Научная статья на тему 'Механизм финансирования жилищно-коммунального хозяйства на примере отходообрабатывающего вида экономической деятельности'

Механизм финансирования жилищно-коммунального хозяйства на примере отходообрабатывающего вида экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ / СБОР / СОРТИРОВКА / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева И.В.

В работе представлен механизм финансового обеспечения деятельности предприятий, занятых в сфере переработки твердых бытовых отходов, включающий взаимодействие органов власти, поставщиков ресурсов, управляющих организаций, центра управления бытовыми отходами, подрядчиков, заказчиков, частных инвесторов, финансово-кредитных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм финансирования жилищно-коммунального хозяйства на примере отходообрабатывающего вида экономической деятельности»

УДК 658:628.4

МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ОТХОДООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. ЯКОВЛЕВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов предприятий E-mail Levanovich_za@mail.ru Оренбургский государственный университет

В работе представлен механизм финансового обеспечения деятельности предприятий, занятых в сфере переработки твердых бытовых отходов, включающий взаимодействие органов власти, поставщиков ресурсов, управляющих организаций, центра управления бытовыми отходами, подрядчиков, заказчиков, частных инвесторов, финансово-кредитных учреждений.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, твердые бытовые отходы, центр управления, сбор, сортировка, финансовые потоки.

Одним из основополагающих и весьма актуальных видов деятельности в жилищно-коммунальной сфере в последние годы является внешнее городское благоустройство, включающее санитарную очистку городов, т. е. домовая очистка с утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО). В общей структуре платежей населения за коммунальные услуги вывоз твердых бытовых отходов составляет 6,7 % и на протяжении последних лет практически не меняется.

Сбор, сортировка и переработка отходов — одна из наиболее значимых проблем, стоящих пе-реджилищно-коммунальным комплексом [1].

Переработка отходов — это пока еще свободный рынок. Переработка сырья позволит городу экономить бюджетные средства, так как продукция, произведенная из вторичного сырья, дешевле на 40 % за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора дает намного меньше выбросов в атмосферу, воду, почву, чем сжигание. При правильной орга-

низации сортировки и вывоза ТБО можно достичь стопроцентной их переработки. В целом по России перерабатывается всего 2—3 % ТБО [2].

Привлечение финансовых ресурсов и инвестиций в мусоропереработку возможно только в случае формирования института эффективного собственника. Очевидно, что главная цель формирования механизма финансово-инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы заключается в открытости рынка этих услуг для частного бизнеса. Административная форма управления жилищно-коммунальным хозяйством преследует принцип остаточного дохода, а повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг в их обязанности не входит. Получается вывод, что приоритет необходимо отдать частному собственнику.

В настоящее время назрела острая необходимость создания эффективной системы сбора и переработки твердых бытовых отходов, которая должна содержать финансовые и организационные условия с учетом современных технологий и возможности привлечения финансовых ресурсов и инвестиций. Утилизация отходов — это выгодный бизнес, сопоставимый с сырьевым видом экономической деятельности, с той лишь разницей, что запасы природных ископаемых сокращаются, а количество мусора только растет. Также привлекательность обусловлена достаточно постоянным ростом цен на сырьевые фракции мусора — алюминий и черные металлы, бумагу, пластик [3].

Существование множества органов управления, потенциально заинтересованных в организации технологического процесса сбора и переработки ТБО, порождает риски возникновения конфликтов их полномочий. В целях снижения уровня риска представляется необходимым определение единого центра координации их действий, который бы осуществлял согласование поведения всех заинтересованных субъектов еще на этапе проектирования объектов утилизации ТБО.

Для стимулирования результативной деятельности персонала центра создание и регулирование специализированного сегмента рынка должны быть единственным направлением его работы. Возложение дополнительной функции на один из существующих органов государственного управления невозможно, так как организация производственной деятельности по переработке и дальнейшему использованию утильсырья для них является несвойственной и обременительной обязанностью. К тому же задача мотивации государственных чиновников к эффективному осуществлению подобного вида деятельности до настоящего времени не нашла должного решения. Очевидным выводом из такого обобщения служит предложение о том, что по своей организационно-правовой форме и функциональным задачам предлагаемый центр должен отличаться от государственных органов управления.

