Научная статья на тему 'Инновационные образовательные технологии: проект «Сифо» - концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России'

Инновационные образовательные технологии: проект «Сифо» - концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMICS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REMOTE SENSING TECHNOLOGIES / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / HIGH-QUALIFIED PERSONNEL TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / ВУЗЫ РОССИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТАРИИ / METHODOLOGICAL TOOLS / СИФО СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИИ / SPECIAL SIMULATION COMPANIES / ВИРТУАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / VIRTUAL BUSINESS ENTITIES / EDUCATION / INNOVATION / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PRODUCTIVE PRACTICES / RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / TELECOMMUNICATION / METHODIC TOOLS / SIFO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канчукоев В.О.

В статье указано на необходимость реформы системы образования, обусловленной потребностями современного развития «экономики знаний». С одной стороны, инновационное развитие секторов экономики настоятельно требует тщательной подготовки соответствующих специалистов, а с другой основные доминанты развития национального института образования определяет социально ориентированный вектор. Требуемые изменения в системе образования следует провести с высокой эффективностью и в короткие сроки, используя все имеющиеся резервы и возможности. В статье анализируются актуальные проблемы в технологиях и методологических основах образовательно-производственных процессов в российских вузах, намечаются пути решения указанных проблем. В частности, предлагается использовать разработанный проект «СИФО», в котором реализована концепция альтернативной инновационно-прорывной организации практической подготовки кадров высшей квалификации (бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов) с использованием информационно-телекоммуникационных и дистанционных технологий (ИТКДТ), методологических и методических инструментариев, банков баз практик и баз данных (ББПБД) специальных имитационных фирм и организаций (СИФО) виртуальных хозяйствующих субъектов экономики, организаций и учреждений органов государственного управления и иных предприятий, формируемых институтами и факультетами российских вузов. Для организации дополнительных образовательно-производственных услуг (ДОПУ) предложено использовать специально созданные автономные некоммерческие организации центры дополнительных образовательно-производственных услуг СИФО. Сделан вывод, что инновационные технологии и общий потенциал, заложенный в механизме реализации проекта «СИФО», позволят вузам получить реальные и законные основания повышать качество и эффективность дополнительных образовательно-производственных услуг. Этому будет способствовать и получение соответствующих денежных средств за оказываемые дополнительные альтернативные образовательно-производственные услуги по организации и проведению практик на уровне требований времени, базирующихся на научно-технологических достижениях ведущих вузов мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Канчукоев В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative educational technology: the SIFO project as the concept of alternative organization and educational and industrial practices in higher education institutions of Russia

Importance The article indicates the need for the education system, conditional upon the needs of the modern knowledge economy development. On the one hand, the innovation development of sectors urgently requires careful preparation of corresponding specialists, on the other hand, the main dominants of the national institute of education determines the socially oriented vector. The required change in the education system should be carried out with high efficiency and within a short time, using all the available reserves and opportunities. Objectives I am analyzing the current problems in technology and methodological foundations of educational and production processes in the Russian institutions of higher education, and my paper outlines the ways to solve the specified problems. Methods In particular, I propose to use the developed SIFO project, which implements the concept of alternative innovation and breakthrough organization of practical training of highly qualified personnel (bachelors, specialists, masters and postgraduate students) using the information and telecommunication technologies and remote technologies (ITTRT), and methodological and methodical tools, banks of practice bases and databases (BPBD) of the special simulation firms and organizations (SIFO) virtual business entities of the economy, organizations and institutions of government and other enterprises, which are formed by institutions and faculties of the Russian institutions of higher education. To provide additional education and production services, I proposed to use the specially designed stand-alone non-profit organizations сenters for additional educational and production SIFO services. Results I came to a conclusion that the innovative technologies and the overall potential embedded in the mechanism of realization of the SIFO project will allow institutions of higher education to obtain real and legitimate reasons to enhance the quality and effectiveness of additional educational and production services. Conclusions and Relevance I emphasize that it will be facilitated by obtaining the relevant monetary funds for additional alternative educational and production services to organize and conduct practices at the level of current imperative, which are based on the scientific and technological achievements of the leading global institutions of higher educations.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные технологии: проект «Сифо» - концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России»

Проблемы. Поиск. Решения УДК 37.014.544.2:378.147.88

инновационные образовательные технологии: проект «сифо» — концепция

альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях россии

В.О. канчукоев,

доктор экономических наук,

профессор кафедры финансов предприятий и инвестиций E-mail: kvo1952@mail.ru Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова

В статье указано на необходимость реформы системы образования, обусловленной потребностями современного развития «экономики знаний». С одной стороны, инновационное развитие секторов экономики настоятельно требует тщательной подготовки соответствующих специалистов, а с другой — основные доминанты развития национального института образования определяет социально ориентированный вектор. Требуемые изменения в системе образования следует провести с высокой эффективностью и в короткие сроки, используя все имеющиеся резервы и возможности.

В статье анализируются актуальные проблемы в технологиях и методологических основах образовательно-производственных процессов в российских вузах, намечаются пути решения указанных проблем. В частности, предлагается использовать разработанный проект ««СИФО», в котором реализована концепция альтернативной инновационно-прорывной организации практической подготовки кадров высшей квалификации (бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов) с использованием информационно-телекоммуникационных и дистанционных технологий (ИТКДТ), методологических и методических инструментариев, банков баз практик и баз данных (ББПБД) специальных имитационных фирм и организаций (СИФО) — виртуальных хозяйствующих субъектов экономики, организаций и учреждений ор-

ганов государственного управления и иных предприятий, формируемых институтами и факультетами российских вузов. Для организации дополнительных образовательно-производственных услуг (ДОПУ) предложено использовать специально созданные автономные некоммерческие организации — центры дополнительных образовательно-производственных услуг СИФО.

