ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Угрозы и безопасность
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ВАЖНЕЙШИЙ ОБЪЕКТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Александр Васильевич ЛЕОНОВ3*, Алексей Юрьевич ПРОНИНь, Валерий Викторович ТРУЩЕНКОВс
а доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, 46-й Центральный научно-исследовательский
институт Министерства обороны РФ, Москва, Российская Федерация
ь кандидат технических наук, старший научный сотрудник, 46-й Центральный научно-исследовательский институт
Министерства обороны РФ, Москва, Российская Федерация
с заместитель начальника отдела, 46-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ,
Москва, Российская Федерация
* Ответственный автор
Аннотация
Тема. Создание и эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности является одним из важнейших условий инновационного развития экономики Российской Федерации. Однако в последние два десятилетия наблюдается заметное снижение инновационной активности отечественных предприятий, в том числе оборонных. Поэтому проблема создания полноценной системы управления результатами интеллектуальной деятельности на всех этапах их жизненного цикла становится весьма актуальной, требует неотложного решения. Цели и задачи. Целью статьи является обоснование насущной необходимости интеграции системы управления результатами интеллектуальной деятельности в механизм программно-целевого планирования и управления инновационно-технологическим обеспечением обороны и безопасности государства. Для достижения этой цели в статье рассматривается решение следующих задач: регламентация категории «результаты интеллектуальной деятельности»; анализ этапов их жизненного цикла; пути повышения эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности.
Методология. На основе комплексного анализа этапов жизненного цикла результатов интеллектуальной деятельности обосновывается вывод о необходимости их рассмотрения как объекта программно-целевого планирования с использованием соответствующей методологии, основные принципы и содержание которой приведены в статье.
Результаты. Установлено, что в структуре гражданско-правового категориального аппарата результаты интеллектуальной деятельности позиционируются в качестве одной из разновидностей объектов гражданских прав. Однако четкого определения этой категории в нормативных правовых документах до настоящего времени не сформулировано, а имеющиеся ее трактовки в правовой литературе отличаются значительным разнообразием. В то же время такие важные понятия, как «управление правами на результаты интеллектуальной деятельности» и «оборот результатов интеллектуальной деятельности», до настоящего времени в нормативных правовых документах строго не регламентированы. Для обоснования необходимости использования методологических инструментов программно-целевого планирования применительно к новому объекту - результатам интеллектуальной деятельности - сформирована концептуальная модель их жизненного цикла, представляющая собой совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния инновационного продукта от начала научных исследований и обоснования необходимости разработки до окончания эксплуатации и утилизации. Рассмотрены необходимые мероприятия по повышению эффективности управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение которых является необходимым условием успешного социально-экономического развития Российской Федерации, повышения конкурентоспособности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Значимость. Представление результатов интеллектуальной деятельности как объекта программно-целевого планирования с использованием соответствующей методологии будет способствовать повышению отдачи от государственных средств, выделяемых на исследования и разработки, обеспечит соблюдение интересов Российской Федерации в ходе международного сотрудничества и проведении работ в рамках частно-государственного партнерства.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015 http://www.fin-izdat.ru/journal/national/
История статьи:
Принята 29.12.2014 Одобрена 02.06.2015
УДК 355/359:001.89
Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, программно-целевое планирование и управление, инновационно-технологическое обеспечение, оборона, безопасность
Интеллектуальная деятельность на современном этапе стала одним из важнейших факторов, определяющих уровень экономического развития и, соответственно, положение государства в международном сообществе. При этом наибольшего экономического успеха добиваются страны, которые уделяют большое внимание развитию инновационной сферы, являющейся основой создания результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
Создание и эффективное использование РИД (в первую очередь технологий) является одним из важнейших условий инновационного развития экономики Российской Федерации. Заметное снижение в последние два десятилетия инновационной активности отечественных предприятий, в том числе оборонных, которые ранее играли роль «локомотива развития» в освоении многих технологических нововведений, объясняется наличием ряда негативных факторов, а именно [1, 2]:
• отсутствием целостной концепции государственной политики в области управления
РИД;
• несовершенством механизма использования материальных и финансовых ресурсов для развития высокотехнологичных военных и гражданских секторов промышленности на инновационной основе;
• отсутствием у значительного числа промышленных предприятий инвестиционных ресурсов - как собственных, так и привлеченных для технического перевооружения производства;
• недооценкой роли интеллектуальной собственности - важнейшего рыночного инструмента обеспечения конкурентоспособности создаваемой продукции;
• несовершенством правовых норм, регулирующих отношения субъектов гражданского права, участвующих в процессе оборота объектов интеллектуальной деятельности.
