тию в Республике Бурятия нового вида эконо- ленности) переработки отходов, мической деятельности (или отрасли промыш-
Литература
1. Закон Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» от 5 мая 2011. №2003-1V.
2. Закон Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 № 1254-1V.
3. Постановление Правительства Республики Бурятия «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления» от 10 июня 2008 № 303.
4. Постановление Правительства Республики Бурятия «Об утверждении условий раздельного сбора отходов на территории Республики Бурятия» от 30 сентября 2011 № 504.
5. Постановление Правительства РБ «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 31.07.2009 № 301 «О Республиканской целевой программе “Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009 -2011 годы и на период до 2017 года”» от 21 октября 2011 № 550.
6. Постановление Правительства Республики Бурятия «О концепции управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия» от 29 мая 2009 г. № 210.
7. Постановление Правительства РБ «О Республиканской целевой программе “Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года”» от 31 июля 2009 № 301.
Ншлаева Инга Владимировна, аспирант заочного обучения кафедры сельскохозяйственной экологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Тел.: 89085945784, e-mail: nimaevai@mail.ru
Nimaeva Inga Vladimirovna, postgraduate student of the correspondence instruction, department of agricultural ecology, Buryat State Agricultural Academy. Tel. 89085945784, nimaevai@mail.ru
УДК 551.579
© С.М. Трофимова Сфера отходов производства и потребления в Республике Бурятия
В статье рассматривается современная ситуация в области обращения с отходами производства и потребления в Республике Бурятия.
Ключевые слова: отходы, производитель отходов, переработка отходов.
S.M. Trofimova
The sphere of production and consumption wastes in the Republic of Buryatia
The article dwells on the current situation in the field of circulation of the production and consumption wastes in the Republic of Buryatia.
Keywords: wastes, producer of wastes, recycling.
В Республике Бурятия ежегодно образуется в среднем более 18 млн т отходов производства и потребления. Объем накопленных отходов возрос по сравнению с 2005 г. в два раза.
В 2010 г. в республике образовано в результате деятельности субъектов хозяйственной деятельности 16 727,5 тыс. т. По сравнению с 2009 г. произошло увеличение образования отходов на 18,03% (2 555,0 тыс. т) [7].
Отходы V класса в основном образуются при добыче полезных ископаемых (14945,5 тыс. т), а также золошлаковыми (822,0 тыс. т) и строительными (344,6 тыс. т) отходами. Отходы IV класса опасности образуются в основном за счет отходов целлюлозы, бумаги и картона (35,5 тыс. т), осадков очистных сооружений (32,4 тыс. т), древесных отходов (38,2 тыс. т), навоза (26,2 тыс. т.) и твердых коммунальных
отходов (8,3 тыс. т). Среди наиболее опасных промышленных отходов I и II классов опасности значительные объемы приходятся на отработанные ртутные лампы (I класс опасности - 20,0 т), отработанные свинцовые аккумуляторы (II класс опасности - 49,9 т) и отработанные аккумуляторные щелочи (II класс опасности - 27,5 т).
Процент использования отходов на предприятиях снизился на 4,2% и составил 2751,17 тыс. т (в 2009 г. - 2937,245 тыс. т). Обезврежено на предприятиях - 107,97 тыс. т, что в три раза больше по сравнению с 2009 годом (в 2009 г. -31,293 тыс. т) [7].
Захоронено отходов: на объектах захоронения отходов (санкционированные свалки, полигоны ТБО) - 175,542 тыс. т отходов; на собственных объектах размещения отходов -1 740,983 тыс. т.
4/2012
Накоплено с учетом предыдущих лет в местах организованного хранения 84 356,8 тыс. т производственных отходов. От общего числа накопленных отходов на территориях предприятий республики 46,4% составляют отходы от добычи угля, 25,0% - отходы от добычи нерудных полезных ископаемых, 21,0% отходов составляют вскрышные породы и хвосты обогащения золотодобывающей промышленности, 2,6% - золошлаки от сжигания углей. Основной вклад в образование отходов производства вносят предприятия горнодобывающей промышленности (87,4%), электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства (4,6%) [7].
В региональном реестре объектов размещения отходов зарегистрировано всего 229 объектов, из них 5 полигонов твердых бытовых отходов, 222 санкционированные свалки, 1 полигон твердых и жидких бытовых отходов и 1 железобетонный резервуар для временного хранения промышленных отходов. Отходы размещаются в большинстве случаев на санкционированных свалках. Полигоны твердых бытовых отходов имеются только в г. Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, п. Таксимо, Нижнеангарск, Саган-Нур.
