Научная статья на тему 'Комплексная реабилитация воспитанников детского дома'

Комплексная реабилитация воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ВОСПИТАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Надежда Алексеевна, Девицына Елена Александровна, Шмулявцева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная реабилитация воспитанников детского дома»

Комплексная реабилитация воспитанников детского дома

Надежда Алексеевна Лебедева,

и.о. директора ОБУ ХМАО-ЮГРЫ «Детский дом «Северяночка»

Елена Александровна Девицына,

заместитель директора по научно-методической работе

Светлана Юрьевна Шмулявцева,

заведующая отделением Комплексной консультативной службы сопровождения

Воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности

С.Т. Шацкий

• реабилитационное пространство • дети-сироты • комплексное сопровождение • поддержка • воспитание

За последнее десятилетие в России государством и гражданским обществом предприняты значительные законодательные, организационно-методические, кадровые и практические шаги по улучшению уровня жизни детей, в силу разных обстоятельств оказавшихся в трудной для них жизненной ситуации и воспитывающихся вне семьи.

Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Государство заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были успешно интегрированы в современное общество, готовы самостоятельно решать возникающие социально-бытовые, коммуникативные и экономические проблемы, воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.

В настоящее время работа с детьми, воспитанниками детских домов и интернатов, проводится, как правило, по государственным программам, адаптированным к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента. Анализ работы таких учреждений показывает, что специалисты (социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели) проявляют себя в большей степени при решении узкоспецифических задач. При этом комплексно не решаются главные проблемы, связанные с реабилитацией воспитанников.

На наш взгляд, комплексная реабилитация воспитанников детского дома, с учётом индивидуальных особенностей и реабилитационного потенциала ребёнка, способствует компенсации деприваций ребёнка-сироты, его успешной социализации.

Компенсация деприваций у детей-сирот, формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы — основная цель педагогического коллектива ОБУ ХМАО-Югры «Детский дом «Северяночка».

Задачи:

— совершенствование среды для комплексной реабилитации, предполагающей компенсацию деприваций ребёнка-сироты и успешную социализацию посредством организации социально-медико-психолого-педагогического сопровождения на основе современных технологий управления;

— организация образовательного процесса, направленного на формирование ключевых компетенций воспитанников путём реализации программ дополнительного образования (социально-педагогического, спортивно- технического и художественно-эстетического направлений).

Принципы воспитательной политики ОБУ ХМАО-Югры «Детский дом «Северяночка»:

1. Принцип открытости образовательной среды детского дома. Открытость детского проявляется, прежде всего, во взаимосвязи с окружающей средой. Она определена пространственными, временными и функциональными отношениями учреждения с различными объектами внешней среды.

2. Принцип свободы выбора определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки воспитанникам в овладении ими умения действовать в условиях свободы и делать правильный осознанный выбор.

3. Принцип гуманности. Данный принцип означает, что воспитатель ставит воспитанника не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта воспитания, тем самым создавая условия для его творческой самореализации; общегрупповая воспитательная работа сочетается с индивидуальной. При этом особое внимание уделяется развитию каждого ребёнка.

4. Принцип педагогической поддержки. Педагогическая поддержка рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребёнка как личности. Она представляет собой процесс определения образовательного маршрута путей совместного преодоления проблем и создания условий для самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

5. Принцип природосообразности. Воспитание в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, склонностями, интересом, задатками, индивидуальными особенностями восприятия предполагает построение воспитания по групповым и индивидуальным маршрутам и планам.

6. Принцип культуросообразности. Он заключается в том, что идеи о базовой культуре личности, добровольности и реализации целей образования являются основанием для разработки содержания воспитания, которое понимается не как всестороннее, а как разностороннее развитие личности в коллективной творческой деятельности детей и педагогов.

7. Принцип вариантности. Организация работы с детьми, учёт всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, пробуждения новых интересов, выбора воспитанниками форм участия в жизни детского дома.

8. Принцип сочетания инновационности и стабильности. Данный принцип предполагает, что рациональные изменения являются способом существования воспитательной системы. Он определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, планов, технологий и форм работы детского дома. Вместе с тем, эффективно работающие компоненты воспитательной системы должны быть стабилизированы.

9. Принцип педагогического стимулирования социальных проб. Создание условий для самооценки воспитанниками своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные проблемы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определённая социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

10. Принцип организации личного пространства ребёнка. Создание условий, при которых воспитанник может уединиться, оформить своё личное место; самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов с внешней средой в соответствии с потребностями; сохранять границы своего «Я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

11. Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности. Определение общих целей воспитателей и воспитанников через организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; формирование толерантности к непривычному поведению других людей, способности признавать их права на такое поведение.

12. Принцип развития самодеятельности и инициативы детей. Активное участие воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения, развитие детского самоуправления; создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение; поддержка различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

Н.А. Лебедева, Е.А. Девицына, С.Ю. Шмулявцева детского дома

Стратегия формирования реабилитационного пространства в ОБУ ХМАО-Югры «Детский дом «Северяночка» основана на анализе главных причин возникновения трудностей социализации ребёнка, временно или постоянно лишённого семейного окружения.

Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации: у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путём подражания образам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт несёт негативный асоциальный характер; ранний детский опыт ребёнка-сироты несёт на себе отпечаток материнской депри-вации и формирует один из серьёзнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, которое заключается в ограниченности круга общения со сверстниками, ограничении контактного пространства, сниженном объёме информации.

Главным вопросом при этом становится нивелирование проявлений социальной депри-вации. Создание условий по компенсации деприваций, обеспечению успешной и полноценной социализации воспитанников — основная цель структурных подразделений детского дома «Северяночка».

