Литература
1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001.
2. Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000.
3. Мануйлов Ю. С. Средовый подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.
4. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
5. Жежель Л. В. Аксиологические основания воспитания курсантов в образовательной среде военного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2013.
6. Грунин А. В. Формирование моральной ответственности курсантов в воспитывающей среде вуза. Владимир, 2012.
7. Романов Д. В. Формирование духовно-ценностных ориен-таций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009.
8. Петровская М. В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-3. С. 632-635.
9. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/297.php.
10. Разгонов В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2016.
References
1. Borytko N. M. V prostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti [In the space of educational activity]. Volgograd, 2001. (In Russian).
2. Krylova N. B. Kul'turologiya obrazovaniya [Cultural Studies of Education]. Moscow, 2000. (In Russian).
3. Manuilov Yu. S. Sredovyjpodhod v vospitanii [Theory of educational environment]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 1997. (In Russian).
4. Schurkova N. E. Vospitanie: novyjvzglyad s pozicii kul'tury [Education: a new view from the point of view of culture]. Moscow, 1997. (In Russian).
5. Zhezhel L. V. Aksiologicheskie osnovaniya vospitaniya kursantov v obrazovatel'nojsrede voennogo vuza [Axiological Bases of Education of Cadets in Educational Environment of Military University]. Abstract of Ph. D. thesis. Kostroma, 2013. (In Russian).
6. Grunin A. V. Formirovanie moral'noj otvetstvennosti kursantov v vospityvayushchej srede vuza [Formation of moral responsibility of cadets in the educational environment of the university]. Vladimir, 2012. (In Russian).
7. Romanov D. V. Formirovanie duhovno-cennostnyh orientaciju kursantov v vospityvayushchej srede voennogo vuza [Formation of spiritual and value orientations among cadets in the educational environment of the military university]. Abstract of Ph. D. thesis. Kostroma, 2009. (In Russian).
8. Petrovskaya M. V. Obrazovatel'naya sreda voennogo vuza kak prostranstvo razvitiya psihologicheskoj kul'tury prepodavatelya [Educational Environment of the Military University as a Space for the Development of Psychological Culture of the Teacher]. Fundamental Research, 2013, no. 1-3, pp. 632-635. (In Russian).
9. Novejshij filosofskij slovar' [The Newest Philosophical Dictionary]. Available at: https://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/Philos/fil_dict/297.php. (In Russian).
10. Razgonov V. L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza [Value Guidelines for Vocational Education of Cadets in the Educational and Educational Process of the Military University]. Abstract of Ph. D. thesis. Barnaul, 2016. (In Russian).
УДК/UDC 159.923-058.862 И. С. Морозова, И. Г. Тимофеева
I. Morozova, I. Timofeeva
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
RESEARCH OF VOLITIONAL SELF-REGULATION IN ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION
Введение. В статье рассматривается волевая саморегуляция у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сетевого взаимодействия, а также предлагается комплекс мер по формированию ее навыков. Авторами освещены теоретические представления о волевой саморегуляции как объекте психолого-педагогического исследования. Выявлено, что процесс формирования навыков волевой саморегуляции личности имеет возрастно-
психологическую обусловленность и детерминирован системой внешних условий, обеспечивающих позитивные изменения изучаемых показателей, а также предложены средства оптимизации данного процесса в условиях сетевого взаимодействия. Доказано, что занятия спортом в учреждении дополнительного образования способствуют позитивным изменениям психики подростка. Приобщая ребенка к занятиям физической культурой и спортом, мы вос-
питываем ответственность, настойчивость, самообладание, развиваем эмоционально-волевую сферу ребенка.
Практическая значимость исследования состоит в нацеленности его результатов на совершенствование процесса формирования навыков волевой регуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях физкультурно-спортивной направленности.
Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью следующих методик: тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман), опросник «Стили саморегуляции» (В. И. Моросанова). В исследовании приняли участие 30 воспитанников детского дома г. Прокопьевска: 14 девушек и 16 юношей. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью корреляционного анализа и t-критерия Стъюдента.
