Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВЫВОЗЕ СЫРОЙ НЕФТИ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2017-2020 ГГ.'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВЫВОЗЕ СЫРОЙ НЕФТИ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2017-2020 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

412
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / СЫРАЯ НЕФТЬ / ЭКСПОРТ НЕФТИ ИЗ РОССИИ / ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ФТС РОССИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ / СТАВКИ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА НЕФТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ТОРГОВЛЯ ЕАЭС / ОПЕК+ / ЕАЭС / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ЭКСПОРТ РФ / НЕФТЯНАЯ ИГЛА / БОЛЬШОЙ НАЛОГОВЫЙ МАНЁВР / ТОРГОВЛЯ СЫРЬЁМ / ЭКСПОРТ СЫРЬЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчаков В. В., Филатова В. В., Брянский А. А.

Современное состояние российского экспорта сырой нефти рассматривается авторами на основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС) России за 2017-2020 гг. Экспорт сырой нефти значим для наполнения бюджета Российской Федерации. 2020 год характеризуется кризисными явлениями, оказавшими влияние на мировой рынок нефтяного сырья: пандемией, проблемами со сделкой ОПЕК+. Названные явления неблагоприятно сказались на объёмах вывозимой из РФ нефти, а также на ценах на российскую нефть на мировом рынке. Важная роль в наполнении федерального бюджета от экспорта сырой нефти всё ещё сохраняется за таможенными платежами. Авторами проанализирована актуальная практика взимания вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов при экспорте сырой нефти с территории РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин на вывозимую нефть в соответствии с действующим законодательством изменяются в зависимости от цен на российскую нефть на мировом рынке - Министерство экономического развития РФ ежемесячно публикует соответствующие информационные документы с рассчитанными ставками. Ставки таможенных сборов также претерпели изменения в 2020 г. в связи со вступлением в силу нового Постановления Правительства от 26.03.2020 № 342. В данной статье проанализированы динамика изменения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в РФ, динамика изменения объёмов уплаченных вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов при вывозе сырой нефти из РФ, отражён экономический эффект от льгот по уплате вывозных таможенных пошлин при экспорте сырой нефти из РФ, а также проиллюстрирована роль таможенных сборов, уплаченных при экспорте сырой нефти, в наполнении федерального бюджета за 2017-2020 гг. Авторами произведена оценка сложившейся практики взимания таможенных платежей при экспорте сырой нефти с территории РФ. Результаты проделанной работы, отраженные в данной статье, могут быть полезными для обучающихся, деятелей науки и иных лиц, занимающихся изучением вопросов, связанных с экспортом нефти и доходами федерального бюджета Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF COLLECTING CUSTOMS PAYMENTS WHEN EXPORTING CRUDE OIL FROM THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2017-2020

The modern state of Russian crude oil exports was analyzed by the authors basing on the data presented by the Federal Customs Service of Russia for 2017-2020 years. The crude oil export is important for filling the budget of Russian Federation. The year 2020 brought us the crisis caused by the pandemic and the negotiations on OPEC+ declaration. Due to these factors, the volume of exported crude oil and the price of Russian crude oil on the international market went down. The customs payments still hold the key role in filling the federal budget. The authors assessed the current practice of collecting customs duties and customs fees on the crude oil exported from the territory of Russian Federation was researched. According to the Russian legislation, the rate of exporting customs duties depends on the prices of Russian crude oil on the international market; and the Ministry of Economic Development of Russian Federation publishes the appropriate informative documents with up-to-date exporting customs duties monthly. The rates of customs fees were also changed in 2020 due to the new Decree of the Government. Dynamics of changes in the rates of exporting customs duties on the crude oil in Russia, dynamics of changes in the volume of paid customs duties and customs fees on exported crude oil in Russia, the economic effect of exemptions on the exporting customs duties on the crude oil, and the role of the customs fees paid for exported crude oil in filling the federal budget are presented in this article. The estimation of current practice of collecting customs payments on the crude oil exported from the territory of Russian Federation was conducted. The results of the research that are presented in the article could be useful for students, scientists and other researchers of the oil export and federal budget revenue of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВЫВОЗЕ СЫРОЙ НЕФТИ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2017-2020 ГГ.»

