Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение развития системы эффективного обращения с твердыми бытовыми отходами'

Финансовое обеспечение развития системы эффективного обращения с твердыми бытовыми отходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1463
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ЖИЛИЩНО9КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОРТИРОВКА И ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леванович И. В.

Содержатся финансовые условия создания эффективной системы обращения с бытовыми отходами. Рассмотрена организация сортировки отдельных сырьевых фракций, исходя из опы9 та зарубежных стран. Представлена структура финансового обеспечения деятельности предпри9 ятий, занятых в сфере переработки ТБО. Также приведены основные мероприятия по повыше9 нию эффективности системы управления отходами потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение развития системы эффективного обращения с твердыми бытовыми отходами»

Леванович И.В.

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372477

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

Содержатся финансовые условия создания эффективной системы обращения с бытовыми отходами. Рассмотрена организация сортировки отдельных сырьевых фракций, исходя из опыта зарубежных стран. Представлена структура финансового обеспечения деятельности предприятий, занятых в сфере переработки ТБО. Также приведены основные мероприятия по повышению эффективности системы управления отходами потребления.

Ключевые слова: твердые бытовые отходы, жилищно-коммунальное хозяйство, сортировка и переработка отходов, финансовое обеспечение, центр управления бытовыми отходами.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - это основная социально-экономическая сфера российской экономики, сложный многоотраслевой комплекс, производственная структура которого включает в себя более 30 видов деятельности в пределах двух самостоятельных отраслей.

Одним из основополагающих и весьма актуальных видов деятельности в сфере ЖКХ в последние годы является внешнее городское благоустройство, включающее санитарную очистку городов с утилизацией твердых бытовых отходов. Проблема отходов характерна для всех регионов мира, но особенно острой она стала для России в связи с бурными темпами развития экономики.

Сбор, сортировка и переработка отходов -один из наиболее значимых вопросов, стоящих перед жилищно-коммунальным комплексом. Для однозначного понимания содержания указанных вопросов следует определиться с терминологией. Твердые отходы подразделяются на две группы: на отходы производства и отходы потребления. Под первыми подразумевают то, что образовалось в результате реализации основных видов экономической деятельности -добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и других. Отходы потребления, их еще называют твердые бытовые отходы (ТБО), образуются как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в жилищно-коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления - использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные - аккумуляторы,

батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т. п. [1].

Переработка отходов - пока еще свободный рынок. Эффективная переработка сырья может позволить городу экономить бюджетные средства, т. к. продукция, произведенная из вторичного сырья, дешевле в среднем на 40% за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора дает намного меньше выбросов в атмосферу, воду, почву, чем сжигание. При правильной организации сортировки и вывоза ТБО можно достичь стопроцентной их переработки. В целом по России перерабатывается всего 2-3% ТБО [2].

В настоящее время назрела острая необходимость создания эффективного финансового механизма обращения с отходами, который должен содержать организационные, финансовые и финансово-правовые условия с учетом современных технологий и возможностей привлечения финансовых ресурсов и инвестиций. Утилизация отходов - это выгодный бизнес, сопоставимый с сырьевой отраслью экономики, с той лишь разницей, что запасы природных ископаемых сокращаются, а количество мусора только растет. Финансовая привлекательность этого бизнеса обусловлена достаточно высокими ценами на полезные сырьевые фракции мусора - алюминий и черные металлы, бумагу, пластик.

Субъектами формирования такого механизма должны выступать Министерство регионального развития, горкомприрода, городской центр санэпиднадзора, управление жилищнокоммунального хозяйства (УЖКХ), подрядчики услуг и поставщики бытовых отходов, представленные на рисунке 1.

На федеральном уровне разработкой государственной политики обращения с отходами занимается Министерство регионального развития. На уровне муниципалитета городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, являющийся органом мэрии, наделяется облкомприроды правами уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Городской центр санэпиднадзора следит за действующими полигонами, контролирует лимит вместимости. Головная организация системы ЖКХ, принадлежащая городскому муниципалитету, - Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) заключает договор на обслуживание многоквартирных жилых домов с товариществами собственников жилья, которые являются подрядчиками у компании. В их основные обязанности входит предоставление дворников, уборщиц подъездов, а также заключение договоров на выполнение работ по вывозу бытовых отходов со специализированными предприятиями. Поставщиков ТБО можно разделить на три группы: население (собственники и наниматели жилья в многоквартирных домах), бюджетные организации и юридические лица. Поскольку объектом нашего исследования выступают финансовые отношения, возникающие при обслуживании многоквартирных домов, то в качестве поставщиков ТБО мы обозначаем население, проживающее в многоквартирных домах.