Зарубежный опыт указывает на то, что наиболее эффективным методом создания центра служит придание ему формы самоорганизующейся организации. Однако в современных российских условиях этот метод представляется малореальным, поэтому не подлежит сомнению целесообразность инициативы со стороны органов публичной власти. Причем для максимизации экономического эффекта масштаба деятельности наиболее реальным кандидатом на эту роль выступают региональные органы власти.

Теоретическим обоснованием для проявления инициативы публичных властей служит возможность использования благоприятного момента для формирования рынка услуг утилизации ТБО, обусловленного незаполненностью этого кластера российской экономики. Практика развитых стран Запада показывает, что формирование подобного рынка происходит на основе естественного процесса дифференциации комплекса жилищно-коммунальных услуг путем использования метода проб и ошибок, что сопровождается повышением общественных издержек на компенсацию непроиз-

водительных потерь и затрат на преодоление межсекторных барьеров в организационной структуре ЖКХ. Между тем современный российский жилищно-коммунальный комплекс имеет реальную возможность предотвратить подобные издержки путем предварительного упорядочения отношений между потенциальными участниками рынка услуг по сбору и переработке ТБО.

Поскольку предлагаемый к созданию центр предназначен для заполнения ниши отсутствующих самоорганизующихся организаций, это накладывает определенные ограничения на его функции, сущность которых определяется обеспечением информацией, необходимой для согласования деятельности субъектов локального специализированного рынка услуг. Причем наиболее эффективным инструментом достижения необходимого результата является координация финансовых потоков. Поэтому обеспечение функционирования соответствующего финансового механизма является первоочередной целью деятельности центра, одним из результатов реализации которой должно явиться возникновение источника его финансирования.

Очевидным представляется несовпадение интересов муниципальных властей и частных инвесторов. Для первых приоритетом являются получение услуг по утилизации мусора и минимизация связанных с этим затрат. Частные инвесторы преследуют цели максимизации финансового результата и получения более дешевого, по сравнению с рыночным, источника ресурсов, получаемых от переработки ТБО. Соответственно, источником муниципального финансирования деятельности центра могла бы выступить часть экономии от сокращения земельной площади, занимаемой полигонами для мусора, использования более эффективного высокоспециализированного транспорта для его вывоза, реализации своей доли возвратных ресурсов, полученных после переработки ТБО. Заинтересованность частных инвесторов в функционировании центра вытекает из их потребности в услугах по управлению финансовыми потоками, возникающими при централизации учетной функции и реализации долговременных договоров сбыта продуктов переработки ТБО. Так, принимая во внимание невысокую среднюю плотность населения нашей страны, должно быть очевидным, что большинство российских предприятий по переработке ТБО будут иметь небольшой по величине потока, но чрезвычайно разнообразный выход продуктов утилизации. Поэтому

осуществление договорной работы с покупателями будет составлять значительную часть деятельности соответствующих предприятий, централизация которых в масштабах региона значительно ускоряет процесс и экономит необходимые ресурсы. Соответственно, упомянутые услуги на принципах рыночной конкуренции должен оказывать центр с соответствующей их оплатой.

К дополнительным условиям, стимулирующим частные предприятия к работе в сфере утилизации ТБО, можно отнести следующие мероприятия:

- минимизация требований к лицензированию деятельности по транспортировке и переработке отходов;

- повышение лояльности налогового законодательства (например, освобождение соответствующих предприятий от налога на землю, предоставление льгот по налогу на имущество предприятий);

- создание возможности получения бюджетной поддержки кредитования экологически важных программ для предприятий;

- непосредственная поддержка бюджетным финансированием предприятий, создающих и использующих более эффективные технологии работы со вторичным сырьем. Поддержка малого бизнеса должна заключаться в упрощении процедур получения земли под рабочие модули. Особую помощь следует оказать в финансировании начального этапа деятельности для приобретения необходимого оборудования, а также создать условия для кооперирования с другими малыми предпринимателями и привлечения иностранной рабочей силы.

