Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1793
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / НЕФТЯНОЙ СЕКТОР / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / EXPORTS / OIL / PETROLEUM PRODUCTS / FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION / FACTOR ANALYSIS / PETROLEUM SECTOR / CUSTOMS PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Ибрагим Рамисович

В статье на основе анализа экспорта Российской Федерации обоснована особенность российского экспорта, которая заключаются в топливно-сырьевой направленности. Исследована роль и влияние экспорта нефти и нефтепродуктов на формирования доходной части федерального бюджета. Проанализированы структура и динамика нефтяных доходов федерального бюджета за период 2016-2019 гг. На основе количественных показателей развития нефтяной отрасли с применением стохастического факторного анализа выявлены факторы, влияющие на объем экспорта нефти и нефтепродуктов и формирование бюджета Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедов Ибрагим Рамисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR ANALYSIS OF RUSSIAN OIL AND PETROLEUM PRODUCTS EXPORTS UNDER CURRENT CONDITIONS

In the article, basing on the results of the Russian exports analysis its peculiar orientation towards energy and raw materials is justified. The role and impact of oil and petroleum products exports on the federal budget revenues is examined. The structure and changes in energy revenues of the federal budget for the period 2016-2019 are analyzed. On the basis of quantitative indicators of oil industry growth with the stochastic method, the factors influencing the oil and petroleum products exports and the budget revenues are identified.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Факторный анализ экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в современных условиях

Аннотация

В статье на основе анализа экспорта Российской Федерации обоснована особенность российского экспорта, которая заключаются в топливно-сырьевой направленности. Исследована роль и влияние экспорта нефти и нефтепродуктов на формирования доходной части федерального бюджета. Проанализированы структура и динамика нефтяных доходов федерального бюджета за период 2016-2019 гг. На основе количественных показателей развития нефтяной отрасли с применением стохастического факторного анализа выявлены факторы, влияющие на объем экспорта нефти и нефтепродуктов и формирование бюджета Российской Федерации.

Ключевые слова: экспорт; нефть; нефтепродукты; федеральный бюджет РФ; факторный анализ; нефтяной сектор; таможенные платежи.

Factor analysis of Russian oil and petroleum products exports under current conditions

Ibragim Ramisovich MAGOMEDOV,

Russian Customs Academy (140009, Moscow oblast, Lyubertsy, st. Komsomolsky avenue, 4) -

Postgraduate Student, e-mail: magomedov.ir@mail.ru

In the article, basing on the results of the Russian exports analysis its peculiar orientation towards energy and raw materials is justified. The role and impact of oil and petroleum products exports on the federal budget revenues is examined. The structure and changes in energy revenues of the federal budget for the period 2016-2019 are analyzed. On the basis of quantitative indicators of oil industry growth with the stochastic method, the factors influencing the oil and petroleum products exports and the budget revenues are identified.

Keywords: exports, oil, petroleum products, federal budget of the Russian Federation; factor analysis, petroleum sector, customs payments.

УДК 339.564 : 665.6 (470+571) ББК 65.428 : 35.514 (2Рос) М-127

Ибрагим Рамисович МАГОМЕДОВ,

Российская таможенная академия (140009, Московская область, г. Люберцы, ул. Комсомольский проспект, д. 4) - аспирант, e-mail: magomedov.ir@mail.ru

Abstract

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

Факторный анализ экспорта нефти и нефтепродуктов является важной составляющей прогнозирования социально-экономического развития. При этом, в условиях нестабильности экономики России, факторный анализ приобретает особое значение, поскольку без исследования экономических факторов сложно объяснить происходящие изменения в экспорте нефти и нефтепродуктов.

Под факторным анализом понимается «методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей» [15]. Основной целью факторного анализа экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации является отбор факторов на основе статистической обработки данных, благодаря которым становится возможным обоснование изменения объёма экспорта данных товаров. Факторный анализ позволяет качественно установить корреляционную зависимость между параметрами и выявить основные факторы, оказывающие влияние на объём экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации.

Анализ «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», позволяет заметить, что экспорт энергоресурсов останется одним из главных факторов роста российской экономики до 2030 г. [14], при этом в структуре экспорта будет постепенно увеличиваться доля энергоносителей с высокой добавленной стоимостью.