Сделан вывод, что инновационные технологии и общий потенциал, заложенный в механизме реализации проекта ««СИФО», позволят вузам получить реальные и законные основания повышать качество и эффективность дополнительных образовательно-производственных услуг. Этому будет способствовать и получение соответствующих денежных средств за оказываемые дополнительные альтернативные образовательно-производственные услуги по организации и проведению практик на уровне требований времени, базирующихся на научно-технологических достижениях ведущих вузов мира.

Ключевые слова: экономика образования, инновационные технологии, подготовка кадров высшей квалификации, образовательно-производственные практики, вузы России, информационно-телекоммуникационные и дистанционные технологии, методологические и методические инструментарии, СИФО — специальные имитационные фирмы и организации, виртуальные хозяйствующие субъекты

Введение

Высшее российское образование кардинально меняет свои ориентиры, формирует приоритеты и развивает институциональные основы по-новому. К сожалению, порой это происходит непоследовательно, невосприимчиво и неэффективно. Непродуманное копирование западных стандартов и следование за ними ведут к результатам, порой оказывающимся весьма далекими от намеченных целей. В то же время необходимости реформы системы образования никто не оспаривает, она давно назрела. С одной стороны, инновационное развитие экономики настоятельно требует тщательной подготовки соответствующих специалистов, с другой — основные доминанты развития национального института образования определяет социально ориентированный вектор [1-3].

Априори экономические аспекты технологической организации и управления на различных этапах образовательного процесса необходимо выстраивать в соответствии с требованиями, которые определяются новыми условиями функционирования хозяйствующих субъектов, государственных органов управления и прочих организаций и предприятий, где будут работать выпускники отечественных вузов [4, 6].

Так, появившиеся возможности реальной интеграции экономической науки и практики в рамках субъектов Российской Федерации, а именно интеграции образовательной и производственной деятельности в самом широком смысле этого слова, по мнению автора, объективно требуют обоснования и неотложной реализации. Только так можно повысить интегральную результативность использования трудовых ресурсов в условиях инновационной экономики [5, 7].

Ответить на вызовы времени, сделать заметный шаг в сторону повышения качества и эффективности всей системы вузовского образования — значит использовать шанс для перехода на более высокую ступень развития образовательно-производственного процесса инновационного содержания, чутко учитывающего спрос будущих работодателей. Важно также, чтобы эти процессы были организованы и управляемы с непосредственным участием последних. При этом желательно использовать интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов [11, 12].

Из круга наиболее сложных и важных проблем в обозначенных направлениях реформ, по мнению

автора, ключевой является проблема альтернативной инновационно-прорывной организации практической подготовки кадров высшей квалификации (бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов). Она требует концептуальной проработки, принятия новой технологической платформы и экспериментального (пилотного) внедрения. В сложившейся ситуации полагаем целесообразным реализовать идею, оформленную в общих чертах как проект «СИФО», в котором реализована концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в вузах России.

Основные характеристики предлагаемого проекта «СИФО»

А. Гипотеза-преамбула проекта: проект «СИФО», в котором реализована концепция альтернативной инновационно-прорывной организации практической подготовки кадров высшей квалификации (бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов) в вузах России

Б. Технологическая платформа проекта: Б.1. ИТКДТ — информационно-телекоммуникационные и дистанционные технологии, методологические и методические инструментарии

Б.2. ББПБД — банки баз практик и баз данных Б.3. СИФО:

Б.3.1. Специальные имитационные фирмы и организации

Б.3.2. Виртуальные хозяйствующие субъекты экономики и организаций и учреждений органов государственного управления и иных предприятий, формируемых институтами и факультетами вузов России

Б. 3.3. Предлагаемые к реализации дополнительные образовательно-производственные услуги Б.4. АНО ЦДОПУ СИФО: Б.4.1. Система вновь создаваемых автономных некоммерческих организаций Центров дополнительных образовательно-производственных услуг СИФО (далее — Центр)

Б. 4.2. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [9], Центр создается в целях предоставления услуг. Таким образом, Центр может быть создан в целях предоставления образовательных услуг, услуг по практическому (производственному) обучению, распространению информации и некоторых других

Б.4.3. Клубная карта СИФО. Очень важно, что студенты, пожелавшие установить договорные отношения на оказание (получение, пользование) дополнительных услуг через Центр, могут вступать в такие отношения по упрощенной схеме, т.е. по так называемой клубной системе организации взаимоотношений. При этом соответствующая клубная карта СИФО выдается (выкупается) в подтверждение заключения договора об оказании определенного набора услуг (в том числе по прохождению производственных практик в СИФО) члену клуба. Следует особо отметить, что сама автономная некоммерческая организация Центр ДОПУ СИФО не имеет членства, т.е. члены Центра не будут автоматически становиться членами (участниками) самой организации

В. Учредители и соучредители (возможны варианты): вузы, министерства и ведомства субъекта РФ, ведущие хозяйствующие субъекты экономики региона, прочие предприятия и организации, где могут создаваться филиалы кафедр и лаборатории вуза и, наоборот, представительства соответствующих соучредителей в автономной некоммерческой организации Центр ДОПУ СИФО по согласованию и на договорной основе Г Заказчики:

Г.1. Студенты и их родители Г.2. СИФО могут быть смоделированы по заказам ведущих и заинтересованных министерств и ведомств, федеральных и региональных (например, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, отраслевые министерства регионов) по типажам соответствующих хозяйствующих субъектов экономики. Исходные параметры будут оптимальными, если будут учитывать приоритеты государственной политики и местные особенности, институциональную структуру региональных и муниципальных органов управления и организаций

Г3. Хозяйствующие субъекты реального сектора экономики.