Действие этих факторов во многом обусловило наличие одной из основных проблем повышения эффективности использования РИД - отсутствие в Российской Федерации эффективно функционирующего механизма (системы) управления РИД, который бы обеспечивал согласование интересов разработчиков нововведений и промышленных предприятий, имеющих технологические и финансовые ресурсы для превращения нововведений (новаций) в товар. Эта проблема актуальна также с точки зрения быстрейшего
перехода российской экономики к инновационному пути развития, поскольку создание эффективной системы управления РИД является одним из условий динамичности развития экономики, существенного увеличения объемов ее промышленного производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
Анализ эволюции взглядов на проблему повышения эффективности управления РИД в Российской Федерации свидетельствует о том, что длительное время основные акценты ставились на инвентаризации РИД и обеспечении прав их собственности [3-6]. Действительно, на начальном этапе становления рыночных отношений в экономике страны в целом и в ОПК в частности возник неконтролируемый отток за границу технологий и других результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета. К этому добавилось бесконтрольное и бесплатное использование отечественных разработок рядом зарубежных производителей, особенно в части модернизации отечественных образцов вооружения предприятиями государств Восточной Европы [3].
Поэтому на государственном уровне был принят ряд мер в интересах прекращения несанкционированного использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, в том числе осуществлен комплекс работ по их инвентаризации. Принятые меры были, прежде всего, юридически-правового характера, они доминировали в системе управления оборотом РИД. Необходимо отметить, что развитые страны давно пришли к выводу, что результаты военно-технических исследований дают отдачу не только в форме современного вооружения для оснащения армии и флота, но и в форме РИД, коммерциализация которых дает значительный экономический эффект. Поэтому в управлении РИД они широко используют современные экономические и организационно-правовые механизмы, обеспечивающие эффективное развитие предприятий в условиях рыночных отношений [7, 8].
В данной статье на основе комплексного анализа этапов жизненного цикла инновационного продукта на примере продукции военного назначения1 (ПВН) делается вывод о необходимости представления РИД
1 Под продукцией военного назначения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» понимается вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области.
как объекта программно-целевого планирования и управления. При этом рассмотрены следующие вопросы: регламентация категории РИД; этапы жизненного цикла инновационного продукта; пути повышения эффективности управления РИД.
Регламентация категории результатов интеллектуальной деятельности. В структуре гражданско-правового категориального аппарата РИД позиционируются в качестве одной из разновидностей объектов гражданских прав. Однако четкого определения категории «результаты интеллектуальной деятельности» в нормативных правовых документах до настоящего времени не сформулировано, а имеющиеся в правовой литературе трактовки этой категории отличаются значительным разнообразием (см. таблицу).
Приведенные в нормативных правовых документах положения регламентируют, в основном, вопросы учета и правового регулирования РИД. В частности, в постановлении Правительства РФ от 22.03.2012
государственными заказчиками управления правами на РИД, в том числе: оформление прав; государственный учет; оценка стоимости и принятие на бухгалтерский учет прав на РИД; распоряжение правами на РИД; организация использования РИД.
В то же время такие важные понятия, как «управление правами на РИД» и «оборот РИД», до настоящего времени в нормативных правовых документах строго не регламентированы.
При этом проблема эффективного управления РИД, создаваемых в ходе выполения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), финансируемых за счет средств федерального бюджета, по-прежнему остается актуальной. Для ее решения требуются новые методологические подходы, важнейшим из которых является программно-целевое планирование и управление.
