ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 331.36 + 37.06
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР И БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ»
С.Г. ЕРМАКОВА,
соискатель кафедры управления инновациями
E-mail: [email protected]
Российский экономический университет
им. Г.В. Плеханова,
Москва, Российская Федерация
Предмет/тема. В статье анализируются механизмы и методы взаимодействия образовательных структур и бизнеса через призму «теории поколений» Нейла Хоува и Вильяма Штрауса. Показана взаимосвязь образовательных учреждений и предприятий бизнеса, которая должна базироваться сегодня на достижениях социологии и психологии.
Цели/задачи. Проанализировать возможность использования «теории поколений» для грамотного выстраивания процесса обучения, особенно применительно к нынешнему поколению студентов, представителям поколения Z. Показано, что реальна подстройка методов преподавания, подачи материала именно с учетом как потребностей обучаемых, так и требований конечных заказчиков - предприятий бизнеса, как крупного, так и среднего. В связи с переходом экономики на инновационные рельсы это становится все более востребованным.
Методология. В настоящей статье проанализированы особенности обучения представителей двух последних поколений. При написании статьи используются эмпирическо-теоретические методы исследований: анализ, дедукция и индукция, также применяется контент-анализ.
Результаты. После исследования особенностей обучения представителей двух последних поколений сформулированы рекомендации по включению студентов в национальную экономику в процессе обучения посредством изменения механизмов и методов образования. Автор считает, что необходимо
продолжить изыскания по данному вопросу, поскольку применение «теории поколений» будет более эффективно с учетом специфических особенностей именно нашей страны.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в сегодняшних условиях необходимо совершенствование управления образованием путем воздействия на объекты образования с учетом знаний, полученных при применении «теории поколений». Сегодня необходимо модернизировать систему подачи информации обучаемым с учетом особенностей восприятия, а также ввести в образовательный процесс дополнительные предметы, которые бы помогли студентам лучше воспринимать информацию. Эти предметы явятся своего рода «базой» для обучающихся в высших учебных заведениях подобно тому, как обучение письму и счету является базой для обучения в школе.
Ключевые слова: механизмы и методы образования, поколение теория поколений, компетенции студентов, высшее образование, управление инновациями, менеджмент образования, управление институтом образования, инновационное образование, Нейл Хоув , Вильям Штраус, образовательный процесс
Сегодня в научных кругах много говорят о «теории поколений»1 и ее воздействии на сегодняшний
1 «Теория поколений» - как HR-инструмент. URL: http://hr-portal.ru/article/teoriya-pokoleniy-kak-hr-instrument.
образовательный процесс. В данной статье автор попытается проанализировать методы в образовании, которые необходимо применять для поколения У и Z, чтобы повысить эффективность учебного процесса и качество подготовки будущих специалистов.
В 1990-х гг. историк Нейл Хоув и социолог Вильям Штраус из Америки создали так называемую «теорию поколений». Они решили отойти от применяющейся тогда при анализе социальных групп возрастной градации и разграничить поколения исходя из более глубинных ценностей. В результате учеными было предложено следующее демографическое деление XX в. (а позднее и XXI в.): поколение Строителей ^1) сменяет Молчаливое поколение, их дети - поколение Беби-бумеров. За Беби-бумерами следует поколение Х (его еще называют 13-м), затем - У («Миллениум», или поколение Сети) и, наконец, поколение Z, представители которого только недавно родились.
Хотя данная теория изначально была опроби-рована только на поколениях США, для которых и предназначалось указанное историческое деление, ученые из других стран также начали проверять ее в своих странах. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что указанная теория работает и там! Справедливости ради следует отметить, что иногда наблюдаются задержки в появлении того или иного поколения (например, в ЮАР), что, однако, по мнению автора, можно объяснить различными экономическими условиями в данных странах, которые, безусловно, активно влияют на социальную жизнь общества.
Согласно теории, цикл составляют 4 поколения, при этом длительность одного цикла составляет примерно 80-90 лет. После этого начинается частичное повторение основных характеристик поколений: то есть 5-я генерация обладает ценностями, похожими на первые. Таким образом, представители поколения У отчасти похожи на поколение Строителей.
Остановимся на более приближенном к настоящему периоду времени поколении - У. Поколение У, или «Миллениум» - это люди, родившиеся в России в период с 1984 по 2003 г. При этом отметим, что в разных государствах эта периодизация несколько отличается друг от друга. Например, в США к «игрекам» относят тех, кто родился в период с 1981 г. В России же неслучайно выбран 1984 г. - это время начала перестройки, распада СССР.
