Научная статья на тему 'Налоговый маневр в нефтяном секторе и его возможные последствия'

Налоговый маневр в нефтяном секторе и его возможные последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1809
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / АКЦИЗЫ НА НЕФТЬ / ЭКСПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ / MINERAL EXTRACTION TAX / EXCISE TAXES ON OIL / EXPORT CUSTOMS DUTIES / TAX MANEUVER IN THE OIL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боташева Фатима Борисовна

На основе проведенного исследования выявлены актуальные проблемы, связанные с проведением налогового маневра. Основной сутью налогового маневра является снижение экспортных таможенных пошлин с 30 % до 0 и увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В статье подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых является важным элементом в системе налогообложения природных ресурсов. Отмечено, что Россия является одной из самых богатых стран мира по запасам природных ресурсов. В исследовании выявлены актуальные проблемы, связанные с проведением налогового маневра, а именно планомерное увеличение цен на нефть в течение шести лет, которое будет способствовать увеличению цен на бензин и приведет ускоренному росту инфляции. В настоящей статье представлена информация об постепенном увеличении ставок акцизов на нефть и горюче смазочные материалы (ГСМ), и снижении ставок экспортной таможенной пошлины на нефть. Также автором наглядно представлен механизм расчета экспортной таможенной пошлины с применением новых коэффициентов. Также представлен механизм расчета налога на добычу полезных ископаемых и экспортной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты. При проведении анализа в части нефтегазового комплекса Российской Федерации, выявлено, что значительная роль определена налоговому маневры, связанного с уменьшением ставок экспортных таможенных пошлин и увеличением доли НДПИ в доходах бюджета России. Помимо этого, при «рыночной турбулентности» цен на нефть, необходимо провести сравнение как работают налоговые маневры при низких и высоких ценах на нефть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax maneuver and its possible consequences

On the basis of the study identified actual problems associated with the tax maneuver. The main essence of the tax maneuver is to reduce export customs duties from 30 % to 0 and increase the share of mineral extraction tax (met). The article emphasizes that the tax on mining is an important element in the system of taxation of natural resources. It is noted that Russia is one of the richest countries in the world in terms of natural resources. The study identified urgent problems associated with the tax maneuver, namely the systematic increase in oil prices for six years, which will contribute to an increase in gasoline prices and lead to an accelerated increase in inflation. This article provides information on the gradual increase in excise rates for oil and fuels and lubricants (fuels and lubricants), and the reduction of export duty rates for oil. Also, the author clearly presents the mechanism of calculation of export customs duty with the use of new coefficients. The mechanism of calculation of mineral extraction tax and export customs duty on oil and oil products is also presented. The analysis of the oil and gas complex of the Russian Federation revealed that a significant role is determined by the tax maneuvers associated with a decrease in export customs duties and an increase in the share of met in the revenues of the Russian budget. In addition, with the "market turbulence" of oil prices, it is necessary to compare how tax maneuvers work at low and high oil prices.

Текст научной работы на тему «Налоговый маневр в нефтяном секторе и его возможные последствия»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №4, Том 11 / 2019, No 4, Vol 11 https://esj.todav/issue-4-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/50ECVN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Боташева Ф.Б. Налоговый маневр в нефтяном секторе и его возможные последствия // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/50ECVN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Botasheva F.B. (2019). Tax maneuver and its possible consequences. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(11). Available at: https://esj.today/PDF/50ECVN419.pdf (in Russian)

УДК 336.22 ГРНТИ 06.73.15

Боташева Фатима Борисовна

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Налоговый маневр в нефтяном секторе и его возможные последствия