Этапы жизненного цикла инновационного продукта. На рубеже 1960-1970 гг. в нашей стране
№ 233 установлены правила осуществления Определения результатов интеллектуальной деятельности в нормативных правовых документах
Нормативно-правовой документ Определения результатов интеллектуальной деятельности (РИД)
Гражданский кодекс РФ. Ч. IV, гл. 69, ст. 1225 РИД - объекты интеллектуальной собственности, охраняемые авторским и патентным правом
Постановление Правительства РФ от 01.10.2001 № 703* РИД - конструкторские, технические и технологические решения, содержащиеся в технической (нормативно-технической, конструкторской, проектной, технологической, эксплуатационной, программной, инструктивно-методической) и научно-технической (нормативно-технической) документации, полученные в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
Постановление Правительства РФ от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» Содержание РИД приведено в косвенной форме: «...По государственному учету результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 14.05.1998 № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» Определена государственная политика распространения прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности. Поставлена задача проведения инвентаризации и оценки стоимости РИД, полученных при выполнении государственных контрактов
Постановление Правительства РФ от 28.09.1998 № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»** Все права на результаты научно-технической деятельности, полученные ранее за счет средств государственных бюджетов всех уровней, подлежат закреплению за Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов власти. Результаты работ по государственным контрактам также принадлежат государству, от имени которого выступают государственные заказчики. Использование результатов работ для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, может осуществляться третьими лицами по лицензионным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации
Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» РИД и исключительные права на них определены составной частью продукции военного назначения. В составе цены продукции военного назначения учитывается стоимость лицензии на использование прав на РИД
Окончание таблицы
Нормативно-правовой документ Определения результатов интеллектуальной деятельности (РИД)
Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжение правами на РНТД» и № 342 от 22.04.2009 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» Государственные заказчики научно-технической продукции обязаны в пределах своей компетенции эффективно распоряжаться закрепленными за государством правами на результаты научно-технической деятельности в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции
Постановление Правительства РФ от 22.03.2012 № 233 «Об утверждении правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» Определяет порядок управления правами Российской Федерации на РИД, в том числе: осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов; государственный учет РИД; организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский учет прав на РИД; распоряжение правами Российской Федерации на РИД; организация использования РИД
* В виде контекстуальных определений понятие РИД содержится и в других нормативных правовых актах Российской Федерации различного уровня;
** Формально вопросы распределения прав в сфере гражданских технологий регулируются постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», а права на результаты научно-технической деятельности военного, специального и двойного назначения - постановлением Правительства РФ от 28.09.1998 № 1132.
была принята новая концепция планирования развития экономики в целом (а также ее отраслей, больших организационных структур, сложных систем, в том числе военно-технических), ориентированная на конечный результат и реализуемая на основе метода программно-целевого планирования и управления [9-11]. Одной из традиционных сфер применения данного метода были и остаются задачи оборонного характера.
Создание РИД оборонного назначения осуществляется в процессе формирования и реализации программ и планов развития вооружения и военной техники [12]. Основу функционирования этой системы составляет механизм программно-целевого планирования и управления, в рамках которого осуществляется разработка (обоснование и формирование) и реализация комплекса программных и плановых документов, к которым относятся: государственная программа вооружения (ГПВ) и государственный оборонный заказ (ГОЗ); федеральные целевые и иные программы, затрагивающие сферу инновационно-технологического обеспечения безопасности государства [13, 14].
Естественно, методология инновационно-технологического обеспечения обороны и безопасности государства должна базироваться на основных принципах программно-целевого планирования, в том числе [15]:
• системности - планирование охватывает всю совокупность объединенных иерархической структурой и общей целью функционально связанных и взаимодействующих элементов;
• целевого планирования - разработка плановых документов, направленных на достижение соответствия уровня инновационно-технологического обеспечения безопасности государства системе долгосрочных целей и задач, стоящих перед Российской Федерацией;
• скол ьзящего планирования - разработка планов и программ, выполняемая с определенной периодичностью, обеспечивающей их корректировку с учетом изменяющихся условий и результатов выполнения плановых заданий;
• сквозного планирования - разработка плановых документов инновационно-технологического обеспечения безопасности государства по этапам планового периода;
• оптимального планирования мероприятий
- обеспечение соответствия целей планирования и решаемых задач располагаемым ресурсам на основе оптимизации состава мероприятий в рамках программ по критерию «эффективность
- затраты» и др.
В основе методологии программно-целевого планирования лежат 3 главных понятия: цель, программа мероприятий и ресурсы [15]. При этом цель увязывается с ресурсами с помощью программы мероприятий. Под целью понимается либо состояние, в котором система должна оказаться в процессе управляемого ее развития, либо набор требований, которым она должна удовлетворять. Упорядоченный комплекс мероприятий, направленных на достижение цели, называется программой. Как правило,
существует несколько вариантов программы, обеспечивающих достижение заданной цели. Варианты могут различаться по срокам достижения цели и необходимым объемам ресурсов. Сущность программно-целевого планирования заключается в обосновании и выборе по заданному критерию программы, рационально увязывающей цель (цели) развития со временем их достижения и потребными для этого ресурсами. Программа всегда ориентирована на достижение конечной цели, установление которой является одним из наиболее сложных и ответственных этапов планирования.
Развитие любой сложной системы, как правило, является многоэтапным итерационным процессом и связано с затратами различных ресурсов: материальных, финансовых, людских. Неполный учет этого обстоятельства может привести к тому, что принятая для исполнения программа развития системы окажется нереализуемой, либо на ее реализацию потребуется существенно больше ресурсов, чем это предполагалось при первоначальном принятии решения. Поэтому программа должна охватывать все мероприятия, необходимые для достижения цели, и предусматривать последовательность их реализации. Соответственно и затраты на реализацию программы должны определяться с учетом комплекса мероприятий и последовательности их выполнения. Выбор программы развития должен производиться одновременно с принятием решения об источниках и порядке ее финансирования. При их раздельном рассмотрении может возникнуть несоответствие между разрабатываемыми планами и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами. Если затраты, связанные с достижением целей, не могут быть профинансированы в полном объеме, то необходимо пересмотреть пути и сроки достижения этих целей либо изменить цели развития системы.