Д. Исполнители: научно-педагогический персонал (НПР) вузов, работники соучредителей, принимаемые в штат автономной некоммерческой организации Центр ДОПУ «СИФО» по совместительству или договорам гражданско-правового характера. Е. Выбор формы прохождения практики: Е.1. Традиционная выездная практика: обеспечивается в рамках освоения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО)

Е.2. Альтернативная стационарная практика: организуется и обеспечивается автономной некоммерческой организацией Центр ДОПУ СИФО на договорной основе путем оформления специальных документов клубной системы при поступлении в вуз или во время учебы. Выбор может осуществляться на основе заявления, где обязательными реквизитами выступают: персональные данные студента; выбор из вариантов: 1-й вариант — виртуальные практики в Центре в свободное от занятий время в объеме до 72 ч по каждой практике на возмездной основе; 2-й вариант — традиционная форма прохождения практик с выездом на предприятие во время летних каникул в течение двух недель; регистрация

Ж. Модели финансового взаимоотношения Центра ДОПУ СИФО с вузом:

Ж.1. Высшее учебное заведение выступает в качестве одного из учредителей (или единственного учредителя) Центра, осуществляет финансирование его деятельности в порядке, определенном в Уставе Центра ДОПУ СИФО

Ж.2. Высшее учебное заведение (и другие учредители) на добровольных началах вносит добровольные имущественные или благотворительные взносы на деятельность Центра

Ж.3. Взаимоотношения Центра и вуза осуществляются на гражданско-правовой основе и имеют нерегулярный, разовый характер (например, договор возмездного оказания услуг по обучению студентов вуза по программам дополнительного образования в Центре; договор аренды помещений вуза для деятельности Центра; договор о совместной деятельности и др.)

З. Возможности вуза: в каждом вузе имеется достаточный потенциал реализации предлагаемой концепции по всем составляющим (профессорско-преподавательский персонал, научно-педагогические работники, материально-техническая база и пр.)

И. Финансовые выгоды обучающихся: студенты, обучающиеся в вузе, а также их родители не ощутят выросших материальных затрат на прохождение виртуальных практик. Наоборот, указанные затраты сократятся в несколько раз, ведь вариант их организации и прохождения в Центре предполагает по сравнению с традиционными технологиями исключение переездов до мест прохождения практик (в среднем — 50-100 км), квартирных и прочих расходов, связанных с выездами на базы практик

К. Преимущества индивидуального подхода к прохождению практики в системе СИФО: преимущества информационно-коммуникационных тех-

нологий (информационное изобилие, доступность информации, дистанционное позиционирование, реальный режим формирования и использования банка данных с использованием технических средств обучения), мониторинг графика прохождения производственных практик (как НПР — руководителей практик, так и самих студентов-практикантов), консалтинговые возможности, наконец, новые возможности качества и эффективного образования. При этом для каждого студента могут быть укомплектованы индивидуальные кейсы с полным набором пошаговых инструкций для участников проекта «СИФО»

Л. Стоимость обучения при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг должна определяться произвольно. Однако, учитывая, что образовательные учреждения являются некоммерческими организациями и, следовательно, при предоставлении платных ДОПУ в числе основных видов деятельности не должно иметь места извлечение прибыли. Стоимость ДОПУ студента в системе СИФО складывается из затрат на образовательно-производственный процесс и должна включать: оплату профессорско-преподавательского состава и технического персонала, арендные платежи (учебных аудиторий, библиотеки, столовой и пр.), налоговые платежи (дорожный налог и т.д.), содержание вузом техники (оргтехника, автомобили и пр.), коммунальные платежи. Таким образом, ориентировочная стоимость дополнительных образовательно-производственных услуг в системе СИФО может быть следующей: 1 академический час, равный 45 мин, для 1 студента-практиканта — до 100 руб.; стоимость двухнедельной практики продолжительностью 60-72 ч — около 6-7 тыс. руб.

М. Прогнозные сроки возможной реализации проекта могут составить ориентировочно 3 учебных года

Проблемы традиционных форм организации и прохождения практик и инновационные пути их возможного решения

Быстрая смена стратегий и предлагаемых направлений реформирования образования, наблюдаемые с перестроечных времен, привели к тому, что невозможно до сих пор выработать сколько-нибудь значимые инструменты повышения качества и эффективности образовательного процесса в части прохождения производственных практик.

Безусловно, что чисто «аудиторная» составляющая высшего профессионального образования как базис формирующегося багажа знаний студентов первично и нынешнее его состояние — это серьезная тема. Однако не менее важная такая его составляющая, как «организация прохождения производственных практик», по всем вузовским программам (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) оставляет желать намного лучшего, что требует основополагающих исследований сквозь призму новых взглядов на проблему.

Очевидно, что в настоящее время сама сущность практического обучения частично утратилась и примитивизировалась. Какими видятся основные причины этого явления?

Во-первых, стало невозможным организовать прохождение производственных практик на так называемых «базах практик», поскольку нынешние хозяйствующие субъекты экономики и прочие организации совсем не заинтересованы в том, чтобы студенты появлялись на их территориях, что является дополнительной безвозмездной нагрузкой на сотрудников. Дело в том, что не стало законодательных оснований для обязательного приема практикантов и оказания им какой-либо помощи в прохождении практики, финансовой поддержки (раньше было требование трудоустройства на штатные вакантные должности с соответствующей оплатой труда практикантов). Кроме того, возможности привлечения квалифицированных управленческих кадров, использования учебной материально-технической базы, создания прочих условий для нормального прохождения практики у большинства предприятий и организаций зачастую отсутствуют.

