21 (258) - 2014
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 339.923:061.1
анализ особенностей формирования
и реализации современных программ научно-технического развития
европейского союза*
С.Н. ЛАРИН,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: larinsn@cemi. rssi.ru.
Н.А. СОКОЛОВ,
кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected].
О.А. КУРАЕВА,
старший научный сотрудник E-mail: [email protected].
Центральный экономико-математический институт РАН
На примере используемых методов и подходов к формированию современных программ научно-технологического развития в странах Европейского союза (ЕС) авторами статьи обобщен опыт их практической реализации и предложен инструментарий оценки эффективности как отдельных мероприятий в рамках программ, так и программы в целом. В основу научно-технической политики ЕС положен комплекс мероприятий по проведению научных исследований, реализуемых в рамочных программах по отдельным (наиболее перспективным) направлениям развития науки. Кроме финансового обоснования для каждой программы проводится расчет ожидаемого социально-экономического эффекта от ее реализации. По мнению авторов, аналогичный подход целесообразно применять и в нашей стране с учетом конкретных реалий развития отечественной экономики.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-02-00026а «Разработка методического аппарата для оценки и повышения эффективности результатов научно-технических программ».
Ключевые слова: рост экономики, научные исследования, инновации, научно-техническая политика, программы технологического развития, инструменты и мероприятия, совместное финансирование и поддержка научных организаций, конкурсный отбор
Глубокие социально-экономические изменения, рост влияния развивающихся стран и старение населения в большинстве индустриально развитых государств требуют новых подходов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности. Сегодня рост национальной экономики многих развитых стран напрямую связан с научными исследованиями и новыми технологиями. Инновации являются необходимым условием долгосрочного роста экономики. Поэтому научные исследования и инновационные технологии будут продолжать приобретать все большее значение в стратегии развития стран и их конкурентоспособности на мировой арене [4, 7, 9].
Согласно экономической теории технологические инновации являются одним из основных факторов, обеспечивающих долгосрочное благосостояние. Инновационное развитие содействует повышению уровня благосостояния будущих поколений по нескольким причинам: инновации в медико-биологической сфере сокращают распространение болезней и решают проблему голода, улучшая тем самым здоровье людей; инновации в области телекоммуникаций и организации информации способствуют развитию образования, политической и социальной сфер; инновации в интеллектуальных сетях приводят к более эффективному и рациональному энергопотреблению и др. Следует отметить, что инновационное развитие как фактор экономического роста имеет ключевое значение для повышения благосостояния, поскольку его результатами пользуются и наименее социально защищенные группы. Говоря конкретно, инновации содействуют экономическому росту за счет создания новых рынков и повышения показателей эффективности [6, 8].
Проблема управления научными исследованиями и разработками (НИР) является одной из основных в процессе управления научной деятельностью, различные подходы к ее решению рассматриваются в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых. Главной целью исследований в этой предметной области является повышение уровня обоснованности управленческих решений в научно-технической сфере.
Основным инструментом реализации научно-технической политики Европейского союза (ЕС) являются европейские программы научных исследований и технологического развития. Они предназначены для поддержки научных организаций (предприятий, университетов, институтов), которые участвуют в реализации международных научно-исследовательских проектов в форме безвозмездного финансирования. Для практической реализации программ научных исследований и технологического развития в ЕС используются следующие мероприятия:
1) развитие кооперации с предприятиями, исследовательскими центрами и университетами;
2) развитие кооперации в области программ научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), осуществляемых ЕС совместно с третьими странами и международными организациями;
3) распространение и оптимизация результатов НИОКР, осуществляемых в ЕС;
4) стимулирование обучения и мобильности исследователей, работающих на территории ЕС1.
Научно-техническая политика ЕС охватывает сравнительно небольшую часть осуществляемых научно-технические программ НИОКР, в которых участвуют научно- исследовательские организации нескольких стран. Вместе с тем научно-техническая политика ЕС представляет собой мощный инструмент, который пересекает национальные границы и дает возможность обмениваться опытом и знаниями. Ее основными принципами являются: субси-диарность; поощрение проведения и реализации программ НИОКР на территории стран - членов ЕС; совместное финансирование проведения и реализации научных исследований; конкурсная основа отбора научно-исследовательских проектов для их реализации; финансирование стадии проведения предынвестиционных исследований в рамках реализации научно-исследовательских проектов.
