ИНСТИТУТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МаринаТКАЧЕНКО Ангелина ТУМАНОВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС
В статье определены пути оптимизации системы таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов государств-членов ЕАЭС, которая на данный момент является несовершенной и создаёт определённые трудности при согласовании позиций государств-членов в условиях формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов. Целесообразность предложений авторов обусловлена значительным потенциалом государств-членов ЕАЭС на рынке нефти и нефтепродуктов, а также ролью экспорта минеральных ресурсов в формировании доходов государственного бюджета и активного платёжного баланса. Авторами доказана необходимость совершенствования механизма принятия решений по вопросам корректировки ставок вывозной таможенной пошлины в условиях углубления процессов регионализации в рамках ЕАЭС. Такие меры необходимы для создания устойчивой системы энергетической безопасности в ЕАЭС. В статье обоснована позиция, что при совершенствовании механизма таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов должны быть приняты во внимание внешние (макросреда и микросреда) и внутренние факторы, оказывающие влияние на расчёт вывозных таможенных пошлин в государствах-членах ЕАЭС. При этом при корректировке ставок вывозной таможенной пошлины в наибольшей степени должны приниматься во внимание внешние факторы микросреды, которые
ТКАЧЕНКО Марина Фёдоровна — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международных экономических отношений Российской таможенной академии. Адрес: Российская Федерация, г. Люберцы, 140015, Комсомольский пр., д. 4. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 8211-1972. ORCID: 0000-0003-1470-5813.
ТУМАНОВА Ангелина Александровна — магистрант Российской таможенной академии. Адрес: Российская Федерация, г. Люберцы, 140015, Комсомольский пр., д. 4. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, минеральные ресурсы, экспорт нефти и нефтепродуктов, вывозные таможенные пошлины, ЕАЭС.
поддаются количественной оценке и могут быть включены в алгоритм формирования ставок вывозных таможенных пошлин. Авторы приходят к выводу, что трансформация текущего механизма таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов будет способствовать развитию справедливой конкуренции на региональном рынке и гармонизации взаимоотношений государств-членов в сфере обмена минеральными ресурсами друг с другом и с третьими странами.
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов является одним из стратегических направлений взаимодействия государств-членов ЕАЭС. В Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС в качестве одного из принципов указано «неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение)». При этом одним из направлений регулирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС указано таможенно-тарифное регулирование, оптимальный механизм применения которого должен быть выработан государствами-членами ЕАЭС.
Оценка состояния и потенциала рынка нефти и нефтепродуктов государств-членов ЕАЭС
Государства-члены ЕАЭС занимают одно из первых мест в мире по объёмам разведанных запасов топливно-энергетических полезных ископаемых. Так, на долю ЕАЭС приходится около 8% мировых запасов нефти (рис. 1)
11-И00|
Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Российская Федерация
Республика
Рис. 1. Запасы нефти в государствах-членах ЕАЭС по состоянию на 2018 г., млн т*
* Составлено авторами на основе данных Евразийской экономической комиссии // https://docs.eaeunion.org/ru-ru, дата обращения 13.11.2019.
/Л 0%_.. / \ 10% \ 6% 5% Т □ Продовольственые товары и сельскохозяйственное сырье □ Минеральные продукты
3% «ьа 6% 67% / □ Продукция химической , промышленности | Сз Древесина и целлкшозно- оумажные изделия | □ Текстиль, текстильные изделия п обувь □ Металлы и изделия щ них □ Машины, оборудование и гранспоргные средства □ Другие товары
Рис. 2. Товарная структура экспорта товаров государствами-членами ЕАЭС во внешней торговле за 2018 г.*
Рассмотрим товарную структуру экспорта товаров государствами-членами ЕАЭС в 2018 г. [Об итогах внешней торговли товарами ЕАЭС в 2018 г., 2019] (рис. 2).