Процесс планирования, основанный на программно-целевом подходе, включает 6 этапов [9, 16-20]:
1) установление целей развития системы;
2) определение количественных критериев достижения целей;
3) определение альтернативных вариантов достижения целей;
4) выявление комплекса мероприятий технического, экономического, социального и организационного характера, которые необходимо выполнить в рамках каждого из вариантов для достижения целей;
5) оценка затрат, необходимых для реализации каждого из вариантов достижения целей. Результатом этого этапа является оценка полных затрат и их распределение во времени (по месяцам, годам и т.д.);
6) технико-экономическое обоснование и выбор рационального варианта программы.
Перечисленные этапы программно-целевого планирования являются общими для формирования любых программ, однако в каждом конкретном случае они имеют свои особенности. Кроме того, для проведения всесторонней оценки эффективности мероприятий по управлению РИД в рамках механизма программно-целевого планирования инновационно-технологического обеспечения обороны и безопасности государства необходима разработка соответствующего методического аппарата, основанного на формировании оценок в пространстве «эффективность - стоимость» и учете динамики изменения параметров РИД в ходе создания и реализации инновационного продукта. При этом наиболее сложной представляется разработка методической составляющей «верхнего» уровня, обеспечивающей интеграцию частных методик и направленной на решение задачи рационального распределения ресурсов, в том числе по этапам жизненного цикла инновационного продукта.
Для оценки возможности использования методологии программно-целевого планирования применительно к РИД рассмотрим взаимосвязь этапов жизненного цикла РИД как инновационного продукта - и этапов программно-целевого планирования ПВН (рис. 1).
Процесс создания ПВН протекает в форме жизненного цикла, представляющего собой совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения его состояния от начала исследования и обоснования необходимости разработки до окончания эксплуатации и утилизации. Каждый образец ПВН последовательно проходит следующие стадии жизненного цикла:
• исследование и обоснование разработки;
• разработка;
• производство;
• эксплуатация;
• техническое обслуживание и ремонт;
• утилизация.
Представленная на рис. 1 модель состоит из двух частей [2, 16]:
Рисунок 1
Взаимосвязь этапов жизненного цикла результатов интеллектуальной деятельности и программно-целевого планирования продукции военного назначения
Создание инновационного продукта
(2 (военно-
Реализация инновационного продукта
^ ш
I * 1 ° 3!?
— 5
^ Е
о\
ф 5
§ н ¡1
Фундаментальные исследования
I
Й ?
? ь
в
Этапы программно-целевого планирования и управления развитием ПВН
ю со
ю о
ю 00 I
Т1 ^
о'
г
¡2". ш
Ф £2".
(Л о
Ш =3
О. _
со 2-
а> ф
2 ф
Б. £
С? сл
Рисунок 2
Виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в рамках государственного оборонного заказа
1-я часть отражает процессы создания ПВН на основе использования военных технологий;
2-я часть связана со следующими процессами:
а) использование ПВН по своему прямому назначению (военная эффективность);
б) продвижение военных технологий на гражданский рынок, т.е. их коммерциализация для извлечения прибыли.
Формирование РИД как элемента инновационной деятельности неразрывно связано с объемами затрат, которые выделяются на создание инновационного продукта. Затраты на создание РИД и на инновационный продукт в целом имеют, как правило, прямо пропорциональную зависимость. Вместе с тем, как видно из анализа данных рис. 1, прямая связь между затратами на НИОКР (и полученными при этом РИД) и экономическим эффектом, выраженная в дополнительном поступлении средств в федеральный бюджет от рационального использования РИД, отсутствует.
С точки зрения организации и осуществления инновационной деятельности, наибольший интерес представляют первые 3 стадии жизненного цикла ПВН, в ходе которых рождается наибольшее
количество РИД.
Одним из основных источников инновационного развития являются НИОКР, проводимые в рамках ГОЗ (рис. 2). Основные виды РИД, получаемых в ходе данных НИОКР, показаны на рис. 3.
Объективные свойства результатов НИОКР, создание которых направлено на развитие научно-технического прогресса с разработкой качественно новых объектов техники, а также то обстоятельство, что в отношении этих результатов особое значение имеют субъективные факторы, связанные с творческим характером создания, обусловливают специфику их правовой охраны по гражданскому законодательству.