В настоящее время услуги по утилизации ТБО в городах России находятся в ведении муниципальных хозяйств. Автор считает, что функции сбора, транспортировки, сортировки и переработки мусора должны быть разделены. Так, полигоны должны оставаться в ведении муниципалитетов, а сырье и энергия, полученные из органической части отходов, должны быть собственностью бизнес-структур. Что же касается переработки ТБО, то к ней должны быть максимально привлечены частные предприятия. Таким образом, непосредственное проведение администрацией города конкурса на оказание услуг по сбору, сортировке, приему, вывозу и переработке среди подрядчиков, или передача этой функции центру управления ТБО будет способствовать развитию конкуренции внутри жилищно-коммунального сектора. Так, из опыта зарубежных стран можно привести

как пример Великобританию, где многие услуги в сфере обращения с отходами оказывают частные компании, среди которых существует конкуренция, способствующая их выводу на более высокий уровень.

К основным финансово-организационным задачам центра следует отнести:

- контроль за выполнением работ по санитарной очистке территории города для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, за поддержанием чистоты;

- контроль за техническим состоянием полигона;

- формирование мероприятий по организации сбора и сортировки мусора;

- предоставление разовых талонов на вывоз мусора и установление платежей за полигонное захоронение;

- контроль за переработкой и захоронением на полигоне неутилизируемой части ТБО;

- принятие мер по рекультивации несанкционированных свалок и последующий их мониторинг.

Работа центра позволит создать цивилизованный рынок вторичного сырья. Горожане посредством управляющей организации (ТСЖ, ЖСК) могут выбирать, кому сдавать свои отходы: либо частному предприятию, либо спецавтохозяйствам города, способствуя формированию конкуренции, которая не позволит возрасти плате за утилизацию отходов. Конкуренция между частными предприятиями должна развиваться путем привлечения выгодных клиентов низкими ценами с помощью автоматизации производства и применения различных технических новшеств.

Функционирование системы обращения с отходами невозможно без организации раздельного сбора ТБО. Решению этого вопроса должны способствовать совместные усилия населения и предприятий малого бизнеса. Эффективность сортировки в значительной степени зависит от общей культуры и дисциплинированности населения. Управление жилищно-коммунального хозяйства должно объявить конкурс для предприятий, желающих заниматься сбором сортированного вторсырья путем создания для этой цели сети киосков. Киоски должны будут принимать у жителей пластмассу, полиэтилен, ПЭТ-бутылки, битое стекло, резину, текстиль и др.

Создание передвижных пунктов сбора вторсырья также будет способствовать повышению эффективности его сортировки. Например, в Москве для сбора полимерной тары установлены автома-

тические аппараты, кроме того, трехсекционные контейнеры для раздельного и селективного сбора мусора. Обязанность граждан сдавать отсортированный мусор в европейских странах закреплена законодательно. Так, например, в Германии, жители складывают сортированные отходы в разные баки и на этом неплохо зарабатывают. Более того, в г. Франкфурте все мусорные контейнеры закрываются на ключ. Каждый житель открывает контейнер собственным ключом и выбрасывает мусор.

Таким образом, именно активная позиция населения является залогом успешной деятельности в области обработки вторичного сырья. На начальном этапе всей системы управления должна быть обеспечена высокая степень разделения отходов, так как это повышает инвестиционную привлекательность отходообрабатывающего вида экономической деятельности, и тогда инвестору будет выгодно вкладывать средства в эту сферу. Однако работа с населением требует больших финансовых вложений. Опыт внедрения системы раздельного сбора отходов в Германии свидетельствует, что на воспитание населения (в том числе на учебную работу и пропаганду в СМИ) было израсходовано 70 % средств; на создание системы (четкой структуры, способной эффективно вести работу с отходами) — 20%; на решение технических проблем (внедрение эффективных технологий переработки отходов) — 10%. Сложившиеся традиции обращения с ТБО не сразу дадут желаемый результат. Необходимо повышение общей культуры и дисциплинированности населения.