Организационным условием формирования финансового механизма обращения с отхо-

Министерство регионального развития

Г оркомприрода

Городской центр санэпиднадзора

УЖКХ

Подрядчики услуг

Поставщики ТБО

Рисунок 1. Участники в сфере обращения с отходами потребления

дами является создание рынка услуг по сбору, приему, сортировке и переработке бытовых отходов в форме государственно-частного партнерства. Как показывает опыт последних лет, несмотря на множество проблем, частные структуры приходят в жилищно-коммунальную сферу. В основном это крупные промышленные холдинги, осуществляющие свою деятельность в ряде регионов и образующие в своем составе дочерние предприятия по управлению жилищно-коммунальной инфраструктурой. Следует отметить, что пока еще рынок утилизации ТБО нельзя назвать цивилизованным, так как поставщик потенциального сырья платит получателю, чтобы тот его забрал. В свою очередь, ни перевозчику, ни конечному получателю потенциальное сырье недоступно и по этой причине не нужно, хотя между ними существуют денежные отношения. В этой связи в настоящее время назрела острая необходимость создания полноценных рыночных отношений в отходоперерабатывающей отрасли.

Для муниципалитета бытовые отходы не представляют экономического интереса, поскольку их задача - вывезти эти отходы и захоронить. А вот уже сортировка и переработка отходов - это в интересах частного бизнеса, для которого должны быть созданы условия со стороны органов власти.

К условиям, стимулирующим частные предприятия работать в сфере обращения с ТБО, можно отнести следующие:

- получение лицензии на транспортировку и переработку отходов для предприятий с минимальными требованиями;

- освобождение предприятий от налога на землю;

- предоставить налоговые льготы по налогу на имущество предприятий;

- возможность получения кредита на развитие экологически важных программ для предприятий;

- поддержка из бюджета, поощрения для предприятий, которые создают и используют технологии, позволяющие работать с вторичным сырьем.

Поддержка малого бизнеса должна заключаться в упрощении процедур получения земли под рабочие модули. Особую помощь следует оказать в финансировании начального

этапа деятельности для приобретения необходимого оборудования, а также создать условия для кооперирования с другими малыми предпринимателями и привлечения иностранной рабочей силы.

В настоящее время услуги по утилизации ТБО в городах России находятся в ведении муниципальных предприятий. Мы считаем, что функции сбора, транспортировки, сортировки и переработки мусора должны быть разделены. Полигон должен остаться в ведении муниципалитета, а также сырье и энергия, полученные из органической части отходов, должны быть его собственностью. Что же касается переработки ТБО, то здесь должны принимать участие частные предприятия, т. е. заказчики.

Для эффективного регулирования денежных потоков в процессе утилизации мусора предлагаем создать центр управления бытовыми отходами (далее-центр) в каждом отдельном регионе при администрации области. Выделим основные организационные задачи, которые должны решаться центром:

- контроль над выполнением работ по санитарной очистке территории города для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, поддержания чистоты;

- контроль технического состояния полигона;

- формирование мероприятий по организации сбора и сортировке мусора;

- предоставление разовых талонов на вывоз мусора и установление платежей за полигонное захоронение;

- контроль над переработкой и захоронением на полигоне неутилизируемой части ТБО;

- принятие мер по рекультивации несанкционированных свалок и последующий их мониторинг.

Предлагаемый центр должен определять правила и выдавать лицензии на сбор, транспортировку, переработку и захоронение отходов. Все финансовые потоки, формируемые в результате вывоза ТБО, должны быть сосредоточены в центре, который будет проводить расчеты со специализированными предприятиями по вывозу отходов с территории города. Работа центра позволит создать цивилизованный рынок вторичного сырья.

