Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: В НАЦИОНАЛЬНОМ И НАДНАЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТАХ'

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: В НАЦИОНАЛЬНОМ И НАДНАЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1414
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / НАЛОГИ / НДС / АКЦИЗЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS PAYMENTS / REGULATIONS / TAXES / VAT / EXCISES / CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS FEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карастоянова Анастасия Викторовна

В статье изучается такой важный структурный элемент таможенного регулирования в рамках Союза, как таможенные платежи. Рассматривается статистика по собираемости таможенных платежей отдельно по каждой стране-участнице Союза. Анализируется нормативно-правовая база (с акцентом на таможенное и налоговое право РФ), регулирующая как национальные аспекты взимания таможенных платежей, так и наднациональные, образующие право Евразийского экономического союза. Проводятся параллели между национальными актами каждой из стран-участниц в части налогообложения, механизма взимания таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: В НАЦИОНАЛЬНОМ И НАДНАЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТАХ»

подходу к человеческому капиталу и содействовать социальным стандартам и политическим интересам, которые приведут к повышению производительности и процветанию14.

Таким образом, экономическая

трансформация - это долгосрочная стратегия, при этом улучшение формирования человеческого капитала является одним из ключевых элементов устойчивого роста. Как только пандемия будет позади и государства восстановят то, что вполне может стать "новой нормой", будет крайне важно ускорить инвестиции в человеческий капитал, чтобы построить еще одну, диверсифицированную и устойчивую модель роста.

Список литературы

1. Александрова Н.А., Васильцова Л.И. Инвестиции в персонал в условиях кризиса как стратегический фактор конкурентоспособности// Аграрный вестник Урала. 2016. № 5 (147). С. 88-94.

2. Голенкова З.Т., Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда// Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2 (91). С. 262-273.

3. Жуде А.Г. Развитие человеческого капитала и рынка труда после эпидемии пандемии// В сборнике: В мире научных открытий. Материалы IV Международной студенческой научной конференции. Ульяновск, 2020. С. 277-279.

4. Корякина Т.В. Особенности формирования человеческого капитала субъектов Российской Федерации в условиях угрозы повторяющихся эпидемий// Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 8. С. 1521-1530.

5. Мазелис Л.С., Красько А.А., Красова Е.В. Динамическая оптимизационная модель распределения финансовых ресурсов для максимального продвижения по развитию человеческого капитала региона// Государственный советник. 2019. № 4 (28). С. 21-30.

6. Мазелис Л.С., Лавренюк К.И., Терещенко Е.А. Экономико-математическая модель развития человеческого капитала организации// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 262-265.

7. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Кирикова Е.А. Развитие эффективного человеческого капитала на российских промышленных предприятиях// Металлург. 2016. № 3. С. 18-23.

8. Роздольская И.В., Висторобская Е.Н., Гребеник Л.Г. Использование ресурсов HR-аналитики и digital-технологий в условиях перехода к сетевой цифровой экономике// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 5 (66). С. 129-143.

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: _В НАЦИОНАЛЬНОМ И НАДНАЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТАХ_

РР1: 10.31618/Е8Ц.2413-9335.2020.7.81.1184 Карастоянова Анастасия Викторовна

Студентка Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы (РАНХиГС),

Москва

Karastoyanova Anastasia

The student of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье изучается такой важный структурный элемент таможенного регулирования в рамках Союза, как таможенные платежи. Рассматривается статистика по собираемости таможенных платежей отдельно по каждой стране-участнице Союза. Анализируется нормативно-правовая база (с акцентом на таможенное и налоговое право РФ), регулирующая как национальные аспекты взимания таможенных платежей, так и наднациональные, образующие право Евразийского экономического союза. Проводятся параллели между национальными актами каждой из стран-участниц в части налогообложения, механизма взимания таможенных платежей.

ABSTRACT

The article studies such an important structural element of the customs regulation within the Union, as customs payments. It considers statistics on collection of customs duties separately for each member country of the Union. Analyzes the regulatory framework(with an emphasis on customs and tax law of the Russian Federation) , which regulates both the national aspects of customs duties and supranational, which forms the law of the Eurasian Economic Union. Parallels are drawn between the national acts of each member country in terms of taxation and the mechanism of customs duties collection.