Особенности времени взросления поколения У:
• распад страны;
• военные конфликты;
-15 (300)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
• появление цифровых технологий и сети Интернет;
• развитие биотехнологий;
• появление мобильных телефонов;
• развитие и выделение брендов.
Считается, что ценности любого поколения
формируются еще до 12-14 лет2, поэтому главными для «игреков» являются свобода, веселье (англ. -fun), гражданский долг и мораль, ответственность, наивность и умение подчиняться, немедленное вознаграждение.
Представители этого поколения стараются совмещать развлечение и работу, даже в рабочем общении предпочитая такие «нерабочие» приложения, как, например, Skype. Рабочее время стало ненормированным, гибким - представители поколения Y фактически круглосуточно на связи: через SMS, Facebook, Twitter или с помощью любого программного продукта или сетевого приложения. Стационарный телефон им становится практически не нужен.
Итак, представители поколения Y не дают другим ограничивать свою свободу, любят веселье, стараются найти баланс между работой и личной жизнью. При этом они нуждаются в достойной и своевременной отдаче от сделанной работы. «Игреки» часто меняют работу в силу любознательности. Престижная работа для них, в отличие от родителей, уже не самоцель (англ. - Money is not all, деньги еще не все). Многогранность увлечений, способность заниматься несколькими делами одновременно -вот их визитная карточка.
Как же мотивировать таких студентов, которым не интересны власть и материальные ценности? Очевидно, следует учесть то, что можно назвать поколение Y также и «электронными людьми»: они зависают в Интернете, сутками не выходя из аккаунта, у большинства несколько sim-карт, множество ящиков электронной почты (сравните с представителями предыдущего поколения, у многих из которых электронной почты не было вообще).
Современным организациям, планирующим обучение, необходимо обратить внимание на то, какие способы «поглощения» информации предпочитают их сотрудники. Компании в рамках корпоративного обучения должны изменить методы обучения. Например, для поколения Y более приемлемо обучение с применением метода «давайте разберемся в этом вместе» в отличие от формы обучения послевоенного поколения, когда обучаю-
2 Согласно теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува.
- 2015-
NATIONAL INTERESTS: priorities and security
щим мог быть только истинный «гуру», блестяще ориентирующийся в данном вопросе.
Если сотрудники послевоенного поколения пытались стремиться к усовершенствованию процесса производства, то представителям поколения Y больше подойдут активные методы обучения. «Игреки» могут быстро поглощать, анализировать информацию, находить закономерности, порой с компьютерной точностью. Эта закономерность будет закрепляться в человеке как в биологическом виде, поскольку обращаться с телефонами современные дети учатся чуть ли не раньше, чем говорить.
Электронные способы обучения начали применяться в образовании уже давно, но прогресс не стоит на месте, данные способы необходимо постоянно совершенствовать, внедряя инновации в образовательный процесс.
Какой, например, можно сделать вывод из того очевидного факта, что многие представители «игреков» не читают книги, не слушают диски, а предпочитают экранизации романов и скачивание музыки? Необходимо активнее работать с такими сервисами, как LiveJoumal, FaceBook, Twitter, YouTube, закачивая туда информацию, которую хочется довести до «игреков». Действительно, многие обучающие программы сегодня рекламируются не через баннеры или, страшно подумать, «голубой экран», а через ролики в YouTube.
Представители поколения Y, так ценящие свободу информации, привыкшие получать «все и сразу», могут сразу посмотреть основной лейтмотив обучающего курса, и в том случае, если он понравится, заплатить за продолжение. Очень распространена тенденция оплаты согласно правилу «плати, если понравилось».
Поиск информации делает представителей поколения Y более компетентными и более универсальными работниками3. Что же из этого следует, что может быть применено в образовании? Нет сомнения, что необходимо внедрять в процесс обучения такие информационные системы, которые бы облегчили обмен информацией. Это поможет
3 Поэтому сложившаяся веками система организации японских корпораций, когда член совета директоров компании сначала должен был пройти путь от самого низшего работника и далее, по ступенькам, до своего поста, на взгляд автора, изжила себя. Потому что сегодня, при всеобщей распространенности информации, обучение каждой ступени в иерархии корпорации может быть сокращено в десятки раз. По мнению автора, при сохранении бизнес-традиций японскими предпринимателями (как части национальной культуры) возможно достижение неконкурентоспособности японскими корпорациями (по сравнению с европейскими и американскими компаниями).
-15 (300)
улучшить усвояемость информации, ускорить прогресс общества. А также, по мнению профессора Л.П. Гончаренко, будет способствовать обеспечению информационной безопасности общества [18].
При этом, как ни странно, представители поколения «игрек» также нуждаются в грамотном наставнике, который бы помогал им советами и помощью в период освоения того или иного навыка. Именно получение разнообразных навыков, а также успешное их микширование способствуют удачливому серфингу «игреков» по жизни.
