Научная статья на тему 'Методы оценки и стимулирования научно-исследовательских проектов и программ'

Методы оценки и стимулирования научно-исследовательских проектов и программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
741
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / ИННОВАЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАУКОЕМКИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю., Ильменская Е.М.

Проанализирована эффективность существующих организационно-экономических механизмов стимулирования и финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, предложены новые методы, позволяющие переориентировать производственную деятельность промышленных предприятий на разработку новых наукоемких и высокотехнологичных изделий и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю., Ильменская Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки и стимулирования научно-исследовательских проектов и программ»

17 (368) - 2014

Теория экономического анализа

УДК 338.22.021.1

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

И ПРОГРАММ*

ЕЮ. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru

Е.М. ИЛЬМЕНСКАЯ,

научный сотрудник E-mail: lenail@cemi.rssi.ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

Проанализирована эффективность существующих организационно-экономических механизмов стимулирования и финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, предложены новые методы, позволяющие переориентировать производственную деятельность промышленных предприятий на разработку новых наукоемких и высокотехнологичных изделий и технологий.

Ключевые слова: фундаментальная наука, инновации, финансирование, наукоемкие производства, частный бизнес, экономика знаний, научно-технический прогресс, международный опыт

Введение

Общегосударственную значимость научно-исследовательских проектов и программ (НИПП) для экономического развития и укрепления национальной безопасности России характеризуют следующие основные факторы: решающее влияние на макроэкономические показатели экономики страны; воздействие на структуру общественного производства; сущест-

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-02-00026-а).

венное влияние на институциональные экономические механизмы; большая тождественность между способностью нации к прогрессу и ее потенциалом в продуцировании и внедрении новшеств; влияние научно-технического прогресса на социальную стабильность; воздействие инноваций на окружающую среду; активизация международного научно-технического сотрудничества; зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития фундаментальной и прикладной науки; взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности.

Разработка модели государственно-частной финансовой поддержки НИПП

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли отечественные предприятия и научно-исследовательские организации должны предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. На начальном этапе нововведения требуют больших организационных, поисковых и

финансовых затрат [1, 3, 5]. Одной из важнейших проблем, стоящих перед руководством предприятий и организаций, является решение вопроса, какие средства следует выделять на исследования и разработки. Объем имеющихся средств всегда ограничен, и его необходимо разделять между сферами, где эти средства могут дать быструю отдачу. Выделение средств на НИПП должно быть стратегическим решением руководства всех уровней управления [9].

Выделяют три группы внутренних текущих затрат на научно-исследовательскую, технологическую и инновационную деятельность — фундаментальные исследования, прикладные исследования и технические разработки.

Возможность финансирования НИПП является критической составляющей процесса коммерциализации результатов исследований и разработок. Под методами финансирования научно-исследовательских проектов и программ понимаются такие способы финансирования инноваций, которые отражают использование специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией предприятия, планами его текущей деятельности и развития [4].

Перечень основных возможных источников коммерческого финансирования инновационной деятельности промышленного предприятия представлен на рис. 1.

Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет распределяется до 3040% совокупного дохода страны, полученного владельцами средств производства. Государством из бюджета осуществляется финансиро-

вание таких секторов экономики и сфер общественной жизни, функционирование которых не обеспечивается коммерческим сектором экономики по причине малой рентабельности. Процесс выделения средств осуществляется из бюджетного фонда. Бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете по соответствующим разделам функциональной классификации, в частности, на осуществление высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов Федерации и другие российские юридические лица, которые являются агентами Правительства РФ. Основные источники прямого государственного финансирования научно-исследовательской деятельности в России представлены на рис. 2.

Рис. 1. Основные источники коммерческого финансирования инновационной деятельности предприятия

Финансовая система РФ

1 г 1 г

Децентрализованные финансы Централизованные финансы Финансы домашних хозяйств

Бюджеты (федеральный, Бюджеты Внебюджетные

субъектов Федерации, местные) развития фонды

+

Научно-исследовательская ^_

—► деятельность

Рис. 2. Основные источники прямого государственного финансирования научно-исследовательской деятельности в России

Государственное участие в научно-исследовательской деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое фи-

Прямое финансирование Косвенное финансирование

Прямое бюджетирование фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на экологические, социальные и оборонные цели —► Научно-исследовательская деятельность Создание благоприятных условий для выполнения НИОКР, налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование

Рис. 3. Методы финансирования государством научно-исследовательской деятельности

нансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование) (рис. 3).