Во-вторых, вряд ли собственники современных предприятий и организаций будут заинтересованы в том, чтобы поделиться какой-либо коммерческой информацией (чем не преминут воспользоваться конкуренты). Это может относиться как к коммерческим фирмам, так и к малочисленным формированиям в реальном секторе экономики, сохранившим статус государственных.

В-третьих, региональные органы власти ввиду отсутствия инструментов влияния были вынуждены устраниться от утверждения списков базовых предприятий, которые обязаны провести ответственную организацию прохождения производственных практик для студентов, направляемых к ним вузами.

В-четвертых, преподаватели вузов вынужденно осваивают далеко не прогрессивные технологии

формальной организации и прохождения подопечными студентами производственных практик. Есть факты, когда сегодня преподаватели — руководители практик от вузов направляют студентов в несуществующие предприятия, организуют оформление подложных дневников с поддельными реквизитами, подписями, печатями и пр. При этом, как ни странно, все довольны: вузами издаются соответствующие приказы, студентами успешно защищаются отчеты, преподавателями (комиссионно) выставляются высокие оценки, т.е. фальсифицируются все регламентируемые процедуры.

В-пятых, сами студенты смотрят на всю указанную имитацию производственной практики по традиционным технологиям как на необходимую условность, подписываясь под любыми документами (дневники, отчеты о практике и пр.) ради заветной галочки в зачетных книжках, т.е. положительной отметки о якобы пройденной производственной практике. Дескать, все равно жизнь расставит все по своим местам.

Таким образом, у современных вузов недостаточно стимулов к изменению сложившейся ситуации: так называемые инструменты «саморегулирующегося рынка» подталкивают к упрощенным схемам работы, а качество прохождения практик, которые все же проводятся, скатывается к нескрываемой профанации (главное, чтобы студенты не отвлекали сотрудников организации).

Многие проблемные вопросы могли бы быть сняты утверждением Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды1, проект которого был опубликован Министерством образования и науки РФ еще в марте 2013 г. Указанное положение, хотя и было разработано во исполнение требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [8], до сих пор так и не вступило в законную силу. Очевидно, слишком уж велики застарелые глубинные проблемы финансового сопровождения нововведений (в первую очередь оплата вузами практикантам проездных, суточных и пр.), регламентируемых в проекте нового положения. Добавим сюда и другие новации, которые предлагаются к внедрению новыми статусами и видами практики (наличие в

1 Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды: проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: Шр://минобрнауки.рф/докумен-ты/3215/файл/2013/13.03.26-практика-ВШ.р0£

-43 (280)

образовательных программах и стандартах новых требований по практическому обучению, которые в большинстве своем пока так и не прописаны). Все это пока не под силу как бюджетам вузов, так и незадачливым законодателям-методологам от профильного федерального министерства. Мечтать не вредно, но без финансового фундамента нового дома не построишь.

Вместе с тем при тщательном изучении проблем и реальных возможностей их решения закономерно приходишь к выводу, что прохождение производственных практик все же можно организовать по новым принципам и технологиям. Такие возможности определяются положениями введенного с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ [8-10], а также рядом нормативных актов и их проектов 2, разрабатываемых в соответствии с новыми требованиями.

Платформа и основное содержание проекта «СИФО»

В прорывной конструкции современного подхода к менеджменту образовательно-производственного процесса подготовки кадров высшей квалификации предлагаются существенные методологические новации. Основные его элементы, закладываемые в концепции организации и прохождения образовательно-производственных практик студентами вуза в автономной некоммерческой организации Центр ДОПУ СИФО, состоят в следующем.

Основной задачей Центра является организация альтернативной инновационно-прорывной практической подготовки кадров высшей квалификации (бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов) с использованием ИКДТ, методологических и методических инструментариев, ББПБД, СИФО, формируемых в вузах и реализуемых как дополнительные образовательно-производственные услуги через вновь создаваемые автономные некоммерческие организации Центры ДОПУ СИФО.

2 Об организации платных дополнительных образовательных услуг: письмо Минобразования России от 21.07.1995 №№ 52-М; Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды: проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: Мр://минобрнауки.рф/докумен-ты/3215/файл/2013/13.03.26-практика-ВШ^£

- 2014-

Основным видом деятельности Центра является организация стационарного виртуального прохождения образовательно-производственных практик студентами вуза с использованием информационно-аналитических, консультационных систем и компьютерных технологий сверх объемов, устанавливаемых учебными планами вуза на добровольной альтернативной возмездной основе.

Стационарные виртуальные учебно-производственные практики в период обучения организуются в целях выполнения заданий, предусмотренных программами практики путем овладения практическими навыками с углубленным изучением отдельных дисциплин специализаций на основе обширных ББПБД СИФО.

Стационарные виртуальные учебно-производственные практики организуются на основе разработанных и утвержденных в соответствующем порядке индивидуальных программ для студентов, имитирующих исполнение соответствующих должностных функций на конкретных объектах практики.

При выборе традиционной формы прохождения практики студенты выезжают на производственные объекты, выполняют программу учебно-производственной практики, заполняют дневники и составляют отчеты о практике на бумажных носителях, представляют их к защите и защищают в установленном программой практики порядке.