Аннотация. На основе проведенного исследования выявлены актуальные проблемы, связанные с проведением налогового маневра. Основной сутью налогового маневра является снижение экспортных таможенных пошлин с 30 % до 0 и увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В статье подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых является важным элементом в системе налогообложения природных ресурсов. Отмечено, что Россия является одной из самых богатых стран мира по запасам природных ресурсов. В исследовании выявлены актуальные проблемы, связанные с проведением налогового маневра, а именно планомерное увеличение цен на нефть в течение шести лет, которое будет способствовать увеличению цен на бензин и приведет ускоренному росту инфляции. В настоящей статье представлена информация об постепенном увеличении ставок акцизов на нефть и горюче - смазочные материалы (ГСМ), и снижении ставок экспортной таможенной пошлины на нефть. Также автором наглядно представлен механизм расчета экспортной таможенной пошлины с применением новых коэффициентов. Также представлен механизм расчета налога на добычу полезных ископаемых и экспортной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты. При проведении анализа в части нефтегазового комплекса Российской Федерации, выявлено, что значительная роль определена налоговому маневры, связанного с уменьшением ставок экспортных таможенных пошлин и увеличением доли НДПИ в доходах бюджета России. Помимо этого, при «рыночной турбулентности» цен на нефть, необходимо провести сравнение как работают налоговые маневры при низких и высоких ценах на нефть.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых; акцизы на нефть; экспортные таможенные пошлины; налоговый маневр в нефтяной отрасли

Россия является крупнейшим экспортером нефтяных ресурсов, но по запасам нефти на 2019 год занимает 8 место (80,00 млрд барр.). Одним из крупнейших стран мира по запасам нефти является Венесуэлла (300,878 млрд барр.). Речь пойдет о налогообложении природных ресурсов, а именно проводимых реформах в нефтяной сфере.

С августа 2018 года Правительством России было принято решение о внесении изменений в течении шести лет в налогообложение природных ресурсов. С января 2019 года Россия проводит реформу в нефтегазовой отрасли, получившая название «Налоговый маневр». Суть налогового маневра заключается в снижении предельной ставки экспортной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 % от цены нефти до нуля и акцизов на нефть с одновременным увеличением доли НДПИ на нефть (таб. 1). Основные цели, которые преследовал последний маневр: сбалансировать интересы государственного бюджета, нефтяного сектора экономики (как в секторе upstream, так и downstream) и потребителей продуктов нефтепереработки [1, с. 59].

Таблица 1

Обнуление вывозной таможенной пошлины на нефть1

2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год

0,833 0,667 0,5 0,333 0,167 0

Полное обнуление ставки вывозной таможенной пошлины на нефть запланировано на начало 2024 года. Поскольку ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и газовый конденсат равны, то произойдет автоматическое обнуление ставки вывозной пошлины на газовый конденсат.

В связи с тем, что ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров также не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

Это означает, что основная налоговая нагрузка ложится на внутреннего потребителя т. к. именно внутренний потребитель потребляет бензин, созданный из нефти, которая облагается более высоким НДПИ. Из вышеизложенного следует, что с началом 2019 года увеличились цены на бензин. Налоговый маневр по - разному работает при высоких и низких ценах [2, с. 48]. Нефтеперерабатывающие заводы увеличили цены на бензин задолго до наступления 2019 года примерно на 10 %. Таким образом, наблюдается тройное увеличение цен на нефть.

Следует также отметить тот факт, что с увеличением роли НДПИ увеличились и ставки по акцизам на нефть (таб. 2).

Из таблицы 2 видно, что, начиная с 01.07.2018 по 2021 гг. ставки акциза на нефть и нефтепродукты имеют тенденцию к увеличению. Акциз не будет одинаковым для всех.

Таблица 2

Налоговые ставки по акцизу на бензин2

№ п/п Подакцизный товар Ставка акциза за 1 тонну подакцизного товара

с 01.07.2018 года 2019 год 2020 год 2021 год

1 Автомобильный бензин 5 класса 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб. 3.624 руб.

2 Автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу 8.213 руб. 12.314 руб. 12.752 руб. 13.262 руб.

3 Дизельное топливо 5.655 руб. 8.541 руб. 8.835 руб. 9.188 руб.

4 Моторные масла 5.400 руб. 5.400 руб. 5.616 руб. 5.841 руб.

5 Авиационный керосин 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб.

