Лейберт Т. Б. Leybert Т. В.
доктор экономических наук, директор Института нефтегазового бизнеса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Халикова Э. А. Khalikova E. Л.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»
Института нефтегазового бизнеса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 338.012
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ
В статье представлены результаты научного исследования в области государственного налогового регулирования деятельности налоговых компаний. Приведены исторические очерки и хронология введения различных форм налогового регулирования на основе использования экономического механизма «налогового маневра».
В статье рассматривается роль налогового маневра в достижении баланса экономических интересов государства в части формирования доходов федерального бюджета и нефтяных компаний в части оптимизации налоговых обязательств с точки зрения полноты их начисления с получаемых доходов от использования углеводородных ресурсов и своевременности уплаты.
В связи с этим в статье дана подробная характеристика налогового маневра как экономического механизма воздействия государства на деятельность нефтяных компаний посредством перераспределения вывозных экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременной корректировкой других налогов для соблюдения интересов государственного бюджета, нефтяных компаний и потребителей внутреннего рынка.
Сформулированы предпосылки и условия реформирования (корректировки) налогового маневра в сторону снижения экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых и акцизов. Доказана необходимость введения корректировочных действий государства с целью обеспечения доходной части бюджета и стимулирования инвестиционной активности нефтяных компаний в секторе «переработка».
На основе представленных результатов деятельности нефтяных компаний за первое полугодие 2016 года сделан прогноз значений ставок налогов, дана оценка негативных последствий государственной налоговой политики на деятельность нефтяных компаний.
В статье отмечается, что в условиях дальнейшего снижения мировых цен на нефть произойдет еще большее уменьшение маржи нефтяных компаний, что скажется на объемах переработки нефти ввиду сокращения объемов выпуска товарных светлых нефтепродуктов, и, как следствие, возникновении дефицита на внутреннем рынке нефтепродуктов.
В качестве инструмента регулирования таких действий авторы статьи видят использование налоговыми компаниями налоговых льгот по добыче сверхвязких нефтей, по выработанным месторождениям и трудноизвлекаемым запасам.
Ключевые слова: налоговая политика, налоговые компании, действующая система налогообложения, большой налоговый маневр, экспортные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налоговые изъятия, маржа, светлые нефтепродукты.
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
INFLUENCE OF THE STATE TAX POLICY ON ACTIVITY OF THE OIL COMPANIES
Results of scientific research in the field of the state tax regulation of activity of the tax companies are presented in article. Historical sketches and chronology of introduction of various forms of tax regulation on the basis of use of the economic mechanism of «tax maneuver» are given.
In article the role of tax maneuver in achievement of balance of economic interests of the state regarding formation of the income of the federal budget and the oil companies regarding optimization of tax obligations, from the point of view of completeness of their charge from the gained income from use of hydrocarbon resources and timeliness of payment is considered.
In this regard in article the detailed characteristic of tax maneuver as economic mechanism of impact of the state on activity of the oil companies by means of redistribution of the export customs duties on oil and oil products with simultaneous correction of other taxes for respect for interests of the state budget, the oil companies and consumers of domestic market is given.
Prerequisites and conditions of reforming (adjustment) of tax maneuver towards decrease in export duties on light oil products and increases in a rate of a severance tax and excises are formulated. Need of introduction adjustment actions of the state for the purpose of providing revenues of the budget and stimulation of investment activity of the oil companies in sector «processing» is proved.
On the basis of the presented results of activity of the oil companies for the first half of the year 2016 it is made a forecast of expected values of rates of taxes an assessment of negative consequences of the state tax policy on activity of the oil companies is given.
In article it is noted that in the conditions of further decrease in the world prices for oil there will be a bigger reduction of a margin of the oil companies that will affect oil refining volumes in a type of reduction of volumes of production of commodity light oil products, and, as a result, to emergence of deficiency in domestic market of oil products.
As the instrument of regulation of such actions authors of article see use of tax benefits by the tax companies on production super viscous oil, on the developed fields and hardly removable stocks.
Key words: tax policy, the tax companies, the operating system of the taxation, big tax maneuver, export duties, a severance tax, excises, tax withdrawals, a margin, light oil products.