Энергоносители являются товарами, от экспорта которых зависят стабильность национальной валюты, наполняемость бюджета, развитие производственной сферы. Традиционно на состояние российской экономики влияет изменение мировых цен на нефть. Их перспективы невозможно точно определить, так как они зависят от множества факторов (политических, экономических и др.)1. Об актуальности проблематики свидетельствуют исследования анализа российского нефтяного комплекса и энергетической политики в работах таких авторов, как Ю.Н. Бобылев [5], С В. Жуков [8], В.А. Кулагин [10], А.А. Макаров [25], ТА. Митрова [26].

По данным статистического обзора мировой энергетики - 2019 (BP Statistical Review of World Energy 2019), Россия входит в десятку стран по мировым запасам нефти, в тройку лидеров по добыче сырой нефти. В рейтинге мировых экспортеров сырой нефти Россия занимает вторую позицию после Саудовской Аравии, что усиливает позицию России на мировом рынке нефти и уменьшает негативное влияние экономических кризисов на национальную экономику. Для получения более полной картины нефтяного сектора рассмотрим динамику экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации за 2016 - 2019 гг. (см. рисунок 1).

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

Рис. 1. Динамика экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации за 2016 - 2019 гг.

Источник: Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru.

На основе анализа данных рисунка 1 можно сделать вывод, что в течение 20162018 гг. динамика экспорта нефти и нефтепродуктов имела тенденцию к росту. Отдельно стоит выделить значительный рост объёма экспорта нефти и нефтепродуктов в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом на 27%, который составил 207,41 млрд долл. США. Основные причины высокого роста стоимостного объёма экспорта - увеличение добычи нефти и позитивная ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти. При этом экспорт нефти и нефтепродуктов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. сократился на 1,7% и составил 188,33 млрд долларов США, что обусловлено снижением стоимости экспорта энергетических товаров в условиях ухудшения конъюнктуры внешних товарных рынков2. Таким образом, экспорт нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации был и остается важнейшей статьей российского экспорта, что подтверждается показателями удельного веса экспорта продукции нефтяного сектора (см. таблицу 1).

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

Таблица 1

Стоимость и удельный вес экспорта продукции нефтяного сектора в российском экспорте в 2016-2019 гг.

Экспорт, Доля в общем объеме

млрд долл. российского экспорта, %

2016 2017 2018 2019 2016 2017 2018 2019

Экспорт, всего 287,57 359,08 449,62 424,63 100 100 100 100

Нефть и

нефтепродукты, 119,63 151,55 207,4 188,33 41,6 42,2 46,1 44,4

всего

Нефть 73,68 93,31 129,2 121,44 25,6 26,0 28,7 28,6

Нефтепродукты 45,95 58,24 78,2 66,89 16,0 16,2 17,4 15,8

Источник: Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru, расчёты автора.

Анализ данных позволяет констатировать, что экспорт нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в среднем составляет от 40 до 50% общего объёма экспорта. В товарной структуре экспорта России традиционно преобладают топливно-энергетические товары, в частности нефть и нефтепродукты. Их доля в долларовом объёме экспорта возросла с 41,6% в 2016 г. до 46,1% в 2018 г., но в 2019 г. снизилась до 44,4%, что объясняется падением мировой цены на нефть. Доля нефти в российском экспорте в 2019 г. составила 28,6%, а нефтепродуктов - 15,8%, что меньше значения показателя предыдущего года на 1,6%. Среди нефтепродуктов возросли физические объемы экспорта бензина автомобильного, однако снизились физические объемы керосина, дизельного топлива, топлив жидких.

Анализируя динамику российского нефтяного экспорта за взятый на рассмотрение период, можно сделать вывод: в целом наблюдается стабильная динамика экспортной ориентации нефтяного сектора (см. таблицы 1 и 2). Данная тенденция прослеживается в таких важных показателях, как чистый экспорт, доля товарной группы в общем объёме экспорта, доля чистого экспорта нефти и нефтепродуктов в производстве нефти (см. таблицу 2).

Таблица 2

Соотношение производства и экспорта нефти и нефтепродуктов

в 2016-2019 гг.

