Научная статья на тему 'Критерии выбора оптимального способа обращения с отходами для населенных пунктов Карагинского муниципального района'

Критерии выбора оптимального способа обращения с отходами для населенных пунктов Карагинского муниципального района Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ / ПАСПОРТ ОТХОДА / INDUSTRIAL AND CONSUMER WASTE / WASTE DISPOSAL FACILITY / WASTE PASSPORT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Чувилин А. Г.

На основе государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления рассмотрены возможные варианты создания эффективной системы обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности для Карагинского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice criteria for optimal waste management for settlements of Karaginsky municipal area

On the basis of the Russian Federation State policy in the field of industrial and consumer waste management possible variants of effective industrial and consumer waste of hazard classes I to V management system for Karaginsky municipal area are considered.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора оптимального способа обращения с отходами для населенных пунктов Карагинского муниципального района»

Литература

1. Кавецкий Г.Д., Васильев Б.В. Процессы и аппараты пищевых технологий. - М.: Ко-лос,1999. - 551 с.

2. Лыков А.В. Теория сушки. - М.: Энергия, 1968. - 472 с.

3. Подкорытова A.B. Эмульсионные продукты на основе геля из бурых водорослей // Инновации в науке и образовании - 2006: Материалы Междунар. научн. конф. - Изд-во КГТУ, 2005.- С. 234-235.

4. Репина О.И. Обоснование и разработка комплексной технологии биологически активных веществ из фукусовых водорослей Белого моря: Автореф. дис....канд. тех. наук. - М.: Мир, 2010. -25 с.

5. Распространение, запасы и химический состав некоторых видов бурых водорослей Северных Курил / А.И. Усов, Г.П. Смирнова, B.C. Огородников, A.B. Подкорытова, A.B. Кушева. // Морские прибрежные экосистемы: водоросли, беспозвоночные и продукты их переработки: Материалы Первой Междунар. науч.-практ. конф. - М.: ВНИРО. - С. 225-230.

УДК 504.61: 911.37(571.66)

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО СПОСОБА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ДЛЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАРАГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

А.Г. Чувилин

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683000 e-mail: icarus_2006@mail.ru

На основе государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления рассмотрены возможные варианты создания эффективной системы обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности для Карагинского муниципального района.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, объект размещения отходов, паспорт отхода, класс опасности, загрязнение окружающей среды.

Choice criteria for optimal waste management for settlements of Karaginsky municipal area.

A.G. Chuvilin (Postgraduate studies of the Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683000)

On the basis of the Russian Federation State policy in the field of industrial and consumer waste management possible variants of effective industrial and consumer waste of hazard classes I to V management system for Karaginsky municipal area are considered.

Key words: industrial and consumer waste, waste disposal facility, waste passport, class of hazard, environmental contamination.

Одна из основных экологических проблем для России - проблема обращения с отходами потребления и производства.

Масса мирового потока твердых бытовых отходов (ТБО) составляет ежегодно около 400 млн т. Такое количество, без преувеличения, достигает геологических масштабов: с мусором в биосферу попадает около 85 млн т органического углерода (природное поступление 40 млн т/год) [1].

На сегодняшний день в РФ накопилось 80 млрд т ТБО. Ежегодно прибавляется около 30 млн т ТБО и 120 млн т промышленного мусора. Общая площадь занятых отбросами земель в целом по

т 2

стране превышает 2 тыс. км .

Причина подготовки данного материала - отсутствие разумного диалога при обсуждении и реализации проектов в сфере переработки ТБО в населенных пунктах Камчатского края. Здесь сочетаются многие факторы: экологическая неподготовленность проектировщиков, слабая юридическая база местного самоуправления, однобокость природоохранного законодательства, направленного на презумпцию опасности любых промышленных объектов, нормальный эгоизм местных жителей, не всегда конструктивная роль общественных экологических организаций.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р) создание безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха является одним из направлений обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека [2].