По мнению автора, данная особенность поколений, начиная с У, повлияла на изменение некоторых привычных понятий. Так, применять сегодня термин «профессия» становится нецелесообразно. Обратимся к первоисточникам, например, к Энциклопедии банковского дела и финансов, подготовленной Ч. Дж. Вулфелом: «Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ»4. В Энциклопедическом словаре термин определен как: «Профессия (лат. professio - от pюfiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»5.
При этом формулировка «предмет его постоянных занятий» сегодня перестает быть актуальной, поскольку люди уже давно не работают в одной и той же профессии всю жизнь. Формулировка «род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования», также сегодня не совсем актуальна, поскольку многие люди сегодня живут не только благодаря зарплате, но и получению доходов (например, от сдачи жилья) или дивидендов.
В рамках статьи необходимо принять более важным для современного человека как субъекта трудовых отношений понятие «навык» - как залог способности работать в различных сферах деятельности.
Значение слова «навык», согласно словарю С.И. Ожегова, следующее: «Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой»6. Выработка навыка - это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий).
4 Вулфел Ч. Дж. Энциклопедия банковского дела и финансов. М.: Федоров, 2000. 1037 с.
5 Профессия // Энциклопедический словарь. URL: http://edu-dic.ru/bes/50459.
6 Словарь С.И. Ожегова. URL: http://tolkslovar.ru/n405.html.
- 2015-
На формирование навыка влияют следующие факторы:
• мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;
• для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь;
• для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям, от простого - к сложному (авто-матизированность, скорость и пр.).
И, резюмируя изложенное, следует отметить, что важнейшим навыком сегодня можно назвать навык к обучению. Он позволяет человеку как работнику не только успешно выполнять свои рабочие обязанности, но и успешно адаптироваться на новом месте работы.
Поколение Z в совершенстве владеет навыком к обучению. Поколение, которое будет строить мир, в котором нам предстоит жить в будущем, уже формирует окружающую реальность. Шлемы с функцией дополненной реальности, с помощью которой мотогонщик может контролировать «слепую зону» или принимать звонки, анализаторы пищи, другие технические новинки, появление которых Жюль Верн не мог бы даже и предугадать в своих романах, уже уверенно входят в нашу жизнь. И все это благодаря тому, что представители нового поколения способны сочетать, казалось бы, несочетаемые качества: если раньше работник упорно, с детства осваивал и совершенствовал лишь одну профессию, то сегодня психологи и специалисты в области труда советуют время от времени менять место работы (или должность) во избежание так называемого «профессионального выгорания».
Отметим, что не все ученые сходятся во временном определении появления поколения Z, поскольку, как уже отмечал автор статьи, в разных странах экономическое развитие сегодня существенно различается. Культурологи и демографы (например, Д. Митчелл) называют 1991 г. годом рождения поколения Z [20]. Впрочем, другие источники склоняются к более поздним датам, например к 2001 г. [21]. Первая дата, отметим, считается моментом создания первой всемирной паутины Интернет, вторая же знаменует окончательный момент вхождения ее в жизнь человека7. Однако, например, в Японии, датой
7 Ladies and Gentlemen, the World Wide Web. Aug. 7, 1991.
рождения поколения Z считается более ранняя дата, примерно 1985-1992 гг. Данный десятилетний разрыв образовался потому, что уровень технологического прогресса в Японии всегда был намного выше других стран8. По мнению автора, более оправданно придерживаться все же американского варианта.
Представители поколения Z активно используют Internet, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MMS, а также социальные сети и различные производные . Именно за это поколение Z иногда называют Digital Native (что можно перевести как Цифровой Человек), именно такой термин употреблен в статье «Дети технической эпохи» [22]. Интернет сегодня может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам, а открытые операционные системы, множество разнообразных программ могут сделать электронное устройство настоящим мобильным офисом, игровой студией.
Конечно же, в этом есть определенное сходство поколений Z и Y, но поколение Z уже родилось во времена глобальной компьютеризации. Обращаться с мобильным телефоном, пусть и на уровне игры, современный ребенок начинает с раннего детства.
Поколение Z - первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма. На более разностороннее обучение поколения Z влияет и то, что их родители работают не полный рабочий день. Это позволяет им больше времени уделять воспитанию детей, обучению их базовым жизненным понятиям.
Какие же инновационные механизмы в связи с проанализированным материалом можно порекомендовать вузам? На взгляд автора статьи, это механизм равноправного партнерства с различными бизнес-субъектами из сферы образования. Под этим автор подразумевает различные образовательные структуры и курсы.
