Научная статья на тему 'Совершенствование механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители в РФ'

Совершенствование механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт энергоносителей / таможенно-тарифное регулирование / Стратегия развития ФТС России / таможенные пошлины / energy carriers export / customs and tariff regulation / Development strategy of the Federal Customs Service of Russia / customs duties

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.И. Антонова, А.А. Брянский

Показано, что при действующем порядке расчета ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители (на примере нефти сырой) отсутствует возможность оперативно следовать за рынком, и в проигрыше оказываются либо экспортеры, либо бюджет страны. Предлагается устанавливать ставки пошлин ежедневно, показано наличие технических возможностей для использования такого механизма, низкие риски его внедрения в практику. В перспективе механизм возможно применять на уровне ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Mechanism of Setting the Rates of Export Customs Duties on Energy Carriers in the Russian Federation

It is shown that under the current procedure for calculating the rates of export customs duties on energy carriers (on the example of crude oil), there is no possibility to follow the market promptly, that’s why exporters or the country’s budget lose out. It is proposed to set duty rates daily, technical capabilities for using this mechanism and low risks of its implementation in practice are shown. In the future, the mechanism may be applied at the EAEU level.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители в РФ»

УДК 336.244.5

DOI 10.24412/1815-0683-2022-3-56-65

Е. И. АНТОНОВА*, А. А. БРЯНСКИЙ**

Совершенствование механизма

установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители в РФ

АНТОНОВА Елена Ивановна -кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. ant_vladivostok@mail.ru.

ANTONOVA E. I. - Candidate of Engineering Sciences, Docent, Head of the Department of customs operations, customs control and technical means of customs control.

БРЯНСКИЙ Андрей Андреевич -специалист. Wolfand82@gmail.com.

BRYANSKY A. A. - a specialist.

Показано, что при действующем порядке расчета ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители (на примере нефти сырой) отсутствует возможность оперативно следовать за рынком, и в проигрыше оказываются либо экспортеры, либо бюджет страны. Предлагается устанавливать ставки пошлин ежедневно, показано наличие технических возможностей для использования такого механизма, низкие риски его внедрения в практику. В перспективе механизм возможно применять на уровне ЕАЭС.

Ключевые слова: экспорт энергоносителей, таможенно-тарифное регулирование, Стратегия развития ФТС России, таможенные пошлины.

E. I. ANTONOVA, A. A. BRYANSKY Improving the Mechanism of Setting the Rates of Export Customs Duties on Energy Carriers in the Russian Federation

It is shown that under the current procedure for calculating the rates of export customs duties on energy carriers (on the example of crude oil), there is no possibility to follow the market promptly, that's why exporters or the country's budget lose out. It is proposed to set duty rates daily, technical capabilities for using this mechanism and low risks of its implementation in practice are shown. In the future, the mechanism may be applied at the EAEU level.

Keywords: energy carriers export, customs and tariff regulation, Development strategy of the Federal Customs Service of Russia, customs duties.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

** Управление федеральной налоговой службы России по Приморскому краю. 690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пихтовая, 20.

Authority of the Federal Tax Service of Russia for the Primorsky region. 20, Pikhtovaya Str., Vladivostok, Primorsky region, 690012.

В структуре доходов федерального бюджета РФ нефтегазовые доходы традиционно занимают особое место. Их доля в федеральном бюджете РФ, как правило, составляет порядка 40 %. Нефтегазовые доходы обеспечиваются как за счет внутренних налогов, так и за счет таможенных платежей, в основном вывозных таможенных пошлин [6-8].

Ставки вывозных таможенных пошлин в РФ, в отличие от ввозных, устанавливаются Правительством РФ. Для вывозимых энергоресурсов был разработан особый механизм установления ставок вывозных таможенных пошлин, изложенный в соответствующих (федеральных) законах РФ, постановлениях Правительства РФ, а также в иных нормативных правовых и подзаконных актах1. Устройство этого механизма (в частности, ставки ежемесячно корректируются в зависимости от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей) позволяет сделать вывод, что государство как регулятор при экспорте энергоресурсов «следует за рынком».

