Т.М. КАТАЕВА, A.A. ВАРТАНЯН, В.Г. ГЕРМАНОВА
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
В статье представлен обзор отечественного рынка образовательных услуг по подготовке специалистов в области управления проектами. Описаны особенности деятельности ведущих организаций дополнительного образования и повы-шения квалификации в указанной сфере, функционирующих на территории нашей страны. Приве-
дена краткая характеристика некоторых существенных условий реализации профессиональной подготовки учащихся по управлению проектами в российских образовательных учреждениях высшего образования по программам магистратуры и профилю подготовки бакалавриата в рамках направления 38.03.02 - «Менеджмент».
Образовательные учреждения, управление проектами, подготовка специалистов.
В настоящее время уже не ставится под сомнение тот факт, что реализация проектного подхода в управлении позволяет значительно повысить эффективность деятельности предприятия путем применения разработанных в сфере проектного менеджмента технологий, инструментария и стандартов. Это, в свою очередь, способно в значительной степени обеспечить своевременную адаптацию компании к быстро меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Именно поэтому управление проектами с каждым годом находит все большее применение во многих областях и сферах человеческой деятельности. Данная тенденция, актуальная, в том числе, и для нашей страны, формирует спрос на высококвалифицированных специалистов, которые обладают соответствующими компетенциями в сфере профессионального управления проектами, а также знакомы со спецификой и реалиями ведения бизнеса в России.
В этой связи особенно актуальной, на наш взгляд, становится проблема подготовки на базе российских высших учебных заведений профессиональных кадров в области проектного менеджмента.
Таким образом, целью нашей работы является исследование российского рынка образовательных услуг на предмет выявления вузов и учреждений дополнительного образования, осуществляющих подготовку специалистов по управлению проектами, изучение характера и специфики деятельности которых позволит выявить основные тенденции и проблемы в данной области.
Известно, что «научный фундамент» управления проектами был заложен в США, при этом наиболее значимой и влиятельной организацией на мировом уровне в этой сфере является Институт управления проектами (Project Management Institute - PMI), годом основания которого является 1969-й. Данная некоммерческая структура, представляющая собой профессиональную ассоциацию по управлению проектами, в настоящее время объединяет в своем составе 475 тыс. членов и представлена более чем в 200 странах мира [1]. В России в 1998 г. было открыто Московское отделение PMI, которое определяет своей целью
развитие профессионализма в области управления проектами через реализацию программ сертификации, признание и получение высокой оценки профессии «Менеджер проекта» в России. Данное отделение в настоящее время объединяет более 500 человек и среди текущих реализует программу содействия созданию специальности «Управление проектами» в рамках российской высшей школы [1].
Среди учреждений, которые осуществляют дополнительную профессиональную подготовку в области проектного управления, можно выделить несколько.
1. Российская ассоциация управления проекта -ми (СОВНЕТ), основанная в 1990 г., благодаря которой Россия вошла в международное сообщество проектного управления и стала его полноправным членом. Данная организация представляет собой добровольный союз профессионалов, осуществляющих научные исследования и разработки, обучение и сертификацию специалистов в области управления проектами, подготовку, выполнение и управление проектамив различныхсферахдеятельности [2].
Учредителями «СОВНЕТ» являются Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве, группа компаний «ДЕЛИК», Государственный университет управления, Московский государственный строительный университет, а также Институт проблем управления Российской академии наук.
Ключевыми направлениями деятельности Нацио -нальной ассоциации являются:
- объединение профессионалов и молодых специалистов в области управления проектами и поддержка членов ассоциации;
- международная сертификация организаций по модели IPMA Delta и специалистов по системе IPMA - СОВНЕТ;
- аккредитация учебных программ по управлению проектами и обучение профессиональному управлению проектами.
Обучение проектному менеджменту реализуется посредством проведения мастер-классов, а также подготовки к сертификации по стандартам IPMA/COBHET.