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Нефть, млн тонн

Производство 547,6 546,8 556,0 561,0

Экспорт, всего 254,8 252,6 260,2 267,5

Q 122

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Чистый экспорт нефти 254,0 252,0 259,7 267,4

Чистый экспорт нефти, % к производству 46,4 46,1 46,7 47,7

Нефтепродукты, млн тонн

Экспорт, всего 156,0 148,4 150,1 142,8

Чистый экспорт 155,3 147,7 149,6 142,2

Нефть и нефтепродукты, млн тонн

Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов 409,3 399,7 409,3 409,6

Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов, % к производству нефти 74,7 73,1 73,6 73,0

Источник: Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru, Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru, расчёты автора.

Таблица 2 демонстрирует фактические показатели производства и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2016-2019 гг. Анализ данных позволяет сделать выводы о том, что чистый экспорт нефти и нефтепродуктов имеет тенденцию к росту. В 2019 г. суммарный объём чистого экспорта нефти и нефтепродуктов вырос до 409,6 млн тонн, или на 0,07% по сравнению с предыдущим годом, показатель которого был близок к историческому максимуму, достигнутому в 2015 г. - 416 млн тонн [5]. При этом, следует отметить заметное увеличение в 2019 г. чистого экспорта сырой нефти (на 3,0%), обусловленное проведением налогового маневра и сокращением экспорта нефтепродуктов (на 4,9%), которое объясняется сокращением физических объемов керосина, дизельного топлива, топлив жидких. Доля чистого экспорта нефти и нефтепродуктов в производстве нефти за данный период демонстрирует относительно стабильную динамику и составила 73% в 2019 г., что на 0,6% меньше чем в предыдущем году.

Вместе с тем, нефтяной сектор экономики страны играет важнейшую роль не только как главный экспортер, но и как крупнейший «донор» федерального бюджета. Об этом свидетельствует и механизм формирования доходов бюджета, указывающий на деление доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые. Доля нефтяных доходов в общих доходах федерального бюджета в течение последних менялась, но оставалась на лидирующих позициях по сравнению с доходами бюджета из других источников (см. рисунок 2).

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета в 2016-2019 гг. Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru.

За анализируемый период (2016-2019 гг.) наблюдается значительный рост доходов федерального бюджета с 13460,00 млрд руб. в 2016 г. до 20187,8 млрд руб. в 2019 г., при этом резкий рост произошёл в 2018 г. В то же время доля нефтяных доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета за аналогичный период имела тенденцию к росту относительного показателя. Так, значение данного показателя выросло с 29,27% в 2016 г. до 38,95% в 2018 г., при этом в 2019 г. наблюдается снижение доли нефтяных доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета до 32,70%.

Резкий рост доходов федерального бюджета и доли нефтяных доходов в 2018 г. обусловлен бурным ростом доходов от нефтяных поступлений, а именно: увеличением средней цены на нефть марки Urals, которая выросла с 53,3 долл./ барр. в 2017 г. до 70,3 долл./барр в 2018 г.; изменением среднего обменного курса доллара к рублю в 2018 г., который составил 62,54 руб., тогда как в 2017 г. он составлял 58,33 руб.3 Рост мировых цен на нефть, сопровождаемый ослаблением рубля, привел к росту нефтяных доходов федерального бюджета.

В соответствии со ст. 96.6. Бюджетного кодекса РФ к нефтяным доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты [3]:

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

□ налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (далее НДПИ);

□ вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

□ вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;

□ налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее НДД);

□ акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

Анализ структуры нефтяных доходов федерального бюджета за 2016-2019 гг. позволил выявить, что основными системообразующими элементами совокупности нефтяных доходов являются НДПИ и экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты (см. таблицу 3).

Таблица 3

Структура нефтяных доходов федерального бюджета за 2016-2019 гг.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Нефтяные доходы, млрд руб. 3939,3 4850,3 7578,00 6601,60

Налог на добычу полезных ископаемых, млрд руб. 2461,8 3476,2 5379,2 5344,7

Удельный вес, в % 62,5 71,7 71,0 76,1

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты 1477,5 1374,1 2198,7 1580,3

Удельный вес, в % 37,5 28,3 29,0 22,5

Акциз на нефтяное сырье без Кдемп*, млрд руб. - - - -142,4

Кдемп - - - -282,2

Налог на дополнительный доход, млрд руб. - - - 101,1

Примечание к таблице: * фактическое возмещение акциза (по данным кассовой отчетности Федерального казначейства), не совпадает с начисленным в результате того, что часть компаний обращается за возмещением в последующие периоды

Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru, расчёты автора.