При выборе альтернативной стационарной виртуальной формы прохождения практик на базе Центра студенты оформляют договоры и оплачивают дополнительные образовательные услуги в установленных размерах, получают индивидуальные планы прохождения практики (как правило, объемом 60-72 ч с накопительным режимом наработки часов по разделам практики в условиях компьютерного класса с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных технологий. Причем вполне можно использовать свободное от основных занятий время в течение семестра или иное согласованное время). Затем студенты заполняют дневники о прохождении практики на бумажных носителях, составляют отчеты о практике на электронных носителях, представляют их к защите и защищают в установленном программой практики порядке, архивируют их совместно с руководителями практик и сохраняют до окончания вуза (1-й экз. — в Центре, 2-й экз. — у студента).

Нововведение, оцениваемое как эффективное и рациональное, состоит в возможности предостав-

ления компенсационных дней отдыха студентам. То есть тем студентам, которые прошли практику по проекту «СИФО» через Центр в периоды, не совпадающие с графиком прохождения практик в летнее или зимнее время, успешно выполнили программу прохождения практики и защитили отчеты, осуществляется зачет результатов по альтернативной форме практики по требованиям традиционной формы практики. Также указанным студентам могут предоставляться компенсационные дни отдыха по каждой практике в сроки, предусматриваемые учебными планами.

Основные требования к инновационным технологиям проекта «СИФО»

Рассмотрим варианты решения технологических проблем организации и управления прохождением стационарной виртуальной образовательно-производственной практики студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Виртуальные образовательно-производственные практики организовываются на основе разработанных и утвержденных в соответствующем порядке индивидуальных программ для студентов, исполняющих должностные функции на конкретных объектах в системе СИФО.

Центр организует практики с использованием банка данных по технологиям программных продуктов «1С: Бухгалтерия 8», по имитируемым реальным предприятиям, финансово-кредитным учреждениям и прочим организациям региона, выполняя требования следующих основных задач и функций реальных бухгалтерий этих СИФО.

1. Основные задачи: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; обеспечение информацией руководителей организации в целях правильного осуществления организацией хозяйственных операций; обеспечить учет наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

2. Основные функции: организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном

выражении путем сплошного, непрерывного мониторинга; применение в утвержденном порядке унифицированных форм первичного учета; соблюдение графика документооборота; обеспечение хранения бухгалтерской документации в установленном порядке; предоставление подразделениям организации необходимой информации для осуществления анализа деятельности организации и др.

Состав руководителей практик Центра может формироваться по двум вариантам.

Первый вариант: руководители практик назначаются по группам — подразделениям Центра (учет основных средств; учет финансовых вложений; учет нематериальных активов; учет производственных запасов и др.

Второй вариант: руководители практик назначаются по направлениям учета: бухгалтер, ведущий учет основных средств и нематериальных активов; бухгалтер, ведущий учет материально-производственных запасов; бухгалтер, ведущий учет по кредитам и займам; бухгалтер, ведущий учет с прочими дебиторами и кредиторами; бухгалтер, ведущий учет затрат на производство и др.

Преимущества автономной некоммерческой организации как организационно-правовой формы Центра ДОПУ СИФО

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [10] деятельность по проведению регулярных семинаров, курсов и т.д. (реализации программ дополнительного образования) подлежит лицензированию.

Центр ДОПУ СИФО для студентов может быть создан в виде подразделения вуза в рамках соответствующих структурных подразделений или в виде самостоятельного юридического лица. В случае создания Центра в виде подразделения образовательного учреждения, имеющего лицензию на образовательную деятельность, процесс получения лицензии на реализацию программ дополнительного образования значительно облегчается. Если требуется открытие самостоятельного расчетного счета, Центр должен быть зарегистрирован в виде отдельного юридического лица. Предлагаемые цели деятельности Центра свидетельствуют о том, что его деятельность будет направлена на образовательные, производственные и иные общественно-полезные цели. Соответственно, Центр может быть

зарегистрирован в одной из форм, предусмотренных действующим законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [9], некоммерческие организации могут создаваться в различных формах: некоммерческое партнерство, учреждение, автономная некоммерческая организация и в других формах, предусмотренных федеральными законами. Анализ указанных организационно-правовых форм некоммерческих организаций применительно к целям и видам деятельности Центра позволяет утверждать, что в наибольшей степени для этих целей подходит форма автономной некоммерческой организации (АНО). Дело в том, что АНО обладает следующими юридическими признаками: может быть создана гражданами и юридическими лицами; имущество, переданное учредителями и приобретенное по иным основаниям, принадлежит организации на праве собственности; учредители не сохраняют прав на переданное имущество и не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей; высший орган управления организацией — коллегиальный, исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным; АНО может быть преобразована в фонд; учредительным документом АНО является устав, утвержденный учредителями. Учредительный договор заключается между учредителями по усмотрению.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [9] АНО создается в целях предоставления услуг. Таким образом, АНО Центр ДОПУ СИФО может быть создан в целях предоставления образовательных услуг, услуг по практическому (производственному) обучению, распространению информации и пр.

Здесь очень важно отметить, что студенты, пожелавшие иметь договорные отношения на оказание (получение, использование) дополнительных услуг через Центр, могут вступать в такие отношения по упрощенной форме (используя так называемую клубную систему организации взаимоотношений). При этом соответствующая клубная карта выдается члену клуба в подтверждение заключения с ним договора об оказании определенного набора услуг (в т.ч. по прохождению производственных практик в Центре).

Платные дополнительные образовательно-производственные услуги

Рынок платных образовательно-производственных услуг должен развиваться и становиться значимым элементом социально-экономической структуры общества. Образовательно-производственные услуги, оказываемые на договорной основе, в отличие от бесплатного образования базируются на иных правовых принципах. Так, договор, заключаемый между гражданином и вузом на оказание платных ДОПУ, должен соответствовать положениям о возмездных договорах на оказание услуг.

