Научная статья на тему 'Правовая основа таможенного регулирования экспорта природных ресурсов государств - членов ЕАЭС'

Правовая основа таможенного регулирования экспорта природных ресурсов государств - членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
655
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ И НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / SINGLE CUSTOMS REGULATION / OIL INDUSTRY / EXPORT OF OIL AND OIL PRODUCTS / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / NATIONAL AND SUPRANATIONAL LEVEL OF CUSTOMS REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткаченко М.Ф., Туманова А.А.

В статье рассмотрен механизм и принципы единого таможенного регулирования на территории государств членов ЕАЭС, их роль и влияние на интеграционные процессы союза. Также авторами проанализированы основные проблемы таможенного регулирования экспорта природных ресурсов и различия национального и наднационального законодательств в этой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ткаченко М.Ф., Туманова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK OF CUSTOMS REGULATIONS FOR EXPORT OF NATURAL RESOURCES BETWEEN THE EAEU MEMBER STATES

The article discusses the mechanism and principles of integrated customs regulation on the territory of the member states the EAEU, their role and influence on the integration processes of the EAEU. The authors also analyzed the main problems of customs regulation of the export of natural resources and the differences between national and supranational legislation in this area

Текст научной работы на тему «Правовая основа таможенного регулирования экспорта природных ресурсов государств - членов ЕАЭС»

Правовая основа таможенного регулирования .

УДК 339.543.622

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Ткаченко Марина Федоровна

Российская таможенная академия, заведующий кафедрой международных экономических отношений, д.э.н., доцент, e-mail: marstav251280@gmail.com

Туманова Ангелина Александровна

Российская таможенная академия, магистрант 2 курса экономического факультета, е-mail: tumanova95@mail.ru

В статье рассмотрен механизм и принципы единого таможенного регулирования на территории государств - членов ЕАЭС, их роль и влияние на интеграционные процессы союза. Также авторами проанализированы основные проблемы таможенного регулирования экспорта природных ресурсов и различия национального и наднационального законодательств в этой сфере

Ключевые слова: единое таможенное регулирование; нефтяная отрасль; экспорт нефти и нефтепродуктов; Евразийский экономический союз; национальный и наднациональный уровень таможенного регулирования

LEGAL FRAMEWORK OF CUSTOMS

REGULATIONS FOR EXPORT OF NATURAL RESOURCES BETWEEN THE EAEU MEMBER STATES

Tkachenko Marina F.

Russian Customs Academy, Head of Department of International Economic Relations, Doctor of Economics, Docent, e-mail: marstav251280@gmail.com

Tumanova Angelina A.

Russian Customs Academy, Master's Degree Student of Faculty of Economics, е-mail: tumanova95@mail.ru

The article discusses the mechanism and principles of integrated customs regulation on the territory of the member states the EAEU, their role and influence on the integration processes of the EAEU. The authors also analyzed the main problems of customs regulation of the export of natural resources and the differences between national and supranational legislation in this area

Keywords: single customs regulation; oil industry; export of oil and oil products; the Eurasian Economic Union; national and supranational level of customs regulation

Для цитирования: Ткаченко М.Ф., Туманова А. А. Правовая основа таможенного регулирования экспорта природных ресурсов государств - членов ЕАЭС// Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 35-38.

Таможенное регулирование занимает важное место в торговой политике государства, поскольку действует в целях защиты экономики, соблюдения международных обязательств и поддержания стабильности внешнеторговой системы. Эффективно действующая система таможенного регулирования является необходимым условием для ведения результативной таможенной политики и решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности государства.

Специфика таможенного регулирования при условии членства страны в международном интеграционном объединении, в первую очередь, определяется необходимостью осуществления единой внешнеторговой политики при имеющихся различиях экономических интересов.

В соответствии с условиями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) экспорт товаров является одним из важнейших таможенных режимов. Наиболее существенное влияние на экономику государств -членов Евразийского экономического союза оказывает экспорт, в частности, природных ресурсов, так как входящие в состав ЕАЭС Российская Федерация и Республика Казахстан обладают их значительными и исключительными запасами.

