Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - основные принципы реализации государственных программ'

Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - основные принципы реализации государственных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИП / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIALIZATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / THE PRINCIPLE / GOVERNMENT PROGRAMS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидова Дилобар Икрамбаевна

Данная статья рассматривает вопросы реализации социальных программ по формированию компетентности воспитанников детских домов, а также принципы взаимодействия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - основные принципы реализации государственных программ»

Spiritual and moral education as the factor of formation of social competence for orphans and children left without parental care - the basic principles of implementation of state programs Saidova D. (Republic of Uzbekistan) Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - основные принципы реализации государственных программ Саидова Д. И. (Республика Узбекистан)

Саидова Дилобар Икрамбаевна /Saidova Dilobar - старший научный сотрудник -

исследователь,

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы реализации социальных программ по формированию компетентности воспитанников детских домов, а также принципы взаимодействия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Abstract: this article examines the implementation of social programs to build the competence of children’s homes, as well as the principles of cooperation in the spiritual and moral upbringing of the younger generation.

Ключевые слова: социализация, духовно-нравственное воспитание, принцип,

государственные программы, компетентность.

Keywords: socialization, spiritual and moral education, the principle, government programs, competence.

Показателем благополучия любого цивилизованного государства является отношение к старикам, инвалидам и детям, реализация семейной политики. В связи с этим приоритетной задачей социальной политики Республики Узбекистан на современном этапе является жизнеобеспечение детей, защита детства, создание условий гуманизации образования и воспитания, сохранение семьи как основного института воспитания ребенка

Решению проблем детства способствуют создание и реализация комплекса целевых федеральных и региональных программ, разработанных в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, нормы и требования Всеобщей декларации прав человека, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Стандарты обеспечения жизнедеятельности и развития детей, принятые в цивилизованных странах, адаптированы к реальным условиям современного государства. Определены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот Узбекистана.

В целях совершенствования механизмов социальной защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, а также детей с различными отклонениями в физическом развитии приняты ряд Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, положения которых последовательно имплементируются в практику.

В системе народного образования Республики Узбекистан всесторонне учитывается обеспечение их права на получение качественного образования и предоставление им равных возможностей для развития со своими сверстниками. Именно поэтому воспитание детей в условиях учреждения социальной поддержки детства является

228

важной, но достаточно непростой миссией. Многие из этих детей не посещали школу или дошкольные детские учреждения, у них, как правило, не сформированы духовнонравственные ценности. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством правового и духовнонравственного долга.

Совершенно очевидно, что в воспитательном процессе духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности юного гражданина Узбекистана. Понятие «духовно-нравственное развитие личности» подразумевает осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Родине, миру в целом [1, с. 96].

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных направлений образовательного процесса детского дома «Мехрибонлик».

В нашем государстве проводится социальная политика по улучшению жизни детей сирот и на сегодняшний день в Узбекистане функционируют 26 домов «Мехрибонлик», где воспитываются 2536 детей, оставшихся без попечения родителей [3].

Во всех домах «Мехрибонлик» созданы условия, приближенные к домашним. Из 26 детских домов реконструированы или капитально отремонтированы - 19, из них переведены в новые здания - 3. Все дома «Мехрибонлик» обеспечены специальными автобусами марки «ISUZU». Построены два Детских городка в городах Андижане и Гулистане, где живут и воспитываются в семейных коттеджах 150 детей. В каждой семье от 6 до 8 детей, оставшихся без попечения родителей. Созданы детские дома семейного типа, их в республике - 6, в Навоийской - 3, Бухарской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях - по одному детскому дому.

В 89 специальных учреждениях для детей с физическими или психическими отклонениями в развитии обучаются и воспитываются 18 460 детей с отклонениями в развитии [4].

В 23 школах-интернатах санаторного типа ежегодно восстанавливают здоровье 6970 детей.

Все дети, обучающиеся и воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, находятся на полном государственном обеспечении и бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, учебниками и школьно-письменными принадлежностями.

11 463 детей с различными отклонениями в здоровье получают образование на дому. Детям, обучающимся на дому, создаются необходимые условия, каждый из них обеспечен партой, доской и школьно-письменными принадлежностями.

Обязательным условием создания такого рода детских домом служит создание специальных программ развития детей-сирот, которые базируются на следующих принципах:

Принцип привлекательности будущего дела. Стараемся увлечь воспитанников конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во многих мероприятиях, которые проводятся. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах воспитателей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т. д. Все это способствует личностному развитию детей [2, с. 127].

229

Принцип обратной связи. Каждое мероприятие, большое или маленькое, заканчивается рефлексией. Совместно с детьми обсуждаем, что получилось и что не получилось. Узнаем их мнение, определяем их настроение и перспективу участия в будущих делах как семьи, так и детского дома.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с детьми, мы предоставляем право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой воспитанниками работы.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие ребенка, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Стараемся увидеть участие каждого ребенка в делах и по достоинству его оценить [2, с. 127].

Совместно с Республиканским детским общественным фондом «Сен елгиз эмассан» и Республиканским центром социальной адаптации детей проведены международные форумы в 2007 году на тему «Перспективы развития системы социальной защиты детей в Республике Узбекистан» и в 2008 году «Инклюзивное образование и современные тенденции развития социальной поддержки детей», их рекомендации внедрены в практику. Ежегодно совместно с фондом «Сен ёлгиз эмассан» проводится «Президентская ёлка» для воспитанников домов «Мехрибонлик», детских домов семейного типа, «SOS» - детской деревни Узбекистана, домов «Мурувват» и домов ребёнка, детей-сирот 3-15 лет, проживающих в махаллях, где всем детям вручаются Президентские подарки.

Таким образом, реализация программ по обучению и воспитанию детей-сирот повышает личностный рост воспитанников путем:

- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит. п.),

- накопления жизненного опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- формирования навыков самостоятельного общественного действия и навыки социально приемлемых моделей поведения.

Литература

1. Разумихина Г. П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 г. Редакции / - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 7).

2. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 8).

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.aloqada.com/News/2012/06/26/v_uzbekistane_usilyat_social_no_pravovuyu_z

ashitu_detey_sirot.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.aloqada.com/News/2012/06/26/v_uzbekistane_usilyat_social_no_pravovuyu_z

ashitu_detey_sirot.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.