Следует отметить, что и в сфере перевозки мусора должна формироваться конкурентная среда. В настоящее время в г. Оренбурге выполнение работ по вывозу ТБО осуществляет УК «Спецавтохозяйство №1», с которым владельцы частных домов заключают договоры по вывозу бытовых отходов. В отдельных микрорайонах города в вывозе мусора участвуют и частные операторы, такие как, ИП Шейнин, ТСЖ «Гамма», но их доля чрезвычайно мала. На 1.01 2009 года всего в Оренбурге работает 37 мусоровозных маршрутов, из них 32 - приходится на УК «Спецавтохозяйство». Сложившийся рынок имеет признаки монополии.

Новая система экономических отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства предполагает принципиальное изменение функций ее участников и механизмов их взаимодействия и управления финансовыми потоками. Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу 1 марта 2005 года, ввел понятия «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация», законодательно закрепив необходимость выбора способа управления своим домом для собственников помещений. В качестве управляющей организации выступают товарищества собственников жилья, которые, как правило, создаются во вновь построенных или капитально отремонтированных домах. Собственники и наниматели жилья в многоквартирных домах посредством управляющей компании (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация) могут выбирать, кому сдавать свои отходы: либо частному, либо муниципальному предприятию. Формирующаяся конкуренция будет сдерживать рост платы за вывоз отходов. Конкуренция между частными предприятиями должна развиваться путем привлечения клиентов низкими ценами с помощью автоматизации производства и применения различных технических новшеств.

Что же касается частного сектора, то его жильцам будет предложено заключать договоры по вывозу ТБО с центром, а не с единственным муниципальным подрядчиком. В свою очередь, центр на основе конкурсного отбора будет выбирать подрядчиков по вывозу отходов, а также осуществлять с ними денежные расчеты.

Одним из сложных вопросов функционирования системы обращения с отходами явля-

ется организация раздельного сбора ТБО. Мы полагаем, что решить его могут совместными усилиями население и предприятия малого бизнеса. Эффективность сортировки в значительной степени зависит от общей культуры и дисциплинированности населения. УЖКХ должно объявить конкурс для предприятий, желающих заниматься сбором сортированного вторсырья, путем создания для этой цели сети киосков. Киоски будут принимать у жителей пластмассу, полиэтилен, ПЭТ-бутылки, битое стекло, резину, текстиль и др. По различным данным, в городе Оренбурге в переработку попадает от 2 до 5% отходов.

Нужно также создавать передвижные пункты сбора вторсырья. Например, в Москве для сбора полимерной тары установлено более 1500 автоматических аппаратов, моментально выдающих деньги за брошенную туда пластиковую бутылку или алюминиевую банку - 10 и 30 копеек соответственно. За рубежом обязанность граждан сдавать отсортированный мусор закреплена законодательно. Например, в Германии жители складывают определенные отходы (макулатура, пластик, текстиль, стекло, древесина, резина, кожа, черный и цветной лом) в разные баки и на этом неплохо зарабатывают. Кстати, во Франкфурте все мусорные контейнеры закрываются на ключ. Каждый житель, выбрасывая мусор, открывает контейнер собственным ключом.

Таким образом, именно активная позиция населения является залогом успешной деятельности в области переработки мусора. Уже на начальном этапе формирования всей системы управления отходами должна быть обеспечена высокая степень разделения отходов, т. к. это повышает инвестиционную привлекательность отходоперерабатывающей отрасли. В таком случае инвестору будет выгодно вкладывать средства в данную сферу. Однако работа с населением требует больших финансовых вложений. Опыт внедрения системы раздельного сбора отходов в Германии свидетельствует, что на воспитание населения (в том числе на учебную работу, пропаганду в СМИ) было израсходовано 70% средств, на создание системы (четкой структуры, способной эффективно вести себя с отходами) - 20%, на решение технических проблем (внедрение эффективных технологий пе-

реработки отходов) - 10% [3]. Сложившиеся традиции обращения с ТБО не сразу позволят получить желаемый результат, но их надо менять, и чем раньше, тем лучше.