2. Университет управления проектами -
учреждение, созданное в 1993 г. как специализированный учебный центр на базе ЗАО «ПМСОФТ»1, в 2009 г. выделившийся в отдельное юридическое лицо - университет. Спектр услуг, реализуемый университетом, не ограничивается курсами по методологии и инструментарию проектного менеджмента. Данное учреждение также предлагает проектно -ориентированным компаниям кейсовые курсы, имеющие практическую направленность, в корпоративном формате и в формате сборных групп, а также средне- и краткосрочные программы курсов повышения квалификации, авторизованное обучение Oracle University по Primavera ипр. [3].
3. Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (бизнес-школа ИМИСП) -частное учреждение дополнительного профессионального образования, реализующее программы по следующим направлениям: проектный менеджмент, финансы, маркетинг, управление персоналом, операционная эффективность, эффективный медицинский бизнес, а также корпоративное обучение, включая комплексные программы, семинары и тренинги и пр.
В рамках направления «Проектный менеджмент» бизнес-школой реализуются следующие программы подготовки:
- менеджер проекта;
- управление проектами. Вечерний формат;
- управление проектами. Модульный формат;
- проектный менеджмент по PMBoK 2012;
- менеджмент IT-проектов;
- управление строительными и девелоперскими проектами ;
- тренинг: моделирование проекта;
- проект: взаимодействие со стэйкхолдерами;
- подготовкакэкзамену PMP.
По окончании обучения осуществляется выдача в электронном виде сертификата ИМИСП на русском и английском языках и удостоверения о повышении квалификации.
4. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана, предоставляющий услуги комплексного обучения и подготовки к сертификации по стандартам Института управления проектами (PMI), CompTIA Project+ и Microsoft Solutions Framework, а также реализующий курсы по программному обеспечению для управления проектами Microsoft Project. C 2002 г. Центр занимается также оказанием услуг по разработке и внедрению корпоративных систем управления проектами (EPM) на базе Microsoft Project.
В связи с постепенным выходом проектного управления на федеральный и региональный уровень,
1 ЗАО «ПМСОФТ» - ныне группа компаний, которая была создана в 1993 г. по инициативе команды квалифицированных специалистов в области управления социально-экономическими системами, работавших в институтах АН СССР и оборонной промышленности. В настоящее время предоставляет полный комплекс услуг в управлении проектами и программами на рынках России, стран СНГ и Балтии, является официальным партнером компании Oracle уровня Platinum.
что подтверждается постоянным расширением и развитием системы государственных стандартов в области управления проектами, проведением соответствующих конференций, расширенных заседаний и других подобных мероприятий на уровне Правительства РФ и его отдельных структур, появилась очевидная заинтересованность государства в подготовке высококвалифицированных специалистов данного профиля. Это, по нашему мнению, послужило толчком к выделению в системе высшего образования соответствующих самостоятельных профилей подготовки, а именно «Управление проектами», «Управление проектами и программами» и пр., которые реализуются, как правило, в рамках направления бакалавриата «Менеджмент» либо на уровне магистратуры в виде отдельной образовательной программы.
Интересным, на наш взгляд, представляется анализ российского рынка образовательных услуг на предмет выявления вузов, осуществляющих подготовку специалистов по управлению проектами. Для реализации данной цели нами был произведен контент-анализ специализированных интернет-ресурсов, который позволил получить следующие результаты.
1. Согласно информации на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики по данным Минобрнауки России количество образовательных организаций высшего образования в начале учебного 2015/16 г. составило 896, их них 530 являются государственными и муниципальными, а 366 - частнымиучреждениями [4].
2. Справочный портал «Мое образование» по названию профиля подготовки «Управление проектами» позволил сформировать перечень из 13 вузов и одного филиала, где такая подготовка осуществляется. Дальнейший анализ деятельности учреждений высшего образования из данного списка показал, что одна из образовательных организаций, а именно Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, в 2015 г. не получила государственную аккредитацию образовательных программ, а другая - Российский государственный торгово-экономический университет была реорганизована и вошла в состав Российско-го экономического университета им. Г.В. Плеханова.
