УДК 338.054.23
Пинаев Владимир Евгеньевич
ФГОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова» Экономический факультет, кафедра Экономики природопользования
Россия, Москва1 Докторант
Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Чернышёв Дмитрий Алексеевич
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации» Факультет Международный институт государственной службы и управления
Россия, Москва
Магистрант программы «Управление природопользованием и охраной окружающей среды»
E-Mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена существующая практика лицензирования обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации.
Представлены вопросы современного состояния процессов образования и утилизации отходов на примере твердых бытовых отходов, как наиболее распространенных и наименее контролируемых. Показаны ключевые проблемы отрасли утилизации отходов, как то: отсутствие необходимой инфраструктуры и высокий уровень затрат на организацию их сбора и видовой сепарации; недостаточное правовое регулирование всех этапов обращения с отходами; отсутствие эффективного экономического механизма, обеспечивающего переработку и использование отходов; самоустранение государства от управления в данной сфере; как следствие вышеизложенного, формальный характер лицензирования в сфере обращения с отходами, что допускает множество нарушений и злоупотреблений в указанной области. Предложены пути решения ряда описанных проблем. В частности, описаны действующие документы в области обращения с отходами и предлагаемые изменения в нормативные акты. Детально рассмотрены предлагаемые Министерством Природных Ресурсов Российской Федерации дополнительные поправки к Федеральному закону "Об отходах производства и потребления".
Ключевые слова: отходы производства и потребления; твердые бытовые отходы; лицензирование; обращение с отходами; законодательство; проблемы отрасли; пути решения.
Идентификационный номер статьи в журнале 76БУЫ314
1 127238 Москва, Дмитровское шоссе 34-1-63
Обращение с отходами производства и потребления - вопросы лицензирования
Безопасное и эффективное обращение с отходами производства и потребления - одна из наиболее сложных экологических задач в Российской Федерации.
Ежегодно в России образуется порядка 35-40 млн. т твердых бытовых отходов. В объёмных единицах это составляет 200 млн. куб. м. Твёрдые бытовые отходы составляют около 10% от всех ежегодно образующихся отходов.2
Практически весь указанный объём в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках. Только 4-5 % от объёма образованных твёрдых бытовых отходов вовлекается в дальнейшем в переработку. С учётом промышленных отходов в последние годы средний уровень сбора и переработки отходов составляет чуть более 30 %. В хозяйственный оборот вовлекаются только такие отходы, которые дают значительную прибыль.
Всего по стране насчитывается 389 предприятий-переработчиков, в которые входят 243 комплекса по переработке ТБО, 53 комплекса по сортировке, 41 мусоросжигательный завод1.
Количество специально обустроенных мест под размещение отходов (полигонов ТБО) в целом по стране 1092, что в разы меньше количества санкционированных свалок, которых насчитывается около 13 тысяч.
Количество неликвидированных несанкционированных свалок, которые можно расценивать как накопленный экологический ущерб, превышает 10 тысяч.
К марту 2014 г. по итогам кампании Росприроднадзора по выявлению несанкционированных свалок на территории РФ, проводимой с 8 августа 2011 года, было всего обнаружено 75956 мест несанкционированного размещения ТБО на площади 23035 га. В результате всего комплекса мероприятий на территории Российской Федерации ликвидировано 57073 места несанкционированного размещения ТБО (76 % от выявленных)3.
По данным Генпрокуратуры РФ, в 2012 г. наибольшее количество нарушений было выявлено при осуществлении надзора за обращением с отходами: отсутствие паспортов отходов и ПНООЛР; отсутствие лицензий и несоблюдение лицензионных требований; самовольное использование земельных участков под размещение отходов4 (см. рис. 1).
2 Доклад Росприроднадзора «О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в 2012 году». 11К1_: http://rpn.gov.ru/node/14 (дата обращения: 10.01.2014).
3 За 2,5 года размер ущерба, нанесенного окружающей среде в результате несанкционированного размещения ТБО, составил свыше 900 млн рублей // Сайт Минприроды / Главная / Новости. 11К1_: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134013 (дата обращения: 14.03.2014).