Сегодня успешная деятельность вертикально-интегрированных нефтяных компаний, связанная с разведкой, добычей нефти и газа, производством и сбытом нефтепродуктов, является важнейшим фактором обеспечения стабильности в экономике России, создавая устойчивый спрос на российскую продукцию. Несомненно, на эффективное функционирование деятельности нефтяных компаний влияние оказывает государственная налоговая политика, включающая действующую систему налогообложения с применением налоговых льгот для выработанных месторождений, по добыче сверхвязких нефтей и по трудноизвлекаемым запасам, налогового маневра и механизма регулирования порядка исчисления налога на добычу
полезных ископаемых на базе мировых цен на нефть и курса доллара.
В научных исследованиях Щуренко Н.Н. и Халиковой Э.А. сформулированы основные области воздействия государства на деятельность нефтяных компаний с целью повышения эффективности использования ресурсов. К ним относятся: законодательное регулирование по рациональному использованию недр, развитие малого и среднего бизнеса в независимых нефтяных компаниях и в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях [1].
Как показывают результаты анализа налоговой нагрузки в отдельных видах экономической деятельности в Российской Федерации за 2015 год (рисунок 1), наибольший уровень налоговых изъятий в выручке
Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (18), 2016
от продажи приходится на добычу полезных ископаемых, который соответствует 73,6 %.
Новейшим в истории государственной налоговой политики России стало введение налогового маневра как экономического механизма воздействия государства на деятельность нефтяных компаний посредством перераспределения вывозных экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременной корректировкой других налогов для соблюдения интересов государственного бюджета, нефтяных компаний и потребителей внутреннего рынка [2, 3].
По данным исследований [4] консалтинговой компании VYGON Consulting, изучена эволюция государственной налоговой политики нефтяных компаний и основные этапы развития налогового маневра (таблица 1).
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Специалистами было отмечено, что первый налоговый маневр был осуществлен с 1995 по 1996 годы с целью сокращения бюджетного дефицита, государство отказалось от применения вывозных таможенных пошлин и увеличило ставки акцизов на нефть. В 1999 году на фоне бюджетных проблем государство вновь ввело вывозные экспортные пошлины и установило ставки на мазут на невысоком уровне.
Предполагалось, что нефтеперерабатывающая промышленность создает добавленную стоимость, однако это происходило только при значительной доле производства светлых нефтепродуктов и близости к рынкам сбыта [5]. Концептуальные положения перспективной инвестиционной политики предприятий отечественного нефтеперерабатывающего комплекса, рассмотренные в трудах [6, 7],
■ Налоговая нагрузка от выручки,1
Рисунок 1. Оценка налоговой нагрузки нефтяной промышленной по сравнению с другими видами экономической деятельности в России в 2015 году
Таблица 1. Хронология налоговых маневров в России [4]
Год Название налогового маневра Краткая характеристика
19951996 гг. Первый Снижение вывозных экспортных пошлин на нефть с повышением акцизов на нефть
2011 г. 60-66-90-100 Коэффициент для расчета вывозной экспортной пошлины на нефть был снижен с 65 % до 60 %, пошлины на светлые нефтепродукты установлены на уровне 66 %, на бензин — 90 % от пошлины на нефть. С 2015 г. предполагалось введение 100 %-ной пошлины на темные нефтепродукты
2013 г. Малый налоговый маневр Незначительные, но одновременные корректировки ставок НДПИ и экспортных пошлин на период 2014-2016 гг. с сохранением срока по выравниванию пошлины на нефть
2014 г. Большой налоговый маневр (БНМ) Существенное снижение экспортных пошлин на нефть, перенос выравнивания пошлин на нефть и темные нефтепродукты на 2017 г., частичная компенсация роста цен на внутреннем рынке с корректировкой акцизной политики
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
предполагали значительный прирост добавленной стоимости в процессе инвестирования технологического переоснащения и освоения высоких технологий, способствующих росту производства продукции.