Государственная политика Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, образующимися в результате производственной деятельности юридических и физических лиц - природопользователей, а также жизнедеятельности населения и размещаемыми в окружающей среде, направлена на ограничение негативного воздействия отходов.

Проведение государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в результате реализации юридическими и физическими лицами - природопользователями следующих ее положений:

- уменьшения количества образующихся отходов за счет применения на предприятиях различных форм собственности передовых малоотходных технологий;

- уменьшения количества образующихся отходов за счет более эффективного и глубокого использования сырья и материалов на предприятиях различных форм собственности;

- снижения негативного воздействия опасных отходов на природную среду за счет обеззараживания отходов на лицензированных предприятиях (снижение класса опасности отхода для окружающей среды);

- уменьшения количества образующихся отходов за счет использования отходов в качестве вторичного ресурса на лицензированных предприятиях для получения продукции (утилизация отходов);

- ликвидации накопленного ранее загрязнения;

- восстановления эродированных, захламленных территорий в результате размещения отходов на несанкционированных свалках, полигонах и т. п.;

- обеспечения эффективной санитарии при обращении с отходами;

- обеспечения эффективного управления операционным движением бытовых отходов.

На территории пос. Оссора находятся 53 предприятия и организации, а также население, являющиеся источниками образования отходов производства и потребления.

На территории сельского поселения Карага находятся 10 предприятий и организаций, а также население, являющиеся источниками образования отходов производства и потребления.

Промышленное производство в Карагинском районе не развито и в настоящий период представлено:

- сезонными рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, массовым отходом которых являются отходы рыбопереработки;

- организациями и учреждениями социальной сферы, массовым отходом которых являются ТБО и отходы медицинских учреждений;

- предприятиями коммунальной сферы, массовым отходом которых при выработке тепловой энергии из твердого топлива являются золошлаки котельных.

Массовым отходом населения является несортированные ТБО (отходы 4 класса опасности), отходы (осадки) из выгребных ям.

Накопление, сбор, транспортирование, утилизация и размещение (захоронение) отходов в пос. Оссора и с. Карага как ранее, так и в настоящее время осуществляется с нарушением требований действующего природоохранного законодательства как со стороны юридических и физических лиц - источников образования отходов, так и со стороны предприятия, осуществляющего размещение (захоронение) отходов, и предприятий, осуществляющих сбор и транспортировку отходов.

Причинами отсутствия системы обращения с отходами 1-5 классов опасности для окружающей среды в населенных пунктах Карагинского района, соответствующей требованиям природоохранного законодательства, являются:

- игнорирование требований природоохранного законодательства при ведении производственной и (или) иной деятельности юридическими и физическими лицами;

- игнорирование требований природоохранного законодательства при сборе, транспортировке, захоронении отходов различных классов опасности предприятиями, занимающимися данной деятельностью;

- игнорирование требований природоохранного законодательства по организации системы обращения с отходами администрацией Карагинского муниципального района;

- отсутствие источников финансирования для организации системы обращения с отходами, соответствующей нормативным требованиям и положениям госполитики;

- бездеятельность уполномоченных надзорных органов;

- применение незначительных размеров штрафов к нарушителям природоохранного законодательства к предприятиям-природопользователям.

Следствиями бездеятельности уполномоченных надзорных органов являются:

- продолжающееся неограниченное загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления 1-5 классов опасности по причине функционирования сложившейся системы обращения с отходами, не соответствующей требованиям санитарного и природоохранного законодательства, положениям государственной политики РФ при обращении с отходами;

- отсутствие необходимых обоснований у администрации КМР для разработки системы обращения с отходами, соответствующей требованиям санитарного и природоохранного законодательства, положениям государственной политики РФ при обращении с отходами;

- отсутствие необходимых обоснований у администрации КРМО для разработки районных мероприятий природоохранного назначения и включения их финансирования в бюджет;

- отсутствие побудительных причин у юридических и физических лиц Карагинского района для исполнения природоохранных требований в полном объеме и реализации положений государственной политики в области обращения с отходами.