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. Т. 24, № 4. С. 15-28. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2021. V. 24, No 4. P. 15-28.

ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 339.56.055(571.6:5:265)

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2021-4/15-28

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВЫВОЗЕ СЫРОЙ НЕФТИ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2017-2020 гг.

Виктор Васильевич Горчаков1, Валерия Владимировна Филатова2,

Андрей Андреевич Брянский3

1 2 3 Владивостокский филиал Российской таможенной академии,

Россия, Владивосток, ул. Стрелковая, д. 16 «В»

1 gorchakov.vv@vfrta.ru

2 v.v.1607@bk.ru

3 Wolfand82@gmail.com

Аннотация. Современное состояние российского экспорта сырой нефти рассматривается авторами на основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС) России за 2017-2020 гг. Экспорт сырой нефти значим для наполнения бюджета Российской Федерации. 2020 год характеризуется кризисными явлениями, оказавшими влияние на мировой рынок нефтяного сырья: пандемией, проблемами со сделкой ОПЕК+. Названные явления неблагоприятно сказались на объёмах вывозимой из РФ нефти, а также на ценах на российскую нефть на мировом рынке. Важная роль в наполнении федерального бюджета от экспорта сырой нефти всё ещё сохраняется за таможенными платежами. Авторами проанализирована актуальная практика взимания вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов при экспорте сырой нефти с территории РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин на вывозимую нефть в соответствии с действующим законодательством изменяются в зависимости от цен на российскую нефть на мировом рынке - Министерство экономического развития РФ ежемесячно публикует соответствующие информационные документы с рассчитанными ставками. Ставки таможенных сборов также претерпели изменения в 2020 г. в связи со вступлением в силу нового Постановления Правительства от 26.03.2020 № 342. В данной статье проанализиро-

© Горчаков В. В., Филатова В. В., Брянский А. А., 2021

ваны динамика изменения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в РФ, динамика изменения объёмов уплаченных вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов при вывозе сырой нефти из РФ, отражён экономический эффект от льгот по уплате вывозных таможенных пошлин при экспорте сырой нефти из РФ, а также проиллюстрирована роль таможенных сборов, уплаченных при экспорте сырой нефти, в наполнении федерального бюджета за 2017-2020 гг. Авторами произведена оценка сложившейся практики взимания таможенных платежей при экспорте сырой нефти с территории РФ. Результаты проделанной работы, отраженные в данной статье, могут быть полезными для обучающихся, деятелей науки и иных лиц, занимающихся изучением вопросов, связанных с экспортом нефти и доходами федерального бюджета Российской Федерации.

Ключевые слова: нефть, сырая нефть, экспорт нефти из России, вывозные таможенные пошлины, ФТС России, таможенные платежи, таможенные сборы, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть, федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, торговля ЕАЭС, ОПЕК+, ЕАЭС, Федеральное казначейство, экспорт РФ, нефтяная игла, большой налоговый манёвр, торговля сырьём, экспорт сырья.

Для цитирования: Горчаков В. В., Филатова В. В., Брянский А. А. Анализ практики взимания таможенных платежей при вывозе сырой нефти с территории Российской Федерации за 2017-2020 гг. // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. Т. 24, № 4. С. 15-28. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2021-4/15-28.