Высшее учебное заведение вправе реализо-вывать за плату дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), предоставляемые студентам сверх государственного образовательного стандарта (ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Дополнительные образовательные услуги носят добровольный характер. Студенты вправе отказаться от предлагаемых услуг и не заключать дополнительных соглашений либо требовать аннулирования такого пункта в заключаемом договоре. Примерный перечень таких услуг приведен в приложении к письму Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М3.

Платные ДОПУ должны предоставляться в целях всестороннего удовлетворения качественных образовательно-производственных потребностей граждан по организации и прохождению производственных и преддипломных практик. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом вуза. Они осуществляются за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей) и не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Таким образом, оказание ДОПУ (в том числе интернет-услуг) производится на основании двухстороннего договора между Центром и студентом. Центр самостоятельно устанавливает размер платы за оказываемые дополнительные услуги, которые

3 Об организации платных дополнительных образовательных услуг: письмо Минобразования России от 21.07.1995 № 52-М.

-43 (280)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

определяются перечнем, объемом и качеством предоставляемых услуг — на основе соответствующего расчета затрат (сметы). В случае выдачи (приобретения) клубной карты стоимость интернет-услуги включается в цену за оказание соответствующей дополнительной услуги.

Отдельно проанализируем 3 момента законодательного плана, затрагивающих предлагаемые разработки.

Во-первых, инновации, которые планируется ввести с утверждением упомянутого проекта Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее видах. Положение, как отмечено ранее, еще не вступило в действие. Однако будущие нововведения не могут не обнадеживать. Приведем наиболее важные фрагменты положения в том виде, как они изложены в проекте приказа4:

«Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу, самостоятельно и являются составной частью образовательной программы, обеспечивающей реализацию стандарта;

образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок проведения практики;

производственная практика, в том числе преддипломная практика (далее вместе — практики);

проведение учебной практики и производственной практики, помимо преддипломной практики, является обязательным, в случае установления стандартом обязательности их проведения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основными формами проведения производственной практики являются: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика);

каждый вид практики может проводиться в нескольких формах, из перечня установленных настоящим Положением, а также могут быть установлены иные формы проведения практик в зависимости от уровня высшего образования и направленности (профиля) образовательной программы;

проведение практики осуществляется следующими способами: в качестве стационарной или

4 Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды: проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: httpV/минобрнауки.рф/докумен-ты/3215/файл/2013/13.03.26-практика-ВШ^.

- 2014-

выездной практики (далее соответственно — стационарная практика, выездная практика);

стационарная практика проводится в образовательной организации или в ее структурном подразделении (обособленном структурном подразделении), в которых обучающиеся осваивают образовательную программу;

выездная практика проводится в том случае, если место ее проведения расположено вне населенного пункта, в котором расположена образовательная организация, ее структурное подразделение (обособленное структурное подразделение);

способы организации проведения практик определяются образовательной организацией. Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения;

виды практики, формы и способы ее проведения, трудоемкость, распределение по периодам обучения и сроки проведения практик устанавливаются образовательной организацией в соответствии с настоящим Положением и стандартом».

Особенно следует выделить следующие моменты проекта Положения: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8]). Причем форма и вид отчетности обучающихся о прохождении практики определяются локальным нормативным актом образовательной организации.

И, наконец, обратимся к вновь вводимым нормам. При прохождении выездных практик обучающимся предполагается оплачивать проезд к месту проведения практики и обратно, а также возмещать дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно — в размере 50% от установленной законодательством Российской Федерации величины возмещения дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), при направлении работника в служебную командировку. Образовательная организация обеспечивает выплату обучающимся соответствующих денежных средств и обеспечение их проездными документами на проезд к месту проведения практики и обратно железнодорожным и (или) водным транспортом; проезд обучающихся к местам проведения выездной практики, не связанным железнодорожными и водными путями с местом нахождения образова-

тельной организации, оплачивается вузом на основании предъявленных проездных документов. При прохождении всех видов стационарных практик проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

Во-вторых, требования пока еще не утвержденного положения о практике также отражены в проекте стандарта ФГОС ВО: «Уровень Бакалавриат. Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент. Квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр»5. Процитируем фрагменты основных норм данного стандарта, переплетающиеся с результатами и предложениями наших исследований:

«...6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от профиля программы, которую он осваивает.

.6.5. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ФГОС ВО. После выбора обучающимся профиля программы набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

.6.6. В блок 2 «Практики» входят производственная и иные устанавливаемые учебным заведением практики (в т.ч. преддипломная). Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. Программа бакалавриата включает следующие типы учебной практики: исполнительская практика; практика по получению первичных профессиональных умений и опыта первичной профессиональной деятельности и др. Программа бакалавриата включает следующие типы производственной практики: работа на должностях служащих в сторонних организациях, стажировка в сторонних организациях, участие в выполнении научно-исследовательских и прикладных работ на кафедрах

5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Уровень Бакалавриат. Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент. Квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр»: проект приказа Министерства образования и науки РФ // Министерство образования и науки РФ. URL: Мр://минобрнауки.рф/924.

и в лабораториях образовательной организации, обладающих необходимыми кадровым и научно-техническим потенциалами. Способы проведения производственной практики: стационарная, выездная и др. При проектировании программ бакалавриата образовательная организация выбирает типы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа. Образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным в настоящем ФГОС ВО. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся и состоянием здоровья.