Результаты большей части НИОКР, выполняемых в рамках ГПВ и ГОЗ, в конечном итоге воплощаются в образцах продукции военного, двойного, специального и гражданского назначения (опытных и серийных образцах).
К продукции двойного назначения, согласно положениям Федерального закона от 18.06.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»2 относится сырье, материалы, оборудование, научно-
2 Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.06.1999 № 183-ФЗ (с изм. и доп.).
Рисунок 3
Результаты интеллектуальной деятельности, получаемые в ходе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу
техническая информация, работы, услуги, РИД, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Продукция двойного назначения, в отношении которой установлен экспортный контроль, определена официальными перечнями, утвержденными Указами Президента РФ.
К продукции (объектам) специального назначения относят специальную технику, оборудование, алгоритмы и программы, научно-техническую информацию, РИД и другие объекты, используемые, прежде всего, правоохранительными органами, органами безопасности и специальными службами для выполнения возложенных на них функций. Продукция специального назначения определяется соответствующим перечнем объектов специального назначения, сформированным Минюстом России совместно с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками.
К продукции гражданского назначения относится остальная продукция, создаваемая предприятиями
ОПК и предназначенная для поставок на внутренний и внешний рынки.
К объектам интеллектуальной собственности, вовлекаемым в гражданский оборот в составе продукции военного, специального и двойного назначения, относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В качестве сопутствующих им объектов применяются средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг -фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания.
К объектам авторского права, являющимся результатами интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, следует отнести научные произведения, программы для электронных вычислительных машин и базы данных.
Результаты НИОКР военного, специального и двойного назначения как объекты гражданских прав имеют свои особенности, связанные с тем, что эти НИОКР выполняются по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, вследствие
чего права на использование их результатов принадлежат особому субъекту гражданских правоотношений - государству. Права государства в процессе гражданского оборота результатов НИОКР при поставках для государственных нужд и при экспортных поставках регламентируются с применением различных механизмов правового регулирования.
Все изложенное свидетельствует о том, что необходимы создание и учет полноценной системы управления РИД при выполнении ГПВ и ГОЗ.
При этом система управления РИД должна быть интегрирована (встроена) в механизм программно-целевого планирования как на этапе формирования программ и планов развития ПВН, так и на этапе их реализации.
Правовые аспекты составляют важную часть управления РИД. Однако без учета экономических и методологических вопросов, касающихся, прежде всего, интенсивного использования РИД в реальном секторе экономики, не представляется возможным обеспечить эффективное использование средств федерального бюджета, направляемых в ОПК на выполнение работ по ГПВ и ГОЗ, а также на развитие его инновационной сферы.
В связи с этим целесообразно рассмотреть пути повышения эффективности управления правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Пути повышения эффективности управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. В настоящее время за предоставление права использования РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, взимаются лицензионные платежи. Денежные средства по данным платежам перечисляются на счета, открытые Федеральному казначейству для зачисления в доход федерального бюджета в соответствии с Порядком учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н. То есть доходы, полученные от распоряжения правами на РИД, в том числе реализованные в ПВН, поступают в бюджет и не расходуются целенаправленно, например на развитие вооружения или обеспечение правовой охраны РИД и т.д.
Анализ зарубежного опыта в рассматриваемой предметной области указывает на наличие другого подхода, необходимость реализации которого
была вызвана тем, что практически все открытия, полученные в ходе проведения исследований, финансируемых государством, оказывались невостребованными, а средства налогоплательщиков, затраченные на исследования, крайне редко возвращались в виде полезной продукции. В результате снижалась конкурентоспособность созданных инноваций.
Так, США пошли по пути либерализации отношений в области использования РИД, полученных при выполнении исследований за государственный счет, для продвижения финансируемых правительством изобретений на рынок и стимулирования более эффективного использования частным сектором ресурсов, выделяемых федеральным правительством на технологические разработки (изобретения, программное обеспечение, технологии и пр.).
Суть указанного пути заключается в передаче частному сектору прав на результаты НИОКР, полностью финансируемых правительством. Например, в соответствии с законом Бай-Доула, университет либо предприятие, выполняющие НИОКР, финансируемые правительством США, получили возможность выбора - брать или не брать на себя право собственности на полученные результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с порядком, применяемым в США, права на РИД, созданные организациями за счет федерального бюджета, остаются в их собственности. Такой порядок можно рассматривать как частный случай распределения консолидированного объема лицензионных платежей между исполнителями НИОКР.
Исходя из этого, можно предположить, что могут иметь место другие варианты распределения бюджетных средств (дохода государства от использования РИД), обеспечивающих их более эффективное расходование.