Анализ данных таблицы 3 свидетельствует, что первенствующим по значению налогом на нефтяной сектор является НДПИ, введённый в 2002 г. и взимаемый при добыче сырой нефти. Поступления от НДПИ в федеральный бюджет имели поступательную положительную динамику за 2016-2018 гг. Однако в 2019 г. произошло снижение налоговых поступлений от НДПИ на 0,65% и составило 5 971,7 млрд руб. Данное снижение обусловлено сокращением объемов добычи нефти в России и введением НДД.

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

Вторым по значимости видом специального налога на нефтяной сектор и немаловажным источником формирования доходов федерального бюджета являются таможенные пошлины, полученные от экспорта нефти и нефтепродуктов, которые в среднем составляют от 22,5% до 37,5%. Так, размер экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты за 2019 г. составил 1580,3 млрд руб. По сравнению с 2018 г. поступление доходов от взимания экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты сократилось на 434,5 млрд рублей, в то же время относительно 2017 г. рост составил 206,3 млрд рублей. Вместе с тем, основная часть поступлений экспортных пошлин приходится на сырую нефть. В 2019 г. на неё пришлось 1 115,5 млрд руб., на нефтепродукты - 464,9 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение размера экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в 2019 г. во многом объясняется снижением цены на нефть сырую марки «Urals», соглашением ОПЕК+, в котором договорились о сокращении добычи нефти, проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, который предусматривает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до полной отмены и в то же время повышение ставки НДПИ, а также переходом ряда экспортеров нефти сырой на уплату НДД и применение льготного режима уплаты вывозной таможенной пошлины.

Определенную роль в налогообложении нефтяного сектора играют также акцизы на нефтепродукты, система которых была изменена с 1 апреля 2020 г., где акциз на темные нефтепродукты и средние дистилляты стал рассчитываться ежемесячно. Однако можно заметить, что в 2019 г. значение данного показателя отрицательное и составляет - 424,6 млрд руб. Это непосредственно связано с введением в 2019 г. демпфирующего механизма, который позволил нефтяным компаниям частично возместить недополученную прибыль при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортные цены оказались выше условных внутренних. По своей экономической сути отрицательный акциз - это гибкий инструмент для нефтеперерабатывающих предприятий, поставляющих качественный продукт на внутренний рынок и заключивших соглашение о модернизации мощностей, позволяющий компенсировать часть расходов, которые возникают из-за роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Заключительным (составляет около 1,4%) и новым в структуре нефтяных доходов федерального бюджета РФ является введённый в 2019 г. режим налогообложения для нефтяного сектора - НДД, который предусматривает предоставление тарифной льготы в виде освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины [9]. НДД является специальным рентным налогом, который, в отличие от применяемых в настоящее время НДПИ и экспортной пошлины, базирующихся на по-

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

казателях валового дохода, основывается на получаемом чистом доходе и является существенно более гибким инструментом налогообложения [6]. Введение такого налога целесообразно для новых нефтяных месторождений, разработка которых требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости капитальных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности [9].

Итак, проведённый анализ наглядно продемонстрировал, что процесс экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации является одним из основных факторов формирования доходной части федерального бюджета, который в первую очередь зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Вместе с тем, НДПИ и экспортные пошлины являются одним из важнейших источников доходов федерального бюджета, их фискальная роль чрезвычайно велика. Объём перечисляемых в федеральный бюджет доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов напрямую зависит от мировой цены нефти, ставки экспортной пошлины, объёма экспорта и др. В связи с этим, предлагаем использовать в качестве инструментария систему факторов, влияющих на экспорт нефти и нефтепродуктов. Все факторы объединены в две группы: внешние и внутренние (см. рисунок 3). Данная классификация формируется по признаку возможности влияния на объём экспорт нефти и нефтепродуктов, где мировое сообщество представляет собой внешние факторы, среди которых выделяются политические, экономические, природно-сы-рьевые, научно-технические/ инновационные и экологические. При этом влияние политических, научно-технических/инновационных и экологических факторов в большинстве случаев оценить количественными показателями практически невозможно. Кроме того, влияние таких факторов не носит систематический характер, поэтому данные факторы не будут включены в стохастический факторный анализ. Однако данные факторы являются важными составляющими элементами в системе факторов, влияющих на объём экспорта нефти и нефтепродуктов.