Результаты. Определены возрастно-психологи-ческие предикторы формирования волевого усилия в подростковом возрасте, к числу которых отнесены показатели самооценки и самосознания. Выявлены возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций как условия развития волевых качеств и параметров саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Описаны организационно-методические аспекты сетевого взаимодействия, оптимизирующие процесс формирования навыков волевой саморегуляции. Проанализированы результаты формирующего воздействия, выражающиеся в положительной динамике личностных качеств подростков и снижении количества общественно опасных деяний, самовольных уходов, совершаемых обучающимися учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключение. Авторы приходят к выводу, что у обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладает низкий уровень сформированности навыков волевой саморегуляции, что, в свою очередь, может выступить триггером асоциального поведения. Доказано, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют формированию у подростков навыков произвольной регуляции собственной активности.
Introduction. The process of forming the skills of volitional self-regulation in orphans and children left without parental care in the context of network interaction is considered. The subject of the research is the process of forma-
tion of skills of strong-willed self-regulation in orphans and children left without parental care. The article highlights the theoretical concepts of volitional self-regulation as an object of psychological and pedagogical research. It was revealed that the process of formation of the skills of volitional self-regulation of personality has an age-psychological conditionally and is determined by a system of external conditions that provide positive changes in the studied indicators.
The article describes the organization of the process of formation of volitional self-regulation of learning institutions for orphans and children left without parental care, and suggests ways to optimize this process in a network environment. It is proved that playing sports in an institution of additional education contributes to positive changes in the psyche of a teenager. By introducing the child to physical education and sports, we bring up responsibility, perseverance, self-control, and develop the emotional and volitional sphere of the child.
The practical significance of the study lies in the direction of its results in improving the process of forming the skills of volitional regulation of orphans and children left without parental care, in conditions of physical education and sports orientation.
Methodology. Data collection was carried out using the following methods: test-questionnaire "Study of volitional self-regulation" (A. V. Zverkov and E. V. Eidman), questionnaire "Styles of self-regulation" (V. I. Morosanova). The study involved 30 children from an orphan home in Prokopevsk, of which 14 were female and 16 male. The obtained data were interpreted and subjected to statistical analysis using correlation analysis and Student t-test.
Results. The age-psychological predictors of the formation of volitional effort in adolescence are identified, which include indicators of self-esteem and self-awareness. The possibilities of network interaction of educational organizations as a condition for the development of strong-willed qualities and parameters of self-regulation of educational institutions for orphans and children left without parental care are revealed. Organizational and methodological aspects of network interaction that optimize the process of forming skills of self-regulation are described.
The results of the shaping impact, expressed in the positive dynamics of the personal qualities of adolescents and a decrease in the number of socially dangerous acts, unauthorized withdrawals committed by students of institutions for orphans and children without parental care, are determined.
Conclusion. It is concluded that in educational institutions for orphans and children without parental care, a low level of formation of strong-willed self-regulation skills prevails, which in turn can act as a trigger for antisocial behavior. It is proved that systematic physical education and
sports contribute to the formation of adolescent skills in the voluntary regulation of their own activity.
Ключевые слова: волевая саморегуляция, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подростковый возраст, сетевое взаимодействие, учреждения физкультурно-спортивной направленности.
Keywords: self-regulation of will, orphans and children left without parental care, adolescence, networking, physical education and sports facilities.
Введение
В последние годы на государственном уровне принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, угрожающим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для чего выделяются значительные бюджетные средства в поддержку детства, реорганизуются различные социальные институты. Несмотря на это, государственная политика в отношении таких детей остается недостаточно эффективной и на практике часто не приводит к желаемым результатам. Существующая учебно-воспитательная система детского дома не обеспечивает в полной мере формирования положительного социального опыта воспитанников, так как не приобщает детей к социально и личностно значимым ценностям, которые могли бы стать ориентиром в их последующей жизни и деятельности. Результатом пребывания детей-сирот в детском доме является наличие в социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик, как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, повышенный уровень отклоняющегося поведения и, как следствие, высокий уровень правонарушений и самовольных уходов [6].
Важным условием для формирования у ребенка умения не поддаться отрицательному воздействию является развитие волевых качеств. Способность к произвольному регулированию своего поведения является основой воспитания и социализации личности детей на этапе подросткового возраста [5]. Особую актуальность в современном мире приобретает проблема формирования навыков волевой саморегуляции у детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Данный термин используется в психолого-педагогической литературе достаточно широко. Мы считаем возможным выделить в данном контексте вопросы организации формирования волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательной организации, и рассмотреть возможности оптимизации данного процесса в сетевом взаимодействии.