Проводимая в странах ЕС научно-техническая политика стала формироваться в конце 1950-х гг. Начиная с 1984 г. ведущую роль в развитии научных исследований и поддержке совместных научных инициатив стали играть так называемые рамочные программы (РП) ЕС по научным исследованиям. Они разрабатываются на основе предложений Европейской комиссии (ЕК) и подлежат утверждению Европейским Советом Министров и Европейским Парламентом в соответствии с установленными процедурами процесса принятия совместных решений. С течением времени РП стали одним из основных источников финансовой поддержки НИОКР, проводимых практически во всех сферах научной деятельности.
Для осуществления научно-технической политики ЕС разрабатываются среднесрочные РП, в которых формулируются основные цели, определяются приоритетные направления, устанавливаются объемы финансирования НИОКР и распределяются ресурсы по отдельным этапам их выполнения. При этом в случае необходимости допускается корректировка РП. Важное значение уделяется мероприятиям поддержки, которые имеют прикладной характер, выходят за границы РП и ориентированы главным образом на «общеевропейские» цели в подготовке и повышении квалификации научных кадров, ин-
1 Материалы официального сайта Европейского союза. URL: http://www.europa.eu.
формационном обеспечении, распространении и освоении результатов НИОКР [1, 3, 5].
Как правило, в РП включаются перспективные направления НИОКР, представляющие интерес для ЕС в целом, требующие значительных затрат финансовых ресурсов, способствующие росту конкурентоспособности европейской продукции и созданию единого рынка ЕС, а также содействующие консолидации усилий на выполнении научно-технических программ. Для реализации каждого направления РП разрабатываются специальные программы (СП). Для каждой СП детально определяются правила ее реализации, устанавливаются сроки и предусматриваются необходимые финансовые ресурсы. При этом сумма необходимых для реализации СП финансовых ресурсов не может превышать максимальной величины, установленной для РП в целом и по каждому из ее направлений в отдельности.
По предмету исследований РП отличаются от других форм организации научно-технического сотрудничества в ЕС. Как правило, в сферу РП ЕС входят целевые фундаментальные исследования и доконкурентные технологические разработки. Таким образом, сфера действия РП распространяется на фундаментальные научные исследования и коммерциализацию их результатов, представляет собой второе связующее звено в цепи НИОКР.
Проекты, предлагаемые для включения в РП, определяются на конкурсной основе. При помощи независимых экспертов в ЕК составляется список заявок, имеющих научно-технический аспект, заслуживающий финансовой поддержки. Отобранные на этой стадии проекты затем передаются на рассмотрение соответствующих комитетов РП. Здесь может приниматься во внимание и такой аргумент, как страновой баланс в размещении проектов. Окончательное решение по проекту принимает соответствующая генеральная дирекция комиссии ЕС.
Научные проекты, включенные в РП, финансируются 3 способами:
1) «прямые действия» (directactions): исследования полностью финансируются из бюджета ЕС;
2) «косвенные действия» (shared-cost actions): исследования на 50% финансируются из бюджета ЕС, а остальные 50% финансируют сами научно-исследовательские организации государств-участников, ассоциированных государств и третьих стран;
3) «согласованные действия» (concerted actions): ЕС координирует финансирование науч-
Сроки проведения и бюджеты рамочных программ ЕС
Рамочная Период Бюджет,
программа времени млрд евро
1-я 1984-1988 3,75
2-я 1987-1991 5,396
3-я 1990-1994 6,6
4-я 1994-1998 13,215
5-я 1998-2002 14,96
6-я 2002-2006 17,883
7-я 2007-2013 50,521
на протяжении 7 лет
8-я 2014-2020 80 (оценка)
Примечание: для 8-й РП приведена предварительная оценка бюджета [13].
ных исследований, но не участвует в их прямом финансировании2.
В последние годы европейские страны не испытывали недостатка в новых инициативах в области инновационной политики. В основном они реализо-вывались в составе рамочных программ. Первые 6 рамочных программ охватывали периоды по 5 лет, но начиная с РП-7 программы будут продолжаться 7 лет. Сроки проведения и бюджеты рамочных программ приведены в таблице [10].