Внутренняя среда представляет собой факторы управления уровня государства, которые непосредственно влияют на объём экспорта нефти и нефтепродуктов. К ним относятся: объем добычи нефти в России, средняя цена нефти марки «Urals», размер ставок экспортных пошлин, прирост запасов нефти, объемы первичной переработки нефти, глубина переработки нефтяного сырья, курс рубля и т.д. Исследование факторов государственного уровня представляет предельный интерес, поскольку оно позволяет достаточно объективно оценить влияние данных факторов на изменение объёма экспорта нефти и нефтепродуктов ввиду возможности количественной оценки, а также доступности и открытости информации по данным показателям на официальных сайтах министерств и ведомств.

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

Внешние факторы Внутренние факторы

1. Политический фактор (деятельность международных альянсов, политическая нестабильность стран-импортёров), 2. Экономический фактор (мировой спрос на нефть и нефтепродукты, объем промышленного производства, цены на нефть на внешнем рынке, объем мирового потребления и др.). 3, Научно-технический/инновационный фактор. 4, Природно-сырьевой фактор (объем и структура мировой добычи, оценка запасов нефти и газа, степень разведанное™ и разработки месторождений, рентабельность ..... 1 1. Объем добычи нефти в РФ, 2. Средняя цена нефти марки «Urals», 3, Размер ставок экспортных пошлин. 5, Прирост запасов нефти. 6. Объемы первичной переработки нефти. 7. Глубина переработки нефтяного сырья. 8, Курс рубля. Э, Организационная структура компаний, 10, Кадровая политика (профессиональная компетентность кадров, социальная

Рис. 3. Факторы, влияющие на объём экспорта нефти и нефтепродуктов

Кроме того, к внутренним факторам относятся: организационная структура, кадровая политика, материально-техническое обеспечение, степень воздействия государства на экономическое поведение экспортёров. Оценка влияния данных факторов на объём экспорта нефти и нефтепродуктов является процессом достаточно трудоёмким, поскольку по большинству из представленных факторов отсутствуют количественные показатели. Для того чтобы осуществлять анализ исследуемого объекта, необходимо отобрать факторы, оказывающие решающее воздействие на результативный показатель, так как количество факторов может быть очень велико. Усечение множества факторов является объективной необходимостью, так как данные факторы малозначимы с позиции сущности социально-экономического процесса. Однако это не значит, что только выбранные факторы оказывают влияние на объём экспорта нефти и нефтепродуктов.

В целях выявления факторов и, что особо важно, количественной оценки степени их влияния на объёмы экспорта нефти и нефтепродуктов был проведен стохастический факторный анализ. На основе разработанной системы факторов, влияющей на экспорт нефти и нефтепродуктов, отображены только те факторы, которые могут быть оценены количественно и имеют причинно-следственную связь между собой. С помощью корреляционного анализа произведена оценка тесноты связи между факторами и объёмом экспорта нефти и нефтепродуктов, которая представлена в таблице 4.

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

Таблица 4

Факторы, влияющие на объем экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации

Показатели Коэффициент парной корреляции с объемом экспорта нефти и нефтепродуктов из России

Объем добычи нефти в РФ 0,982

Мировая цена на нефть марки «Urals» 0,994

Размер ставок экспортных пошлин 0,363

Прирост запасов нефти 0,039

Объемы первичной переработки нефти 0,723

Глубина переработки нефтяного сырья 0,703

Курс рубля -0,176

Потребление нефти в мире 0,929

Для графической интерпретации полученные значения коэффициентов парной корреляции были соотнесены со значениями косинусов углов (см. рисунок 4). Чем ближе значение коэффициента корреляции к 1, тем теснее связь, при этом значение косинуса угла будет расположено ближе к 0. И, в обратном порядке, чем меньше значение коэффициента корреляции, тем дальше от 0 будет расположено значение. Однако близкий к нулю коэффициент корреляции свидетельствует об отсутствии линейной связи переменных, но не подтверждает об отсутствии их связи в целом.