Исходя из информации, представленной на рисунке 2, становится очевидно, что экспорт в рамках ЕАЭС носит преимущественно сырьевой характер и является слабо диверсифицированным. Значительная часть объёмов экспорта в третьи страны приходится на торговлю минеральными продуктами, которые составляют 67,2% от общего объёма экспорта товаров государствами-членами ЕАЭС. Вторую и третью позицию в экспорте занимают металлы и продукция химической промышленности — 9,6% и 5,6% соответственно от общего объёма экспорта товаров.
Большую часть минерального сырья экспортирует Российская Федерация — объёмы экспорта в 2018 г. составили 272,97 млрд долл., что составляет более половины общего объёма экспорта государств-членов ЕАЭС (рис. 3) [Об итогах внешней торговли товарами ЕАЭС в 2018 г., 2019]. Это обусловлено тем, что Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест на мировых рынках энергоресурсов. Помимо этого, Российская Федерация активно участвует в мировой торговле и в международном сотрудничестве в энергетической сфере.
Основу экспорта минеральных продуктов в основном составляют «нефть, нефтепродукты и аналогичные материалы»: за 2018 г. их было продано на
* Рис. 2—3 составлены авторами на основе аналитического обзора «Об итогах внешней торговли товарами» // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ tradestat/analytics/Pages/default.aspx, дата обращения 13.11.2019.
Рис. 3. Структура экспорта минеральных продуктов внешней торговли в разрезе государств-членов ЕАЭС за период 2015-2018 гг.
сумму 248,18 млрд долл. Кроме того, государства-члены ЕАЭС являются поставщиками угля, кокса и природного газа на мировой рынок. Но их объёмы незначительны по сравнению с нефтепродуктами: в 2018 году их было продано всего на 74,36 млрд долл. (см. табл. 1).
Таблица 1
Экспорт минеральных продуктов государствами-членами ЕАЭС в 2018 г.,
млрд долл.*
а а а 3 § 3 3
г * Я Л 8 С * @ $ &
Наименование ЕАЭС Республ Армени О Ч ее о- и ю о о 2 еа 0- « з ^ Ё. ^ & о « & 11 (2 ©
Минеральное топливо, смазочные 323,44 0,08 8,37 41,89 0,13 272,97
масла и аналогичные материалы,
в том числе:
Уголь, кокс и брикеты 18,25 0,00 0,09 0,22 0,02 17,92
Нефть, нефтепродукты и анало- 248,18 0,00 7,92 38,90 0,10 201,26
гичные материалы
Газ, природный 56,11 - 0,30 2,77 0,00 53,04
Другие 0,90 0,08 0,06 0,00 0,01 0,75
* Источник:Динамика объёмов экспорта и импорта ЕАЭС в торговле с третьими странами по разделам и отделам Международной стандартной торговой классификации за январь — декабрь 2018 г. // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/ Pages/2018/12—092019.aspx, дата обращения 13.09.2019.
Экспорт минеральных продуктов является базовой статьёй для экономик Казахстана и России, а также Белоруссии в части переработки нефти и последующей продажи нефтепродуктов и остатков нефти (путём реэкспорта). При этом следует отметить, что Белоруссия получает от России нефть беспошлинно. Экономики Армении и Киргизии являются энергодефицитными, но имеют возможность получать от России нефть и нефтепродукты также беспошлинно. Киргизия обладает такой возможностью с 2011 г., а Армения — с 2013 г. Естественно, что эти экономики также имеют прямой экономический эффект от подобного рода льготных поставок минерального сырья. В условиях создания общего рынка нефти и нефтепродуктов, таким образом, важной становится выработка единых правил в сфере таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС, разработка принципиально нового механизма таможенно-тарифного регулирования и алгоритма принятия решений в этой сфере.
Значимость этого аспекта в рамках формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов обусловлена тем, что экспорт минеральных продуктов играет ведущую роль в формировании доходов государственного бюджета и активного платёжного баланса целого ряда стран ЕАЭС, что отражено в таблице 2.
