ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 330.341
ВЛИЯНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА*
С.Н. ЛАРИН, кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected], [email protected] Центральный экономико-математический институт РАН, Москва
В статье определены основные задачи развития рыночных преобразований российской экономики и обоснованы направления влияния государства на успешную реализацию этого процесса. Показано, что одним из перспективных направлений решения этой проблемы для российских регионов является развитие комплексного инжиниринга и увеличения числа инжиниринговых компаний. Уточнено современное определение понятия «инжиниринг» и определены его ключевые функции применительно к развитию НИОКР и инноваций. Обоснована важность формирования политики инновационного развития региона для обеспечения его социально-экономического благополучия. Определены основные мероприятия, учитывающие современные тенденции в сферах НИОКР и инвестиционного развития экономики региона.
Ключевые слова: экономика региона, рыночные преобразования, комплексный инжиниринг, НИОКР и инновации, инновационная политика, управление, региональная инновационная система
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №°12-06-00237а «Экономико-математические модели, инструментарий и организационно-экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности научных и производственных организаций».
Основные задачи развития рыночных преобразований российской экономики на современном этапе заключаются в скорейшем преодолении отставания в технологическом оснащении производственной сферы, в существенном повышении конкурентоспособности производимых товаров и услуг, в обеспечении устойчивых темпов экономического роста и перехода на инновационный путь развития [11]. При этом определяющими усилиями государства становятся развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение эффективного взаимодействия ее участников с экономическими агентами инновационных кластеров на основе новой системы инструментов и форм их экономической, социальной, организационно-правовой и политической поддержки, а также создание благоприятной среды для вовлечения в инновационный бизнес малых и средних предприятий [5].
Согласно экономической теории, технологические инновации являются одними из основных факторов, обеспечивающих долгосрочное благосостояние будущих поколений. Инновационное развитие содействует экономическому росту за
счет создания новых рынков и современных высокотехнологичных производств, а также повышения показателей эффективности в сферах НИОКР и реального производства. Создание современных высокотехнологичных производств открывает перед предприятиями малого и среднего бизнеса (далее -МСБ) широкие возможности для того, чтобы стать полноправными участниками рыночной экономики [12]. Однако в настоящее время доля предприятий МСБ в ВВП России составляет менее 10%, а основная доля ВВП приходится на крупные компании [6]. Между тем опыт развитых стран свидетельствует о том, что для устойчивого развития экономики значения этого показателя должны составлять не менее 50-60% ВВП страны [3]. Для ускорения модернизации российской экономики, ухода от сырьевой зависимости и увеличения доли предприятий МСБ в ВВП страны к 2020 г. в 2 раза необходимо создать в высокотехнологичном секторе российской экономики комплекс эффективных инновационных предприятий МСБ.
Одним из перспективных направлений решения этой проблемы видится развитие комплексного инжиниринга и увеличения числа инжиниринговых компаний в России. Инжиниринг является относительно новым видом экономической деятельности, но без его развития процессы модернизации и внедрения инноваций в любой отрасли промышленности не получат должного ускорения. Однако, несмотря на это, до настоящего времени не сформировано четкого определения понятия инжиниринговой деятельности ни в российском законодательстве, ни в ОКВЭД. Более того, и сами участники рынка, занятые оказанием инжиниринговых услуг, также не пришли к единой интерпретации понятия «инжиниринг».
В Большом юридическом словаре «инжиниринг» раскрывается следующим образом: «... сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг. К основным видам инжиниринга относятся услуги предпроектного, проектного, пос-лепроектного характера, а также рекомендательные услуги по эксплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции» [1].
Европейская экономическая комиссия ООН в 1980-х гг. прошлого века разработала Руководство по составлению международных контрактов о консультационном инжиниринге, включая некоторые
аспекты технического содействия1. В этом документе под «инжинирингом» понимается особый вид деятельности, связанный со строительством и эксплуатацией предприятий и объектов инфраструктуры. Другими словами, инжиниринг представлен как совокупность проектных и эксплуатационных работ и услуг, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для технологического содействия в ходе возведения объекта и в процессе его эксплуатации [7]. Таким образом, инжиниринг находится на стыке науки и производства и служит основой для формирования технологической базы производственной деятельности.