Ввиду того, что обновление ставок, согласно действующим нормам права, происходит ежемесячно, а ситуация на рынке энергоресурсов в той или иной степени изменяется в режиме реального времени, возникает своего рода эффект запаздывания. Он выражен в следующем: ставки, рассчитанные по данным за предшествующий период, из-за постоянно меняющейся ситуации на мировом рынке энергоресурсов могут не соответствовать рыночным реалиям настоящего периода. Если цена на энергоносители упадет относительно расчетной (взятой за основу для расчета ставок), российские экспортеры энергоресурсов будут вынуждены переплачивать при совершении таможенных операций, связанных с вывозом энергоносителей. А если цена, наоборот, вырастет относительно расчетной, то федеральный бюджет РФ недополучит часть доходов.

Цель настоящей статьи - предложить вариант совершенствования механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители в РФ для минимизации эффекта запаздывания примере нефти сырой.

1 О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки Urals на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 251 (вместе с Правилами мониторинга цен на нефть сырую марки Urals на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском)): пост. Правительства РФ от 26.02.2013 № 155; О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1155: пост. Правительства РФ от 26.02.2013 № 154; О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ (вместе с Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти): пост. Правительства РФ от 29.03.2013 № 276; О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289; О таможенном тарифе: закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (редакция от 26.03.2022).

При вывозе энергоресурсов из РФ допускается временное периодическое декларирование, которое имеет ряд особенностей, носящих исключительный характер, а потому не являющихся необходимыми к детальному рассмотрению для достижения цели исследования2. Также наличие указанных особенностей таможенного декларирования и специфика предоставляемой статистической информации ФТС России не позволяют достоверно отобразить суммы, полученные федеральным бюджетом в качестве сверхдохода, или, наоборот, недополученные федеральным бюджетом в силу реализации действующего механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин.

Эффект запаздывания наиболее выражен при возникновении непредвиденных и (или) существенных флуктуаций на мировом рынке энергоносителей. На примере нефти сырой можно рассмотреть, как проявляется эффект запаздывания в таких ситуациях, которые возникали в 2020 и 2022 гг. (рис. 1 А, Б)3.

В марте 2020 г. среднемировые цены на нефть марки Urals, рассчитанные агентством «Аргус Медиа (Раша) Лимитед» на основе мониторинга за период с 15 января по 14 февраля 2020 г., ни разу не совпали с рыночными (рис. 1А). При этом отметим, что в конце марта среднемировая цена на нефть марки Urals была практически в 4 раза ниже той, которая берется за основу для начисления сумм вывозных таможенных пошлин. Таким образом, если бы таможенная декларация была зарегистрирована в этом месяце, декларанту пришлось бы переплатить.

Для установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в марте 2022 г. за основу берется среднемировая цена на нефть марки Urals за период с 15 января по 14 февраля 2022 г., которая составила 669,5 долл. США за т (рис. 1Б). В марте 2022 г. пиковые отклонения от определенной по данному алгоритму среднемировой цены составляли от 12,5 до 20,7 %. Колебания на мировом рынке нефтяного сырья в этот период могут быть обусловлены обострением геополитической ситуации в мире, связанным с проведением специальной военной операции на территории Украины. В данном случае, если таможенная декларация будет зарегистрирована в день, когда нефть марки Urals стоит 808,52 долл. США за т, декларант уплатит меньшую сумму

2 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (редакция от 29.05.2019).

3 Сведения о колебаниях цен на нефть марки Urals приведены по информации из открытого источника Investing.com. Мониторинг среднемировой цены на нефть марки Urals, согласно действующему механизму, осуществлялся ценовым агентством «Аргус Медиа (Раша) Лимитед». Разные источники были выбраны в силу объективных причин - «Аргус Медиа (Раша) Лимитед» не публикует данные о ежедневных колебаниях цен. При сопоставлении данных из разных источников возможно наличие незначительной погрешности.