6 Средние дистилляты 6.665 руб. 9.241 руб. 9.535 руб. 9.916 руб.

7 Прямогонный бензин 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб.

8 Бензол, параксилол, ортоксилолол 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб.

1 EY Совершенствуя бизнес, улучшаем мир. [Электронный ресурс]. URL: https://avtomancar. com/akciz-na-benzin-s-1 -janvarja-2019-goda/.

2 Информационная система 1С: ИТС. [Электронный ресурс]. URL: https://its.1c.ru/db/newscomm#content:459182:hdoc.

Суть его в том, что для каждого завода он будет уникальным, причём меняться будет каждый месяц. Работа бухгалтеров усложнится в разы, что в свою очередь приведёт к росту финансовой и бюрократической нагрузок.

Динамика повышения ставок акциза на прямогонный бензин с 2019-2024 представлена в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что на протяжении всего периода ставки акциза на прямогонный бензин увеличены на 5 %.

Как нами ранее упоминалось с целью компенсации выпадающих доходов государства в связи со снижением экспортной таможенной пошлины на нефть были внесены ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), а именно для расчета НДПИ на нефть. Кроме того, Россия, вступая во всемирную торговую организацию (ВТО) взяла на себя обязанность устранить действующие барьеры. К этим препятствиям Правительство РФ относит наличие предельных ставок экспортной таможенной пошлины на нефть.

Таблица 3

Динамика повышения ставок акциза на прямогонный бензин с 2019-2024 годы2

Отчетный период С 01.01. 2019 С 01.01. 2020 С 01.01. 2021 С 01.01. 2022 С 01.01. 2023 С 01.01. 2024

Значение корректирующего коэффициента 0,167 0,333 0,5 0,667 0,833 1

Ставка акциза на прямогонный бензин (руб.) 13,912,45 14,720,05 15,532,50 16,344,96 17,152,54 17,965

Формула расчета НДПИ на нефть с новыми коэффициентами по своей сути являются аналогами экспортной таможенной пошлины на нефть.

НДПИн = 919 руб./т х Кц - [559 х Кц х (1 - Кв х Кд х Кдв х Ккан) - Кк - Кман х Свн] (1)

Также установлена следующая формула для расчета новых коэффициентов:

Кман = ЭП х Р х Ккорр (2)

Где экспортная пошлина (ЭП) рассчитывается по формуле, указанной в таблице 4, и является эквивалентом вывозной таможенной пошлины на нефть, взимаемой в 2018 году.

Таблица 4

Расчет экспортной таможенной пошлины на нефть2

Цена нефти на мировых рынках (в долларах США за тонну) Значение коэффициента ЭП (в долларах США за тонну)

до $109,5 0%

от $109,5 до $146 35 % x (Ц - $109,5)

от $146 до $182,5 $12,78 + 45 % x (Ц - $146)

от $182,5 $29,2 + 30 % x (Ц - $182,5)

где:

Р - среднее значение курса долларов США к курсу рубля;

Ккорр - коэффициент равный значению в таблице 5.

Таблица 5

Специальные коэффициенты на нефть для расчета акциза3

2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год

0,167 0,333 0,5 0,667 0,833 1

3 ФНС России. Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs%5Cmri%5C2/dubachev.pdf.

Кроме того, к числу подакцизных товаров будет отнесено нефтяное сырье (нефть, газовый конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут) и темное судовое топливо.

К примеру, ставка акциза на темное судовое топливо составит 0 рублей за тонну в период с 01.07.2019 по 31.12.2021 и 1000 руб. за тонну с 01.01.2022.

Среди объектов налогообложения акцизами появятся новые (п. 1 ст. 182 НК РФ):

1. Направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья на праве собственности, на переработку.

2. Получение темного судового топлива (его приобретение) российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.

3. Реализация бункерного топлива иностранным организациям.

4. Реализация темного судового топлива, приобретенного в собственность и помещенного под таможенную процедуру экспорта иностранным организациям.