Государственная поддержка научно-исследовательской деятельности представлена комплексом мер, направленных на содействие улучшению результатов инвестиционной деятельности исследовательских и инновационных фирм. Одной из таких мер государства, связанных с привлечением дополнительных источников для поддержки научно-технического прогресса в стране, является бюджет развития.

Бюджет развития - это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления. Бюджет развития призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют бюджет развития Минэкономразвития России (отвечает за его практическое применение и распределение ресурсов) и Минфин России (отвечает за его нормативное обеспечение).

Существующая модель финансирования социально и экономически значимых НИПП включает федерально-целевые программы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по различным направлениям науки и техники, регулярно учреждаемые федеральными органами исполнительной власти и предусматривающие выполнение работ на условиях государственно-частного партнерства.

Методы координации деятельности государства и внебюджетного сектора в сфере создания новых наукоемких и высокотехнологичных изделий и технологий

На базе изучения роли инновационного финансирования в повышении конкурентоспособности, технологической и научно-технической безопаснос-

ти государства можно сделать следующие выводы [2, 14, 20]:

- научно-техническое и технологическое развитие становится важнейшей государственной задачей, в решении которой первостепенное место отведено инвестиционной составляющей; экономически развитые государства должны осуществлять стимулирование и координацию процессов финансирования науки; действенная поддержка и стимулирование государством инновационного финансирования научно-технического прогресса позволили ряду стран (США, Япония и др.) обеспечить высокую конкурентоспособность в наукоемких и высокотехнологичных промышленных производствах и захватить лидирующие позиции на международном рынке; для обеспечения технологической и научно-технической безопасности государства особое значение придается финансированию высокотехнологичных и наукоемких направлений, таких как нано- и биотехнологии, генная инженерия, информационные технологии. Такими методами передовые страны, экономика которых базируется на производствах пятого технологического уклада, ядром которого являются вычислительная и оптоволоконная техника, электронная промышленность, программное обеспечение, роботостроение, нано- и биотехнологии, телекоммуникации и информационные услуги, готовятся к вступлению в шестой технологический уклад, который, по мнению ряда ученых, наступит уже в середине текущего столетия [6].

Анализ воздействия науки и технологий на общество, а также взаимосвязи научных, технологических, экономических, социальных, политических и институциональных факторов, наблюдаемых в последние годы, свидетельствуют о том, что:

всеобщее благополучие, безопасность, экономическое благосостояние и стабильность в развитых странах, сохранение и эффективное использование природных и человеческих

ресурсов, эффективное функционирование правительств и общества требуют энергичной поддержки и применения науки и техники для достижения национальных целей;

- многие большие и сложные научные и технологический факторы, все более влияющие на развитие национальных и международных событий, требуют соответствующих условий, предусматривающих долгосрочные меры, включая планирование и разработку соответствующих проектов и программ создания и включения научных и технологических знаний в государственные процессы принятия решений;

- научный и технологический потенциал развитых стран, будучи должным образом организованным, примененным и направленным, может эффективно помогать в улучшении качества жизни, в предупреждении и решении острых и развивающихся международных, государственных и региональных проблем, в укреплении национального, международного экономического положения и в содействии внешнеполитическим целям;

- государственное финансирование науки и техники представляет собой инвестиции в будущее, которые обязательны для устойчивого государственного развития и улучшения человеческой жизни, должны поддерживаться как национальные инвестиции в науку, технику и технологии, соразмерные национальным потребностями и возможностям;

- людские резервы, включая ученых, инженеров и технический персонал, составляют бесценный национальный ресурс, который должен использоваться в максимально возможной степени;

- государственные возможности по оценке и стимулированию темпов развития науки и технологий, технологическому планированию и формированию промышленной политики должны быть усилены на общегосударственном и региональном уровнях.

Анализ зарубежной и отечественной нормативно-правовой базы поддержки наукоемких и высокотехнологичных предприятий

Основным содержанием государственной инновационной научно-технической политики в отно-

шении частного бизнеса представляется управление финансовыми потоками, которое обеспечивает доступ фирм к финансовым источникам. Следует выделить два главных метода: целенаправленное бюджетное субсидирование (через федеральные ведомства и агентства) и привлечение к финансированию НИ III средств частного капитала.