Благодаря выстроенной системе ставок экспортных пошлин российские нефтеперерабатывающие заводы получили значительную так называемую «таможенную субсидию», которая создавалась за счет существенно меньшей налоговой нагрузки на экспорт нефтепродуктов, чем на экспорт эквивалентного количества нефти. Но вместо стимулирования строительства вторичной переработки нефти таможенно-тарифная политика поощряла наращивание объемов первичной переработки нефти.
Вторым этапом функционирования налогового маневра стало введение в 2011 году так называемой системы «60-66-90-100», которая создала дополнительные стимулы для добычи и глубокой переработки нефти. Существенные колебания цен на нефть в 2011 и 2014 годах оказали негативное влияние на деятельность нефтяных компаний. Это связано было с сильной зависимостью уровня экспортных пошлин и величины таможенной субсидии нефтеперерабатывающей промышленности от мировых цен на
нефть. При этом субсидия необоснованно увеличилась до сверхвысоких уровней при росте мировых цен на нефть.
В условиях нестабильности на мировом рынке с целью увеличения доходов бюджета и развития вторичных процессов переработки начиная с 2015 года государство ввело большой налоговый маневр. Он предполагал введение 100%-ной вывозной экспортной пошлины на темные нефтепродукты, некоторое понижение ставок вывозных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты и повышение ставок НДПИ на нефть и конденсат.
Критическое снижение мировых цен на нефть привело к тому, что государство вынуждено было провести корректировки большого налогового маневра на 2016-2017 годы (таблица 2). Основные корректировки большого налогового маневра связаны с изменением ставок вывозных таможенных пошлин, НДПИ и акцизов [8, 9].
Начиная с 2016 г. активизируется работа по дальнейшему реформированию налогообложения нефтяной отрасли: вводятся дополнительные изъятия по НДПИ, увеличились акцизы на средние дистилляты.
Ставка вывозной экспортной пошлины на нефть в 2016 году установлена в размере
Таблица 2. Корректировка большого налогового маневра за 2015-2017 годы
Налоги 2015 г. 2016 г. 2017 г.
ДНС БНМ ДНС БНМ ДНС БНМ
НДПИ на нефть, руб./т 530 766 559 857 559 919+306
Экспортная пошлина на нефть, % 57 42 55 42 55 30
Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, % 63 48 61 40 61 30
Экспортная пошлина на масла, % 100 48 100 40 100 30
Экспортная пошлина на автомобильный бензин (АБ), % 90 78 90 61 90 30
Экспортная пошлина на нафту, % 90 85 90 71 90 55
Экспортная пошлина на темные нефтепродукты, % 100 76 100 82 100 100
Экспортная пошлина на кокс, % 100 6,5 100 6,5 100 6,5
Экспортная пошлина на битумы, % 100 76 100 82 100 100
Акциз на автомобильный бензин (ДТ) К4/К5, руб./т 10858/ 7750 7300/ 5530 9500 10500/7530 до 31.03.16 13100/10130 с 01.04.16 5830 10130
Акциз на дизельное топливо К4/К5, руб./т 5970/ 5244 3450 5970 4150 до 31.03.16 5293 с 01.04.16 3950 6800
Акциз на средние дистилляты, руб./т - - - 4150 до 31.03.16 5293 с 01.04.16 - 7800
1 Примечание: ДНС — действующая налоговая система; БНМ — большой налоговый маневр
12 -
ВШИт USPTU. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (18), 2016
42 % вместо планировавшихся 36 %. С 1 апреля 2016 года увеличились акцизы. Так, на бензин ставка акциза выросла на 2,6 тыс. руб./т, а на дизельное топливо — примерно на 1,1 тыс. руб./т.
С 1 января 2017 г. планируется дополнительное изъятие по НДПИ в размере 306 руб./т., сохранится ставка акциза на автомобильные бензины на уровне 2016 г. и увеличится ставка акциза на дизельное топливо до 6800 руб./т.
В результате введения большого налогового маневра за первое полугодие 2016 года наблюдается небольшое снижение показателей деятельности нефтяных компаний по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (таблица 3).
