Научная статья на тему 'Инвентаризация отходов в Карагинском муниципальном районе: вскрытые проблемы'

Инвентаризация отходов в Карагинском муниципальном районе: вскрытые проблемы Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ / ПАСПОРТ ОТХОДА / КЛАСС ОПАСНОСТИ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / INDUSTRIAL AND CONSUMER WASTE / WASTE DISPOSAL FACILITY / WASTE PASSPORT / CLASS OF HAZARD / ENVIRONMENTAL CONTAMINATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Чувилин Андрей Григорьевич

Показаны проблемы размещения отходов производства и потребления населенных пунктов северо-восточной части камчатского полуострова на примере проведенной инвентаризации в Карагинском муниципальном районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Чувилин Андрей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Waste inventory in Karaginsky municipal area: opened problems

Problems of the disposal of industrial and consumer waste in settlements of the Northeast part of the Kamchatka peninsula by the example of the taken inventory in Karaginsky municipal area are shown

Текст научной работы на тему «Инвентаризация отходов в Карагинском муниципальном районе: вскрытые проблемы»

УДК: 504.61:911.37(571.66)

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОТХОДОВ В КАРАГИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ:

ВСКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.Г. Чувилин

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683000

e-mail: icarus_2006@mail.ru

Показаны проблемы размещения отходов производства и потребления населенных пунктов северовосточной части камчатского полуострова на примере проведенной инвентаризации в Карагинском муниципальном районе.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, объект размещения отходов, паспорт отхода, класс опасности, загрязнение окружающей среды.

Waste inventory in Karaginsky municipal area: opened problems. A.G. Chuvilin (Postgraduate studies of the Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683000)

Problems of the disposal of industrial and consumer waste in settlements of the Northeast part of the Kamchatka peninsula by the example of the taken inventory in Karaginsky municipal area are shown.

Key words: industrial and consumer waste, waste disposal facility, waste passport, class of hazard, environmental contamination.

В настоящее время развитие мировой промышленности достигло таких масштабов, что, если вопросам защиты окружающей среды от техногенного воздействия не уделять самое пристальное внимание, мир может оказаться на грани экологической катастрофы. Например, только в Камчатском крае биосфера ежегодно засоряется тоннами опасных отходов, наносящих существенный урон экологической системе.

На территории Карагинского муниципального района находятся шесть объектов размещения отходов. Ни на одном из них не соблюдаются необходимые экологические и санитарные требования. В лучшем случае это санкционированные свалки (пос. Оссора, с. Карага), а чаще (в отдаленных, мелких поселениях) это несанкционированные, стихийно образованные массовые скопления вокруг поселений не только бытовых, но и промышленных отходов, количество которых не снижается. Из образовавшихся отходов лишь 10% обезвреживается на предприятиях, треть остается на территории предприятий для решения вопроса об утилизации, и более половины «растворяется» в окружающей среде.

Федеральный закон Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вступил в действие 24 июня 1998 г. Администрации Карагинского муниципального района потребовалось двенадцать лет, чтобы обратить внимание на его содержание.

Ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» дифференцирует перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами в зависимости от вида муниципального образования, установленных ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в РФ»:

- поселение,

- муниципальный район,

- городской округ.

К полномочиям поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям муниципальных районов отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К полномочиям городских округов отнесена организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, сфера деятельности которых связана с обращением и размещением отходов, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения [1].

Ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предъявляет следующие требования к

обращению с отходами на территориях муниципальных образований:

- территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

- организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека [1].

В 2010 г. Администрацией Карагинского муниципального района начата работа по проектированию полигона ТБО в Карагинском районе, в результате чего возникла необходимость проведения инвентаризации бытовых и промышленных отходов населенных пунктов района.

Целью данной работы являлось выяснение вопроса формирования перечня и объемов отходов производства и потребления 1-5 классов опасности для окружающей среды, как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе, юридических и физических лиц, населения, являющихся источниками образования отходов, на территориях сельского поселения Карага, сельского поселения Кострома, поселка городского типа Оссора.

Для достижения поставленной цели при выполнении данной работы выполнено следующее:

а) определен перечень юридических и физических лиц - источников образования отходов производства и потребления на территориях сельского поселения Карага, сельского поселения Кострома, поселка городского типа Оссора;

б) осуществлен сбор исходных сведений от юридических и физических лиц сельского поселения Карага, сельского поселения Кострома, поселка городского типа Оссора по образованию у них отходов производства и потребления 1-5 классов опасности для окружающей среды;

в) проведен анализ представленных исходных материалов по количественному и качественному составу отходов производства и потребления отдельно по каждому юридическому и физическому лицам сельского поселения Карага, сельского поселения Кострома, поселка городского типа Оссора в соответствии с видами деятельности и составом;

г) определена достоверность представленных юридическими и физическими лицами сельского поселения Карага, сельского поселения Кострома, поселка городского типа Оссора исходных материалов на предмет выявления искажений или скрытых ими от учета отходов производства и потребления 1-5 классов опасности для окружающей среды;

д) для юридических и физических лиц на территориях сельского поселения Карага, сельского поселения Кострома, поселка городского типа Оссора, не представивших материалы в соответствии с видом деятельности и составом, по аналогам определены перечни и количества образующихся отходов производства и потребления;

е) составлены сводные перечни отходов производства и потребления 1-5 классов опасности для окружающей среды, их оценочных ежегодных количеств, образующихся в настоящее время, с указанием их опасных свойств и агрегатного состояния на территориях населенных пунктов района.