4 Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства / В.Г. Бессарабов, Д.Г. Добрецов, Н.В. Суслова // Экология производства. - 2013. - № 8, август. - С. 49.
■ Об отходах прои зводства и потребления
■ 06 охране и использовании животного мира
■ О лесопользовании
■ Об охране и добыче водных ресурсов 4%
ш Об охране земли, почв
■ Об охране вод и атмосферного воздуха
Рис. 1. Выявленные нарушения законов в экологической сфере в 2012 г.
Главными препятствиями к увеличению объёмов переработки отходов являются отсутствие необходимой инфраструктуры и высокий уровень затрат на организацию их сбора и видовой сепарации. Особую трудность представляют сбор и переработка сложных по составу отходов потребления, т.к. для этого необходимы специальная организационнопроизводственная инфраструктура и сложное дорогое оборудование5.
По оценкам специалистов, проблема возникла из-за отсутствия единого организационно-правового, экономического, методологического и технологического
подходов при формировании отходоперерабатывающей индустрии, что привело к созданию
иррациональных моделей управления отходами6. Можно признать: в России практически отсутствует индустрия, обслуживающая сферу обращения отходов производства и потребления.
Лицензирование - один из административных методов государственного
регулирования экономической деятельности, вид государственного контроля, направленного на соблюдение прав, законных интересов и здоровья граждан, обеспечение безопасности государства. В сфере обращения с отходами лицензирование имеет также природоохранное значение.
Правовые режимы разрешительного типа играют значительную роль в
государственном регулировании предпринимательской деятельности, что обусловливает актуальность проблемы лицензирования деятельности с отходами, необходимость повышения эффективности этой процедуры и снижения избыточных административных барьеров. Проблема обостряется с ухудшением экологической обстановки вследствие большого количества нарушений при обращении с отходами, особенно при захоронении отходов. Данная сфера сильно криминализована, что говорит о просчётах в правовом регулировании «мусорной сферы». Кроме того, вызывает дискуссии намерение государства максимально устраниться от прямого контроля за сферой обращения с отходами, передав эти функции саморегулируемым организациям (СРО).
Государство путём совершенствования действующего законодательства в сфере обращения с отходами должно обеспечить непрерывность, самоокупаемость и безопасность для окружающей среды всех этапов обращения с отходами.
5 Управление отходами: учебное пособие / Б.Б. Бобович. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2013. - С. 9-10.
6 Шубников В.Л. Концепция формирования системы обращения с опасными отходами // ТБО. 2013. № 10.
Необходимо законодательно отрегулировать процесс перехода прав собственности на отходы на всех этапах (сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение).
Целесообразно передать полномочия по организации сортировки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО с муниципального уровня в ведение органов государственной власти субъектов РФ, а также усилить взаимодействие между федеральными и региональными органами исполнительной власти в целях долгосрочного планирования в сфере обращения с отходами.
В п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сказано: «В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.». Формулировка «брошены» представляется некорректной. Необходимо запретить односторонний отказ от собственности на отходы и оставление их на чужих объектах; такое действие должно быть разрешено только на специально отведённых площадках.
Необходимо произвести расчёты в масштабах всего народного хозяйства, какой вариант нам выгоднее: финансировать утилизацию отходов или обеспечить обращение многоразовой тары и минимизацию образования отходов.
Целесообразно включать в инвестиционные программы и тарифы на захоронение ТБО затраты на дальнейшую рекультивацию полигонов.
Финансовая нагрузка по обращению с отходами должна быть распределена между производителями упаковки, ритейлерами, потребителями конечного товара и государственным бюджетом. При этом потребителям товаров должен быть предоставлен выбор:
• становиться собственниками отходов, полученных из одноразовой упаковки, и
нести частичную финансовую нагрузку за её утилизацию;
• потреблять товары без упаковки;
• стать звеном в системе обращения многоразовой упаковки.