14 Роздольская И.В., Висторобская Е.Н., Гребеник цифровой экономике// Вестник Белгородского Л.Г. Использование ресурсов HR-аналитики и университета кооперации, экономики и права. digital-технологий в условиях перехода к сетевой 2017. № 5 (66). С. 129

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенные платежи, нормативно-правовые акты, налоги, НДС, акцизы, таможенные пошлины, таможенные сборы.

Key words: Keywords: Eurasian Economic Union, customs payments, regulations, taxes, VAT, excises, customs duties, customs fees.

Введение

Таможенные платежи - совокупность обязательных платежей, взимаемых и администрируемых таможенными органами при ввозе и вывозе товаров с территории Союза и на территорию Союза в соответствии с выбранной таможенной процедурой.

Законодательного закрепления понятию "таможенные платежи" нет ни в национальных актах, регламентирующих таможенную деятельность, ни в наднациональных. Однако, в правовой литературе понятие таможенных платежей разрабатывается уже давно. Так, например, В.Г. Драганов определяет таможенные платежи как "денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации". Данное определение, в целом, отражает специфику таможенных платежей, но оно уже не актуально.

Свинухов В.Г. и Сенотрусова С.В. вывели свое определение, которое на мой взгляд, содержит все

черты, присущие таможенным платежам как системе, в целом: " Таможенные платежи - система платежей, установленных национальным и международным законодательством, взимаемых таможенными органами для защиты национального производства и пополнения бюджетной системы стран Союза в связи с перемещением товаров через таможенную границу".

Актуальность данной работы заключается в том, что на данном этапе экономического развития страны, таможенные платежи занимают особое место в бюджетной системе Российской Федерации и стран-участниц ЕАЭС. Поскольку доля таможенных платежей в бюджете каждой страны Союза существенна, резкое их снижение может привести к подрыву экономической безопасности и стабильности страны.

Проанализируем структуру таможенных платежей перечисленных в федеральный бюджет Российской Федерации за 2017-2019 гг. ( в млрд. рублей). Данные представлены в таблице 1. 15

Таблица 1.

Анализ места таможенных платежей в федеральном бюджете РФ

Вид таможенного платежа Год

2017 2018 2019

НДС 1 900,8 2 255,5 2 613,4

Ввозная пошлина 506 578,6 618,2

Вывозная 1 968,3 3 025,7 2 291,3

Акциз 76 95,2 88,8

Таможенные сборы 18,4 20,3 20

Итого 4 469,5 5 975,3 5 631,7

Общий федеральный бюджет 13 487, 57 19 454, 37 19 969,3

Доля таможенных платежей в федеральном бюджете 33,14% 30,71% 28,2%

Как уже было отмечено, только таможенные платежи занимают почти треть всего федерального бюджета Российской Федерации, что подтверждает факт того, что таможенные платежи и таможенное регулирование, в целом, играют очень важную роль для всего государства, для его экономической безопасности и целостности.

Проанализируем собираемость такого таможенного платежа как таможенная пошлина (ввозная и вывозная) в странах-участницах Союза за 2019 г. (в млрд. долларах США). Данные представлены из Статистического сборника "Финансовая статистика ЕАЭС". Российская Федерация является абсолютным лидером по

собираемости ввозных и вывозных пошлин за 2019 г. - 46 254, 2 млн. долларов США; затем - Казахстан - 3 166, 3 млн. долл.; Беларусь - 2 123,5 млн. долл.; Армения - 335,9 млн.долл.; и меньше всех собрал Кыргызстан - 314,6 млн. долларов16.

Изучим собираемость НДС (данный платеж регулируется исключительно национальным законодательством) в рамках Союза. Поскольку товарооборот России значительно превышает товарооборот стран-участниц Союза, то РФ абсолютно по всем видам таможенных платежей и их собираемости лидирует среди остальных стран. И, пока что, доходы от таможенных платежей других стран Союза почти в 10 раз меньше доходов

15 Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/.

16 Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2018 год. Статистический сборник; Евразийская

экономическая комиссия. - Москва: 2020. - Режим доступа:

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_m

akroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publications/Docu

ments/finstat/finstat_2019.pdf

РФ. Всего по такому платежу как НДС за 2019 г. в федеральный бюджет РФ было перечислено 109 692,2 млн. долларов США, в Казахстане - 7 032, 7 млн. долл., в Беларуси - 5 386,6 млн. долл., а в остальных странах меньше 2 млн. долл.