На территории Республики Бурятия в настоящее время имеется 11 организаций, осуществляющих деятельность по сбору, транспортировке, использованию и переработке отходов. Однако деятельности данных организаций недостаточно для решения проблемы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальных образованиях Республики Бурятия. Для решения данной проблемы на региональном уровне ведется строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, которое включает мусоросортировочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов, комплексы по переработке твердых бытовых отходов. Строительство производственных комплексов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».
Строительство мусороперерабатывающего комплекса в Республике Бурятия предусматривает поэтапное вовлечение твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот.
1-й этап - создание системы раздельного сбора, сортировки и переработки отходов. В результате будет вовлечено в переработку 27% ТБО.
2-й этап - создание объектов получения энергии и топлива из отходов и увеличение доли
перерабатываемых ТБО.
На сегодняшний день построены:
- мусоросортировочная станция № 1 мощностью 80 тыс. т/год и первая очередь полигона мощностью 43,8 тыс. т. Введены в эксплуатацию в 2007 г., что позволило закрыть единственную санкционированную свалку в районе пос. Стеклозавод и в значительной степени улучшило экологическую обстановку в поселке и городе;
- мусоросортировочная станция № 2;
- комплекс по переработке изношенных автопокрышек производительностью 2,5 т/час;
- установку термической переработки медицинских отходов, включая трупы животных, производительностью 200 кг/час.
В 2010 г. объем вторичного сырья составил 1,5% из всего объема отходов, поступивших на мусоросортировочную станцию, в 2009 г. сортировка практически не производилась, отходы напрямую направлялись на захоронение на полигон ТБО.
В целях обеспечения экологической безопасности, совершенствования и модернизации процесса сбора, утилизации и переработки отходов, осуществления мероприятий, реализации проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности создано открытое акционерное общество «Республиканский мусороперерабатывающий завод», деятельностью которого будет являться:
• захоронение твердых бытовых отходов, образующихся на территории городского округа г. Улан-Удэ, близлежащих населенных пунктов Иволгинского и Тарбагатайского районов;
• утилизация и переработка твердых бытовых отходов на территории нескольких муниципальных районов, таких как Иволгинский, Тарбагатайский, Кабанский, Баргузинский, Заи-граевский, Прибайкальский, и городского округа г. Улан-Удэ.
В целях развития регионального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь, с бытовыми, в Республике Бурятия приняты:
- концепция управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия, утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2009 г. № 210 [1];
- закон «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 г. № 1254-1У [2];
- закон «Об административных правонарушениях» от 5 мая 2011 № 2003-1У [3];
- Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления (утвержден Постановлением Правительства РБ № 303 от 10 июня 2008 г.) [4];
Утверждены условия раздельного сбора отходов на территории Республики Бурятия" (Постановление Правительства РБ от 30 сентября 2011 г. №504) [5].
Постановлением Правительства РБ от 21 октября 2011 г. № 550 утверждена подпрограмма «Создание комплексной системы обращения с отходами в Республике Бурятия на 2012-2014 годы и на период до 2017 года» в рамках республиканской целевой программы «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года» [6].
За неисполнение ряда положений законом Республики Бурятия от 05 мая 2011 г. № 2003-1У «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за такие правонарушения, как:
1) нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории;
2) сброс мусора и иных отходов потребления вне специально отведенных мест;
3) нарушение сроков вывоза мусора;
4) размещение и (или) хранение строительных материалов, оборудования, грунта, тары, снега в неустановленных местах;
5) сжигание мусора и иных отходов производства и потребления;
6) использование резины и иных токсичных, загрязняющих воздух материалов для оттаивания мерзлого грунта;
7) нарушение требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям отходов, при осуществлении деятельности по обращению с отходами;
8) неисполнение (в том числе повторное) органами местного самоуправления и уполномо-
ченными ими организациями требований по сбору, накоплению, транспортированию, обезвреживанию, утилизации отходов производства и потребления;
9) непринятие собственником или арендатором территории (правообладателем земельного участка) мер к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов;
10) нарушение порядка сбора отходов, утвержденного органами местного самоуправления.
Министерством природных ресурсов Республики Бурятия совместно с Бурприроднадзором разработан типовой проект порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения (городского поселения) и направлен главам муниципальных районов для использования в организации работы по сбору и вывозу отходов и устранения недочетов в действующих порядках сбора и вывоза отходов.
В целом Бурприроднадзором за нарушения в области обращения с отходами на текущий период 2011 г. составлено 398 протоколов об административном правонарушении, вынесено 398 постановлений о назначении административного наказания, из них 95 постановлений с наложением наказания в виде предупреждения, 303 постановления в размере 904 500 р., взыскано по 185 постановлениям на сумму 593 700 р.