В ходе проведенной работы было выявлено следующее:

1. Из 67 предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории исследуемых населенных пунктов района, только у 18 имеются необходимые документы по работе с отходами (паспорта на опасные отходы, исходные сведения об отходах, разработанные Проекты ПНООЛР и полученные лимиты), что составляет всего 27%.

Из предприятий и организаций, выполняющих требования ФЗ «Об отходах производства и потребления», 75% - местные муниципальные бюджетные учреждения.

Большое недоумение вызвало игнорирование данной работы со стороны надзорных органов Карагинского муниципального района - прокуратуры района, отдела судебного департамента, следственного комитета, отдела полиции, отдела службы судебных приставов, подразделений Роспотребнадзора, ФГУ «Севвострыбвод» в Карагинском районе.

Получается, что надзорные органы государственной власти - это безотходное производство, не попадающее под юрисдикцию федерального законодательства. Однако и в этих структурах офисные помещения освещаются лампами дневного света (отход 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак», код по ФККО 353 301 00 13 01 1), в офисных помещениях находится работающая оргтехника (отход 4 класса опасности «Отходы смеси

затвердевших разнородных пластмасс», код по ФККО 571 099 00 01 00 4), на балансе данных учреждений находится автотранспорт, обслуживание и содержание которого влечет за собой целый перечень отходов от 2 до 5 класса опасности.

2. На территории Карагинского муниципального района расположены два предприятия здравоохранения - МУЗ «Карагинская центральная районная больница» и ГУЗ «Карагинский противотуберкулезный диспансер», которые осуществляют свою деятельность, связанную с образованием медицинских отходов.

На основании Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 163):

«Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).

Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.

Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.

Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 -4 классов опасности.

Класс Д - радиоактивные отходы [2].

Следовательно, деятельность, связанная со сбором, транспортировкой, обезвреживанием, утилизацией и размещением данных отходов, несет прямую угрозу жизни и здоровью человека и должна четко регламентироваться настоящими правилами.

При проведении исследований было выявлено, что у данных предприятий здравоохранения проведена лишь частичная работа по паспортизации отходов класса А, в отношении медицинских отходов (от класса Б до класса Д) ничего нет. Медицинские отходы всех классов не только не обеззараживаются и не обезвреживаются, а просто несанкционированно вывозятся и размещаются на общепоселковой свалке пос. Оссора, причем доподлинное их влияние на экологию населенных пунктов до сих пор неизвестно.

Одно напоминание об отходах Карагинского противотуберкулезного диспансера должно настораживать, но в пос. Оссора отходы от данного предприятия вывозятся вместе с отходами от населения на общепоселковую свалку.

3. Дополнительно выявлено, что предприятиями и организациями населенных пунктов может скрываться от учета ориентировочно до 16 наименований отходов производства и потребления. Это отходы, отсутствующие в ФККО (отходы отработанной оргтехники, отходы бытовой техники, отходы гипсокартона, отходы линолеума) или представленные в ФККО нулевыми кодами (отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки - код по ФККО 951 000 00 00 00 0; отходы лакокрасочных средств - код по ФККО 555 000 00 00 00 0).

Часть отходов производства и потребления находится в твердом виде, часть отходов производства и потребления находится в жидком состоянии.

Часть выявленных отходов производства и потребления будет обладать опасными свойствами: токсичностью, высокой реакционной способностью.

Сокрытие данной группы отходов организациями и учреждениями происходит из-за больших финансовых трудностей по получению паспортов отходов - требуется проводить специальные лабораторные исследования на компонентный состав, на опасные свойства отходов, что возможно только при наличии специальной аккредитованной лаборатории. Близлежащая такая лаборатория для Карагинского района - лаборатория ЦЛАТИ в Петропавловске-Камчатском.

4. На основании Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2011 г. за № 16, Санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 апреля 2003 г., на объектах размещения отходов запрещены утилизация и захоронение биологических отходов. Однако рыбоперерабатывающие предприятия населенных пунктов района продолжают совершенно безнаказанно осуществлять несанкционированное размещение биологических (рыбных) отходов (рис. 1 и 2).

Размещение отходов

Карагинского муниципального

района осуществляется в уникальном природном комплексе со сложными гидрогеологическими условиями, горными и тундровыми ландшафтами с хрупкой от воздействия человека северной природой.

Отходы могут создать для общественности серьезные проблемы, если они не переработаны подобающим образом. Образуется целый спектр проблем: от

эстетически непривлекательной

среды, запаха и

т. д. до загрязнения сточных вод, превращения свободных земель в свалки, изменения стоимости имущества и др.