По данным таблицы 3 видно, что наблюдается небольшое снижение объемов переработки нефти — на 3,3 %. Основной объем снижения нефтепереработки приходится на мазут. За анализируемый период этот показатель снизился на 9,3 млн т. При этом объемы производства бензина выросли на 0,3 млн т за первое полугодие 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Дефицит моторных топлив маловероятен.
Избыточное сырье для нефтеперерабатывающих заводов экспортируется на внешний рынок. Прогнозный объем экспорта по итогам 2016 г. может составить порядка 255 млн т, что станет максимальным результатом за последние 10 лет. Последний раз максимальное зна-
Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
чение экспорта нефти было достигнуто в 2007 году и составило 253,9 млн т.
При этом к критическим границам подошла маржа среднеотраслевого нефтеперерабатывающего завода в России. Так, в 2014 году маржа составляла 11 долл./ЬЬ1, в 2015 году — 5,5 долл./ЬЫ, а в 2016 (прогноз) — 1,5 долл./ЬЫ.
Следовательно, дальнейшее снижение маржи может привести к дополнительному уменьшению объемов переработки нефти за счет уменьшения объемов выпуска автомобильного бензина и дизельного топлива и, как следствие, к возникновению дефицита на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Согласно основным направлениям налоговой политики государства планируется на период с 2017 по 2019 годы увеличение ставок НДПИ, акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты (таблица 4) [10].
Прежде всего, стоит отметить, что производственные результаты нефтяных компаний до настоящего времени позволяют государству говорить о возможностях роста нагрузки на нефтяные компании (добыча в РФ в 2016 г. ожидается с увеличением на 8 млн т по сравнению с 2015 г. до 544 млн т), дефицит на внутреннем рынке не наблюдается.
В наступающем в 2017 году стоит ожидать возвращения к обсуждению глобальных вопросов регулирования нефтяной отрасли в виде введения налога на дополнительных доход (НДД) и дальнейшего снижения экспортной пошлины на нефть.
Показатель Значение показателя за I полугодие Отклонение
2015 г. 2016 г. относительное (2016/2015 гг.), % абсолютное
Добыча нефти и газового конденсата, млн т 264,2 269,9 +2,16 +5,7
Первичная переработка, млн т, в том числе: 139,8 135,2 -3,3 -4,7
Производство бензина, млн т 19,4 19,7 +1,55 +0,3
Производство мазута, млн т 37,4 28,1 -24,87 -9,3
Поставки сырья в дальнее зарубежье, млн т 108,2 116,3 +7,49 +8,1
Поставки сырья в ближнее зарубежье, млн т 10,6 11,499 +8,48 +0,9
Таблица 3. Результаты работы нефтяных компаний за I полугодие 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Таблица 4. Увеличение ставок НДПИ и акциза на 2017-2019 гг. согласно Основным направлениям налоговой политики (ОННП) по сравнению с действующей налоговой системой в 2017 г.
Налог 2017 г. 2018 г. 2019 г.
НДПИ, руб./т +306 +357 +428
Акциз на АБ, руб./т +2700 +3105 +3527
Акциз на ДТ, руб./т +1707 +1979 +2262
Акциз на средние дистилляты, руб./т +2707 +3019 +3343
Акциз на прямогонный бензин, руб./т +800 +800 +800
Вывод
Однако возможность итогового принятия таких решений Правительством РФ с высокой степенью вероятности будет зависеть от конъюнктуры на мировых рынка сырья: при закладываемых в бюджет цены на нефть марки Urals в размере 40 $/bbl и курсе доллара в размере 67,5 руб./$. Любые ошибки в регулировании деятельности нефтяных компаний, обеспечивающей не менее 40 % доходов государственного бюджета, непозволительны.
Точечных же дополнительных изъятий от нефтяной отрасли на 2017-2019 гг., описанных ранее, избежать, очевидно, не удастся ввиду сохраняющегося дефицита государственного бюджета. Размер налоговых изъятий будет продолжать регулироваться в ручном режиме с балансировкой сохранения инвестиционной привлекательности нефтяных компаний. Поэтому одним из эффективных и действенных инструментов снижения налоговой нагрузки нефтяных компаний является активное использование налоговых льгот.