Опираясь на зарубежный опыт и отечественную практику, автор предлагает под инжинирингом понимать комплекс взаимосвязанных услуг технологического, финансового, юридического и организационного характера, направленных на создание или модернизацию промышленных и инфраструктурных объектов, обеспечивающих возвратность инвестиций, разработку и внедрение инновационных продуктов, услуг и технологий, а также их последующее сопровождение [9].
Инжиниринговая деятельность характеризуется существенным разнообразием. Существуют инжиниринговые компании, в составе которых успешно функционируют и развиваются сектора проведения предпроектных исследований, проектирования и эксплуатации инновационных продуктов, услуг и технологий. В зависимости от своих компетенций они отвечают за своевременное решение технологических, проектно-конструкторских, финансовых и ряда других задач. Это направление инжиниринговой деятельности появилось в последние годы, оно непосредственно связано с реализацией проектов разработки инновационных продуктов, услуг и технологий, а также их последующего сопровождения при внедрении в производство и при эксплуатации. При этом виды выполняемых проектов могут быть самыми разнообразными - от проектов по разработке чисто инновационных продуктов, услуг и технологий и их последующего внедрения в производство до проектов по реконструкции и модернизации уже существующих производств и предприятий. В двух последних случаях ведущую роль в осуществлении инжиниринговой деятельности будут играть такие сектора инжиниринговых компаний, как технологи-
1 Guide for Drawing Up International Contracts on Consulting Engineering Including Some Related Aspects of Technical Assistance / ECE/TRADE/14583.II.E.83.
ческий, финансовый сектора, сектор риск-менеджмента и сектор ресурсного обеспечения и др.
На основе изложенного инновационный инжиниринг можно рассматривать как комплекс работ по реализации инновационного проекта, включающий в себя создание, внедрение, продвижение и распространение определенного инновационного продукта или технологии. Специфические особенности инновационного инжиниринга заключаются в следующем:
- его полезный эффект может иметь материальный носитель (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может и не иметь его (услуги по обучению персонала, консультации и т.п.);
- инновационный инжиниринг является объектом купли-продажи, поскольку кроме материализованной формы в виде имущества или прав на него, он имеет еще и коммерческую составляющую;
- поскольку стоимость инжиниринговых услуг определяется затратами времени на их производство, то они относятся к воспроизводимым услугам и имеют множество продавцов и покупателей [10].
Основные задачи инновационного инжиниринга заключаются в получении максимального экономического эффекта от вложения инвестиций в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий, а также в определении перспективных направлений инновационной деятельности, связанной с их производством или эксплуатацией.
Комплексный инновационный инжиниринг включает в себя набор мероприятий, обеспечивающих:
- возвратность инвестиций на основе оптимального соотношения научной, технологической и экономической эффективности;
- сопровождение реализации инновационного проекта по разработке или созданию инновационных продуктов, услуг и технологий на протяжении всего жизненного цикла на основе объединения технологических, финансовых, правовых и других его составляющих;
- стимулирование разработки и внедрения инновационных продуктов, услуг и технологий в рамках реализации инновационных проектов их создания для нужд современных высокотехнологичных производств.
Исходя из этого, в современных условиях комплексный инжиниринг может позиционироваться в качестве:
- стимулирующего фактора модернизации промышленного производства в высокотехнологичном секторе экономики и инновационного развития малого и среднего бизнеса;
- эффективного инструмента для снижения инвестиционных рисков при реализации инновационных проектов, когда инжиниринговая компания выступает в роли партнера для инвесторов, банков, страховых компаний и других финансовых институтов;
- инициирующего фактора практического воплощения в различных сферах экономики передового технологического опыта разработки и внедрения инновационных продуктов, услуг и технологий, когда инжиниринговая компания выступает в роли партнера для частного бизнеса и организаций научной сферы в проектах модернизации существующих и создания новых производств, коммерциализации результатов НИОКР;
- механизма независимой высокопрофессиональной экспертной и оценочной деятельности, когда инжиниринговая компания выступает в роли партнера для государства и бизнеса при проведении разного рода тендеров, конкурсов и торгов.