На основании нововведения раздельного сбора жители должны будут платить только за тот мусор, который остался после сортировки и никуда не годится. Поэтому, чем меньше остатков, тем меньше плата. К нарушителям такого порядка сбора отходов должны применяться штрафные санкции, которые в странах Европы достигают 100—150 евро. Например, прежде чем вывезти мусор, немецкий сборщик в первую очередь оценивает взглядом содержимое контейнера. Если мусор рассортирован неверно, допустим, в баке для картона лежит стекло, то коммунальщик наклеивает желтую карточку-предупреждение. В течение суток хозяин контейнера должен перебрать отходы, и только тогда мусор заберут, если это условие не будет выполнено, то хозяина контейнера ожидает красная карточка и штраф — от 60 евро. Таким образом, с помощью штрафных санкций, как финансового метода, достигается поставленная цель — своевременный раздельный сбор отходов. Автор считает, что рос-

сийской практике надо брать пример с зарубежных стран, каждому виду мусора должен соответствовать свой контейнер. Необходимо законодательно применять штрафные санкции к нарушителям, для того чтобы граждане добросовестно относились к чистоте своего города и страны в целом. Так, например, во дворах городов Японии бывает до 20 различных мусоросборных контейнеров. Пищевые отходы — в один бак, стекло — в другой, бумагу — в третий, вышедшую из строя бытовую технику — в четвертый, батарейки — в пятый и т. д. Чтобы граждане не запутались в назначении контейнеров, их красят в разные цвета, можно и подписывать.

Действующие в России тарифы на сбор, вывоз и переработку бытового мусора, по мнению автора, не должны повышаться, так как внедрение системы сортировки, наоборот, должно позволить зарабатывать на отдельных видах этого сырья, что также повысит эффективность утилизации ТБО, ее качество.

Для повышения эффективности системы управления сбором отходов потребления, необходимо реализовать основные мероприятия:

- предлагается управлению жилищно-коммунального хозяйства организовать проведение просветительской работы по обращению горожан с бытовыми отходами в учебных заведениях, на предприятиях и организациях всех форм собственности, а также в средствах массовой информации. Законодательному органу необходимо принять специальные законы об утилизации бытовых отходов, обязывающих граждан вести сортировку мусора;

- информирование жильцов путем вывешивания плакатов, баннеров, распространения листовок, а также проведение разъяснительной работы среди дворников, членов ТСЖ, водителей мусоровозов;

- оптимизация сбора ТБО путем внедрения новых типов контейнеров, оснащенных специальными крышками (евро-контейнеров), на поверхности которых должно быть предусмотрено беспрепятственное удобное устройство приема мусора только на вход;

- установка фандоматов для сбора пластиковых бутылок, жестяных банок в городах с численностью населения свыше 100тыс. чел.;

- ужесточение административного законодательства, увеличение штрафов за несанкционированное размещение отходов;

- совершенствование системы транспортировки ТБО за счет применения новых образцов

мусоровозной техники с задней загрузкой и наличием прессователя, что позволит увеличить коэффициент уплотнения ТБО в пять раз и разрешить экологические проблемы за счет исключения просыпания мусора. Эта мера позволит сократить парк машин, экономить горюче-смазочные материалы и фонд заработной платы водителей;

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования системы обращения с отходами, а также путем международного сотрудничества для того, чтобы перенимать законодательный опыт других стран;

- разработка федерального закона об упаковке и упаковочных отходах, который будет обязывать производителей нести ответственность за превращение в отходы продукции, введенной ими в обращение на рынок. Как показывает зарубежный опыт, эта мера дает импульс раздельному сбору отходов. В этом законе должно быть положение о залоговой стоимости тары, т. е. в стоимость товара закладывается определенная сумма на весь последующий жизненный цикл тары, которая впоследствии направляется на сбор, транспортировку и переработку отходов. Введение такого закона приведет к повышению уровня повторного использования упаковок. Стоит отметить, что введение залоговой стоимости позволило вернуть в хозяйственный оборот до 98 % упаковочных отходов от напитков практически во всех странах Европы. Должны быть единые требования к упаковке, если кто-то захочет поэкспериментировать с дизайном, не должен быть допущен на рынок сбыта. Основные финансовые потоки в сфере сбора,

сортировки и переработки бытовых отходов возникают по следующим направлениям:

- денежные расчеты управляющей организации (ТСЖ, ЖСК) и транспортной организации с центром управления бытовыми отходами по лицензированию деятельности, связанной с оказанием работ и услуг по вывозу ТБО;

- денежные расчеты центра управления бытовыми отходами с подрядчиками (специализированные предприятия по сбору бытовых отходов) по поводу финансирования работ и услуг по сбору и вывозу ТБО. Введение центра в данную структуру, по мнению автора, актуально, так как наиболее эффективный вариант, когда управляющая организация является