В США целенаправленное бюджетное финансирование реализуется в форме безвозвратного субсидирования посредством заключения контрактов и предоставления льготных займов на разработку инновационной продукции и технологий. Так, американский малый бизнес получает до 4% всех федеральных затрат на научно-исследовательские работы. В итоге около трети всех его расходов на исследования и разработки финансируется государством [7].

Другой важнейшей особенностью государственной промышленной политики в отношении малого инновационного бизнеса, которая в настоящее время осуществляется федеральным правительством, является использование финансовых средств и возможностей частного капитала. Привлечение частного бизнеса реализуется в основном через венчурные компании. Венчурное финансирование появилось в США в послевоенный период и широко распространилось в конце 1970-х гг.

Законодательством многих развитых стран частный бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Действующая в настоящее время в России нормативно-правовая база государственной поддержки и регулирования инновационного предпринимательства не обеспечивает в полной мере правового решения всех проблем, возникающих на пути развития наукоемкого предпринимательства. Вместе с тем частный бизнес является рыночным институтом, обеспечивающим решение многих социально-экономических задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в первую очередь в местные и региональные).

В последние годы в России особое внимание стало уделяться правовому обеспечению процесса развития наукоемкого предпринимательства. С помощью разработки новых законодательных документов успешно решен ряд проблем в сфере науки и техники, что позволило существенно улучшить положение дел в этой области экономики.

Методология правовой поддержки НИПП наукоемкими и высокотехнологичными предприятиями промышленности

Многие промышленные предприятия для обеспечения своего технологического развития, а также для модернизации выпускаемой ими продукции и создания новых перспективных товаров и услуг проводят научные исследования и разработки, в процессе которых создается интеллектуальный капитал [19].

Управление интеллектуальной собственностью как одним из основных ресурсов современного бизнеса с его рисками и конкурентной борьбой имеет стратегический характер и нуждается в обеспечении ясного представления об основных особенностях этого ресурса, общих целях и принципах, которыми следует руководствоваться и принимать во внимание при выработке эффективных и правильных решений на различных уровнях управленческой иерархии с учетом меняющихся условий в отношениях с работниками, партнерами, заказчиками и в целом — условий рынка [10, 17, 18].

Управление интеллектуальной собственностью применительно к сфере выполнения НИПП предприятиями промышленности предполагает принятие обоснованных решений в процессе заключения государственных контрактов и договоров с контрагентами на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приемки результатов таких работ и принятия мер обеспечения их правовой охраны.

Нормативно-правовую базу решения вопросов о правах на результаты интеллектуальной деятельности в договорных отношениях между заказчиками и исполнителями работ применительно к практическим случаям, имеющим место в деятельности промышленных предприятий, составляют положения Гражданского кодекса Российской Федерации. Промышленные предприятия могут выступать в договорных отношениях в качестве заказчиков и исполнителей работ, связанных с проведением научных исследований и разработок. Вопросы о правах на результаты интеллектуальной деятельности решаются в процессе размещения и сопровождения выполнения данных работ, приемки их результатов, последующего продолжения обязательственных отношений между заказчиками и исполнителями, связанных с осуществлением прав на полученные интеллектуальные результаты. Решение вопросов о

правах на результаты интеллектуальной деятельности охватывает формирование и последующую реализацию условий договорных отношений, связанных с выполнением исследовательских работ, в части прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Нормативно-правовую базу решения упомянутых вопросов применительно к практическим случаям, имеющим место в деятельности наукоемких и высокотехнологичных предприятий промышленности, составляют положения Гражданского кодекса Российской Федерации, которые нуждаются в поправках и дополнениях.

На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, также личные неимущественные и иные права (право следования, доступа и др.).

Исключительное право - это абсолютное право, обеспечивающее его обладателю легальную монополию на совершение различных действий по использованию объекта, на который оно распространяется, и распоряжению этим объектом с одновременным запрещением всем другим лицам совершать такие действия.

Применительно к сфере хозяйственной деятельности предприятий промышленности для обеспечения охраны их прав и законных интересов в отношении результатов интеллектуальной деятельности в гражданском законодательстве Российской Федерации предусмотрены три подотрасли гражданского права: патентное право, защита коммерческой тайны и авторское право. Решение о выборе способа правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности принимаются в зависимости от эффекта, который должен быть достигнут.