За рубежом высшие учебные заведения уже давно пошли по пути индивидуального выбора курсов студентами (в рамках разумного, разумеется). Почему бы не пойти по данному перспективному пути в России? Сегодня вуз при составлении учебной программы может не искать преподавателя, а воспользоваться сторонними организациями.
По мнению автора, это актуально для слишком распространенных предметов, информация в которых непрерывно меняется. Например, языки. Не секрет, что основы знаний иностранного языка дают в школе всем. Самое интересное начинается
8 URL: http://trendy.nikkeibp.co.jp/article/pickup/20080321/1 008347.
-15 (300) - 2015-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorities and security
в дальнейшем. Одному студенту, например, нужен американский английский - он собирается ехать на работу в Штаты, в офис Яндекса. Другой хочет учить классический вариант, чопорный язык королей Англии. Что же делать вузу? Содержать несколько преподавателей, переобучать их - ведь язык, словно живой организм, постоянно меняется?
Очевидно, вполне можно поступить по-другому. Заключив договор с компанией, которая занимается профессиональным обучением иностранным языкам, вуз минимизирует свои расходы на обучение преподавателей. В качестве контроля автор статьи предлагает либо ввести лицензирование организаций, из числа которых вуз может выбирать, либо, что более реально, оставить функции контроля знаний за самим вузом (путем составления тестов). Думается, после введения ЕГЭ9 такая функция оценки знаний должна быть встречена с пониманием.
Примером может служить сайт «Английский язык онлайн»10. На нем бесплатно предлагаются аудио- и видеоматериалы на любой вкус - фильмы, диалоги, тексты и клипы. В доступной игровой форме происходит обучение иностранному языку. Никто никого не ограничивает в учебных заданиях и темпе усвоения материала. Словом, налицо метод «глубокого погружения», применяемый в хорошем смысле этого слова. Все бы так, да всегда бы.
Тем не менее, более интересен вариант, когда предложенный механизм будет применяться к редким образовательным дисциплинам. Например, обучение массажу. Не секрет, что детским педиатрам желательно уметь делать массаж. Но на потоке учатся студенты, из которых далеко не все хотят освоить этот навык. Настоящих специалистов очень мало. Поэтому здесь применение описанного выше метода просто напрашивается. Автор считает, что в технических специальностях также может быть применен предложенный метод.
Если учитывать, что основным краеугольным камнем поколения Y считается любовь к свободе, отрицание закабаления, совмещение игры и работы, а также то, что именно они явились родоначальниками фриланса11, то предложенная идея имеет все
9 ЕГЭ - единый государственный экзамен.
10 Английский язык онлайн. URL: http://lingualeo.com/ru.
11 Фрилансер (англ. freelancer - вольный копейщик, свободный
наёмник; в переносном значении - вольный художник) - частный специалист (внештатный работник). Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Термин фрилансер впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наемного воина».
шансы на успешную реализацию.
При анализе литературных источников по теме исследования автором статьи не было найдено статей, на результаты которых можно с уверенностью сослаться при выдвижении рекомендаций по оптимизации обучения представителей поколения Z.
Так как представители нового поколения выросли в тепличных условиях, у них было «беспроблемное детство», то у них нет достаточного упорства в достижении целей, которое необходимо для внедрения инноваций, без которых общество не будет двигаться вперед. Эта проблема обсуждалась на Международной научно-практической конференции в РЭУ им. Г.В. Плеханова в феврале 2012 г.12. Геймеризация всех отраслей деятельности человека привнесла свои несомненные плюсы, однако явным минусом является снижение резистентности современной молодежи к внешним трудностям со стороны общества.
Можно констатировать, что современным студентам характерен высокий уровень тревожности и впечатлительности, а вот стрессоустойчивость у них находится на низком уровне. Это делает необходимым наличие высокопрофессионального руководителя в обучении.
При этом молодые люди имеют высокий уровень «принятия себя», они зачастую искренне довольны собой и поэтому имеют высокие запросы к работодателям (не стоит забывать, что многие студенты начинают работать уже после окончания 1-2
Фрилансер чаще всего сам предлагает свои услуги - через Интернет (онлайн-работа), газетные объявления или пользуясь «сарафанным радио», т.е. личными связями. Фриланс особенно распространен в таких областях деятельности, как журналистика (и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов), юриспруденция, компьютерное программирование, архитектура, дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т.д.), перевод, фото- и видеосъемка, разного рода экспертная и консультационная деятельность. Однако фриланс также сильно распространен в строительной области. Фирмам-подрядчикам выгоднее нанимать работников на сезон, нежели содержать рабочий штат.
Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит в Западной Европе и США, причем стремительно развивается в России и странах СНГ, привлекая все новых участников как со стороны исполнителей, предлагающих свои услуги, так и со стороны частных лиц и организаций, готовых к сотрудничеству на удаленной основе. Понятие «рынок фриланс-услуг» является не столько отчетливым и установленным в русском языке, сколько ходовым и востребованным.
12 Проблемы повышения качества экономических механизмов инновационного развития экономики России // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы IV Международной научно-практической конференции. 24.02.2012: в 3 кн. Кн. 1. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. 202 с.
-15 (300) - 2015-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorities and security
курсов вуза). Не имея навыков решения проблем, хотя бы даже теоретических, их запросы остаются неподтвержденными.
Каждый студент сегодня ярко индивидуален, а также имеет высоковыраженный уровень эгоизма, что затрудняет коммуникацию как внутри учебных групп, так и обратную связь «преподаватель - студент». Ввиду независимости, нежелания показаться глупым студент часто не дает feedback, даже если из курса что-то осталось неясным.
Нормы поведения, обдумывание реакции на свои поступки сегодня равны если не нулю, то вполне приближаются к этому показателю. Современным студентам свойственны импульсивность, склонность к необдуманным поступкам. Тщательного выбора стратегии действия, проявлений самокритичности не наблюдается.
При этом на определенном этапе более зрелая молодежь все же осознает жизненную необходимость умения выстраивать стратегии и планировать действия. Тогда необходимо предоставить им возможность приобрести эти знания в удобной и доступной форме.
Создание интеллект-карт, всевозможных органайзеров, программ, позволяющих алгоритмизировать процесс получения информации - вот приемлемые способы адаптировать массив знаний к «компьютеризированному» мышлению современного поколения.
Цели современного студента меняются очень часто, однако для уверенного продвижения по жизни необходимо хоть какое-то планирование, которое необходимо внедрить в жизнь молодого человека ненавязчиво, чтобы оно не вызвало отторжения.
Таким образом, по мнению профессора С.А. Филина, при обучении нового поколения студентов в условиях инновационной экономики [10] необходимо не только и не столько давление, требование четкого соблюдения правил (трудно будет добиться этого от человека, который с детства привык к полному попустительству и свободе), а донесение необходимых знаний в игровой форме. Самое главное, возможность также в интерактивной форме получение обратной связи. Отметим важность именно «интерактивной» формы, ведь недостаточное развитие коммуникативных навыков студентов (следствие приверженности игре в компьютерные игры) стало причиной того, что им порой проще поделиться своими чувствами и высказать мнение в Интернете, чем проявлять их лично.
Также необходима возможность варьирования учебных программ для разных студентов, поскольку
-15 (300)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
скорость и объем восприятия у них сильно разнятся. По мнению автора, необходимо также учитывать преобладающие виды памяти каждого студента13 (возможно соответствующее деление студентов в группы по этому принципу), что, очевидно, существенно повысит качество их обучения.
Также, безусловно, целесообразно обучение подростков правильному переживанию возможных неудач. Вчерашние школьники, которые не привыкли интенсивно учиться, попав в учреждения высшего профессионального образования, не всегда могут сразу адаптироваться в полном объеме, что ведет к глубоким переживаниям и стрессам. Метод кейсов, который позволяет на наглядном примере показать необходимость запоминания той или иной информации (именно «запоминания», а не навыка быстрого поиска в Интернете) помогает преподавателю объяснить студентам необходимость некоторых учебных моментов.
Как считает М. Сандомирский, у нынешних студентов сильно развито «клиповое» мышление [6], т.е. оптимизация переработки лишь коротких массивов информации (которые помещаются на экране компьютера). Такого мнения придерживаются и некоторые другие специалисты. Быстрая утомляемость на монотонных лекциях приводит к полной потере интереса к лектору, как следствие - затрудненному восприятию информации. Для того чтобы избежать этого, можно рекомендовать разбавлять лекцию кейсами на тему лекции, а также постоянно запрашивать от аудитории «обратную связь».
Отсутствие интереса к большинству предметов (а учебные программы только начинают переделываться с учетом потребностей подрастающего поколения) стало причиной того, что студенты имеют лишь поверхностные знания по многим предметам: немного обо всем. Профессиональное становление требует совсем другого подхода: знать все о немногом.
Однако автор статьи не может однозначно считать это отрицательным моментом. Ведь согласно ФГОС14 по экономике15 (для бакалавров) бакалавр
13 На взгляд автора, необходимо деление студентов на 3 подгруппы по видам запоминания: по преобладанию зрительной, слуховой и двигательной памяти.
14 ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
15 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 экономика (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 № 747.