Список литературы
1. Щуренко Н.Н., Халикова Э.А. Оценка эффективности влияния налоговой политики государства на функционирование деятельности нефтяных компаний // Вестник экономики и менеджмента. 2016. № 2. С. 84-91.
2. Глубокова Н.Ю., Корякина А.А., Галеева Н.Н. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011. 141 с.
3. Ванчухина Л.И., Галеева Н.Н. Особенности формулирования главной цели как основного системообразующего фактора налогового менеджмента // Современные проблемы экономической теории и практики: межвуз. сб. науч. тр.; под общ. ред. Л.И. Ванчухиной, Ю.А. Фролова. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. С. 35-43.
4. Нефтяные налоговые маневры: что дальше? // Матер. VYGON Consulting, май 2015. Режим доступа: http://vygon.consulting/ upload /iblock/2af/vygon_consulting_ taxmaneuvers.pdf (дата обращения 20.05.2016.).
5. Кондрашов А., Смирнов А., Желтоногов В., Борисов Д. Налоговый маневр: трансформация текущего режима «60-66» в «55-61» для российской нефтяной отрасли. Режим доступа: http://www.ey.com/
Publication/vwLUAssets/EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus/$File/EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus.pdf (дата обращения 20.05.2016).
6. Лейберт Т.Б. Разработка концептуальных положений перспективной инвестиционной политики экономических систем отечественного нефтеперерабатывающего комплекса // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 1. С. 167-178.
7. Лейберт Т.Б. Формирование стратегии перспективной инвестиционной политики нефтеперерабатывающего комплекса // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2. С. 225-233.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. [Электронный ресурс] / Утв. № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/10900200 (дата обращения: 15.10.2016).
9. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base. garant.ru/10900200 (дата обращения: 15.10.2016).
10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (18), 2016
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.minfin.ru (дата обращения: 15.10.2016).
References
1. Shchurenko N.N., Khalikova E.A. Evaluation of the Impact of Tax Policy on the Functioning of the Activities of Oil Companies // Journal of Economics and Management. 2016. № 2. P. 84-91.
2. Glubokova N.Yu., Koryakina A.A., Galeeva N.N. Tax Management: Textbook. M.: Evraziiskii otkrytyi institut, 2011. 141 p.
3. Vanchukhina L.I., Galeeva N.N. Features Formulating the Main Objective as the Main Backbone Factor Tax Management // Modern Problems of Economic Theory and Practice: Interuniversity Collection of Scientific Papers; pod obshch. red. L.I. Vanchukhinoi, Yu.A. Frolova. Ufa: Izd-vo UGNTU, 2006. P. 35-43.
4. Oil Tax Maneuvers: What Next? // Mater. VYGON Consulting, May 2015. Available at: http://vygon.consulting/upload /iblock/2af/ vygon_consulting_taxmaneuvers.pdf (assessed 20.05.2016.).
5. Kondrashov A., Smirnov A., Zheltonogov V, Borisov D. Tax Maneuver: Transformation of the Current Regime «60-66» to «55-61» for the
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Russian Oil Industry. Available at: http://www. ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus/$File/ EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus. pdf (assessed 20.05.2016).
6. Leibert T.B. Development of Conceptual Provisions of Promising Investment Policy of Economic Systems of Domestic Oil Refining Complex // Audit and Financial Analysis. 2009. № 1. P. 167-178.
7. Leibert T.B. Formation of Strategy of Promising Investment Policy Refinery Complex // Audit and Financial Analysis. 2009. № 2. P. 225-233.
8. Tax Code of the Russian Federation. Part 2 [Electronic resource] / Utv. № 117-FZ dd. 05.08.2000 g. Available at: URL: http://base. garant.ru/10900200 (assessed 15.10.2016).
9. Federal Law dd. 27.11.2010 № 311-FZ «On Customs Regulation in the Russian Federation» [Electronic resource]. Available at: URL: http://base.garant.ru/10900200 (assessed 15.10.2016).
10. Main Directions of Tax Policy of the Russian Federation for 2016 and the Planning Period of 2017 and 2018 [Electronic resource]. Available at: URL: http:// www.minfin.ru (assessed 15.10.2016).