Для указанных операций установили способ расчета налоговой базы и налоговые вычеты. Чтобы заявить вычет по операциям по направлению нефтяного сырья на переработку, необходимо получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

Также введены новые госпошлины:

1. За выдачу свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья - 3 500 рублей.

2. За выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор ЕГАИС для маркировки алкогольной продукции - 0,16 рубля за каждую марку.

До 2024 года (включительно) решено продлить порядок распределения налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами (3 и 17 % соответственно).

Для крупнейших газодобывающих компаний, поддерживаемых Правительством РФ, имеющих собственные добывающие активы, для которых нефтедобывающая промышленность является частью бизнеса налоговый маневр возможно не так страшен. Крупные компании такие как Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл, РуссНефть, Газпром, Славнефть, Башнеть и т. д. имеют право на возвратный акциз без учета квот на поставки нефти в отличие от независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) которым завершение налогового маневра грозит банкротством. Независимые НПЗ, не входящие в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, но способные производить дизельное топливо и бензин не выживут без возвратных акцизов на нефтяное сырье. В современных условиях компании нефтегазового сектора ведут свою деятельность в условиях высокой степени неопределенности, что обусловлено, в первую очередь, влиянием внешней среды, поскольку мировые энергетические рынки в настоящее время характеризуются высокой турбулентностью при этом сохраняется неопределенность и в отношении цен на нефть [3, с. 55]. Данные предприятия всегда зависели от государственной поддержки в особенности региональных властей. Объемы производства независимых НПЗ невелики и составляют в среднем около 600-700 тыс. тонн нефти в год.

Еще одной проблемой является то, что независимые НПЗ не смогут реализовать объем выпущенной продукции на региональных рынках. Из вышеизложенного следует, что независимые НПЗ не могут претендовать на возврат акциза на нефть.

Изменение налогового законодательства как бомба замедленного действия приведет к ряду негативных последствий, а именно к убыткам независимых НПЗ и сделает нецелесообразным запланированные программы модернизации, лишит компании возможности обслуживания кредитных линий. Также следует отметить, что проводимые реформы в нефтяной отрасли приведут к ускоренному росту инфляции [4, с. 21].

Рассмотрим слабые на наш взгляд стороны налогового маневра. Во-первых, налоговый маневр в нефтегазовой отрасли нарушает антимонопольное законодательство, игнорирует предыдущий опыт и законы функционирования рынка [5, с. 88].

Во-вторых, налоговый маневр не решает системных проблем.

В-третьих, налоговый маневр в нефтегазовой отрасли имеет карательный характер. Карательный характер заключается в том, что цены на бензин на внутреннем рынке выросли. Чтобы остановить их рост, в Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. N 5003-1 (ред. от 01.05.2019 г.) ввели формулировку, которая предусматривает 90 % заградительные пошлины. Смысл налогового маневра весьма прост: налоговая нагрузка переносится с экспортной пошлины на НДПИ. Это привело к росту цен на нефть на внутреннем рынке. Пункт 6.2 Закона о таможенном режиме вводит механизм, позволяющий сократить НДПИ, что, соответственно, должно сказаться на ценах на нефть на внутреннем рынке.

Очевидно, что Правительство РФ пытается состыковать доходы и расходы бюджета. Этому свидетельствуют увеличение пенсионного возраста россиян, увеличение основной ставки НДС с 18 % до 20 % с 1 января 2019 года, а также проводимые реформы в нефтегазовом секторе экономики. Однако, реформы в нефтегазовой сфере могут привести к следующим нежелательным последствиям:

1. Увеличение цен на бензин на внутреннем рынке приведет к росту цен на все

Не случайно выбор пал на реформирование налогообложения природных ресурсов. Несмотря на высокую налоговую нагрузку, рентабельность в нефтяном секторе экономики высокая [6, с. 53].