В настоящее время возможность такого выбора ограничена или отсутствует, т.е. доминируют интересы «упаковочных корпораций», ритейлеров и примкнувшей к ним «мусорной мафии». Последняя получает прибыль, производя накопленный экологический ущерб, который в будущем будет устраняться за счёт госбюджета.
Необходимо принять поправки к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вводящие расширенную ответственность производителя (РОП) за утилизацию выпущенных им на рынок товаров после того, как они завершат срок службы. То же самое нужно ввести и в отношении цепочки «производитель упаковки - продавец товара в упаковке», оба звена которой должны финансировать утилизацию одноразовой упаковки и/или способствовать уменьшению её количества,
переходу к биоразлагаемым материалам, многоразовой таре и т.д. Для достижения успеха во внедрении РОП необходимо участие правительственных органов, производителей и потребителей. Международная практика показывает, что наиболее эффективны системы РОП, управляемые производителями. Роль государства заключается в контроле выполнения
производителями своих обязательств, а также в создании непрерывных цепочек сбора отходов, которые делают возможным рыночное развитие систем переработки7.
Специалисты по переработке отходов для системного решения вопроса с ТБО предлагают разграничить жилищную услугу, оказываемую УК многоквартирного дома - сбор мусора и вывоз на площадку временного хранения на территории, принадлежащей дому, и коммунальную услугу - утилизацию ТБО за пределами указанного земельного участка, которую организуют городские и муниципальные органы власти. Они должны заключать контракты не с транспортными компаниями, а с предприятиями по переработке ТБО или легальными полигонами, которые в рамках заключённых контрактов сами обеспечат квалифицированную транспортировку отходов. Это позволит обеспечить переработку ТБО в рамках имеющегося тарифа с населения (3,56 руб./м2 жилой площади), без его повышения. Более того, после окупаемости инвестиций в мусороперерабатывающие заводы стоимость утилизации ТБО для жильцов должна снижаться, т.к. переработка отходов приносит дополнительную прибыль8.
Исходя из этого, целесообразно лицензировать не отдельные виды деятельности с отходами, а комбинаты по переработке вторсырья, осуществляющие весь комплекс работ по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов. По мнению специалистов, строительство таких комбинатов должно осуществляться в рамках государственно-частного партнёрства9. Такие предприятия могут иметь сбалансированный бюджет, получая прибыль от переработки лома чёрных и цветных металлов, макулатуры, полимеров, текстиля и стеклобоя и направляя её в убыточные подразделения. Кроме того, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подобные предприятия должны иметь налоговые и иные льготы, как осуществляющие предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды.
Помимо совершенствования лицензирования, остро стоит вопрос о создании экономических механизмов, обеспечивающих переработку и использование отходов:10
• платежей за размещение отходов;
• вычетов из налога на прибыль;
• льготных кредитов;
• ускоренной амортизации для стимулирования внедрения НДТ.
Минприроды России подготовило проект дополнительных поправок ко второму чтению проекта Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с
7 Мадлен Мартенг Берграм. Расширенная ответственность производителя в сфере обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. - 2013. - № 6 (84), июнь. - С. 58-62.
8 ЖКХ-ликбез. Вывоз и утилизация отходов потребления в ЖКХ // Цикл передач «ЖКХ от А до Я» / Общественное телевидение России. Эфир от 05.12.2013. 18:05. URL: http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_12867.html (дата обращения: 10.01.2014).
9 Доклад Росприроднадзора «О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в 2012 году». URL: http://rpn.gov.ru/node/14 (дата обращения: 10.01.2014).
10 Есина Е.А. Плюсы саморегулирования в сфере обращения с отходами // Экология производства. - 2011. - № 9, сентябрь. - С. 57.
