Научная статья на тему 'Влияние экспорта нефти и нефтепродуктов на пополнение федерального бюджета российской Федерации'

Влияние экспорта нефти и нефтепродуктов на пополнение федерального бюджета российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1034
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / нефть / нефтепродукты / федеральный бюджет / доходы федерального бюджета. / export / oil / petroleum products / Federal budget / Federal budget revenues

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. М. Короткова

В статье рассматривается влияние экспорта нефти на доходы федерального бюджета Российской Федерации. В настоящее время Россия одно из лидирующих мест в мире по добыче и экспорту нефти. При этом рынок нефти насчитывает достаточно большое количество государств и негосударственных организаций, которые контролируют основные потоки сырья между странами и ценовую политику. Контроль за сбытом нефти определяет внешнюю политику и дипломатическую деятельность многих государств. Экспорт российской нефти осуществляется в различные государства, отношения с которыми не всегда можно назвать дружескими, что оказывает влияние на доходы федерального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS EXPORTS TO SUPPLEMENT THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the impact of oil exports on the Federal budget revenues of the Russian Federation. Currently, Russia is one of the world's leading oil producers and exporters. At the same time, the oil market has a fairly large number of States and non-governmental organizations that control the main flows of raw materials between countries and price policy. Control over oil sales determines the foreign policy and diplomatic activities of many States. Russian oil exports are carried out to various countries, relations with which can’t always be called friendly, which affects the revenues of the Federal government.

Текст научной работы на тему «Влияние экспорта нефти и нефтепродуктов на пополнение федерального бюджета российской Федерации»

ВЛИЯНИЕ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ПОПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.М. Короткова, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10106

Аннотация. В статье рассматривается влияние экспорта нефти на доходы федерального бюджета Российской Федерации. В настоящее время Россия одно из лидирующих мест в мире по добыче и экспорту нефти. При этом рынок нефти насчитывает достаточно большое количество государств и негосударственных организаций, которые контролируют основные потоки сырья между странами и ценовую политику. Контроль за сбытом нефти определяет внешнюю политику и дипломатическую деятельность многих государств. Экспорт российской нефти осуществляется в различные государства, отношения с которыми не всегда можно назвать дружескими, что оказывает влияние на доходы федерального.

Ключевые слова: экспорт, нефть, нефтепродукты, федеральный бюджет, доходы федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 139 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенная процедура экспорта - это таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами [1].

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к доходам федерального бюджета, полученным от реализации нефти и нефтепродуктов, относятся: доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть); экспортные таможенные пошлины на нефть сырую; экспортные таможенные пошлины на отдельные виды товаров, выработанных из нефти [2].

Первостепенной целью экспортной пошлины является пополнение доходной части бюджета страны. Поскольку цены на внутреннем рынке на такую специфическую продукцию ниже, чем на мировом, для обеспечения внутренней потребности российской экономики государство применяет ограничительные меры в виде установления пошлин на вывоз нефтепродуктов.

Базой для исчисления таможенных пошлин при вывозе сырой нефти и нефтепродуктов является масса, то есть их физическая характеристика в натуральном выражении, а также ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются.

В отношении нефти сырой и нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др.) ставки вывозных таможенных пошлин различаются и указываются в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Особенность таких ставок заключается в том, что они устанавливаются на срок в один календарный месяц.

Таким образом, сумма вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определяется путем применения базы для исчисления вывозных таможенных пошлин и соответствующей ставки.

В свою очередь, в состав обязательных налоговых отчислений для российских компаний входят: налог на прибыль по ставке 20% (Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 12,5% в 2017-2020 годах)[3]; налог на добавлен-

ную стоимость - НДС (стандартная ставка НДС - 20%); налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование недрами; прочие налоги в отношении юридических лиц (включая налог на имущество и отчисления в социальные фонды); таможенные платежи.

В разные годы доля нефтегазовых доходов в бюджете, по данным Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), варьировалась от 36 до 51%.

Стоит отметить, что при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом, как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей. Нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, ссылаясь на то, что их невозможно объективно и тем более оперативно оценить.