вывозных таможенных пошлин, т. к. за основу берется стоимость 669,5 долл. США за т. Обратная ситуация возникнет в случае, если таможенная декларация будет зарегистрирована в день, когда нефть марки Urals стоит 558,27 долл. США за т - декларанту придется переплатить. Цена-основа для начисления практически совпала с фактической только 11 марта 2022 г., когда составляла 668,1 долл. США за т. В остальные дни наблюдались более значительные отклонения.

А

$ 450,00 -$ 416,10-

_\_

$ 400,00 $ 350,00 $ 300,00 $ 250,00 $ 200,00 $ 150,00

$ 100,00

&

$ 850,00 $ 800,00 $ 750,00 $ 700,00 $ 650,00 $ 600,00 $ 550,00

$ 808,52

$ 588,27

^VVVV' v^VVV- vvvvv-

Рис. 1. Сравнение спотовой цены на нефть сырую марки Urals (1) с ценой, взятой за основу для расчета ставок вывозных таможенных пошлин (2): А - 2020 г., Б - 2022 г., долл. США за т [2; 3; 5]

В целом возникновение подобных ситуаций свидетельствует о том, что действующий механизм расчета цены-основы для начисления вывозных таможенных пошлин, построенный на анализе данных за предшествующий период длиною в месяц, не способен учитывать события, произошедшие в настоящем периоде и оказавшие существенное влияние на конъюнктуру рынка.

Обвал рынка нефтяного сырья в марте 2020 г. мог быть обусловлен сложностями со сделкой ОПЕК+ и пандемией, вызванной коронавирусной

Б

1

2

инфекцией [4]. В данных обстоятельствах российские экспортеры нефти столкнулись с непростой ситуацией. Таможенно-тарифное регулирование в этом месяце могло непреднамеренно стать дополнительным барьером - в марте 2020 г. вывозные таможенные пошлины исчислялись исходя из рассчитанной цены на нефть, почти в 4 раза превышающей рыночную.

Если с помощью действующего механизма государство действительно преследует цель «следовать за рынком», то на данном этапе предлагается делать это более точно, своевременно и справедливо. Цена, на основе которой будут рассчитываться ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, может определяться как спотовая цена закрытия предыдущего торгового дня либо как средняя спотовая цена в рамках предыдущего торгового дня. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую предлагается обновлять ежедневно. На примере ситуации в марте 2020 г. можно графически изобразить предлагаемый механизм установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (рис. 2).

$ 450,00 $ 400,00 $ 350,00

$ 300,00 $ 364,67

$ 250,00 $ 200,00 $ 150,00

$ 100,00

$ 416,10

-Ф кФ „Ф .Ф .Ф .Ф .Ф

ф- ф- \<ь- >р- г^- ф-

—•— 1 2 3

Рис. 2. Предложенный механизм установления цены-основы для установления ставок вывозных таможенных пошлин на примере марта 2020 г., долл. США за т [2; 5]: 1 - спотовая цена, 2 - цена-основа, 3 - предлагаемая цена-основа

В качестве дополнительной меры можно также предложить сократить бюрократическую нагрузку на Минэкономразвития России. При реализации предложенного механизма ежедневно выпускать информационные документы со ставками вывозных таможенных пошлин на энергоносители, как это происходит сейчас, может быть нецелесообразно. Более эффективно разместить на ресурсе Минэкономразвития России в сети «Интернет» ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в специальном разделе и ежедневно в автоматическом режиме обновлять их, пользуясь положительным опытом Банка России с официальным курсом валют, ключевой ставкой и иными индикаторами [9].

Информационные технологии, используемые в настоящее время в таможенном деле, позволяют реализовать выдвинутое предложение. Программы

«ВЭД-декларант»4, «Альта-ГТД»5 и иные в автоматическом режиме обновляют старый курс валют на актуальный. Обновления программных продуктов приводят их в соответствие действующему законодательству РФ.

Действующий механизм установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую с учетом выявленных недостатков все же обеспечивает некоторую стабильность; снижает риски, которые могут быть вызваны сиюминутными рыночными колебаниями. Реализация предложенного механизма, в свою очередь, может позволить более справедливо, точно устанавливать и взимать вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. Также при полном следовании за рынком государству придется взять на себя больше рыночных рисков.