Таможенное регулирование экспорта природных ресурсов обусловлено необходимостью обеспечения должного контролязаоборотомэтих ресурсов. Оно помогает сохранять истощающиеся ресурсы, защищать окружающую среду, диверсифицировать базу экспорта, а также проводить структурную перестройку экономики.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС) на территории государств - членов должно осуществляться единое таможенное регулирование [1]. Разный уровень социально-экономического развития, разные цели экономической политики государств - членов ЕАЭС обуславливают (определяют) специфику целей, условий и методов регулирования внешнеторговой деятельности, что способствует возникновению сложности принятия единых решений в области таможенного регулирования и необходимости поиска компромиссов.

Так, принцип единого таможенного регулирования основывается на преимущественном регулировании таможенных отношений правом ЕАЭС и включает следующий уровень правового регулирования:

- международные правовые акты;

- акты наднационального характера;

- национальные нормативные акты.

Нормы введенного в действие с 1 июля 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС), а с 1 января 2018 г. ТК ЕАЭС оказывают непосредственное влияние на развитие таможенного дела на территории ЕАЭС и базируются на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), а также соответствуют принципам Генерального соглашения по тарифам и торговле, и ряду других международных конвенций, к которым присоединилась хотя бы одна из стран ЕАЭС.

На международном уровне нормативного регулирования имеют место и другие международные конвенции, которые обязательны для одной или нескольких стран ЕАЭС. К ним относятся Конвенция о временном ввозе от 26.06.1990 г., Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 06.12.1961 г., Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 г. и другие [2].

Законодательство ЕАЭС ориентировано на установление долгосрочной перспективы, его положения направлены на дальнейшую интеграцию государств - членов ЕАЭС в систему Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

Наднациональный уровень нормативных правовых актов таможенного законодательства Евразийского экономического союза включает в себя:

- ТК ЕАЭС;

- международные договоры государств - членов ЕАЭС;

- нормативные правовые акты, принимаемые Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК).

С введением в действие ТК ТС было положено начало созданию единого механизма таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС. Если ранее национальная таможенная политика стран ЕАЭС определяла основные направления таможенного регулирования и элементы таможенного дела в пределах таможенной территории государства, то на единой таможенной территории ЕАЭС должна быть определена единая таможенная политика, сформирована единая структура таможенного дела, а также установлены единые таможенные правила. Для этого государства - члены ЕАЭС передали часть своих полномочий по вопросам таможенного регулирования и другим смежным вопросам в компетенцию наднационального регулирующего органа союза - ЕЭК.

Развитие таможенного регулирования в условиях единого таможенного пространства требует формирования общих подходов и унификации всех инструментов системы регулирования. Поэтому основной задачей, которую нужно было решить в краткосрочной перспективе странам ЕАЭС, являлось усиление работы по гармонизации национального законодательства государств - членов и установление его единообразного применения.

Так, помимо ТК ТС в рамках ЕАЭС действовали порядка 20 международных соглашений, которые нередко противоречили друг другу. Кроме этого, положения ТК ТС предусматривали широкое применение национального таможенного законодательства. Для установления более глубокой интеграции 11 апреля 2017 г. государства - члены ЕАЭС заключили Договор о ТК ЕАЭС, который стал комплексным кодифицированным международным договором, включающим в себя 16 международных договоров и шесть проектов международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения в странах ЕАЭС [3].

Наконец, национальный уровень нормативных правовых актов таможенного законодательства ЕАЭС включает в себя национальное законодательство о таможенном деле государств - членов ЕАЭС. Национальные законы о таможенном регулировании должны полностью соответствовать таможенному законодательству ЕАЭС, не могут самостоятельно осуществлять таможенное регулирование, и их действие распространяется только на территорию конкретного государства.

Правовую основу национального законодательства о таможенном регулировании государств -членов ЕАЭС составляют:

- Закон Республики Армения от 30.12.2014 г. № ЗР-241 «О таможенном регулировании в Республике Армения» [4];

- Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 г. № 129-з «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» [5];

- Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2017 г. № 123-У1 ЗРК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» [6];

- Закон Кыргызской Республики от 31.12.2014 г. № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» [7];

- Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].