Анализ нормативно-правовой базы таможенных платежей

В статье 46 ТК ЕАЭС закреплен перечень таможенных платежей. К ним относятся:

1. Ввозная таможенная пошлина

2. Вывозная таможенная пошлина

3. Таможенные сборы

4. НДС

5. Акциз

Взимают ся только при ввозе товаров

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС). Ставки ввозных таможенных пошлин закреплены в Едином таможенном тарифе (ЕТТ), однако могут устанавливаться иные ставки таможенных пошлин в соответствии с международными обязательствами страны (например, при осуществлении торговли с Вьетнамом действуют ставки, установленные Решением Коллегии ЕЭК №36) или, применительно только к странам Союза, могут использоваться иные ставки пошлин, отличные от ставок в ЕТТ в течение переходного периода после присоединения страны к ЕАЭС. Ставки вывозных таможенных пошлин в РФ устанавливаются Постановлением Правительства, т.е. регулируются исключительно национальным законодательством. На данный момент действующим является Постановление Правительства № 754 от 30 августа 2013 года (с изменениями).

В республике Казахстан основным национальным актом, устанавливающим ставки вывозных таможенных пошлин является Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11.06.2019 № 54 "О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 февраля 2016 года N 81 "Об утверждении Перечня товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размера ставок и срока их действия и Правил расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти"". Перечень товаров, по отношению к которым применяются ставки вывозных пошлин включает в себя нефть сырую и дистилляты (легкие, средние, тяжелые). Например, за легкие дистилляты в Приказе установлена ставка 168,88 долларов за 1 тонну.

В Белоруссии - Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 716 "О ставках вывозных таможенных пошлин". Перечень товаров: нефть сырая, топливо, кокс нефтяной,

этан, бутан и т.д. Также действуют иные Указы Президента: Указ Президента Республики Беларусь от 09 октября 2010г. № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы»; Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2011 года № 40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье»... Со всеми НПА, устанавливающими ставки вывозных пошлин можно ознакомится на официальном сайте таможенных органов Республики Беларусь в разделе таможенных пошлин.

В Армении вывозные пошлины устанавливаются Законом Республики Армения "О государственной пошлине" №3Р-389 (от 3 августа 2020 г.). Так, например за вывоз с территории Армении лома и отходов черных металлов и ряда наименований изделий из черных металлов в 80-кратном размере базовой пошлины составляет 80000 драм, что эквивалентно 157,09 долларам США или 11 173,68 рублям(по курсу на 21.12.2020 г.)17.

В Киргизии ставки вывозных пошлин устанавливаются Постановлением Правительства Кыргызской республики. Основным является Постановление от 16 сентября 2019 года № 479 "Об установлении ставок вывозных (экспортных) таможенных пошлин на вывоз лома и отходов цветных и черных металлов". Ставки только комбинированные. К примеру, ставка вывозной пошлины за отходы и лом кобальтовый составляет 15%, но не менее 150 долларов США за 1 тонну.

Примечательно то, что почти во всех странах ЕАЭС ставки вывозных пошлин привязаны к иностранным валютам: доллар США или евро, а в Армении к национальной валюте - армянскому драму.

Следующим структурным элементом в системе таможенных платежей являются таможенные сборы. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ст.47 ТК ЕАЭС). Опираясь на данное определение, можно утверждать, что сборы взимаются за:

1. совершение операций, связанных с выпуском товаров (Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342);

2. таможенное сопровождение (Постановление Правительства №1082 от 11 сентября 2018 г.);

Однако ФЗ №289-ФЗ устанавливает еще одно основание для взимания таможенных сборов ( ст. 37):

17 Закон Республики Армения "О государственной пошлине" №3Р-389 (от 3 августа 2020 г.) URL: https ://base.spinform.ru/show_doc .fwx?rgn=3 016

3. таможенное хранение (Постановление Правительства №1082 от 11 сентября 2018 г. - 1 рубль с каждых 100 килограммов веса товаров за каждый день хранения, а в специально приспособленных (обустроенных и

оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров за каждый день хранения).

При декларировании товаров, основным документом, выступающим нормативно-правовой базой для исчисления таможенных сборов за оформление товаров является Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 "О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с

выпуском товаров". Базой для исчислений таможенных сборов является таможенная стоимость товаров.

Особенностью применения пункта 1 ПП №342 является то, что он применяется при ввозе товаров, вне зависимости от вида ставки пошлины; и при вывозе товаров - по адвалорным и комбинированным ставкам. В случае, если экспорт товаров осуществляется по специфическим ставкам, то применяется пункт 2 Постановления Правительства.