Комплексная инжиниринговая деятельность обеспечивает экономичность и эффективность реализации инновационных проектов за счет сопровождения инжиниринговыми компаниями всех бизнес-процессов на каждом этапе выполнения проекта. Профессиональная инжиниринговая компания способна организовать работу по реализации инновационных проектов без простоев и задержек за счет внедрения наработанных и опробованных ноу-хау. В деятельности инжиниринговых компаний при реализации инновационных проектов имеется ряд особенностей, а именно:
- долгосрочный характер реализации инновационного проекта, который в соответствии с международными нормами составляет 5 и более лет;
- из всего объема выполняемых НИОКР не более 10% находят свою реализацию в промышленном производстве;
- основными этапами инновационных проектов, которыми могут заниматься инжиниринговые компании, являются: проведение НИОКР, создание опытного образца инновационной продукции или разработка инновационной
технологии; массовое производство инновационной продукции по договорам. Основные преимущества участия инжиниринговых компаний в реализации инновационных проектов заключаются в сокращении сроков реализации проекта на 1-2 года, а также в снижении инвестиционных рисков для всех его участников:
- на этапе выполнения НИОКР - на 10-15%;
- на этапе создания опытного образца инновационной продукции или разработки инновационной технологии - на 25-30%;
- на этапе создания пилотного образца и выхода на массовое производство - на 5-10% [16]. Поскольку основной особенностью большинства НИОКР в настоящее время становится все более масштабный рост объемов научных исследований в совокупности с ростом масштабов инновационных процессов, многие производственные предприятия (особенно МСБ) и научно-исследовательские организации оказываются неспособными самостоятельно их осваивать. Поэтому при участии в реализации инновационных проектов предприятий МСБ особенно необходимо активно привлекать комплексные инжиниринговые компании. Однако до настоящего времени многие крупные инвесторы в РФ, в том числе и государственные структуры, зачастую отдают предпочтение закупкам зарубежных технологий и образцов продукции с привлечением хорошо известных западных инжиниринговых компаний. Практика показывает, что такие закупки далеко не всегда являются самыми передовыми и инновационными, а чаще всего, наоборот, преследуют собственнические интересы этих компаний и российских чиновников.
Для достижения общего успеха в современных условиях необходимо обеспечить эффективное сетевое сотрудничество всех участников региональной инновационной системы (РИС) при условии, что каждый из них будет сфокусирован на определенных ключевых компетенциях, которыми он обладает. В этой связи определяющими факторами успешного развития этого процесса являются формирование сетевых инновационных систем, организация новых форм сотрудничества всех участников разработки перспективных НИОКР и внедрение их результатов в промышленное производство.
Наличие таких условий характерно для открытых инновационных систем [3]. В последние годы сильно изменилась организация инновационных разработок: произошла эволюция в сторону откры-
тых инноваций и развития постоянного сотрудничества между предприятиями на основе совместных инновационных мероприятий. Открытые инновации предполагают:
- использование внутренних и внешних ресурсов НИОКР;
- готовность к применению бизнес-моделей, подразумевающих привлечение внешних разработчиков объектов интеллектуальных прав (сотрудничество с МСБ, учеными и т.д.);
- инициативное управление объектами интеллектуальных прав.
Это ведет к росту количества компаний, сотрудничающих в области инновационных разработок.
Как отмечено в одном из недавних исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «расширяется организация инновационных мероприятий, как связанных, так и не связанных с разработкой новых технологий, при участии нескольких компаний, что уравновешивает значение внутренних и внешних инновационных источников. Значительная доля открытых инновационных мероприятий характерна для таких отраслей, как химическая, фармацевтическая промышленность и информационно-коммуникационные технологии» [23].
Кроме того, для успешного инновационного развития на региональном и местном уровнях необходимо сформировать научно обоснованную политику инновационного развития региона. Основные трудности ее разработки и реализации связаны с прогнозированием тенденций перспективного развития сфер производства и предоставления услуг, определяющих жизнедеятельность региона. В связи с этим приходится отслеживать, чтобы включенные в состав политики инновационного развития региона мероприятия не успевали устареть до момента их выполнения.
Руководствуясь теорией открытых инноваций, структуры регионального и местного управления побуждают всех участников инновационного процесса к взаимовыгодному сотрудничеству при помощи инструментария «специальных программ», «новых инициатив», «центров знаний», «виртуальных институтов» и «технологических платформ» [20]. Но при этом необходимо учитывать появление новых тенденций в сферах НИОКР и инновационного развития регионов. Рассмотрим наиболее значимые из них.