Комплексные методы стимулирования совместной деятельности предприятий промышленности и научно-образовательных учреждений

Анализ опыта США в организации сотрудничества университетов с промышленными компаниями. В США, начиная с принятия закона Morrill в 1862 г., университеты, частная промышленность и американское правительство работали совместно, чтобы обеспечивать доведение новшеств, созданных в университетских исследовательских

программах, до промышленной реализации. Результатом этого долгосрочного сотрудничества является внушительный перечень инновационных продуктов и уверенность в том, что университетские фундаментальные исследования обеспечивают создание инновационных продуктов, которые в свою очередь способствуют поддержанию конкурентоспособности промышленности.

Следует отметить, что проведенный анализ сфокусирован на моделях сотрудничества и экономического развития, поощряемых штатами и федеральным правительством, однако существуют и другие факторы, влияющие на научные исследования и передачу технологии в американских университетах.

В то время как федеральное правительство обеспечивает большой объем поддержки университетским исследованиям с ожиданием, что они обеспечат эффективное использование полученных ресурсов [12], оно также оказывает давление на органы финансирования, чтобы те продемонстрировали практические итоги этих огромных расходов.

Несмотря на длительные усилия правительства, университетов и промышленности по обеспечению демонстрации эффекта исследований для общества (в терминах улучшенного здравоохранения или в терминах внедрения инновационных продуктов), критики выражают беспокойство в отношении акцента на коммерциализацию результатов, полученных в лабораториях университетов. Существует мнение, что процессы коммерциализации привели к злоупотреблениям служебным положением, которые поставили под угрозу объективность университетских исследований.

Другие критики настаивают на том, чтобы университеты придавали особое значение улучшению социальных последствий от результатов научной деятельности. Они хотят, чтобы университеты, договариваясь о лицензиях и финансировании, сохраняли права на разработки для оказания помощи слаборазвитым странам и для использования, которое приносят гуманитарные результаты, у которых, например, нет коммерческого эффекта. Примерами этого являются усилия по сохранению прав на сельскохозяйственные биотехнологии для развивающихся стран и лицензирование технологий лечения от болезней типа малярии.

Университеты и промышленность участвовали во множестве эффективных НИПП, которые обеспечили выгоды вузам через расширение программ исследований, возможностей для студентов и по-

лучения доходов для поддержания академических командировок. Промышленность также извлекла выгоды через доступ к результатам специализированных НИПП, возможность выполнять работу с профессорской экспертизой в специализированной области исследования, доступ к идеям и открытиям, которые могут обогатить разработку новых товаров и услуг.

Инициативы Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в отношении создания глобальной университетской сети для промышленных инновационных систем. Предполагается, что к 2015 г. под эгидой ЮНИДО будет создана глобальная университетская сеть для промышленных инновационных систем, включающая порядка 300 университетов по всему миру, и эта сеть будет признана государствами - членами ЮНИДО как осуществленный на практике пример эффективного промышленно-университетского сотрудничества в науке и технике. Сеть обеспечит неограниченные национальные возможности и в научном сообществе, и в промышленности для выращивания следующего поколения промышленных инноваторов.

Весьма важным для успешности приобретаемых при этом инновационных способностей и гибкости является то, что они формируются на фоне вызовов к промышленности, требующих достаточно быстрого вхождения в курс изменений в сфере хозяйственной и коммерческой предпринимательской деятельности и окружающей среде, приспособления к ним, чтобы продолжить удовлетворение потребностей человека, поддерживая окружающую среду и природные ресурсы как долгосрочное обязательное условие для существования человеческого общества.

Как следует из перечня направлений деятельности, можно полагать, что участие в спонсируемых и/или организованных ЮНИДО мероприятиях по инвестированию и передаче технологий можно трактовать как возможность участия российских вузов в создаваемой глобальной университетской сети.

Комитеты поуниверситетско-промышленно-му сотрудничеству. Для комплексного обеспечения стимулирования совместной деятельности предприятий промышленности и научно-образовательных учреждений предлагается предусмотреть создание в вузах комитетов по университетско-промышлен-ному сотрудничеству.

Комитеты предлагается учреждать как некоммерческие организации, осуществляющие взаимодействие между научно-образовательными

учреждениями и промышленными предприятиями для оказания им исследовательских услуг.