Все мероприятия по созданию единого механизма таможенного регулирования экспорта природных ресурсов в ЕАЭС направлены на решение весьма важных экономических задач: унификацию таможенных процедур в государствах - членах ЕАЭС, упрощение таможенных формальностей для участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории ЕАЭС, снижение фискальных и административных барьеров внутри Единого экономического пространства и, как следствие, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, механизм таможенного регулирования является неотъемлемым условием для проведения ЕАЭС активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической

Правовая основа таможенного регулирования

безопасности и защите экономических интересов государств - членов ЕАЭС.

Однако на пути создания принципов единого таможенного регулирования встает ряд проблем. Все они, по большей части, связаны с различиями в определениях приоритетных принципов и основ регулирования на национальных уровнях.

Для понимания общей картины возникающих сложностей при создании принципов единого таможенного регулирования экспорта природных ресурсов, в частности нефти и нефтепродуктов, необходимо детально рассмотреть законодательную базу государств - членов ЕАЭС.

Ряд существенных полномочий по таможенному регулированию государства - члены ЕАЭС в настоящий момент оставили за собой. Как упомянуто выше, национальный закон о таможенном регулировании стран ЕАЭС должен соответствовать таможенному законодательству ЕАЭС, он не может самостоятельно осуществлять таможенное регулирование, и его действие распространяется только на территорию данной страны. Он производен от таможенного законодательства союза и не может ему противоречить.

Тем не менее, при анализе национального законодательства выявлены существенные различия нормативной базы государств - членов ЕАЭС. Так, в законах о таможенном регулировании стран ЕАЭС отсутствует не только единое понятие «таможенного регулирования», но и общая система терминов, понятий и определений, используемых в таможенном регулировании, что может создать неблагоприятные условия, недопонимание и вполне понятные противоречия при дальнейшей интеграции государств - членов ЕАЭС.

Кроме того, в национальном законодательстве стран ЕАЭС отмечается несоответствие понятий или отсутствие некоторых установленных Договором о ЕАЭС мер тарифного и нетарифного регулирования.

Решением правовых проблем в рамках осуществления сотрудничества между государствами -членами ЕАЭС является принятие национальных актов, внесение изменений и дополнений в национальное законодательство в соответствии с наднациональным законодательством. Необходимо четко определить систему взаимосогласованных странами ЕАЭС взглядов на общие для них цели и приоритеты развития правовой основы союза в сфере таможенного регулирования. Указанные меры должны основываться на добровольности и самостоятельности государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, гармонизации и унификации законодательства.

На территории Российской Федерации основные положения, регулирующие внешнеторговую деятельность, закреплены в Федеральном законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 12

Закона государственное регулирование осуществляется посредством таможенно-тарифного метода. Таможенно-тарифный метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности заключается во взимании ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Так, доход от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации в 2017 г. составил 1 950,3 млрд рублей. Большую часть этой суммы образуют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и продукты нефтепереработки. Поступления от экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в 2017 г. составили 976,2 млрд рублей и 397,9 млрд рублей соответственно [9].

Как известно, нефтяная отрасль является важной составляющей системы государства, поэтому вопросы правового регулирования ее функционирования весьма актуальны. В настоящее время Правительством Российской Федерации внесен проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Проектом предусматривается формирование единого понятийного аппарата, закрепление в документах правового статуса субъектов правовых отношений, повышение эффективности регулирования отношений всех участников рынка, обеспечение развития конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов.

На территории Казахстана основные положения закреплены в Законе РК от 09.042016 г. № 500-У «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». В соответствии с этим законом, государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов осуществляется путем утверждения графиков поставок сырой нефти производителям нефтепродуктов для обеспечения потребностей внутреннего рынка Казахстана, утверждения планов поставок и переработки нефти, а также осуществления государственного контроля в области производства и оборота нефтепродуктов.

Наконец, на территории Республики Беларусь, государственное регулирование заключается в координировании рынка нефтепродуктов, так как их экспорт является основной статьей валютных поступлений в бюджет республики. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 г. № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами» регулирует правоотношения в сфере реализации Белорусской нефтяной компании, РУП «ПО «Белоруснефть»», поставок нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь.

Поскольку Киргизская Республика и Республика Армения являются странами-импортерами нефти и нефтепродуктов, то государственное регулирование экспорта этих природных ресурсов в данных государствах отсутствует.