Так, доход от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации в 2018 году составил 2 909,4 млрд рублей [Исполнение федерального бюджета... 2019]. Большую часть этой суммы образуют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и продукты нефтепереработки (рис. 4).
Поступления от экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в 2018 г. составили 1520,4 млрд руб. и 627,0 млрд руб. соответственно.
Таблица 2
Доходы от взимания вывозных таможенных пошлин государств-членов ЕАЭС за период с 2015 по 2018 гг., млн долл.
Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация
2015 1449,07 3114,33 35546,27
2016 673,37 2002,93 22107,67
2017 820,69 2760,78 23569,88
2018 1210,94 3165,24 39440,44
Рис. 4. Структура доходов от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации в 2018 г.*
Механизм таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС в условиях формирования общего рынка
Текущий этап в развитии наднационального механизма таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов представляется недостаточно сбалансированным и эффективным, поскольку отмечается низкий уровень гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС, в т. ч. в вопросах развития нефтяной отрасли и управления ею. В настоящее время решение вопросов, касающихся перемещения нефти и нефтепродуктов в пределах внутренних границ ЕАЭС, излишне формализовано.
Практическое решение данного вопроса видится в создании единого механизма таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов, который выражается в применении единых ставок вывозных таможенных пошлин. Все тарифы должны согласовываться на наднациональном уровне. В дальнейшем такие решения должны находить отражение в национальных законодательных актах.
Кроме того, ставки необходимо устанавливать на один календарный месяц, после чего они должны пересматриваться или продлеваться. Такая практика в настоящий момент существует в Российской Федерации и Бело-
* Составлено авторами на основе «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год (предварительные итоги)». 2019. С. 21—35. // https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/02_Ispolnenie_ federalnogo_budzheta_za_2018_god.pdf, дата обращения 21.11.2019.
руссии и обусловлена крайне неустойчивой ситуацией на мировом рынке нефти. Указанные принципы формирования ставок вывозных таможенных пошлин государств-членов ЕАЭС необходимо закрепить на наднациональном уровне в целях формирования полноценной законодательной базы для взаимодействия государств-членов ЕАЭС на региональном рынке нефти и нефтепродуктов.
Как было сказано ранее, доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов формируют значительную доходную часть бюджетов государств-членов ЕАЭС, в частности Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. В связи с этим, рассматривая вывозные таможенные пошлины как часть системы, необходимо обосновать систему факторов формирования ставок вывозных таможенных пошлин от экспорта нефти и нефтепродуктов.
Все факторы целесообразно объединить в две группы: внешние и внутренние (рис. 5). Данная классификация формируется по признаку возможности влияния на фактор, который отражается в дальнейшем на формировании ставок вывозной таможенной пошлины, в зависимости от интенсивности его воздействия.
Внешнюю среду также необходимо разделить на макро- и микросреду. Мировое сообщество представляет собой макросреду. Все факторы макросреды представлены пятью группами: экономической, природно-сырьевой, политической, научно-технической и экологической. Влияние данных факторов невозможно определить количественными показателями. Кроме того, влияние таких факторов не носит систематический характер, что является
Внешние факторы
Макросреда
Экономический фактор
Экологический фактор
Микросреда
Природно-сырьевой фактор
Объём экспорта
Структура экспорта
Политический фактор
Научно-технологический фактор
Таможенные льготы
Цена на нефть, нефтепродукты
Внутренние факторы
Организационная структура
Научно-технический прогресс
Степень воздействия на экономическое поведение экспортёров
Добросовестность участников ВЭД
Рис. 5. Факторы, влияющие на расчёт вывозных таможенных пошлин в государствах-членах ЕАЭС
препятствием для точного расчёта ставок таможенных пошлин на будущий период. Тем не менее данные факторы являются важными составляющими элементами в системе формирования ставок вывозных таможенных пошлин.