Налоги на полезные ископаемые выполняют функцию извлечения природной ренты из стоимости добытого ресурса. Природная рента - это часть стоимости добытого полезного ископаемого, которая создана природой. Природопользователь вкладывает средства только в добычу, но не в создание природного ресурса. По Конституции РФ все полезные ископаемые в недрах принадлежат государству. Добывающая компания на конкурсной основе получает право на добычу, а также на собственность на добытые полезные ископаемые. Через механизм налогообложения государство извлекает природную ренту на общественные нужды. В первую очередь для этих целей используется НДПИ, во вторую - экспортная пошлина, которая формально налогом не является, но имеет налоговую природу. По предварительным расчетам экспертов, выпадающие доходы бюджета при постепенном снижении таможенных пошлин будут значительно меньше, чем дополнительные поступления из-за увеличения НДПИ [7, с.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач, однако ее основной среднесрочный вектор - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых [8, с. 36].

товары. 2. К развитию инфляции.

14].

В связи с вышеизложенным напрашивается вывод. Правительство РФ открывает дорогу для выкачки сырой и дешевой нефти заграницу.

С января 2019 года Правительством РФ были приняты следующие шаги для увеличения доходов бюджета:

1. Увеличен пенсионный возраст россиян.

2. Увеличена основная ставка НДС с 18 % до 20 %. Как известно НДС относится к косвенным налогам, а это означает основная нагрузка ложится грузом на конечного потребителя.

3. Налоговый маневр, т. е. увеличение ставок акциза на нефть. Акциз также относится к косвенным налогам.

4. Проведением налогового маневра, увеличением роли НДПИ в доходах бюджета. Хоть НДПИ и не относится к косвенным налогам, но основная нагрузка ложится на внутреннего потребителя.

В целом налоговые маневры в нефтегазовом секторе были ориентированы на изменение состава налогов и платежей, усовершенствование механизма изъятия горной ренты, точечное стимулирование освоения новых месторождений и добычи сложных нефтегазовых запасов, на перенос фискальной нагрузки с экспорта на добычу нефти [9, с. 60].

Из проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Налоговый маневр стал, по сути, очередным дестабилизирующим фактором функционирования экономики России, который не учитывает ни межрегиональные различия страны, ни её стратегические связи с зарубежными партнёрами, ни интересы собственного населения, отечественного малого и среднего бизнеса. Таким образом, наши заграничные партнеры видят, что чем сильнее вы давите на Российскую экономику, тем быстрее российское Правительство само создает социальную напряженность внутри государства, которая в итоге может привести к очень печальным последствиям [10, с. 3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин И.С. Итоги большого налогового маневра в нефтегазовом секторе экономики России / И.С. Зорин, Л.В. Каницкая // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 8. - С. 58-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Крушельницкий Н.В. Большой налоговый маневр и его влияние на нефтяную отрасль России / Н.В. Крушельницкий, Т.И. Лейман // Знание. - 2016. - № 5-2 (34). - С. 46-50.

3. Козеняшева М.М. Управляемые и неуправляемые риски в нефтяной отрасли / М.М. Козеняшева // Экономические науки. - 2018. - № 163. - С. 55-61.

4. Абдулкадыров А.С. Перспективы развития налогового маневра в нефтегазовой отрасли / А.С. Абдулкадыров, Н.Э. Проскурова, Е.П. Жигулина, А.Р. Кодырова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 3 (92). - С. 1091-1096.

5. Каукин А.С. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: риски «ручного регулирования» / А.С. Каукин, Е.М. Миллер // Экономическое развитие России.

- 2019. - № 7 (26). - С. 87-92.

6. Каукин А. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: благоприятный момент для завершения / А. Каукин, Е. Миллер // Экономическое развитие России. - 2018. -№ 7 (25). - С. 50-54.

7. Гринкевич Л.С. Налоговый маневр в нефтегазовом секторе: как система налогообложения добычи полезных ископаемых нужна России? / Л.С. Гринкевич // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 4 (123). - С. 60-66.

8. Горбунова Е.Н. Налоговая политика в нефтяной отрасли России: от налоговых маневров к реформе налогообложения отрасли / Е.Н. Горбунова // Предложения. Концепции. Перспективы. - 2016. - № 1 (29). - С. 36-42.