Анализ правовых основ таможенного регулирования экспорта природных ресурсов позволяет авторам сделать вывод о том, что

в законодательствах государств - членов ЕАЭС отсутствует единый понятийный аппарат, что создает проблемы для осуществления сотрудничества в нефтяной сфере. Кроме того, в некоторых странах ЕАЭС недостаточно развита правовая база в данной отрасли, что затрудняет процесс интеграции.

Рассматривая налоговые системы государств - членов ЕАЭС, как способ таможенного регулирования экспорта, можно отметить, что, в зависимости от уровня экономического развития страны, наблюдаются существенные различия в сборах. Так, в России предприятия нефтегазохи-мического комплекса несут наибольшее налоговое бремя от таможенных платежей, включая акциз, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины. Российские компании, специализирующиеся на добыче нефти, в обязательном порядке уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (в зависимости от объемов добычи) и экспортные пошлины. Суммарно эти два платежа превышают семидесятипроцентную долю в структуре цены на нефть [10].

Помимо перечисленных проблем, существует ряд неурегулированных вопросов, которые не позволяют в полной мере создать механизм единого таможенного регулирования экспорта природных ресурсов на территории союза. Так, страны ЕАЭС стремятся сохранить инструменты торгового протекционизма, к которым можно отнести: различия в техническом регулировании качества нефти и нефтепродуктов, непризнание разрешительных документов для ведения бизнеса, негармонизиро-ванное законодательство в области налогообложения и торговли, неунифицированные подходы и процедуры контроля и надзора, а также различия в национальном регулировании оборота нефти и нефтепродуктов.

Углубление евразийской экономической интеграции, функционирование с 2015 г. Евразийского экономического союза создают необходимость адаптации наднационального механизма таможенного регулирования к более высокому уровню интеграции и расширению состава участников евразийского интеграционного проекта при консолидации мнений всех членов ЕАЭС.

Странам - членам ЕАЭС необходимо стремиться к проведению единой политики таможенного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов при минимизации принятия решений в области таможенного регулирования, не отвечающих долгосрочным интересам развития отношений и не способствующих углублению кооперации между странами.

На сегодняшний день таможенное регулирование экспорта природных ресурсов государств - членов ЕАЭС играет важную роль, поскольку методы таможенного регулирования выступают не только как

фискальные инструменты, но также применяются для защиты экономики стран ЕАЭС и поддержания стабильной торговой системы союза. Именно поэтому четко отлаженный и взаимодействующий механизм таможенного регулирования является важным условием обеспечения экономической безопасности государств - членов ЕАЭС, отстаивания и защиты внешнеэкономических интересов союза, а также проведения странами грамотной и эффективной таможенной политики.

Библиографический список:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855 (дата обращения 13.12.2018).

2. Шохин С.О. ЕАЭС и международные конвенции // Международное публичное и частное право. 2015. № 4. С. 14-17.

3. Новикова С.А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 302 с.

4. Закон Республики Армения от 30.12.2014 г. № ЗР-241 «О таможенном регулировании в Республике Армения». URL: http://www.base.spinform.ru/spisdoc. fwx?qtype=0&doctype=4 (дата обращения 15.12.2018).

5. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 г. № 129-з «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». URL: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_ tamozhennom_regulirovanii_v_respublike_belarus/7. htm (дата обращения 15.12.2018).

6. Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2017 г. №123-VI ЗРК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан». URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=39082703#pos=666;-47 (дата обращения 15.12.2018).

7. Закон Кыргызской Республики от 31.12.2014 г. № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике». URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/205436 (дата обращения 15.12.2018).

8. Федеральный закон от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304093/1f48ce1778ad2dd801bb5ba768 b0c51172cbf9d0/ (дата обращения 15.12.2018).

9. Исполнение федерального бюджета в 2017 году. URL: http://datamarts.roskazna.ru/infografika/ispolnenie-federalnogo-byudjeta-v-2017-godu/ (дата обращения 04.01.2019).

10. Хворова Е.В., Черкасова Е.И., Шайхутдинова Ф.Н., Салахов И.И. Состояние и перспективы развития не-фтегазохимического комплекса государств Евразийского Экономического Союза // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4. С. 466-475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.