В российских условиях такой подход нецелесообразен ввиду того, что есть большая вероятность доступа зарубежных фирм к правам на РИД, полученным в ходе выполнения НИОКР по государственному оборонному заказу, и последующей утратой контроля государства за их использованием. А это закономерно может привести к снижению конкурентоспособности отечественной ПВН.
В этой связи целесообразно использовать компромиссный подход, при котором средства, взимаемые за предоставление права использования РИД, максимально эффективно использовались
как в интересах повышения обороноспособности государства, так и способствовали бы развитию экспортного потенциала ОПК.
Консолидирование платежей за предоставление права использования РИД и адресное расходование данных средств на конкретные мероприятия в рамках осуществления военно-технической политики государства позволят получить больший эффект от вложения средств, а также косвенно улучшить состояние ОПК и повысить обороноспособность государства.
В настоящее время размер платежей за предоставление права использования РИД не соизмерим с ассигнованиями, выделяемыми на мероприятия ГПВ и ГОЗ. В связи с этим данные средства целесообразно использовать для интенсификации инновационного процесса в стране (и ОПК в частности).
На основе средств, полученных от распоряжения правами государства на РИД, можно сформировать рациональный состав мероприятий, направленных на решение следующих задач:
• патентование РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, за рубежом;
• приобретение за рубежом лицензий на право использования РИД, принадлежащих третьим лицам, при создании вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ);
• организация трансфера результатов НИОКР оборонной направленности в гражданскую сферу, и наоборот [20-22];
• выплата вознаграждений авторам объектов интеллектуальной собственности, полученных в ходе выполнения НИОКР по ГОЗ, а также компенсаций за засекречивание заявок на изобретения.
Выполнение этих мероприятий является необходимым условием успешного социально-экономического развития России, повышения конкурентоспособности предприятий оборонно-промышленного комплекса, эффективности использования российского научно-технического потенциала на мировых рынках и правовой защиты экспорта отечественной наукоемкой продукции, содержащей интеллектуальную собственность. Обоснование, формирование и реализацию мероприятий по РИД можно осуществить, руководствуясь принципами и методологией программно-целевого планирования и управления развитием ПВН.
Таким образом, представление РИД как объекта программно-целевого планирования и управления с использованием соответствующей методологии будет способствовать повышению отдачи от государственных средств, вкладываемых в исследования и разработки, а также обеспечит соблюдение интересов Российской Федерации в ходе военно-технического сотрудничества и проведении работ в рамках частно-государственного партнерства.
Список литературы
1. Буренок В.М, Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. Тверь: КУПОЛ, 2009. 624 с.
2. Богданова М.В. Экономические и организационно-правовые механизмы управления результатами интеллектуальной деятельности оборонных предприятий. М.: Государственный университет управления, 2008. 244 с.
3. Корчак В.Ю., Леонов А.В., Виславский А.В. Защита результатов интеллектуальной деятельности от неправомерного использования // Компетентность. 2007. № 1. С. 20-26.
4. Леонов А.В., Семериков Н.В. Методологические вопросы разграничения прав на результаты интеллектуальной деятельности в государственных контрактах // Двойные технологии. 2009. № 2. С.61-68.
5. Ивлев А.А., Корчак В.Ю., Леонов А.В. Система патентно-правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности // Компетентность. 2006. № 9. С. 3-13.
6. Ивлев А.А.. Корчак В.Ю., Леонов А.В. Становление механизмов создания результатов интеллектуальной деятельности // Компетентность. 2006. № 11-12. С. 3-10.
7. Хрусталёв Е.Ю., Лавринов Г.А., Косенко А.А. Инновационный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 22. С. 2-14.
8. Буренок В.М., Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006. 303 с.
9. Викулов С. Ф. Вопросы эволюции методологии программно-целевого планирования развития сложных систем // Вестник Военного финансово-экономического университета. 2006. № 1. С. 31-34.
10. Буренок В.М. Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации // Электронный научный журнал «Вооружение и экономика». 2012. № 4. С. 6-19. URL: http://www.viek.ru/vie_12_4.pdf.
11. Корчак В.Ю., Леонов А.В. Метод программно-целевого планирования // Компетентность. 2008. № 5. С. 14-22.
12. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / под ред. А.М. Московского. М.: Граница, 2005. 520 с.
13. Леонов А.В., Пронин А.Ю. Инновационно-технологические пути обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 47. С.2-10.
14. Буренок В.М., Леонов А.В., Пронин А.Ю. Военно-экономические и инновационные аспекты интеграции нетрадиционных видов оружия в состав системы вооружения. М.: Граница, 2014. 240 с.