Объем добычи нефти в РФ

140

Потребление нефти в мире 120 100 Цена на нефть марки "Urals"

80

60

40 Размер ставок экспортных пошлин

Курс рубля ^^ ЯШ

Глубина переработки нефтяного сырья Объемы первичной переработки нефти Прирост запасов нефти

Рис. 4. Косинусы коэффициентов корреляции предложенных факторов Источник: составлено автором.

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

Анализ коэффициентов парной корреляции показывает (см. рисунок 4), что зависимая переменная Y - объём экспорта нефти и нефтепродуктов, по шкале Чеддока имеет весьма высокую прямую связь с мировой ценой на нефть марки «Urals», объёмом добычи нефти в РФ и потреблением нефти в мире, где коэффициенты корреляции равны соответственно 0,994; 0,982 и 0,929. Кроме того, высокая прямая связь наблюдается между «объёмом экспорта нефти - объемом первичной переработки нефти», а также между «объёмом экспорта нефти - глубиной переработки нефтяного сырья» с коэффициентами корреляции 0,723 и 0,703. Интересным является тот факт, что фактор X - курс рубля имеет слабую обратную связь с коэффициент корреляции равным - 0,176, что свидетельствует о наименьшем влиянии на объём экспорта нефти и нефтепродуктов.

Разработанная классификация факторов доказывает, что основными факторами, которые могут оказать огромное влияние на объём экспорта нефти и нефтепродуктов являются факторы непосредственного воздействия: мировая цена на нефть марки «Urals», объём добычи нефти в РФ и потребление нефти в мире.

Таким образом, на основе анализа статистических данных нефтяной отрасли выявлено, что экспорт нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации является существенной статьей доходов федерального бюджета, поскольку значимую доходную часть бюджета составляют поступления от НДПИ и таможенных платежей, а также налогов от деятельности участников ВЭД, экспортирующих нефть и нефтепродукты из Российской Федерации.

Вместе с тем, разработана система факторов, влияющих на экспорт нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации, а, следовательно, и на величину «нефтяных доходов» государства. На основе анализа полученных результатов в виде выявленных тенденций и стохастического факторного анализа делаем вывод, что главными факторами, влияющими на экспорт нефти и нефтепродукты из Российской Федерации, являются мировая цена на нефть марки «Urals», формируемая под воздействием спроса и предложения на мировом рынке, а также объём добычи нефти в Российской Федерации и потребление нефти в мире. Использование результатов такого анализа позволяет обозначить объективные причины изменения объёмов экспорта нефти и нефтепродуктов за счет каждого из факторов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Мильшина И.В. Административные инструменты государственного регулирования экспорта (на примере нефти и нефтепродуктов) // Известия Саратовского университета. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, № 4. C. 465-467.

2 Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики: «Сокращение внешнеторгового оборота России в условиях замедления роста мировой экономики» // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2019. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/_декабрь_ web_(003).pdf

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

3 Банк России: Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://www.cbr.ru e (дата обращения 19.06.2020)

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант - Плюс».

2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» // СПС «Консультант - Плюс».

3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СПС «Консультант - Плюс».

4. Александрова А.И., Закревская А.В., Соколицын А.С. Анализ экономики нефтегазового сектора в РФ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2019. - № 2. С. 3-14.

5. Бобылев Ю.Н. Нефтяной сектор: основные тенденции 2018-2019 годов // Экономическое развитие России. - 2019. - № 3. C. 13-17.

6. Бобылев Ю.Н., Расенко О.А. О введении налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли // Экономическое развитие России. - 2017. - №10. С. 65-69.

7. Грушевенко Д. А., Грушевенко Е.В. Российская нефтяная отрасль: что будет в 2035 г.? // Экологический вестник России. - 2019. - № 5. С. 4-10.

8. Жуков С.В., Копытин И.А. Российский нефтегазовый сектор под давлением западных санкций // Коллективная монография: Трансформация мирового рынка нефти / Отв. ред. С.В. Жуков. М.: ИМЭМО РАН. - 2016. С. 145-162.

9. Магомедов И.Р. Таможенный контроль нефти сырой, в отношении которой предоставляются тарифные льготы // Актуальные вопросы современной науки и практики: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Уфа: НИЦ «Вестник науки». - 2019. С. 176-187 (Ч.1).

