. Тем не менее, ни материальное благополучие, ни наполненность детских домов различными мероприятиями не обеспечивают успешную социализацию воспитанников детских домов.
Опыт работы в детских домах позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а социальные и психологические. Дети, живущие в детских домах, к сожалению, будут копировать ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно — контакты, основанные на подчинённости, жёсткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной системы. В данном случае мы не говорим о том, что в детских домах работают неграмотные, недобрые люди. Совсем нет, часто воспитатели любят детей, стараются заменить им семью, помочь стать полноправными гражданами страны. К сожалению, сама существующая система их работы ориентирует воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований взрослых. Активность же детей часто не находит отклика, так как отсутствуют условия её поддержания. Отсутствие похвалы за собственную деятельность формирует у воспитанников детских домов чувство вины, а постоянный контроль поведения заставляет их делать всё как надо, как требуют взрослые. Это создаёт атмосферу «холода», формализма, вызывает чувство тревоги, страха, проявление агрессии.
Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих сегодня перед ребёнком-сиротой в плане его социальной адаптации, реабилитации, социализации и всестороннего развития личности, — одна из главных задач специалистов службы сопровождения, работающих в детском доме.
Службы сопровождения создаются для удовлетворения потребностей детей-сирот. Такие службы предусматривают реализацию конкретных мер по подготовке воспитанников детских домов к будущей самостоятельной жизни, интеграции в общество сверстников, имеющих родителей, в среду нормально развивающихся детей.
В следующем номере журнала будут рассмотрены модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.