9. Голубцова Е.В. Налоговый маневр и цены на энергоносители / Е.В. Голубцова, Д А. Максимов, Р.М. Шафиев // Независимая газета. - 2019. - № 29 (7504). - С. 13-14.

10. Ильин А.А. Налоговый маневр как дестабилизирующий элемент экономической системы России / А.А. Ильин // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018

- № 5 (16). - С. 72-74.

Botasheva Fatima Borisovna

North Caucasus state academy, Cherkessk, Russia E-mail: [email protected]

Tax maneuver and its possible consequences

Abstract. On the basis of the study identified actual problems associated with the tax maneuver. The main essence of the tax maneuver is to reduce export customs duties from 30 % to 0 and increase the share of mineral extraction tax (met). The article emphasizes that the tax on mining is an important element in the system of taxation of natural resources. It is noted that Russia is one of the richest countries in the world in terms of natural resources. The study identified urgent problems associated with the tax maneuver, namely the systematic increase in oil prices for six years, which will contribute to an increase in gasoline prices and lead to an accelerated increase in inflation. This article provides information on the gradual increase in excise rates for oil and fuels and lubricants (fuels and lubricants), and the reduction of export duty rates for oil. Also, the author clearly presents the mechanism of calculation of export customs duty with the use of new coefficients. The mechanism of calculation of mineral extraction tax and export customs duty on oil and oil products is also presented. The analysis of the oil and gas complex of the Russian Federation revealed that a significant role is determined by the tax maneuvers associated with a decrease in export customs duties and an increase in the share of met in the revenues of the Russian budget. In addition, with the "market turbulence" of oil prices, it is necessary to compare how tax maneuvers work at low and high oil prices.

Keywords: mineral extraction tax; excise taxes on oil; export customs duties; tax maneuver in the oil industry

REFERENCES

1. Zorin I.S. the Results of a large tax maneuver in the oil and gas sector of the Russian economy / I.S. Zorin. L.V. Kanitskaya // Fundamental research. - 2018. - No. 8. - S. 58-65.

2. Krushelnitsky N.V. the Big tax maneuver and its impact on the oil industry of Russia / N.V. krushelnitsky, T.I. leyman // Knowledge. - 2016. No. 5-2 (34). - P. 46-50.

3. Kozintseva M.M. Managed and unmanaged risks in the petroleum industry / M.M. Kozintseva // Economic science. - 2018. - No. 163. - P. 55-61.

4. Abdulkadyrov A.S. prospects of development of the tax maneuver in the oil and gas industry / A.S. Abdulkadyrov. N.Uh. Proskurov E.P. Zhigulin. A.R. Kadyrova // Economics and entrepreneurship. - 2018. - No. 3 (92). - S. 1091-1096.

5. Kaukin A.S. Tax maneuver in the oil industry: risks of "manual regulation" / A.S. Kaukin, E.M. Miller // Economic development of Russia. - 2019. - No. 7 (26). - P. 8792.

6. Kaukin A. Tax maneuver in the oil industry: a favorable moment for completion / A. Kaukin, E. Miller // Economic development of Russia. - 2018. - No. 7 (25). - P. 5054.

7. Grinkevich L.S. Tax maneuver in the oil and gas sector: how does Russia need a system of taxation of mineral extraction? / L.S. Grinkevich // Siberian financial school. - 2017.

- No. 4 (123). - P. 60-66.

8. Gorbunova E.N. Tax policy in the oil industry of Russia: from tax maneuvers to the reform of industry taxation / E.N. Gorbunova // Proposals. Concepts. Outlook. - 2016.

- № 1 (29). - P. 36-42.

9. Golubtsova E.V. Tax maneuver and energy prices / E.V. Golubtsova, D.A. Maximov, R.M. Shafiev // Nezavisimaya Gazeta. - 2019. - No. 29 (7504). - S. 13-14.

10. Ilyin A.A. Tax maneuver as a destabilizing element of the economic system of Russia / A.A. Ilyin // Scientific electronic journal Meridian. - 2018 - No. 5 (16). - S. 72-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.