10. Макаров А. А., Митрова Т. А., Кулагин В. А. Сценарный прогноз развития энергетики России // Региональная энергетика и энергосбережение. - 2019. - № 4. С. 76-81.

11. Мильшина И.В. Административные инструменты государственного регулирования экспорта (на примере нефти и нефтепродуктов) // Известия Саратовского университета. Экономика. Управление. Право. - 2017. Т.17. - № 4. C. 465-467.

12. Немирова Г.И., Хмелёв С.А. Сырьевой аспект сбалансированного и экономически безопасного развития российского государства // Вопросы региональной экономики. -2018. - № 1(34). С. 70-75.

13. Прогноз развития энергетики мира и России 2019 / под ред. А. А. Макарова, Т. А. Митровой, В. А. Кулагина. - М.: ИНЭИ РАН -Московская школа управления СКОЛКОВО -Москва. - 2019. 210 с.

14. Перспективы развития таможенного контроля и таможенного регулирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза: монография / под ред. Г.И. Немировой. М.: РИО Российской таможенной академии. - 2018. 160 с.

15. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. 378 с.

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

131 Q

16. Филимонова И.В., Комарова А.В. Факторный анализ экономической эффективности нефтегазовой отрасли России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. - № 4. С. 204-216.

17. Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз // В.В. Бушуев и др. - М.: ИД «Энергия». - 2017. 344 с.

18. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред. А.А.Макарова, Л.М.Григорьева, Т.А.Митровой. - М.: ИНЭИ РАН-АЦ при Правительстве РФ. - 2015. 400 с.

19. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики: «Сокращение внешнеторгового оборота России в условиях замедления роста мировой экономики» // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2019. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/_де-кабрь_web_(003).pdf

20. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год (предварительные итоги) // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ budget/federal_budget/budgeti/2019/?id65=129889-ispolnenie_federalnogo_byudzheta_i_ byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii_za_2019_god_predvaritelnye_itogi

21. Банк России: Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения 19.06.2020).

22. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru (дата обращения 19.06.2020).

23. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru (дата обращения 19.06.2020).

24. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 19.06.2020).

25. Makarov A.A. Technological Progress Opportunities in the Energy Sector of Russia. Studies on Russian Economic Development. - 2020. - Vol. 31. p. 52-63.

26. Mitrova Т.А. Why Russia's oil exports aren't about to fall // Petroleum Economist. - June 2016. p. 10-12.

27. BP Statistical Review of World Energy. - 2019. - 68th edition. 64 р.

BIBLIOGRAPHY:

1. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii e'konomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // SPS «KonsuFtant - Plyus».

2. Rasporyazhenie praviteFstva Rossijskoj Federacii ot 13.11.2009 № 1715-r «Ob E'nergeticheskoj strategii Rossii na period do 2030 g.» // SPS «KonsuFtant - Plyus».

3. «Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii» ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 08.06.2020) // SPS «KonsuFtant - Plyus».

4. Aleksandrova A.I., Zakrevskaya A.V., Sokolicyn A.S. Analiz e'konomiki neftegazovogo sektora v RF // Nauchny'j zhurnal NIU ITMO. Seriya «E'konomika i e'kologicheskij menedzhment». - 2019. - № 2. S. 3-14.

5. Bobylev Yu.N. Neftyanoj sektor: osnovny'e tendencii 2018-2019 godov // E'konomicheskoe razvitie Rossii. - 2019. - № 3. C. 13-17.

^ 132

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

6. Bobylev Yu.N., Rasenko O.A. O vvedenii naloga na dopolnitelnyj doxod v neftyanoj otrasli // E'konomicheskoe razvitie Rossii. - 2017. - №10. S. 65-69.

7. Grushevenko D.A., Grushevenko E.V. Rossijskaya neftyanaya otrasl': chto budet v 2035 g.? // Fkologicheskij vestnik Rossii. - 2019. - № 5. S. 4-10.

8. Zhukov S.V., Kopytin I.A. Rossiískií neftegazovy'í sektor pod davleniem zapadnyx sankcií // Kollektivnaya monografiya: Transformaciya mirovogo ry'nka nefti / Otv. red. S.V. Zhukov. M.: IME'MO RAN. - 2016. S. 145-162.