ECONOMICS

Original article

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF COLLECTING CUSTOMS PAYMENTS WHEN EXPORTING CRUDE OIL FROM THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2017-2020

Victor V. Gorchakov1, Valeria V. Filatova2, Andrey A. Bryansky3

1 2 3 Vladivostok branch of Russian Customs Academy, Russia, Vladivostok,

ul. Strelkovaya, d. 16 «В»

1 gorchakov.vv@vfrta.ru

2 v.v.1607@bk.ru

3 Wolfand82@gmail.com

Abstract. The modern state of Russian crude oil exports was analyzed by the authors basing on the data presented by the Federal Customs Service of Russia for 2017-2020 years. The crude oil export is important for filling the budget of Russian Federation. The year 2020

brought us the crisis caused by the pandemic and the negotiations on OPEC+ declaration. Due to these factors, the volume of exported crude oil and the price of Russian crude oil on the international market went down. The customs payments still hold the key role in filling the federal budget. The authors assessed the current practice of collecting customs duties and customs fees on the crude oil exported from the territory of Russian Federation was researched. According to the Russian legislation, the rate of exporting customs duties depends on the prices of Russian crude oil on the international market; and the Ministry of Economic Development of Russian Federation publishes the appropriate informative documents with up-to-date exporting customs duties monthly. The rates of customs fees were also changed in 2020 due to the new Decree of the Government. Dynamics of changes in the rates of exporting customs duties on the crude oil in Russia, dynamics of changes in the volume of paid customs duties and customs fees on exported crude oil in Russia, the economic effect of exemptions on the exporting customs duties on the crude oil, and the role of the customs fees paid for exported crude oil in filling the federal budget are presented in this article. The estimation of current practice of collecting customs payments on the crude oil exported from the territory of Russian Federation was conducted. The results of the research that are presented in the article could be useful for students, scientists and other researchers of the oil export and federal budget revenue of the Russian Federation.

Keywords: oil, crude oil, Russian export of crude oil, exporting customs duties, FCS of Russia, customs payments, customs fees, rates of exporting customs duties on oil, federal budget, federal budget revenues, EAEU trade, OPEC+, EAEU, Federal Treasury, export of RF, oil needle, big tax maneuver, raw material trade, raw material export.

For citing: Gorchakov V. V., Filatova V. V., Bryanskiy A. A. Analysis of the practice of collecting customs payments when exporting crude oil from the territory of the Russian Federation for 2017-2020 // Pacific RIM: Economics, Politics, Law. 2021. V. 24, No. 4. P. 15-28. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2021-4/15-28.

Современное состояние российского экспорта сырой нефти

Исторически экспорт именно сырьевых товаров для Российской Федерации оставался значимым в части пополнения федерального бюджета. Эта значимость в определённой степени сохраняется и по сей день, особенно в отношении экспорта сырой нефти [14; 19].

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России за 2017-2020 гг., сырая нефть экспортировалась примерно в 50 стран; порядка 64% всей экспортируемой нефти сырой направлялось в 5 стран - Китай, Нидерланды, Германию, Польшу и Республику Корея, как показано на рис. 1.

За исследуемый период в Китай, Нидерланды, Германию, Польшу и Республику Корея нефти сырой было экспортировано на сумму 267 414,6 млн долл. США. При этом экспорт в страны ЕАЭС даже с учётом всех закреплённых международ-

ным законодательством преференций составляет лишь 5-6%, или 22 196,91 млн долл. США в денежном выражении [18].

□ Китай ■ Нидерланды ■ Германия

■ Польша ■ Республика Корея ■ Страны ЕАЭС

■ Иные страны

Рис. 1. Экспорт российской сырой нефти в страны мира.

2017-2020 гг., млн руб.

Источник: рис. создан авторами на основе [18]

Fig 1. Crude oil exports of Russian Federation by countries, 2017-2020 years, million rubles.

Source: fig. created by the authors based on [18]

Экспорт сырой нефти из РФ представлен товарами шести доступных подсуб-позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) [1; 18]. Объёмы экспорта в зависимости от подсубпозиций представлены на рис. 2.

Как следует из рис. 2, подавляющую долю экспорта нефти сырой составляет подсубпозиция 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС - прочие нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород. Товаров данной подсубпозиции в исследуемый период было экспортировано на сумму 386 380,65 млн долл. США [18].

Рис. 2. Объёмы экспорта сырой нефти из РФ

по подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС суммарно за 2017-2020 гг., млн. долл. США.