Микросреда представляет собой факторы непосредственного воздействия. К ним относятся: цена на нефть, объём и структура экспорта, таможенные льготы. Исследование факторов непосредственного воздействия представляет наибольший интерес, так как большинство из них имеют количественную оценку и, следовательно, позволяют достаточно точно рассчитать уровень ставок вывозных таможенных пошлин.
Оценка влияния внутренних факторов на формирование таможенных платежей является достаточно трудоёмким и малоэффективным процессом для прогнозирования ставок вывозных таможенных пошлин. Основными причинами является отсутствие количественных показателей по большинству из представленных факторов, а также незначительная степень влияния данной группы факторов на моделируемый показатель.
Разработанная классификация факторов показывает, что основными факторами, которые могут быть включены в алгоритм формирования ставок вывозных таможенных пошлин, являются факторы непосредственного воздействия: объём и структура экспорта нефти и нефтепродуктов, цена на минеральные товары, таможенные льготы.
Создание общих рынков нефти и нефтепродуктов предусматривает сходные и однотипные механизмы регулирования экономики и применение гармонизированных или унифицированных норм законодательства, в том числе в части применения мер таможенно-тарифного регулирования. В силу этого необходимо на уровне ЕЭК создать подкомиссию по таможенно-тарифному регулированию во внешней торговле. В её состав должны войти представители ключевых министерств и ведомств, занимающихся вопросами экономического развития, таможенного дела, правоприменительной практики, промышленности и торговли, энергетики, финансов Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Подкомиссия должна осуществлять приём заявлений с обоснованием необходимости изменения ставки вывозной таможенной пошлины; анализ предоставленных документов в экономических интересах хозяйствующих субъектов всех государств-членов ЕАЭС, подготовку заключения в соответствующих структурах государств-членов ЕАЭС (в течение 30 дней); направление дополнительных запросов в случае необходимости; подготовку заключения на заседании рабочей группы подкомиссии. На самом заседании подкомиссия выносит решения о возможности корректировки ставки вывозной таможенной пошлины или принимает решения об отказе в её изменении.
Далее, на заседании подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Консультативного комитета по торговле ЕЭК рассматриваются пред-
ложения по корректировке ставок, подготовленные подкомиссией по решениям об изменении вывозных таможенных ставок. После этого предложение выносится на заседание Коллегии ЕЭК. В случае положительного решения по итогам обоих заседаний, решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты его опубликования на сайте ЕЭК. В случае отрицательного решения ЕЭК информирует об этом заявителя.
Такой механизм принятия решений по вопросам корректировки ставок вывозной таможенной пошлины сильнее сократит срок рассмотрения и принятия решений, нежели если бы данные ставки рассматривались на уровне правительств государств-членов ЕАЭС, а также расширит сферу анализа и результативность принимаемых мер и используемых инструментов таможенно-тарифного регулирования на все государства-члены ЕАЭС с учётом их интересов, что увеличит объём и качество принимаемых решений.
Таким образом, необходимо осуществлять поэтапную оптимизацию инструментов регулирования рынка нефти и нефтепродуктов, включая изменение инструментов таможенно-тарифного регулирования. Применение рационального подхода в вопросах применения мер таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов позволит усилить энергетическую безопасность государств-членов ЕАЭС, обеспечить справедливую и равную конкуренцию поставщиков и потребителей нефти нефтепродуктов в рамках общего рынка.
Список литературы
Евразийская экономическая комиссия // https://docs.eaeunion.org/ru-ru, дата обращения 13.11.2019.
Динамика объёмов экспорта и импорта ЕАЭС в торговле с третьими странами по разделам и отделам Международной стандартной торговой классификации за январь — декабрь 2018 г. // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2018/12—092019.aspx, дата обращения 13.11.2019.
Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 г. (предварительные итоги). 2019. С. 21—35. // https://www. minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/02_Ispolnenie_federalnogo_ budzheta_za_2018_god.pdf, дата обращения 21.11.2019.
Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ energetikaiinfr/energ/Documents/%d1%80%d0%b5%d1%88%d0%b5%d0%bd% d0%b8%d0%b5%20%d0%92%d0%95%d0%ad%d0%a1%20%d0%be%d1%82%20
31%20%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0%202016%20%d0%b3.%20%e2% 84%96%208^, дата обращения 21.11.2019
Об итогах внешней торговли товарами (аналитический обзор) // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Pages/ default.aspx, дата обращения 13.09.2019.
Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза в 2018 г. 2019. // Статистика Евразийского экономического союза. Аналитический обзор. С. 1—14.
Marina F. TKACHENKO,
D. Sc. (Economics), Associate Professor, Head of the Department of International Economic Relations of the Russian Customs Academy.
Address: 4, Komsomolsky Ave., Lyubertsy, 140015, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 8211-1972
ORCID: 0000-0003-1470-5813
Angelina A. TUMANOVA,
Magistrand of the Russian Customs Academy.
Address: 4, Komsomolsky Ave., Lyubertsy, 140015, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF CUSTOMS-TARIFF REGULATION OF OIL AND OIL PRODUCTS EXPORT OF EEU MEMBER STATES
Keywords: customs and tariff regulation, mineral resources, export of
oil and oil products, export customs duties, EEU.
Abstract
The article identifies ways to optimize the system of customs and tariff regulation of oil and oil products exports of the member states of the Eurasian Economic Union (hereinafter — the EAEU), which is currently imperfect and creates certain difficulties in coordinating the positions of member states in the context of the formation of common markets for oil and oil products. The feasibility of the authors' proposals is determined by the significant potential of the EAEU member states in the oil and oil products market, as well as by the role of export of mineral resources in generating state budget revenues and an active balance of payments. The authors proved the need to improve the decision-making mechanism on the adjustment of export customs duty rates in the context of deepening of regionalization processes within the EAEU. Such measures are necessary to create a sustainable energy security system in the EAEU. The article substantiates the position that, while improving the mechanism of customs and tariff regulation of oil and oil products export, external (macroenvironment and microenvironment) and internal factors affecting the calculation of export customs duties in the EAEU member states should be taken into account. At the same time, when adjusting export customs duty rates, external factors of the microenvironment should be accepted that can be quantified and can be included in the algorithm for creating export customs duty rates. The authors conclude that the transformation of the current mechanism of customs and tariff regulation of export of oil and oil prod-
ucts will contribute to the development of fair competition in the regional market and harmonization of relations between Member States in the exchange of mineral resources with each other and with third countries.
References
The Eurasian Economic Commission // https://docs.eaeunion.org/ru-ru, accessed 13.11.2019. (InRuss.)
Dynamics of Export and Import Volumes of the EAEU in Trade with Third Countries by Sections and Divisions of the International Standard Trade Classification for January-December 2018 // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2018/12—092019.aspx, accessed 13.11.2019. (InRuss.)
Execution of the Federal Budget and Budgets of the Budget System of the Russian Federation for 2018 (Preliminary Results). 2019. Pp. 21—35. // https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/02_Ispolnenie_federalnogo_budzheta_ za_2018_god.pdf, 21.11.2019. (InRuss.)
Concept of Formation of Common Markets for Oil and Oil Products of the Eurasian Economic Union // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/ Documents/%d1%80%d0%b5%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0% 92%d0%95%d0%ad%d0%a1%20%d0%be%d1%82%2031%20%d0%bc%d0%b0%d1% 80%d1%82%d0%b0%202016%20%d0%b3.%20%e2% 84%96%208.pdf, accessed 21.11.2019. (InRuss.)
On the Results of Foreign Trade in Goods (Analytical Review) // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Pages/ default.aspx, accessed 13.09.2019. (InRuss.)
On the Results of Foreign Trade in Goods of the Eurasian Economic Union in 2018. 2019. // Statistics ofthe Eurasian economic Union. Analytical review. C. 1—14. (InRuss.)