За период действия рамочных программ НИОКР приоритеты проведения научных исследований в ЕС значительно изменились. Если первые программы были направлены в основном на проведение научных исследований и основное место в них отводилось НИОКР в области энергетики, то в настоящее время приоритет сместился в сторону стимулирования инноваций, а главная роль в научных исследованиях перешла к информатике и процессам жизнеобеспечения. Кроме того, в настоящее время характер программ существенно расширился и наряду с научными исследованиями в них включены проведение всех этапов НИОКР, их экспертиза, а также решение проблем результативности научных исследований.
Так, 6-я рамочная программа НИОКР ЕС (20022006 гг.) предусматривала создание единого европейского исследовательского пространства (ЕИП), что способствовало нивелированию различий в уровнях научного развития стран - участников ЕС, расширению мобильности квалифицированных специалистов и научных исследователей, более активному привлечению для проведения научных исследований ученых из третьих стран.
2 Ежемесячный Бюллетень Европейского союза. URL: http:// europa.eu.int/abc/doc/off/buU/en/bullset.htm.
7-я рамочная программа НИОКР ЕС закрепляла достижения предыдущих программ в части создания ЕИП и была направлена на построение экономики и общества, основанных на знаниях. На 2007-2013 гг. было намечено дальнейшее развитие европейской кооперации по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых наряду с построением ЕИП присутствовали биотехнология и геномная инженерия, нанотехно-логии и новые материалы, исследования космоса, обеспечение безопасности жизнедеятельности всех сфер общества и ряд других направлений. В организационном плане в рамках этой программы предполагалась организация сотрудничества по 8 направлениям:
1) создание в ходе сотрудничества исследовательских лабораторий центров «превосходства»;
2) запуск новых технологических инициатив;
3) создание конкуренции между исследовательскими группами для стимулирования развития фундаментальных научных исследований;
4) создание благоприятных условий для привлечения к проведению научных исследований лучших ученых Европы и мира;
5) развитие инфраструктуры обеспечения научных исследований;
6) повышение координации и улучшение взаимодействий в рамках национальных программ НИОКР;
7) развитие исследований космоса;
8) развитие исследований в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности общества.
Таким образом, если в 6-й рамочной программе ЕС основные усилия были сконцентрированы на создании ЕИП, то в 7-й РП во главу угла был поставлен учет интересов ЕС в развитии стратегических и перспективных направлений научных исследований с активным привлечением к участию частного бизнеса.
Вторым шагом в направлении развития процесса научно-технической интеграции стала работа Европейской стратегической программы исследований в области технологии информационных систем ESPRIT (European Strategic Program for Research and Development in Information Technology), которая позднее превратилась в составную часть рамочных соглашений на уровне ЕС. Данная программа имела несколько важных новшеств, которые впоследствии превратились в основополагающие принципы научно-технической политики ЕС [2].
Во-первых, проводимые под эгидой ESPRIT исследования не нацелены на разработку готовых продуктов. Их цель заключается в решении научно-технических проблем общего характера. Такой подход позволяет в дальнейшем каждому из производителей создавать собственные технологии и товары.
Во-вторых, к финансированию НИОКР впервые был привлечен частный бизнес. Финансирование шло на паритетных началах: 50% средств поступали из бюджета ЕС, другую половину вносили предприятия - участники проектов. Такой подход прямо увеличивал заинтересованность исполнителей в результатах работ.
В-третьих, программа была направлена на кооперацию национальных НИОКР. Заявку на реализацию проекта могла подать только та группа, которая включала исполнителей по крайней мере из двух стран ЕС.
После десятилетнего периода, в течение которого основные усилия были сосредоточены на реализации Лиссабонского договора, рамочных программ НИОКР, долгосрочной программы содействия МСП, рамочной программы стимулирования конкурентоспособности и инноваций (CIP), программы использования структурных и интеграционных фондов, i2010 и ряда других инициатив, руководство ЕС пришло к выводу, что поставленные в 2000 г. высокие цели достичь не удалось. На этом основании было принято решение в будущем сделать еще больший акцент на инновациях в рамках развития научно-технической политики ЕС.
