встретить в научных трудах и работах таких ученых, как Е. Дряхлов, И.Т. Балабанова принципиально новое понятие в логистической практике и теории, так называемой Интернет-логистика (e-logistics).
Превосходство информационной составляющей в понятии Интернет-логистики четко прослеживается в определении И.Т. Балабанова с точки зрения которого, Интернет-логистика представляет собой логистику, построенную на совместных действиях бизнес-логистики в лице предпринимателя и компьютера или другого автоматизированного средства связи по обмену информацией [5, с. 248].
Более подробно Интернет-логистика определяется Е. Дряхловым [3], который отмечает, что электронная логистика позволяет заказчику размещать заказы, отслеживать их статус и получать необходимую информацию (расчетное время в пути, дату прибытия в контрольные пункты и пункт назначения) за счет доступа на информационный Интернет-портал, причем такой портал, который может быть как единым ресурсом партнеров по бизнесу, так и собственным порталом логистической компании.
Компания J'son & Partners Consulting представляет результаты исследования рынка электронной коммерции в 2008-2017 гг. В этих исследования указано что за 2012 -2014 рынок электронной коммерции вырос в США на 25%, в Еврозоне - почти на 30%. Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 30% в 2008 -2013 гг. В 2013 г. объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 трлн руб. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка на уровне 10-15% ежегодно [4].
Приведенный прогноз убедительно свидетельствует о масштабе перспектив логистических информационных технологий, которые заложены при переходе от традиционного бизнеса к электронному с использова-
нием сети Интернет даст возможность оперативного перенаправления товарного потока от производителя непосредственно к потребителю, минуя промежуточное складирование на терминалах и распределительных центрах. В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Как самостоятельное направление информационная логистика зародилась недавно в конце 80-х.
2. Предпосылками к появлению этого направления в логистике стала революция начала 80-х в появлении персональных компьютеров. С увеличением количества обрабатываемых данных на предприятиях появилась необходимость организации и управления информационными потоками.
3. Так же, к числу предпосылок можно отнести появление мощных финансово-промышленных групп (корпораций) как национальной, так и транснациональной ориентации.
В итоге, можно определить социальные, технические, общеэкономические и собственно, логистические предпосылки возникновения информационной логистики как, самостоятельной научно-прикладной области экономики, а также обозначить наиболее вероятные направления ее дальнейшего развития, такое, как интернет-логистика.
Список литературы
1. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: учебник / В.И. Сергеев. - М.: ИН- ФРА-М, 2012. - 601 с.
2. Родкина Т.А. Информационная логистика. — М.: «Экзамен», 2011. — 288 с.
3. Хэссиг К., Арнольд М. Информационная логистика и менеджмент потока работ // Теория и практика управления. - 2013. - № 5.
4. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 368 с.
5. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТБО НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЫ ПРИ НЕРАЦИОНАЛЬНОМ
УПРАВЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
Филимонов Олег Игоревич
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия
IMPROVEMENT OF PRICING MECHANISMS IN THE SOLID WASTE AREA ON THE EXAMPLE OF LOST PROFITS estimation IN MISMANAGEMENT OF AN APARTMENT HOUSE
Filimonov Oleg, PhD Student, St. Petersburg State Economic University, St. Petersburg, Russia АННОТАЦИЯ
В статье представлена методика расчета упущенной выгоды на примере многоквартирного дома в Санкт-Петербурге. Показана низкая эффективность управления бытовыми отходами. Предложен ряд мер по увеличению эффективности работы управляющей компании.
Ключевые слова: Твердые бытовые отходы (ТБО); механизм образования ТБО; состав и структура ТБО; оценка упущенной выгоды. ABSTRACT
The paper presents the method of calculating the loss of profit by the example of an apartment building in St. Petersburg. It was shown the low efficiency of waste management. Author offers a number of measures to increase the efficiency of the management company.
Key words: Municipal solid waste; the scheme of formation of solid waste; the composition and structure of solid waste; the estimation of lost profits.
Введение
Эффективность обращения с ТБО определяется созданной государством инфраструктурой по накоплению, сбору и вывозу отходов для последующего захоронения или максимальной вовлеченности в процесс переработки. Вся инфраструктура направлена на процесс сепарации ТБО, разделение на фракции: текстиль, металл, бумага, пластики, стекло и др.
Инфраструктура для обращения с ТБО в России находится в зачаточном состоянии, о чем свидетельствуют только недавно созданные тест-программы по раздельном сбору отходов в Москве и Санкт-Петербурге, тогда как в западных странах этому опыту не менее 50 лет. И опыт по внедрению таких программ показал, что россияне не готовы к такого рода экспериментам.