...6.8. Проведение учебных занятий, практик, консультаций, текущего контроля за успеваемостью, промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации обучающихся в случае реализации программ бакалавриата допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

.6.12. Порядок проектирования и реализации программ бакалавриата определяется образовательной организацией на основе Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

.7.2.10. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации программ бакалавриата на созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательной организации и созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации. Образовательная организация, использующая материальную базу предприятий (организаций), заключает договор на ее использование.

.8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных преподавателей».

Остается пожелать, чтобы такую юридическую (весьма инновационную по содержанию) коллизию как можно быстрее превратили в реальную норму

для всех вузов России по всем образовательным стандартам.

В-третьих, перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы оказания платных дополнительных образовательно-производственных услуг, следует дополнить новыми, чтобы как можно быстрее устранить их несоответствия с основным документом — Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Модели финансового взаимоотношения Центра ДОПУ СИФО с вузом

Возможны 3 модели финансового взаимоотношения Центра ДОПУ СИФО и вуза, имеющие равные права на осуществление.

1-я модель. Высшее учебное заведение выступает в качестве одного из учредителей (единственного учредителя) Центра, осуществляет финансирование его деятельности в порядке, определенном в Уставе Центра.

2-я модель. Высшее учебное заведение на добровольных началах вносит имущественные или благотворительные взносы на деятельность Центра.

3-я модель. Взаимоотношения Центра и вуза осуществляются на гражданско-правовой основе и имеют нерегулярный, разовый характер (например, по договору возмездного оказания услуг по обучению студентов вуза по программам дополнительного образования в Центре; по договору аренды помещений вуза для деятельности Центра; по договору о совместной деятельности и др.).

Основные аспекты проекта положения о порядке оказания дополнительных платных образовательно-производственных услуг студентам, обучающимся в вузе, через вновь создаваемую автономную некоммерческую организацию Центр ДОПУ СИФО следующие:

«.1.2. Настоящее Положение устанавливает единый порядок оказания дополнительных образовательно-производственных услуг и оплаты за обучение и прохождение производственных практик, заключения, изменения, расторжения договоров об оказании дополнительных платных образовательно-производственных услуг (далее — договор).

1.3. Высшее учебное заведение обязано до заключения договора предоставить достоверную информацию о себе и оказываемых платных до-

полнительных образовательно-производственных услугах, обеспечивающую заказчикам или потребителям возможность их правильного выбора, и должна содержать следующие сведения: перечень дополнительных образовательно-производственных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; стоимость (в рублях) образовательно-производственных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты.

...1.5. При зачислении абитуриента между Центром ДОПУ СИФО как Исполнителем, предоставляющим основные платные образовательные услуги, и юридическим или физическим лицом как Заказчиком, заказывающим основные образовательные услуги в пользу Потребителя (в дальнейшем — Студент), заключается соответствующий договор о дополнительных платных образовательно-производственных услугах.

1.6. Исполнитель оказывает дополнительные платные образовательно-производственные услуги по подготовке бакалавров, специалистов и магистров сверх объемов, предусматриваемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, учебными планами, графиками учебного процесса и прохождения производственных практик, а также расписанием занятий, т.е. они являются альтернативными.

1.7. Платные образовательные услуги могут быть оказаны как альтернативная платная дополнительная образовательно-производственная услуга вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств или обучающихся на контрактной основе. Отказ потребителя от предлагаемых платных дополнительных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему Исполнителем основных образовательных услуг.

.2.2. Договор об оказании платных образовательно-производственных услуг заключается в письменной форме, как с физическими, так и с юридическими лицами при предварительном изъявлении получать такие услуги опросом по форме «Выбор-Заявление».

2.3. Стоимость дополнительных образовательно-производственных услуг устанавливается приказом руководителя Центра ДОПУ СИФО по согласованию с вузом».

Заключительная часть или о шансах реализации предлагаемых новаций

Учитывая инновационные технологии и общий потенциал, заложенный в механизме реализации проекта «СИФО», считаем, что вузы смогут получить реальные и законные основания повышать качество и эффективность ДОПУ через систему СИФО, зарабатывать соответствующие денежные средства за оказываемые дополнительные альтернативные образовательно-производственные услуги по организации и проведению практик на уровне требований времени, базирующихся на научно-технологических достижениях ведущих вузов мира и опирающиеся на реальные возможности роста качества обучения.

И, наконец, очень важно, что СИФО могут и должны быть востребованы и смоделированы по распоряжениям Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также отраслевых министерств регионов. Причем должны быть использованы типажи соответствующих хозяйствующих субъектов экономики, культивируемых ими как оптимальные с учетом требований государственной политики, реалий социально-экономического развития и местных особенностей территорий.

Список литературы

1. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Реформа системы военного образования: состояние, тенденции, предложения по улучшению // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. N° 12. С. 9-14.

2. Гречко М.В. Современное состояние и основные доминанты развития национального института образования в социально ориентированной экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 16. С. 40-48.

3. Гречко М.В. «Провалы образования» как барьер развития отечественной системы образования в условиях инновационного рывка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 17. С.12-20.

4. Гречко М.В. Противоречия и проблемы реформирования отечественных вузов на этапе построения информационного общества и экономики знаний // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43. С. 15-20.

5. Гречко М.В., Горгорова В.В. Формирование модели «эффективной экономики» России в аспекте

перехода к опережающему развитию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 30. С. 14-29.

6. Долятовский В.А., Гречко М.В. Механизмы адаптивного управления вузом при изменениях рыночной ситуации // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 13. С. 40-45.

7. Дружинина С.В. Интегральная результативность использования трудовых ресурсов в условиях инновационной экономики (на примере Санкт-Петербурга, 2005-2011 гг.) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 27. С. 2-6.