- 2015-
должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов... То есть для современных студентов главным является не удержать информацию в голове, а знать, где ее искать, не загромождая голову «ненужными знаниями». Именно за такой подход к обучению автор назвал современную молодежь «компьютеризированной», поскольку при необходимости поиска специальной информации пользователь вынужден обращаться к Интернету либо на специализированные форумы.
С одной стороны, это, конечно, плохо, ведь при недоступности базы знаний такой специалист станет абсолютно беспомощным и бесполезным. С другой стороны, размывание предметов, возможность не загромождать голову «ненужными» массивами информации (например, для медиков - взаимодействием препаратов друг с другом) ведет к возможности привнесения различных моделей решения задач из одной сферы деятельности в другую.
Однако это возможно лишь при должном ознакомлении с теоретическим, лекционным материалом, форма подачи которого, как уже было отмечено, не всегда соответствует уровню восприятия поколения Z.
Учитывая «компьтеризированность» мышления молодежи и игровой способ получения молодежью информации, можно было бы пересмотреть учебные программы, сориентировав их больше на «уровневость», когда после прохождения очередной «темы - уровня» студент должен выполнить очередное задание-кейс, получив соответствующую бонус-отметку.
В заключение, используя результаты проведенного в статье исследования отношения к обучению современных студентов, представителей поколения Z, автор статьи предлагает следующие рекомендации:
• с точки зрения профессорско-преподавательского состава, необходимо более ответственно относиться к выбору преподавателей. Возможно внедрение института менторства в учреждениях высшего профессионального образования, по крайней мере, для студентов начальных курсов. В качестве менторов могут выступать как преподаватели, так и владельцы реального бизнеса;
• с точки зрения глубины знаний, даваемых в вузе, и качества процесса обучения, необходимо внедрение занятий по преодолению стрессов, а также по обучению планированию работы для
представителей поколения Z. Назрело включение в базовую программу вузов таких предметов, как самоорганизация, тайм-менеджмент, что поможет студентам лучше воспринимать профильные предметы. Возможно также переделка программ обучения таким образом, чтобы молодой человек мог сам ставить цели и учился приходить к необходимому результату (т.е. не ставить цели директивно, давать студенту некоторое право на ошибку). Подобные курсы ввиду отсутствия программ могут быть только факультативными, причем целесообразно для их проведения приглашать практиков, специалистов в своей области;
• с точки зрения методов обучения, требуется более четкое внедрение обратной связи, преимущественно дистанционной формы (форумы, отзывы, он-лайн опросы). Это поможет понять истинное отношение студентов к предмету и форме обучения, оценить ее доступность. Включение в процесс обучения элементов соревновательной игры, интерактивности поможет студентам запомнить материал ненавязчиво и эффективно, отточить навыки. При этом со стороны вуза возможно привлечение сторонних организаций для написания контента;
• применительно к форме подачи материала необходимы переосмысление учебных программ с большей нацеленностью на «компьютери-зированность» мышления студентов нового поколения, большая игровая направленность, использование кейсов в обучении.
По мнению автора, жизненный опыт студента станет более интересным и успешным при изменении организации обучения указанным способом. Изменение методов и механизмов функционирования образования сегодня с учетом особенностей нового поколения студентов Z требует не только изменения учебного материала, но и взаимодействия учреждений высшего профессионального образования с другими сферами общества. Например, актуальным было бы создание интерактивных роликов и видеофильмов, сотрудничество с реальным бизнесом в офф-лайне в целях выяснения конкретных компетенций, необходимых будущим сотрудникам.
Написание игр по разделам предметов (например, симуляторов по химическим реакциям) помогает студенту лучше понять информацию, причем в доступной форме. Использование компьютерных обучающих технологий в медицине позволяет не только сэкономить деньги, но и сберечь жизни
людей. При этом необходимо тесное взаимодействие вуза и организации-работодателя (для более грамотной организации обучения).
Сегодня использование кейсов, основанных на реальных событиях из жизни компаний, стало необходимым для повышения качества усвоения информации. Выходит, жизненно нужен механизм взаимодействия с компаниями реального бизнеса для сбора и обработки этих данных.
Список литературы
1. ГречкоМ.В., Сахно А.В. Производительность труда как императив развития отечественной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 7. С. 25-37.
2. ГоргороваВ.В., ГречкоМ.В. Формирование модели «эффективной экономики» России в аспекте перехода к опережающему развитию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 30. С.14-29.
3. Гречко М.В. Диагностика состояния и перспектив секторов генерации знаний экономики России в контексте перехода к инновационной модели развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 2. С. 43-54.