В настоящее время в Российской Федерации нет необходимой инфраструктуры для раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО).
Актуальность избранной темы определена необходимостью пересмотра текущего положения дел и внедрения новых мер по повышению эффективности использования ТБО.
Среднесуточная
Цель данного исследования - показать на примере из практики, насколько низка эффективность текущего использования ТБО, и предложить меры по повышению этой эффективности.
Методика исследования разработана автором и прошла апробацию на примере исследования процесса обращения с ТБО в многоквартирном доме г. Санкт-Петербурга. Автором введены формулы для расчета нормы накопления ТБО, производится анализ полученных расчетных величин и предлагается альтернативный порядок использования ТБО.
Механизм ценообразования в сфере ТБО
Рассмотрим механизм ценообразования и оценим величину упущенной выгоды на примере ТСЖ «Пулковский Посад-6».
Процесс сбора и вывоза ТБО здесь осуществляется следующим образом: в процессе своей жизнедеятельности домохозяйства генерируют отходы, которые выносятся и складируются в специальные контейнеры, расположенные в каждом дворе. Специализированным транспортом контейнеры вывозятся на полигоны.
Согласно своду правил по проектированию и строительству СП 31-108-2002 п. 5.1.13 [1] среднесуточная норма накопления ТБО представлена в таблице 1.
Таблица 1
а накопления ТБО
Источники накопления ТБО Среднесуточная норма накопления Примечание
масса, кг объем, м3
Жилые дома - на одного Корректируется региональ-
человека (при норме заселения - 0,63 0,0035 ными нормами с учетом
18 м2общей площади) местных условий
Гостиницы (на одно место) 0,5 0,0031
Общежития (на одно место) 0,6 0,003
Административные здания (на одного служащего) 0,36 0,0033
На каждые 18 м2 общей площади приходится 0,0035 м3 или 0,63 кг ТБО в сутки. В ведомстве ТСЖ «Пулковский Посад-6» находится многоквартирный дом общей площадью 16 529,9 м2 [3].
Введем формулы для расчета нормы накопления
ТБО для жилого дома по объему н к'
лЛ
тбо
у И
н.к. "
(1)
где
V
N.
тбо _
норма накопления ТБО по объему в мЗ,
н'к' - среднесуточная норма накопления в мЗ,
к
'Ж.Д.
площадь жилого дома в м2, - коэффициент нормы
накопления, периоде,
■ количество дней в рассматриваемом
или по массе
0,0035 *16 529,9 / 18 * 30 = 96,42 мЗ 5,
0,63 * 16 529,9 / 18*30 = 17 356,39 кг.
Таким образом, ежемесячная норма накопления ТБО составляет
ДР' ДГ"1
тбо_ 96,42 мЗ или тб°= 17 356,39 кг.
Для исследования будут использоваться оба показателя.
Согласно данным с сайта ТСЖ «Пулковский Посад-6», вывозом ТБО занимается компания ООО «Золушка» [4]. На сайте компании представлен прайс-лист по вывозу ТБО из многоквартирных домов.
Для расчетов усредним тариф по вывозу ТБО от населения.
Необходимо ввести формулу по расчету затрат по вывозу накопленных ТБО в многоквартирном доме;
^ж.д. — ^тбо * Р;
(3)
где £ж.д. - затраты по вывозу накопленных ТБО в многоквартирном доме, - норма накопления ТБО по
объему, р - цена за вывоз 1 м3 ТБО, обслуживающий организации.
Таблица 2
Прайс-лист по вывозу ТБО из многоквартирных домов
№ п/п Район Объем пухты Еденица измерения Цена, руб
1 Адмиралтейский, Кировский, до 6 куб. м 520
2 Московский,Фрунзенский, до 12 куб. м 500
3 Василеостровский, Петроградский, до 20 куб. м 500
4 Центральный, Красногвардейский более 20 куб. м 450
5 Вывоз отходов от населения в зависимости от объемов куб. м от 323,00 до 375,00
6 Выборгский, Калининский, до 6 куб. м 520
7 Невский, до 12 куб. м 500
8 Приморский до 20 куб. м 500
9 более 20 куб. м 450
10 Вывоз отходов от населения в зависимости от объемов 323,00-375,00
Таким образом, рассчитаем ежемесячные затраты ТСЖ «Пулковский посад-6» на вывоз накопленных ТБО: 96,42 * 349 = 33 650,58 руб.
Для того, чтобы ставка тарифа была фиксированной, а не плавающей, необходимо ежемесячные затраты ТСЖ «Пулковский Посад-6» привязать к постоянному показателю, например, к площади многоквартирного дома - 16 529,9 м2.