отходами»11. Этот проект дополнительных поправок должен создать условия для притока инвестиций в сферу обращения с отходами и развития новой отрасли по мусоропереработке. Он направлен на выполнение следующих задач:12
• поэтапное введение утилизационных сборов для продукции, которая потеряла
потребительские свойства и подлежит утилизации (ориентировочно с 01.01.2016);
• установление перечня товаров, в отношении которых будет применяться
утилизационный сбор (перечень, аналогичный существующему в республике Беларусь);
• установление нормативов утилизации продукции;
• совершенствование системы лицензирования в области обращения с отходами: лицензируется по-прежнему только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности; деятельность с отходами V класса опасности горнодобывающего и перерабатывающего производств, а также с отдельными видами отходов IV класса опасности (перечень устанавливается Правительством РФ) не лицензируется; порядок начала деятельности по сбору и использованию отходов I-IV классов опасности имеет уведомительный характер; лицензия на деятельность по обезвреживанию или размещению отходов на конкретном объекте выдаётся одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
• создание государственного фонда обращения с отходами потребления,
аккумулирующего утилизационные сборы (взимание экологического взноса -территориальные органы Росприроднадзора и ФТС России);
• установление порядка расходования средств государственного фонда
обращения с отходами потребления (целевой в форме субсидий субъектам РФ);
• установление переходного периода по введению принципов и механизмов
создания комплексной системы управления отходами (ориентировочно с 2015 по 2016 г.).
Вступление в силу обновлённого закона «Об отходах производства и потребления» планируется с 1 января 2015 г.
Совокупность правовых, экономических и технологических мер должна привести к появлению новой экономики вторичного использования, называемой «ноль отходов» (Zero Waste). Принципы Zero Waste следующие:13
• изменение методов хозяйствования;
11 Проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами». Принят в первом чтении постановлением Государственной Думы РФ от 07.10.2011 № 5948-5 ГД. URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.01.2014).
12 Кушнир К.Я. Совершенствование законодательства РФ в области обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2013. № 7, июль. С 10-14.
13 Принципы Zero Waste: современное прочтение / Л.Я. Шубов, О.Н. Борисова и др. // Твердые бытовые отходы. - 2013. - № 6, июнь. - С. 8-13.
• сведение к нулю отходов на свалках, не прошедших переработку;
• поэтапное прекращение производства и потребления токсических веществ и
материалов;
• возвращение отходов в цикл производства;
• экономия материалов;
• оптимизация стратегии управления отходами.
Отметим, что данные принципы могут и должны внедряться уже в образовательные программы при обучении на всех уровнях.14
Лицензирование в области обращения с отходами осуществляется на стыке интересов государства и бизнеса. При этом сама отрасль страдает из-за того, что переход от советской системы управления отходами к рыночной системе осуществлён не полностью.
В отрасли не решён ряд ключевых вопросов:
• об ответственности за образование отходов;
• о переходе прав собственности на отходы по цепочке обращения с ними;
• об источниках финансирования экологически ответственного обращения с
отходами.
В этих условиях лицензирование, являясь, по сути, формальной процедурой, не решает возложенных на него задач, а только скрывает проблемы обращения с отходами, создаёт видимость законности.
Для улучшения ситуации необходимо создание и применение эффективных нормативно-правовых, экономических и социально-политических механизмов управления отходами.
Главный вопрос в области управления отходами - это границы вмешательства государства. Ухудшение ситуации с отходами за последние два десятка лет указывает на то, что государство должно вернуться к прямому управлению в данной отрасли, по аналогии с Директивами Европейского парламента и Совета Европейского Союза.
При этом возможно создание конкурентной среды в отдельных сегментах обращения с отходами, например, при их сборе, использовании, транспортировании.
Для улучшения ситуации необходимо принятие бизнес-структурами РФ социальной ответственности, в том числе за природопользование и охрану окружающей среды. Экологическая ответственность предприятий должна реализоваться через добровольные «зелёные» стандарты и технологии. Пока же руководители предприятий стремятся преимущественно «оптимизировать» налоговые и природоохранные расходы.
В свою очередь, бизнес-структурам для долгосрочного инвестиционного планирования нужны политическая стабильность, отсутствие коррупции и бюрократических барьеров.
Для достижения согласованной позиции по экологическим проблемам необходим равноправный диалог государства, бизнеса и общества (с участием науки) на следующих площадках:
14 Пинаев В.Е., Ледащева Т.Н. «Элементы учебно-методического комплекса по экологии для церковных учебных заведений» //Научный интернет-журнал «Мир Науки», 2014 №1 [Электронный ресурс] - М.: Мир Науки, 2014.