9. Magomedov I.R. Tamozhennyj kontroF nefti sy'roj, v otnoshenii kotoroj predostavlyayutsya tarifny'e l'goty' // Aktual'ny'e voprosy' sovremennoj nauki i praktiki: sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: NICz «Vestnik nauki». - 2019. S. 176187 (Ch.1).

10. Makarov A.A., Mitrova T.A., Kulagin VA. Scenarny'j prognoz razvitiya e'nergetiki Rossii // RegionaTnaya e'nergetika i e'nergosberezhenie. - 2019. - № 4. S. 76-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. MiFshina I.V. Administrativa'e instrumenty' gosudarstvennogo regulirovaniya e'ksporta (na primere nefti i nefteproduktov) // Izvestiya Saratovskogo universiteta. E'konomika. Upravlenie. Pravo. - 2017. T. 17. - № 4. C. 465-467.

12. Nemirova G.I., Xmelyov S.A. SyYevoj aspekt sbalansirovannogo i e'konomicheski bezopasnogo razvitiya rossijskogo gosudarstva // Voprosy' regional'noj e'konomiki. - 2018. - № 1(34). S. 70-75.

13. Prognoz razvitiya e'nergetiki mira i Rossii 2019 / pod red. A.A. Makarova, T.A. Mitrovoí, V.A. Kulagina. - M.: INE'I RAN-Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO - Moskva. -2019. 210 s.

14. Perspektivy' razvitiya tamozhennogo kontrolya i tamozhennogo regulirovaniya v usloviyax funkcionirovaniya Evraziískogo e'konomicheskogo soyuza: monografiya / pod red. G.I. Nemirovoí. M.: RIO Rossiískoí tamozhennoj akademii. - 2018. 160 s.

15. Saviczkaya, G. V. Analiz xozyajstvennoj deyatel'nosti predpriyatiya: uchebnik. - M.: INFRA-M, 2018. 378 s.

16. Filimonova I.V, Komarova A.V. Faktorny'j analiz e'konomicheskoj effektivnosti neftegazovoj otrasli Rossii // Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politexnicheskogo universiteta. SociaFno-e'konomicheskie nauki. - 2019. - № 4. S. 204-216.

17. Ceny' na neft': analiz, tendencii, prognoz // VV. Bushuev i dr. - M.: ID «E'nergiya». -2017. 344 s.

18. E'volyuciya mirovyx e'nergeticheskix ry'nkov i ee posledstviya dlya Rossii / pod red. A.A.Makarova, L.M.Grigoreva, T.A.Mitrovoí. - M.: INE'I RAN-ACz pri PraviteFstve RF. -2015. 400 s.

19. Byulleten o tekushhix tendenciyax rossijskoj e'konomiki: «Sokrashhenie vneshnetorgovogo oborota Rossii v usloviyax zamedleniya rosta mirovoj e'konomiki» // Analiticheskij centr pri PraviteFstve RF. 2019. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/_ dekabr'_web_(003).pdf

20. Ispolnenie federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoj sistemy' Rossijskoj Federacii za 2019 god (predvariteFny'e itogi) // Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii. URL: https:// www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019/?id65=129889-ispolnenie_ federalnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii_za_2019_ god_predvaritelnye_itogi

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

133 Q

21. Bank Rossii: Centralnyj bank Rossijskoj Federacii [ETektronny'j resurs]: oficiaFny'j sajt. URL: https://www.cbr.ru (data obrashheniya 19.06.2020).

22. Oficialnyj sajt Ministerstva e'nergetiki Rossijskoj Federacii [ETektronny j resurs]. URL: https://minenergo.gov.ru (data obrashheniya 19.06.2020).

23. Oficialnyj sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii [ETektronny'j resurs]. URL: https://www.minfin.ru/ru (data obrashheniya 19.06.2020).

24. Oficialnyj sajt FederaFnoj tamozhennoj sluzhby' [ETektronny'j resurs]. URL: http:// www.customs.ru (data obrashheniya 19.06.2020).

25. Makarov A.A. Technological Progress Opportunities in the Energy Sector of Russia. Studies on Russian Economic Development. - 2020. - Vol. 31. p. 52-63.

26. Mitrova T.A. Why Russia's oil exports aren't about to fall // Petroleum Economist. - June 2016. p. 10-12.

27. BP Statistical Review of World Energy. - 2019. - 68th edition. 64 r.

^ 134

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.