Существующая на данный момент образовательная система в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает в полной мере требованиям становления параметров волевой саморегуляции воспитанников, не приобщает эту категорию детей к социально и личностно значимым ценностям, которые могут быть ориентиром в их дальнейшей жизни.
Руководствуясь изложенным выше, считаем, что нужен переход к новому типу учебно-воспитательной работы с воспитанниками детских домов, при котором акцент делается на формирование навыков волевой саморегуляции. Основой успешного формирования волевой саморегуляции у воспитанников детского дома является включение их в различные виды деятельности [8].
Мы согласны с мнением Т. И. Шамовой, которая считает, что спортивная деятельность обеспечивает позитивную динамику физических характеристик воспитанника, отражающих стремление к самореализации, дисциплину, самоорганизацию, инициативность, наставничество [20]. Занятия спортом организуются в учреждениях дополнительного образования, к числу которых относятся и спортивные школы. По данным областного мониторинга, 5,8% воспитанников детских домов имеют противопоказания для занятий спортом, 57,6% - посещают тренировочные занятия по различным видам спорта на базе детских домов и общеобразовательных школ. Лишь 3,2% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются спортом в детско-юношеских спортивных школах Кемеровской области, а 39,2% воспитанников не посещают дополнительных занятий по различным видам спорта. Именно они совершают правонарушения и самовольные уходы, так как их внеурочное время не организовано.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из эффективных ресурсов образования, которое позволяет усиливать воспитательный процесс образовательной организации за счет возможностей другого учреждения [20]. Мы опираемся на определение, предлагаемое С. А. Осяк, которая подразумевает под сетевым взаимодействием систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования по совместному использованию ресурсов [16].
Практика показывает, что сетевое взаимодействие между учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учреждениями физкультурно-спортивной направленности имеет
значительный потенциал в области формирования культуры здорового образа жизни и развития волевых качеств обучающихся и воспитанников.
С учетом специфики данного контингента детей, а это дети-сироты, опекаемые, дети, оставшиеся без попечения родителей, эффективность реализации сетевого взаимодействия в значительной степени зависит от желания педагогического коллектива детского дома и тренеров-преподавателей спортивной школы создать условия всестороннего развития обучающихся. Недостаточно только записать ребенка в учреждение дополнительного образования. Главным в этом направлении станет готовность педагога проинформировать, замотивировать, выявить способности и интересы ребенка.
С 2016 г. в Кемеровской области запущен проект «Физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников детских домов как условие позитивной социализации». Ситуация в детских домах такова, что воспитанники очень ограничены в своем выборе. Дети, по настоящему талантливые, способные показать результаты и добиться успеха, вынуждены отсиживаться в детских домах.
В последнее время занятия спортом стали доступны далеко не всем. Приобретение спортивной формы и инвентаря, участие в соревнованиях -все это требует значительных материальных затрат. Воспитанники детских домов имеют ограниченные возможности посещений спортивных секций, в основном они посещают секции, организованные в детских домах, клубах по месту жительства, что не способствует развитию потенциала ребенка в полной мере.
Тренировочные занятия в учреждениях физкуль-турно-спортивной направленности, мастер-классы, товарищеские матчи, участие в соревнованиях значительно расширяют пространство ребенка, позволяют повысить самооценку, веру в свои силы и возможности.
Нами было проведено исследование результативности системной работы по физическому воспитанию и формированию культуры здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования и детского дома.
Методология
Сбор данных осуществлялся с помощью методик: теста-опросника «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман), опросника «Стили саморегуляции» (В. И. Моросанова). В исследовании приняли участие 30 воспитанников детского дома г. Прокопьевска в количестве 30 человек,
из них - 14 девушек, 16 юношей. Возраст испытуемых на период исследования составлял 12-16 лет.
Исследование проходило в два этапа: в январе и декабре 2019 г. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью корреляционного анализа и критерия Стъюдента.
Результаты
Мы рассматриваем сетевое взаимодействие как сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из эффективных ресурсов образования. Оно позволяет усиливать воспитательный процесс образовательной организации за счет возможностей другого учреждения.