Неубранные отходы создают различные проблемы окружающей среде и здоровью, это и токсические испарения, и антисанитарные условия, и т. д.

Токсические вещества (например, тяжелые металлы, устойчивые органические источники загрязнения, диоксины) могут нанести серьезный вред здоровью (вплоть до летального исхода) при контакте и вдыхании. Кроме того они могут создать опасное загрязнение воды, воздуха и почвы.

Пожары на нелегальных свалках отходов, а также открытое их сжигание насыщают воздух диоксинами, крайне вредными для окружающей среды и всего живого.

Самые существенные факторы негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека связаны с циклом движения отходов от производства к объекту размещения:

а) при сборе отходов и их транспортировке. Транспорт существенно влияет на окружающую среду и здоровье из-за выхлопов моноксида (СО) и двуокиси (С02) углерода, окислов азота (N0,0, пыли, выхлопов свинца и летучих органических соединений (ЛОС);

б) при захоронении отходов на объектах размещения. Отходы занимают ценную землю, вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, создают выбросы двуокиси углерода (С02) и метана (СНД а также загрязнения химических соединений другого вида в почве и в грунтовых водах. Если отходы захоронены в закрытом виде, без вывода газов, в определенной концентрации газы со свалок могут быть взрывчатыми. Многие старые и неразумно устроенные свалки создают выбросы токсических веществ, которые вредно влияют на окружающую среду и человеческое здоровье (например, вызывая рак) [3]. Захороненные химические отходы создают испарения и жидкости, которые причиняют серьезный вред здоровью (даже несут угрозу жизни) людей, а также экосистемам;

в) при сжигании отходов. Данный процесс создает выбросы вредных веществ - это диоксины, кислые газы (окислы азота (N0,), диоксиды серы ^02) и хлористый водород (НС1)), которые вредны для человеческого здоровья и окружающей среды. Кроме того, эти выбросы могут содержать в разных количествах всевозможные загрязняющие вещества, как, например, очень

Рис. 1. Неразделанная треска, которая по своим размерам не подходит для переработки, - свалка возле с. Карага, август 2011 г.

Рис. 2. Гниющая рыба и отходы от рыбной переработки -свалка возле с. Карага, август 2011 г.

токсичные фураны, кадмий, ртуть, свинец, частицы или испарения других тяжелых металлов, такие летучие органические соединения, как бензол, толуол, полихлорированные бифенилы, а также щелочи, кислоты и другие химические соединения. Эти выбросы могут вызвать острые заболевания, а также нанести другой вред, например, вызвать наследственные дефекты, астму, болезни дыхания и рак [3];

г) при контакте с опасными отходами, попадающими на объект размещения. Среди отходов могут быть разбитые стекла, лезвия, иглы от шприцев, отходы здравоохранения, потенциально взрывчатые контейнеры, банки от аэрозолей и химические отходы, которые находятся в мусоре. Они могут создать риск ранения и отравления, особенно для людей, которые сортируют и собирают отходы на свалках.

В результате исследований, проведенных на территории европейских стран, в частности в Швеции и Великобритании, было высказано предположение о том, что мусорные свалки являются крупнейшим источником высокотоксичных канцерогенов, диоксинов - в основном за счет воздушной дисперсии и в результате их возгорания. В ряде эпидемиологических исследований у населения, проживающего по соседству с мусорными свалками, были выявлены повышенные показатели заболеваемости разными формами рака, врожденных дефектов, пониженного веса у новорожденных и замедленного развития детей.

Исследование, которым было охвачено 9565 свалок в Великобритании, показало, что риск врожденных дефектов для проживающих в пределах 2 км от них увеличивается на 1% (и на 7% для тех, кто живет поблизости от полигонов для захоронения опасных отходов). По дефектам нервных волокон (например, расщепленный позвоночник) увеличение достигает 5%, по дефектам гениталий - 7, по дефектам органов брюшной полости - 8% [4].

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, создание безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, является одним из направлений обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека [5]. Среди инструментов, с помощью которых обеспечивается реализация названных выше мер - ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами.

Органы местного самоуправления не справляются с возложенными на них полномочиями. При этом вопросы организации обезвреживания и захоронения отходов в части определения уровня полномочий остались неурегулированными.

За нарушение требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами на своей территории именно руководители органов местного самоуправления несут административную и другую ответственность.

Литература

1. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ. - Режим доступа: http: //www.docs.kodeks.ru

2. СанПиН 2.1.7.2790-10. Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами [Электронный ресурс]: Утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 163. - Режим доступа: http://www.dokses.ru

3. Санитарная защита городов и охрана окружающей среды: Учеб. пособие / Сост. О.Е. Фалова. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 95 с.

4. Мюррей Р. Цель - Zero Waste: Пер. с англ. - М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. - 232 с.

5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicPlanning/concept/doc 1248450453794

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.