Значительная часть инициатив ЕС в поддержку инноваций основана на использовании финансовых инструментов (кредитов и грантов), управление которыми осуществляется Европейским инвестиционным банком (European Investment Bank), являющимся крупнейшим кредитором в мире (даже более крупным, чем World Bank), через Европейский инвестиционный фонд (European Investment Fund). В последние несколько лет указанные механизмы финансирования стали шире использоваться для стимулирования НИОКР и инноваций.
С конца 1990-х гг. Евросоюз выделил финансирование в объеме около 1 млрд евро в рамках 3 последовательно осуществленных программ, к которым относятся: 1) Growth & Employment Initiative (GEI) (экономический рост и занятость - 174 млн евро в 1998-2011 гг.); 2) Multi-annual Program for Enterprise and Entrepreneurship (MAP, долгосроч-
ная программа стимулирования предприятий и предпринимательства - 289 млн евро в 2001-2006 гг.); 3) реализуемая в настоящее время программа развития предпринимательства и инноваций (EIP -506 млн евро с 2007 по 2013 г.). Европейский инвестиционный фонд (EIF) управляет указанными финансовыми средствами, которые используются для выдачи гарантий кредитным организациям или, другими словами, встречных гарантий в рамках механизма гарантирования кредитов (Credit Guarantee Schemes или CGS)3.
Страны - члены ЕС вовлечены в большое число разнообразных мероприятий по научно-исследовательскому сотрудничеству с «третьими странами». Тем не менее отсутствие общей стратегии на общеевропейском уровне зачастую приводило к дублированию усилий, к неэффективному использованию имеющихся ресурсов и к менее значимому результату. В то же самое время глобальные вызовы (такие как изменение климата, продовольственная и энергетическая безопасность) выдвигают на передний план потребность в большей координации европейской научно-исследовательской сферы с тем, чтобы содействовать достижению целей европейской политики и способствовать процессу общемирового устойчивого развития.
Поэтому в 2008 г. ЕК была принята Европейская рамочная стратегия международного научно-технического сотрудничества, призванная укрепить сотрудничество в области науки и технологий со странами, не входящими в ЕС. Цель стратегии заключалась в том, чтобы страны - члены ЕС совместно с ЕК определили приоритетные направления и технологические области, по которым совместные действия со стороны ЕС могут принести значительно больший эффект, чем двухсторонние связи.
Новая стратегия определяет основы европейского подхода к международному сотрудничеству в области науки и технологий и устанавливает общие принципы, которые должны лежать в основе сотрудничества Европы с остальным миром, а именно [12]:
• усиление международной составляющей европейского исследовательского пространства путем укрепления сотрудничества с соседями Европы с помощью рамочной программы и развитие стратегического сотрудничества с наиболее значимыми «третьими странами» путем
определения географических и тематических ориентиров;
• улучшение рамочных условий для международного сотрудничества в области науки и техники и продвижения европейских технологий по всему миру4.
Новая стратегия развития Евросоюза до 2020 года включает целевую инициативу («Инновационный союз»), дополненную другими связанными с инновационным развитием инициативами, такими как Digital Agenda (задачи развития цифровых технологий), An Industrial Policy for the Globalization Era (промышленная политика в эпоху глобализации) и An Agenda for New Skills and Jobs (задачи формирования новых навыков и создания новых профессий). Однако ее практическая реализация повлечет за собой значительный рост государственных расходов. Предполагается принятие новой рамочной программы «Горизонт 2020» («Horizon 2020»), рассчитанной на 7 лет (2014-2020 гг.), причем общий объем финансирования должен увеличиться практически вдвое.
При этом необходимо учитывать, что в последние годы сильно изменилась организация инновационных разработок: произошла эволюция в сторону открытых инноваций и развития постоянного сотрудничества между предприятиями на основе совместных инновационных мероприятий. Открытые инновации предполагают использование внутренних и внешних ресурсов НИОКР; готовность к применению бизнес-моделей, подразумевающих привлечение внешних разработчиков объектов интеллектуальных прав (сотрудничество с МСП, учеными и др.); инициативное управление объектами интеллектуальных прав. Это ведет к росту количества компаний, сотрудничающих в области инновационных разработок.
