Научная статья на тему 'УНИФИКАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

УНИФИКАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / АКЦИЗ / НДС / ТАМОЖЕННЫЙ СБОР / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS DUTY / EXCISE / VAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренкова Ю. А.

На фоне положительных результатов интеграционного взаимодействия стран ЕАЭС существует ряд вопросов, требующих решения. Отсутствие единых налоговых ставок является одной из ключевых проблем. Обоснована необходимость унификации и гармонизации законодательства стран - участниц ЕАЭС, касающегося отдельных видов таможенных платежей: косвенных налогов (налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциза) и таможенных сборов, исследована система таможенного законодательства национального и наднационального уровня в рамках ЕАЭС, посвященная теме таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFICATION AND HARMONIZATION OF THE LEGISLATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION WITH REGARD TO CUSTOMS PAYMENTS

Against the backdrop of positive results of the integration cooperation of countries of EAEU, there are a number of issues that need to be addressed within the framework of the EAEU. The absence of uniform tax rates is one of the key problems. The article substantiates the necessity of unification and harmonization of the legislation of the EAEU member countries related to certain types of customs payments: indirect taxes (VAT and excise tax) and customs duties, the system of customs legislation of the national and supranational level within the framework of the EAEU, devoted to the topic of customs payments, a comparative analysis of each of the types of customs fees charged in the EAEU member countries was carried out, problems of standardization base.

Текст научной работы на тему «УНИФИКАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

УДК 338.23

УНИФИКАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Ю. А. Лавренкова Научный руководитель - Л. Г. Чернова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

На фоне положительных результатов интеграционного взаимодействия стран ЕАЭС существует ряд вопросов, требующих решения. Отсутствие единых налоговых ставок является одной из ключевых проблем. Обоснована необходимость унификации и гармонизации законодательства стран - участниц ЕАЭС, касающегося отдельных видов таможенных платежей: косвенных налогов (налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциза) и таможенных сборов, исследована система таможенного законодательства национального и наднационального уровня в рамках ЕАЭС, посвященная теме таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенная пошлина, акциз, НДС, таможенный сбор.

UNIFICATION AND HARMONIZATION OF THE LEGISLATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION WITH REGARD TO CUSTOMS PAYMENTS

Yu. A. Lavrenkova Scientific Supervisor - L. G. Chernova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Against the backdrop of positive results of the integration cooperation of countries of EAEU, there are a number of issues that need to be addressed within the framework of the EAEU. The absence of uniform tax rates is one of the key problems. The article substantiates the necessity of unification and harmonization of the legislation of the EAEU member countries related to certain types of customs payments: indirect taxes (VAT and excise tax) and customs duties, the system of customs legislation of the national and supranational level within the framework of the EAEU, devoted to the topic of customs payments, a comparative analysis of each of the types of customs fees charged in the EAEU member countries was carried out, problems of standardization base.

Keywords: customs payments, customs duty, excise, VAT, customs duty.

Интеграция на Евразийском экономическом пространстве происходит динамично, это объяснимо весьма прочными связями между государствами - бывшими республиками СССР и схожим менталитетом. Активизация усилий России по наращиванию внешнеторгового взаимодействия с партнерами на постсоветском пространстве, прежде всего в рамках ЕАЭС, представляется своевременной и крайне необходимой. С января 2015 г. вступил в силу договор ЕАЭС. Им утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международ-

ными договорами. Общий финансовый рынок обеспечивает равные условия конкуренции и координации ключевых аспектов налоговой политики государств Союза в целях комплексной модернизации и устойчивого развития национальных экономик и в интересах повышения жизненного уровня граждан стран - участниц ЕАЭС [1].

В условиях территориального расширения, а также включения в ЕАЭС новых членов, особую актуальность приобретают вопросы гармонизации и унификации целого ряда отраслей национального законодательства.

Для каждой из стран - участниц ЕАЭС таможенные платежи играют особую роль в системе экономических отношений, а также обеспечивают значительную часть доходов этих государств.

В наднациональном законодательстве, а именно в Таможенном кодексе ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) определение понятия таможенные платежи не закреплено, однако указывается, какие пошлины, налоги и сборы включаются в данное понятие. Так, в соответствии со ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС; таможенные сборы [2].

К рекомендациям для построения нового механизма правового регулирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС можно отнести следующее: во-первых, необходимо законодательно закрепить некоторые базовые понятия, такие как «таможенные платежи», «косвенные налоги» и т.д., во-вторых: необходимо унифицировать ставки косвенных налогов: НДС и акцизов. Поскольку экономический союз предполагает единообразное таможенное регулирование, необходимо свести к минимуму наличие в ТК ЕАЭС отсылочных и бланкетных норм, что упростит понимание на уровне права и толкование новых законодательных положений.

Взимаемые таможенными органами платежи делятся на три группы:

1) распределяемые между странами ЕАЭС;

2) перечисляемые в федеральный бюджет в полном объеме;

3) учитываемые на едином счете до наступления определенных таможенным законодательством действий (событий).