Источник: рис. создан авторами на основе [18]

Fig 2. Volumes of crude oil exports of Russian Federation by subheadings of TN VED EAEU, total amount for 2017-2020 years.

Source: fig. created by the authors based on [18]

При экспорте сырой нефти и нефтедобывающие компании, и экспортёры нефти обязаны уплатить таможенные платежи. Также на нефтедобывающие компании в России распространяется ряд внутренних налогов (например, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход) [3; 6-7; 15].

Структура таможенных платежей представлена в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). При этом в отношении экспорта нефти сырой из РФ обязательными к уплате таможенными платежами являются вывозная таможенная пошлина и таможенный сбор, за исключением торговли внутри ЕАЭС [2-3; 7].

Актуальная практика взимания вывозных таможенных пошлин при экспорте сырой нефти из РФ

Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть в РФ устанавливаются в зависимости от состояния мирового рынка нефтяного сырья - от цен на нефть

марки «Юралс». Динамика изменения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в соответствии с данным механизмом отражена на рис. 3

Рис. 3. Динамика изменения ставок вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в РФ, долл. США за 1 000 кг, 2017-2020 гг. Источник: рис. создан авторами на основе [13; 17]

Fig 3. Change dynamics of the exporting customs duties rates on crude oil in Russian Federation, US dollars per 1 000 kg, 2017-2020 years. Source: fig. created by the authors based on [13; 17]

Таким образом, с декабря 2019 г. можно отследить значительное снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в РФ, что иллюстрирует падение мировых цен на нефть марки «Юралс» и могло быть вызвано в основном эпидемиологической обстановкой в мире и ситуацией со сделкой ОПЕК+ [16].

В ходе проведённой аналитической работы были получены данные о фактической уплате вывозных таможенных пошлин на нефть сырую за исследуемый период. Стоит отметить, что погрешность при расчётах составил ряд факторов, которые невозможно учесть на данный момент, например, колебания курса доллара в течение месяца, невозможность учёта предоставленных экспортёрам нефти и нефтедобывающим компаниям льгот.

При расчётах были использованы данные из опубликованной информации Минэкономразвития, проиллюстрированные на рис. 4. При переводе объёмов уплаченных экспортных таможенных пошлин на нефть сырую в рубли был использован среднемесячный курс доллара, установленный Банком России. Динамика уплаты экспортных таможенных пошлин при вывозе нефти сырой из РФ представлена на рис. 4.

Таким образом, проанализировав данные об уплате экспортных пошлин на нефть сырую в РФ, можно увидеть последствия кризисной ситуации, возникшей ввиду уже названных ранее факторов: в мае 2020 г. была уплачена наименьшая сумма вывозных таможенных пошлин за исследуемый период, 9 116,2 млн руб. Наибольшие суммы уплаченных вывозных таможенных пошлин на нефть сырую зафиксированы в ноябре 2018 г.

2 500 000 Р 2 000 000 £

ш

CL 1500 000 Р

U ■О I-

ь 1000000Р о и

500 000 £ 0£

гЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧГМГМГМГМ

Период

Рис. 4. Динамика взимания вывозных таможенных пошлин при экспорте сырой нефти из РФ, сот. тыс. руб., 2017-2020 гг.

Источник: рис. создан авторами на основе [13; 17-18; 20] Fig 4. Dynamics of collecting exporting customs duties on crude oil in Russian Federation, hundreds of thousands of rubles, 2017-2020 years. Source: fig. created by the authors based on [13; 17-18; 20]

Как было отмечено ранее, нефтедобывающие и экспортирующие нефть компании в РФ могут претендовать на получение льгот на уплату экспортных таможенных пошлин на нефть сырую. Условия получения таких льгот отражаются в информационных документах Минэкономразвития в качестве отсылочной нормы к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 (примечаниям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС), а также в национальном законодательстве [1; 5-8].