Негативное воздействие образующихся отходов производства и потребления в результате производственной и иной деятельности юридических и физических лиц, жизнедеятельности населения в результате сложившейся системы обращения с отходами на территории Карагинского района, не соответствующей положениям государственной политики РФ в области обращения с отходами, не минимизировано и приводит:

- к нарушению природного баланса в местах размещения (захоронения) отходов;

- к захламлению земель, отведенных под размещение отходов;

- к загрязнению подземных вод вследствие захоронения отходов 1-5 классов опасности и отсутствия гидроизоляции ложа общепоселковых свалок;

- к загрязнению водного объекта вследствие недопустимой близости расположения к нему общепоселковой свалки пос. Оссора (отходы, размещенные на территории свалки, непосредственно контактируют с акваторией водного объекта);

- в дальнейшей перспективе к необходимым и значительным бюджетным затратам на ликвидацию накопленного загрязнения в местах размещения (захоронения) отходов;

- к возможной угрозе авиационных происшествий вследствие недопустимой близости расположения общепоселковой свалки пос. Оссора (с размещением пищевых отходов - кормовой базы для птиц) к взлетно-посадочной полосе аэропорта пос. Оссора;

- к загрязнениям подземных вод в результате дренажа сточных вод из выгребов населенных пунктов района (дисбаланс между водопотреблением с вывозом осадков из выгребов и отведением на очистные сооружения).

Населенные пункты пос. Оссора, с. Карага и с. Кострома Карагинского района территориально близки, связаны наземным сообщением (автодорогой) и являются единой агломерацией.

Создаваемая система обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности для окружающей среды должна быть единой на территории данных населенных пунктов и максимально автономной из-за следующих факторов:

- географическая отдаленность пос. Оссора, с. Карага, с. Кострома от других населенных пунктов Камчатского края и населенных пунктов других регионов страны;

- неразвитость транспортных сообщений с другими населенными пунктами Камчатского края и отсутствие регулярных транспортных сообщений с населенными пунктами других регионов страны;

- особые требования при транспортировке опасных отходов морскими судами;

- высокие транспортные тарифы на перевозку грузов морским путем;

- отсутствие местных потребителей для реализации продукции вторичной переработки отходов вследствие неразвитости промышленного производства Карагинского района, представленного сезонными рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, предприятиями коммунальной сферы и малочисленности населения.

Бюджет Карагинского муниципального района является дотационным, и возможности финансовых ресурсов администрации района ограничены, промышленное производство не развито, численность и доходы населения незначительны, вследствие чего выбор оптимального способа обращения с отходами в конце их жизненного цикла (захоронение, утилизация, обеззараживание) определяется исключительно критериями его экономической целесообразности и экологической безопасности.

Захоронение ТБО пока еще остается, к сожалению, основным способом его утилизации. Накопление отходов в больших количествах и невозможность удаления их для захоронения или использования приводит к тому, что предприятия зачастую прибегают к несанкционированному их удалению.

Государственная политика Российской Федерации направлена на ограничение негативного воздействия отходов на окружающую среду в результате их изоляции [2].

В соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства отходы производства и потребления, не подлежащие дальнейшему использованию, должны быть изолированы в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Для размещения (захоронения) отходов 1-5 классов опасности в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства необходимо строительство общепоселкового полигона промышленных отходов.

Строительство общепоселкового полигона промышленных отходов в Карагинском муниципальном районе возможно:

- при принятии уполномоченными федеральными надзорными органами штрафных санкций к предприятиям, юридическим и физическим лицам, допускающим факты самовольного захоронения в окружающей среде отходов производства и потребления;

- при выделении администрацией Карагинского района земельного участка для строительства общепоселкового полигона промышленных отходов и проведения изыскательских работ;

- при наличии источников финансирования в полном объеме.

Учитывая дотационность бюджета Карагинского муниципального района, строительство полигона промышленных отходов возможно при условии финансирования его строительства администрацией Камчатского края.

Государственная политика Российской Федерации также направлена на ограничение негативного воздействия отходов на окружающую среду в результате переработки отходов в продукцию или в энергию, что одновременно сопровождается уменьшением количества отходов, направляемых на захоронение в окружающей среде [2].