В каждой из стран-участниц ЕАЭС основания взимания таможенных сборов и ставки отличаются. В таблице 2 представлены данные по странам ЕАЭС и по видам таможенных сборов, действующих в конкретной стране.

Таблица 2.

Виды таможенных сборов в каждой из стран-участниц ЕАЭС.

Страна-участница ЕАЭС Вид действующих в стране таможенных сборов Нормативно-правовой акт, устанавливающий ставки сборов

Россия 1.Совершение операций, связанных с выпуском товаров 2. Таможенное сопровождение 3. Таможенное хранение 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 342 - совершение операций, связанных с выпуском товаров; 2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.09.2018 № 1082 - ТАМОЖЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ.

Казахстан 1.Декларирование товаров 2. Таможенное сопровождение 3. Принятие предварительного решение Постановление Правительства Республики Казахстан от 05.04.2018 № 171

Армения 1.Таможенное оформление товаров и транспортных средств, а также перемещение банками валюты и иностранной валюты; 2. За досмотр и учет товара; 3. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых по трубопроводам и линиям электропередач 4.Таможенное сопровождение; 5. Временное хранение. Закон Республики Армения "О таможенном регулировании" от 30 декабря 2014 г. №3Р-341

Белоруссия 1. Совершение таможенных операций 2. Таможенное сопровождение товаров (в зависимости от количества используемого транспорта устанавливаются разные ставки сборов); 3. Выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию; 4. Принятие таможенными органами предварительного решения о классификации или происхождении товара; 5. Включение в реестр банков и т. д. Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443

Кыргызстан 1.Совершение операций, связанных с выпуском товаров; 2.Таможенное сопровождение; 3. Плата за предварительное решение Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2014 года № 184 "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике"

НДС - косвенный налог, взимаемый территорию ЕАЭС. НДС как налог относится к таможенными органами при ввозе товаров на доходной части государственного бюджета и

основная цель его взимания - пополнение федерального бюджета и дальнейшая реализация для обеспечения нужд государства. Это и является его главным отличием от таможенных сборов, которые необходимы только для компенсации издержек таможенных органов при реализации ими свои основных функций и операций18. Т.е НДС как элемент доходной части бюджета необходим для государства в целом и его нужд, а таможенные сборы - непосредственно для таможенных органов и их эффективной и бесперебойной работы.

Основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, регулирующим порядок взимания НДС, ставки, налоговую базу и .т.д. является Налоговый кодекс РФ ( НК РФ). Если анализировать Главу 21 с таможенной точки зрения, то особое внимание следует уделить таким

Виды ставок НДС и категории товаров,

статьям как ст. 150 (устанавливает товары, не подлежащие налогообложению - товары для безвозмездной помощи, культурные ценности и т.д.), ст. 151 (особенности налогообложения при применении тех или иных таможенных процедур), ст. 160 ( определение налоговой базы при ввозе товаров; особенно важно при заполнении 47 графы декларации на товары, поскольку НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, подлежащей уплате таможенной пошлины и акциза, если он предусмотрен), и, конечно же, ст. 164, которая устанавливает основные ставки НДС, действующие на территории Российской Федерации.

В таблице 3 представлены виды ставок НДС, установленные действующим законодательством РФ, и основные категории товаров, к которым применяются данные ставки.

Таблица 3.

Вид ставки НДС (согласно 164 НК РФ) Категории товаров

0% 1. Расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ (технологическое оборудование, не производимое в РФ; 2. Материалы, которые используются отечественными предприятиями для производства иммунобиологических медикаментов; 3. Лекарства, которые не производятся в России и другие товары. Полный перечень товаров установлен Постановлением Правительства № 1096.

10% (ст. 164 НК РФ и ПП №908) 1. Продовольственные товары (мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; яйца и т.д.) 2. Товары для детей (тетради; коляски; матрацы) 3. Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера

20% Во всех остальных случаях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Казахстане действует 12%-ная ставка НДС. Абсолютно вся продукция и услуги, не входящие в перечень не облагаемых, должны включать в свою цену налог на добавленную стоимость. Регулирует механизм взимания НДС в Казахстане Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). НДС не облагаются товары, помещенные под такие таможенные процедуры, как экспорт, реэкспорт, свободная таможенная зона. Вывод нефтедобывающей продукции, природного газа, топлива также осуществляется без обложения НДС.