Применение этих льгот не было учтено при составлении графика, отражённого на рис. 4. Основываясь на официальных данных Федерального казначейства (Федказначейства) о доходах федерального бюджета, обеспеченных уплатой таможенных платежей при экспорте нефти сырой из РФ, и результатах

расчётов, проиллюстрированных на рис. 4, можно выявить позитивный для российских компаний эффект от использования таких льгот. Результаты расчётов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Сопоставление расчётов авторов с официальными отчётами по взиманию экспортных пошлин на сырую нефть в РФ, 2017-2018 гг.

Comparing the authors' calculations with the official reports on collecting exporting customs duties on crude oil in Russian Federation, 2017-2018 years

Источник Год Расчёты авторов Официальные данные Федерального казначейства

2017 1 182 224,78 млн руб. (121,1% от официальных данных) 976 200 млн руб.

2018 1 966 153,88 млн руб. (126,85% от официальных данных) 1 550 000 млн руб.

2019 1 517 121,60 млн руб. Нет данных

2020 742 495,34 млн руб. Нет данных

Источник: табл. создана авторами на основе [10; 13; 17-20] Source: table created by the authors based on [10; 13; 17-20]

Таким образом, полученные в ходе аналитической работы результаты отличаются от официальных данных Федерального казначейства на 21,1% и 26,85% в 2017 г. и 2018 г. соответственно. Можно предположить, что позитивный эффект использования льгот для российских компаний в 2017 г. и 2018 г. в абсолютных значениях в совокупности выражен 206 024,78 млн рублей и 416 153,88 млн рублей соответственно.

Актуальная практика взимания таможенных сборов

за выпуск товаров при экспорте сырой нефти из РФ

Помимо вывозных таможенных пошлин при экспорте нефти сырой из РФ также уплачиваются таможенные сборы. Ставки таможенных сборов фиксированные, установлены Правительством РФ и зависят от таможенной стоимости декларируемых товаров [9; 12].

В ходе проделанной работы была выявлена динамика взимания таможенных сборов за таможенные операции, связанные с выпуском товаров, при экспорте нефти сырой из РФ. При расчётах были соблюдены следующие условия.

1. Объёмы экспорта нефти сырой в страны ЕАЭС не учитываются, потому что таможенные сборы в отношении такой нефти не уплачиваются [2].

2. К ставкам таможенных сборов, отраженным в Постановлении Правительства (1111) РФ от 28.12.2004 № 863, применяется коэффициент 0,75 до августа 2020 г. (до вступления в силу актуального 1111 РФ от 26.03.2020 № 342). Это связано с подачей всех деклараций в электронной форме [9; 12].

3. При максимально возможном сегментировании данных ФТС России по экспорту нефти сырой (году, месяцу, региону, в котором находится таможенный орган, стране-импортере) единичный сегмент принимается за одну сделку, в отношении которой применяются таможенные сборы за таможенные операции, связанные с выпуском товаров. Результаты расчётов приведены на рис. 5.

Рис. 5. Динамика взимания таможенных сборов за выпуск товаров при экспорте сырой нефти из РФ, руб., 2017-2020 гг. Источник: рис. создан авторами на основе [9; 12; 18; 20]

Fig 5. Dynamics of collecting customs fees for the release of exporting crude oil in Russian Federation, rubles, 2017-2020 years. Source: fig. created by the authors based on [9; 12; 18; 20]

Таким образом, всего за исследуемый период было уплачено таможенных сборов за таможенные операции, связанные с выпуском товаров, при экспорте нефти сырой на сумму 67 826 375 руб. При этом динамики взимания таможенных сборов и экспортных таможенных пошлин при вывозе нефти сырой из РФ отличаются и не имеют прямой зависимости.

Опираясь на данные Федказначейства и расчёты, полученные в ходе проведённого исследования, можно выделить долю федерального бюджета, обеспечен-

ную исключительно поступлениями от таможенных сборов, уплаченных при экспорте нефти сырой из РФ. Результаты расчётов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Доля таможенных сборов за выпуск товаров при экспорте сырой нефти в общем объёме уплаченных таможенных сборов в РФ за 2017-2018 гг.