4. Гречко М.В. Оценка состояния инновационного развития национальной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 6. С. 29-34.
5. Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития России // Экономическая наука современной России. 2007. № 3. С. 17-23.
6. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после... URL: http://www.felicidad.ru/2011/07/z.html.
7. Суворова В.В., Тимарсуев М.В. Региональный аспект анализа производительности труда // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 46. С. 56-65.
8. Сухарев О.С., Стрижакова Е.Н. Структурный анализ развития промышленной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 41. С. 26-40.
9. Сухарев А.Н. Будущее в долгу или долг перед будущим: дилемма экономической политики сегодня // Финансы и кредит. 2014. № 45. С. 50-57.
10. Филин С.А. Формирование условий, обеспечивающих переход экономики на инновационный тип развития // Микроэкономика. 2010. № 6. С. 40-42.
11. Фирстов Ю.П., Федоров П.Л., Хусни-яровМ.Р. Особенности системного анализа в экономике инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 38. С. 49-60.
12. Филин С.А. Оценка и управление капиталом знаний // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 31. С. 51-68.
13. Филин С.А., Чиликина Г.Б. Концепции инновационного стратегического управления инвестициями на диверсифицированном предприятии // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 38. С. 22-37.
14. Хрусталёв Е.Ю., Соколов Н.А., Хруста-лёв О.Е. Концепция оценки и управления риском при реализации инновационных проектов создания интеллектуальной продукции // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 44. С. 2-13.
15. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв Ю.Е. Экономико-математический инструментарий инновационного управления наукоемкими производствами // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 16. С. 2-13.
16. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 34. С. 2-10.
17. Хрусталёв Е.Ю., Баранова Н.М. Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21. С. 11-18.
18. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Л.П. Гончаренко. М.: Экономика, 2008. 543 с.
19. Якушев А.Ж., Филин С.А. Человеческий капитал, малое и среднее предпринимательство и социальное партнерство в государстве инновационного типа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 12. С. 58-69.
20. Mitchell D. Generation Z - striking the balance. National Center for Biotechnology Information Biotechnology Information (August 16, 2008).
21. Posnick-Goodwin, Sherry. Meet generation Z, California Teachers Association (February 2010).
22. Schmidt Lucinda, Hawkins Peter. Children of the tech revolution, 'Sydney Morning Herald' (July 15, 2008).
National Interests: Priorities and Security Productive Relations
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
IMPROVEMENT OF MECHANISMS AND METHODS FOR INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND BUSINESS COMMUNITY THROUGH THE PRISM OF THE THEORY OF GENERATIONS
Svetlana G. ERMAKOVA
Abstract
Importance The article analyzes mechanisms and methods for interaction of educational institutions and the business sector from perspectives of the Strauss-Howe generational theory. The article illustrates the relationship of educational institutions and the business community, which should rely upon the existing achievements of sociology and psychology. Objectives The research aims at reviewing whether the generational theory may become the groundwork to further establish the education process, especially, in relation to today's students representing Generation Z. The research shows that it is possible to adapt teaching methods, techniques for presentation of materials especially considering the needs of both students and ultimate customers, i.e. large and medium-sized businesses. Whereas the economy is experiencing a shift towards innovation, the above approach meets a higher demand and support from both sides. Methods This article investigates the specificity of two last generations' education and training. When preparing this article, I use empirical and theoretical methods of research, i.e. analysis, deduction and induction, and content analysis.
Results Upon the research of two last generation's education and the specificity, I formulate recommendations on the ways to involve students into the national economy during the education process through changes in the education mechanisms and methods. I believe it is necessary to continue investigating and examining the issues since the generational theory will be efficient only if the specific aspects of the country are taken into account. Conclusions and Relevance I conclude that in current circumstances we should improve educational management by improving education institutions considering knowledge the generational theory provides. Currently, it is necessary to improve the mechanism for presenting information to students considering specific aspects of perception, and introduce additional disciplines that would help students perceive and understand informa-
tion. The disciplines will lay the basis for training and teaching high school students likewise elementary school pupils learn writing and counting.
Keywords: education mechanisms, training methods, Generation Z, generational theory, competence, students, higher education, innovation management, education management, educational institution management, innovative education, Neil Howe, William Strauss, education process
References
1. Grechko M.V., Sakhno A.V. Proizvoditel'nost' truda kak imperativ razvitiya otechestvennoi ekonomiki [Productivity as a national economic development imperative]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 7, pp. 25-37.
2. Gorgorova V.V., Grechko M.V. Formirovanie modeli 'effektivnoi ekonomiki' Rossii v aspekte perekhoda k operezhayushchemu razvitiyu [Formation of an 'efficient-economy-of-Russia' model in terms of transition to accelerated development]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 30, pp. 14-29.