Установка спецконтейнеров требует анализа доступных рынков сбыта каждого вида вторичного сырья (макулатуры, стеклобоя, металлов, пластмасс по видам). На российском рынке уже присутствуют заказчики вторичного сырья из Саратова, Самары, Москвы, такие как «Евротара», «ЛегионЭкоПромИнвест», «Пла-стико-Рецикл», «Про-Партнерс» [4].

В отдельных российских городах уже ведется раздельный сбор мусора, к ним относятся Ростов, Омск, Москва [5]. Мы считаем, что действующие в России тарифы на сбор, вывоз и переработку бытового мусора не должны повышаться, так как внедрение системы сортировки, наоборот, должно позволить зарабатывать на отдельных видах этого сырья, что также повысит эффективность утилизации ТБО, ее качество.

В целях повышения эффективности системы управления отходами потребления необходимо реализовать следующие основные мероприятия:

- проведение УЖКХ просветительской работы по теме обращения горожан с бытовыми отходами в учебных заведениях, на предприятиях и организациях всех форм собственности, а также в средствах массовой информации; законодательному собранию необходимо принять специальные законы об утилизации бытовых отходов, обязывающие граждан вести сортировку мусора;

- информирование жильцов путем вывешивания плакатов, баннеров, распространения листовок, а также разъяснительной работы среди дворников, ТСЖ, водителей мусоровозов;

- оптимизировать сбор ТБО путем внедрения новых типов контейнеров, оснащенных специальными крышками (евроконтейнеров), на поверхности которых должно быть предусмотрено беспрепятственное удобное устройство приема мусора только «на вход»;

- установить фандоматы для сбора пластиковых бутылок, жестяных банок в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

- ужесточить административное законодательство, увеличив штрафы за несанкционированное размещение отходов;

- совершенствование системы транспортировки ТБО за счет применения новых образцов мусоровозной техники с задней загрузкой и наличием прессователя, что позволит увеличить коэффициент уплотнения ТБО до 5 ед. и разрешить экологические проблемы за счет исключения просыпания мусора. Данная мера позволит сократить парк машин, экономить горюче-смазочные материалы и фонд заработной платы водителей;

- использовать законодательный опыт других стран в развитии нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования системы обращения с отходами;

- разработать федеральный закон об упаковке и упаковочных отходах, который будет обязывать производителей нести ответственность за превращение в отход продукции, введенной ими в обращение на рынок. Как показывает зарубежный опыт, данная мера дает импульс раздельному сбору отходов. В этот закон должно быть внесено положение о залоговой стоимости тары, т. е. в стоимость товара закладывается определенная сумма на весь последующий «жизненный цикл» тары, которая впоследствии направляется на сбор, транспортировку и переработку отходов. Введение такого закона приведет к повышению уровня повторного использования упаковок. Стоит отметить, что введение залоговой стоимости позволило вернуть в хозяйственный оборот до 98% упаковочных отходов от напитков практически во всех странах Европы. Должны быть единые требования к упаковке, если кто-то захочет поэкспериментировать с дизайном, то не должен быть допущен на рынок сбыта.

Производитель товаров должен оплачивать услуги предприятиям, занимающимся переработкой отходов, в том числе и экспортируемых товаров в другие страны. Как известно, в Германии введен товарный знак «Зеленая точка», который запатентован во всем мире. Данный символ может быть поставлен на упаковке только в том случае, если предприятие заложило некую сумму для фирмы, занимающейся сбором, сортировкой и переработкой упаковочных отходов. Залоговая стоимость упаковки, включаемая в ее цену, может быть использована в качестве дополнительного источника финансирования переработки отходов. Залоговая сто-

имость на тару и упаковку для жидких продуктов может быть установлена в размере от 50 копеек до 5 рублей в зависимости от вида упаковки: стекло, пластик, алюминий, композитные упаковки или упаковки из смешанных видов полимеров. Что касается отходов электрической и электронной продукции, то это - единственный вид, в отношении которого полностью отсутствует система отбора у населения. Так как объемы такого рода отходов ежегодно увеличиваются на более чем 10%, то назрела необходимость по принятию мер, обеспечивающих их возврат производителю или его уполномоченному агенту. В данном случае, в отличие от тары для напитков, следует устанавливать большую залоговую стоимость, допустим, 1% от отпускной цены.