Усиливая сотрудничество между образовательным учреждением и промышленными предприятиями, комитет будет содействовать реализации стратегии переориентации российской экономики на инновационный путь развития через науку и образование, поддерживая формирование национальной инновационной системы, объединяющей науку с экономикой, повышая уровень высоких технологий и развитие промышленности для ускорения социально-экономического прогресса [16].

Центры совместных исследований. Для обеспечения комплексного стимулирования совместной деятельности предприятий промышленности и научно-образовательных учреждений предлагается предусмотреть учреждение новых организационных структур - центров совместных исследований. Центры предлагается учреждать при государственных научно-образовательных учреждениях и других государственных некоммерческих организациях с заключением кооперационных соглашений. В качестве основного предназначения центра следует рассматривать развитие новых образцов техники и технологий. Учреждение центра совместных исследований может быть санкционировано руководителем федерального органа, уполномоченного Правительством России.

Методы создания и поддержки научно-исследовательской, консалтинговой, информационной, образовательной и гражданско-правовой инфраструктуры инновационной деятельности

Становление и развитие инновационной экономики или экономики знаний тесно связано с пятым укладом, технологическое ядро которого обеспечило бурный рост возможностей производства, обработки, передачи и применения знаний, превратило информацию в ценный ресурс современного развития [15]. С начала 1990-х гг. в недрах пятого уклада стали все заметнее появляться элементы нового, шестого технологического уклада. К ключевым направлениям шестого технологического уклада относятся биотехнология, системы искусственного интеллекта, CALS-технологии, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы, компьютерное образование, формирование сетевых бизнес-сооб-

ществ. Это те отрасли, которые в настоящее время развиваются в ведущих странах особенно высокими темпами (от 20 до 100% в год). Данные обстоятельства предопределяют требования к созданию и развитию инфраструктуры экономики знаний.

Современное государство является важнейшим и наиболее крупным потребителем наукоемкой продукции для собственных нужд. Поэтому государственный заказ выступает как механизм прямого бюджетного финансирования наукоемких инновационных разработок, а также как инструмент регулирования и стимулирования развития научно-технической и инновационной деятельности.

В России институт государственного заказа пока не стал эффективным инструментом формирования инновационной стратегии развития страны. Незаметна и роль представителей государства в естественных монополиях, на стратегических объектах и предприятиях государственного сектора экономики в осуществлении технологической модернизации и активизации использования научно-промышленного потенциала страны. Это свидетельствует о неиспользованных возможностях государственного влияния на ускорение процессов перехода России к инновационной экономике, базирующейся на знаниях [8, 13].

Высокотехнологичные государственные корпорации - второй важный элемент поддержки институтов развития. Концентрация общенациональных ресурсов на ключевых направлениях развития может обеспечить повышение конкурентоспособности российской экономики на инновационной знаниевой основе.

Существенную роль играет государственная поддержка коммерциализации результатов научных исследований, основные направления которой представлены в таблице.

Важнейшим элементом инфраструктуры экономики знаний является система государственного управления научно-техническим, технологическим и инновационным развитием. Поэтому система управления общественным прогрессом должна опираться на соответствующую систему индикаторов.

Обеспечение сбора и анализа подобных показателей является отправным пунктом формирования стратегии государственного участия в становлении и развитии экономики знаний. Это делает актуальным создание системы проектного управления, позволяющей концентрировать ресурсы государства и бизнеса для реализации стратегических целей перехода к экономике знаний.

Государственная поддержка и стимулирование коммерциализации результатов научных исследований

Зарубежный опыт может быть использован при определении роли и места российских организационных механизмов современного развития в научно-экспертной поддержке инновационной политики и преодолении разрыва между политическими установками Президента РФ и научно-технологической практикой. Первым шагом в этом направлении могло бы стать приведение показателей государственной отчетности в соответствие с четырьмя базовыми направлениями перехода к экономике знаний - институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. Это позволило бы:

- сконцентрировать работу аппарата управления на указанных направлениях;

- обеспечить выявление несоответствий между текущей деятельностью и разрабатываемыми программами, выбранными приоритетами;

- способствовать преодолению фрагментарности государственной деятельности по вопросам развития и созданию целостной национальной инновационной системы. Осуществление научно-исследовательской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности промышленного предприятия с формированием и последующей реализацией инновационных предложений предполагает соответствующую организацию исследовательских и производственных процессов, включающих три основных этапа: генерацию новых знаний, реали-

зуемых в инновациях; оценку, ранжирование и отбор инновационных предложений; осуществление инновационных предложений преимущественно в рамках проектного управления.