В рамках договора о сетевом взаимодействии были обеспечены условия для формирования навыков волевой саморегуляции у обучающихся МКУ «Детский дом № 7» г. Прокопьевска. Обучающиеся получили возможность посещать МБФСУ «СШОР № 3» г. Прокопьевска и заниматься спортом. Мы считаем, что спортивная деятельность выступает ключевым фактором воспитания, обеспечивающим развитие волевых качеств как основы формирования навыков волевой саморегуляции. В процессе систематических занятий спортом, подросток не только удовлетворяет свои потребности, но и обогащает свой опыт проживанием ситуаций, требующих сосредоточения и упорства, преодолевает возникающие трудности. Потребность в преодолении становится жизненной необходимостью, преобразует все сферы личности ребенка - интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную, физическую и ведет к формированию позитивной социальной направленности.
Сотрудничество детского дома и спортивной школы начинается с заключения договора о сетевом взаимодействии, которые подписываются двумя сторонами. Содержание тренировочного процесса определяется общеразвивающими и предпрофессиональ-ными программами по спортивным единоборствам (самбо) и командно-игровым видам спорта (регби).
Срок освоения программы для детей, зачисленных в учреждение на этапе начальной подготовки с 10 лет, составляет 8 лет. Основные формы организации тренировочной деятельности на базе детских домов:
- тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных особенностей;
- индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару;
- самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы (мероприятия);
- участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (диагностика для спортивно-оздоровительных групп и контрольно-переводные нормативы).
Расписание тренировочных занятий согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе детского дома и утверждается директором спортивной школы с учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм, а также режима дня в детском доме и расписания занятий в общеобразовательной школе.
Для доказательства нашего предположения о том, что формирование навыков волевой саморегуляции оптимизируется в условиях сетевого взаимодействия, мы организовали формирующее воздействие в течение одного года. Обучающиеся детского дома № 7 г. Прокопьевска (30 воспитанников) посещали тренировочные занятия на базе Спортивной школы олимпийского резерва № 3 г. Прокопьевска в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций. На начальном и заключительном этапах нами было проведено диагностическое обследование.
Перейдем к анализу средних показателей величин при помощи метода критерия Стьюдента на начальном и заключительном этапах (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение средних значений показателей на начальном и заключительном этапах по тесту-опроснику «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман)
Средние значения t-критерий Стьюдента
Шкала Январь 2019 Декабрь 2019
Общая саморегуляция 8,98 12,03 -3,21
Настойчивость 5,90 9,13 -3,36
Самообладание 3,93 6,05 -2,01
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что произошли значимые изменения по показателю «шкала общей саморегуляции» ^ = -3,21). Таким образом, по результатам повторной диагностики у испытуемых значимо выросли значения показателей по данной шкале. Можно сказать, что испытуемые стали лучше справляться со своими эмоциями, лучше контролировать свое поведение по сравнению с результатами первичной диагностики.
Произошли значимые изменения по шкале «настойчивость» ^ = -3,36). По результатам анализа можно сделать вывод, что испытуемые стали более настойчивы при достижении поставленных целей, у них повысилась устойчивость перед трудностями при достижении целей. Кроме того, выявлены статистически значимые изменения по шкале «самообладание» ^ = -2,01). По полученным результатам можно сказать, что испытуемые по сравнению с результатами первичной диагностики стали лучше справляться со своими эмоциональными проявлениями, глубже интерпретировать свои чувства и эмоции. Позитивные изменения показателей волевых качеств личности мы интерпретируем как основания для формирования навыков волевой саморегуляции обучающихся.
Для подтверждения фактов формирования навыков регуляции собственного поведения рассмотрим изменения показателей саморегуляции по методике В. И. Моросановой.
В таблице 2 представлены результаты сравнения средних значений показателей на начальном и заключительном этапах по критерию Стьюдента. У испытуемых значимо повысились результаты по общему уровню саморегуляции ^ = -4,58) по сравнению с первичной диагностикой, что также коррелирует с данными, полученными по методике «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман).