Представим структуру финансового обеспечения деятельности предприятий, занятых в сфере переработки ТБО, на рисунке 2.

Финансы предприятий реализуются и функционируют в форме потоков финансовых ресурсов, которые представляют всю совокупность денежных средств, используемых в финансовой деятельности и осуществлении денежных операций. Основные финансовые потоки в сфере сбора, сортировки и переработки бытовых отходов возникают по следующим направлениям:

- денежные расчеты управляющей компании (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация) с подрядчиками (специализированные предприятия по сбору бытовых отходов) по поводу финансирования работ и услуг по сбору и вывозу ТБО;

- денежные расчеты центра управления бытовыми отходами с подрядчиками (специализированные предприятия по сбору бытовых отходов) по поводу финансирования работ и услуг по сбору и вывозу ТБО. Введение центра в данную структуру, по нашему мнению, актуально, так как наиболее эффективный вариант, когда управляющая организация является одновременно подрядчиком, выполняющим работы и оказывающим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома. К сожалению, в действительности такой вариант встречается крайне редко;

- денежные расчеты поставщиков бытовых услуг (население) с управляющей компанией -жителей многоэтажных домов - или центром

управления бытовыми отходами - жителей частных домов - в части сбора денежных средств;

- денежные расчеты заказчиков (предприятия по переработке бытовых отходов) с бюджетной системой по поводу бюджетного финансирования целевых программ и уплаты налоговых платежей;

- денежные расчеты заказчиков (предприятия по переработке бытовых отходов) с финансово-кредитными учреждениями по поводу получения кредитов на создание комплекса по переработке отходов потребления и своевременного погашения долга и процентов по ним;

- денежные расчеты заказчиков (предприятия по переработке бытовых отходов) с частными инвесторами в результате партнерских взаимоотношений по поводу финансирования социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение;

- денежные расчеты производителей товаров и услуг в упаковке и таре с заказчиками (предприятия по переработке бытовых отходов) в виде залоговой стоимости упаковки, включаемой в ее цену. Введение залоговой стоимости способствует повышению эффективности повторного использования упаковок, а также появлению дополнительного источника финансирования.

Итак, движение финансовых ресурсов в сфере сбора, сортировки и переработки бытовых отходов отражает два противоположно направленных денежных потока Во-первых, финансовые потоки на «вход», т. е. приток денежных средств. К ним относятся: выручка от реализации продукции (работ, услуг), прибыль, банковский кредит, бюджетные ассигнования, прочие поступления. Во-вторых, финансовые потоки на «выход», т. е. отток денежных средств.

Примечание

финансирование (денежные потоки)

налоги

сырье

Рисунок 2. Финансовое обеспечение деятельности предприятий по переработке бытовых отходов в сфере ЖКХ

К ним относятся: материальные затраты, расходы на оплату труда, выплаты процентов по банковским кредитам, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, прочие расходы.

Рассмотрим источники формирования финансовых средств на «вход». Основным источником являются средства из федерального, регионального и местных бюджетов на финансирование проектов по переработке отходов потребления, различных целевых программ.

Особое значение на современном этапе реформирования ЖКХ уделяется внебюджетному финансированию, основные виды которого приведем ниже. Во-первых, это привлеченные средства, к которым должны будут относиться средства производителей и импортеров продукции в упаковке и таре, в соответствии со специально разработанными тарифами, в виде специальных налогов или залоговой стоимости на упаковку и тару, которые становятся бытовыми отходами. Следующие - это иностранные инвестиции. В настоящее время ряд компаний из Франции, Австрии охотно вкладывают собственные средства в сферу утилизации отходов. Так, на этом сегменте российского рынка представители немецко-австрийско-швейцарского холдинга TelDaFax выразили желание принять участие в конкурсе по строительству мусороперерабатывающего завода в Санкт-Петербурге. Американцы и шведы вкладывают собственные средства в переработку мусора в Самаре. И, наконец, возможность привлечения инвесторов в финансирование исследуемой подотрасли ЖКХ в виде следующих моделей участия: аренды, концессии, доверительного управления. Как известно, концессии относятся к нетрадиционным методам финансирования. Здесь возможны следующие источники финансирования:

- собственные средства концессионера;

- кредиты, предоставленные коммерческими банками и другими кредитными институтами;

- целевые средства государственного казначейства [7].