В последние годы усиливается интернационализация НИОКР и инноваций. Имеющиеся данные
говорят о стремлении вести НИОКР на зарубежных рынках, тем самым приближая их результаты к потребителям [21]. Компании идут по пути интернационализации научно-исследовательских и инновационных разработок, придерживаясь двух основных стратегических принципов:
1) принципа эксплуатации активов, благодаря которой они стремятся получить информацию о новых рынках в целях адаптации товаров (услуг) и применения разработанных ранее технологий;
2) принципа поиска и приобретения активов, за счет которых компании получают новые знания и доступ к ресурсам за рубежом. Примеры интернационализации НИОКР
включают создание зарубежных центров НИОКР, альянсов с местными компаниями и университетами, сделки по слияниям и поглощениям местных компаний, повышение интенсивности НИОКР на зарубежных производственных предприятиях.
Механизмы сотрудничества и НИОКР постепенно переводятся на онлайн-технологии. Повышается значение инициатив, реализуемых по принципу совместных инноваций, который предполагает использование потенциала социальных сетей и взаимовыгодного сотрудничества между специалистами разных организаций. Это является первым важным подтверждением потенциала механизмов сотрудничества в режиме онлайн в эпоху информационных технологий. Считавшееся ранее выгодным размещение центров НИОКР и инноваций в непосредственной близости друг от друга (что облегчало неофициальный обмен информацией) утрачивает значение, поскольку благодаря развитию информационных технологий такой обмен стал возможен в режиме онлайн [13, 19].
Инновационные цепочки создания добавленной стоимости постоянно усложняются. Растет количество рынков, на которых для эффективного использования конечной продукции потребителям необходимо для начала собрать разнообразные взаимодополняющие товары. Такие рынки часто имеют схожие с сетями характеристики: добавленная стоимость продукции увеличивается соразмерно числу потребителей, количеству заявок на нее или дополнительных товаров, которые можно заказать на ее основе. Следует отметить, что значение инновационных услуг и инновационных товаров сравнялось. В итоге необходимость вести конкуренцию на международном рынке обусловливает растущее
значение подхода, основанного на понятии цепочки формирования добавленной стоимости. Это системный подход, направленный на выявление слабейших звеньев в цепочке формирования добавленной стоимости и их поддержку на основе специально разработанных принципов политики [22].
В соответствии с рассмотренными тенденциями в сферах НИОКР и инновационного развития при формировании инновационной политики на региональном уровне необходимо в полной мере учитывать отраслевые потребности и эволюцию рыночной конъюнктуры. С указанных позиций укажем перечень основных направлений в рамках инновационной политики, способствующих повышению уровня социально-экономического развития региона.
1. Создание надежной платформы для проведения постоянных консультаций по индустриальным вопросам с заинтересованными сторонами. Для ведения постоянных консультаций можно применять новые технологии, а именно: формирование экспертных рабочих групп, публичных клиринговых палат и рынков прогнозов [18]. Осуществление указанных инициатив помогло бы ответственным за принятие решений лицам определять направления политики, сроки интервенций и других мероприятий в рамках промышленной политики для достижения лучших результатов.
2. Повышение эффективности процесса передачи технологий. На региональном уровне повысить эффективность процесса передачи технологий можно за счет создания инновационных платформ и формирования открытой среды, благоприятной для взаимодействия МСБ. Перед правительствами стоит и более общая задача формирования среды, способствующей оперативному и беспроблемному обмену технологиями и информацией, например на основе максимально возможного снижения транзакционных издержек, а также совместного использования технологий и объектов интеллектуальной собственности.
3. Использование сетевых возможностей. Во многих отраслях использование сетей стало основным методом инновационного развития. При этом творческий подход и сотрудничество как факторы инновационного развития имеют большее значение, чем рынки капитала и конкуренция. Вместе с этим на фоне инфор-
мационной революции концепция кластеров, по-видимому, уступает место более широкой модели, основанной на формировании сети кластеров или сети инноваторов, которые обмениваются частью результатов НИОКР, используют сетевой эффект и экономию масштаба для маркетинга продукции.
4. Инвестиции в инновационные платформы. Инновационную политику удается объединить с промышленной политикой при комплексном подходе к формированию новой платформы инновационного развития, причем инвестиции в создание такой платформы начинаются с разработки стратегии. Растет значение рынков, обладающих сетевым эффектом, в отраслях, отличающихся высокой степенью стандартизации.