Однако даже реализация рыночных рисков не создаст существенной угрозы для экономической безопасности РФ. По данным Федерального казначейства, в структуре доходов федерального бюджета за 2020 г. доля нефтегазовых доходов заметно снизилась относительно прошлых лет и составляет

Рис. 3. Структура доходов федерального бюджета РФ, 2019-2020 гг., % [7; 8]

При этом в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ благодаря реализации «большого налогового маневра» (сокращению роли таможенных платежей при экспорте и увеличению роли внутренних налогов при добыче энергоресурсов в наполнении федерального бюджета России) более 60 % доходов приходится на внутренние налоги на нефть: налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход (рис. 4).

На вывозные таможенные пошлины на нефть сырую приходится лишь 8,33 % нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ. На нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ приходится 27,97 % доходов федерального бюджета РФ. Следовательно, при реализации предложенного механизма в отношении нефти сырой рыночные риски коснутся порядка 2,34 % доходов федерального бюджета РФ. При его реализации в отношении всех энергоносителей, ставки вывозных таможенных пошлин на которые устанавливаются

27,97 % (рис. 3).

Ненефтегазовые доходы (72,03 %)

Нефтегазовые доходы (27,97 %)

4 https://www.ctm.ru.

5 https://www.alta.ru/programs/alta-gtd.

таким же образом, как и на нефть сырую, - порядка 6,04 % доходов федерального бюджета.

По прогнозам Министерства финансов Российской Федерации и экспертным оценкам, доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ на современном этапе может быть выше, чем в 2019-2020 гг. Например, сообщается, что за январь-май 2022 г. она уже составила 47 % [1]. Однако самые поздние годовые отчеты Федерального казначейства о фактических поступлениях датируются именно 2019-2020 гг., поэтому провести фактический анализ более актуальной информации в настоящее время нельзя. Но, беря во внимание опубликованные прогнозы и оценки, можно предположить, что по итогам 2021-2022 гг. доля доходов федерального бюджета РФ, которая будет подвергнута риску, может быть выше той, которая указана в статье.

Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку (2,58 %)

Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти (4,90 %)

Вывозные таможенные пошлины на газ природный (8,39 %)

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую (8,33 %)

НДПИ на газовый конденсат ■ (2,66 %)

НДПИ на газ горючий природный (9,21 %)

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (2,85 %)

НДПИ на нефть (61,09 %)

Рис. 4. Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ, 2019-2020 гг., % [7; 8]

Также отметим, что согласно действующему законодательству РФ с 01.01.2024 запланировано «обнуление» ставок вывозных таможенных пошлин именно на нефть сырую за счет установления корректирующего коэффициента в формулах расчета ставок на уровне нуля6. В связи с этим предложения, высказанные в статье, могут частично потерять актуальность, однако, с одной стороны, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую приведены в статье лишь в качестве примера, первого шага на пути к предложенным преобразованиям, а с другой - к 2024 г. законодательство в РФ может измениться.

6 О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации (вместе с Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти): постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 276.

Более того, допускается, что в данном контексте с целью минимизации возможных рисков провести эксперимент по внедрению предложения на примере нефти сырой было бы наиболее оптимально в последние месяцы перед «обнулением» ставок. В случае неуспеха исключалась бы необходимость восстанавливать действующий ранее механизм.

Отметим, что выдвинутое предложение соответствует принципам реализации, целевым ориентирам и контрольным показателям Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1338-р (Стратегия).

Одним из принципов реализации Стратегии является предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий. Выдвинутым предложением предусмотрен более справедливый механизм установления и взимания вывозных таможенных пошлин при экспорте энергоресурсов на примере нефти сырой, что позволит повысить предсказуемость и прозрачность фискальных условий.

Также в Стратегии утверждены целевые ориентиры. За счет реализации более справедливого механизма установления и взимания вывозных таможенных пошлин на нефть сырую выдвинутое предложение соответствует целевым ориентирам 3 и 4, в которых сформулировано содействие международной торговле, реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций (ТО) и проведения таможенного контроля (ТК).