3. Grechko M.V. Diagnostika sostoyaniya i per-spektiv sektorov generatsii znanii ekonomiki Rossii, v kontekste perekhoda k innovatsionnoi modeli razvitiya [Diagnostics of the state and prospects of knowledge generating sectors of the Russian economy in the context of transition to an innovative model of development]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 2, pp. 43-54.
4. Grechko M.V. Otsenka sostoyaniya innovat-sionnogo razvitiya natsional'noi ekonomiki Rossii [Evaluation of the innovative development of Russia's national economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 6, pp. 29-34.
5. Polterovich V.M. O strategii dogonyayushchego razvitiya Rossii [On the catch-up development strategy of Russia]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science of Modern Russia, 2007, no. 3, pp.17-23.
6. Sandomirskii M. Pokolenie Z: te, kto budet posle [Generation Z: those who will come afterwards]. Available at: http://www.felicidad.ru/2011/07/z.html. (In Russ.)
7. Suvorova V.V., Timarsuev M.V. Regional'nyi aspekt analiza proizvoditel'nosti truda [A regional aspect of the labor productivity analysis]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2014, no. 46, pp. 56-65.
8. Sukharev O.S., Strizhakova E.N. Strukturnyi analiz razvitiya promyshlennoi sistemy [Structural analysis of industrial system development]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 41, pp. 26-40.
9. Sukharev A.N. Budushchee v dolgu ili dolg pered budushchim: dilemma ekonomicheskoi politiki segodnya [The future is in debt or debt to the future: today's dilemma of an economic policy]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2014, no. 45, pp. 50-57.
10. Filin S.A. Formirovanie uslovii, obespechivay-ushchikh perekhod ekonomiki na innovatsionnyi tip razvitiya [Creating conditions for economic transition to innovative development]. Mikroekonomika = Microeconomics, 2010, no. 6, pp. 40-42.
11. Firstov Yu.P., Fedorov P.L., Khusniyarov M.R. Osobennosti sistemnogo analiza v ekonomike innovatsii [The specificity of the systems analysis in an innovative economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 38, pp. 49-60.
12. Filin S.A. Otsenka i upravlenie kapitalom zna-nii [Evaluation and management of intellectual capital]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 31, pp. 51-68.
13. Filin S.A., Chilikina G.B. Kontseptsii innovat-sionnogo strategicheskogo upravleniya investitsiyami na diversifitsirovannom predpriyatii [Concepts for innovative and strategic management of investment in a diversified enterprise]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2010, no. 38, pp. 22-37.
14. Khrustalev E.Yu., Sokolov N.A., Khrusta-lev O.E. Kontseptsiya otsenki i upravleniya riskom pri realizatsii innovatsionnykh proektov sozdaniya intellektual'noi produktsii [The concept of risk assess-
ment and management in the implementation of innovative projects for creating intellectual products]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 44, pp. 2-13.
15. Khrustalev E.Yu., Khrustalev Yu.E. Ekonomiko-matematicheskii instrumentarii innovatsionnogo upravleniya naukoemkimi proizvodstvami [Economic and mathematical tools for innovative management of science-intensive industries]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 16, pp. 2-13.
16. Khrustalev E.Yu., Larin S.N. Novye tendentsii v organizatsii partnerskikh otnoshenii gosudarstva i biz-nesa v innovatsionnoi sfere [New trends in establishing partnership relations between the State and business in the innovative sector]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2011, no. 34, pp. 2-10.
17. Khrustalev E.Yu., Baranova N.M. Semantiko-orientirovannaya metodologiya obucheniya studentov v informatsionno-kommunikativnoi srede universiteta [The semantics-oriented methodology for training students in the information and communication environment of universities]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 21, pp. 11-18.
18. Ekonomicheskaya i natsional 'naya bezopasnost' [Economic and national security]. Moscow, Ekonomika Publ., 2008, 543 p.
19. Yakushev A.Zh., Filin S.A. Cheloveche-skii kapital, maloe i srednee predprinimatel'stvo i sotsial'noe partnerstvo v gosudarstve innovatsionnogo tipa [Human capital, small and medium-sized business and social partnership in an innovation-driven State]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2008, no. 12, pp. 58-69.
20. Mitchell D. Generation Z: Striking the Balance. National Center for Biotechnology Information, August 16, 2008.
21. Posnick-Goodwin Sherry. Meet Generation Z. California Teachers Association, February, 2010.
22. Schmidt Lucinda, Hawkins Peter. Children of the Tech Revolution. Sydney Morning Herald, July 15, 2008.
Svetlana G. ERMAKOVA
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]