АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ОТ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Е.К. Квитько, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-181-183
Аннотация. В данной статье рассматривается динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет при экспорте нефти и нефтепродуктов, сделаны выводы, что сокращение сумм платежей, взимаемых при экспорте, связано, прежде всего, с резким изменением конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, падением цен на углеводороды и объемов вывоза углеводородов на фоне реализации «налогового маневра».
Ключевые слова: экспорт, нефть, нефтепродукты, мировые цены, бюджет, таможенные платежи.
Таможенные платежи, получаемые за нефть и нефтепродукты, обеспечивают значительную часть доходов Российской Федерации. Доходная часть бюджета состоит из не нефтегазовой части и нефтегазовой.
В соответствие с Бюджетным кодексом РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся:
- доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- экспортные таможенные пошлины на нефть сырую и природный газ;
- экспортные таможенные пошлины на отдельные виды товаров, выработанных из нефти» [1].
Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-Ф3 (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [2] утверждены доходы по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти, в сумме 1 807,5 млрд. рублей [3].
Сокращение доходов от экспорта связано с резким изменением конъюнктуры мирового рынка нефти, падением цен на углеводороды и объемов вывоза углеводородов на фоне реализации «налогового маневра».
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к
2018 г. 2019 г.
Вывозная таможенная пошлина, взимаемая с энергоносителей 3 007,9 2 276,1 1 131,5 37,6 49,7
Вывозная таможенная пошлина на нефть сырую 1 550,0 1 115,5 436,0 28,1 39,1
Вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти 648,7 464,9 256,4 39,5 55,1
Общая сумма таможенных платежей 6 063,2 5 729,1 4 751,8 78,4 82,9
Таблица 1. Динамика перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет РФ, млрд. руб. [3]
Поступление сумм вывозных таможенных пошлин взимаемых с энергоносителей, составило в 2020 году 1131,5 млрд. рублей или 62,6% к годовой сумме, учтен-
ной при формировании уточненного Федерального закона о бюджете. По сравнению с 2019 годом поступление нефтегазовых доходов, снизилось на 1144,6 млрд.
рублей или на 49,7%, по сравнению с 2018 годом на 1876,4 млрд. рублей или на 37,6% [4].
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую за 2020 год составили 436,0 млрд. рублей или 53,8% к годовой сумме, учтенной при формировании уточненного Федерального закона о бюджете. По сравнению с 2019 годом доходы от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть сырую снизилось на 679,5 млрд. рублей или на 39,1% и на 1114,0 млрд. рублей или на 28,1% по сравнению с 2018 годом.
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, за 2020 год составили 256,4 млрд. рублей или 87,7% к годовой сумме, учтенной при формировании уточненного Федерального закона о бюджете. По сравнению с 2019 годом доходы от взимания вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, снизилось на 208,5 млрд. рублей или на 55,1%, а по сравнению с 2018 годом на 392,3 млрд. рублей или на 39,5%.
Таблица 2. Структура перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет РФ, в % [3]_
Показатели 2018 год 2019 год 2020 год Изменения (+/-) в 2020 г.
2018 г. 2018 г.
Вывозная таможенная пошлина, взимаемая с энергоносителей 57,77 59,02 62,04 + 4,27 + 3,02
Вывозная таможенная пошлина на нефть сырую 29,77 28,93 23,90 - 5,87 - 5,03
Вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти 12,46 12,05 14,06 + 1,6 + 2,01
Итого 100,0 100,0 100,0 - -
Наибольший удельный вес занимает вывозная таможенная пошлина, взимаемая с энергоносителей, по данным из таблицы можно проследить её увеличение, что на 3,02% больше чем в 2019 году и на 4,27% больше чем в 2018 году.
Наименьший удельный вес занимает вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти, здесь также происходит увеличение поступлений в бюджет, что на 2,01% больше по сравнению с 2019 годом и на 1,6% по сравнению с 2018 годом.
Сокращение в 2020 году поступлений по вывозной таможенной пошлине на нефть и нефтепродукты, вызвано:
- падением цены на нефть сырую марки «Юралс», используемой для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, на 30,9%;
- сокращением объемов экспорта нефти сырой, облагаемых вывозной таможенной
- применением в 2020 году корректирующего коэффициента 0,667 при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в соответствии с пунктом 4.1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [5] в рамках завершения «налогового маневра» [3].
Сумма вывозных таможенных пошлин, взимаемых при экспорте нефти сырой и нефтепродуктов напрямую зависит от объёма экспорта данных товаров, выраженного в денежных единицах и который, в свою очередь во многом обусловливается уровнем мировых цен на данную продукцию.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что доходы, которые приносит стране экспорт нефти и нефтепродуктов, делают нефтяную промышленность одной из самых ценных отраслей промышленности в Российской Федерации.
пошлиной, на 17,4%;
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 20.11.2020)
2. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016 b1393e16380/ (Дата обращения: 04.03.2021)
3. Ежегодный сборник «Таможенная служба РФ», 2020 гг. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossij skoj -federaczii
4. Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347933/ (Дата обращения: 04.03.2021)
5. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 22.12.2020 N 433-ФЗ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/ (Дата обращения: 04.03.2021)
ANALYSIS OF CUSTOMS PAYMENTS TO THE FEDERAL BUDGET FROM THE EXPORT OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS
I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.K. Kvitko, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski (Russia Kaluga)
Abstract. The article examines the dynamics and structure of customs payments to the federal budget for the export of oil and petroleum products, and concludes that the reduction in the amount ofpayments charged for export is primarily due to a sharp change in the global energy markets, a drop in prices for hydrocarbons and the volume of export of hydrocarbons against the background of the implementation of the "tax maneuver".
Keywords: export, oil, petroleum products, world prices, budget, customs payments.