• Открытое Правительство;
• Общественная палата РФ;
• РСПП;
• ТПП РФ;
• Деловая Россия;
• Опора России и др.
Результатом совершенствования нормативно-правовых, экономических и социальнополитических механизмов управления отходами должен стать переход к обществу с устойчивым материальным циклом15.
15 Пинаев В.Е., Ледащева Т.Н. «Развитие "зеленой экономики" и стратегическая экологическая оценка» // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №1 (20) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014
ЛИТЕРАТУРА
1. Доклад Росприроднадзора «О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в 2012 году». URL: http://rpn.gov.ru/node/14 (дата обращения: 10.01.2014).
2. За 2,5 года размер ущерба, нанесенного окружающей среде в результате несанкционированного размещения ТБО, составил свыше 900 млн рублей // Сайт Минприроды / Главная / Новости. URL: http://www.mnr.gov.m/news/detail.php?ro=134013 (дата обращения: 14.03.2014).
3. Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства /
B.Г. Бессарабов, Д.Г. Добрецов, Н.В. Суслова // Экология производства. - 2013. - № 8, август. - С. 49.
4. Управление отходами: учебное пособие / Б.Б. Бобович. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2013. - С. 9-10.
5. Шубников В.Л. Концепция формирования системы обращения с опасными отходами // ТБО. 2013. № 10.
6. Мадлен Мартенг Берграм. Расширенная ответственность производителя в сфере обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. - 2013. - № 6 (84), июнь. -
C. 58-62.
7. ЖКХ-ликбез. Вывоз и утилизация отходов потребления в ЖКХ // Цикл передач
«ЖКХ от А до Я» / Общественное телевидение России. Эфир от 05.12.2013. 18:05. URL: http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_12867.html (дата обращения: 10.01.2014).
8. Доклад Росприроднадзора «О ходе работ по выявлению и понуждению к
ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в 2012 году». URL: http://rpn.gov.ru/node/14 (дата обращения: 10.01.2014).
9. Есина Е.А. Плюсы саморегулирования в сфере обращения с отходами //
Экология производства. - 2011. - № 9, сентябрь. - С. 57.
10. Пинаев В.Е., Ледащева Т.Н. «Развитие "зеленой экономики" и стратегическая экологическая оценка» // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №1 (20) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014.
11. Проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами». Принят в первом чтении постановлением Государственной Думы РФ от 07.10.2011 № 5948-5 ГД. URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.01.2014).
12. Кушнир К.Я. Совершенствование законодательства РФ в области обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2013. № 7, июль. С 10-14.
13. Пинаев В.Е., Ледащева Т.Н. «Элементы учебно-методического комплекса по экологии для церковных учебных заведений» //Научный интернет-журнал «Мир Науки», 2014 №1 [Электронный ресурс] - М.: Мир Науки, 2014.
14. Принципы Zero Waste: современное прочтение / Л.Я. Шубов, О.Н. Борисова и др. // Твердые бытовые отходы. - 2013. - № 6, июнь. - С. 8-13.
Рецензент: Горелов Владимир Иванович, д.т.н., профессор Института математики и информатики, Москва.
Vladimir Pinaev
Federal State Educational Institution of Higher Professional Education M.V.Lomonosov Moscow
State University (Lomonosov MSU or MSU) Economics department, chair of Environmental economics
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Dmitry Chernyshev
Federal State Budgetary Educational Higher Professional Institution of Education « Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration » (RANEPA) Department
International institute of state service and management
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Consumption and production waste management -questions of licensing
Abstract. The article is reviewing current practice of municipal and production waste management licensing in Russia. Modern state of municipal waste utilization is described as most occurring type of waste and less controlled. Key problems of the industry are highlighted: absence of necessary infrastructure, high cost of collection and waste segregation, lack of legal requirements on waste processing, absence of effective economic mechanism for waste management; selfelimination of State from the given sphere, as result of all listed above only formal licensing of waste management process, what leads to multy-violation of legal requirements in the area.