Правительством Республики Бурятия для снижения негативного воздействия отходов производства и потребления в республике проведена работа по включению в проект ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие БПТ на 2012-2020 годы» мероприятий по строительству 44 полигонов отходов и 9 мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций с общим объемом финансирования 2027,00 млн р.
Литература
1. Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2009 г. № 210 «О Концепции управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия».
2. Закон Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 г. №1254-Р/.
3. Закон Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» от 05 мая 2011 г. № 2003-1V.
4. Постановление Правительства Республики Бурятия № 303 от 10 июня 2008 г. «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления».
5. Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 сентября. 2011 г. № 504 «Об утверждении условий раздельного сбора отходов на территории Республики Бурятия».
6. Постановление Правительства РБ от 21 октября 2011 г. №550 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 31 июля 2009 г. №301 «О Республиканской целевой программе "Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009 - 2011 годы и на период до 2017 года"».
7. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Республики Бурятия в 2010 году».
4/2012
Трофимова Светлана Михайловна - канд. геогр. наук, ст. преп. кафедры физической географии Бурятского государственного университета, 670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а, 63-91-85, svetrov@mail.ru
Trofimova Svetlana Mikhailovna - candidate of geographical sciences, senior lecturer, department of physical geography, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24a, 639185, svetrov@mail.ru
УДК 91:574(571.54)
© С. P. Хальбаева
Антропогенная трансформация природных систем Гусиноозерской котловины
В статье рассматриваются вопросы антропогенной трансформации природных систем Гусиноозерской котловины и даются рекомендации по рациональному природопользованию.
Ключевые слова: ландшафт, природопользование, трансформация, геосистема, котловина, геокомплексы, потенциал.
S.R. Khalbaeva
The Anthropogenous Transformation of Natural Systems in the Gusinoozersky Basin
In the article the issues of anthropogenous transformation of natural systems of the Gusinoozersky basin are considered and the recommendations on the rational nature management are given.
Keywords: landscape, nature management, transformation, geosystem, basin, geocomplexes, potential.
С целью поддержания экологического равновесия на планете Земля на пороге 3-го тысячелетия была выработана международная концепция устойчивого развития. Россия входит в число стран, поддержавших эту концепцию. Экологическая доктрина Российской Федерации была одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. (№ 1225-р). В соответствии с этой доктриной, природопользование, опирающееся на принципы устойчивого развития, должно обеспечить не только охрану природы и качества окружающей среды, но и сохранение ландшафтного потенциала России (приказ министра природных ресурсов № 711 от 23 октября 2002 г.). Одной из важнейших задач сохранения ландшафтного потенциала России является построение территориальной организации жизни общества, адекватной целям сохранения и использования ландшафтного потенциала.
Все виды деятельности человека приурочены к определенным территориям, иными словами, являются территориально-организованными. Характер этой организации зависит от того, какими ресурсами обладает территория и каковы условия жизни и деятельности человека на ней (экологические условия). А они, в свою очередь, обусловлены свойствами тех природных территориальных комплексов (ПТК), из которых состоит данная территория. Особенности строения и функционирования ПТК, на которые направлено воздействие человека, определяют реакцию природы на данное воздействие и возможности воспроизводства ресурсов. Поэтому организация охраны ландшафтов и рационального природо-
пользования должна опираться на знания о ПТК, о взаимосвязях между составляющими их компонентами, о ресурсах, которыми они обладают, об их устойчивости к разнообразным воздействиям человека. Для выбора оптимального варианта природопользования на любой территории надо хорошо знать природу во всем ее многообразии и сложном переплетении взаимосвязей, знать законы ее естественного развития и уметь предвидеть, будет ли сохраняться в процессе природопользования экологическое равновесие, будет ли исправно и плодотворно действовать вновь создаваемая природно-техническая система, или неизбежны потери, возможно ли их предотвратить или уменьшить размеры. Поэтому комплексные физико-географические исследования, направленные на изучение природных территориальных комплексов, должны стать строгой научной основой проектирования любого воздействия на природу во всех сферах хозяйственной деятельности.
На повестку дня наряду со ставшими уже традиционными прикладными исследованиями выдвигаются такие направления, как оценка ресурсного потенциала, возможностей и ограничений хозяйственного использования ПТК; ландшафтно-экологическая оценка их состояния и прогноз развития; проектирование культурного ландшафта и т. д.
Ландшафтные комплексы и ландшафтная структура, их структурно-динамические, функциональные свойства и эколого-ресурсный потенциал были предметом изучения многих ученых второй половины XX в. [13, 14, 11, 1, 3, 10, 9].