15. Буренок В.М., Буравлев А.И., Брезгин В. С. Методология программно-целевого планирования развития системы вооружения на современном этапе. М.: Граница, 2012. 520 с.
16. ЛеоновА.В., СемериковН.В. Инновационно-экономические проблемы трансфера технологий двойного назначения // Двойные технологии. 2010. № 1. С. 18-26.
17. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Роль и значимость экономического анализа в управлении современным военным строительством // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С.2-13.
18. Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 87-96.
19. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12. С. 2-9.
20. Хрусталёв Е.Ю., Лавринов Г.А., Косенко А.А. Инновационный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 22. С. 2-14.
21. Хрусталёв Е.Ю., Рассадин В.Н. Роль технологий и изделий двойного применения в развитии экономики страны и ее оборонного потенциала // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 34. С. 2-8.
22. Леонов А.В., Семериков Н.В. Общая методика концептуального проектирования наукоемкой продукции двойного назначения // Двойные технологии. 2011. № 4. С. 64-71.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Threats and Security
RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITIES AS AN IMPORTANT TARGET OF PERFORMANCE-BASED PLANNING OF INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL SUPPORT TO DEFENSE AND SECURITY OF THE STATE
Aleksandr V. LEONOV*, Aleksei Yu. PRONINb, Valerii V. TRUSHCHENKOVc
a 46th Central Research Institute of Ministry of Defence of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
b 46th Central Research Institute of Ministry of Defence of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
c 46th Central Research Institute of Ministry of Defence of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Article history:
Received 29 December 2014 Accepted 2 June 2015
Keywords: intellectual activity, performance-based planning, management by objectives, technological, support, defense, security
Abstract
Importance Innovative development of the Russian economy may be possible only when results of intellectual activities are generated and effectively used. Domestic entities, including the defensive ones, have been demonstrating a decline in their innovative activities for the recent two decades. Therefore, it remains a live topic to create a good system for managing results of intellectual activities at each stage of their life cycle.
Objectives The objective of the research is to substantiate a vital need to integrate a system for managing results of intellectual activities into the mechanism for performance-based planning and managing innovative and technological support to defense and security of the State. To reach this objective, we address the following issues: to regulate the category of results of intellectual activities; to analyze stages of their life cycle; to find ways for more effective management of results of intellectual activities.
Methods Based on a comprehensive analysis of the life cycle stages of results of intellectual activities, we substantiate a conclusion on the need to consider them as targets of performance-based planning by using the relevant methodology, with its main principles and contents presented in the article.
Results The civil law framework of concepts regards results of intellectual activities as a type of civil rights. To prove that methodological tools of performance-based planning should be applied to results of intellectual activities, we formed a conceptual model of their life cycle. We also examine necessary activities and measures to more effectively manage titles for results of intellectual activities, which should be performed for successful socio-economic development of the Russian Federation, increasing the competitiveness of the military-industrial complex. Conclusions and Relevance If results of intellectual activities are regarded as targets of performance-based planning using the relevant methodology, it will stimulate the return on the State funds allocated for R&D and ensure interests of the Russian Federation in international cooperation and public-private partnership projects.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Burenok V.M., Ivlev A.A., Korchak V.Yu. Razvitie voennykh tekhnologiiXXIveka: problemy, planirovanie, realizatsiya [The development of military technologies of the 21st century: problems, planning, implementation]. Tver, KUPOL Publ., 2009, 624 p.
2. Bogdanova M.V. Ekonomicheskie i organizatsionno-pravovye mekhanizmy upravleniya rezul'tatami intellektual 'noi deyatel 'nosti oboronnykhpredpriyatii [Economic, organizational and legislative mechanisms for managing defense enterprises' results of intellectual activity]. Moscow, State University of Management Publ., 2008, 244 p.
3. Korchak V.Yu., Leonov A.V., Vislavskii A.V. Zashchita rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti ot nepravomernogo ispol'zovaniya [Protection of intellectual property from unauthorized use]. Kompetentnost'= Competence, 2007, no. 1, pp. 20-26.
4. Leonov A.V., Semerikov N.V. Metodologicheskie voprosy razgranicheniya prav na rezul'taty intellektual'noi deyatel'nosti v gosudarstvennykh kontraktakh [Methodological issues of classifying titles for intellectual property in public contracts]. Dvoinye tekhnologii = Dual Technologies, 2009, no. 2, pp. 61-68.
5. Ivlev A.A., Korchak V.Yu., Leonov A.V. Sistema patentno-pravovoi zashchity rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti [The system of patent and legal protection of intellectual property]. Kompetentnost' = Competence, 2006, no. 9, pp. 3-13.