Новый организационный принцип ставит перед ЕС немало вопросов, например уточнение рамок применения и обеспечение данного применения в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности для снижения издержек при формировании сети взаимодействующих организаций; создание и координация государственных механизмов поддержки, соответствующих эволюционному характеру инновационных проектов; устранение препятствий, мешающих циркуляции и лицензи-
3 Материалы официального сайта Европейского союза. URL: http://www.europa.eu.
4 Compendium of Science & Technology Cooperation between the European Union, the EU Member States and the Russian
Federation, 2011. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia.
рованию инновационных предложений в странах ЕС.
Кроме перечисленных выше вопросов необходимо учитывать ускоренный перевод механизмов сотрудничества и НИОКР на онлайн-технологии. В этой связи повышается значение инициатив, реализуемых по принципу совместных инноваций, который предполагает использование потенциала сетевого взаимовыгодного сотрудничества между специалистами разных организаций. Это является важным подтверждением потенциала механизмов сотрудничества в режиме онлайн в эпоху информационных технологий.
Считавшееся ранее выгодным размещение центров НИОКР и инноваций в непосредственной близости друг от друга (что облегчало неофициальный обмен информацией) утрачивает значение, поскольку благодаря развитию информационных технологий такой обмен стал возможен в режиме онлайн [11]. В результате традиционные принципы политики, регулирующие создание кластеров и проведение мероприятий по поддержке промышленных районов, испытывают на себе сильное влияние изменения инновационных механизмов.
Инновационные цепочки создания добавленной стоимости постоянно усложняются. Растет количество рынков, на которых для эффективного использования конечной продукции потребителям необходимо для начала собрать разнообразные взаимодополняющие товары. Такие рынки часто имеют схожие с сетями характеристики: добавленная стоимость продукции увеличивается соразмерно числу потребителей, количеству заявок на нее или дополнительных товаров, которые можно заказать на ее основе. Следует отметить, что значение инновационных услуг и инновационных товаров сравнялось. В итоге необходимость вести конкуренцию на международном рынке обусловливает растущее значение подхода, основанного на понятии цепочки формирования добавленной стоимости. Это системный подход, направленный на выявление слабейших звеньев в цепочке формирования добавленной стоимости и их поддержку на основе специально разработанных принципов политики [14].
Указанные обстоятельства привели к возникновению дополнительных проблем на уровне ЕС, а именно:
1) для реализации новых инновационных проектов требуется все больший масштаб - без полноценного международного рынка необходимый масштаб гарантировать невозможно;
2) для реализации новых инновационных форм нужен системный подход, основанный на сотрудничестве, а инновационная политика ЕС на реализацию такого подхода не ориентирована;
3) при отсутствии надлежащего контроля скорость реализации не имеет значения: массированные усилия по финансированию НИОКР и инноваций не гарантируют получения нужных результатов, если не будут дополнены целевыми мероприятиями, направленными на удовлетворение промышленного спроса, ликвидацию разрывов в цепочке формирования добавленной стоимости, расширение сферы отчетности и проведение мониторинга мероприятий проводимой политики.
В настоящее время ЕС активно содействует финансированию инноваций на основе разнообразных инициатив, а именно:
1) ассигнование суммы около 1 млрд евро для финансирования посевной стадии и стадии стартапа (seed и start-up); передачи технологий в рамках GEI (экономический рост и занятость) и MAP (долгосрочная программа стимулирования предприятий и предпринимательства); начальное финансирование ETF (European Technology Facility, европейский механизм финансирования новых технологий) в сумме 324 млн евро; GIF (High Growth and Innovative Facility, механизм стимулирования высоких темпов роста и инновационного развития МСП) в сумме 623 млн евро; Technology Transfer Accelerator Pilot Project (пилотный проект ускорения передачи технологий) в сумме 2 млн евро5;
2) инициативы, финансируемые из структурных фондов;
3) средства, управляемые Европейским инвестиционным фондом от лица Европейского инвестиционного банка(EIB).