Таблица 2
Сравнение средних значений показателей на начальном и заключительном этапах по методике «Стили саморегуляции» (В. И. Моросанова)
Средние значения t-критерий Стьюдента
Шкала Январь 2019 Декабрь 2019
Общий уровень саморегуляции 21,5 26,38 -4,58
Планирование 2,85 5,00 -3,25
Гибкость 3,85 5,55 -2,79
Самостоятельность 3,40 5,30 -3,36
Произошли значимые изменения по шкале «планирование» ^ = -3,25). Повысились показатели шкалы по сравнению с первичной диагностикой. Это может говорить о том, что испытуемые при постановке перед собой какой-либо цели стали лучше анализировать и прогнозировать результативность выбираемых способов их достижения. Также произошли статистически значимые изменения по шкале «гибкость» ^ = -2,79), что говорит о более успешном приспособлении выпускников к изменяющимся условиям, улучшении коррекции своего поведения при изменяющихся обстоятельствах на пути достижения поставленных целей.
Произошли статистически значимые изменения по шкале «самостоятельность» ^ = -3,36). Позитивная динамика свидетельствует, что испытуемые стали более ответственными за свои действия и поступки, за результат достижения своих целей.
По значениям показателей шкал «программирование», «оценивание результатов» и «моделирование» статистически значимых изменений не выявлено.
Таким образом, нами определены результаты формирующего воздействия, выражающиеся в положительной динамике личностных качеств подростков.
Объективными свидетельствами повышения уровня сформированности навыков волевой саморегуляции мы считаем снижение количества правонарушений и самовольных уходов, совершаемых обучающимися учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение одного года мы наблюдали за двумя группами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одна группа воспитанников (30 человек) посещали тренировочные занятия на базе Спортивной школы олимпийского резерва № 3 г. Прокопьевска, принимали участие в городских, областных и всероссийских соревнованиях. Обучающиеся второй группы не занимались спортом. В январе и декабре 2019 г. нами был проведен анализ состояния правонарушений и самовольных уходов из детского дома № 7 г. Прокопьевска (табл. 3).
Полученные результаты исследжования позволяют утверждать, что процесс формирования навыков волевой саморегуляции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оптимизируется в условиях сетевого взаимодействия. Посещение спортивной школы мотивирует подростков на достижение успехов в спортивной деятельности, способствует снижению уровня правонарушений и самовольных уходов.
Заключение
Проблема формирования волевой саморегуляции у детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
Таблица 3
Состояние в детском доме № 7 г. Прокопьевска правонарушений и самовольных уходов воспитанников
Обучающиеся, Обучающиеся,
посещающие не посещающие
тренировочные занятия тренировочные занятия
Год Количество правонарушений Количество самовольных уходов Количество правонарушений Количество самовольных уходов
2018 1 4 2 7
2019 0 1 3 9
имеет важное значение. Развитие волевых качеств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется с помощью систематических тренировочных занятий, мастер-классов, товарищеских матчей, командных и личных соревнований. Нами предложен алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве детского дома. Результаты исследования могут быть использованы при организации эффективной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Также рассматривается возможность организации сетевого взаимодействия на региональном уровне, что позволит обеспечить системное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и развить их эмоционально-волевую сферу, позитивно социализировать, мотивировать на достижение спортивных, творческих и профессиональных высот.
Литература
1. Абрамова Г С. Возрастная психология. М., 2000. 624с.
2. Анциферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 3-17.
3. Василенко Н. В. Принципы сетевых взаимодействий в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С. 183-185.
4. Возрастные особенности воли школьников / под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1971. 178 с.
5. Вопросы психологии воли / под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1979. 134 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. 512 с.
7. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985. 170 с.
8. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998. 144 с.
9. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000. 288 с.
10. Макарушкина М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 62-73.
11. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. 151 с.
12. Миславский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 71-78.
13. Никифоров Д. С. Самоконтроль человека. Л., 1989. 191 с.
14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1997. 367 с.
15. Олиференко Л. А., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2008. 258 с.
16. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании [Электронный ресурс] / С. А. Осяк, Т. В. Газизова, З. У Коло-кольникова и др. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=18081.
17. Практикум по психодиагностике / ред. кол. А. И. Зеличенко, И. М. Карбинская, С.Р. Пантелеев и др. М., 1990. 520 с.
18. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М., 2001. Т. 2. 312 с.
19. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. 180 с.
20. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. № 4. С. 13-26.