Для утилизации отхода (переработки отхода в продукцию, энергию) определяющими критериями являются:

- массовость отхода;

- размер платы за негативное воздействие при размещении (захоронении) отхода;

- ценность компонентного состава отхода;

- себестоимость получаемой продукции (энергии);

- наличие потребителя получаемой продукции (энергии).

Массовым отходом сезонных рыбоперерабатывающих предприятий населенных пунктов Карагинского района являются отходы переработки рыбы, которые в настоящее время размещаются на несанкционированных свалках вблизи поселений.

Действующая практика переработки отходов рыбоперерабатывающих производств в продукцию (рыбную муку и рыбий жир) на предприятиях Петропавловска-Камчатского и Елизова подтверждает ее экономическую эффективность (в настоящее время отходы рыбопереработки покупаются производителями муки у рыбоперерабатывающих предприятий), а также достижение положительных результатов для экологии и санитарии.

Практику переработки отходов рыбоперерабатывающих производств в продукцию (рыбную муку и рыбий жир) необходимо реализовать на рыбоперерабатывающих предприятиях населенных пунктов Карагинского района или добровольно, или принудительно под воздействием федеральных надзорных органов, администрации Камчатского края и администрации КМР. Для этого необходимо создать условия обязательной переработки рыбных отходов в продукцию:

- администрации Карагинского района и руководству рыбоперерабатывающих предприятий совместно установить срок готовности предприятий переработки их рыбных отходов в продукцию,

- администрации Карагинского района и руководству рыбоперерабатывающих предприятий необходимо рассмотреть (как вариант) создание муниципального либо коммерческого предприятия для централизованного приема и переработки рыбных отходов в продукцию на условиях кооперации и (или) соинвестирования;

- посовместно установленному сроку готовности администрации Камчатского края по предложению администрации района, федеральных надзорных органов необходимо жестко связать выдачу лимитов на добычу биоресурсов рыбоперерабатывающим предприятиям с обязательным условием переработки их рыбных отходов в продукцию;

- исключить возможность несанкционированного размещения рыбных отходов предприятиями района в окружающей среде под угрозой реальной остановки производственной деятельности виновного предприятия по постановлениям уполномоченных федеральных надзорных органов.

Общими для юридических и физических лиц населенных пунктов Карагинского района являются отработанные масла (отход 3 класса опасности), образующиеся в результате технического обслуживания автотракторной техники, ДВС судов, дизель-генераторов ДЭС.

Государственная политика Российской Федерации в области использования отработанных масел направлена на ограничение негативного воздействия в результате предотвращения поступления в окружающую среду отработанных масел и предусматривает:

- их регенерацию,

- их переработку в тепловую энергию [2].

Для направления отработанных масел на регенерацию необходимо наличие следующих условий:

- массовость отработанных масел и соответствующая ей производительность специализированной установки;

- себестоимость регенерированных масел и наличие потребителей регенерированных масел;

- массовость отхода, сопоставимая с производительностью установки;

- лицензия на право деятельности с отходами и др. разрешительные документы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая вышеизложенное, регенерация отработанных масел в населенных пунктах Кара-

гинского района в настоящее время не актуальна.

При высокой стоимости завозимых энергоносителей для выработки тепловой энергии переработка отработанных масел в тепловую энергию в специализированной установке становится экономически целесообразным решением, что подтверждается положительным опытом предприятий Петропавловска-Камчатского, Елизова, где образовался спрос на отработанные масла.

Для направления отработанных масел на их переработку в тепловую энергию (как варианта частичного топливозамещения) необходимо наличие следующих условий:

- совместное рассмотрение (как вариант) администрацией Карагинского МР и руководством предприятий, организаций и учреждений населенных пунктов района, на условиях кооперации и соинвестирования, поручения муниципальному предприятию централизованного сбора, накопления и переработки в тепловую энергию отработанных масел от юридических и физических лиц района;

- наличие в составе уполномоченного предприятия специализированной и сертифицированной установки, лицензии на право обращения с отходами и др. разрешительной документации.