Share of customs fees for the release of exporting crude oil in the total amount of paid customs fees in Russian Federation, 2017-2018 years

N. Источник Год ^N Сумма таможенных сборов, уплаченных при экспорте сырой нефти Сумма всех уплаченных таможенных сборов за период Доля сборов за выпуск товаров при экспорте сырой нефти от общего объёма уплаченных таможенных сборов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 23,33 млн руб. 18 354,86 млн руб. 0,13%

2018 21,31 млн руб. 20 290,88 млн руб. 0,11%

2019 23,25 млн руб. Нет данных Нет данных

2020 23,22 млн руб. Нет данных Нет данных

Источник: табл. создана авторами на основе [9; 12; 18-20] Source: table created by the authors based on [9; 12; 18-20]

По данным Федерального казначейства, в 2017 г. и 2018 г. всего было уплачено таможенных сборов на суммы 18 354,86 млн руб. и 20 290,88 млн руб. соответственно.

При этом суммы таможенных сборов, уплаченные участниками ВЭД при экспорте нефти сырой из РФ за таможенные операции, связанные с выпуском товаров, составляют 0,13% и 0,11%, или 23,33 млн руб. и 21,31 млн руб., от общих сумм уплаченных таможенных сборов в 2017 г. и 2018 г. соответственно. Оценивая степень значимости этих долей, стоит принять во внимание, что таможенные сборы уплачиваются также при осуществлении импортных и иных операций.

Оценка сложившейся практики взимания таможенных платежей при вывозе сырой нефти с территории Российской Федерации

Таким образом, флуктуации на мировом рынке нефтяного сырья, в том числе вызванные рассматриваемыми кризисными явлениями, ежемесячно находят своё отражение в установлении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую.

Уплата вывозных таможенных пошлин при экспорте нефти сырой из РФ является важной составляющей пополнения федерального бюджета. Роль таможенных сборов за выпуск товаров, уплачиваемых в этой связи, невелика. При уплате по-

шлин у российских экспортёров есть возможность использовать льготы; их экономический эффект был рассмотрен, количественно выражен и оценен.

В связи с тем, что на официальных ресурсах на данный момент отсутствуют в свободном доступе статистические данные о суммах уплаченных вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов за выпуск товаров при экспорте сырой нефти из РФ, остаётся поле для дальнейшего анализа и сопоставления расчётов, приведённых в данной статье, с официальными данными по мере их опубликования.

Список источников

1. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза : решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 21.02.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астана 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Declaration of Cooperation OPEC and non-OPEC. - URL: https://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/Decla ration%20of%20Cooperation.pdf (дата обращения: 01.05.2020).

5. О таможенном тарифе от 21.05.1993 № 5003-1 : Закон Российской Федера-ции(последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 (НК РФ Ч. 2) // СПС «КонсультантПлюс».

7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

8. О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» : Федеральный закон от 18.02.2020 № 24-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

9. О ставках таможенных сборов за таможенные операции : постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 (ред. от 12.12.2012) // СПС «Консультант-Плюс».

10. О расчёте ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации (вместе с «Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую», «Методикой расчёта ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории това-

ров, выработанных из нефти») : постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 276 (ред. от 14.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

11. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1523 // СПС «КонсультантПлюс».

12. О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров : постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 // СПС «КонсультантПлюс».

13. О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. (с учетом ежемесячного обновления) : информация Министерства экономического развития РФ // СПС «КонсультантПлюс».

14. Фадеева, Н. П. Нефть / Н. П. Фадеева, Ю. К. Бурлин // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). - URL: https://bigenc.ru/geology/text /4010811 (дата обращения: 05.04.2020)

15. Федоренко, К. П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - № 12. - С. 71-89.

16. Источник: РФ запросила возобновить консультации о необходимости новых сокращений ОПЕК+. - URL: https://tass.ru/ekonomika/7702315 (дата обращения: 01.05.2020).

17. Справочная информация: «Таможенный календарь на 2020 год» // СПС «КонсультантПлюс».