Введем формулу для расчета тарифа по обслуживанию многоквартирного дома
т
где, с - тариф для обслуживания многоквартирного дома.
Таким образом, получим расчетный тариф (по затратам):
33 650 / 16 529,9 = 2,03 руб./м2.
Структура состава Т
В настоящее время в квитанциях по оплате коммунальных платежей установлен тариф 2,9 руб./м2.
По мнению автора, разница в 42% составляет премию, присваиваемую управляющей компанией за организацию процесса вывоза ТБО, что противоречит политике управления домом, т.к. такая статья расходов уже предусмотрена.
Вывезенные ТБО размещаются на полигоне, где срок разложения, в зависимости от фракций входящих в состав мусора, может достигать от двух месяцев (картон, бумага) до 150 лет (алюминиевая упаковка, всевозможные виды пластиков). При правильной организации вывоза и построенной инфраструктуре можно извлечь выгоду из переработки ТБО с полигонов.
Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 г. N 524 [2] в результате анализа существующих потоков ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге, был принят морфологический состав отходов, приведенный в таблице 3.
Таблица 3
в Санкт-Петербурге
Тип отходов Доля,%
Органические отходы 27,40%
Бумага и картон 21,50%
Цветные металлы 3,80%%
Черные металлы 0,80%
Стекло 8,90%
ПЭТ 3,40%
Пластик высокого давления 1,00%
ПП 0,80%
ПЭ пленки 7,40%
Другие пластики 2,50%
Текстиль, кожа, резина 4,30%
Дерево 2,50%
ПВХ 0,10%
Инертные материалы 12,80%
Прочие материалы 2,80%
ИТОГО 100,00%
Для расчета натуральных показателей образуемых отходов согласно таблице 3 необходимо общее количе-
ЛР"
ство накопленных ТБО «Пулковский Посад-6»
(17 356,39 т) умножить на их долю, в соответствии с таблицей 3. Получим:
т = N m~ * d
""п тбо и.
(5)
где " - масса накопленного типа ТБО, - доля ТБО согласно их морфологическому составу по постановлению Правительства Санкт-Петербурга, п- порядковый номер вида отхода (таблица 3).
Результаты расчетов приведены в таблице 4.
Таблица 4
Таблица расчетов ТБО в натуральных показателях
Тип отходов Доля, % Тип ТБО, "Пулковский Посад -6", кг
Органические отходы 27,40% 4 755,70
Бумага и картон 21,50% 3 731,60
Цветные металлы 3,80%% 659,5
Черные металлы 0,80% 138,9
Стекло 8,90% 1 544,70
ПЭТ 3,40% 590,1
Пластик высокого давления 1,00% 173,6
ПП 0,80% 138,9
ПЭ пленки 7,40% 1 284,40
Другие пластики 2,50% 433,9
Текстиль, кожа, резина 4,30% 746,3
Дерево 2,50% 433,9
ПВХ 0,10% 17,4
Инертные материалы 12,80% 2 221,60
Прочие материалы 2,80% 486
ИТОГО 100,00% 17 356,39
Согласно данным информационных порталов интернета посвященным сбору, переработке и продаже вторичных ресурсов [5-7], были выявлены средние цены на вторичные ресурсы и подставлены в таблицу 4.
Gv =тп*р
(6)
где
Гр О
г - стоимость типа отхода,г - рыночная цена од-
ного кг определенного вида отходов.
Таблица 5
Расчет альтернативного использования ТБО
Тип отходов Доля, % ТБО, "Пулковский Посад -6", кг Среднее значение, руб./кг Итого, руб.
Органические отходы 27,4% 4 755,7 0,25 1 188,9
Бумага и картон 21,5% 3 731,6 5,8 21 643,4
цветные металлы 3,8% 659,5 84,7 55 863,3
черные металлы 0,8% 138,9 84,7 11 760,7
стекло 8,9% 1 544,7 1,8 2 780,5
ПЭТ 3,4% 590,1 14,5 8 556,7
Пластик высокого давления 1,0% 173,6 24,0 4 165,5
ПП 0,8% 138,9 - 0,0
ПЭ пленки 7,4% 1 284,4 35,0 44 953,1
Другие пластики 2,5% 433,9 - 0,0
Текстиль, кожа, резина 4,3% 746,3 14,6 10 896,3
Дерево 2,5% 433,9 - 0,0
ПВХ 0,1% 17,4 - 0,0
Инертные материалы 12,8% 2 221,6 - 0,0
Прочие материалы 2,8% 486,0 - 0,0
ИТОГО 100,0% 17 356,39 29,48 161 808,42
Согласно полученным результатам можно сделать Воспользуемся еще одной формулой для расчета
вывод о том, что управляющей компании выгоднее орга- показателя потенциальной выгоды PF (Potentional Profit) с
низовать инфраструктуру по приему ТБО от домохозяйств 1 м2 многоквартирного дома:
для последующей их продажи, - тем самым уменьшая рр _ у i=15 q
бремя домохозяйств по оплате коммунальных услуг. Р Ж'Д'. (7)
где - показатель потенциальной выгоды с 1 м2 многоквартирного дома, г - сумма стоимостей видов отходов согласно их морфологическому составу по постановлению Правительства Санкт-Петербурга. В нашем случае:
161 808,42 / 16 529,9 = 9,78 руб./м2
Следовательно, 9,8 - 2,03 = 7,77 руб./м2.