В 2019 году по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) доходы Российской Федерации, от экспорта нефти составили 111 589,1 млрд. долларов США. В то же время экспорт нефти за этот период вырос на 3,8%, составив 245 842,3 млн. тонн.

Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС), выросла на 7,1 п.п. - с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Влияние на доходы федерального бюджета от экспорта нефти и нефтепродуктов могут оказывать изменения не только в законодательстве, а также, в первую очередь, различные экономические и политические процессы.

Сегодня рынок нефти насчитывает огромное количество государств и негосударственных организаций, контролирующих основные потоки сырья между странами, а также ценовую политику [4]. Контроль за сбытом этих ресурсов, в свою очередь, определяет внешнюю политику и дипломатическую деятельность многих государств.

Экспорт российской нефти происходит в разные государства, отношения с которыми зачастую могут характеризоваться как дружеские или нейтральные.

Так, крупнейшие компании-покупатели, которые вносят немалый вклад в бюджет России, находятся в Китае, что объясняется не только удобным географическим положением, но и благоприятной политической обстановкой между самими государствами.

Согласно статистике Главного таможенного управления КНР объем сырой экспортируемой нефти из России в 2018 году составил 71,5 млн. тонн, что на 19,7% больше чем показатели в 2017 году.

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса объем экспорта российской нефти в страны дальнего зарубежья в начале 2020 года составил 21,3 млн. тонн, что по сравнению с началом 2019 года увеличилось на 3,6%.

В свою очередь, увеличение объемов экспорта нефти непосредственно оказало влияние на пополнение доходной части федерального бюджета России, и в 2019 году вместе с доходами от экспорта газа общая сумма, поступившая в бюджет, составила 89,2 млрд. долларов.

В настоящее время Беларусь покупает только российскую нефть, но, несмотря на это, на фоне нефтегазовых споров Минска и Москвы, экспорт нефти из России в Беларусь на начале 2020 года сократился на 73,7% по сравнению с началом прошлого 2019 года и по итогам составил 407,2 тыс.

т. Данные показатели объема экспортируемой нефти оказались значительно меньше, чем планируемые поставки, которые по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса должны были составить 1,99 млн т.

Также Беларусь активно ищет альтернативные источники поставок нефти. Так, 24 декабря 2019 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил, что при отсутствии договоренностей с Российской Федерацией Минск может начать закупать американскую или саудовскую нефть через Польшу по магистральному нефтепроводу «Дружба» или рассмотреть поставки нефти с Украины, из Польши, стран Балтии, Казахстана, Азербайджана.

Таким образом, за счет сокращения немалых объемов экспорта нефти в Беларусь, Россия уже недополучила часть планируемой прибыли. К тому же, если договоренности о поставках нефти между государствами так и не буду достигнуты, то Россия рискует не только минимизировать объемы экспорта, но и в целом потерять стабильного покупателя нефти и нефтепродуктов.

Несмотря на то, что Россия имеет трудные отношения с Соединенными Штатами Америки, санкции, вводимые США, по мнению министерства экономического развития РФ, помогли России нарастить экспорт нефти и тем самым пополнить федеральный бюджет государства [5]. Так, экспорт нефти в Турцию за 2019 год вырос в 4,5 раза, поскольку из-за возобновления американских санкций в отношении Ирана, ряду турецких производств пришлось переориентироваться на российское сырье. С другой стороны после введения ограничительных мер против Венесуэлы поставки российской нефти в США выросли в три раза.

По оценке Банка России общий экспорт составил 121,6 млрд долл., из которого 5% пришлось на экспорт российской нефти в Турцию и США [6].

На пополнение федерального бюджета при экспорте нефти и нефтепродуктов непосредственно оказывает влияние цена на

нефть на мировом рынке. В мире существует несколько маркерных сортов нефти -сортов, цены на которые устанавливаются в ходе торгов на международных биржах, и непосредственно формирующихстои-мость других сортов нефти. Таким сортами являются: Brent, WTI, DubaiCrude.