Методы поощрения промышленных предприятий, инвестирующих в НИПП

при выполнении государственных контрактов

В мировой практике существуют различные способы и механизмы поощрения промышленных предприятий, участвующих в различных НИПП, при осуществлении производственной деятельности.

Актуальность такой постановки вопроса обусловлена еще и тем, что ценообразование на продукцию, закупаемую по государственным контрактам, является мощнейшим инструментом экономического управления, но в российском законодательстве о закупке продукции для государственных нужд этот инструмент совершенно не показан и не применяется.

Если проанализировать отечественное законодательство в сфере закупки продукции для государственных нужд [11], то в нем не удастся найти положений, касающихся реалистического формирования цены на продукцию, закупаемую в условиях отсутствия эффективной конкуренции - в ситуации, имеющей место в большинстве практических случаев российской действительности. Более того, в нем вообще ничего не содержится, что разъясняло бы государственную политику в области ценообразования на наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, закупаемую для государственных нужд.

Соглашение о цене следует считать реалистичным, если оно достигнуто под влиянием достаточно точного представления о том, сколько должна стоить эта продукция, если исполнитель обеспечит рациональную экономичность и необходимую эффективность выполнения заказа.

В конкретных ситуациях заказывающие органы должны придерживаться концепции, согласно которой требования государственного заказчика определяют цену продукции, а прибыль - это вознаграждение исполнителю за выполнение работы по этой цене.

Проведение политики дифференциации размера прибыли должно обеспечивать продвижение торговых переговоров к наиболее эффективному заключению контракта, способствовать формированию справедливых и приемлемых цен на про-

Способ поддержки Практические меры

Поощрение сотрудничества между государственной некоммерческой организацией и бизнесом Облегчение правил перемещения прав на интеллектуальную собственность в частный сектор. Поощрение совместных исследований (бизнес и государственная некоммерческая организация). Содействие перемещению ученых в бизнес

Прямые субсидии в сферу коммерциализации Влияние частного бизнеса на выбор приоритетов НИПП. Повышение частного финансирования государственных некоммерческих организаций. Поощрение ученых к развитию рыночных услуг

Поощрение роста «старт-ап» компаний Поддержка офисов коммерциализации. Стимулирование ученых к работе в «старт-ап» компаниях. Обеспечение стартовым капиталом

дукцию, поставляемую по контрактам в условиях отсутствия эффективной конкуренции.

Совершенно недопустимо проведение переговоров, нацеленных на сокращение цены просто за счет сокращения прибыли без надлежащего признания ее функции, а также использование прошлых усредненных статистических данных или автоматическое применение заранее установленного процента к общим сметным издержкам, поскольку это не обеспечивает надлежащего стимулирования эффективного и экономичного выполнения контракта.

Для определения величины прибыли (цели по величине прибыли), которую исполнителю следует отстаивать в торговых переговорах о цене и типе контракта, рекомендуется использовать метод взвешенных ориентиров. В основе метода лежит подход, согласно которому целевая величина прибыли определяется как функция от количественных оценок факторов, принимаемых во внимание при оценке деятельности потенциального исполнителя. Для каждого такого фактора должны быть установлены среднее значение его численной оценки и диапазон ее возможных значений. Средние значения должны соответствовать обычным обстоятельствам приобретения продукции по государственным контрактам, диапазоны их значений - значимости этих факторов для государственного заказчика с точки зрения его интересов. Практическое применение данного метода рассчитано на использование информации, которая должна содержаться в предложении исполнителя.

Заключение

Для перевода российской экономики на ориентированный на науку путь развития государство должно взять на себя следующие основные функции: аккумулирование средств на научные исследования и инновации; координация научно-исследовательской, инновационной и инвестиционной деятельности; стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, а также инновационной и инвестиционной деятельности; создание правовой базы научных и инновационных процессов; формирование инфраструктуры для научной, инновационной и инвестиционной деятельности; развитие и поддержка частного инновационного предпринимательства; институциональное обеспечение инновационных процессов; регулирование международных аспектов инновационных про-

цессов; реализация инвестиционной политики в отраслях промышленности и науки.

Список литературы

1. Авдонин Б.Н., Хрусталёв Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010. 368 с.

2. БендиковМ.А., Сахарова И.В., Хрусталёв Е.Ю. Финансово-экономическая устойчивость предприятия и методы ее регулирования // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 14. С. 5-14.