Большая часть средств, выделенных в рамках программы стимулирования конкурентоспособности и инноваций (CIP), предназначена для финансирования целевых инструментов, подобных механизму финансирования акционерного капитала и механизму разделения ответственности за финансовые риски (RSFF). Дальнейшая эволюция программы стимулирования конкурентоспособности и инноваций (CIP) предполагает, что в период с 2007 по 2013 г. долгосрочная финансовая структура (Financial Framework), видимо, будет включать 11 различных направлений. К ним относятся: финансо-
5 Материалы официального сайта Европейского союза. URL: http://www.europa.eu.
вые инструменты; сеть, объединяющая европейские предприятия (Enterprise Europe Network); экоинно-вации; кластеры и развивающиеся секторы; государственные закупки для инновационного развития; основные способствующие факторы: наукоемкие технологии, информационно-коммуникационные технологии и профессиональный опыт; поддержка инновационных МСП; проекты, связанные с освоением космоса; поддержка МСП за рубежом; туризм и целевые мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности.
В настоящее время в реализации инновационной политики ЕС сталкивается примерно с теми же проблемами, что и Россия. Поэтому одним из главных направлений их решения является предотвращение переноса исследовательских возможностей европейских компаний за рубеж и «утечки мозгов» в США, а в будущем также в Индию и Китай. Для этого ЕК инициировала создание Европейского технологического института (EIT). Его основные задачи направлены на подготовку научных специалистов высокого уровня, создание инновационных разработок и распространение результатов научных исследований в рамках ЕС. Финансирование деятельности EIT будет осуществляться на паритетных условиях при участии фондов ЕС и частного капитала промышленных компаний.
Таким образом, в странах ЕС активно реформируются существующие подходы, и ведется целенаправленная разработка новых методов формирования и реализации современной инновационной деятельности. При этом максимально учитываются особенности ее практической реализации в зависимости от той или иной сферы экономики. Авторам статьи представляется, что аналогичные подходы и методы целесообразно внедрять и в России при формировании и реализации современных научно-технических направлений. В этой связи необходимо исследовать и обосновать оптимальную оценку эффективности мероприятий в рамках инновационной деятельности, провести ее сравнительный анализ и выявить наиболее перспективные пути реализации с учетом возможной адаптации к реалиям российской экономики.
Список литературы
1. Герасимова Л.И., Ларин С.Н., Соколов Н.А. Механизмы многокритериального отбора перспективных научных исследований для их коммерциализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 21. С. 23-33.
2. Ивашков А.В. Логика развития научно-технической политики Европейского Союза: реализация принципа системности в научно-технической интеграции // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 296.
3. Ларин С.Н., ЖиляковаЕ.В. Организационные структуры и интеграционные формы науки и бизнеса как фактор стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 19. С. 17-28.
4. Рудцкая Е.Р., Хрусталёв Е.Ю., Цыганов С.А. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики (опыт РФФИ) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3.
5. Тихонов И.П., Хрусталёв Е.Ю., Яковлев Э.Н. Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Инновации. 2007. № 10.
6. Хрусталёв Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
7. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32.
8. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно-ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3.
9. Цыганов С.А., Хрусталёв Е.Ю., Рудцкая Е.Р. Генерирование новых знаний на основе инновационно ориентированных конкурсов РФФИ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 45.
10. ArtisM.J. andNixson F., Eds. The Economics of the European Union: Policy and Analysis (4-th ed.), Oxford University Press, 2007.
11. Bossink B. The development of coinnovation strategies: stages and interaction patterns in interfirm innovation // R&D Management, 2010, № 32, рр.311-320.
12. Granieri M. and Renda A. A New Approach to Innovation Policy in the European Union, 2010.
13. Grove J. Triple miracle' sees huge rise in EU funds for frontier research // Times Higher Education of July 28, 2011.
14. Veugeler R., Cincera M. Europe's Missing Yollies // Bruegel Policy Brief, 2010/06.
Foreign experience
ANALYSIS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF UP-TO-DATE SCIENCE AND TECHNOLOGY PROGRAMS FOR THE EUROPEAN UNION'S DEVELOPMENT
Sergei N. LARIN, Nikolai A. SOKOLOV, Ol'ga A. KURAEVA
Abstract
Based on the example of methods and approaches employed to make the modern programs of scientific and technological development in the European Union, the authors sum up the experience of program implementation and propose an effectiveness assessment tools as separate activities within the programs and the program as a whole. The underlying basis of scientific and technical policy of the EU is a package of measures aimed at scientific research, carried out within the framework programs in individual (the most promising) directions of science development. Besides of financial justification, each program is provided with calculation of the expected social-and-economic effect of its implementation. The authors opine that the similar approach is advisable to apply in our country as well, taking into account the specific environment of domestic economy development.