Реабилитационное пространство детского дома «Северяночка» представлено такими структурными отделениями и формами организации сопровождения: отделение социально-правового и психолого-педагогического сопровождения; отделение учебно-воспитательной работы и дополнительного образования; медицинское отделение; детский совет учреждения; психолого-педагогический консилиум (ППк); психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), совет профилактики, методические объединения воспитателей и педагогов дополнительного образования.

При создании реабилитационного пространства мы опирались на теоретическую базу (теорию управления), требования внешней среды (социальный заказ), внутреннюю среду учреждения (ресурсы), нормативно-регламентирующую базу, материально-техническую базу, технологии (как управленческие, так и специфические) по социально-психолого-медико- педагогическому сопровождению воспитанников, персонал (кадры).

Коллективом учреждения разработана и совершенствуется технология «Педагогиче-

Комплексная реабилитация воспитанников

ское сопровождение социально-личностного развития ребёнка» — это комплексная технология создания реабилитационного пространства по компенсации деприваций ребёнка-сироты и социально-личностному развитию воспитанников.

Технология представлена системой отчётов «Показатели деятельности ОБУ ХМАО-Юг-ры «Детский дом «Северяночка», которая включает направления деятельности учреждения, реализуемые программы, критерии, показатели и индикаторы результатов деятельности учреждения; систему мониторин-гов «Оценка эффективности реализации основных направлений образовательного процесса и системы сопровождения деятельности структурных подразделений.

Методическое сопровождение предполагает:

— оценку качества организации мероприятий по направлениям воспитательной деятельности;

— обобщение и распространение педагогического опыта;

— внедрение инновационных разработок в образовательный процесс;

— методическое обеспечение педагогической деятельности по осуществлению лично-стно ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов;

— анализ мероприятий по реализации посткурсовой переподготовки, аттестации педагогических кадров, реализации вариативных программ.

Психологическое сопровождение представлено следующими направлениями деятельности:

— диагностика интеллектуальной и лично-стно-эмоциональной сфер личности воспитанника, применение компьютерных программ научно-производственной фирмы «Амалтея», профессионального психологического инструментария государственного предприятия «Иматон», Санкт-Петербург;

— консультирование и просвещение педагогов по вопросам «Возрастные особенности воспитанников», «Индивидуальные особенности воспитанников», «Причины проблем в поведении и научении ребёнка», «Закономерности формирования коллектива», «Комфортность воспитательной среды»;

— психопрофилактика вредных привычек, тревожности;

— коррекция эмоционального состояния, психолого-педагогическая коррекция умственного развития, развитие творческих способностей воспитанников (применение комплексного обеспечения психологической

практики государственного предприятия «Иматон», Санкт-Петербург; тренинговой программы «БОСЛАБ», реализация программы «Коррекция эмоционального состояния. Сенсорная комната»);

— индивидуальное сопровождение воспитанников (проведение ППк и ПМПк);

— «Портфолио воспитанника. Индивидуальные особенности воспитанника».

Социально-правовое сопровождение включает виды деятельности:

— организация деятельности по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— ведение личных дел воспитанников;

— реализация программы «Самосовершенствование личности» — подготовка воспитанника к дальнейшему самостоятельному совершенствованию; ведение индивидуальных карт развития воспитанников;

— мониторинг самосовершенствования, самореализации, самоопределения личности воспитанника (по программе Г.К. Селевко);

— системная помощь выпускнику в социально-бытовых, экономических и правовых вопросах;

— осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребёнка-сироты в период его проживания в детском доме.

В рамках педагогического сопровождения осуществляется:

— профилактическая и коррекционная деятельность в соответствии с индивидуальными планами развития воспитанников;

— реализация технологий: «Портфолио воспитанника»; «Листы успешности»; «Самореализация планов воспитанников»;

— оценка качества результатов по усвоению программного материала общеобразовательных учреждений;

— оценка качества результатов по усвоению программного материала дополнительного образования;

— оценка качества проведения традиционных и нетрадиционных форм групповых мероприятий;

— развитие творческих способностей воспитанников;

— реализация программ дополнительного образования;

— организация кружков;

— повышение активности участия воспитанников в кружковой деятельности;

— укрепление материально-технической базы;

— ведение индивидуальных карт развития воспитанников.

Медицинское отделение осуществляет такие виды деятельности:

— планирование и реализация профилактических мероприятий по снижению заболеваемости воспитанников (органов дыхания, зрения, опорно-двигательного аппарата), во взаимодействии с «врачом-педиатром, старшей медсестрой, руководителем физического воспитания, инструктором по ЛФК, воспитатель;

— разработка информационно-профилактического материала (брошюры, памятки и т.п.);

— разработка и ведение паспорта «Здоровье» в рамках индивидуального сопровождения воспитанников.

В ходе реабилитационной работы по компенсации депривации ребёнка-сироты, успешной социализации воспитанников повысился уровень следующих характеристик:

— эмоциональное благополучие;

— самооценка;

— овладение способами нахождения альтернативных социально-приемлемых форм удовлетворения собственных потребностей;

— овладение социально-приемлемыми способами общения;

— сформированность нравственно-волевых устремлений;

— сознательное отношение к своим действиям;

— стремление к нравственному, интеллектуальному, личностному самосовершенствованию;

— способность адекватно адаптироваться к изменениям жизненных условий.

Дальнейшую перспективу в развитии реабилитационного пространства мы видим:

1. В совершенствовании методического инструментария по осуществлению медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в детском доме.

2. В дальнейшей апробации мониторинговой системы по определению эффективности реабилитационного процесса.

3. В разработке и апробации новых эффективных форм работы по компенсации особенностей в психоэмоциональном развитии, коррекции самосознания и поведенческой сферы воспитанников.

4. В развитии реабилитационного пространства как целостной системы жизнедеятельности воспитанников детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.