Таким образом, упущенная выгода при нерациональном обращении с ТБО на примере ТСЖ «Пулковский Посад-6», составляет 7,77 руб./м2. Выводы и рекомендации
Результат исследования дает наглядную иллюстрацию неэффективности политики управляющей компании по работе с ТБО, которая выражается в значительной величине упущенной выгоды только для одного многоквартирного дома.
При правильной организации этого процесса статья вывоза мусора может отсутствовать в списке коммунальных платежей.
Могут быть сделаны следующие рекомендации по увеличению эффективности обращения с ТБО:
1. Необходимо установить в каждом дворе раздельные контейнеры для сбора ТБО.
2. Необходимо разработать экономические механизмы, позволяющие стимулировать раздельный сбор ТБО в каждом домохозяйстве. Мотивацией для граждан по осуществлению раздельного сбора
может послужить уменьшенные коммунальные платежи на соответствующую величину упущенной выгоды.
3. Необходимо вовлекать в решение данной проблемы государственные органы управления с целью реализации программ по строительству мусо-роперерабатывающих заводов, - и тем самым снижать антропогенную нагрузку на землю и природу.
4. В теории вопроса необходимо внести понятие «антропогенное сырье» - ресурс, вовлекаемый во вторичное производство новых товаров, образуемый каждым домохозяйством и получаемый в результате сбора, сепарации и первичной переработки ТБО.
Данное понятие может лечь в основу формирования целого экономического кластера, который совершенно не развит в Российской Федерации и при правильной вертикальной интеграции может стать ядром одной из базовой отраслей экономики.
Список литературы
1. Свод правил по проектированию и строительству СП 31-108-2002 п. 5.1.13.
2. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 г. N 524.
3. http://пп6.рф/.
4. http://www.zolushka-spb.ru.
5. www.waste.ru.
6. www.recycling.ru.
7. www.garbage.ru.
СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ТОРГОВЛИ НА ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ МАГАЗИНЕ
Габидуллина Лилия Хаксеновна
Кандидат экономических наук, доцент Института экономики, управления и права (г. Казань), г. Набережные Челны
THE DEGREE OF INFLUENCE OF MODERN FORMS OF TRADE ON PURCHASING BEHAVIOUR IN GROCERY STORE Gabidullina Lilia Haksenovna, Candidate of economic sciences, assistant professor of Institute of Economics, management and law (Kazan), Naberezhnye Chelny АННОТАЦИЯ
Продуманный и грамотный мерчандайзинг может представлять собой новый вид конкурентного преимущества торгового предприятия, порожденного нуждами рынка. Это элемент модернизации торговой сферы, который повышает качество обслуживания и объемы продаж хозяйствующего субъекта. ABSTRACT
A well-thought-out and competent merchandising can represent a new type of competitive advantage of the trade enterprise generated by needs of the market. It is an element of modernization of the trade sphere, which increases the quality of service and sales volumes of a business entity.
Ключевые слова: поведение потребителя; продовольственная торговля; удовлетворенность потребителя; характеристики мерчандайзинга.
Keywords: customers' behaviour; food retail; customer satisfaction; characteristics of merchandising.
Обострение конкуренции между торговцами влечет появление на свет новых технологий, умелое использование которых образует конкурентное преимущество. Считается, что в условиях жесткой конкуренции, на ряду с требованием тщательного учета потребностей целевого рынка, существует негласное и жизненно необходимое требование к умению предприятия своевременно внедрять и в полной мере грамотно их использовать. Речь идет
о новых методах и современных формах предложения товаров, а именно о мерчандайзинге. По-нашему мнению, мерчандайзинг является новым видом конкурентного преимущества, порожденного нуждами рынка. Его можно назвать элементом модернизации или новым витком развития рыночных отношений, который повышает качество обслуживания и объемы продаж хозяйствующего субъекта.