21. Шамова Т. И., Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2003. С. 14, 146-153.
22. Шульга Т. И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61-77.
References
1. Abramova G. S. Vozrastnaya psihologiya [Age psychology]. Moscow, 2000, 624 p. (In Russian).
2. Antsiferova L. I. Metodologicheskie principy i problemy psihologii [Methodological principles and problems of psychology]. Psychological Journal, 1982, no. 2, pp. 3-17. (In Russian).
3. Vasilenko N. V. Principy setevyh vzaimodejstvij v obrazovanii [The principles of network interactions in education]. International Journal of Applied and Basic Research, 2014, no. 4, pp. 183-185. (In Russian).
4. Vozrastnye osobennosti voli shkol'nikov [Age features of the will of students]. Ed. V. I. Selivanova. Ryazan, 1971, 178 p. (In Russian).
5. Voprosy psihologii voli [Questions of the psychology of will]. Ed. V. I. Selivanova. Ryazan, 1979, 134 p. (In Russian).
6. Vygotsky L. S. Psihologiya razvitiya kak fenomen kul'tury [Psychology of development as a cultural phenomenon]. Moscow, 1996, 512 p. (In Russian).
7. Zimin P. P. Volya i ee vospitanie u podrostkov [Volya and her education in adolescents]. Tashkent, 1985, 170 p. (In Russian).
8. Ivannikov V. A. Psihologicheskie mekhanizmy volevoj regulyacii [Psychological mechanisms of volitional regulation]. Moscow, 1998, 144 p. (In Russian).
9. Ilyin E.P. Psihologiya voli [Psychology of the will]. St. Petersburg, 2000, 288 p. (In Russian).
10. Makarushkina M. A., Eidman E. V., Ivannikov V. A. Problema voli v zarubezhnoj psihologii [The problem of will in foreign psychology]. Voprosy Psychologii, 1988, no. 3, pp. 62-73. (In Russian).
11. Mislavsky Yu. A. Samoregulyaciya i aktivnost' lichnosti v yunosheskom vozraste [Self-regulation and personality activity in adolescence]. Moscow, 1991,151 p. (In Russian).
12. Mislavsky Yu. A. Samoregulyaciya i tvorcheskaya aktivnost' lichnosti [Self-regulation and creative activity of the individual]. Voprosy Psychologii, 1988, no. 3, pp. 71-78. (In Russian).
13. Nikiforov D. S. Samokontrol' cheloveka [Human self-control]. Leningrad, 1989, 191 p. (In Russian).
14. Obukhova L. F. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. Moscow, 1997, 367 p. (In Russian).
15. Oliferenko L. A., Shulga T. I., Dementieva I. F. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka detej gruppy riska [Social and pedagogical support for children at risk]. Moscow, 2008, 258 p. (In Russian).
16. Osyak S. A., Gazizova T. V., Kolokolnikova Z. U., Lobanova O. B., Khramova L. N., Korshunova V. V. Setevoe vzaimodejstvie v pedagogicheskom obrazovanii [Network interaction in teacher education]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=18081. (In Russian).
17. Praktikum po psihodiagnostike [Workshop on psychodiagnostics]. Editorial board A. I. Zelichenko, I. M. Karbinskaya, S. R. Panteleev et al. Moscow, 1990, 520 p. (In Russian).
18. Psihologicheskie testy [Psychological tests]. Ed. A. A. Karelina. Moscow, 2001, vol. 2, 312 p. (In Russian).
19. Rybalko E. F. Vozrastnaya i differencial'naya psihologiya [Age and differential psychology]. Leningrad, 1990,180 p. (In Russian).
20. Selivanov V. I. Volevaya regulyaciya aktivnosti lichnosti [Volitional regulation of personality activity]. Psychological Journal, 1982, no. 4, pp. 13-26. (In Russian).
21. Shamova T. I., Shibanova G. N. Vospitatel'naya sistema shkoly: sushchnost', soderzhanie, upravlenie [The educational system of the school: essence, content, management]. Moscow, 2003, pp. 14, 146-153. (In Russian).
22. Shulga T. I. Problema volevoj regulyacii v ontogeneze [The problem of volitional regulation in ontogenesis]. Voprosy Psychologii, 1994, no. 1, pp. 61-77. (In Russian).