3. БендиковМ.А., ФроловИ.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007. 583 с.

4. Бендиков М.А., Хрусталёв О.Е. Механизм инновационного развития наукоемких высокотехнологичных производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 28. С. 2-13.

5. Бочарова И.Е., Клименко С.И., Орлова Е.Р. Инновации и их место в экономике России // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2009. № 49. С. 5-14.

6. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.

7. Курс предпринимательства: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандара. М.: ЮНИ-ТИ, 1997. 439 с.

8. Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю. Механизмы реструктуризации наукоемких производств (на примере ракетно-космической промышленности) // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 3. С. 31-42.

9. Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю. Организационно-экономические механизмы реализации программ и планов развития наукоемких сфер деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 1-11.

10. Неволин И.В., Хрусталёв О.Е., Хрусталёв Ю.Е. Методология оценки финансовой значимости и реализуемости инновационных проектов создания интеллектуальной продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 11. С. 39-45.

11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

12. Орлова Е.Р. Особенности оценки эффективности инвестиционных программ // Экономика строительства. 2006. № 1. С. 25-33.

13. Рудцкая Е.Р., ХрусталёвЕ.Ю., Цыганов С.А. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики (опыт РФФИ) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3. С. 134-139.

14. Хрусталёв Е.Ю. Экономическая безопасность наукоемкого предприятия: методы диагностики и оценки // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 13. С. 51-58.

15. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 2-11.

16. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.

17. Хрусталёв Е.Ю., Соколов Н.А., Хруста-лёв О.Е. Концепция оценки и управления риском при реализации инновационных проектов создания интеллектуальной продукции // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 44. С. 2-13.

18. Хрусталёв Е.Ю., Стрельникова И.А. Методология качественного управления инвестиционными рисками на промышленных предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 4. С. 16-23.

19. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Моделирование жизненного цикла программы создания наукоемкой продукции // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 16. С. 2-12.

20. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв Ю.Е. Оценка состояния экономической безопасности высокотехнологичных производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 2. С. 46-52.

Theory of economic analysis

METHODS FOR ASSESSING AND PROMOTING SCIENTIFIC-RESEARCH PROJECTS

AND PROGRAMS

Evgenii Iu. KHRUSTALEV, Elena M. IL'MENSKAIA

Abstract

The paper analyzes the effectiveness of existing organizational and economic mechanisms to encourage and finance research and innovation. The proposed new methods shall be useful to reorient production activities of industrial enterprises to development of new hightech products and technologies.

Keywords: fundamental science, innovation, finance, high-tech production, private business, knowledge economy, scientific and technological progress, international experience

References

1. Avdonin B.N., Khrustalev E.Iu. Metodologiia organizatsionno-ekonomicheskogo razvitiia naukoem-kikh proizvodstv [The methodology of organizational and economic development of knowledge-intensive industries]. Moscow, Nauka Publ., 2010, 368 p.

2. Bendikov M.A., Sakharova I.V., Khrustalev E.Iu. Finansovo-ekonomicheskaia ustoichivost' pred-priiatiia i metody ee regulirovaniia [Financial and eco-

nomic sustainability of an enterprise and methods for its regulation]. Ekonomicheskii analiz: teoriia ipraktika-Economic analysis: theory and practice, 2006, no. 14, pp.5-14.

3. Bendikov M.A., Frolov I.E. Vysokotekhnolog-ichnyi sektorpromyshlennosti Rossii [The hi-tech sector of the industry of Russia]. Moscow, Nauka Publ., 2007, 583 p.

4. Bendikov M.A., Khrustalev O.E. Mekhanizm in-novatsionnogo razvitiia naukoemkikh vysokotekhnolog-ichnykh proizvodstv i rynkov [The mechanism for innovation development of high-tech industries and markets]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 28, pp. 2-13.

5. Bocharova I.E., Klimenko S.I., Orlova E.R. Innovatsii i ikh mesto v ekonomike Rossii [Innovation and its importance to the economy of Russia]. Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossiiskoi akademii nauk -Proceedings of Institute of Systems Analysis, Russian Academy of Sciences, 2009, no. 49, pp. 5-14.

6. Glaz'ev S.Iu. Teoriia dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiia [The theory of long-term

Teopusi 3K0H0MimecKg80 onaxma

17 (368) - 2014

technical and economic development]. Moscow, Vla-Dar Publ., 1993, 310 p.