5. Содействие процессу совместных инноваций. Понятие «совместные инновации» возникло в результате стремления расширить масштаб и сферу внешних партнерств и альянсов для получения доступа к новым технологиям, знаниям и рынкам. В последнее время этот термин используется также для обозначения участия клиентов в разработке инноваций, информирования об их потребностях и специфических запросах, с тем чтобы их можно было учитывать на начальных этапах НИОКР. Наибольшее распространение создание совместных инновационных лабораторий получило в государствах с развивающейся рыночной экономикой (Китай, Индия и Бразилия), в которых компании научились эффективно сотрудничать с местным рынком для получения конкурентных преимуществ. Вместе с этим правительства ряда стран использовали принцип совместных инноваций для дальнейшего совершенствования модели государственно-частного партнерства (ГЧП). Так, например, в 2010 г. в Сингапуре было учреждено совместное инновационное ГЧП Public-Private Co-Innovation Partnership или CI-Partnership в виде платформы сингапурского правительства и местных компаний, предназначенной для совместной разработки инновационных подходов в целях удовлетворения государственного спроса. В соответствии с условиями совместного инновационного партнерства участвующие в нем компании обязаны нести небольшие совместные расходы, причем предприятия МСБ получают более значительную государственную помощь, чем остальные компании.
6. Развитие принципов политики, основанных на спросе. Региональные и местные органы управления могут использовать разнообразные стимулы инновационного развития, открывая тем самым беспрецедентные возможности для малых и средних предприятий на рынках. В их числе следует выделить такой важный стимул, как осуществление закупок через систему государственного заказа до начала коммерческой реализации инновационных продуктов, услуг и технологий либо на начальном ее этапе. Это позволит максимально использовать поддержку со стороны сектора государственных закупок. Примеры США и Японии говорят о том, что эффективное использование основанной на спросе политики способно ускорить процессы разработки инновационных продуктов, услуг и технологий.
7. Инновационные финансовые инструменты. Представляется, что решающее значение в этой области будут иметь целевые механизмы финансирования, в том числе обеспеченные объектами прав интеллектуальной собственности, а также сотрудничество между региональными (местными) органами управления и коммерческими кредитными организациями в процессе разработки стандартов, регулирующих использование нематериальных активов в качестве залога. Разрешение использовать объекты прав интеллектуальной собственности в качестве залога значительно расширит список таких активов у компаний, работающих в наукоемком секторе.
8. Раскрытие потенциала ГЧП. Опыт реализации проектов на основе ГЧП в развитых странах свидетельствует как о выгоде такого сотрудничества, так и о связанных с ним рисках. Разнообразие договорных условий и моделей управления ведет к неэффективному распределению рисков и инвестированию бюджетных средств в случаях, когда можно обойтись частными инвестициями. Эффективные ГЧП необходимы для разработки прорывных технологий, позволяющих создать и в максимальной степени использовать сетевые функции, разработка которых выходит за рамки возможностей частного инвестора.
9. Переосмысление принципа субсидиарности. В условиях глобализации все больше развитых и развивающихся стран заявляют об объединении
усилий во многих сферах обеспечения жизнедеятельности общества для достижения общих целей. Так, например, ряд ведущих компаний США, Индии и Китая уже объединяют свои усилия в сфере НИОКР и создания прорывных инновационных продуктов, услуг и технологий. 10. Совершенствование управления инновациями. Не менее важным является постоянное совершенствование управления НИОКР и инновациями в целях большей согласованности мероприятий, направленных на их развитие [14-17].
Безусловно, для развития в регионе инновационной экономики на основе создания высокотехнологичной производственной базы, позволяющей реализовать имеющийся в России научно-технический и интеллектуальный потенциал, нужны не только профессионально квалифицированные инжиниринговые компании, способные реально оценивать положение дел и знать основные преимущества и недостатки современных инновационных технологий, предлагаемых зарубежными и отечественными производителями, но и гарантированная государственная поддержка развития инжиниринговой деятельности, прежде всего в правовой и финансовой сферах. Такой подход не только будет способствовать ускоренному развитию инжиниринговой деятельности, но и позволит обеспечить прорыв по целому ряду стратегических направлений развития отечественной экономики, среди которых:
создание благоприятного инвестиционного климата;
— подготовка высококвалифицированных кадров;
— разработка программ финансирования модернизации существующих и создания новых производств;
— коммерциализация результатов НИОКР и перенос инновационных технологий [2, 9]. Важная роль в реализации этого подхода
принадлежит активизации и целенаправленному привлечению отечественных инжиниринговых компаний на государственном уровне к реализации инновационных проектов и экспертной оценке предлагаемых к модернизации технологий и оборудования.