Во-вторых, заемные средства - это прежде всего кредиты российских и зарубежных банков. Мировая практика показывает, что на международном рынке занимать капитал дешевле благодаря огромным размерам рынка. Международный рынок просто не сопоставим с разме-

рами национальных рынков, поэтому предложение капитала на таком рынке значительно больше. В качестве финансового инструмента для регулирования процесса привлечения заемных средств и инвестирования их в сферу переработки отходов может выступать частное субсидирование государством процентных ставок по кредитам, выдаваемым на строительство мусороперерабатывающих заводов. При этом основная сумма возвращается заемщиком, а государство выплачивает разницу между учетной ставкой банка по кредиту и ставкой рефинансирования. Таким образом, государство оплачивает экологические и социальные эффекты, приносимые создаваемым заводом.

В-третьих, средства от коммерческого использования объектов ЖКХ, принадлежащих муниципалитету, - это контейнеры для мусора. Поверхность мусорных контейнеров можно использовать в качестве рекламных носителей. Особенно такой источник финансирования актуален в крупных городах, где есть спрос на уличные рекламные акции.

В-четвертых, платежи населения за мусор, которые могут стать основным источником финансирования организации раздельного сбора мусора.

Финансовые потоки на «выход» в основном формируются за счет налоговых поступлений от предприятий по сбору, сортировке и переработке твердых бытовых отходов.

И, наконец, финансово-правовыми условиями эффективного финансового механизма обращения с отходами является нормативная база по управлению отходами в России, которая только еще формируется. Данная сфера регламентируется региональными актами, конкретизирующими Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29.12.2000 г. №89-ФЗ. В настоящее время разрабатываются проекты федеральных законов «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и «Об обязательном экологическом страховании», а также федеральная целевая программа «Совершенствование системы государственного регулирования в области обращения с отходами».

Таким образом, финансовое обеспечение эффективности деятельности предприятий по сбору, сортировке и переработке ТБО пред-

ставляет собой процесс формирования и использования финансовых ресурсов в результате взаимодействия всех субъектов денежных отношений.

На ближайшую перспективу первоочередной задачей системы обращения с отходами

должен стать переход от полигонного захоронения к промышленной переработке. Необходимо добиться полной рециркуляции, то есть такой организации хозяйства, при которой производство продукции и утилизация отходов находятся в замкнутом круге.

Список использованной литературы:

1. Систер В.Г., Мирный А.Н., Скворцов Л.С. Твердые бытовые отходы (сбор, транспорт, обезвреживание). Справочник. -М., 2001.

2. Пупырев Е. Технологии переработки твердых бытовых отходов // Журнал руководителя и главного бухгалтера: ЖКХ. -2008. - №2 Ч. 1. - С. 34.

3. Б. Булгаков. Умно и рачительно решают японцы проблему ТБО // Журнал руководителя и главного бухгалтера: ЖКХ. -2006. - №10. - С. 19-20.

4. Сильвестров С. Утилизация мусора и бытовых отходов // Экономика России: XXI век. - 2008. - №18. - С. 12.

5. Михайловская Н. Чипы для мусорных контейнеров // Журнал руководителя и главного бухгалтера: ЖКХ. - 2006. -№12. - С. 23-25.

6. Е. П. Сингаев. Пейзаж без свалки // Оренбургская неделя. - 2007. - №13. - С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Свистунов Н. Концессии - инструмент активизации международных инвестиционных проектов в России // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №3. - С. 76.

Levanovich I.V.

FINANCIAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF EFFECTIVE CIRCULATION WITH HARD DOMESTIC WASTE

There are financial conditions of creation of effective system of circulation with domestic waste. The author regards organization of separate rough fractions assortment based on the experience of foreign countries. The structure of financial support of activity of enterprises occupying in the sphere of hard domestic waste processing is presented in this article. Also the general measures of effectiveness increasing of consumption residue management system.

Key words: hard domestic waste, housing and communal services, assortment and processing of wastes, financial support, center of domestic waste management

Информация об авторе:

Леванович И.В. старший преподаватель кафедры финансов предприятий Оренбургского государственного университета, 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372477

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.