В Армении базовая ставка НДС составляет 20%. Нормативной базой выступает Закон Республики Армения " О налоге на добавленную стоимость". Согласно ст. 1 налог на добавленную стоимость (далее - НДС )- косвенный налог , который в соответствии с настоящим Законом уплачивается (изымается) в государственный бюджет при ввозе товаров, на всех стадиях их производства и обращения, а также оказания услуг на территории Республики Армения. Раздел 5

18 Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с. — (Высшее образование). —

Закона регламентирует льготы и налогообложение по нулевой ставке. Как и в НК РФ в законе содержится два понятия - "освобождение от уплаты НДС" и " нулевая ставка НДС". Согласно ст.15 от НДС освобождаются следующие сделки и операции: научно-исследовательские работы, реализации отечественной с/х продукции, услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом и т.д.. Применение же нулевой ставки регулируется статьей 16 Закона, согласно которой 0% НДС применяется в отношении: топлива для заправки воздушных судов, осуществляющих полеты на международных линиях, и поставки товаров, предусмотренных для потребления экипажем и пассажирами на воздушных судах на протяжении всего маршрута; услуг по международной перевозке пассажиров и грузов; работ, выполняемых за счет средств безвозмездно предоставленных общинами армянской диаспоры, иностранными государствами и т.д.

Основной законодательный акт,

регулирующий действие НДС в Республике

ISBN 978-5-534-13430-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait-ru.ezproxy.ranepa.ru:2443/bcode/459094 (дата обращения: 22.12.2020).

Беларусь, - Налоговый кодекс РБ. Законом установлены несколько видов ставок - 0%, 10%, 20%, 25%. Также предусмотрено освобождение от НДС в отношении лекарств, медицинских изделий и оборудования, туристические услуги, космическая деятельность. Базовой ставкой является 20% ставка НДС. 0% - реализация транспортных услуг, товаров и услуг для стран-участниц ЕАЭС, обеспечение функционирования аэропортов и т.д. 10% - отечественная с/х и животноводческая продукция и иные товары, утверждаемые Указами Президента РБ. Ставка 25% применяется в отношении услуг электросвязи.

В Кыргызской Республике действует Налоговый кодекс КР. На протяжении уже многих лет в Киргизии установлена одна ставка НДС - 12 %. Раздел 9 НК КР посвящен Налогу на добавленную стоимость: субъекту, объекту налогообложения, освобождению от налога, льготам. Наиболее интересующая область изучения

- товары и услуги, освобождаемые от обложения НДС. К таким категориям услуг относятся ( ст. 237

- 256-1 НК КР): поставки земли, жилых сооружений и помещений; поставки с/х продукции и продуктов промышленной переработки ягод, плодов и овощей; поставки коммунальных услуг; финансовые услуги. А к категориям товаров следует отнести ( ст. 257 НК КР): ценные бумаги, товары для инвалидов, лекарственные средства, детское питание...

Последний, но не менее важный вид таможенных платежей - акциз. Акциз взимается исключительно с товаров, перечень которых устанавливается на законодательном уровне. Особенностью данной вида платежа является то, что товары, облагаемые акцизом являются высокорентабельными, продажная стоимость которых значительно превышает стоимость их изготовления. Как правило, спрос на данные товары не изменяется из-за повышения или понижения их стоимости на внутреннем рынке.

Перечень товаров закреплен в ст.181 НК РФ: алкогольная продукция, табачная продукция, спиртосодержащая продукция, мотоциклы (от 150 л.с.), спирт этиловый, дизельное топливо, моторные масла, бензин (автомобильный, прямогонный), электронные сигареты, легковые автомобили, топливо печное бытовое. Примечательно, что в список подакцизных товаров был включен виноград, но при условии что он используется для производства вина, шампанского и иных видов алкогольной продукции. Российская Федерация является единственной страной, включившая виноград в перечень подакцизных товаров. Перечень таможенных процедур при помещении под которые не изымается акциз также устанавливается законодательством конкретной

19 Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (по состоянию на 16.12.2020) [Электронный ресурс]: Юрист. Режим доступа:

ШрБ ://опНпе.7акоп.к2Моситеп1/?^с^=36148637.

страны. Так, в Российской Федерации при помещении под таможенные процедуры транзита, всех видов переработки, уничтожения, отказа в пользу государства и др. товары освобождаются от уплаты акцизного налога.