Российская нефть идет на экспорт под маркой Urals. Цена на нее определяется ценой на нефть марки Brent, но с некоторым дисконтом. В свою очередь, российская нефть считается менее качественной, что объясняется тем, что в российской нефти содержится меньше легких фракций, а также большее количество серы, а это требует от переработчиков нефти дополнительных затрат на ее очистку.

На практике, проблемы российского бюджета заметно сглаживались при повышении цен на нефть на мировом рынке и, наоборот, обострялись при их падении.

Различные организации дают оценку влияния роста мировой цены нефти на доходы федерального бюджета. Подобные расчеты базируются как на современной практике разработки федерального бюджета, так ина основе прогноза цены российской нефти на мировом рынке. Она является отправной для установления расчетной цены нефти, уровень которой определяет ожидаемые реальные поступления в бюджет.

Несмотря на все стремления Правительства Российской Федерации избавиться от нефтяной зависимости, Россия все равно остается достаточно нефтезависи-мой страной. Так, доля нефтегазовых доходов в 2019 г. по предварительным данным Минфина, составила около 40,8%, из-за чего многие эксперты говорят, что Россия «сидит на нефтяной игле», и нужно скорее избавляться от этой зависимости. Снижение нефтегазовых доходов в бюджете страны поможет решить проблему зависимости рубля от цен на нефть. Суть зависимости в том, что нефть продается за доллары, а российский бюджет должен наполняться и исполняться в рублях. Поэтому если количество долларов, поступающих от продажи нефти, снижается, для того чтобы сбалансировать бюджет, нужно за них же получить большее количество

рублей, а это возможно сделать лишь при помощи девальвации [7].

Решить эту проблему возможно путем развития перерабатывающих отраслей, за счет средств, полученных от действующих цен на нефть. К тому же потребуется и диверсификация экономики. Избавится от нефтезависимости возможно и путем создания российской международной товарно-сырьевой биржи, на которой расчеты требовалось бы проводить в рублях, что оказало быположительное влияние на российскую валюту и помогло бы ей стать более универсальным средством для международных расчетов, а также благодаря этому постепенно расширить зону своего влияния.

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 19.01.2020).

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от

02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.01.2020).

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 18.01.2020);

4. Катюха П.Б. Основы нефтяного бизнеса. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И М. Губкина, 2015. - 349 с.

5. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru (дата обращения

18.01.2020).

6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru (дата обращения 18.01.2020).

7. Барбышева Г.И., Харланова В.Н. Влияние цен на нефть на мировую экономику // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №5 (07). - С. 63-67.

8. Петрушина О.М., Непарко М.В., Филиппов М.И., Гужа В.О. Особенности обеспечения уплаты таможенных платежей в России //Финансовая экономика 2019. - №1. - С. 517520.

9. Официальный сайт Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdu.ru (дата обращения 19.01.2020).

Таким образом, можно сделать вывод, что экспорт нефти и нефтепродуктов оказывает достаточно весомое влияние на пополнение федерального бюджета Российской Федерации. В свою очередь объемы экспорта нефти и нефтепродуктов зависят как от законодательной базы государства, так и от экономических и политических аспектов. В настоящее время из-за того, что бюджет России находится в немалой зависимости от экспорта нефти, Правительством Российской Федерации ведется работа по снижению такой зависимости, чтобы тем самым укрепить экономическую и валютную ситуацию в государстве.

IMPACT OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS EXPORTS TO SUPPLEMENT THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

E.M. Korotkova, Student Supervisor: M. V. Neparko, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the impact of oil exports on the Federal budget revenues of the Russian Federation. Currently, Russia is one of the world's leading oil producers and exporters. At the same time, the oil market has a fairly large number of States and non-governmental organizations that control the main flows of raw materials between countries and price policy. Control over oil sales determines the foreign policy and diplomatic activities of many States. Russian oil exports are carried out to various countries, relations with which can't always be called friendly, which affects the revenues of the Federal government.

Keywords: export, oil, petroleum products, Federal budget, Federal budget revenues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.