Possible solutions are proposed - documents in force and planned legislation changes are presented, as well as absence of effective economic mechanism leading to waste treatment and use. Proposals given by Ministry of Natural Resources aimed on update of Federal Law “On production and consumption wastes” are detailed.
Keywords: production and consumption wastes; solid municipal wastes; licensing; waste management; legislation; problems of industry; possible solutions.
Identification number of article 76EVN314
REFERENCES
1. Doklad Rosprirodnadzora «O hode rabot po vyjavleniju i ponuzhdeniju k likvidacii mest nesankcionirovannogo razmeshhenija tverdyh bytovyh othodov v 2012 godu». URL: http://rpn.gov.ru/node/14 (data obrashhenija: 10.01.2014).
2. Za 2,5 goda razmer ushherba, nanesennogo okruzhajushhej srede v rezul'tate
nesankcionirovannogo razmeshhenija TBO, sostavil svyshe 900 mln rublej // Sajt Minprirody / Glavnaja / Novosti. URL:
http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134013 (data obrashhenija: 14.03.2014).
3. Prokurorskij nadzor za ispolneniem prirodoohrannogo zakonodatel'stva / V.G. Bessarabov, D.G. Dobrecov, N.V. Suslova // Jekologija proizvodstva. - 2013. - № 8, avgust. - S. 49.
4. Upravlenie othodami: uchebnoe posobie / B.B. Bobovich. - M.: FORUM, INFRA-M, 2013. - S. 9-10.
5. Shubnikov V.L. Koncepcija formirovanija sistemy obrashhenija s opasnymi othodami // TBO. 2013. № 10.
6. Madlen Marteng Bergram. Rasshirennaja otvetstvennost' proizvoditelja v sfere obrashhenija s othodami // Tverdye bytovye othody. - 2013. - № 6 (84), ijun'. - S. 5862.
7. ZhKH-likbez. Vyvoz i utilizacija othodov potreblenija v ZhKH // Cikl peredach
«ZhKH ot A do Ja» / Obshhestvennoe televidenie Rossii. Jefir ot 05.12.2013. 18:05. URL: http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_12867.html (data
obrashhenija: 10.01.2014).
8. Doklad Rosprirodnadzora «O hode rabot po vyjavleniju i ponuzhdeniju k likvidacii mest nesankcionirovannogo razmeshhenija tverdyh bytovyh othodov v 2012 godu». URL: http://rpn.gov.ru/node/14 (data obrashhenija: 10.01.2014).
9. Esina E.A. Pljusy samoregulirovanija v sfere obrashhenija s othodami // Jekologija proizvodstva. - 2011. - № 9, sentjabr'. - S. 57.
10. Pinaev V.E., Ledashheva T.N. «Razvitie "zelenoj jekonomiki" i strategicheskaja jekologicheskaja ocenka» // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 №1 (20) [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie, 2014.
11. Proekt Federal'nogo zakona № 584399-5 «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob othodah proizvodstva i potreblenija" i drugie zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti jekonomicheskogo stimulirovanija dejatel'nosti v oblasti obrashhenija s othodami». Prinjat v pervom chtenii postanovleniem Gosudarstvennoj Dumy RF ot 07.10.2011 № 5948-5 GD. URL: http://ivo.garant.ru (data obrashhenija: 10.01.2014).
12. Kushnir K.Ja. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva RF v oblasti obrashhenija s othodami // Tverdye bytovye othody. 2013. № 7, ijul'. S 10-14.
13. Pinaev V.E., Ledashheva T.N. «Jelementy uchebno-metodicheskogo kompleksa po jekologii dlja cerkovnyh uchebnyh zavedenij» //Nauchnyj internet-zhurnal «Mir Nauki», 2014 №1 [Jelektronnyj resurs] - M.: Mir Nauki, 2014.
14. Principy Zero Waste: sovremennoe prochtenie / L.Ja. Shubov, O.N. Borisova i dr. // Tverdye bytovye othody. - 2013. - № 6, ijun'. - S. 8-13.