3. Контент-анализ иных веб-ресурсов позволил существенно дополнить сформированный ранее перечень вузов.
Исследования особенностей и условий реализации подготовки специалистов по управлению проектами в выделенных российских учреждениях высшего образования позволили прийти к следующим выводам:
- получить базовое высшее образование по интересующим профилям подготовки в рамках бакалавриата в нашей стране возможно в 10 из 18 вузов, обучение по программам магистратуры данной направленности можно получить в 11 учреждениях ВО;
- большая часть вузов расположена в официальной и культурной столицах нашей страны - Москве (12) и Санкт-Петербурге (3) (83,3% от общего числа);
- 9 из 18 вузов, где осуществляется подготовка специалистов в данной области, являются го сударстве иными;
- подготовка бакалавров во всех без исключения вузах осуществляется по профилю «Управление проектами», наименования магистерских образовательных программ отличаются большим разнообразием:
• «Управление проектами» - 6 образовательных учреждений;
• «Управление проектами и программами» - 3 образовательные организации;
• «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ);
• «Управление проектами и программами (в спортивной индустрии и фитнесе)» - Международная академия бизнеса и управления (АНОВО МАБиУ);
- основным направлением подготовки, в рамках которого реализуются интересующие нас магистерские программы и профиль бакалавриата, является «Менеджмент», однако Институтом государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУ РАНХиГС) образовательная программа магистратуры «Управление проектами и программами» осуществляется по направлению 38.04.04 -«Государственное и муниципальное управление». По данным Международного агентства Е^туег-Ба1 данная программа в 2015 г. заняла 1-е место. Стоит также отметить, что наиболее тесную, на
наш взгляд, связь с ведущей российской организацией в области проектного менеджмента в России -Национальной ассоциацией по управлению проектами «СОВНЕТ» имеет Государственный университет управления (ФГБОУ ВО ГУУ), так как он является единственным вузом, осуществляющим подготовку специалистов по данному профилю из числа учредителей ассоциации.
Таким образом, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных проблем подготовки специалистов в области управления проектами в нашей стране является отсутствие достаточного количества учебных заведений, осуществляющих обучение по данному профилю подготовки в рамках первой ступени высшего образования, которое является, по существу, практико-ориентированным. Вузы, готовящие высококвалифицированные кадры по проектному менеджменту, на периферии практически не представлены. Половина учреждений высшего образования готовят специалистов интересующего нас профиля исключительно на контрактной основе.
В настоящее время достаточно слабой, на наш взгляд, является связь между российскими вузами и некоммерческими организациями, имеющими признание на мировом уровне и представляющими лучшую мировую и отечественную практику по управлению проектами в нашей стране. Точно так
же, по нашему мнению, можно оценить результаты реального взаимодействия образовательных учреждений высшего образования и бизнес-структур, функционирующих на территории России и предоставляющих комплексные услуги в сфере проектного менеджмента. Отдельные вопросы относительно проблем и перспектив такого сотрудничества на примере Ростовской области подробно освещены в рабо-те [5]. Данный недостаток в своей деятельности, на наш взгляд, с успехом удалось преодолеть учреждениям дополнительного образования и повышения квалификации в сфере проектного менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1. О PMI [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmi.ru/about/ (дата обращения: 01.12.2016).
2. Об Ассоциации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sovnet.ru/about/ (дата обращения: 01.12.2016).
3. Об университете. Спектр услуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmuniversity. ru/ (датаобращения: 01.12.2016).
4. Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/po pulation/education/# (датаобращения: 01.12.2016).
5. Катаева Т.М., Дрокина К.В., Катаев A.B. Исследование результатов и перспектив стратегического взаимодействия вузов и бизнес-структур Ростовской области // Фундаментальные исследования. 2015. №11-7. С. 1431-1435.