Одним из контрольных показателей реализации Стратегии является доля ТО, совершаемых в автоматическом режиме с использованием информационных технологий в отношении нерисковых товаров и связанных с ввозом/вывозом товаров и помещением под таможенные процедуры. К 2030 г. все такие ТО должны совершаться автоматически. Как правило, нефть сырая вывозится под таможенной процедурой экспорта. Базовым условием помещения товаров под таможенные процедуры является уплата таможенных платежей. Выдвинутое предложение предусматривает возможность автоматизации совершения определенных ТО в процессе помещения нефти сырой под таможенные процедуры за счет частичной автоматизации механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоресурсы.

Также возможна автоматизация ТК в отношении экспортируемой сырой нефти в части контроля своевременности и полноты уплаты таможенных платежей. Согласно определениям ТК и ТО, приведенным в ТК ЕАЭС, таможенный контроль можно рассматривать как один из элементов таможенных операций. Подходя к вопросу с этой стороны, можно сделать вывод о том, что автоматизация ТК как элемента ТО способствует автоматизации ТО в целом по данному направлению.

В случае реализации предложения и признания результатов его внедрения положительными и эффективными его можно масштабировать не только

на уровне РФ в отношении других энергоносителей, но и на всю территорию ЕАЭС. Решением Высшего совета ЕАЭС от 31.05.2016 № 8 утверждена Концепция формирования общих рынков нефти и ЕАЭС. Решением Высшего совета ЕАЭС от 06.12.2018 № 23 утверждена Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Распоряжением Высшего совета ЕАЭС от 11.12.2020 № 8 утверждена дорожная карта по гармонизации законодательства государств - членов ЕАЭС в нефтяной сфере, предполагающая ежегодные мероприятия. Таким образом, если практика РФ после внедрения выдвинутого в статье предложения даст положительные результаты и будет соответствовать основным направлениям вышеперечисленных актов, появится возможность масштабировать опыт РФ на уровне ЕАЭС.

Таким образом, предложенный вариант совершенствования механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители в РФ может быть эффективным в современных реалиях - проблематика подтверждена актуальными примерами, а методы внедрения предполагают использование информационных технологий, автоматизацию работы государства и бизнеса. Существенных рисков в случае реализации предложенных мер не выявлено. По самому пессимистичному сценарию ущерб может быть нанесен лишь какой-то части от 6,04 % доходов федерального бюджета России. Выдвинутое предложение уже соответствует определенным ориентирам развития таможенной службы России до 2030 года. Если опыт будет положительным, в соответствии с принятыми на уровне ЕАЭС решениями его можно будет масштабировать на уровне Союза.

Список литературы

1. Минфин ждет долю доходов бюджета от продажи нефти и газа в 2022 году выше 40 % URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/06/20/927599-minfin-byudzheta-prodazhi-nefti (дата обращения: 31.07.2022).

2. О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2020 г.: информация Министерства экономического развития РФ от 17.02.2020. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 05.04.2020).

3. О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2022 г.: информация Министерства экономического развития РФ от 16.02.2022. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 03.04.2022).

4. РФ запросила возобновить консультации о необходимости новых сокращений ОПЕК+. URL: https://tass.ru/ekonomika/7702315 (дата обращения: 01.03.2021).

5. Спотовая цена сырой нефти Urals - потоковый график - Investing.com. URL: https://ru.investing.com/commodities/crude-oil-urals-spot-futures-streaming-chart (дата обращения: 20.05.2022).

6. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://stat.custom-s.ru/ apex/f?p=201:1:3271181235783970::::: (дата обращения: 02.11.2020).

7. Федеральное казначейство: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/n-eftegazovye-i-neneftegazovye-dohody/?paramPeriod=2018 (дата обращения: 04.04.2022).

8. Федеральное казначейство. URL: http://datamarts-.roskazna.ru/ (дата обращения: 04.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Центральный банк Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 04.04.2022).

© Антонова Е. И., Брянский А. А., 2022 © Antonova E. I., Bryansky A. A., 2022

Для цитирования:

Антонова Е. И., Брянский А. А. Совершенствование механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители в РФ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 3(100). С. 56-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.