6. Ivlev A.A., Korchak V.Yu., Leonov A.V. Stanovlenie mekhanizmov sozdaniya rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti [Setting up mechanisms for creating results of intellectual activity]. Kompetentnost' = Competence, 2006, no. 11-12, pp. 3-10.
7. Khrustalev E.Yu., Lavrinov G.A., Kosenko A.A. Innovatsionnyi potentsial rossiiskogo oboronno-promyshlennogo kompleksa [The innovative potential of the Russian military-industrial complex].
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 22, pp.2-14.
8. Burenok V.M., Lavrinov G.A., Khrustalev E.Yu. Mekhanizmy upravleniya proizvodstvom produktsii voennogo naznacheniya [Military production management mechanisms]. Moscow, Nauka Publ., 2006, 303 p.
9. Vikulov S.F. Voprosy evolyutsii metodologii programmno-tselevogo planirovaniya razvitiya slozhnykh sistem [The evolution of the methodology for performance-based planning of the complex systems' development].
Vestnik Voennogo finansovo-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Military University of Finance and Economics, 2006, no. 1, pp. 31-34.
10. Burenok V.M. [Evolution and prospects of performance-based planning ofthe armament development in the Russian Federation]. Vooruzhenie i ekonomika, 2012, no. 4, pp. 6-19. (In Russ.) Available at: http://www. viek.ru/vie_12_4.pdf.
11. Korchak V.Yu., Leonov A.V. Metod programmno-tselevogo planirovaniya [The performance-based planning method]. Kompetentnost' = Competence, 2008, no. 5, pp. 14-22.
12. Burenok V.M., Lyapunov V.M., Mudrov V.I. Teoriya i praktika planirovaniya i upravleniya razvitiem vooruzheniya [The theory and practice of armament development planning and management]. Moscow, Granitsa Publ., 2005, 520 p.
13. Leonov A.V., Pronin A.Yu. Innovatsionno-tekhnologicheskie puti obespecheniya oborony i bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Innovation and technological ways of ensuring the defense and security of the Russian Federation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 47, pp. 2-10.
14. Burenok V.M., Leonov A.V., Pronin A.Yu. Voenno-ekonomicheskie i innovatsionnye aspekty integratsii netraditsionnykh vidov oruzhiya v sostav sistemy vooruzheniya [Military, economic and innovative aspects of the integration of unconventional weapons in the armament system]. Moscow, Granitsa Publ., 2014, 240 p.
15. Burenok V.M., Buravlev A.I., Brezgin V.S. Metodologiya programmno-tselevogo planirovaniya razvitiya sistemy vooruzheniya na sovremennom etape [The methodology for performance-based planning of the armament system development at the current stage]. Moscow, Granitsa Publ., 2012, 520 p.
16. Leonov A.V., Semerikov N.V. Innovatsionno-ekonomicheskie problemy transfera tekhnologii dvoinogo naznacheniya [Innovation and economic problems of dual-use technologies transfer]. Dvoinye tekhnologii = Dual Technologies, 2010, no. 1, pp. 18-26.
17. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Rol' i znachimost' ekonomicheskogo analiza v upravlenii sovremennym voennym stroitel'stvom [The role and significance of economic analysis in the management of modern military construction]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 4, pp. 2-13.
18. Lavrinov G.A., Khrustalev E.Yu. Metody prognozirovaniya tsen na produktsiyu voennogo naznacheniya [Methods of forecasting prices for military products]. Problemy prognozirovaniya=Problems of Forecasting,
2006, no. 1, pp. 87-96.
19. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Voenno-ekonomicheskii analiz sovremennykh oboronnykh problem Rossii [Military and economic analysis of the current defense problems of Russia]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2012, no. 12, pp. 2-9.
20. Khrustalev E.Yu., Lavrinov G.A., Kosenko A.A. Innovatsionnyi potentsial rossiiskogo oboronno-promyshlennogo kompleksa [The innovative potential of the Russian military-industrial complex].
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 22, pp.2-14.
21. Khrustalev E.Yu., Rassadin V.N. Rol' tekhnologii i izdelii dvoinogo primeneniya v razvitii ekonomiki strany i ee oboronnogo potentsiala [The role of technologies and dual-use items in the economic development of the country and its defense capabilities]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2012, no. 34, pp. 2-8.
22. Leonov A.V., Semerikov N.V. Obshchaya metodika kontseptual'nogo proektirovaniya naukoemkoi produktsii dvoinogo naznacheniya [General methods for conceptual design of dual-use and science-based products].
Dvoinye tekhnologii = Dual Technologies, 2011, no. 4, pp. 64-71.