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.).

9. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

10. О лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.

11. Хрусталёв Е.Ю., Холод Л.Л. Модели процессов бюджетирования деятельности высшего учебного заведения // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 23. С. 2-10.

12. Хрусталёв Е.Ю., Баранова Н.М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-10.

National interests: priorities and security Problem. Research. Solution

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY: THE SIFO PROJECT AS THE CONCEPT OF ALTERNATIVE ORGANIZATION AND EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA

Valerii O. KANCHUKOEV Abstract

Importance The article indicates the need for the education system, conditional upon the needs of the modern knowledge economy development. On the one hand, the innovation development of sectors urgently requires careful preparation of corresponding specialists, on the other hand, the main dominants of the national institute of education determines the socially oriented vector. The required change in the education system should be carried out with high efficiency and within a short time, using all the available reserves and opportunities. Objectives I am analyzing the current problems in technology and methodological foundations of educational and production processes in the Russian institutions of higher education, and my paper outlines the ways to solve the specified problems.

Methods In particular, I propose to use the developed SIFO project, which implements the concept of alternative innovation and breakthrough organization of practical training of highly qualified personnel (bachelors, specialists, masters and postgraduate students) using the information and telecommunication technologies and remote technologies (ITTRT), and methodologi-

cal and methodical tools, banks of practice bases and databases (BPBD) of the special simulation firms and organizations (SIFO) — virtual business entities of the economy, organizations and institutions of government and other enterprises, which are formed by institutions and faculties of the Russian institutions of higher education. To provide additional education and production services, I proposed to use the specially designed standalone non-profit organizations — centers for additional educational and production SIFO services. Results I came to a conclusion that the innovative technologies and the overall potential embedded in the mechanism of realization of the SIFO project will allow institutions of higher education to obtain real and legitimate reasons to enhance the quality and effectiveness of additional educational and production services. Conclusions and Relevance I emphasize that it will be facilitated by obtaining the relevant monetary funds for additional alternative educational and production services to organize and conduct practices at the level of current imperative, which are based on the scientific and technological achievements of the leading global institutions of higher educations.

Keywords: education, economics, innovation, technology, high-qualified personnel training, educational productive practices, Russian higher educational institutions, information, telecommunication, remote sensing technologies, methodological tools, methodic tools, SIFO, special simulation companies, virtual business entities

References

1. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Reforma sis-temy voennogo obrazovaniya: sostoyanie, tendentsii, predlozheniya po uluchsheniyu [Reform of the military education system: the status, trends, and suggestions for improvement]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2012, no. 12, pp. 9-14.

2. Grechko M.V. Sovremennoe sostoyanie i os-novnye dominanty razvitiya natsional'nogo instituta obrazovaniya v sotsial'no orientirovannoi ekonomike [The current status and the main development dominants of the national institution of education in socially-oriented economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2009, no. 16, pp. 40-48.

3. Grechko M.V. "Provaly obrazovaniya" kak bar'er razvitiya otechestvennoi sistemy obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnogo ryvka [Fail of education as a barrier to the development of national systems of education in the conditions of innovative breakthrough]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2014, no. 17, pp.12-20.

4. Grechko M.V. Protivorechiya i problemy re-formirovaniya otechestvennykh vuzov na etape pos-troeniya informatsionnogo obshchestva i ekonomiki znanii [Contradictions and problems of reforming the national higher educational establishments at the stage of setting up the information society and knowledge economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2011, no. 43, pp. 15-20.

5. Grechko M.V., Gorgorova V.V. Formirovanie modeli "effektivnoi ekonomiki" Rossii v aspekte perekhoda k operezhayushchemu razvitiyu [Formation of the efficient economy model in Russia in terms of the transition to faster growth]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2014, no. 30, pp. 14-29.

6. Dolyatovskii V.A., Grechko M.V. Mekhanizmy adaptivnogo upravleniya vuzom pri izmeneniyakh rynochnoi situatsii [Mechanisms for the adaptive management of higher educational establishments under market conditions changes]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 13, pp. 40-45.

7. Druzhinina S.V. Integral'naya rezul'tativnost' ispol'zovaniya trudovykh resursov v usloviyakh in-novatsionnoi ekonomiki (na primere Sankt-Peterburga, 2005-2011 gg.) [An integrated results rating of the use of labor resources in an innovation economy (the St. Petersburg case, 2005-2011)]. Finansovaya anali-tika: problemy i resheniya — Financial analytics: science and experience, 2012, no. 27, pp. 2-6.

8. RF Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 № 273-FZ. (as amended and supplemented) (In Russ.)

9. RF Federal Law "On Non-commercial organizations" of January 12, 1996 № 7-FZ. (as amended of February 07, 2013) (In Russ.)

10. RF Government Decree "On Licensing of educational activities" of October 28, 2013 № 966. (In Russ.)

11. Khrustalev E.Yu., Kholod L.L. Modeli prot-sessov byudzhetirovaniya deyatel'nosti vysshego uchebnogo zavedeniya [Models of budgeting of the HEI activities]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2008, no. 23, pp. 2-10.

12. Khrustalev E.Yu., Baranova N.M. Intel-lektual'nye semanticheskie modeli dlya povysheniya kachestva obrazovatel'nykh i nauchno-issledovatel'skikh protsessov [Intelligent semantic models to improve the quality of educational and research processes]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no.35, pp.2-10.

Valerii O. KANCHUKOEV

Kabardino-Balkaria State Agrarian University

named after V.M. Kokov,

Nalchik, Kabardino-Balkar Republic,

Russian Federation

kvo1952@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.