Этот вывод наглядно подтверждает пример Китая, где в свое время был принят закон об обязательном привлечении не менее 50% китайских
инжиниринговых компаний к каждому проекту модернизации, который проводится зарубежными фирмами. Этот закон стал мощным стимулом для развития инжиниринговой деятельности в Китае и позволил создать национальную систему независимой экспертизы, а также механизмы размещения государственных заказов на оказание инжиниринговых услуг китайскими компаниями [8]. Неслучайно в настоящее время множество крупных заказов на модернизацию и создание новых производственных предприятий в России выигрывают именно китайские инжиниринговые компании.
В этом плане представляется достаточно интересным опыт использования инжиниринга в производственной деятельности известного немецкого концерна «Тиссен Крупп АГ», который является основным производителем металла в Германии. На самом деле его организационная структура говорит о том, что этот концерн - вовсе не крупнейший производитель, а, скорее всего, крупнейший инжиниринговый холдинг, в котором объединены многочисленные малые и средние инжиниринговые компании [4]. При этом каждая из входящих в концерн компаний занимается, как правило, только одним направлением деятельности, а ее взаимодействие с холдингом осуществляется на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Тем не менее деятельность всех компаний подчинена интересам концерна, и они ощущают его поддержку.
Важнейшими задачами инжиниринга в современных условиях должны стать коммерциализация результатов НИОКР и перенос инновационных технологий на стадию производства. В настоящее время в России существует острая необходимость в создании понятной и простой системы государственной поддержки развития и коммерциализации результатов НИОКР.
Имеющийся у западных стран опыт показывает, что для решения этой задачи государство принимает определенную долю риска, предоставляя гарантии под кредиты коммерческих банков, использует различные инструменты льготного налогообложения организаций, осуществляющих финансирование НИОКР и работ по созданию инновационных продуктов и технологий. Все это позволяет формировать эффективные механизмы государственной поддержки финансирования и коммерциализации результатов НИОКР и переноса инновационных технологий. Создание такой системы государственной поддержки НИОКР и коммерциализации
полученных результатов имеет первостепенное значение для развития инжиниринговой деятельности в области разработки и внедрения инновационных проектов на всех этапах их реализации, начиная с проведения НИОКР, переноса инновационных технологий и заканчивая запуском инновационного продукта в серийное производство.
Развитие механизмов взаимодействия экономических агентов инновационных кластеров с такими субъектами инновационной инфраструктуры, как специализированные инжиниринговые компании, в рамках РИС будет способствовать росту конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в инновационной сфере, созданию дополнительных рабочих мест, сближению интересов науки и бизнеса, а также повышению эффективности инновационного сектора региональной экономики.
Список литературы
1. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М. 2009. 858 с.
2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М.: ЮНИТИ. 2001. 671 с.
3. Инновационное развитие регионов - зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) / под ред. А.П. Лунёва, И.Ю. Петровой. Астрахань: ИД «Астраханский университет». 2009. 140 с.
4. Ларин С.Н., СоколовН.А,ГерасимоваЛ.И. Механизмы многокритериального отбора перспективных научных исследований для их коммерциализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 21. С. 23-33.
5. Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Организационные структуры и интеграционные формы науки и бизнеса как фактор стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.. № 19. С. 17-28.
6. Россия в цифрах. 2012: краткий статистический сборник. M.: Росстат. 2012. 573 с.
7. Руководство по составлению международных контрактов о консультационном инжиниринге включая некоторые аспекты технического содействия (Guide for Drawing Up International Contracts on Consulting Engineering Including Some Related Aspects of Technical Assistance / ECE/TRADE/14583.II.E.83). URL: http://www.miripravo.ru/forms/sovmest/0.htm.
8. Смирнов О.М., Тулупов С.А., Кириллова Н.Л. Инжиниринг в инновационном развитии металлур-
гии и машиностроения. URL http://www.enginrussia.
ru/blog/kolonka/inginiring_v_innovatsionnom_
razvitii_metallurgii_i_mashinostroeniya.
9. Тихонов И.П., Хрусталёв Е.Ю., Яковлев Э.Н. Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Инновации. 2007. № 10. С. 10-15.
10. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе. М.: Экономика. 2009. 400 с.
11. Хрусталёв Е.Ю. Механизмы реформирования и инновационно-технологического развития наукоемкого производственного комплекса // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 9. С.2-10.
12. ХрусталёвЕ.Ю., ЛавриновГ.А., Косенко А.А. Инновационный климат в наукоемком и высокотехнологичном комплексах экономики России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 17. С. 2-9.
13. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития эконо-. мики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 2-11.
14. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 6. С. 35-43.
15. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.
16. Хрусталёв О.Е. Финансовые методы согласования экономических интересов участников инвестиционных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3. С. 329-334.
17. Цыганов С.А., Рудцкая Е.Р., Хрусталёв Е.Ю. Принципы построения стратегии инновационного развития российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 2-14.
18. Abramowicz M. Predictocracy: market mechanisms for public and private decisionmaking // Yale University Press, 2007.
19. Bossink B.A.G. The development of co-innovation strategies: stages and interaction patterns in interfirm innovation // R&D Management, 2002, Vol. 32, no. 4, pp. 311-320.
20. Cluster Policy in Europe. A Brief Summary of Cluster Policies in 31 European Countries. Europe Innova Cluster Mapping Project. Oxford Research AS. 2008, January, p. 34.
21. Granieri M., Renda A. A New Approach to Innovation Policy in the European Union. Innovation Policy: Boosting EU Competitiveness in a Global Economy. CEPS Task Force Report, 8 July 2010.
22. Langlois Richard. Modularity in Technology and Organization // Journal of Economic Behavior and Organization, 2002, № 1, pp. 19-37.
23. Open Innovation in Global Networks. OECD, 2008,128 p.
Innovation and investment
ACHIEVEMENTS IN THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL SPHERE AND NEW INNOVATIVE PRODUCTS, SERVICES AND TECHNOLOGIES: INFLUENCE ON DEVELOPMENT OF A REGION'S ECONOMY
Sergei N. LARIN
Abstract
The article specifies the basic problems of development of the Russian economy market reforms . It reasons the directions of the government influence on the successful implementation of this process . It shows one of the promising ways for the Russian regions to solve this problem, i.e. to develop complex engineering and increase the number of engineering companies The author clarifies the definition of "engineering" and identifies its key functions in relation to the development of R&D and innovation. The author substantiates the importance of innovation policy development in a region to ensure the socio-economic welfare. A major part of the activities takes into account the current trends in the areas of R&D investment and economic development in the region
Keywords: region economy, market reforms, integrated engineering, R&D, innovation, innovation policy, management, regional innovation system
References
1. Bol 'shoi iuridicheskii slovar' [A Greater Law Dictionary]. Moscow, Infra-M Publ., 2009, 858 p.
2. Gerchikova I.N. Mezhdunarodnoe kom-mercheskoe delo [International Business]. Moscow, IUNITI Publ., 2001, 671 p.
3. Innovatsionnoe razvitie regionov - zarubezhnyi opyt (organizatsionnye i ekonomicheskie mekhanizmy). [Innovative development of regions - foreign experience (organizational and economic mechanisms)]. Astrakhan, Astrakhanskii universitet Publ., 2009, 140 p.
4. Larin S.N., Sokolov N.A., Gerasimova L.I. Mekhanizmy mnogokriterial'nogo otbora perspektivnykh nauchnykh issledovanii dlia ikh kommertsializatsii [Mechanisms for multi-criteria selection of the perspective scientific research for the purpose of commercialization]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'-National interests: priorities and security, 2013, no. 21, pp.23-33.
5. Larin S.N., Zhiliakova E.V. Organizatsionnye struktury i integratsionnye formy nauki i biznesa kak faktor stimulirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti na regional'nom urovne [Organizational structures and integration forms of science and business as a factor of stimulation of innovation activities at a regional level]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' -National interests: priorities and security, 2012, no. 19, pp.17-28.
6. Rossiia v tsifrakh. 2012: kratkii statisticheskii sbornik [Russia in figures. 2012: a summary statistics collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2012, 573 p.
7 . Rukovodstvo po sostavleniiu mezhdunarod-nykh kontraktov o konsul'tatsionnom inzhiniringe vk-liuchaia nekotorye aspekty tekhnicheskogo sodeistviia (A Guide to Drawing Up International Contracts on Consulting Engineering Including Some Related Aspects of Technical Assistance / ECE/TRADE/14583. II.E.83). Available at: http://www.miripravo.ru/forms/ sovmest/0.htm. (In Russ.)