18. АСД «Доступ ТСВТ». - URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:1:32711 81235783970::::: (дата обращения: 07.04.2020).

19. Федеральное казначейство. - URL:http://datamarts.roskazna.ru/ (дата обращения: 05.05.2020).

20. Центральный банк Российской Федерации. - URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 01.05.2020).

Информация об авторах

В. В. Горчаков - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

В. В. Филатова - старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела и управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

А. А. Брянский - обучающийся 4 курса факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

References

1. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of July 16, 2012 N 54 (as amended of February, 21, 2020) "On approval of the Unified Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union and the Unified Customs Tariff of the Eurasian Economic Union". Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus ". (In Russian).

2. "Treaty on the Eurasian Economic Union"(Signed in Astana on May 29, 2014) (as amended of March, 15, 2018). Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

3. "Customs Code of the Eurasian Economic Union" (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

4. Declaration of Cooperation OPEC and non-OPEC. Available at: https://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/Decla ration%20of%20Cooperation.pdf (accessed 01 May 2020).

5. RF Law "On Customs Tariff' dated 05.21.1993 N 5003-1 (final edition). Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

6. Tax Code of the Russian Federation Part 2 (TC of the RF, Pt. 2). Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

7. Federal Law "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 03.08.2018 N 289-FZ (final edition). Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

8. Federal Law of18.02.2020 No. 24-FZ "On Amendments to Article 35 of the Law of the Russian Federation "On Customs Tariff". Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 28.12.2004 N 863 (as amended of December, 12, 2012) "On the rates of customs duties for customs operations". Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

10. Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2013 N 276 (as amended of December 14, 2018) "On the calculation of export customs duties on crude oil and certain categories of goods produced from oil, and invalidation of some decisions of the Government of the Russian Federation" (together with "Methodology for calculating the rates of export customs duties for crude oi ",""Methodology for calculating rates of export customs duties for certain categories of goods produced from oil"). Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

11. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 14, 2018 N 1523 "On Amending Certain Acts of the Government of the Russian Federation". Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

12. Decree of the Government of the Russian Federation of March 26, 2020 N 342 "On rates and the basis for calculating customs duties for customs operations related to the release of goods". Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

13. Information of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation "On export customs duties on oil and certain categories of goods produced from oil" (for the period from January 1, 2017 to December 31, 2020, taking into account the monthly update). Available at: Reference Legal System "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

14. Fadeeva N.P., Burlin Yu. K. Neft' [Oil]. In: Bol'shaya rossiiskaya entsiklopedi-ya [Great Russian Encyclopedia. Electronic version (2016)]. Available at: https://bigenc.ru/geology/text/4010811 (accessed 05 April 2020).

15. Fedorenko K.P. Rol' i mesto vyvoznykh tamozhennykh poshlin na neft' syruyu i nefteprodukty v dokhodakh federal'nogo byudzheta Rossii [The role and place of export customs duties on crude oil and oil products in the revenues of the federal budget of Russia]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik, 2016, no. 12, pp. 71-89.

16. Source: RF requested to resume consultations on the need for new OPEC + cuts. Available at: https://tass.ru/ekonomika/7702315 (accessed: 01 May 2020). (In Russian).

17. Background information: "Customs calendar for 2020". Available at reference legal system "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

18. Automated Access System "Dostup TSVT". Available at: http://stat.customs.ru /apex/f?p=201:1:3271181235783970::::: (accessed 07 April 2020). (In Russian).

19. Federal Treasury. Available at: http://datamarts.roskazna.ru/ (accessed 05 May 2020). (In Russian).

20. Central Bank of the Russian Federation. Available at: https://www.cbr.ru/ (accessed 01 May 2020). (In Russian).

Information about the authors

V. V. Gorchakov - Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of Customs Economics and Management, Vladivostok branch of Russian customs academy.

V. V. Filatova - Associate Professor of the Department of Customs Economics and Management, Vladivostok branch of Russian Customs Academy, Russia.

A. A. Bryansky - 4th year student, Vladivostok branch of Russian customs academy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.