одновременно подрядчиком, выполняющим работы и оказывающим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома. К сожалению, в действительности такой вариант встречается крайне редко;

- денежные расчеты поставщиков бытовых отходов с управляющей организацией в части оплаты этих видов услуг;

- денежные расчеты заказчиков (предприятия по переработке бытовых отходов) с местным бюджетом по поводу бюджетного финансирования целевых программ и уплаты налоговых платежей;

- денежные расчеты центра по управлению бытовыми отходами с финансово-кредитными учреждениями по поводу возможного получения кредитов на создание комплекса по переработке отходов потребления и своевременного погашения долга и процентов;

- денежные расчеты центра по управлению бытовыми отходами с частными инвесторами в результате партнерских взаимоотношений по поводу финансирования социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

При введении залоговой стоимости, которая способствует повышению эффективности повторного использования упаковок, а также появлению дополнительного источника финансирования, возможны денежные отношения производителей товаров и услуг в упаковке и таре с заказчиками в виде залоговой стоимости упаковки, включаемой в ее цену.

Движение финансовых ресурсов в сфере сбора, сортировки и переработки бытовых отходов отражает два противоположно направленных денежных потока. Во-первых, входящие финансовые потоки, т. е. приток денежных средств. К ним относятся: выручка от реализации продукции (работ, услуг), прибыль, банковский кредит, бюджетные ассигнования, прочие поступления. Во-вторых, исходящие финансовые потоки, т. е. оттокденежных средств. К ним относятся: материальные затраты, расходы на оплату труда, выплаты процентов по банковским кредитам, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, прочие расходы.

Основным источником формирования финансовых средств на финансирование проектов по обработке вторсырья (отходов потребления) являются средства из федерального, регионального и местного бюджетов, различных целевых программ.

Особое значение на современном этапе реформирования ЖКХ уделяется внебюджетному финансированию, основными видами которого являются:

- во-первых, привлеченные средства, к которым должны будут относиться средства производителей и импортеров продукции в упаковке и таре, в соответствии со специально разработанными тарифами в виде специальных налогов или залоговой стоимости на упаковку и тару, которые становятся бытовыми отходами. Также к ним относятся средства, поступающие за счет введения местного сбора на мусор с юридических и физических лиц;

- во-вторых, заемные средства. Это прежде всего кредиты, получаемые в российских и зарубежных банках. Мировая практика показывает, что на международном рынке занимать капитал дешевле благодаря огромным размерам рынка. Международный рынок просто несопоставим с размерами национальных рынков, поэтому предложение капитала на таком рынке значительно больше. В качестве финансового инструмента для регулирования процесса привлечения заемных средств и инвестирования их в сферу переработки ТБО может выступать частное субсидирование государством процентных ставок по кредитам, выдаваемым на строительство мусороперерабатывающих заводов. При этом основная сумма возвращается заемщиком, а государство выплачивает разницу между учетной ставкой банка по кредиту и

ставкой рефинансирования. Таким образом, государство оплачивает экологические и социальные эффекты, приносимые заводом;

- в-третьих, средства от коммерческого использования объектов ЖКХ, принадлежащих муниципалитету. Это контейнеры для мусора, поверхность которых можно использовать в качестве рекламных носителей. Такой источник финансирования актуален в крупных городах, где есть спрос на уличные рекламные акции;

- в-четвертых, платежи населения за мусор, которые могут стать основным источником финансирования организации раздельного сбора мусора. Понятно, что этих средств недостаточно. Поэтому в качестве дополнительных средств можно рассматривать доходы государства в виде налоговых поступлений от мусороперерабатывающих предприятий, которые значительно повысят финансовую эффективность за счет ввода системы раздельного сбора ТБО.

Исходящие финансовые потоки в основном формируются за счет налоговых поступлений от предприятий по сбору, сортировке и переработке твердых бытовых отходов.

Таким образом, механизм финансирования деятельности предприятий по сбору, сортировке и переработке ТБО представляет собой комплексную систему формирования и использования финансовых ресурсов в результате взаимодействия всех субъектов денежных отношений.

Список литературы

1. Иванова М. Проблема утилизации отходов решаема // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008. № 7.

2. Иванова М. Отходы — богатейший сырьевой ресурс //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008. № 5.

3. Светланова М. Одна из важнейших проблем экологической безопасности страны // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2006. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.