При этом необходимо отметить, что каждый из этих видов платежей обеспечивает свою функцию: платежи первой группы призваны способствовать защите внутреннего рынка, а платежи второй группы выполняют балансировочную и фискальную функции.

В ЕАЭС базовые ставки ввозных таможенных пошлин установлены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС и действуют на всей таможенной территории Союза.

Ставки вывозных таможенных пошлин страны - участницы ЕАЭС устанавливают самостоятельно, исходя из интересов государства. Вывозные таможенные пошлины применяются к отдельным товарам, экспортируемым за пределы единой таможенной территории ЕАЭС.

Основные положения, касающиеся зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисление в доход бюджетов государств-членов, а также нормативы распределения сумм осуществляются согласно договору о ЕАЭС, подписанному в Астане 29 мая 2014 года. В национальном законодательстве Российской Федерации процедура поступления и распределения средств регулируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Расчет сумм ввозных таможенных пошлин, которые подлежат перечислению с единого счета уполномоченного органа государства в свой бюджет и на счета других государств в иностранной валюте, осуществляется в следующих размерах:

- для Республики Армения - 1,11 %;

- для Республики Беларусь - 4,56 %;

- для Республики Казахстан - 7,11 %;

- для Кыргызской Республики - 1,90 %;

- для Российской Федерации - 85,32 % [1].

НДС и акциз являются косвенными налогами, основные функции которых - защита внутреннего рынка и национальных производителей от иностранной конкуренции, а также пополнение бюджета стран - участниц ЕАЭС.

В странах - участницах ЕАЭС регулирование ставок НДС и акцизов проводится на национальном уровне. Самые высокие ставки НДС в Республике Беларусь и Республике Армения -20 %, в Республике Казахстан и Кыргызской Республике - 12 %, в Российской Федерации -18 %. Одной из причин такой разницы в размере взимаемого НДС, может являться то, что у тех стран, у кого отсутствуют значительные стратегические ресурсы, формирующие дополнительные доходы бюджета, НДС становится главным доходным источником. Кроме того, ввиду различия ставок НДС нарушается принцип благоприятствования, поскольку субъекту хозяйствования выгоднее вести бизнес в той стране, где ставка налога меньше [4]. Следует отметить, что в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы товаров социального значения устанавливаются пониженная ставка НДС - 10 %.

В рамках ЕАЭС существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Дело в том, что между странами - участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Следует также отметить, что упрощение процедуры уплаты НДС и акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, а введение единых ставок НДС может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов [5]. Так, например, страны -участницы ЕАЭС уже на пути к выравниванию акцизов на табак и алкоголь. Это выравнивание будет происходить поэтапно до 2020 г., при этом странами будет согласована динамика роста, в том числе нулевого роста или снижения ставок акцизов в каждой стране.

Одной из главных причин необходимости налоговой гармонизации называют налоговую конкуренцию. Налоговую конкуренцию можно определить, как несогласованное с другими странами установление налогов независимыми правительствами, в результате которого выбор налоговой политики каждого правительства оказывает влияние на размещение мобильного капитала внутри региона.

Следует отметить, что для обеспечения сбалансированного функционирования ЕАЭС необходимо создание наднациональных структур управления, аналогичных ранее действующим, функционирование которых должно учитывать новый уровень интеграции. Создание данных эффективных структур - Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического союза и Бюро данной организации позволят более эффективно решать вопросы гармонизации и унификации законодательств государств - членов ЕАЭС [3].

Можно сделать вывод о том, что проблема гармонизации нормативно-правовой базы, касающейся таможенных платежей в рамках ЕАЭС, остается весьма актуальной. В первую очередь в целях проведения единой фискальной политики в странах, входящих в состав Союза, необходимо решение вопроса об унификации ставок косвенных налогов.

Выравнивание ставок НДС поможет:

- во-первых, создать равные условия ведения бизнеса на территории ЕАЭС;

- во-вторых, будет способствовать эффективному администрированию косвенных налогов и позволит снизить нагрузку на налогоплательщиков;

- в-третьих, в определенной степени снизит издержки при совместном производстве товаров, а также увеличит конкурентоспособность, расширит рынок сбыта и повысит инвестиционную привлекательность.

Библиографические ссылки

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 в ред. от 08.05.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212769&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4397985886314 162#0058103448733901164 (дата обращения: 06.04.2018).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: текст на 2018 год. М. : Эксмо, 2018. 480 с.

3. Жданович Е. И. Особенности взимания косвенных налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства. 2015. № 1. С. 143-146.

4. Набирушкина И. С. К вопросу об унификации ставок косвенных налогов в условиях функционирования ЕАЭС // Налоги. 2015. № 2. С. 26-27.

5. Новиков М.Б. Анализ проблем функционирования Единого экономического пространства Евразийского экономического союза и разработка мер по их решению // Наука и современность. 2015. № 37-2. С. 130-138.

© Лавренкова Ю. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.