Keywords: economic growth, scientific research, innovation, science and technology policy, technological development programs, tools, activities, co-financing, scientific organizations, support, competitive selection
References
1. Gerasimova L.I., Larin S.N., Sokolov N.A. Me-khanizmy mnogokriterial'nogo otbora perspektivnykh nauchnykh issledovanii dlia ikh kommertsializatsii [Mechanisms for multicriterion selection of promising scientific research for commercial use]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2013, no. 21, pp. 23-33.
2. Ivashkov A.V. Logika razvitiia nauchno-tekhnicheskoi politiki Evropeiskogo Soiuza: realizatsiia printsipa sistemnosti v nauchno-tekhnicheskoi integratsii [The logic of science-and-technology policy development of the European Union: implementing the systema-
tization principle in scientific and technical integration]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University, 2007, no. 296.
3. Larin S.N., Zhilyakova E.V. Organizatsionnye struktury i integratsionnye formy nauki i biznesa kak faktor stimulirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti na regional'nom urovne [Organizational structures and integration forms of science and business as an innovation incentive factor at a regional level]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2012, no. 19, pp. 17-28.
4. Rudtskaia E.R., Khrustalev E.Iu., Tsyganov S.A. Metody nakopleniia nauchnogo znaniia dlia innovat-sionnogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki (opyt RFFI) [Methods of scientific knowledge accumulation for innovation-driven growth of the Russian economy (RFBR experience)]. Problemy prognozirovaniia - Problems of forecasting, 2009, no. 3.
5. Tikhonov I.P., Khrustalev E.Iu., Iakovlev E.N. Kommertsializatsiia rezul'tatov fundamental'nykh nauchnykh issledovanii (opyt Rossiiskogo fonda fundamental'nykh issledovanii) [Commercialization of the results of basic research (the experience of the Russian Foundation for Basic Research)]. Innovatsii -Innovation, 2007, no. 10.
6. Khrustalev E.Iu. Problemy organizatsii i up-ravleniia v naukoemkikh otrasliakh ekonomiki Rossii [Problems of organization and management in the knowledge-based economy of Russia]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and abroad, 2001, no. 1.
7. Khrustalev E.Iu., Larin S.N. Ispol'zovanie informatsionnykh resursov i tekhnologii dlia stimuli-rovaniia innovatsionnogo razvitiia ekonomiki [Use of information resources and technologies to promote innovation-driven growth of the economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2011, no. 32.
8. Khrustalev E.Iu., Slavianov A.S. Problemy formirovaniia investitsionnoi strategii innovatsionno-orientirovannogo ekonomicheskogo rosta [Problems of formation of the investment strategy for innovation-driven economic growth]. Problemy prognozirovaniia -Problems of forecasting, 2011, no. 3.
9. Tsyganov S.A., Khrustalev E.Iu., Rudtskaya E.R. Generirovanie novykh znanii na osnove innovat-sionno orientirovannykh konkursov RFFI [Generation of new knowledge based on innovative RFBR-based competition]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' - National interests: priorities and security, 2011, no. 45.
10. Artis M.J. and Nixson F., Eds. The Economics of the European Union: Policy and Analysis (4-th ed.), Oxford University Press, 2007.
11. Bossink B. The development of coinnovation strategies: stages and interaction patterns in interfirm innovation. R&D Management, 2010, no. 32, pp.311-320.
12. Granieri M., Renda A. A New Approach to Innovation Policy in the European Union, 2010.
13. Grove J. Triple miracle sees huge rise in EU funds for frontier research. Times Higher Education, July 28, 2011.
14. Veugeler R., Cincera M. Europe's Missing Yollies. Bruegel Policy Brief, June, 2010.
Sergei N. LARIN
Central Economics and Mathematics Institute RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]
Nikolai A. SOKOLOV
Central Economics and Mathematics Institute RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]
Ol'ga A. KURAEVA
Central Economics and Mathematics Institute RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]