7. Kurs predprinimatel'stva [Entrepreneurship course]. Moscow, IUNITI Publ., 1997, 439 p.

8. Makarov Iu.N., Khrustalev E.Iu. Mekhanizmy restrukturizatsii naukoemkikh proizvodstv na primere raketno-kosmicheskoi promyshlennosti [Restructuring mechanisms for intensive production in the aerospace industry]. Ekonomika i matematicheskie metody - Economics and mathematical methods, 2010, vol. 46, no. 3, pp.31-42.

9. Makarov Iu.N., Khrustalev E.Iu. Organizatsion-no-ekonomicheskie mekhanizmy realizatsii programm i planov razvitiia naukoemkikh sfer deiatel'nosti [The organizational and economic mechanisms for implementation of programs and plans for development of science-intensive areas of activity]. Audit i finansovyi analiz - Audit and financial analysis, 2011, no. 1, pp. 1-11.

10. Nevolin I.V., Khrustalev O.E., Khrustalev Iu.E. Metodologiia otsenki finansovoi znachimosti i realizuemosti innovatsionnykh proektov sozdaniia intellektual'noi produktsii [A methodology of assessing the significance of the financial feasibility of innovation projects to create intellectual products]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: science and experience, 2013, no. 11, pp. 39-45.

11. RF Federal Law "On Placing of orders for goods, works and services for the government and municipal needs" of July 21, 2005 № 94-FZ. (In Russ.)

12. Orlova E.R. Osobennosti otsenki effektivnosti investitsionnykh programm [Some features of evaluation of investment programs]. Ekonomika stroitel 'stva -Construction economics, 2006, no. 1, pp. 25-33.

13. Rudtskaia E.R., Khrustalev E.Iu., Tsyganov S .A. Metody nakopleniia nauchnogo znaniia dlia inno-vatsionnogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki, opyt RFFI [Methods for accumulation of scientific knowledge for innovation development of the Russian economy (RFBR experience)]. Problemy prognozirovaniia -Problems of forecasting, 2009, no. 3, pp. 134-139.

14. Khrustalev E.Iu. Ekonomicheskaia bezopasnost' naukoemkogo predpriiatiia: metody diagnostiki i otsenki [The economic security of a high-technology enterprise: the methods of diagnosis and assessment]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2010, no. 13, pp. 51-58.

15. Khrustalev E.Iu., Larin S.N. Ispol'zovanie informatsionnykh resursov i tekhnologii dlia stimuli-

rovaniia innovatsionnogo razvitiia ekonomiki [Use of information resources and technology to promote innovation development of the economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2011, no. 32, pp. 2-11.

16. Khrustalev E.Iu., Slavianov A.S. Problemy formirovaniia investitsionnoi strategii innovatsionno-orientirovannogo ekonomicheskogo rosta [Problems of formation of the investment strategy of innovation-oriented economic growth]. Problemy prognozirovaniia -Problems of forecasting, 2011, no. 3, pp. 19-30.

17. Khrustalev E.Iu., Sokolov N.A., Khrustalev O.E. Kontseptsiia otsenki i upravleniia riskom pri realizatsii innovatsionnykh proektov sozdaniia intellektual'noi produktsii [The concept of risk assessment and management in the implementation of innovation projects to create intellectual products]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 44, pp. 2-13.

18. Khrustalev E.Iu., Strel'nikova I.A. Metodologi-ia kachestvennogo upravleniia investitsionnymi riskami na promyshlennykh predpriiatiiakh [A methodology for quality management of investment risks in industrial enterprises]. Ekonomicheskii analiz: teoriia ipraktika -Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 4, pp.16-23.

19. Khrustalev E.Iu., Khrustalev O.E. Mod-elirovanie zhiznennogo tsikla programmy sozdaniia naukoemkoi produktsii [Simulation software for life-cycle of the program of creating high-tech products].

Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 16, pp. 2-12.

20. Khrustalev E.Iu., Khrustalev Iu.E. Otsenka sos-toianiia ekonomicheskoi bezopasnosti vysokotekhno-logichnykh proizvodstv [An assessment of the economic security of high-tech industries]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2006, no. 2, pp. 46-52.

Evgenii Iu. KHRUSTALEV

Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation stalev@cemi.rssi.ru

Elena M. IL'MENSKAIA

Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation lenail@cemi.rssi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.