Массовым отходом коммунальных котельных района при сжигании твердого топлива являются золошлаки (класс опасности для окружающей среды не определен, но не выше 4). Продолжительное время происходит их накопление в местах временного размещения (шлаковых площадках котельных).

Государственная политика Российской Федерации в Карагинском районе должна быть реализована в области использования шлаков за счет их применения в качестве инертного слоя на полигоне ТБО, при рекультивации несанкционированных свалок и др.

Условиями использования золошлаков в качестве инертного материала на полигоне ТБО при рекультивации объектов (несанкционированных свалок и др.) являются:

- принятие уполномоченными федеральными надзорными органами штрафных санкций к предприятиям, юридическим и физическим лицам, допускающим факты самовольного захоронения в окружающей среде золошлаков;

- наличие полигона ТБО;

- проектные материалы полигона ТБО, предусматривающие использование золошлаков в качестве инертного материала, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- регламент производства работ на полигоне ТБО, предусматривающий использование золошлаков в качестве инертного материала, согласованный уполномоченными надзорными органами;

- наличие объекта рекультивации с защищенным источником финансирования;

- проектные материалы объекта рекультивации, предусматривающие использование зо-лошлаков в качестве инертного материала, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- регламент производства работ на объекте рекультивации, предусматривающий использование золошлаков в качестве инертного материала, согласованный уполномоченными надзорными органами.

Массовым отходом жизнедеятельности населения Карагинского района являются жидкие отходы - осадки из выгребов (отходы органического происхождения).

Государственная политика Российской Федерации в Карагинском районе на ограничение негативного воздействия жидких отходов - осадков из выгребов (отходов органического происхождения) на окружающую среду должна быть реализована в результате ликвидации дренирующих выгребов в существующих населенных пунктах в водоохранной зоне и прекращения вывоза сточных вод выгребов и жидких отходов на общепоселковые свалки.

Для ограничения воздействия сточных вод выгребов и жидких отходов (осадков) выгребов на подземные и поверхностные воды необходимы:

- реконструкция действующих и строительство канализационных очистных сооружений необходимой мощности в населенных пунктах района;

- канализирование жилого фонда в полном объеме;

- ликвидация выгребов во всех населенных пунктах Карагинского района.

Несмотря на достаточно широкое законодательное регулирование обращения с отходами производства и потребления, очевидно, что полноценная реализация на практике норм федеральных законов невозможна без принятия и применения подзаконных нормативных правовых актов, их развивающих и конкретизирующих. Правотворческий процесс в России идет по пути детализации прав, обязанностей и процедур, связанных со всеми сторонами деятельности по обращению с отходами.

Вместе с тем хотелось бы еще раз подчеркнуть, что даже самое полное и всестороннее правовое регулирование вопросов обращения с отходами производства и потребления способно изменить ситуацию в стране только в том случае, если оно будет повсеместно точно и неукоснительно исполняться всеми субъектами деятельности в данной сфере общественных отношений. Учитывая складывающуюся на протяжении последних лет негативную тенденцию ослабления государственного экологического контроля, одним из немногих действенных механизмов предотвращения дальнейшей деградации окружающей среды был и остается прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления. Практика прокурорского надзора наглядно свидетельствует об эффективности принимаемых прокурорами мер, направленных на снижение числа нарушений этого

законодательства. Только благодаря усилиям прокуроров в ряде регионов страны начали решаться проблемы ликвидации несанкционированных свалок, реконструкции действующих и строительства новых полигонов для переработки и захоронения отходов, выявления, постановки на учет и надлежащего оборудования скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), представляющих огромную опасность для населения и окружающей среды.

Литература

1. Подлипский И.И. Полигон бытовых отходов как объект геологического исследования // Вестник СПбГУ. - СПб., 2010. - Сер. 7, вып. 1. - С. 15-31.

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicPlanning/concept/doc1248450453794

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.