8. Smirnov O.M., Tulupov S.A., Kirillova N.L. Inzhiniring v innovatsionnom razvitii metallurgii i mashinostroeniia [Engineering in innovation development of metallurgy and general machinery]. Available
at: http://www.enginrussia.ru/blog/kolonka/inginir-ing_v_innovatsionnom_ razvitii_metallurgii_i_mashi-nostroeniya.
9. Tikhonov I.P., Khrustalev E.Iu., Iakovlev E.N. Kommertsializatsiia rezul'tatov fundamental'nykh nauchnykh issledovanii (opyt Rossiiskogo fonda fundamental'nykh issledovanii) [Commercialization of results of the basic scientific research (the experience of the Russian fund of basic research)]. Innovatsii -Innovation, 2007, no. 10, pp. 10-15.
10. Ukolov V.F. Innovatsionnyi menedzhment v gosudarstvennoi sfere i biznese [The innovative management in the public sphere and business]. Moscow, Ekonomika Publ., 2009, 400 p.
11. Khrustalev E.Iu. Mekhanizmy reformirovaniia i innovatsionno-tekhnologicheskogo razvitiia naukoem-kogo proizvodstvennogo kompleksa [Mechanisms for reforming and innovation-and-technology development of the knowledge-intensive industrial complex]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 9, pp. 2-10.
12. Khrustalev E.Iu., Lavrinov G.A., Kosenko A.A. Innovatsionnyi klimat v naukoemkom i vysokotekhno-logichnom kompleksakh ekonomiki Rossii [Innovation climate in the knowledge-intensive and hi-tech complexes of the economy of Russia]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 17, pp. 2-9.
13. Khrustalev E.Iu., Larin S.N. Ispol'zovanie in-formatsionnykh resursov i tekhnologii dlia stimulirova-niia innovatsionnogo razvitiia ekonomiki [Use of information resources and technologies for stimulation of innovation development of the economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2011, no. 32, pp. 2-11.
14. Khrustalev E.Iu., Slavianov A.S. Problemy razrabotki natsional'noi investitsionnoi strategii v usloviiakh finansovoi nestabil'nosti [Problems of development of the national investment strategy in conditions of financial instability]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'-National interests: priorities and security, 2009, no. 6, pp. 35-43.
15. Khrustalev E.Iu., Slavianov A.S. Problemy formirovaniia investitsionnoi strategii innovatsionno
orientirovannogo ekonomicheskogo rosta [Problems of formation of an investment strategy of innovation-focused economic growth]. Problemy prognozirovaniia -Problems of forecasting, 2011, no. 3, pp. 19-30.
16. Khrustalev O.E. Finansovye metody soglas-ovaniia ekonomicheskikh interesov uchastnikov investitsionnykh proektov [Financial methods for coordination of the economic interests of investment projects participants]. Audit i finansovyi analiz - Audit and financial analysis, 2011, no. 3, pp. 329-334.
17. Tsyganov S.A., Rudtskaia E.R., Khrustalev E.Iu. Printsipy postroeniia strategii innovatsionnogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki [Principles of creation of an innovation development strategy of the Russian economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriia ipraktika -Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 41, pp. 2-14.
18. Abramowicz M. Predictocracy: Market Mechanisms for Public and Private Decision Making. Yale University Press, 2007.
19. Bossink B.A.G. The development of co-innovation strategies: stages and interaction patterns in interfirm innovation . R&D Management, 2002, vol. 32, no. 4, pp. 311-320.
20. Cluster Policy in Europe. A Brief Summary of Cluster Policies in 31 European Countries. Europe Innova Cluster Mapping Project. Oxford Research AS, 2008, January, p. 34.
21. Granieri M., Renda A. A New Approach to Innovation Policy in the European Union. Innovation Policy: Boosting EU Competitiveness in a Global Economy. CEPS Task Force Report, July 8, 2010.
22 . Langlois Richard. Modularity in Technology and Organization. Journal of Economic Behavior and Organization, 2002, no. 1, pp. 19-37.
23. Open Innovation in Global Networks. OECD, 2008, 128 p.
Sergei N. LARIN
Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation larinsn@cemi . rssi . ru [email protected]