В странах-участницах Союза перечень подакцизных товаров почти не отличается, за исключением отдельных категорий товаров, которые каждая из стран посчитала необходимым обложению акцизом.

В Республике Казахстан товары облагаемые акцизом установлены Налоговым кодексом (перечень товаров включает в себя основные позиции - алкогольная продукция, табачная, автомобили, и отдельно выделена спиртосодержащая продукция медицинского назначения; также присутствует такая товарная позиция как изделия с нагреваемым табаком) , там же предусмотрены и ставки акцизов (например, за ввоз вина ставка акциза составляет 35 тенге за 1 литр19, что составляет 6,22 рубля за 1 литр; высокая ставка акциза установлена за сигареты - 9 900 тенге за 1000 штук, что примерно равно 1758, 5 рублей за 1000 штук. Для сравнения в РФ ставка акциза за сигареты - 1 966 рублей за 1000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 671 рубля за 1 000 штук)20.

В Армении основным НПА является Налоговый кодекс Республики Армения - перечень товаров почти не отличается от того, что установлен в НК РФ, но он менее конкретизирован и не включает в себя таких товарных позиций как автомобили легковые и мотоциклы; электронные сигареты и испарители.

В Республике Беларусь механизм взимания акцизов регулируется Налоговым кодексом РБ, а перечень товаров установлен ст. 111. В законодательстве Беларуси также не предусмотрено взимание акцизов электронные сигареты и изделия с нагреваемым табаком и автомобили и мотоциклы.

При анализе законодательства Республики Кыргызстан в части взимания акцизов, а именно Налогового кодекс РК, можно заметить, что перечень довольно небольшой и можно выделить несколько групп товаров: спирт этиловый, алкогольная продукция; табачные изделия, нефть и нефтепродукты. Также отсутствуют такие товары как автомобили, мотоциклы.

В целом, категории подакцизных товаров в странах-участницах ЕАЭС по многим позициям совпадают: это этиловый спирт, алкогольная продукция, табачные изделия, нефть и нефтепродукты.

Таким образом, проанализировав национальную и наднациональную нормативно-

20 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (ред. от 13.07.2015) // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19671/.

правовую базу по таможенным платежам, можно сделать вывод о том, что применение таможенных платежей, по большей части, зависит от национальной правовой составляющей того или иного вида платежа, поэтому очень важно гармонизировать законодательство стран-участниц для более эффективного таможенного регулирования и взаимодействия в рамках Союза.

Библиографический список

1.Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.customs.ru/.

2.Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (по состоянию на 16.12.2020) [Электронный ресурс]: Юрист. Режим доступа: https ://online.zakon.kz/document/?doc_id=36148637.

3.Налоговый кодекс Республики Армении от 01.11.2016 [Электронный ресурс]:Парламент Армении. Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show& ID=5600&lang=rus.

4.Налоговый кодекс Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ. Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/.

5.Налоговый кодекс Кыргызской республики (по состоянию на 22.08.2020). [Электронный ресурс] :Юрист. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30355506.

6.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (ред. от 13.07.2015) // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 1 9671/.

7.Официальный сайт ЕЭК- [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/.

8.Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 "О ставках и базе для исчисления

УДК 338

ГРНТИ 65.35.01

таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров"// [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 48846/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b

/

9.Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13430-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait-ru.ezproxy.ranepa.ru:2443/bcode/459094 (дата обращения: 22.12.2020).

10.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 15315/ (дата обращения: 22.12.2020).

11.Федеральный закон от 03.08.2018 № 289 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 304093.

12.Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2018 год. Статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2020. - Режим доступа:

http://www. eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_m akroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publications/Docu ments/finstat/finstat_2019.pdf

ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ

Козловская Анна Михайловна

магистрант кафедры проектного менеджмента ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»

г. Москва, ул. Стромынка, 20

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются существующие государственные стратегии и программы, направленные на увеличение экспорта сахаристых и мучных изделий, даётся их краткое описание, анализируются основные направления замены импортных компонентов и оборудования, необходимых для производства кондитерских изделий, а также изучается практика их применения. В результате проведённого исследования автором был сделан вывод о перспективах реализации политики импортозамещения на российском рынке кондитерских изделий.

ANNOTATION

In this article reviewed the existing government strategies and programs that are aimed at increasing the export of sugar and flour products. It briefly describes and analyzes the main directions of replacement of imported components and equipment required for the production of confectionery. The article also examines the practice of using Russian confectionery equipment. As a result of the study the author made a conclusion about the prospects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.